Образовательные конструкторы в доу

Обновлено: 28.04.2024

(сл.1) Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.

В связи с этим современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

(сл.2) Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».

Особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа» на основе паритетного партнерства и сотрудничества образовательных организаций всех уровней.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

(сл.3) Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

(сл.4) Использование LEGO -технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе .

(сл.5) Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

(сл.6) Цель : Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

(сл.7) Особое значение имеют следующие задачи :

создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

- предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

- пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

(сл.8) С троится на интегративных принципах .

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности

(сл.9) Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов :

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

(сл. 10) Виды конструирования:

(сл.11) 1. Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

(сл.12) 2. Конструирование по условиям ( образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

(сл.13) 3. Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

(сл.14) Л его-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего-конструктора;

речевое развитие: работа на лего-пункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование - создание замысла из деталей лего-конструктор;

физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Социально-коммуникативное развитие

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

(сл.15) Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями :

- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);

- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);

- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);

- сформированность произвольности, моторики и координации;

- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);

- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

(сл.16) Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста

Проблема: Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Цель проекта : развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи проекта :

• для детей – Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

• Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

• Развивать операции логического мышления,

• Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

• Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

• для педагогов – поиск новых форм и методов организации НОД

• для родителей – рассказать о необходимости использования СОК как в детском саду, так и дома

• для социальных партнеров – показать и дать рекомендации к использованию СОК с детьми;

Форма проведения итогового мероприятия: НОД

Название итогового мероприятия: "Разные-равные"

Продукты проекта :

• для детей – самостоятельно выполненные постройки и истории;

• для педагогов – усвоение детьми материала;

желание создавать новые образы, использование конструкторов в качестве заменителей;

• для родителей – взаимодействие с детьми в процессе

создания постройки или схем для конструирования;

для социальных партнеров: просмотр выставки детских работ, папок со схемами, просмотр разных видов СОК.

Ожидаемые результаты проекта :

• для детей – освоение материалов и способов, используемых для создания построек с помощью СОК.

• для педагогов – усвоение детьми способов скрепления деталей между собой, понимание схем для конструирования;

• для родителей – помощь детям в создании схем, построек;

• для социальных партнеров – виды СОК;

приобретение опыта для дальнейшей работы с детьми

Знакомство с разными видами конструкторов;

Изучение деталей (названия, виды);

«Построй свою историю»;

«Разные – равные»;

Придумывание лего загадок

Хождение по мягким кубикам с разным наполнением;

Утренняя гимнастика с кубиками разного размера и жесткости;

Физминутки «Фигурки»;

Социально – коммуникативное развитие:

Беседа «Виды конструкторов»;

Д/и «Строим город»;

Д/и «Таинственный мешочек»;

Рассматривание лего серии;

Мини – соревнование «Чья башня выше»

Изготовление схем для построек;

НОД «Строим город»;

Д/и «Построй, не открывая глаз»;

Чтение стихов о лего;

Отгадывание лего загадок;

Отгадывание лего загадок;

Беседа «Виды конструкторов»;

Просмотр мультфильмов про лего;

НОД «Построй свою историю»

- Знакомство с разными видами конструкторов

- Беседа: Какие бывают конструкторы. Вызвать у детей интерес к конструированию.

Обобщить знания детей о разнообразных материалах, из которых может быть сделан конструктор

- Свободное конструирование Совершенствовать умение детей в скреплении деталей, строительстве простейших фигур

- Знакомство с деталями лего Познакомить детей с разными видами лего серии, познакомить с названиями деталей, их функциями

- Д/и «Таинственный мешочек» Учить отгадывать детали на ощупь, закрепить названия деталей

- Чтение стихов о лего Развитие внимание, памяти, интереса к конструированию

- Рассматривание лего серии Познакомить с разновидностью лего конструкторов (для малышей, для девочек, для мальчиков, по мультфильмам и т. д)

- Беседа «Профессия инженер-конструктор» Познакомить детей с новой профессией в области конструирования.

- Свободное конструирование Познакомить детей с новой игрой. Учить соблюдать правила. Совершенствовать умение детей в скреплении деталей, строительстве простейших фигур

- Д/и «Строим город» Учить детей строить по черно-белым схемам, сравнивая размер деталей.

- Лего загадки Учить составлять и разгадывать лего загадки по сказкам

- НОД «Построй свою историю» Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, закреплять умение составлять один общий рассказ, развивать умение взаимодействовать со сверстниками.

- Изготовление схем для конструирования Учить детей самостоятельно изготавливать схемы для простейших построек.

- НОД «Разные – равные» Закреплять знания детей о специальных приспособлениях для людей с ОВЗ; Закрепление основных деталей конструктора, этапов работы;

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, решая одну общую задачу, работая в паре, микрогруппе.

- Конструирование «Парк отдыха» Учить использовать в конструирование знания из личного опыта; Учить обыгрывать постройку; Закрепить умение использования разных видов конструктора в одной постройке; Развитие воображения, памяти, усидчивости

- Мини – соревнование «Чья башня выше» Закрепить умение детей скреплять детали большого конструктора; Развитие внимания, быстроты, ловкости; Учить работать в команде;

- Чтение стихов про лего

- Просмотр лего - мультфильмов Воспитывать интерес к лего конструированию, развитие внимания, памяти.

- Продолжать знакомить детей с «возможностями» конструкторов лего.

- Свободное конструирование из набора «ROBOKIDS» Закрепить названия деталей конструктора, креплений; Закрепить умение пользоваться схемами; Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, усидчивости; Воспитывать интерес к конструированию.

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

Оформление патриотического уголка в детском саду в современных условиях дошкольного образования

Оформление патриотического уголка в детском саду в современных условиях дошкольного образования Особенно актуальным в современных условиях является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Воспитание патриотизма начинается.

Использование современных образовательных технологий в ДОУ

Использование современных образовательных технологий в ДОУ Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей.

Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай.

Использование современных образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо Использование современных образовательных технологий и методик в физической, технико-тактической и психологической подготовке тхэквондистов.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Я в образовательном процессе систематически использую следующие технологии: • здоровьесберегающие технологии; • технологии проектной деятельности.

Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района Образовательный проект.

Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в детском саду по развитию речи дошкольников» Цель: Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи детей, активизация форм повышения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

1.3 Образовательные конструкторы в ДОО

Конструктор - это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Материалов для конструирования существует огромное количество видов - от простейших кубиков до сложных образовательных робототехнических наборов-конструкторов, позволяющих не только конструировать различные механизмы, но и, применяя такие элементы как сервомоторы и различные датчики, задавая определенные программы, превращать эти механизмы в настоящих "роботов".

Для формирования детского творчества с использованием деталей конструктора необходимо выполнять три условия:

1.Организация системы обучения, состоящая из трёх взаимосвязанных этапов: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с материалом; дети решают задачи направленные на развитие воображения и формирование обобщённых способов конструирования; организуется самостоятельное конструирование по замыслу детей.

2. Отбор материала, имеющего простые способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести поисковую деятельность, находить разные варианты решения одной и той же задачи, воплощать разнообразные замыслы, объединять конструкции пространственно и сюжетно.

3. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, прежде всего с игрой.

Образовательный конструктор – это конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, дети могут учиться, создавая модели реального мира, обсуждая идеи, экспериментируя с постройками, решать проблемы, возникающие во время работы.

Критерии образовательного конструктора:

- конструктор должен стремиться к бесконечности, предлагать такое количество конструируемых моделей, которые способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение;

- в конструкторе должна быть заложена идея усложнения;

- конструктор должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста и задач конструирования;

- конструктор должен нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которая выражается в смысловом создании и воспроизведении детьми модели и объектов реальности из деталей конструктора .

1. задумались об актуальности

2. использования в воспитательно – образовательном процессе технологии

3. образовательного лего конструирования и робототехники. Посредством

4. использования конструкторов можно эффективно решать образовательные

5. задачи реализуемые в детском саду в соответствии с примерной

6. общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в части,

7. формируемой участниками образовательного процесса, т.к. программа

8. позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и

9. приоритетные направления в работе ДОУ .

10. Ко нструирование относится к продуктивным видам деятельности,

11. поскольку направлено на получение определенного продукта.

12. Под детским конструированием принято понимать создание разных

13. конструкций и моделей из строительного материала и деталей

В дошкольном образовательном учреждении конструкторы использовались всегда. Идея сделать акцент на техническом конструировании возникла с принятием ФГОС ДО. Посредством использования конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемые в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса, так как программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

1. Кубики - (деревянные, тканевые, пластмассовые) являются самым первым материалом для конструирования

2. Строительные наборы - (брусочки, арки, конусы) эти наборы могут быть из разных материалов – деревянные, пластмассовые

3. Напольный конструктор – большие и маленькие детали конструктора для постройки домов

4. Тематические наборы – конструкторы типа «Лего», с помощью которых можно создавать различные объекты, такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки людей, животных.

5. Блочные конструкторы – геометрические фигуры разного размера (конструктор с болтовым соединением, магнитные конструкторы, электронные, мягкие конструкторы, развивающие конструкторы лабиринты).

Большой интерес у детей вызывают такие конструкторы, как конструктор из больших пластин «Полидрон», магнитный конструктор « Мачформерс», первые механизмы, металлический конструктор. Эти конструкторы успешно используются в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала. В самостоятельной деятельности в виде дидактической игры, сюжетно-ролевой ил театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал.

Конструктор, прежде всего, должен подходить по возрастной категории ребёнка. Чем младше малыш, тем крупнее должны быть детали конструктора. Конструктор должен быть безопасным. Поэтому нужно обращать внимание на фирму производителя конструктора и качество самого конструктора. Затем следует обратить внимание на количество мелких деталей в упаковке, цветовую гамму (она не должна быть агрессивной, поверхность деталей, а также запах. Резкий, неприятный запах свидетельствует о недоброкачественности конструктора, и игра с ним может привести к аллергическим реакциям и отравлениям.

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

ВложениеРазмер
osnovnye_vidy_konstruktorov_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov_s_uchetom_novykh_fgos.docx 16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи . Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» – одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.
В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер - класс для педагогов "Организация игровой деятельности дошкольников с учетом ФГОС ". Изготовление города для игрушек.

Обобщение и дополнение знания педагогов о том, как правильно организовать игровую деятельность дошкольника, а именно, как сформировать у детей способность к принятию собственных решений, опираясь на с.

«Средства обучения - это различные объекты, используемые в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения» [1].

В современном информационном мире при организации учебно-воспитательного процесса невозможно обойтись без применения технических средств обучения (ТСО). Технические средства обучения — это различные устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

В наше время существует очень много различных технических средств для обучения дошкольников: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, фотоаппараты, магнитофоны и т. д. В каждом ДОУ сейчас все эти устройства обязательно применяются. Об их роли и результативности уже много сказано и написано. В нашем детском саду также идёт регулярное использование этих технических средств.

Но мне бы сегодня хотелось рассказать о конструировании на занятиях с детьми. Конструкторы являются незаменимыми средствами обучения в любом детском саду, которые используются регулярно. Чем же так полезно конструирование для дошкольников?

являются источником информации;

повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

организуют и направляют восприятие;

обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;

создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

делают доступным материал;

способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

активизируют познавательно -исследовательскую деятельность [2].

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим для формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Также конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их [3].

Плановые занятия по конструированию начинаются со среднего возраста, но игровые моменты с применением различных видов конструкторов воспитатели используют для детей любого возраста. У нас в средней группе (4-5 лет) имеется специальный «Уголок конструирования», в котором 25 видов различных конструкторов. Вот некоторые из них:

Читайте также: