Ответственность главного конструктора окр гособоронзаказ

Обновлено: 07.05.2024

Должностные обязанности. Руководит созданием новых и модернизацией конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства, обеспечивая их высокий технический уровень, конкуренто- и патентоспособность, соответствие современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства. Принимает меры по ускорению освоения в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов, широкому внедрению научно-технических достижений. Организует разработку проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов. Проводит работу по повышению уровня унификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых конструкций изделий. Обеспечивает соответствие новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности. Руководит подготовкой технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися. Организует разработку перспективных и текущих планов внедрения и освоения новой техники, конструкторской подготовки производства, исследовательских и опытно-конструкторских работ, контролирует их выполнение. Обеспечивает внедрение систем автоматизированного проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими подразделениями. Совместно с заказчиками осуществляет разработку технических заданий на проектирование, обеспечивает защиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизных, технических и рабочих проектов, представляет проектные решения на утверждение. Организует хранение в соответствии с действующими правилами, размножение и своевременное обеспечение производства чертежами и другой конструкторской документацией. Принимает меры по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методов проектирования, вычислительной и телекоммуникационной техники, передовых способов размножения технической документации, широкого использования в проектах стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Осуществляет руководство исследовательскими и экспериментальными работами, проводимыми в подразделениях опытного производства. Организует изготовление опытных образцов, их экспериментальную проверку, отработку установочных партий и выпуск первых промышленных серий, добиваясь постоянного повышения качества и надежности изделий, уровня их технологичности, экологичности, снижения их себестоимости, трудоемкости и материалоемкости. Участвует в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых конструкций изделий. Осуществляет авторский надзор за изготовлением изделий и их эксплуатацией. Представляет на утверждение изменения, вносимые в техническую документацию по конструкторской подготовке производства. Принимает участие в работе по аттестации изделий по категориям качества, разработке предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности, обеспечивает конструкторскую разработку принятых к внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Рассматривает и дает отзывы и заключения на наиболее сложные рационализаторские предложения, а также на проекты стандартов и другую конструкторскую документацию, поступающую на предприятие от сторонних организаций. Организует работу по повышению квалификации работников, осуществляющих конструкторскую подготовку производства. Руководит работниками отдела, направляет и координирует деятельность подчиненных ему подразделений.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по конструкторской подготовке производства; профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия; перспективы технического развития отрасли и предприятия; технологию производства продукции предприятия; системы и методы проектирования; организацию конструкторской подготовки производства в отрасли и на предприятии; производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации; порядок и методы планирования конструкторской подготовки производства; технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, условиям их монтажа и сдачи в эксплуатацию; методы проведения технических расчетов; основы технической эстетики, художественного конструирования и эргономики; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению конструкторской документации; основы патентоведения, стандартизации и сертификации; системы автоматизированного проектирования; современные вычислительные и телекоммуникационные средства, включая средства копирования и размножения конструкторской документации; требования рациональной организации труда к проектно-конструкторским разработкам; отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей отрасли производства; передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы экологического законодательства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж конструкторской работы на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

Обязан ли субподрядчик открыть специальный счет в рамках исполнения государственного оборонного заказа? Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса С.О. Младенов

Головной исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ).

Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Головной исполнитель и исполнитель определяют в контрактах, заключаемых с исполнителями и другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. 6 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнитель используют для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям и другим исполнителям, с которыми у головного исполнителя и исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком (п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При этом, по мнению судов, тот факт, что субподрядчик не открыл отдельный счет, не может являться причиной освобождения подрядчика от необходимости перечисления денежных средств в счет оплаты выполненных работ, поскольку иное означало бы безвозмездное выполнение работ при отсутствии у истца отдельного счета, что недопустимо в правоотношениях сторон (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 13АП-26836/2018).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 N 09АП-71615/2018 по делу № А40-59578/18 в ситуации, когда субподрядчик не открыл отдельный счет, суд указал, что по смыслу пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц. Таким образом, использование специального счета для расчета с субподрядчиком являлось бы необходимым только в том случае, если сумма платежа превысила бы 3 млн руб.

Прокуратура
Саратовской области

Прокуратура Саратовской области

28 декабря 2020, 10:08

Обязан ли субподрядчик открыть специальный счет в рамках исполнения государственного оборонного заказа? Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса С.О. Младенов

Головной исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ).

Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Головной исполнитель и исполнитель определяют в контрактах, заключаемых с исполнителями и другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. 6 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнитель используют для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям и другим исполнителям, с которыми у головного исполнителя и исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком (п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При этом, по мнению судов, тот факт, что субподрядчик не открыл отдельный счет, не может являться причиной освобождения подрядчика от необходимости перечисления денежных средств в счет оплаты выполненных работ, поскольку иное означало бы безвозмездное выполнение работ при отсутствии у истца отдельного счета, что недопустимо в правоотношениях сторон (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 13АП-26836/2018).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 N 09АП-71615/2018 по делу № А40-59578/18 в ситуации, когда субподрядчик не открыл отдельный счет, суд указал, что по смыслу пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц. Таким образом, использование специального счета для расчета с субподрядчиком являлось бы необходимым только в том случае, если сумма платежа превысила бы 3 млн руб.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) подразумевают создание продукции и технологий новых видов, усовершенствование имеющихся характеристик. Ключевые слова здесь — «создание» и «усовершенствование». Внедрение новых технологий к НИОКР относиться уже не будет.

Разработки НИОКР в рамках гособоронзаказа должны соответствовать ряду условий:

  • Соответствовать российскими военными стандартами (ГОСТ РВ).
  • ОКР должны быть строго распределены на отдельные этапы.
  • Цену НИР и ОКР необходимо рассчитывать затратным методом с возможным использованием аналогов. А при определении величин затрат учитываются особенности налогообложения реализации работ налогом на добавленную стоимость.

В контракте на проведение НИОКР прописываются условия, связанные с правом собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ. Назначается руководитель темы. Он должен заниматься организацией и контролем НИОКР. В рамках НИР эти функции выполняет научный руководитель, при проведении ОКР — главный конструктор.

Нормативно-правовая база и порядок выполнения НИОКР в сфере ГОЗ

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере ГОЗ определен государственными военными стандартами (ГОСТ РВ). Также есть определённые требования к порядку выполнения работ (таблица 1).

Таблица 1. Стандарты и особенности НИОКР

Стандарт, определяющий порядок выполнения работ

Порядок выполнения и особенности

ГОСТ РВ 15.203-2001

ОКР разделяется на этапы. Каждый из них объединяет работы, направленные на получение определённых конечных результатов. Этапы могут быть следующие:

  • разработка эскизного проекта;
  • разработка технического проекта;
  • разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для создания опытного образца изделия;
  • изготовление опытного образца и проведение предварительных испытаний;
  • проведение государственных испытаний (ГИ) опытного образца изделия ВТ;
  • утверждение РКД на изделие для серийного промышленного производства.

ГОСТ РВ 15.105-2001

Аналогично с ОКР, каждый этап в НИР является объектом самостоятельного целевого планирования и финансирования и характеризуется определённым результатом и.

Для выполнения НИР необходим исходный документ. Им служит техническое задание (ТЗ)

Результаты работы проверяют с помощью макетов, моделей и экспериментальных образцов.

Завершённым НИР считается в случае, если его результаты нашли применение.

При ценообразовании и подсчёте себестоимости следует руководствоваться «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно — технической продукции» (утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46) и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13.

Состав затрат определяется в соответствии с приказом Минпромторга № 334 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с.

Как рассчитывается НДС по НИОКР

Налоговым законодательством РФ НИОКР, относящиеся к гособоронзаказу, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДФЛ) (ст. 149 НК РФ).

Суммы «входящего» НДС, используемые в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, учитываются раздельно в соответствии со статьёй 170 НК РФ.

Как вести бухгалтерский учет расходов

Бухгалтерский учёт НИР и ОКР в ГОЗ следует вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

В пункте 9 ПБУ 17/02 перечислены расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Среди них: затраты на зарплату и другие выплаты сотрудникам; отчисления на социальные нужды, стоимость спецоборудования и оснастки; общехозяйственные расходы, стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и т.д.

Данные расходы накапливаются на счете 08 (субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»). Работы, выполненные сторонними организациями следует учитывать по дебету счета 08 и кредиту счета 60 после подписания акта приема-сдачи.

После принятия решения об использовании результатов исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04.

Аналитический учет расходов на НИОКР следует вести обособленно по видам работ и договорам (заказам) согласно пункту 5 ПБУ 17/02 в соответствии с требованиями п. 27 Типовых отраслевых методических рекомендаций (утв. Миннауки РФ 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46).

Если результатом НИОКР являются нематериальные активы, они учитываются по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Работы, которые дали положительный результат, но в качестве материальных активов быть учтены не могут, учитываются по правилам ПБУ 17/02.

Если исследования не привели к положительному результату, они учитываются в составе прочих расходов за тот отчетный период, в котором были прекращены работы (п. 7 ПБУ 17/02). В этом месяце в бухгалтерском учете следует сделать запись по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

При расчёте налога на прибыль по работам, не давшим положительного результата, расходы учитываются в течение года с первого числа месяца, следующего за месяцем завершения исследований (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Узнайте больше об особенностях ценообразования, обосновании затрат по НИР и ОКР, подготовке РКМ, бухгалтерском и налоговом учёте при выполнении НИОКР оборонного значения на курсе «Особенности НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа» в Учебном центре «Финконт».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 944 "О генеральных конструкторах по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1996 г. N 1002 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст. 4239).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258)

1. Генеральный конструктор по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники (далее - генеральный конструктор) является научно-техническим руководителем работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем и комплексов вооружения и военной техники (в том числе ракетно-космической и специальной техники), определяющих боевой потенциал видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - вооружение и военная техника), а в исключительных случаях - работ по созданию уникальных компонентов указанных систем и комплексов.

В своей деятельности генеральный конструктор руководствуется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также решениями Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

2. Перечень важнейших направлений работ по созданию вооружения и военной техники, реализуемых под руководством генерального конструктора, утверждается Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральным агентством по атомной энергии, Федеральным космическим агентством и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в оборонно-промышленном комплексе в части, отнесенной к сфере их ведения, каждые 5 лет одновременно с рассмотрением проекта государственной программы вооружения на новый программный период.

3. В качестве кандидатуры для осуществления полномочий генерального конструктора рекомендуется рассматривать высококвалифицированных специалистов, имеющих конкретные достижения в области создания вооружения и военной техники, опыт работы по выполнению заданий государственного оборонного заказа, ученую степень, а также опыт координации деятельности организаций, участвующих в совместном выполнении работ.

Предложение по указанной кандидатуре по представлению организации оборонно-промышленного комплекса, которая государственным заказчиком вооружения и военной техники определена головной организацией по соответствующему виду вооружения и военной техники (далее - головная организация), вносится федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится или вопросами установленной сферы деятельности которого занимается головная организация, и указанным государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу в Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации.

После принятия Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации решения о назначении генеральный конструктор может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначен на соответствующую должность в головной организации.

Генеральным конструктором может быть назначено лицо, являющееся руководителем (генеральным директором, директором и т.п.) головной организации или заместителем руководителя головной организации.

Генеральный конструктор выполняет свои обязанности, осуществляет свои права и несет ответственность в соответствии с настоящим Положением и трудовым договором, заключенным с ним в установленном порядке.

Полномочия, порядок взаимодействия с руководителем головной организации, функции и условия оплаты труда генерального конструктора определяются уставом головной организации, другими ее внутренними документами и трудовым договором.

Решение о прекращении полномочий генерального конструктора принимает Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации.

Освобождение генерального конструктора от должности осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Генеральному конструктору непосредственно подчиняются структурные подразделения головной организации, работающие по порученной ему тематике на всех стадиях создания и использования образцов техники (в том числе научно-технические и опытно-конструкторские подразделения, опытное производство, испытательная и экспериментальная базы). Перечень таких подразделений по представлению генерального конструктора определяется головной организацией.

5. Генеральный конструктор в рамках своих обязанностей:

а) осуществляет научно-техническое руководство созданием вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям на всех стадиях проектных, макетных, экспериментальных и доводочных работ, проведением стендовых, натурных и эксплуатационных испытаний;

б) осуществляет научно-техническое сопровождение работ, выполняемых соответствующими подразделениями организаций-соисполнителей, участвующих в создании вооружения и военной техники, по закрепленным за ним направлениям;

в) участвует в работе комиссий по проведению государственных и межведомственных сертификационных испытаний, а также комиссий (экспертных и других) по подготовке соответствующих комплексных целевых программ и проекта государственной программы вооружения;

г) организует в установленном порядке передачу заинтересованным организациям результатов научно-технических и конструкторско-технологических разработок, выполненных под его руководством;

д) участвует в управлении финансовыми ресурсами, выделяемыми государственными заказчиками на реализацию работ по созданию вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям, а также в осуществлении контроля за целевым расходованием этих ресурсов;

е) согласовывает тактико-технические (технические) задания и проекты контрактов (договоров) на выполнение соответствующих работ, а также акты о выполнении работ по заключенным договорам;

ж) согласовывает планы опытного и серийного производства разработанных вооружения и военной техники;

з) осуществляет авторский надзор за ходом освоения производства разработанных под его руководством образцов вооружения и военной техники, за качеством их изготовления и эксплуатацией и вносит предложения для принятия мер к устранению недостатков;

и) согласовывает объемы и направления расходования бюджетных средств на приобретение оборудования, приборов и материалов, реконструкцию и техническое перевооружение, использование и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, необходимых для создания вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям;

к) согласовывает корректировки объемов и сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в случае изменения условий финансирования государственного оборонного заказа;

л) согласовывает мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

м) согласовывает продление ресурса и сроков службы вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

н) согласовывает в установленном порядке приказы о назначении на должности главных конструкторов по закрепленным за ним направлениям в головной организации и дает рекомендации по кандидатурам для назначения на эти должности в организациях-соисполнителях;

о) создает и возглавляет советы главных конструкторов в целях координации работ по закрепленным за ним направлениям.

6. Генеральный конструктор несет ответственность за:

а) формирование и проведение единой научно-технической и промышленной политики по закрепленным за ним направлениям;

б) координацию работ по закрепленным за ним направлениям, проводимых в рамках государственной программы вооружения, и их увязку с технологическими работами, проводимыми в рамках федеральных целевых программ и комплексных целевых программ в соответствии с установленным порядком;

в) обеспечение заданных тактико-технических, технико-экономических, технологических и эксплуатационных показателей и конкурентоспособности создаваемых под его руководством вооружения и военной техники;

г) своевременность выдачи технического задания организациям-соисполнителям;

д) строгое соблюдение установленных сроков выполнения работ на всех этапах создания вооружения и военной техники;

е) достижение прогрессивных показателей проектной трудоемкости в целях соответствия стоимости создания вооружения и военной техники заданным показателям;

ж) создание и отработку образца вооружения и военной техники как комплексной единицы, комплексирование всех систем и устройств, входящих в состав образца, на всех этапах разработки и испытаний;

з) формирование рациональной кооперации организаций-соисполнителей и координацию выполняемых ими работ по созданию соответствующих вооружения и военной техники;

и) выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ по закрепленным за ним направлениям;

к) разработку предложений по совершенствованию и повышению конструкторского и технологического уровня производства и экспериментальной базы по закрепленным за ним направлениям.

7. Генеральный конструктор может в установленном порядке включаться в состав научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2007 г. N 19 ст. 2359

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. N 986 настоящее постановление признано утратившим силу

В целях реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники.

2. Установить, что генеральные конструкторы по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники, назначенные до вступления в силу настоящего Указа, продолжают осуществлять свою деятельность до принятия решения о наделении генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники полномочиями в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Указом.

3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 944 "О генеральных конструкторах по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3097).

4. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

19 января 2015 года

от 19 января 2015 г. N 18

О ГЕНЕРАЛЬНОМ КОНСТРУКТОРЕ ПО СОЗДАНИЮ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ

И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

1. Настоящим Положением определяются права, обязанности и ответственность генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники (далее - генеральный конструктор), а также регулируются другие вопросы, связанные с его деятельностью.

2. Генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники (далее - образцы вооружения и военной техники), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - проект).

3. Генеральный конструктор в своей деятельности руководствуется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и ее коллегии, а также настоящим Положением.

4. Кандидатуры для наделения полномочиями генерального конструктора рассматриваются коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

5. Кандидатом для наделения полномочиями генерального конструктора может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень доктора наук (как правило), стаж работы не менее десяти лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - организации), опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, а также научные достижения.

6. Решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора и о прекращении таких полномочий принимаются Военно-промышленной комиссией Российской Федерации по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

7. После принятия Военно-промышленной комиссией Российской Федерации решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора он в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается на должность руководителя или заместителя руководителя организации, осуществляющей выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, координацию этих работ (их составных частей) в рамках реализации проекта, и включается в состав коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

8. Генеральный конструктор, назначенный на должность заместителя руководителя организации, может быть наделен правом принятия решений по вопросам ресурсного обеспечения проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам, актом руководителя организации.

9. В случае назначения генерального конструктора на должность заместителя руководителя организации порядок его взаимодействия с руководителем организации и руководителями ее подразделений определяется уставом и иными внутренними документами организации, а также трудовым договором, заключенным с генеральным конструктором в установленном порядке.

10. Генеральный конструктор не может быть назначен на должность в организацию, являющуюся соисполнителем работ, выполняемых в рамках проекта (далее - организация-соисполнитель), а также владеть акциями акционерных обществ, связанных с реализацией проекта.

11. Освобождение генерального конструктора от должности руководителя или заместителя руководителя организации осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке после принятия Военно-промышленной комиссией Российской Федерации решения о прекращении полномочий генерального конструктора.

12. Права, обязанности и ответственность генерального конструктора регулируются законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и трудовым договором, заключенным с ним в установленном порядке.

12.1. В трудовом договоре, заключенном с генеральным конструктором, могут содержаться дополнительные условия, связанные с особенностями реализации проекта, а также показатели эффективности его деятельности в соответствующей области.

13. Генеральный конструктор имеет право:

а) согласовывать проекты государственных контрактов (контрактов) на создание образцов вооружения и военной техники и их составных частей, а также акты приемки работ, выполняемых в рамках таких государственных контрактов (контрактов);

б) утверждать технические задания на разработку составных частей образцов вооружения и военной техники или согласовывать их в тех случаях, когда они утверждаются государственным заказчиком вооружения, военной и специальной техники;

в) координировать работу организаций-соисполнителей, а также осуществлять приемку результатов (составных частей) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в соответствии с утвержденным им техническим заданием;

г) утверждать в установленном порядке программы и методики предварительных испытаний образцов вооружения и военной техники;

д) согласовывать проекты программ и методик государственных испытаний образцов вооружения и военной техники, осуществлять техническое руководство испытаниями, входить в состав государственной комиссии по проведению испытаний созданных образцов вооружения и военной техники в качестве заместителя председателя этой комиссии;

е) контролировать выполнение работ по модернизации созданных под его руководством образцов вооружения и военной техники;

ж) представлять в установленном порядке предложения о выделении финансовых ресурсов на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение научно-экспериментальной базы, на приобретение материалов, комплектующих изделий, лабораторно-испытательного оборудования, а также на поощрение наиболее отличившихся работников организации;

з) подготавливать предложения по созданию и внедрению новых технологий, комплектующих изделий и материалов, использование которых обеспечит высокий технический уровень разработок;

и) осуществлять отбор квалифицированных специалистов и рекомендовать их в установленном порядке для назначения на должности в организации и организации-соисполнители;

к) подготавливать в пределах установленного фонда оплаты труда предложения по изменению организационно-штатной структуры и численности научно-исследовательских, конструкторских и испытательных подразделений организации исходя из служебной и производственной необходимости;

л) представлять в установленном порядке предложения о проведении новых научно-исследовательских работ, необходимых для реализации проекта;

м) согласовывать в установленном порядке приказы о назначении главных конструкторов, участвующих в реализации проекта, а также рекомендовать кандидатуры для назначения главных конструкторов в организации-соисполнители;

н) утверждать по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, руководителями организаций-соисполнителей, а в случае назначения генерального конструктора на должность заместителя руководителя организации - также по согласованию с руководителем организации положение о главном конструкторе, участвующем в реализации проекта, предусмотрев в нем требования к главному конструктору, его права, обязанности и ответственность;

о) создавать и возглавлять советы главных конструкторов в целях всестороннего обеспечения реализации конструкторских решений и координации работ, выполняемых в рамках проекта.

14. Генеральный конструктор обязан:

а) анализировать тенденции развития технологий в области создания вооружения, военной и специальной техники в ведущих иностранных государствах в целях их использования при разработке новых образцов вооружения и военной техники;

б) использовать при создании образцов вооружения и военной техники новейшие научно-технические достижения, обеспечивающие военно-техническое превосходство над зарубежными аналогами;

в) обеспечивать соответствие разрабатываемых образцов вооружения и военной техники тактико-техническим заданиям и требованиям в отношении надежности, ресурса, ремонтопригодности, качества и технологичности, предъявляемым к ним;

г) разрабатывать и утверждать совместно с государственным заказчиком вооружения, военной и специальной техники по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации план-график реализации проекта, включая мероприятия по его ресурсному обеспечению (материальному, технологическому, производственному и другому);

д) осуществлять авторский надзор за разработанными образцами вооружения и военной техники, качеством их изготовления, вносить предложения о мерах по устранению выявленных недостатков, а также осуществлять надзор за состоянием находящихся на вооружении образцов вооружения и военной техники;

е) осуществлять контроль за целевым расходованием финансовых ресурсов, выделяемых на создание образцов вооружения и военной техники;

ж) согласовывать тактико-технические (технические) задания на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тактико-технические требования к разрабатываемым образцам вооружения и военной техники;

з) обеспечивать высокую технологичность разрабатываемых образцов вооружения и военной техники, использовать наиболее перспективные технические решения при организации их серийного производства;

и) осуществлять научно-техническое сопровождение работ, выполняемых в рамках проекта организациями-соисполнителями;

к) организовывать изучение работы новых образцов вооружения и военной техники в эксплуатационных условиях и на основе результатов такого изучения обеспечивать их совершенствование (увеличение их надежности и ресурса, уменьшение затрат, сокращение потребления энергии, горюче-смазочных и других материалов при производстве и эксплуатации);

л) участвовать в работе комиссий по проведению государственных испытаний разрабатываемых образцов вооружения и военной техники, а также комиссий (экспертных групп) по подготовке предложений по проектам государственной программы вооружения, государственных, федеральных и иных программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

м) согласовывать планы опытного и серийного производства разработанных образцов вооружения и военной техники;

н) принимать меры по обеспечению (оснащению) конструкторских подразделений экспериментальным и испытательным оборудованием, вычислительной техникой, контрольно-измерительными приборами, системами автоматизированного проектирования на уровне, обеспечивающем проведение работ по созданию и доводке новых образцов вооружения и военной техники;

о) принимать участие в разработке и согласовании проекта государственной программы вооружения и в работе научно-технического совета головной научно-технической организации - заказчика вооружения, военной и специальной техники.

15. Генеральный конструктор несет ответственность за:

а) формирование и реализацию в соответствии со своей компетенцией единой научно-технической и инновационной политики в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) координацию работ, выполняемых в рамках проекта, их увязку с технологическими работами, фундаментальными, поисковыми и прогнозными исследованиями, проводимыми в ходе реализации государственного оборонного заказа, государственных, федеральных и иных программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в) создание образцов вооружения и военной техники на уровне мировых стандартов;

г) строгое соблюдение установленных сроков создания образцов вооружения и военной техники в пределах выделенных на эти цели финансовых ресурсов;

д) создание и качественную отработку образцов вооружения и военной техники, комплексирование систем и устройств, входящих в состав образцов вооружения и военной техники, на всех этапах разработки и испытаний;

е) обеспечение рациональной кооперации организаций-соисполнителей и координацию работ, выполняемых ими в рамках проекта;

ж) своевременную выдачу технических заданий организациям-соисполнителям;

з) организацию проведения научно-исследовательских и экспериментальных работ, необходимых для создания научно-технического задела;

и) систематическое повышение технического и технологического уровня образцов вооружения и военной техники, выпускаемых в соответствии с утвержденной конструкторской документацией организациями, на которых освоено их серийное производство, и своевременное обеспечение производственных мощностей перспективными конструкторскими разработками;

к) разработку предложений по совершенствованию конструкторского и технологического уровня производства и экспериментальной базы организаций;

л) реализацию рекомендаций, содержащихся в заключениях (отзывах) государственных заказчиков вооружения, военной и специальной техники, в том числе в части, касающейся стандартизации, унификации, технологичности и метрологического обеспечения разрабатываемых образцов вооружения и военной техники и их составных частей;

м) своевременную подготовку к выпуску новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники, созданных под его руководством, взамен подлежащих снятию с производства.

16. Обязательному согласованию с генеральным конструктором подлежат вопросы, касающиеся:

а) увеличения ресурса и продления срока службы, повышения качества и конкурентоспособности разработанных образцов вооружения и военной техники;

б) формирования сметы расходов на приобретение комплектующих, оборудования и материалов, реконструкцию и техническое перевооружение, использование и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, необходимых для создания образцов вооружения и военной техники исходя из запланированных объемов;

в) сокращения и перераспределения выделенных финансовых и материально-технических ресурсов, корректировки сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в случае изменения показателей государственного оборонного заказа;

г) передачи результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, конструкторской документации на продукцию военного, специального и двойного назначения, созданных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ под его руководством, а также использования этих результатов и документации, включая патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

д) назначения на должность и освобождения от должности руководителей научных и инженерно-технических подразделений организации и организаций-соисполнителей;

е) изменения организационно-штатной структуры и численности научно-исследовательских, конструкторских и испытательных подразделений организации и организаций-соисполнителей;

ж) назначения на должность и освобождения от должности главных конструкторов изделий, входящих в состав разрабатываемых образцов вооружения и военной техники.

17. Генеральный конструктор докладывает о результатах своей работы руководителю организации и (или) на заседании Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

18. Порядок назначения главных конструкторов, не участвующих в реализации проекта, определяется коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Читайте также: