Отечественные конструкторы оружия конспект впп

Обновлено: 14.05.2024

Долгое время на Руси основным оружием оставался прямой русский меч, прославленный сказателями былин как богатырское оружие. Русские мастера даже сумели внести в традиционную конструкцию меча изменения, усиливающие его боевую мощь. Однако борьба против многочисленных противников России, пытавшихся захватить ее земли, требовала совершенствования оружия. И уже в летописи Пустынского Свято-Троицкого монастыря 1378 года рассказывается о «стрельбе огнистой и делах спичковых».

На Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось поначалу одинаково – пищаль. Существенное отличие в конструкции возникло лишь с появлением в конце XV века фитильных замков.

Вплоть до 40-х годов XIX века основным типом стрелкового оружия на Руси, как и в большинстве государств, были гладкоствольные заряжающиеся с дула кремневые ружья.

В 1856 году в России нарезное оружие получило официальное название – винтовка. Но прошел еще не один десяток лет, прежде чем русская армия перешла на магазинную пятизарядную трехлинейную (7,62 мм) образца 1891 года винтовку, разработанную русским конструктором штабс-капитаном С.И. Мосиным (1849-1902 гг.). За создание этой винтовки, отличающейся прекрасными техническими характеристиками, ему была присуждена Большая Михайловская премия – самая престижная награда за изобретение в области артиллерийского и оружейного дела. Винтовка действительно оказалась настолько удачной, что успешно применялась как в русской, так и в советской армии. Только в 1944 году производство винтовки было прекращено.

Из-за стремления к дальнейшему повышению скорострельности конструкторская мысль обращается к созданию нового оружия – пулеметов и автоматов.

Основоположником отечественной школы автоматического оружия считается В.Г. Федоров (1874- 1966 гг.). Он сконструировал в 1912 году автоматическую винтовку калибра 7,62 мм, а в 1916 году – первый в мире автомат под винтовочный патрон калибра 6,5 мм. Автоматическое оружие Федорова применялось в Первой мировой и Гражданской войнах.

В предвоенные годы Красная армия получила на вооружение серию пулеметов, изготовленных учениками В.Г. Федорова: станковый крупнокалиберный пулемет В.А. Дегтярева и Г.С. Шпагина – ДШК, пистолет-пулемет Дегтярева – ППД, пистолет-пулемет Шпагина – ППШ.

Патриархом русского оружия считается талантливый и самобытный конструктор Ф.В. Токарев (1871- 1968 гг.). Им было создано около 150 различных образцов оружия.

Интересной является история создания в довоенные годы пистолета ТТ. Конструкторские испытания проходили в 1931 году. Наряду с отечественными испытывались 17 лучших иностранных систем. Давали осечку кольты, рвались стволы у маузеров, а ТТ продолжал стрелять безотказно. По всем параметрам он был признан лучшим. Но главное достижение в творческой жизни Токарева – это его автоматическая винтовка. Над ее созданием конструктор работал 30 лет. В 1938 году она была принята на вооружение Красной армии.

Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет-пулемет А.И. Судаева (1912-1946 гг.) (ППС). Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода Второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

В годы войны раскрылся талант М.Т. Калашникова (1919-201З гг.), творение рук которого стало символом современной конструкторской мысли в области стрелкового оружия.

Простой, неприхотливый и мощный автомат Калашникова (АК), которому более полувека, и сегодня затмевает славу зарубежных разработок. Только официально АК- 47 был принят на вооружение в 55 странах мира, он запечатлен в национальных гербах 6 государств. Всего же было выпущено около 100 миллионов АК.

Но конструкторская мысль не стоит на месте. С 1993 года началась разработка автомата АН-94.

Создателю этого поистине уникального оружия Г.Н. Никонову (1950-2003 гг.) удалось повысить эффективность огня по сравнению с «Калашниковым» в несколько раз.

Замечательную историю имеет русская артиллерия. В мастерских пушечного двора замечательный пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов отлил в 1586 году самую большую по калибру пушку в мире. Царь-пушка по сей день находится на территории Московского Кремля.

Крупный вклад в развитие русской артиллерии внес П.И. Шувалов (1710-1762 гг.). Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожнов в 1757 – 1759 годах разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнем. Эти орудия с изображением мифического зверя с рогом во лбу получили название «единорог». Единороги были приняты на вооружение рядом европейских стран и продержались на вооружении свыше 10О/ют.

В 1872 – 1877 годах инженер- артиллерист B.C. Барановский создал первое скорострельное артиллерийское орудие и применил на нем патронное заряжение. Ни одно из зарубежных орудий на тот период не могло превзойти отечественную пушку образца 1902 года, созданную по идеям В. Барановского профессором Михайловской артиллерийской академии Н.А. Заблудским.

76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина (1900-1980 гг.) консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал «лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны» и одной из «самых генеральных конструкций в истории ствольной артиллерии». Под руководством В. Грабина перед Великой Отечественной войной была создана 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие.

Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»). У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. В 1939 году оно было впервые применено в виде авиационных снарядов. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.

В 1963 году на вооружение нашей армии была принята дивизионная реактивная система «Град» с дальностью стрельбы более 20 км, калибром 122 мм и 40 направляющими. Она дала толчок интенсивному развитию реактивных систем залпового огня не только у нас в стране, но и во всем мире. Однако творческая мысль А. Ганичева была устремлена в будущее. Еще когда производство «Града» только начиналось, конструктор предложил высокоэффективную 200-мм армейскую систему «Ураган» с 16 направляющими.

Были у него задумки и о создании 300-мм РСЗО с дальностью стрельбы до 70 км. Однако завершить работы над «Смерчем» пришлось ученику А. Ганичева – Г. Денежкину.

Современные реактивные системы залпового огня и артиллерийские системы «Смерч», «Ураган», «Град», «Мета», «Гиацинт», «Акация» – грозное предостережение нашим вероятным противникам.

В 1915 году российский конструктор А.А. Пороховщиков представил на испытание опытный образец боевой машины «Вездеход», вооружённой двумя пулемётами, помещёнными во вращающейся башне. С той поры российские танкостроители успешно конкурируют с зарубежными в создании бронированных машин.

19 декабря 1939 гада в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34. Создателем этой чудо-машины является коллектив конструкторов во главе с М.И. Кошкиным (1989-1940 гг.). По оптимальному сочетанию боевых свойств – огневой мощи, броневой защите и подвижности, а также по простоте конструкции и технологичности – тридцатьчетверка на многие годы стала образцом для подражания.

Новый российский танк, разработанный коллективом конструкторского бюро под руководством В.И. Поткина, – ракетно-пушечный Т-90. Эта машина вобрала в себя инженерные решения, воплощенные в Т-72 и Т-80, в то же время каждый ее узел, система имеют новое качество. Однако Т-90 уже готовится достойная смена в лице бронетехники на базе платформы «Армата».

Широко известны всему миру достижения России в области авиастроения. Еще в 1876 году исследователь и изобретатель летательных аппаратов тяжелее воздуха А.Ф. Можайский (1825-1890 гг.) публично демонстрировал полеты своих моделей. А в 1882 году он построил «воздухоплавательный снаряд» в натуральную величину, чем на 10-15 лет опередил зарубежных конкурентов.

Талант отечественных авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии.

В послевоенные годы конструкторы в СССР активно работали над созданием реактивной авиации, их наработки продолжают и развивают авиационные конструкторские бюро в современной России.

Так, уникальными являются возможности многоцелевого истребителя Су-35. Главный конструктор этой машины – Н.Ф. Никитин. Достаточно сказать, что ни один в мире истребитель не несет столько ракет, как Су-35, – четырнадцать, а его бомбовая нагрузка достигает 8 тонн.

Фронтовой бомбардировщик Су- 34 составит основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Он является достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М. Разработка и серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 входит в число приоритетных программ компании «Сухой».

В России немало и других разработок авиационной техники, которыми мы можем гордиться. Так, только наша страна обладает экранопланами. Уникальная техника, созданная в конструкторском бюро Р.Е. Алексеева, имеет водоизмещение более 500 тонн и скорость полета 400-500 км/ч.

Не имеет аналогов в мире противотанковый вертолет Ка-50, названный «Черной акулой». Созданный под руководством генерального конструктора С.В. Михеева, он способен ночью обнаружить и уничтожить цель типа «танк» на дальности до 5000 метров. Фирма «Камов» создала и ряд других перспективных винтокрылых машин: многоцелевой, всепогодный двухместный Ка-52 «Аллигатор, Ка-60 «Касатка».

Потом последовали системы С-125, С-200, С-300. Работу А. Расплетина завершали его соратники и ученики, прежде всего Б.В. Бункин. Зенитно-ракетная система С-300ПМУ-1 позволяет эффективно бороться со всеми средствами нападения противника, в том числе с самолетами-«невидимками» и крылатыми ракетами. Еще более высокими техническими и боевыми характеристиками обладает современный комплекс С-400 «Триумф». Руководил работами по созданию не имеющей аналогов ЗРС «Триумф» генеральный конструктор НПО «Алмаз» А.А. Леманский (1935-2007 гг.).

Мощь Ракетных войск стратегического назначения в разные периоды их истории приумножали генеральные конструкторы С.П. Королев и М.К. Янгель, В.Н. Челомей, В.Ф. Уткин, А.Д. Надирадзе, Ю.С. Соломонов.

Заметный вклад в развитие отечественного и мирового кораблестроения внесли видные русские ученые-кораблестроители: адмирал А.А. Попов, генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Э.Е. Гуляев, генерал флота А.Н. Крылов, в годы советской власти – контр-адмирал В.И. Першин, академик Ю.А. Шиманский, известный специалист в области гидродинамики И.А. Титов.

Отечественная история богата великими достижениями и открытиями в военно-технической области. Пытливый ум русских мастеров проникал в самые сокровенные тайны природы, впитывал все лучшее из мировой практики и создавал свое, отечественное, неповторимое. Благодаря самоотверженному труду российских ученых, инженеров, конструкторов у нашей армии есть чем защищать свободу и независимость Родины.

Вооружение и военная техника известны с древнейших времен. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов оружия - от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.

Одним из первых оружейников, имя которого дошло до наших дней, являлся Андрей Чохов (дата рождения неизвестна, умер в 1629 г.). Он был мастером по изготовлению пушек и колоколов. Им было создано большое количество тяжелых бронзовых гладкоствольных артиллерийских орудий. Обычно каждому орудию Чохов давал название, например, «Лисица» (1575 г.), «Волк» (1576 г.), «Царь-пушка» (1586 г.), «Лев» (1590 г.), «Царь Ахиллес» (1617 г.) и др.

Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внес Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Он сам окончил Петербургскую артиллерийскую школу, в которой затем преподавал артиллерию, участвовал в устройстве фейерверков и иллюминаций на придворных празднествах, с 1756 г.

конструировал артиллерийские орудия. Им было изобретено 3-х фунтовое орудие с двумя стволами, названными «близнятами». В 1757 - 1759 гг. Данилов совместно с другими изобретателями разработал несколько образцов гаубиц, известных под названием единороги, превосходивших по своим тактико-техническим данным все типы орудий того времени. Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.

Выдающимся изобретателем артиллерийского вооружения являлся Владимир Степанович Барановский (1846 - 1879). Он с юности приобщился к изобретательской деятельности, стал мастером, затем инженером на петербургских механических заводах, где занимался изобретением и конструированием различных видов артиллерийского вооружения. В 1872 г. Барановский переделал 10-ствольную картечницу американского конструктора Р. Д. Гатлинга в 6-ствольную пушку, увеличив ее скорострельность с 300 до 600 выстрелов в минуту; предложил конструкцию казназарядной винтовки и др. Он является изобретателем первых отечественных систем скорострельной артиллерии. В 1872 -1875 гг. им были созданы скорострельные пушки калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма, из которых последняя с унитарным патроном была одобрена морским и сухопутным ведомствами. Аналогичные пушки в других странах появились лишь в конце XIX века. В артиллерийских орудиях конструкции Барановского впервые нашли применение почти все составные части современного орудия: безоткатный лафет с пружин
но-гидравлическими противооткатными устройствами; поршневой затвор с самовзводящимися при откате пружинным ударником и предохранителем; унитарный патрон; подъемный и поворотный механизмы; оптический (телескопический) прицел и др. Для сборки унитарного патрона им же был создан станок, применявшийся затем многие десятилетия.

Выдающимся конструктором стрелкового оружия является Сергей Иванович Мосин (1849 -1902). Он окончил Михайловское артиллерийское училище, затем Михайловскую артиллеристскую академию, был направлен на Тульский оружейный завод, где в течение многих лет работал начальником инструментальной мастерской. С 1894 г. и до конца жизни Мосин являлся начальником Сестрорецкого оружейного завода.

В 1890 г. им создана 7,62-мм магазинная пятизарядная винтовка, которая в 1891 г. была принята на вооружение русской армии с наименованием «трехлинейная винтовка образца 1891 года». Она предназначалась для вооружения пехоты и имела ряд преимуществ перед иностранными образцами. Вскоре после принятия винтовки на вооружение были разработаны ее модификации, предназначенные для драгун и казаков, что вызывалось особенностями кавалерийской службы. Простота в обращении, безотказность в действии, высокие баллистические характеристики винтовки обеспечили ей завидную долговечность. Около 60 лет она находилась на вооружении и применялась в русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах, а в последующем, с небольшими усовершенствованиями, и в Великую Отечественную войну. Только в послевоенное время в результате появления самозарядных карабинов и автоматов трехлинейка окончательно уступила им свое место.

Совершенствование вооружения привело к созданию принципиально нового вида военной техники - танка. Отечественное танкостроение обязано труду и таланту блистательных конструкторов Н.Л. Духова, Ж.Я. Котина, М.И. Кошкина, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозова и др.

Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) был активным участником Гражданской войны. С 1934 г. работал конструктором и заместителем начальника конструкторского бюро на Ленинградском опытном машиностроительном заводе имени СМ. Кирова. С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость. Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны.

Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны. Мало кто знал его имя тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В.

Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). В 1946 г. он разработал образец стрелкового оружия, на основе которого был создан автомат, принятый на вооружение в Советской армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.» (АК). Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемета (ПК) под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал на базе АК и ПК ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемет (РПК) и их разновидности. В 1974 г. созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 под 5, 45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, вы
сокой надежностью и эффективностью.

Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. O.K. Антонов, А.А. Архангельский, РЛ. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, СВ. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.

К этой замечательной плеяде относится и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972). Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе для спасения экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4 (1934), беспосадочные перелеты из СССР в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 (1937), на Северный полюс на АНТ-6 (1937) для высадки научной экспедиции и другие важные задания.

Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький» (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.

Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов. Он разработал основы аэродинамического расчета самолета, теорию расчета на прочность и другие. Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других. За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Президиум АН СССР учредил золотую медаль имени А.Н. Туполева.

Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 г. под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880 - 1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал «Русский витязь».

За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912 -1914 гг. под руководством Сикорского были созданы также самолеты «Гранд» и «Илья Муромец», отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975). С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14. Был конструктором и начальником конструкторской бригады при разработке самолета РД (АНТ-25), работал главным конструктором самолета «Родина» (АНТ-37). С 1939 г. главный конструктор опытного конструкторского бюро, а с 1955 г. генеральный конструктор ОКБ. Под его руководством было создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942 - 1943 гг. он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955 - 1956 гг. - сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугол
ьным крылом (Су-76 и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 г. и 1962 г.) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 г. и 1962 г.).

Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916 - 1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа «Горностай» (1954 - 1958 гг.), первых в советском Военно-Морском Флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962 - 1967 гг.), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров «Киров» (1968 - 1982 гг.) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.

Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 г. он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро «Рубин». Ковалев - автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром «Янки», «Дельта» и «Тайфун». Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.). В предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др., начиная с 1947 г. - стартовые комплексы для баллистических ракет ср
едней и малой дальности, ракеты «Протон» и универсальной космической системы «Энергия» - «Буран» (1987 - 1988 гг.).

Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению. Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств

1. Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению.
2. Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств.

Установка правил взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива

1. Уставные взаимоотношения как формальное выражение служебных взаимоотноше-ний военнослужащих по контракту.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. Соблюдение уставных требований — обязанность военнослужащего.

Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива. Пути предупреждения и разрешения конфликтов

1. Морально психологический климат воинского коллектива и методы его изучения.
2. Предупреждение и разрешение конфликтов между военнослужащими.

Сталинградская битва и ее историческое значение

1. Оборона Сталинграда.
2. Победа под Сталинградом и ее значение.

Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Место и роль системы воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Содержание системы воспитания военнослужащих.

Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск

1. Развитие Вооруженных Сил СССР.
2. Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации.

Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Способы саморегулирования и повышения психического состояния военнослужащих

1.Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих в бою.
2.Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов во время боевых действий.

Прохождение военной службы солдатами и матросами Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Законодательство Российской Федерации о порядке прохождения солдатами и матросами военной службы по призыву.
2. Условия и порядок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов.

1. Взаимоотношения в воинском коллективе.
2. Разрешение конфликтов между военнослужащими.

Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле)

1. Сущность, цели и задачи информационно-воспитательной работы.
2. Основные формы и методы информационно-воспитательной работы в подразделении.

1. Государственные символы России.
2. Воинские символы России.

Выдающиеся военные ученые и конструкторы России

1. Творцы оружия победы.
2. Создатели современной боевой техники и вооружения.

Военная политика России в системе современной международной обстановке

1. Военная политика Российской Федерации в современных условиях.
2. Роль военной политики России в обеспечении безопасности государства.

Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России

1. Уровни и виды национальной безопасности.
2. Факторы, влияющие на состояние национальной безопасности России.

Формирование духовно-нравственных ценностей у офицерского состава на основе традиций Русской армии

1. Духовно-нравственные ценности: сущность и содержание.
2. Традиции и духовные качества русского офицерского корпуса.

Учет норм международного гуманитарного права при организации и ведении боевых действий

1 Международное гуманитарное право- общие положения.
2. Ограничения и запреты, которые необходимо учитывать при организации и ведении боевых действий.

Уроки Второй мировой войны и основные направления ее фальсификации

1. Основные уроки войны.
2. Разоблачение фальсификации истории войны.

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Сущность и содержание воинских традиций и ритуалов.
2. История развития воинских традиций и ритуалов.

Сущность и правовые основы дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Правовые основы воинской дисциплины.
2. Система работы младших командиров с подчиненными.

Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания

1. Общая характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения.
2. Воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Ильич Кошкин Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Ильич Кошкин • Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 ­ 1940) • С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро ­ на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А­32 (Т­32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т­34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

• 19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т­34. Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной! • Т­34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны , морально не устарел в течение всей Великой Отечественной , более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны . • Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. • Вместе с Т­34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС­2. • Т­34 ­ лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны .

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Василий Гаврилович Грабин • Выдающимся советским конструктором был генерал­ полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 ­ 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. ­ на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественнойвойны , более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Грабинские пушки • Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

• "Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной . 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием второй мировой войны" и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152- мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Тимофеевич Калашников • Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др. • Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал­майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Тимофеевич Калашников Конструктор стрелкового оружия. • • Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора­самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно­исследовательских институтов. • С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Стрелковое оружие • Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) - автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года. • экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Алексей Иванович Судаев • Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет­ пулемет А.И. Судаева (ППС). • Он по праву считается лучшим пистолетом­пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации. • Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы­лыжники.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

• Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны • Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны . Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии. стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Андрей Николаевич Туполев • Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ­1, ТБ­3, СБ, ТБ­7, МТБ­2, Ту^2 и торпедные катера Г­4, Г­5 применялись во время Великой Отечественной войны. • Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Павел Осипович Сухой • Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 ­ 1975). • С 1925 г. он работал инженером­ конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И­4 и И­14. • Многоцелевой самолет его конструкции (Су­2) успешно применялся годы Великой Отечественной войны. • В 1942 ­ 1943 гг. он создал бронированный штурмовик Су­6. • Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев • Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ­13 ("Катюша"). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС­5, под городом Оршей.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Владимир Павлович Бармин ­1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ­13, БМ­8, БМ­31­ 12 и др. • Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно­ космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 ­ 1993 гг.). • Под его руководством в 1941

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы. Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Читайте также: