Никитин конструктор останкинской телебашни

Обновлено: 25.04.2024

15 декабря исполось 111 лет со дня рождения архитектора и инженера Николая Никитина. Он известен как создатель особо прочных фундаментов для высотных конструкций. Самая знаменитая работа Никитина – Останкинская башня в Москве. А еще он создал особый фундамент МГУ, конструкции стадиона «Динамо», каркас Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Рассказываем о главных достижениях советского инженера.

Первые достижения в Сибири

Николай Никитин (1907-1973) окончил Томский технологический институт, а после учебы работал архитектором в Новосибирске.


Именно там в 1930-м он построил первое в стране здание с железобетонным сборным каркасом, который он поставил на монолитный фундамент. Для подготовки материала Никитину пришлось организовать полукустарное производство опор, балок и ферм на старом кирпичном заводе. В результате четырехэтажное общежитие на Красном проспекте в Новосибирске предвосхитило технологии массового строительства конца 1950-х.

Коробчатый фундамент МГУ

В 1937 году Никитин переехал в Москву. Во время войны он разрабатывал строительные конструкции, а также создавал сборные железобетонные каркасы для промышленных зданий.

В 1949-1952 годах Никитин работал над проектированием главного здания МГУ. Он предложил уникальное инженерное решение: коробчатый фундамент и стальные колонны крестового сечения со свободным подвесом перекрытий. Это позволило построить высотку в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.


Воробьевы горы считались неподходящим местом для высотного строительства из-за почвы, пропитанной водой. Никитин придумал выход: вместо традиционных свай он решил использовать новый тип фундамента – герметичную железобетонную коробку небольшой высоты, но с плотными стенами.


Конструкции Дворца Советов

Создание конструкций для главного здания МГУ стало первой крупной работой Николая Никитина в Москве. До этого инженеру довелось работать над так и незавершенным проектом Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя.


В проектную мастерскую, в которую входила целая когорта архитекторов и инженеров, 30-летнего Никитина пригласили в 1937 году. Он осуществлял надзор за ходом строительных работ еще на стадии вскрытия грунта под фундамент, поскольку было важно рассчитать устойчивость грандиозного сооружения. При оценке заявленных работ Никитин предложил усовершенствовать конструкции фундамента и каркаса Дворца Советов. Он исходил из сущности проекта: бетонная архитектура на стальном каркасе.


Согласно расчетам, фундамент должен был выдержать нагрузки свыше 500 тысяч тонн. Выверяя протяженность фундамента, Никитин нашел узлы его сцепления с железобетонным барабаном основания.


В результате он сумел доказать, что основание и каркас здания должны соотноситься между собой как части единого организма. А еще конструктор выполнил расчеты ветровой нагрузки и придумал, как укрепить небоскреб с учетом его естественных колебаний.

Останкинская башня

Высота Останкинской башни – 540 метров. На момент постройки это была самая высокая башня в мире, но и сегодня никто не рискнул возвести такое грандиозное сооружение севернее Москвы.


Идея построить новую телебашню появилась в 1950-х, когда стало ясно, что сигнала с Шаболовки не хватает. Вначале строить хотели в Черемушках, но затем нашли подходящее место в Останкинском питомнике.

Первые проекты напоминали созданные прежде башни Эйфеля и Шухова из металла. Однако инженер Николай Никитин выступил с радикальным предложением: выстроить новую башню из бетона. За создание особо прочного материала отвечал инженер-технолог Борис Тринкер, а сам Никитин придумал, как сделать башню устойчивой при ее беспрецедентной высоте.


Конструктор предложил следующее: полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров стянуть 149-ю вертикальными стальными тросами вдоль внутренней поверхности ствола. При этом фундамент заложили на глубину всего 4,65 метра, хотя эксперты уверяли, что потребуется не менее 40 метров. В центре основания башни на отдельном фундаменте установлен железобетонный стакан высотой 63 метра. Два фундамента позволяют передавать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.


По замыслу Никитина, сооружение должно было опираться на саму землю, обретая устойчивость за счет превышения массы основания над массой конструкции. Расчеты инженера оказались верны: в 2000 году Останкинская башня пережила большой пожар, но вопреки прогнозам не рухнула.

Родина-мать

В конце 1950-х на Мамаевом кургане в Сталинграде (нынешнем Волгограде) началось строительство 85-метрового монумента «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. Железобетонная скульптура такого масштаба не имела аналогов в мире, поэтому требовался особый расчет ее устойчивости и прочности.


Николай Никитин вписал в торс статуи специальную конструкцию из вертикальных стенок, пересекающихся под прямым углом. Каркас помог разместить центр тяжести в нужном месте. Для прочности железобетон стянули по всей высоте стальными канатами. Всего их 99. Внутри сооружение полое, со множеством ячеек типа этажей.


Чтобы статуя не кренилась, Никитин предложил поставить ее на перекрытие фундамента свободно, без крепления с помощью анкеров. Если скульптура отклонится, ее можно вернуть в нужное положение посредством гидравлических домкратов.

15 декабря исполось 111 лет со дня рождения архитектора и инженера Николая Никитина. Он известен как создатель особо прочных фундаментов для высотных конструкций. Самая знаменитая работа Никитина – Останкинская башня в Москве. А еще он создал особый фундамент МГУ, конструкции стадиона «Динамо», каркас Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Рассказываем о главных достижениях советского инженера.

Первые достижения в Сибири

Николай Никитин (1907-1973) окончил Томский технологический институт, а после учебы работал архитектором в Новосибирске.


Именно там в 1930-м он построил первое в стране здание с железобетонным сборным каркасом, который он поставил на монолитный фундамент. Для подготовки материала Никитину пришлось организовать полукустарное производство опор, балок и ферм на старом кирпичном заводе. В результате четырехэтажное общежитие на Красном проспекте в Новосибирске предвосхитило технологии массового строительства конца 1950-х.

Коробчатый фундамент МГУ

В 1937 году Никитин переехал в Москву. Во время войны он разрабатывал строительные конструкции, а также создавал сборные железобетонные каркасы для промышленных зданий.

В 1949-1952 годах Никитин работал над проектированием главного здания МГУ. Он предложил уникальное инженерное решение: коробчатый фундамент и стальные колонны крестового сечения со свободным подвесом перекрытий. Это позволило построить высотку в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.


Воробьевы горы считались неподходящим местом для высотного строительства из-за почвы, пропитанной водой. Никитин придумал выход: вместо традиционных свай он решил использовать новый тип фундамента – герметичную железобетонную коробку небольшой высоты, но с плотными стенами.


Конструкции Дворца Советов

Создание конструкций для главного здания МГУ стало первой крупной работой Николая Никитина в Москве. До этого инженеру довелось работать над так и незавершенным проектом Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя.


В проектную мастерскую, в которую входила целая когорта архитекторов и инженеров, 30-летнего Никитина пригласили в 1937 году. Он осуществлял надзор за ходом строительных работ еще на стадии вскрытия грунта под фундамент, поскольку было важно рассчитать устойчивость грандиозного сооружения. При оценке заявленных работ Никитин предложил усовершенствовать конструкции фундамента и каркаса Дворца Советов. Он исходил из сущности проекта: бетонная архитектура на стальном каркасе.


Согласно расчетам, фундамент должен был выдержать нагрузки свыше 500 тысяч тонн. Выверяя протяженность фундамента, Никитин нашел узлы его сцепления с железобетонным барабаном основания.


В результате он сумел доказать, что основание и каркас здания должны соотноситься между собой как части единого организма. А еще конструктор выполнил расчеты ветровой нагрузки и придумал, как укрепить небоскреб с учетом его естественных колебаний.

Останкинская башня

Высота Останкинской башни – 540 метров. На момент постройки это была самая высокая башня в мире, но и сегодня никто не рискнул возвести такое грандиозное сооружение севернее Москвы.


Идея построить новую телебашню появилась в 1950-х, когда стало ясно, что сигнала с Шаболовки не хватает. Вначале строить хотели в Черемушках, но затем нашли подходящее место в Останкинском питомнике.

Первые проекты напоминали созданные прежде башни Эйфеля и Шухова из металла. Однако инженер Николай Никитин выступил с радикальным предложением: выстроить новую башню из бетона. За создание особо прочного материала отвечал инженер-технолог Борис Тринкер, а сам Никитин придумал, как сделать башню устойчивой при ее беспрецедентной высоте.


Конструктор предложил следующее: полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров стянуть 149-ю вертикальными стальными тросами вдоль внутренней поверхности ствола. При этом фундамент заложили на глубину всего 4,65 метра, хотя эксперты уверяли, что потребуется не менее 40 метров. В центре основания башни на отдельном фундаменте установлен железобетонный стакан высотой 63 метра. Два фундамента позволяют передавать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.


По замыслу Никитина, сооружение должно было опираться на саму землю, обретая устойчивость за счет превышения массы основания над массой конструкции. Расчеты инженера оказались верны: в 2000 году Останкинская башня пережила большой пожар, но вопреки прогнозам не рухнула.

Родина-мать

В конце 1950-х на Мамаевом кургане в Сталинграде (нынешнем Волгограде) началось строительство 85-метрового монумента «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. Железобетонная скульптура такого масштаба не имела аналогов в мире, поэтому требовался особый расчет ее устойчивости и прочности.


Николай Никитин вписал в торс статуи специальную конструкцию из вертикальных стенок, пересекающихся под прямым углом. Каркас помог разместить центр тяжести в нужном месте. Для прочности железобетон стянули по всей высоте стальными канатами. Всего их 99. Внутри сооружение полое, со множеством ячеек типа этажей.


Чтобы статуя не кренилась, Никитин предложил поставить ее на перекрытие фундамента свободно, без крепления с помощью анкеров. Если скульптура отклонится, ее можно вернуть в нужное положение посредством гидравлических домкратов.

15 декабря исполось 111 лет со дня рождения архитектора и инженера Николая Никитина. Он известен как создатель особо прочных фундаментов для высотных конструкций. Самая знаменитая работа Никитина – Останкинская башня в Москве. А еще он создал особый фундамент МГУ, конструкции стадиона «Динамо», каркас Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Рассказываем о главных достижениях советского инженера.

Первые достижения в Сибири

Николай Никитин (1907-1973) окончил Томский технологический институт, а после учебы работал архитектором в Новосибирске.


Именно там в 1930-м он построил первое в стране здание с железобетонным сборным каркасом, который он поставил на монолитный фундамент. Для подготовки материала Никитину пришлось организовать полукустарное производство опор, балок и ферм на старом кирпичном заводе. В результате четырехэтажное общежитие на Красном проспекте в Новосибирске предвосхитило технологии массового строительства конца 1950-х.

Коробчатый фундамент МГУ

В 1937 году Никитин переехал в Москву. Во время войны он разрабатывал строительные конструкции, а также создавал сборные железобетонные каркасы для промышленных зданий.

В 1949-1952 годах Никитин работал над проектированием главного здания МГУ. Он предложил уникальное инженерное решение: коробчатый фундамент и стальные колонны крестового сечения со свободным подвесом перекрытий. Это позволило построить высотку в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.


Воробьевы горы считались неподходящим местом для высотного строительства из-за почвы, пропитанной водой. Никитин придумал выход: вместо традиционных свай он решил использовать новый тип фундамента – герметичную железобетонную коробку небольшой высоты, но с плотными стенами.


Конструкции Дворца Советов

Создание конструкций для главного здания МГУ стало первой крупной работой Николая Никитина в Москве. До этого инженеру довелось работать над так и незавершенным проектом Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя.


В проектную мастерскую, в которую входила целая когорта архитекторов и инженеров, 30-летнего Никитина пригласили в 1937 году. Он осуществлял надзор за ходом строительных работ еще на стадии вскрытия грунта под фундамент, поскольку было важно рассчитать устойчивость грандиозного сооружения. При оценке заявленных работ Никитин предложил усовершенствовать конструкции фундамента и каркаса Дворца Советов. Он исходил из сущности проекта: бетонная архитектура на стальном каркасе.


Согласно расчетам, фундамент должен был выдержать нагрузки свыше 500 тысяч тонн. Выверяя протяженность фундамента, Никитин нашел узлы его сцепления с железобетонным барабаном основания.


В результате он сумел доказать, что основание и каркас здания должны соотноситься между собой как части единого организма. А еще конструктор выполнил расчеты ветровой нагрузки и придумал, как укрепить небоскреб с учетом его естественных колебаний.

Останкинская башня

Высота Останкинской башни – 540 метров. На момент постройки это была самая высокая башня в мире, но и сегодня никто не рискнул возвести такое грандиозное сооружение севернее Москвы.


Идея построить новую телебашню появилась в 1950-х, когда стало ясно, что сигнала с Шаболовки не хватает. Вначале строить хотели в Черемушках, но затем нашли подходящее место в Останкинском питомнике.

Первые проекты напоминали созданные прежде башни Эйфеля и Шухова из металла. Однако инженер Николай Никитин выступил с радикальным предложением: выстроить новую башню из бетона. За создание особо прочного материала отвечал инженер-технолог Борис Тринкер, а сам Никитин придумал, как сделать башню устойчивой при ее беспрецедентной высоте.


Конструктор предложил следующее: полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров стянуть 149-ю вертикальными стальными тросами вдоль внутренней поверхности ствола. При этом фундамент заложили на глубину всего 4,65 метра, хотя эксперты уверяли, что потребуется не менее 40 метров. В центре основания башни на отдельном фундаменте установлен железобетонный стакан высотой 63 метра. Два фундамента позволяют передавать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.


По замыслу Никитина, сооружение должно было опираться на саму землю, обретая устойчивость за счет превышения массы основания над массой конструкции. Расчеты инженера оказались верны: в 2000 году Останкинская башня пережила большой пожар, но вопреки прогнозам не рухнула.

Родина-мать

В конце 1950-х на Мамаевом кургане в Сталинграде (нынешнем Волгограде) началось строительство 85-метрового монумента «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. Железобетонная скульптура такого масштаба не имела аналогов в мире, поэтому требовался особый расчет ее устойчивости и прочности.


Николай Никитин вписал в торс статуи специальную конструкцию из вертикальных стенок, пересекающихся под прямым углом. Каркас помог разместить центр тяжести в нужном месте. Для прочности железобетон стянули по всей высоте стальными канатами. Всего их 99. Внутри сооружение полое, со множеством ячеек типа этажей.


Чтобы статуя не кренилась, Никитин предложил поставить ее на перекрытие фундамента свободно, без крепления с помощью анкеров. Если скульптура отклонится, ее можно вернуть в нужное положение посредством гидравлических домкратов.

Николай Никитин

Николай Васильевич Никитин (1907 – 1973) родился в Тобольске (ныне Тюменская область). Его отец, типографский инженер, был уволен со службы за участие в революции и работал судебным писарем. Когда Николаю было четыре года, семья переехала в Ишим. Когда мальчику не было еще и семи лет, мать научила его бегло читать и считать до ста. В Ишиме он окончил приходское училище и первый класс мужской гимназии. В 1919 году семья вместе с отступавшими колчаковскими войсками уехала в Новониколаевск (Новосибирск).

После окончания гражданской войны Николай учился в средней школе, успешно ее окончил и получил путевку в Сибирский технологический институт (ныне Томский политехнический университет). Учился на архитектурном отделении строительного факультета.

На втором курсе начал посещать лекции известного профессора Н. И. Молотилова, который вел новый в то время курс «Технология железобетона». Лекции он читал, по отзывам современников, блестяще, и они производило большое впечатление на студентов. «Часто свои лекции он заканчивал словами: "Мы научимся воздвигать из бетона красивые дворцы, выдающиеся памятники нашему времени, и XX век назовут веком железобетона"». Первая же курсовая работа студента Никитина была сделана на тему, которой он посвятил свою жизнь, — «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».

В 1930 году Никитин с отличием окончил институт. Еще во время учёбы он возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината, в том числе и расчета рамных конструкций на боковое смещение. Это были первые расчеты для высотных железобетонных конструкций.

По окончании института Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырёхэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Он не только разработал проект, но и организовал изготовление железобетонных изделий. На старом кирпичном заводе под его руководством были восстановлены несколько помещений, где и было организовано собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Сконструированное Никитиным общежитие было первым в стране зданием из сборного железобетона.

В том же 1930 году он разрабатывает деревянную большепролётную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо». Дощато-фанерные арки пролётом 22,5 м, несмотря на огромные размеры, были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную. Вскоре никитинские арки вошли во все учебники по деревянным конструкциям.

До середины 1930-х годов Никитин работал в Новосибирске в группе архитекторов под руководством Б. А. Гордеева, по проектам которого построено много оригинальных в архитектурном отношении зданий в стиле конструктивизма. В 1930—1932 годах участвовал в проектировании зданий крайисполкома, жилых комплексов «Дом под часами», «Дом политкаторжан», «Динамо». В 1932 году Никитин спроектировал большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.

В 1932 году в проектной мастерской Кузбасстроя Никитин знакомится с одним из самых замечательных людей своего времени архитектором Ю. В. Кондратюком. Кондратюк в ту пору был увлечен проектом мощной ветроэлектростанции для Крыма, которую планировалось построить на вершине горы Ай-Петри. Был объявлен конкурс на лучший проект. Кондратюк предложил Никитину совместную работу и тот с радостью согласился. В качестве основы сооружения был запланирован железобетонный ствол высотой 150 м, который нес два агрегата с ветроколесами диаметром по 80 м. Ствол мог поворачиваться по направлению ветра. Вся же станция напоминала двухмоторный самолет, летящий вверх. Проект занял на конкурсе 1-е место.

На этом объекте Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке. Строительство ветроэлектростанции не было завершено, но теоретические и практические находки, сделанные при ее разработке, были позже применены Никитиным при строительстве Останкинской телебашни.

В сентябре 1937 года Никитин перебрался в Москву. Он был приглашен в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Никитин внес ряд усовершенствований в конструкцию фундаментов и каркаса Дворца Советов, а также выполнил расчет здания на динамическое действие ветровой нагрузки, для чего разработал новую специальную методику, которая весьма близка к методике, принятой в современных нормах.

Когда началась Великая отечественная война, Никитина не взяли в армию по состоянию здоровья. С 1942 года в Московском институте Промстройпроект он разрабатывает конструкции для строительства в условиях военного времени. С 1944 года участвует в ряде проектов по созданию сборных железобетонных конструкций промышленных зданий. В 1951 году он получает Сталинскую премию третьей степени за разработку большепролётного шедового покрытия и способа его выведения.

В 1949—1952 годах Никитина привлекают к проектированию зданий МГУ на Ленинских горах. Вместе с группой конструкторов он предложил принципиально новые технические решения - коробчатый «плавающий» фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многие другие, которые позволили построить в сложных грунтовых условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов.

С 1954 по 1958 годы Никитин работал в институте Моспроект, где занимался вопросами гражданского строительства. В 1957 году выступил с прогнозами дальнейшего развития массового жилищного строительства и в том же году был назначен главным конструктором института и выбран членом-корреспондентом АСА СССР.

Работу над новыми индустриальными типами массовых жилых домов Никитин продолжил и в НИИ экспериментального проектирования Академии строительства и архитектуры СССР (НИИЭП, впоследствии ЦНИИЭП жилища), где он в 1958 — 1960 годах занимал должность главного конструктора и заместителя директора по научной работе. В 1959 году совместно со скульптором Е. В. Вучетичем работал над созданием скульптуры «Родина-мать зовёт!» для памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Скульптура, представляющая собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом, на тот момент являлась самой высокой статуей мира.

85-метровая скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без учета основания, на котором она стоит). Статуя полая и внутри состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Ещё работая в Моспроекте в 1958 году, Никитин начал разрабатывать проект Останкинской телебашни, создание которой является большим вкладом в развитие мировой строительной техники и архитектуры. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию 540-метровой башни простой и прочной.

27 сентября 1960 года в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки. Окончательный проект башни был утвержден 22 марта 1963 года. Строительство велось по 1967 год. 5 ноября 1967, в канун 50-летия Октябрьской социалистической революции, был подписан Акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию первой очереди строительства башни. В 1970 Никитин стал лауреатом Ленинской премии как главный конструктор строительства Останкинской телебашни.

С 1964 года Никитин — заместитель директора по научной работе и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений (ныне ЦНИИЭП имени Мезенцева). Здесь он продолжает исследования новых систем большепролётных покрытий. В 1966 году защитил диссертацию на звание доктора технических наук.

Последние годы Никитин тяжело болел. Умер 3 марта 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит


Выдающийся конструктор и ученый, имя которого стоит в одном ряду с именами таких гигантов строительной науки и техники России, как Н. А. Белелюбский и В. Г. Шухов. Здание Московского университета, Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве, Мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде — далеко не полный перечень конструкторских работ Никитина, получивших признание в СССР и за его пределами.

Вершиной инженерной мысли Николая Никитина стала Останкинская телебашня, которая многие годы являлась самым высоким сооружением в мире из железобетона, и до сих пор остается одним из самым оригинальных по инженерным решениям.

О чем надо знать

В августе 1966 года, когда строительство в Останкино подходило к концу, конструктор получил официальное предложение от японской компании Мицусиба построить башню высотой 4 тысячи метров. Задача спроектировать сооружение такой высоты в сейсмически неспокойной Японии озадачила даже Никитина, который всю жизнь мечтал о сверхгигантских сооружениях. Тем не менее конструктор вместе со своим помощником кандидатом технических наук В. И. Травушем взялся за проектную разработку конструктивных идей башенного сооружения четырехкилометровой высоты.

Предполагалось, что полезная площадь сооружения позволит поселить в этой башне-городе до 500 тысяч человек. Многие задачи, однако, с трудом поддавались решению: подача воздуха на высоту, система коммуникаций, электро и водоснабжение заоблачных этажей — с такими задачами конструктор сталкивался впервые.

Предварительный инженерный проект стальной сетчатой башни-оболочки с проработкой основных конструктивных узлов Николай Никитин отправил в Японию с обнадеживающим выводом: достижения современной строительной техники и стиль проектирования высотных конструкций позволяют сказать, что идея города-башни осуществима.

Конструкция была спроектирована в виде четырёхъярусной стальной сетчатой конической несущей оболочки. Высота каждого яруса составляла 1000 м. Диаметр основания небоскрёба — 800 м. Нижнее основание башни по проекту представляло собой цилиндр высотой 100 м, входящий в состав первого яруса. Фундамент был спроектирован из предварительно напряжённого железобетона. Конструкция небоскрёба была рассчитана с учётом предельно возможной величины ураганного ветра и предельного уровня землетрясений на территории Японии.

Уже вскоре японцы решили снизить высоту здания с 4 тысяч до 2 тысяч метров, принимая во внимание высокую сейсмичность островов. Еще через полгода новая детальная проектная проработка была отправлена в Токио и на этом дело остановилось. Лишь три года спустя, в январе 1969 года, к Никитину приехали представители фирмы Мицусиба.

«Приехали в Москву семь японцев. Собираются строить башню 550 метров. Это тот самый их буржуй, который собирался строить 4000 м. Теперь остановились на 550. "Господин Мицусиба уже в возрасте и хотел бы видеть башню при жизни"», - рассказывал об этом визите Никитин, потерявший интерес к проекту.

Элементы конструкции башни-небоскрёба Никитина — Травуша были использованы в предложенном в Японии уже в XXI веке проекте небоскрёба X-Seed 4000. Высота здания-башни также должна была составлять 4000 метров над уровнем моря, количество этажей — 800, число жителей - от 700 000 до миллиона. Однако этот проект также не был осуществлен и, по мнению некоторых экспертов, являл собой всего лишь хорошо спланированную пиар-акцию для привлечения внимания к фирме-разработчику.

Прямая речь

Об Останкинской телебашне: «Ей-богу, хорошо при жизни увидеть такую постройку!».

Журналист Андрей Русский о Николае Никитине: «Он брался исключительно за самые амбициозные проекты. Большая часть московских высоток стоят на «Никитинских фундаментах», в том числе и знаменитые Сталинские высотки. «Новое», «оригинальное», «впервые в строительной практике» — эти определения фигурируют во всех авторских свидетельствах и патентах Николая Васильевича Никитина.

Его конструкции были сверх гениальными. Так, например, когда в проекте Останкинской башни Никитин высказал уверенность, что такую махину с высотой в 540 метров выдержит фундамент глубиной не более четырех метров, когда другие архитекторы называли цифры в 40 метров. В Министерстве Строительства проект все же утвердили — слишком убедительными были доводы гениального архитектора».

Николай Никитин

Николай Васильевич Никитин (1907 – 1973) родился в Тобольске (ныне Тюменская область). Его отец, типографский инженер, был уволен со службы за участие в революции и работал судебным писарем. Когда Николаю было четыре года, семья переехала в Ишим. Когда мальчику не было еще и семи лет, мать научила его бегло читать и считать до ста. В Ишиме он окончил приходское училище и первый класс мужской гимназии. В 1919 году семья вместе с отступавшими колчаковскими войсками уехала в Новониколаевск (Новосибирск).

После окончания гражданской войны Николай учился в средней школе, успешно ее окончил и получил путевку в Сибирский технологический институт (ныне Томский политехнический университет). Учился на архитектурном отделении строительного факультета.

На втором курсе начал посещать лекции известного профессора Н. И. Молотилова, который вел новый в то время курс «Технология железобетона». Лекции он читал, по отзывам современников, блестяще, и они производило большое впечатление на студентов. «Часто свои лекции он заканчивал словами: "Мы научимся воздвигать из бетона красивые дворцы, выдающиеся памятники нашему времени, и XX век назовут веком железобетона"». Первая же курсовая работа студента Никитина была сделана на тему, которой он посвятил свою жизнь, — «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».

В 1930 году Никитин с отличием окончил институт. Еще во время учёбы он возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината, в том числе и расчета рамных конструкций на боковое смещение. Это были первые расчеты для высотных железобетонных конструкций.

По окончании института Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырёхэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Он не только разработал проект, но и организовал изготовление железобетонных изделий. На старом кирпичном заводе под его руководством были восстановлены несколько помещений, где и было организовано собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Сконструированное Никитиным общежитие было первым в стране зданием из сборного железобетона.

В том же 1930 году он разрабатывает деревянную большепролётную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо». Дощато-фанерные арки пролётом 22,5 м, несмотря на огромные размеры, были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную. Вскоре никитинские арки вошли во все учебники по деревянным конструкциям.

До середины 1930-х годов Никитин работал в Новосибирске в группе архитекторов под руководством Б. А. Гордеева, по проектам которого построено много оригинальных в архитектурном отношении зданий в стиле конструктивизма. В 1930—1932 годах участвовал в проектировании зданий крайисполкома, жилых комплексов «Дом под часами», «Дом политкаторжан», «Динамо». В 1932 году Никитин спроектировал большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.

В 1932 году в проектной мастерской Кузбасстроя Никитин знакомится с одним из самых замечательных людей своего времени архитектором Ю. В. Кондратюком. Кондратюк в ту пору был увлечен проектом мощной ветроэлектростанции для Крыма, которую планировалось построить на вершине горы Ай-Петри. Был объявлен конкурс на лучший проект. Кондратюк предложил Никитину совместную работу и тот с радостью согласился. В качестве основы сооружения был запланирован железобетонный ствол высотой 150 м, который нес два агрегата с ветроколесами диаметром по 80 м. Ствол мог поворачиваться по направлению ветра. Вся же станция напоминала двухмоторный самолет, летящий вверх. Проект занял на конкурсе 1-е место.

На этом объекте Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке. Строительство ветроэлектростанции не было завершено, но теоретические и практические находки, сделанные при ее разработке, были позже применены Никитиным при строительстве Останкинской телебашни.

В сентябре 1937 года Никитин перебрался в Москву. Он был приглашен в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Никитин внес ряд усовершенствований в конструкцию фундаментов и каркаса Дворца Советов, а также выполнил расчет здания на динамическое действие ветровой нагрузки, для чего разработал новую специальную методику, которая весьма близка к методике, принятой в современных нормах.

Когда началась Великая отечественная война, Никитина не взяли в армию по состоянию здоровья. С 1942 года в Московском институте Промстройпроект он разрабатывает конструкции для строительства в условиях военного времени. С 1944 года участвует в ряде проектов по созданию сборных железобетонных конструкций промышленных зданий. В 1951 году он получает Сталинскую премию третьей степени за разработку большепролётного шедового покрытия и способа его выведения.

В 1949—1952 годах Никитина привлекают к проектированию зданий МГУ на Ленинских горах. Вместе с группой конструкторов он предложил принципиально новые технические решения - коробчатый «плавающий» фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многие другие, которые позволили построить в сложных грунтовых условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов.

С 1954 по 1958 годы Никитин работал в институте Моспроект, где занимался вопросами гражданского строительства. В 1957 году выступил с прогнозами дальнейшего развития массового жилищного строительства и в том же году был назначен главным конструктором института и выбран членом-корреспондентом АСА СССР.

Работу над новыми индустриальными типами массовых жилых домов Никитин продолжил и в НИИ экспериментального проектирования Академии строительства и архитектуры СССР (НИИЭП, впоследствии ЦНИИЭП жилища), где он в 1958 — 1960 годах занимал должность главного конструктора и заместителя директора по научной работе. В 1959 году совместно со скульптором Е. В. Вучетичем работал над созданием скульптуры «Родина-мать зовёт!» для памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Скульптура, представляющая собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом, на тот момент являлась самой высокой статуей мира.

85-метровая скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без учета основания, на котором она стоит). Статуя полая и внутри состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Ещё работая в Моспроекте в 1958 году, Никитин начал разрабатывать проект Останкинской телебашни, создание которой является большим вкладом в развитие мировой строительной техники и архитектуры. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию 540-метровой башни простой и прочной.

27 сентября 1960 года в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки. Окончательный проект башни был утвержден 22 марта 1963 года. Строительство велось по 1967 год. 5 ноября 1967, в канун 50-летия Октябрьской социалистической революции, был подписан Акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию первой очереди строительства башни. В 1970 Никитин стал лауреатом Ленинской премии как главный конструктор строительства Останкинской телебашни.

С 1964 года Никитин — заместитель директора по научной работе и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений (ныне ЦНИИЭП имени Мезенцева). Здесь он продолжает исследования новых систем большепролётных покрытий. В 1966 году защитил диссертацию на звание доктора технических наук.

Последние годы Никитин тяжело болел. Умер 3 марта 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит


Выдающийся конструктор и ученый, имя которого стоит в одном ряду с именами таких гигантов строительной науки и техники России, как Н. А. Белелюбский и В. Г. Шухов. Здание Московского университета, Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве, Мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде — далеко не полный перечень конструкторских работ Никитина, получивших признание в СССР и за его пределами.

Вершиной инженерной мысли Николая Никитина стала Останкинская телебашня, которая многие годы являлась самым высоким сооружением в мире из железобетона, и до сих пор остается одним из самым оригинальных по инженерным решениям.

О чем надо знать

В августе 1966 года, когда строительство в Останкино подходило к концу, конструктор получил официальное предложение от японской компании Мицусиба построить башню высотой 4 тысячи метров. Задача спроектировать сооружение такой высоты в сейсмически неспокойной Японии озадачила даже Никитина, который всю жизнь мечтал о сверхгигантских сооружениях. Тем не менее конструктор вместе со своим помощником кандидатом технических наук В. И. Травушем взялся за проектную разработку конструктивных идей башенного сооружения четырехкилометровой высоты.

Предполагалось, что полезная площадь сооружения позволит поселить в этой башне-городе до 500 тысяч человек. Многие задачи, однако, с трудом поддавались решению: подача воздуха на высоту, система коммуникаций, электро и водоснабжение заоблачных этажей — с такими задачами конструктор сталкивался впервые.

Предварительный инженерный проект стальной сетчатой башни-оболочки с проработкой основных конструктивных узлов Николай Никитин отправил в Японию с обнадеживающим выводом: достижения современной строительной техники и стиль проектирования высотных конструкций позволяют сказать, что идея города-башни осуществима.

Конструкция была спроектирована в виде четырёхъярусной стальной сетчатой конической несущей оболочки. Высота каждого яруса составляла 1000 м. Диаметр основания небоскрёба — 800 м. Нижнее основание башни по проекту представляло собой цилиндр высотой 100 м, входящий в состав первого яруса. Фундамент был спроектирован из предварительно напряжённого железобетона. Конструкция небоскрёба была рассчитана с учётом предельно возможной величины ураганного ветра и предельного уровня землетрясений на территории Японии.

Уже вскоре японцы решили снизить высоту здания с 4 тысяч до 2 тысяч метров, принимая во внимание высокую сейсмичность островов. Еще через полгода новая детальная проектная проработка была отправлена в Токио и на этом дело остановилось. Лишь три года спустя, в январе 1969 года, к Никитину приехали представители фирмы Мицусиба.

«Приехали в Москву семь японцев. Собираются строить башню 550 метров. Это тот самый их буржуй, который собирался строить 4000 м. Теперь остановились на 550. "Господин Мицусиба уже в возрасте и хотел бы видеть башню при жизни"», - рассказывал об этом визите Никитин, потерявший интерес к проекту.

Элементы конструкции башни-небоскрёба Никитина — Травуша были использованы в предложенном в Японии уже в XXI веке проекте небоскрёба X-Seed 4000. Высота здания-башни также должна была составлять 4000 метров над уровнем моря, количество этажей — 800, число жителей - от 700 000 до миллиона. Однако этот проект также не был осуществлен и, по мнению некоторых экспертов, являл собой всего лишь хорошо спланированную пиар-акцию для привлечения внимания к фирме-разработчику.

Прямая речь

Об Останкинской телебашне: «Ей-богу, хорошо при жизни увидеть такую постройку!».

Журналист Андрей Русский о Николае Никитине: «Он брался исключительно за самые амбициозные проекты. Большая часть московских высоток стоят на «Никитинских фундаментах», в том числе и знаменитые Сталинские высотки. «Новое», «оригинальное», «впервые в строительной практике» — эти определения фигурируют во всех авторских свидетельствах и патентах Николая Васильевича Никитина.

Его конструкции были сверх гениальными. Так, например, когда в проекте Останкинской башни Никитин высказал уверенность, что такую махину с высотой в 540 метров выдержит фундамент глубиной не более четырех метров, когда другие архитекторы называли цифры в 40 метров. В Министерстве Строительства проект все же утвердили — слишком убедительными были доводы гениального архитектора».

Читайте также: