Образование вне урока конструктор возможностей

Обновлено: 02.05.2024

Оценить 346 0

Значение спорта и его место в развивающем пространстве

образовательного учреждения.

(Образование вне урока: конструктор возможностей)

Воронова Елена Федоровна,

ГБОУ СОШ № 551

Кировский район Санкт-Петербург

Проблема снижения уровня здоровья у населения России в наше время стоит очень остро. Ни для кого не секрет, что современные дети становятся более вялыми, болезненными и нетренированными. Происходит это от того, что слишком много времени они проводят, сидя за компьютером или занимаясь другими пассивными занятиями. Подвижные игры, занятия спортом, практически, исчезают из жизни современных школьников. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

И задача педагога - тренера научить детей с ранних лет «творить свое здоровье», регулярно занимаясь физкультурой и спортом. Помимо этого нашей целью является создание условий для усвоения основных принципов, правил и положительного отношения к здоровому образу жизни.

В своей работе педагог - тренер должен также выполнять и образовательные задачи, а именно:

обучить социальным нормам при осуществлении взаимодействий с окружающим миром;

обучить детей приемам физических оздоровительных упражнений;

обучить правилам проведения подвижных игр;

обучить хореографическим элементам.

По этой причине во многих детских образовательных учреждениях повсеместно открываются спортивные секции. В ОДОД на сегодняшний день открыты спортивные секции: Лыжные гонки, Подвижные игры, Танцевальные ритмы, Акробатика и др. Остановимся на последней.

Акробатику по праву можно назвать «доброй феей спорта». Это зрелищный вид спорта, который развивает силу, ловкость, гибкость, быстроту, координацию движений, ориентировку в пространстве и другие качества. Акробатические упражнения необычны и зрелищны, а диапазон их сложности чрезвычайно велик: простейшие доступны детям с 4-7 лет, а для освоения сложнейших подчас не хватает и всего периода спортивной деятельности.

С учетом возрастных особенностей построена программа. Для младших учащихся в, первую очередь, в нее входят простые элементы начальной подготовки: обороты, перекаты, выпады и др. На занятиях много игровых и хореографических элементов, что способствует мягкому и гармоничному развитию детей. Программа создает необходимые условия для формирования основ физической и танцевальной культуры детей. Отличительной особенностью является то, что в нее включены такие виды физических упражнений, как:

Йога, которая способствует оздоровлению и укреплению тела, развивает гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание. Йога развивает ребенка не только физически, но и морально. Дети учатся быть спокойными и уравновешенными, помимо этого у них развивается воображение.

Дыхательная гимнастика. Упражнения такого типа не только увеличивают объем легких, но и являются профилактикой простудных заболеваний.

Фитбол. Упражнения с фитболом способствуют укреплению и подготовке всех групп мышц к последующим нагрузкам и очень нравятся детям.

Танцевальные элементы. Способствуют развитию пластики и координации движений.

Подвижные игры. Развивают у детей ловкость, реакцию, выносливость. Приучают к дисциплине и формируют навыки общения в коллективе.

В своей работе педагог - тренер должен также выполнять и образовательные задачи, а именно:

обучить социальным нормам при осуществлении взаимодействий с окружающим миром;

обучить детей приемам физических оздоровительных упражнений;

обучить правилам проведения подвижных игр;

обучить хореографическим элементам.

Каждый раздел учебной программы дополняет и соединяет друг друга, что делает занятие более эмоциональным, музыкально разнообразным, а также способствует равномерному распределению нагрузки и раскрепощению ребенка. Программный материал изложен с учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста: слабое развитие мышц, быстрая утомляемость, чрезвычайная подвижность, неумение удерживать внимание в течение длительного времени. Поэтому предусматривается осторожное постепенное увеличение нагрузки. Много в ней игровых и хореографических элементов, что делает занятие интересным.

Последующие годы обучения рассчитаны на учащихся, прошедших начальную подготовку. Помимо упражнений на развитие гибкости, ловкости, формирование осанки и акробатических прыжков, входят также парно-групповые упражнения и элементы классической хореографии. Учащиеся, которые показывают отличные результаты по физической и специальной подготовке, могут отбираться в отдельную группу для достижения более высоких результатов, получения разрядов по спортивной акробатике на городских соревнованиях.

Помимо того, что занятия способствуют физическому развитию и укреплению здоровья, они помогают создать условия для развития познавательной активности, развивают эмоционально-позитивное отношение к окружающему миру, воспитывают коммуникабельность и доброжелательность по отношению к другим членам детского коллектива, закладывают уже с детских лет мотивацию здорового образа жизни.

В нашем городе большое значение придают развитию физической культуры и здоровью подрастающего поколения. Спорт возвращает утраченные позиции в развивающем пространстве образовательного учреждения. Наша задача привлечь как можно больше ребят к занятиям спортом, воспитать с ранних лет привычку к здоровому образу жизни, развить в каждом ребенке позитивное отношение к окружающему миру. И, конечно, самое главное – способствовать физическому развитию и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Образование вне урока: конструктор возможностей

Моя инициатива в образовании

Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Современное образование включает создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции. В преподавании истории ,также как и в другие учебные дисциплины требуются новые идеи и принципы, которые включали бы развитие творческой личности. Задача учителя-это создание условий для творческой и активной деятельности учащихся и на уроке, и во внеурочное время. Школа 21 века должна включать новые подходы для развития гармонически развитой личности .Воспитание в школе должно позволить ребёнку уметь самостоятельно решать жизненные проблемы.

Существует теория Л.С. Выготского, в которой развитие школьника как личности определяется процессом обучения. Я считаю, что следует искать новые способы по внедрению современных технологий в учебный процесс.

Одним из эффективных методов является дистанционное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной деятельности , способствует создания мотивов в учебной деятельности. Все это поможет школьникам развивать социальные навыки. Процесс групповых исследовательских работ межпредметная интеграция знаний усилит интерес со стороны учеников.

Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя. Моя инициатива в образовании это введенеи дистанционной системы как дополнительного элемента проектной деятельности учащихся.

Актуальность проекта заключается в поиске новых подходов к преподаванию истории и обществознанию, повышению мотивации учащихся использовании современных информационных технологий.

1.Повысить мотивацию к изучению истории и обществознания

2.Совершенствовать практические навыки при использовании иллюстративного материала для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

3.Повышение навыков работы в сети Интернет при работе с поисковыми серверами ( Yandex , Google , etc ).

4.Создание условий для творческой работы учащихся.

5.Разивать навыки групповой работы при обсуждение исторических и обществоведческих вопросов.

Выделяют три основных вида :

Кейсовая (или портфельная) технология больше всего походит на то, что принято называть заочным обучением. Учащиеся в проводящем дистанционное обучение учебном заведении получают комплекты учебников и методических пособий. Телевизионно-спутниковая технология представляет собой применение для обучения интерактивного телевидения. Это радио- и телелекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия. К сожалению, данная технологий стоит дорого, поэтому пока не часто используется.

Интернет-технология основывается на получении всех материалов дистанционного курса, а также на общении учащегося с инструктором через интернет. Это наиболее распространенная технология, так как сейчас интернет становится все доступнее (и ездить никуда не нужно).

Именно к этому варианту использования дистанционных технологий я и склоняюсь.

1. Разработка и утверждение Положения о проекте.

2. Разработка плана отдельных направлений.

3. Создание экспертной группы для оценки эффективности работы

4. Знакомство с целями и задачами проекта.

1. развитие информационной и коммуникативной компетенций через применение мультимедийных средств, ресурсов Интернета

2. подборка материала по обновлению информации на сайте

3. публикация статей в СМИ и сети Интернет на основе полученных результатов

4. - создание методических пособий с разработками сценариев внеклассных мероприятий, программ.

1.Анализ достигнутых результатов.

2.Опреджеление перспектив дальнейшего развития.

Конечно, дистанционное обучение имеет и достоинства, и недостатки, которые надо учитывать при выборе такой формы обучения.

Среди преимуществ можно выделить следующие:

· Доступность: Вы можете заниматься в любое время и в любом месте, так как учебный материал доступен всегда.

· Интерактивность: возможность учащегося и инструктора во время дистанционного обучения быстро обмениваться информацией. Для проведение консультаций им нет необходимости встречаться лично. Учащийся быстро получает ответы на интересующие его вопросы и проверенные инструктором контрольные задания через интернет.

· Постоянное обновление информации: учащимся доступны самые актуальные данные, так как инструктор имеет возможность своевременно скорректировать дистанционный курс.

· Возможность обучаться в индивидуальном темпе - не нужно подстраиваться под других. Вы сами планируете, сколько дистанционное обучение будет занимать времени .

К основным недостаткам дистанционного обучения можно отнести:

· Отсутствие «живого» взаимодействия учителя и ученика, т.е. невозможность перенять личный опыт наставника.

· Необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля.

· Необходим определенный уровень технической оснащенности для доступа к материалам дистанционного курса.

Таким образом, дистанционное обучение более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирует учеников самостоятельно познавать окружающий мир, помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов.

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 2010

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: Классические труды).

3.Скаткин М.Н. [Текст]:/Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие — М.: 1971.

Школа вне урока - это мир творческого самовоплощения каждого ребенка, мир возможностей, в котором можно проявить себя, раскрыть свои таланты, поделиться собственными идеями, а главное, что все это ребенок может делать, руководствуясь только собственным желанием и своим собственным выбором.

Оценить 362 0

Образование вне урока

(из опыта работы Кистановой Людмилы Владимировны)

Школа вне урока - это мир творческого самовоплощения каждого ребенка, мир возможностей, в котором можно проявить себя, раскрыть свои таланты, поделиться собственными идеями, а главное, что все это ребенок может делать, руководствуясь только собственным желанием и своим собственным выбором.

Перед каждым педагогом встает один очень серьезный вопрос: как сделать так, чтобы у ребенка возникло то самое сокровенное желание раскрыть собственное «я», задержавшись после уроков для того, чтобы окунуться в мир вдохновения и самосовершенствования.

Те изменения , которые происходят в образовании, побуждают учителя искать новые подходы, новые формы, мотивирующие развитие личности ребенка. Сегодня важным результатом образования детей считается сформированность УУД, которые являются неотъемлемой частью ядра ФГОС НОО и выступают как главный ресурс достижения качественных базовых предметных результатов образования. Формирование и развитие УУД осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности.

2 слайд: 3 направления деятельности : Духовно-нравственное, театральная педагогика, журналистика

В школе я веду 3 предмета: русский язык, литературу и Духовное краеведение Подмосковья.

3-слайд экскурсии

С 2006 года в рамках изучения выше перечисленных предметов вместе с агрохолдингом «Русское молоко» организую экскурсии, которым уделяю большое внимание. Практически каждый месяц мы с ребятами можем посещать святыни Подмосковья, театры, музеи. Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей=всему этому способствует экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на экскурсиях. Экскурсии способствуют также решению задач нравственного воспитания, формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням своей земли, наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья. Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования познавательных интересов, умение наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Содержание экскурсий имеет связь с изученным материалом. Полученные знания ребята используют на последующих уроках. Каждая экскурсия тщательно готовится. Соответственно месту и объектам изучения определяется большая подготовительная работа.

1.Определяю цели и задачи.( например, о духовном подвиге Маргариты Тучковой рассказывается на экскурсии по Спасо-Бородинскому монастырю, а подготовить детей к восприятию «Войны и мира» лучше в музее на Бородинском поле)

2.Заранее прорабатываю маршрут.

3.Легко ориентируюсь на маршруте.

4.Просматриваю хронометраж (не более 45 минут)

5.Заранее обговариваем с экскурсоводом, на что обратить внимание

6.Подвести итог, дать задание , подготовить мини-проекты, фотоотчет, разместить информацию в родительских группах,

На Поклонной горе-экскурсия и урок мужества.

Урок духовного краеведения Подмосковья в Иосифо-Волоцком монастыре

4 слайд Слово Пастыря ( организация встречи со священниками и их ответы на самые сложные жизненные вопросы, Детская литургия в День славянской культуры и письменности, экскурсия в библиотеку и обзор православной литературы, слова напутствия на Светлой Седьмице)

5 слайд Экскурсия на « LG »

Сначала экскурсия, а потом олимпиада, организованная « LG », на снимке вручение ценного подарка победителю.

Экскурсии способствуют созданию различных проектов. Мини -проекты(наглядно демонстрируется)

Учащиеся моих классов не раз становились победителями и призерами в таких конкурсах, как «Первые шаги в науке», (проект о Гиляровском) Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Моя Россия»(Разрушенные и возрожденные святыни Подмосковья), в межрегиональной конференции «Воскресение», которую проводит молодежное движение « ANESTI »(Дорога к храму)

7 слайд –награды

8 и 9 слайды -

Театральная педагогика (как часть педагогики искусства) предлагает создание открытой творческой среды для живого общения. Диалог в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до религии), но целью его всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей ученика.

Виктор Ильев, автор одного из самых авторитетных учебных пособий по театральной педагогике, говорит:

«Начинай с чего угодно, только не с урока. Ты должен удивить класс»

С этими слова нельзя не согласиться. В нашей школе ежегодно устраиваются театральные фестивали, я со своими классами активно участвую в них, ведь театральные практики необходимы для того, дети через своё собственное творчество, через работу с художественным образом входили в пространство культуры. Здесь речь идёт не только об использовании отдельных инструментов, но и о создании с детьми театрализованных занятий и целых постановок.

10 слайд Школьная газета и как средство профориентации

Она помогает формировать такие навыки, как коммуникабельность, умение оформлять свои мысли, грамотность, способность к аналитике

11 слайд «Самая мысль о том, что текст надо печатать, заставляет детей избегать ошибок, –тут действует стимул, абсолютно отсутствующий в обыкновенных письменных упражнениях для учителя».

12 слайд Лист профессиональных компетенций, приобретаемых школьниками во время издания газеты:

•планирование;

•работа с источниками информации;

•умение находить важные и злободневные темы;

•оперативно и в срок готовить журналистские материалы;

•использование адекватных языковых и других изобразительно-выразительных средств и принятых в прессе форматов, стандартов и технологических требований;

•редактирование и внесение корректорской правки;

•анализ номера газеты на редакционной летучке

13слайд Организация работы школьной редакции- это игра, но в этой игре дети могут примерить на себя разные роли

1.главный редактор-это учитель

2.исполнительный редактор

3.радактор темы/рубрики (наши ветераны, городская научно-практическая конференция, спортивные достижения итд, наши праздники, школьная мода)

4. обозреватель/колумнист (может и не быть в штате)

6.ответственный секретарь 7корректор 8 верстальщик- обязанности каждого прописываются в Положении о школьной газете, на внеурочке обо всем этом говорю

В заключении хочу сказать, что целенаправленная организация внеурочной деятельности положительно влияет на достижение высокого качества результата образования и получение образования вне урока

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.

  • принципы должны четко проявляться на каждом этапе;
  • цели урока должны реализовываться;
  • структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.

Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” апробировано в общеобразовательной школе № 4.

  1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
  2. Изучение разных приемов и их комбинаций.
  3. Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.
  4. Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.
  5. Создание собственного “Конструктора” уроков. (Смотри таблицы 2,3 в приложении)

Работа по алгоритму строится следующим образом:

  • Начало урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Закрепление, тренировка, отработка умений.
  • Повторение.
  • Контроль.
  • Домашнее задание.
  • Конец урока.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.

Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.

При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, А.Гин привел возможную его форму (таблица 1). Конструктор, разработанный А.Гином (1) взят за основу при проектировании уроков природоведения и был разработан собственный конструктор уроков (таблица2), в который добавлены методические приемы, используемые в практике проведения уроков биологии.

Ниже приведены некоторые методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков.

1. Интеллектуальная разминка

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

  • Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
  • Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
  • Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Или Универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать соучастников.
  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

3. Удивляй! Отсроченная отгадка

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке “Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.

“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.

4. Фантастическая добавка

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение\животное и рассмотреть его в реальном биоценозе.

Урок “ Луна – естественный спутник Земли”. Предлагается задание: “Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.”

Этот прием необходимо сделать более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных темах.

5. Идеальный опрос

Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономится время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5” (ученики поднимают руки) на “4”, на “3”? Спасибо…

6. Игра в случайность

Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора

Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…

Тема урока “Барометры. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах.” урок начинаем с “игры в случайность” – проверка выполнения домашнего задания в печатных тетрадях – кидается 4 кубика и сумма выпавших очков укажет на номер ученика в журнале, у которого проверить тетрадь или спросить об опыте, который делали дома.

Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята составляют вопросы по заданной теме. Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на “кучки”: - вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке; - вот те, на которые можно найти ответ в литературе; - вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто. Дополнительно можно: организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам; - провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос; - организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам; - использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

8. Графический диктант.

Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов-утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок ; не согласны значок ; если не знают - ____. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.

  1. От грозы можно укрыться под высоким одиночным деревом.
  2. Одноименные заряженные тела притягиваются, а разноименные отталкиваются.
  3. Стекло хороший изолятор электрического тока.
  4. Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
  5. Резина хорошо проводит электрический ток
  6. Густой лес, пещеры, подножия холмов – хорошие убежища во время грозы.
  7. Металлы – хорошие проводники электрического тока
  8. Батарейка, аккумулятор – это источники тока.
  9. В электризации участвует одно тело.
  10. Сверкание молнии при грозе – это химическое явление
  11. Молния гигантская электрическая искра

9. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам.Урок “Электрические разряды в природе” - необходимо разработать правила поведения во время грозы или на уроке “Шляпочные грибы” - памятку сборщика грибов.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками….

Итоговый урок по строению растений предлагаются задания по вариантам:

Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.

Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы.

Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию.

Почка – это зачаточные листья. Почки бывают вегетативные и генеративные.

Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка.

Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные.

Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.

После работы проводим самопроверку, на доске вывешиваем текст без ошибок и ребята проверяют свои тексты в тетрадях, ставят себе отметку.

Так же предлагаются и критерии отметок

Есть где развернуться фантазии учителя.

11. Вопросы – суждения к тексту.

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений:

Почему. Как доказать. Чем объяснить. Вследствие чего. В каком случае. Каким образом?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.

Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия… Логическая цепочка Формула: учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или большее участников, это может быть отдельный ученик или команда. Обычно провожу соревнование между рядами. На уроках, изучающих растения, животных, грибы, 1-й ряд называет слово: Крапива – астра - апельсин - ноготки – ирис – сирень – нивяник и т.д. Например, на уроке “Строение организмов” учащимся раздаются карточки, на которых написано: “Организм”, “Органы”, “Ткани”, “Клетки”, “Части клетки”, “Молекулы веществ”, “Атомы элементов”. Две группы по команде должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та команда, которая закончит первой. Или на доске составлена логическая цепочка с пробелами, дается задание заполнить пропущенные звенья логической цепочки: ядро - ? – атом - ? – вещество (урок “Разнообразие веществ”)

  1. Загадки зачитываю сама.
  2. Загадки задают учащиеся своим одноклассникам.
  3. Загадки составляем вместе и индивидуально

На доске вывешиваю табличку – опору:

На что похоже? Чем отличается?

Какой? Что такое же?

Что делает? Что такое же?

На уроке “Характерные признаки растений” предлагается составить загадку о растении.

Что делает? Что такое же?

А затем составляем загадку о растении: Дышит, но не человек, питается, но не животное, растет, но не гриб. Что это?

Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы составлять и отгадывать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, читать дополнительную литературу.

  • Что на уроке было интересным?
  • Что узнали нового сегодня?
  • А что на уроке было главным?

На дом задаются творческие задания – написать сочинение – сказку.

Темы:“О чем рассказал ветер?”, “Сказка о капельке воды”, “Разговор деревьев о своем назначении”, “Спор овощей о витаминах”, “О чем мечтает боровик?” и другие.

16. Три уровня домашнего задания

  • частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
  • чайнворды, кроссворды и т.п.;
  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
  • плакаты – опорные сигналы;
  • мнемонические формулировки, стихи и др.

На первом уроке по теме “Воздух” ребятам предложено задание оформить книжку – малышку по данной теме. Каждый ученик получил памятку “ Подготовить книжку-малышку по теме “Воздух”: загадки, пословицы, синквейны, ребусы, кроссворды и т.п. воздухе, погоде, осадках, ветре.”

17. Необычная обычность

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. Учитель задает домашнее задание необычным способом.

18. Идеальное задание

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание задаю после проведения урока контроля, когда и задание задавать не обязательно. Ребятам нравится данный прием.

19. Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактический материалов. Урок “ Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды” - составить тест из 5 вопросов, на каждый вопрос 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

  • Моя мыслительная активность на уроке была ……….
  • Больше всего мне понравилось ……………………….
  • У меня пока не совсем получается…………………….
  • Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
  • Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

При подготовке уроков использую в работе таблицу “Конструктор уроков” и описание методических приемов. Для облегчения работы с конструктором в уголках клеток стоят цифры с № приема, описанного в перечне “Методические приемы” При составлении календарно-тематического планирования выделяю отдельную графу, в которой записываю формулу урока, которую использую при составлении поурочных планов (таблица 3).

  • Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:
  • Значительно возрастает многообразие уроков.
  • Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове.
  • При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков.
  • При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания.
  • Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
  • Возрастает творческий потенциал учителя.

В ходе работы по данной теме возникло желание разработать вопросы для обсуждения во время игры “Точка зрения”, составить список учебных тем мозговых штурмов и задач для научно-исследовательской лаборатории, составить картотеку примеров “фантастических добавок” для использования в учебных темах по биологии.

Современные технологии позволяют находить новые формы и возможности обучения в школе. Еще несколько лет тому назад никто не мог предположить, что дистанционное обучение возможно. В настоящее время дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Но если говорить о начальной школе, некоторые могут возразить и аргументировать, что дистанционное обучение невозможно в начальном звене в силу возраста детей. Но, взглянув на этот вопрос с другой стороны, можно доказать, что инновационный подход к обучению разнообразит образовательный процесс и даст дополнительные навыки учащимся. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий».

Дистанционное обучение рассматривается как вид интерактивного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемые в условиях реализации средств ИКТ с помощью образовательных технологий.


Дистанционное обучение имеет ряд отличительных характеристик, которые выделяют его среди других форм и подчеркивают его инновационность и актуальность:

– основная часть процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;

– электронные средства являются преобладающими;

– интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический;

– наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся.

В апреле 2020 года из-за распространения новой коронавирусной инфекции все учащиеся были переведены на дистанционное обучение. В какой ситуации оказались педагоги? Какие трудности вызывает у них введение дистанционного обучения? И, главное, какие приемы помогают организовать образовательный процесс эффективно – так, чтобы после благополучного разрешения проблемы отставание от программы не оказалось критическим? С целью повышения собственных знаний я прошла дистанционные курсы «Олимпик» и что помогло мне познакомиться с новыми возможностями обучения детей в дистанционном режиме.

Один из самых доступных способов организации дистанционного обучения – это использование всевозможных образовательных платформ, например,

Портал "Российская электронная школа" – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов. Педагоги нашей школы активно используют этот ресурс и вне карантина.

Обучающее видео в виде инструкций по работе с программами и сервисами называется скринкаст (видеозахват экрана). Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы, комментируя голосом происходящее на экране. Использование скринкастов в процессе обучения позволяет гораздо быстрее и удобнее усваивать материал. Востребовано при смешанных и дистанционных формах обучения. В качестве технических средств для создания скринкастов необходимы: компьютер, наушники, микрофон. Остается только выбрать программу или онлайн сервис, с помощью которого можно будет создавать видеоинструкции.

Образовательная платформа Учи.ру – лидер в сфере цифрового школьного образования. В период действия ограничений на проведение занятий в школе и необходимостью организовывать обучение дистанционно, Учи.ру оперативно адаптировало продукты и сервисы, а также запустило спецпроекты в поддержку учителей и директоров школ, детей и их родителей. На «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы, много курсов для средней и старшей школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день регламентированы нормами СанПиН, при ошибочном выполнении ученик получает ещё задания, пока не научится выполнять его правильно. Сейчас на сайте опубликована инструкция, как с помощью платформы и других средств организовать в школе дистанционное обучение. Использовать только "Учи.ру" невозможно, так как на платформе отсутствует теоретический материал.

  • Индивидуальный подход к каждому ученику (система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению)
  • Обучение происходит в игровой форме
  • В наличии более 700 заданий по всем темам математики начальной школы, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой
  • Отслеживание успехов каждого ученика или всего класса
  • Использование платформы на планшетах, компьютерах или интерактивной доске в классе
  • Формирование домашних заданий для всего класса или индивидуально для каждого ученика

Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и ПООП и позволяющая индивидуализировать образовательный процесс в школах.

В личном кабинете на Учи.ру бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Я могу проводить уроки и видеть, и слышать своих учеников, а также демонстрировать документы, презентации, и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку.

Образовательная платформа рассчитана на базовый уровень, но позволяет и работать с одарёнными детьми. На сайте Учи.ру регулярно проводятся бесплатные предметные олимпиады. Платформа даёт возможность каждому ученику осваивать учебный материал играя. Это особенно важно, когда в классе есть дети с особенными потребностями. Я вижу, как в течение учебного года дети вовлекаются в обсуждение задач, на переменах не просто играют в игры на телефоне, а работают на платформе Учи.ру, им нравится. Занятия с Учи.ру позитивно влияют на развитие у моих учащихся предметных знаний, метапредметных компетенций. Возрастает интерес учащихся к школьным дисциплинам, даже у не очень мотивированных детей, усвоение материала происходит практически без пробелов, следовательно, повышаются образовательные результаты.

Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
  • Платформа предоставляет малое количество бесплатных занятий.

Вывод

Наиболее приемлемой формой дистанционного обучения для младших школьников является участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Педагогами нашей школы ведется работа по мотивированию обучающихся на участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах интеллектуальной и творческой направленности. Для этого в работу на занятиях кружков включаются задания, предлагаемые такими центрами, как Центр развития мышления и интеллекта «Вот задачка», «Фактор роста», материалы Всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру» прошлых лет.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - удобная и полезная форма работы. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам, обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Читайте также: