Первые русские танки конструкторов менделеева лебеденко пороховщикова

Обновлено: 02.05.2024

Ни для кого не секрет, что танк появился во время Первой Мировой войны. Подтолкнула к созданию специальной машины для прорыва обороны противника так называемая «окопная война». После не продолжительных манёвров, фронты стабилизировались, и противоборствующие стороны стали зарываться в километрах траншей, окопов, дзотов и других укреплённых пунктах. Старые средства прорыва обороны с помощью пехоты и артиллерии уже работали очень плохо, и конструкторы разных стран побежали создавать новую машину с высокой проходимостью, большой огневой мощью и с достаточной защищённостью, хотя бы от пулемётного огня.

Британксий танк Mark I (едет вправо). Ромбовидная форма позволяла ему взбираться на брустверы и пересекать траншеи.

Британксий танк Mark I (едет вправо). Ромбовидная форма позволяла ему взбираться на брустверы и пересекать траншеи.

Первыми смогли разработать танк англичане. На реке Сомме (это во Франции) 15 сентября 1916 года новые боевые машины Mark I пошли в бой: из 49 подготовленных к атаке танков, 17 сломались сразу же, 9 в ходе наступления, 5 застряло в болоте, но оставшиеся 18 показали свою высокую эффективность. Они вклинились в оборону противника на 5 километров, а потерь среди наступающей за ними пехоты было в 20 раз меньше, чем во всех предыдущих атаках.

В России тоже задумались над созданием такой эффективной машины для прорыва обороны врага. Первый проект разрабатывался Василием Менделеевым, сыном знаменитого Менделеева, создавшего периодическую систему химических элементов. Василий же работал инженером на судостроительных заводах и был главным конструктором подводных лодок, а проектом «сухоходной» машины занимался в свободное время. Его машина так и осталась на бумаге, и, в принципе, хорошо – сейчас видно, что такой танк был бы не дееспособен. Как остались недееспособны и другие два проекта, сделанные всего в одном экземпляре – это колёсная боевая машина с пафосным названием «Царь-танк» конструктора Лебеденко, и вездеход инженера Пороховщихова, с творческим названием «Вездеход».

Ну, Российская Империя в тот момент испытывала не лучшие свои годы, по сути, она так и не смогла разработать свой собственный танк. Проекты, конечно же были, и самый удачный получился «полугусеничный бронированный трактор Гулькевича, первую машину, которой назвали "Илья Муромец". Ходовая часть этой бронемашины была заимствована у американского автомобиля, а корпус собирался из бронелистов 6,5-мм. Вооружена данная техника была 76-мм пушкой образца 1910 года и двумя пулемётами "Максим" 7,62-мм с водяным охлаждением.

К сожалению, данная машина в серию так и не пошла. Хоть её и представили военным ещё в ноябре 1916 года, и она им очень понравилась своей мощью и проходимостью, но все заводы Российской Империи уже были забиты военными заказами. Танк Гулькевича выпустили всего в двух экземплярах и задвинули на полку.

Зато правительство, решило взять на производство уже готовый иностранный танк. Сначала в России был размещён заказ на производство 390 французских танков «CA-1 Шнейдер», но тут французы сделали самый удачный танк Первой Мировой – «Рено FT». При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, ставшие затем классикой танкостроения.

Этот танк имел вращающуюся башню с встроенным в неё пушкой и пулемётом, имел высокую проходимость, хорошую манёвренность и скорость. Российское правительство аннулировало первый свой заказ и разместило новый, на те же 390 танков «Рено FT». Но и их Российская Империя произвести не успела по причине двух революций.

«Царь-танк»

Родиной танкостроения, появившегося и быстро развивавшегося в ходе Первой мировой войны, зачастую называют Великобританию. Мало кто знает, что первые реалистичные проекты вездеходной бронированной машины на гусеничном ходу, оснащенной артиллерийским и пулеметным вооружением, появились в России.

Проект Василия Менделеева

Еще в декабре 1911 года свой проект представил в военное ведомство инженер В.Д. Менделеев – сын знаменитого химика Д.И. Менделеева.

Здесь уместно совершить краткий экскурс в историю техники. Начнем с того, что гусеница – важнейшая деталь любого танка – впервые появилась на берегу Волги, в Саратовской губернии.

Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов еще в 1878 году запатентовал «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция стала первоосновой гусеничного движителя. А талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году спроектировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. Фактически он создал танковый мотор. Эти изобретения использовал морской инженер Василий Менделеев, когда начал свои работы над проектом первого в мире танка.

От своего великого отца Василий Дмитриевич унаследовал пытливость ума и склонность к изобретательству, что и предопределило его жизненный путь. Окончив в 1906 году кораблестроительное отделение Кронштадтского морского инженерного училища, он с 1908 по 1916 год трудился на Балтийском и Невском судостроительных заводах. Хотя специализацией его стали двигатели, он выступил главным конструктором двух конкурсных проектов подводных лодок, руководил разработкой минного заградителя и буксирных пароходов. Сконструированная Менделеевым морская мина оригинальной конструкции также была принята на вооружение и вскоре сыграла важную роль в морской защите Петрограда от нападений кайзеровского флота. Наконец, Василий Дмитриевич предложил вентиляционное устройство для спасательного погружающегося понтона.

Но как у даровитого кораблестроителя родилась идея создать защищенный броней вездеход для вооруженной борьбы на сухопутье? Этого мы не знаем.

Но не подлежит сомнению, что, наблюдая за политикой ведущих держав, изобретатель предвидел возникновение большой войны и, соответственно, задумывался, как повысить боевую мощь армии своего Отечества.

И не его вина, что предложенный им проект бронированной машины сначала пылился в столе клерка Военного министерства, а затем стал достоянием английской разведки…

До нашего времени дошли чертежи двух вариантов менделеевского танка, скрупулезно сделанные Василием Дмитриевичем расчеты и подробная объяснительная записка, в которой изобретатель доказывал осуществимость своего проекта. Придуманную машину он предполагал вооружить 120-миллиметровой (затем 127-миллиметровой) морской пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и пулеметом, установленным в башенке, которая поднималась и опускалась с помощью пневматического привода, а также вращалась на 360 градусов.

Во второй модификации конструктор увеличил количество пулеметов до двух. К орудию полагался 51 артиллерийский выстрел, которые были размещены в боевом отделении.

Менделеев предусмотрел мощную броневую защиту корпуса машины: в лобовой части толщиной в 150 мм, а по бортам и на корме – в 100 мм. Спроектированный им двигатель внутреннего сгорания мощностью 250 л. с. позволял развивать скорость до 24 км/час. Экипаж должен был состоять из 8 человек.

Российский изобретатель предвосхитил важнейшие технические решения, которые были реализованы спустя десятилетия. Так, бензиновые баки Менделеев расположил в кормовой части машины над днищем, в изолированных отсеках. Коробку передач он спроектировал по типу автомобильной, с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода.

Предполагалось использование пневматической регулируемой подвески. Она обеспечивала изменение клиренса (расстояния между грунтом и днищем корпуса) от максимального значения до нуля и возможность работы в двух режимах (блокированной и независимой подвески). Это изобретение позволяло танку двигаться с полуопущенным корпусом, а при необходимости прекращать движение и полностью опускать корпус на грунт.

По мысли изобретателя, полное или частичное опускание броневого корпуса защитило бы от вражеского огня наиболее уязвимый компонент машины — ходовую часть.

Посадка корпуса на грунт нужна была еще и для того, чтобы разгрузить гусеничный движитель от вредных нагрузок, возникающих при стрельбе из пушки. За рубежом идея опускания корпуса бронетехники на грунт была реализована лишь в 1942 году в немецкой 600-миллиметровой тяжелой самоходной мортире «Тор». В Великобритании пневматические подвески появились в некоторых образцах авиадесантных танков («Тетрарх» и «Гарри Гопкинс») лишь под занавес Второй мировой войны.

Вообще, Менделеев стремился везде, где только возможно, использовать сжатый воздух для облегчения управления танком. Василий Дмитриевич задумал применить пневматические сервоприводы для главного фрикциона, коробки передач и механизма поворота пулеметной башни. Он разработал и систему пневматической механизации подачи орудийных выстрелов, позволявшую вести стрельбу в достаточно высоком темпе. Пневматика использовалась им и для регулировки натяжения гусениц. Все пневмоустройства обеспечивались необходимым количеством сжатого воздуха благодаря специальному компрессору, который постоянно подзаряжался от двигателя.

Для переброски танка на большие расстояния Менделеев предлагал использовать специальное устройство, позволявшее устанавливать машину на железнодорожные рельсы и передвигаться своим ходом или с помощью паровоза. Автор проекта писал: «Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса (он должен был доходить до 170 тонн. – А. П.), то остаются железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины».

Наконец, в танке Менделеева были предусмотрены четыре поста управления, которые позволяли любому из членов экипажа, в случае ранения или гибели водителя, управлять движением машины.

Вместе с тем неуязвимость и колоссальная огневая мощь была оплачена поистине запредельным весом машины. А в сочетании с довольно узкими гусеницами это «обрекало» танк на низкую скорость и малую проходимость. Изобретение Менделеева фактически представляло собой прообраз сверхтяжёлой САУ, которую можно было бы использовать для разрушения крепостей и обороны побережий: черноморского и Финского залива. Несмотря на все сложности, этот проект вполне могли воплотить в жизнь кораблестроители Петрограда. Правда, стоимость постройки одной такой машины приближалась к стоимости подводной лодки, что, возможно, и послужило причиной холодного отношения к проекту военного ведомства. Очевидно, сказалось и отсутствие у Менделеева влиятельных покровителей.

Тем не менее, проект танка, предложенный Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и конструкторские решения, заложенные в нём, увидели свет десятилетия спустя. Но в Военном министерстве проект, увы, отвергли, посчитав нереальным. Зато некоторые из новаторских идей Менделеева впоследствии использовали германские и английские танкостроители…

Танк Николая Лебеденко

Эта модель, известная также под названиями «Нетопырь», «Летучая мышь» (за внешнее сходство), «Мамонт», «Мастодонт» и «Танк Лебеденко», представляла собой бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером капитаном Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 годах. В разработке ее принимали участие также известный ученый Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком этот объект не являлся, а представлял собой колесную бронированную боевую машину, причем самую крупную из когда-либо построенных…

Проект машины отличался оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы.

Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был гораздо меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были установлены спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Парадокс заключается в том, что при всей необычности, сложности и огромных размерах машины Лебеденко сумел пробить свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у императора, во время которой Лебеденко подарил государю заводную деревянную модель машины с двигателем на базе граммофонной пружины.

По воспоминаниям придворных, Николай II и Лебеденко битых полчаса «аки дети малые» ползали по полу, проверяя модель в гонках по комнате. Игрушка резво бегала по ковру и легко преодолевала даже стопки из двух-трех пухлых томов «Свода законов Российской империи».
Восхищенный машиной, император распорядился немедленно открыть финансирование проекта.

Работы под высочайшим патронажем шли быстро — вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом первая модель. 27 августа того же года начались ее ходовые испытания. Применение больших колёс способствовало повышенной проходимости — машина валила нетонкие березы как спички. Однако задний каток, в силу слишком малых размеров и неверного распределения всего веса, почти сразу после начала испытаний стал увязать в мягком грунте. И предельно большие колёса не могли вытащить его, несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 240 л. с. каждый (куда более мощных, чем на других танках Первой мировой войны).

Испытания показали и значительную уязвимость машины (прежде всего, незащищенных массивных колес), от артиллерийского огня, особенно от фугасных снарядов. Поэтому приемная комиссия дала отрицательное заключение, и проект был свернут, тем более что оказались безуспешными и все последующие попытки хотя бы сдвинуть увязший «Царь-танк» с места…

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Опытно-конструкторские работы больше не проводились, а сюрреалистическая махина еще долго ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году ее не разобрали на металлолом.

«Царь-танк», появись он на фронте, мог стать мощнейшим психологическим оружием, вызывая у противника настоящую панику…

Капитан Лебеденко верил, что с его машиной можно в одночасье опрокинуть немецкий фронт и решительно склонить чашу весов на нашу сторону. И как знать, если бы «Царь-танки» (хотя бы несколько машин!) были введены в Луцкий (Брусиловский) прорыв летом 1916-го, Австро-Венгрия вполне могла бы досрочно выйти из войны, поставив в крайне тяжелое положение Германию.

В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» и доныне хранится миниатюрная модель «Царь-танка» – та самая, которой восхитился император. Сохранилась и фотография 1915 года. Любопытно, что люди, стоящие на танковой броне, кажутся в сравнении с габаритами опытной модели просто букашками. И сегодня представляется почти невероятным, как при тогдашнем уровне техники эту махину сумели по частям скрытно вывезти в лес, и там собрать, запустить, испытать…

Недавно энтузиасты из исследовательского общества «Космопоиск», которое по всей стране охотится за уфологическими и историческими сенсациями, в ходе экспедиции по чащобам Дмитровского района обследовали т.н. «лес танка», легенду о котором местные жители передавали из поколения в поколение, и действительно, нашли там некоторые следы присутствия сооружения Николая Лебеденко…

В самом начале Великой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Александр Пороховщиков тоже обратился в ставку Верховного главнокомандующего с оригинальным проектом быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. 9 января 1915 года на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова изобретатель представил чертежи и смету постройки боевой машины, которую он назвал «Вездеход».

Предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе военному руководству, поскольку кроме высокой проходимости изобретатель обещал обеспечить еще и плавучесть машины. Проект одобрили, на постройку опытного образца «Вездехода» были ассигнованы требуемые 9660 рублей 72 копейки.

Уже 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью вначале не обладали ни английские, ни французские танки). Официальная демонстрация «Вездехода» состоялась 20 июля 1915 года.

Управление машиной осуществлялось за счет размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были установлены бортовые фрикционы — механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков.

По твердому грунту танк шел, опираясь на колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте переходил на гусеничную ленту, то есть имел комбинированный колесно-гусеничный движитель. Это опережало достижения британского танкостроения по меньшей мере на несколько лет.

Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды. В отличие от чрезмерно громоздких моделей Менделеева и Лебеденко, машина Пороховщикова была значительно компактней: 3,6 м в длину, 2 м в ширину, 1, 5 м в высоту (без башни). Окончательный вес ее предполагался в пределах всего 4 тонн, экипаж — 1 человек. «Вездеход» оснащался пулеметом и должен был иметь противопульное бронирование.

Пороховщиков предложил и уникальную броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Особое значение имела дешевизна его брони, возможность гнуть и варить ее.

На очередном испытании 29 декабря 1916 года танк Пороховщикова достиг на шоссе исключительно высокой скорости – 40 вёрст в час.

Тем не менее, зимой 1916/17 годов военное ведомство прекратило финансирование работ Пороховщикова. Официальной причиной называлось существенное (двукратное) превышение сметы расходов: всего было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство додумалось… обязать талантливого конструктора вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины (!), а единственный ее образец сдать на вечное хранение в Главное Военно-техническое управление…

Но, думается, подлинная причина прекращения работ над перспективной моделью была отнюдь не финансовая.

Коварные «союзники» – англичане и французы – ревниво следили за успехами нарождающегося российского танкостроения и сделали все возможное, чтобы Русская армия, уже определенная влиятельными англосаксонскими и иными кругами на заклание, не усилилась в назначенном на весну – лето 1917 года генеральном наступлении отечественными танками.

А они, как мы видим, значительно превосходили по многим параметрам британские машины, которые стали поступать на вооружение с осени 1916 года…

Известно, кстати, , что чертежи «Вездехода» Пороховщикова попали в Англию и легли в основу новых образцов английских танков. Во всяком случае, подозрительная схожесть формы корпуса «Вездехода» и британского танка Mk I говорит, как минимум, о детальном знакомстве заморских танкостроителей с русским проектом…

В кровавой смуте и хаосе Гражданской войны сгинули все три талантливых инженера: и Менделеев, рано умерший от тифа, и Лебеденко с Пороховщиковым, чьи дальнейшие судьбы до конца так и не выяснены. Правда, помощники Пороховщикова оставили заметный след в советской науке: академик Микулин прославился как конструктор авиационных двигателей, академик Стечкин плодотворно работал в области гидроаэродинамики.

Надо сказать, что печальная судьба изобретений первых русских танкостроителей во многом объясняется тем, что в ту эпоху не существовало (по крайней мере, в России) не только устоявшихся канонов проектирования сухопутных боевых машин на гусеничных движителях, но и вообще их концепции как таковой. Этим отчасти объясняется тот факт, что, например, проект Лебеденко, получивший августейшее одобрение и доведенный до ходовых испытаний, в тяжёлой обстановке мировой войны стал очевидно провальным…

Однако нельзя отрицать, что эти проекты стали важными вехами в истории российского и мирового танкостроения. Высочайшая конструкторская культура, исключительная добросовестность и тщательность, с которой были разработаны все три модели, а также заложенные в них в большом количестве оригинальные и прогрессивные идеи делают честь русской технической мысли и подчёркивают непреходящие заслуги авторов-россиян в развитии мирового военно-технического прогресса.

Предпосылки к созданию танков

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.

"Самоход" Блинова

Этот двигатель намного опередил свое время.

Первые русские танки

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся оружием той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.


В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

Первые русские танки

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Этот день — 18 мая 1915 года — и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.


Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.


Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».


После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».

В годы Первой мировой на полях появились первые танки, которые в концу войны активно применяли обе стороны. В это время в России на фронте появились первые в мире бронеавтомобили, ставшие началом другой ветви современной бронетехники. Сейчас многие интересующиеся бронетехникой знают такие проекты русских танков, как вездеход Пороховщикова и царь-танк, но были и другие проекты, так и не увидевшие свет. В данной статье постараюсь не просто написать историю создания танков, расписать ТТХ, но и рассмотреть их место на поле боя.

Вездеход Пороховщикова

Александр Александрович Пороховщиков, работающий на тот момент на заводе Руссо-Балт, начал работу над своим вездеходом в 1914 году. Проект представлял собой быстроходную гусеничную бронемашину для движения по бездорожью. К январю 1915-го была готова документация, 18 мая этого же года машина вышла на испытания. Зимой финансирование проекта прекращено в связи с тем, что проходимость по снегу не превышала 30 см (1 фута). Что интересно, вездеход проходил испытания как небоевая машина.

Танки Российской империи

Экипаж состоял из одного человека, находившегося в центре. МТО располагалось сзади. В целом такую компоновку можно назвать классической, учитывая размер экипажа. Корпус сварной. Двигатель Volt, 2-цилиндровый, карбюраторный, с воздушным охлаждением развивал мощность 10 л.с., что позволило на испытаниях 3,5-тонной машине развить скорость в 25 км/ч. По некоторым данным, зимой 1916-го вездеход разогнался до 40 верст/ч (≈43 км/ч), что сомнительно. Ходовая больше всего напоминала современные снегоходы — единственная брезентовая гусеница натянута на барабаны, протянута под днищем. Чисто гусеничный ход использовался для движения по бездорожью. Основной ход был всё-таки колёсно-гусеничным — на двух колёсах и заднем барабане. Такое устройство позволило снизить давление на грунт (порядка 0,05 кг/см2), но слишком затрудняло повороты и конструкцию. В процессе испытаний Пороховщиков непрерывно дорабатывал ходовую.


Одной из интереснейших особенностей машины было бронирование — округлые, рикошетные формы и многослойная конструкция из котельного железа и слоёв сушёной прессованной морской травы. По словам изобретателя, такая броня могла выдержать пулемётную очередь. В опытной версии в лобовой плоскости находился заман воздухозаборника, резко снижающий продвинутую конструкцию корпуса, правда на поздних чертежах эта уязвимая зона была ликвидирована. Вооружение из одного пулемёта находилось в поворотной башне, которая так и не появилась на испытаниях, но была видна на чертежах.

В 1916-м Пороховщиков начал разработку вездехода-2 с большим экипажем, мощным по тем временам для лёгкой машины вооружением из 3 пулемётов, одного курсового и двух во вращающихся друг над другом башнях. Ходовая усовершенствована — теперь основой были 4 колеса. Броня потеряла округлые формы. До революции прототип машины так и не был выпущен.


Пусть многие считают вездеход Пороховщикова первым русским танком — это далеко не так. Первая машина не была приспособлена к боям — малая манёвренность, удельная мощность, невозможность ведения поиска цели, ведения огня и движения, несовершенство брони. Хоть конструкция брони и опередила своё время на полвека, но реальной боевой стойкости котельное железо с прослойкой морской травы дать не могло. Хоть рикошетная форма и могла отразить некоторые попадания, но пробить с коротких дистанций такую броню вряд ли будет трудно винтовочной пуле. Появление в 60-70-х многослойной брони обусловлено противодействием кумулятивным боеприпасам, а не росту могущества кинетических снарядов. Среди минусов вездехода как можно отметить и уязвимость гусеницы. Также невысокой была и преодолеваемая вертикальная стенка. Но несмотря на все эти недостатки, во многом машина была революционной, т.к. первый танк классической компоновки появился в 1917-м, рациональные углы наклона брони реализовали в 30-е, а одногусеничная схема до сих пор здравствует на снегоходах.

Царь-танк

Проект капитана Николая Николаевича Лебеденко до сих пор остаётся самым большим по линейным размером танком, воплощённым в металле. Длина 17,7 м, ширина 12 м, высота 9 м, что, прямо скажем, очень спорное достижение. Идею танка Лебеденко, по собственным словам, взял у арбы — телеги с двумя высокими колёсами, которые легко преодолевали кавказское бездорожье с грязью, камнями, ямами. По мнению изобретателя, схема бронированной арбы очень бы пригодилась для прорыва полос обороны с её рвами, окопами, воронками от снарядов и главным врагом пехоты и кавалерии — пулемётом. Проявив целеустрёмлённость, достойную подражания, Лебеденко добился того, что его принял к себе император. Заводной макет танка очень увлёк государя, и деньги, средства и рабочая сила были выделены незамедлительно. В металле царь-танк изготовили к августу, и 27 числа начались ходовые испытания. Испытания с треском провалились, и машина до 1923-го стояла в лесах под Дмитровом, где и была разобрана на металл.


Перейдём к грустному. Одной из причин отказа военных от боевой машины с высокой проходимостью стала её… низкая проходимость. Из-за неправильного баланса конструкции колесо станины проваливалось в грунт, и 500 л.с. двигателей не хватало вытянуть танк. Громадные колёса, по мнению комиссии, были слишком уязвимы для артиллерии, в чём они были абсолютно правы — по мастодонту таких размеров промахнуться трудно. Броня без углов наклона, так что вряд ли бы смогла надёжно защитить экипаж. Огромное количество стволов затрудняло ведение и корректировку огня. В отличие от вездехода Пороховщикова, царь-танк был приспособлен для боя, но не настолько, чтобы стать машиной прорыва.

Танк Менделеева

Этот танк хоть и не был воплощён в металле, но во многом его идеи опередили время, сделав его прообразом тяжёлых САУ. Создателем этого чуда стал сын великого нашего учёного Д.И. Менделеева Василий Дмитриевич Менделеев, инженер-корабел. Танк проектировался с 1911-го года. И несмотря на детальную проработку чертежей, делающих честь русской школе инженеров, военные не восприняли «бронированный автомобиль» (так Менделеев назвал своё детище) всерьёз.


Что же было такого особенного в танке? Во-первых, стальная закалённая броня, по расчётам выдерживающая 6-дм снаряд, достигала 150 мм во лбу корпуса, по 100 мм с бортов и кормы, 8 мм на днище и 76 мм крыши, правда, рациональных углов наклона не было. Таким образом, только тяжёлая артиллерия могла вывести танк из строя. Вооружение не уступало — 120-мм морская пушка Канэ (длина ствола 45 калибров, 5400 мм) в лобовой плите с боекомплектом в 51 снаряд и углом горизонтального наведения в 32 град. Дополнительно танк оснащался пулемётом Максим в поворотной башне, которая убиралась в танк. МТО и вход в танк располагались в корме. Экипаж состоял из 8 человек. Длина составляла 13 м, ширина 4,4 м и высота — 4,45 м с башней. Ходовая часть гусеничная, состояла из 6 катков, направляющего и ленивца. Подвеска пневматическая, позволяющая менять клиренс (!) и ложиться танку на грунт, превращаясь в дот. Слабым место был бензиновый 4-х цилиндровый двигатель в 250 л.с. на 173 тонны, что было ничтожно мало. Расчётная скорость составляла 25 км/ч, что с таким двигателем было маловероятным.

И несмотря на всю вундервафленность «бронированного автомобиля», Менделеев создал самый лучший проект русского танка для своего времени. Упростив конструкцию подвески, срезав лишнюю броню, ослабив вооружение, мы могли бы получить своё решение позиционного тупика Первой мировой, но история не терпит сослагательного наклонения, так что оставим это на долю писателей-фантастов.

Танк Рыбинского завода

Об этой машине впервые написали в 1956-м году в книге Мостовенко В.Д. «Танки» (имеется издание второе, исправленное и дополненное). Танк внешне напоминал менделеевский — тот же кирпич на гусеницах с пушкой, правда в кормовой плите. Двигатель — в середине. Бронирование куда скромнее — предположительно 12 мм лоб и корма, 10 мм борт. Вооружение состояло либо из 107-мм пушки и крупнокалиберного пулемёта, либо из 76-мм и 20-мм автоматической пушек. Подвеска по типу французских танков от трактора Холт. Двигатель бензиновый, 200 л.с., неплохо для своего времени смотрелся на машине массой 12 или 20 тонн. В целом машина получалась современной и прекрасно смотрелась на поле боя, но так и не поступила на сборку.


Были и другие проекты танков в Российской империи, но о многих известно так мало, что порой неизвестно, был ли тот или иной проект в реальности, или это фантазии поздних авторов.

Впервые на поле боя танк появился в начале прошлого века, а именно, в 1916-м году, и, показав свою высокую эффективность в действии, спровоцировал настоящую революцию во взгляде на роль бронированных боевых машин в ходе сражения.

Отечественными изобретателями прототипов современного танка, такого, каким мы привыкли его видеть, являются Федор Абрамович Блинов – простой волжский машинист-самоучка, разработавший «вагон с бесконечными рельсами» – первый гусеничный трактор, Александр Александрович Пороховщиков, разработавший первый «Вездеход» и другие конструкторы-разработчики.

Однако, за долгие годы и даже столетия до этого многочисленные изобретатели и разработчики, преследуя различные цели, уже предпринимали попытки создать тихоходную бронированную конструкцию.

Танк прошел сложный, многовековой путь от неповоротливой и малонадежной повозки, до могучего средства ведения войны, сочетающего в себе огневую мощь, надежность, маневренность и хорошую защиту. Естественно, все это появилось путем многочисленных проб, ошибок, а также постепенных доработок и усовершенствования моделей.

Фото: foto-history.livejournal.com российский танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова во время испытаний

Фото: foto-history.livejournal.com российский танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова во время испытаний

История создания самых первых танков, и их прототипы

В том виде, в котором танк впервые появился на поле боя, он уже являл собой принципиально новое, грозное боевое средство. Говорить о его прототипах можно весьма условно, ведь лишь отдельные характеристики и свойства современного танка были присущи некоторым изобретениям и видам вооружения из прошлого, которые многие авторы пытаются выдать за прообразы танка.

И так, в Средние века своеобразными «танками» были рыцари, с головы до ног закованные в тяжелые доспехи, которые нередко покрывали не только самого рыцаря, но и его коня. Грубо говоря, он уже сочетал в себе три основные характеристики танка: защита, подвижность и ударная сила.

Когда появилось огнестрельное оружие, такие доспехи и латы стали практически бесполезными, ведь они не выдерживали выстрела пули, а те, что могли выдержать, были столь тяжелы, что человек попросту не мог бы в них двигаться.

В Англии, во времена правления Генриха восьмого, была сконструирована, так называемая, «тюдоровская повозка», представлявшая собой двухэтажный передвижной блокгауз. Внизу находились лошади, передвигавшие конструкцию, а на верхнем «этаже» располагались солдаты, которые стреляли, используя специальные бойницы.

Великий художник и изобретатель Леонардо Да Винчи также делал чертежи и наброски самоходной, неуязвимой для врага боевой повозки. Он был уверен в эффективности этого изобретения, но ему требовались деньги для воплощения разработки в жизнь.

С этой просьбой Да Винчи обратился к миланскому герцогу Сфорца, но тот отказал в финансировании, не поверив, что такой замысел можно в действительности реализовать.

В середине шестнадцатого века в Германии был разработан проект передвижной крепости с артиллеристами, эдакий «Гуляй-город». А почти полвека спустя итальянский изобретатель доработал данный проект, сделав его еще и плавучим, но все равно, данная конструкция имела ряд серьезных недостатков.

Несколько позже в Европе появились укрепленные повозки с массивными колесами, имевшими форму конуса. Это увеличивало проходимость транспортного средства, так как, когда повозка шла по бездорожью, и колеса вдавливались в сырой грунт, то площадь их опоры увеличивалась.

Идея создания транспортного средства на гусеничном ходу появилась в начале восемнадцатого века (хотя ранее уже предпринимались попытки его проектирования в разных вариантах), когда француз по имени д’Эрман сумел доказать, что такой механизм превосходит колесный по проходимости. Проект с «бесконечными лентами» получил одобрение, но дальше дело так и не двинулось.

Но, вплоть до начала двадцатого века еще не было возможности должным образом сбалансировать в одном изобретении все необходимые танку характеристики, так что постоянно приходилось чем-то жертвовать.

Федор Блинов и его изобретение

Фото: onlinebrowsing.blogspot.com изобретение Фёдора Абрамовича Блинова - первый в мире трактор на гусеничном ходу или "вагон с бесконечными рельсами" на паровом двигателе

Фото: onlinebrowsing.blogspot.com изобретение Фёдора Абрамовича Блинова - первый в мире трактор на гусеничном ходу или "вагон с бесконечными рельсами" на паровом двигателе

Следующее десятилетие Блинов посвятил тому, чтобы разработать и построить на базе своей гусеничной платформы трактор на паровом двигателе. В ходе своих испытаний ему удалось еще и решить задачу поворота гусеничного самохода, используя неодинаковые скорости вращения гусениц.

Разработка Василия Менделеева

Стоит отметить, что в начале двадцатого века над разработкой первого в мире сверхтяжелого танка усердно работал и наследник знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева – Василий Дмитриевич Менделеев.

Инженер-кораблестроитель по образованию предложил даже не танк, а целый бронированный форт, который бы перемещался на гусеничном ходу.

Однако, предложенная им машина была очень громоздкой и тяжелой, что сильно снижало её проходимость, но эта разработка стала неплохой научной и технической базой для появления современных танков.

Танки в Первой мировой войне

Основным фактором, ускорившим процесс создания танка и применения его на практике, стала разразившаяся Первая мировая война. В этот период в Великобритании начали выпускаться тяжелые боевые машины типа Mk, первое поколение которых имело колесный хвост, позже они были доработаны и выпущены несколькими сериями.

Владелец одного из крупнейших европейских автомобильных заводов – Луи Рено смог в очередной раз доказать, что он один из лучших конструкторов своего времени, воплотив в жизнь идею постройки легкого танка.

Разработанная им машина «Рено» FT-17 стала одной из самых выдающихся моделей танка за долгую историю его создания. Его компоновка стала классической и широко распространена по сей день.

Нужно отметить, что в России, с началом Первой мировой войны, также разрабатывался проект оригинального легкого танка. Её автором являлся мастер Рижского машиностроительного завода по имени Александр Александрович Пороховщиков – дед культового отечественного актера Александра Пороховщикова.

Фото: beam-truth.livejournal.com первый в мире танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова

Фото: beam-truth.livejournal.com первый в мире танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова

Его изобретение получило название «Вездеход», а постройка опытного образца на резиновых гусеницах была завершена весной 1915-го года. Позже Пороховщикову поступил заказ на изготовление более мощного «Вездехода-2», но из-за разразившейся в стране революции проект свернули.

Примерно в это же время занимался разработкой собственной боевой машины инженер Николай Николаевич Лебеденко. Он по собственной инициативе работал над грандиозным изобретением, ныне известным как «царь-танк», диаметр колес которого составлял девять метров.

Также у конструкции имелся задний управляемый каток для поворотов. Однако, опытный образец показал себя крайне неудовлетворительно Проект свернули, но в истории он остался, как самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин.

Фото: wikipedia.org "царь-танк" инженера-конструктора Николая Николаевича Лебеденко - самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин

Фото: wikipedia.org "царь-танк" инженера-конструктора Николая Николаевича Лебеденко - самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин

Судьбы изобретателей первых отечественных танков

Начнем мы, пожалуй, с Фёдора Абрамовича Блинова. Хотя его изобретение не было изначально предназначено для ведения боя, а лишь для транспортировки грузов, трактор на гусеничном ходу стал основой для последующей разработки гусеничного танка.

Изобретатель прожил достаточно долгую жизнь. В конце девятнадцатого века он разработал пожарный насос собственной конструкции, и организовал его массовое производство.

На сельскохозяйственной и промышленной выставке был награжден за свое изобретение серебряной медалью. Блинов умер в 1902-м году, всего месяц не дожив до своего 71-го дня рождения.

Василий Дмитриевич Менделеев был талантливым инженером-изобретателем. Помимо создания проекта отечественного танка, на его счету были и другие выдающиеся разработки.

Он трудился конструктором на судостроительных заводах, был одним из основных разработчиков подводных лодок и минных заградителей. К сожалению, скончался он в возрасте 35-ти лет от брюшного тифа.

Инженер и конструктор Николай Николаевич Лебеденко, вскоре после того, как проект его «царь-танка» был свернут, эмигрировал в Америку. О дальнейшей судьбе изобретателя ничего не известно.

Русский и советский ученый Борис Сергеевич Стечкин предположил, что Лебеденко, вероятнее всего, вскоре умер: «О таком, как он, мы бы непременно услышали. Значит, нет в живых, иначе обязательно объявился бы!».

Пожалуй, наиболее печальная участь постигла изобретателя «Вездехода» – инженера-конструктора Александра Александровича Пороховщикова. Еще в юности, будучи гимназистом, он увлекся самолетостроением. Уже в возрасте семнадцати лет он сконструировал аэроплан, который одобрил сам Николай Егорович Жуковский.

В девятнадцатилетнем возрасте Пороховщиков организовал собственную опытную мастерскую, где построил моноплан простой конструкции, на котором сам же и летал. Через несколько лет он построил и успешно испытал первый в мире двухбалочный самолет. Затем преступил к разработке вездеходной машины, параллельно продолжая заниматься самолетами.

Но гениальный конструктор и изобретатель попал под волну репрессий. Проектированием гидросооружений он занимался уже в стенах концлагеря СЛОН. Был освобожден, работал в московских гидропроектных организациях.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны его перевели в автобронетанковое управление РККА. Но в октябре 1940-го года Пороховщикова обвинили в шпионаже и антисоветской деятельности.

Читайте также: