Последний генеральный конструктор ссср

Обновлено: 02.05.2024

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР. Председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик Академии Наук СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. По его инициативе и под его руководством осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир, Украина. Мальчик вырос в семье учителя. Из­-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин, ныне Черниговской области в большой купеческой семье родителей матери, Москаленко.

С 1917 года парень жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. С 1921 года учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках.

В этом же году Королев познакомился с летчиками водного отряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с шестнадцати лет как лектор по ликвидации авиационной безграмотности, а с семнадцати как автор проекта безмоторного самолета К­-5, официально защищенного перед комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал планеристом.

В феврале 1930 года Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК­-4. Параллельно конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», планер СК-­3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 года впервые в мире выполнены петли Нестерова в свободном полете.

С марта 1931 года Сергей Павлович начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. Главным событием во время его работы в можно считать встречу с Цандером, который начал программу испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-­1. Молодой человек активно включился в работу.

В сентябре 1931 года в системе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству создается группа изучения реактивного движения во главе с Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП­-1 с жидкостным ракетным двигателем ОР­-2.

Московская группа стала называться Центральной, а Королев возглавил ее научно - технический совет. С этого времени ученый уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. Королев приступил к организации своего первого Конструкторского Бюро.

В августе 1933 года первая отечественная жидкостная ракета ГИРД-­09 достигла высоты 400 метров, что являлось принципиальным достижением. Этот полет доказал, что ракетная техника является не фантастикой, а реальностью. Итоги первых шагов ракетостроения Королев подвел в своей книге «Ракетный полет в стратосфере», в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.

В конце июня 1938 года Сергей Павлович Королев арестован как участник контрреволюционной троцкистской организации. Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 августа 1938 года осужден по статьям 58­7, вредительство и 58­11, подготовка к совершению антисоветских преступлений к десяти годам заключения в исправительно - ­трудовых лагерях.

Наказание отбывал в Колымских лагерях. По жалобе Королева 13 июня 1939 года приговор отменен, а дело направлено на новое рассмотрение, сам Королев возвращен из Колымы в московскую тюрьму. Вторично дело Королева рассмотрено заочно 10 июля 1940 года Особым совещанием при Народном комиссаре внутренних дел СССР. Теперь приговор вынесен ­сроком на восемь лет лишения свободы.

В сентябре 1940 года Королев благодаря ходатайству Туполева направлен в Центральное Конструкторское Бюро-­29 для разработки нового бомбардировщика. Королев сразу же представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла наносить удары, не входя в зону противовоздушной обороны.

После того как коллектив Туполева эвакуирован в Омск, Королев направлен в Казань с задачей разработки применения жидкостного ракетного двигателя с тягой 300 кг. Королев предложил ряд вариантов, из которых выбран проект авиационной ракетной установки, обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолетов.

В результате отработки установка получила высокую оценку. За эту работу Королев награжден орденом «Знак Почета», а 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о его досрочном освобождении.

В мае 1946 года советским руководством принято постановление о развитии ракетного строения в стране, в соответствии с которым в подмосковном Калининграде создан Государственный союзный научно - исследовательский институт реактивного вооружения, одним из главных конструкторов которого назначен Сергей Павлович Королев.

Уже в октябре 1947 года проведены летные испытания ракет А-­4, собранных в институтах Нордхаузен и НИИ­-88 в основном из трофейных узлов и агрегатов. Через год с гораздо лучшими результатами по надежности и точности попадания испытаны первые ракеты Р-­1, воспроизводящие А­-4 по отечественной документации и из своих материалов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Королеву Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В дальнейшем Королев разрабатывал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-­9 и сдал ее на вооружение в 1962 году. Параллельно с работами над важными космическими системами начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-­2, которая сдана на вооружение уже после его смерти.

На этом ОКБ­-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракетоносителей.

Военные разработки являлись для Королева условием для освоения космоса. Впервые в истории землян 4 октября 1957 года запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. И наконец, 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту Королев Сергей Павлович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

Скончался великий конструктор Сергей Королев 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет от острой сердечной недостаточности. Академику была запланирована операция по удалению полипа. Смерть наступила на операционном столе. Урна с прахом Королева захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Школа генеральных конструкторов СССР и России

Мы уже рассказывали, кто такой Генеральный конструктор.

Повторимся. Генеральный конструктор – особое явление, характерное для Советского Союза. Эта категория людей обладала уникальными компетенциями и особым типом мышления, позволявшим им решать сверхсложные задачи и работать одновременно в совершенно разных слоях: научном, техническом, социально-экономическом, политическом. Именно благодаря генеральным конструкторам в Советском Союзе было реализовано значительное количество грандиозных по масштабу и комплексности, передовых для своего времени проектов – в энергетике, космосе, военном деле.

В 21 веке спустя несколько десятков лет генеральные конструктора вновь стали востребованы.

19 января 2015 г. Президент России Владимир Путин подписал указ о создании новой должности — генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники (см. Указ Президента РФ от 19.01.2015 N 18 “О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники” вместе с “Положением о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники”).

Всего таких генконструкторов будет не более 20, а их статус и ответственность повысятся, сообщил глава государства на заседании Военно-промышленной комиссии.

Президент РФ Владимир Путин также отметил: «Генеральные конструктора возглавят работу по созданию стратегически важных систем вооружения и, соответственно, получат широкие полномочия по ресурсному обеспечению проектов». По мнению Президента РФ, введение такой должности «послужит более эффективной реализации ключевых проектов в области национальной обороны и безопасности».

Сегодня на нашем сайте мы публикуем содержание уникального курса-тренинга “Школа генеральных конструкторов”, апробированного нами в ходе проведения вебинаров, лекций и практических занятий студентам российских вузов. Все положения этого курса-тренинга были апробированы автором сайта на практике. В нем (курсе-тренинге) собран управленческий опыт последнего Генерального конструктора СССР, автора и генерального конструктора систем “Спутник” и “Скалар” П.Г. Кузнецова, автора и генерального конструктора системы “КОМПАС” В.Г. Водянова, личный (автора сайта) опыт внедрения систем “Спутник” и “Скалар” на ряде российских предприятий, а также теория, методология, методика и практика использования и применения новой инновационной экономики – экономики Второй индустриализации России д.э.н., профессора Н.А. Потехина. В этом уникальном курсе-тренинге впервые даются многие секреты, которые были сообщены автору сайта П.Г. Кузнецовым, В.Г. Водяновым, Н.А. Потехиным, неизвестные широкому кругу читателей.

План курса-тренинга “Школа генеральных конструкторов” [36 часов]

Краткое содержание.

Тема № 1. Введение. [3 часа]

Тема №2. Потоки-процессы. [2 часа]

Тема № 3. Термодинамические аспекты управления. [2 часа]

Тема № 4. Экономические законы управления. [1 часа]

Тема № 5. План. Общая методика планирования и изменения плана. [4 часа]

Тема № 6. Как описать организацию. [2 часа]

Тема № 7. Система управления. Единый и слаженный организационный механизм. [2 часа]

Тема № 8. Система «Спутник-Скалар». [6 часов]

Тема № 9. Система «КОМПАС». [2 часа]

Тема № 10. Экономические основы управления. [2 часа]

Тема № 11. Система «МПЭ» и инновационные системы управления. [2 часа]

Тема № 12. Что должен делать ответственный исполнитель и руководитель низшего звена. [2 час]

Тема № 13. Что должен делать руководитель среднего и высшего звена. Что должен делать руководитель вспомогательного (обеспечительного) подразделения. [3 часа]

Тема № 14. Управленческие решения. [3 часа]

Курсовой проект.

Подробное содержание.

Тема № 1. Введение. [3 часа]

Советская (российская) школа управления. Особенности, преимущества. Учет национальных особенностей.

Эффективность советской школы управления (статистика).

Ответственность. Понятие ответственности. Ответственный исполнитель. Как надо наказывать сотрудников?

Домашнее задание № 1.

Что происходит в голове руководителя? Чем руководитель отличается от обычного работника и специалиста.

Что такое управление? Что такое управленческое решение? Принятие управленческого решения.

Ключевые вопросы управления. 6 основных, 2 дополнительных, 1 производный, 1 альтернативный, 1 мотивационный вопросы управления.

“Ответь на шесть вопросов и Россия станет самой процветающей страной в мире” – завет последнего Генерального конструктора СССР П.Г. Кузнецова.

Постановка целей, задач, оценка проблем и пр.

Домашнее задание № 2.

Еще кое-что из управленческого труда. Виды управленческого труда.

Уметь и делать. Уметь управлять. Почему троечники управляют отличниками?

Уровни управления. Ручное управление, как негативное и вредное явление. Управленческий цикл. Прямая и обратная связи.

Тема №2. Потоки-процессы. [2 часа]

Потоки-процессы. Их значение для управления. Связи решают всё!

Виды потоков-процессов: горизонтальные (заказчик-подрядчик, поставщик-покупатель), вертикальные (власть-подчинение, начальник-подчиненный), противоборствующие и пр.

Центральный рабочий процесс системы, магистраль процесса и иные потоки-процессы (вспомогательные, обеспечительные).

Определение ЦРПС и магистралей процесса на конкретных примерах (предприятиях).

Троякая роль потоков-процессов.

Домашнее задание № 3.

Тема № 3. Термодинамические аспекты управления. [2 часа]

Термодинамика. Ее значение. Управление как термодинамическая система.

Значение термодинамики для принятия управленческого решения.

Мощность. Понятие и значение мощности в управлении.

Скорость хода морской эскадры.

«Узкие места» в организации.

Выравнивание мощности в организации.

Период удвоения мощности.

Домашнее задание № 4.

Тема № 4. Экономические законы управления. [1 часа]

Понятие и значение экономических законов для управления и принятия управленческих решений.

Закон роста полезной мощности. Набирай разгон!

Закон повышения производительности труда.

Закон уменьшения необходимого социального времени.

Закон возвышения потребностей.

Тема № 5. План. Общая методика планирования и изменения плана. [4 часа]

План. Что это такое? Зачем он нужен?

Виды (формы) планов. Сетевая диаграмма. Календарный план-график. Табличная форма плана. Дерево задач (работ). Таблица взаимных передач. Круговая (секторная) диаграмма.

Поставь цель, разработай план… Общая методика составления плана (планирования).

Как строить мост: вдоль или поперек реки? Ответы на ключевые вопросы управления.

Критический путь. Для чего он нужен?

Домашнее задание № 5.

Управленческий цикл. Прямая и обратная связи (повтор). Взаимосвязь этих понятий с изменением плана.

Тема № 6. Как описать организацию. [2 часа]

Управление серийным производством.

Методика описания процессов в организации.

Формы документов для описания процессов в организации.

Домашнее задание № 6.

Тема № 7. Система управления. Единый и слаженный организационный механизм. [2 часа]

Система управления. Понятие.

Как создать систему управления, а не команду?

Чем отличается вышестоящий руководитель от руководителя низшего звена?

А вы ребята как не садитесь, да в музыканты не годитесь! Бардак, коррупция и т.п. как негативное управленческое явление. Как с этим бороться?

Единый и слаженный организационный механизм.

Элементы системы. Типы руководителей.

Службы планирования. Их роль и значение.

Вспомогательные и обеспечительные подразделения.

Организационные процедуры. Их значение для управления. Состав, документы и пр.

Организационные процедуры как правила выработки и принятия управленческого решения.

Инновационные системы управления.

Тема № 8. Система «Спутник-Скалар». [6 часов]

Общее описание системы «Спутник».

Процедуры 1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 21, 22, 23, 24 и иные. Формы документов.

Система «Скалар». Формы документов.

Домашнее задание № 7.

Тема № 9. Система «КОМПАС». [2 часа]

Вопросы мотивации персонала. Комплексный подход советской школы управления к мотивации коллектива, к стимулированию трудовой деятельности.

Подход западной, американской и японских школ управления к мотивации персонала. Их отличие от советской (российской) и пагубность для российских предприятий.

Домашнее задание № 8.

Система «КОМПАС». Советское «организационное чудо-оружие».

Процедуры 41, 42.

Домашнее задание № 9.

Тема № 10. Экономические основы управления. [2 часа]

Инновационная экономика д.э.н., профессора Н.А. Потехина– экономика Второй индустриализации России.

Инварианты. Виды деятельности-потребления, ресурсы-результаты, фазы и циклы развития.

Система воспроизводственных циклов.

Факторы производства и управления.

Таблица оборота-обновления факторов производства и управления д.э.н., профессора Н.А. Потехина – аналог таблицы Д.И. Менделеева

Управление в режиме реального времени.

Домашнее задание № 10.

Тема № 11. Система «МПЭ» и инновационные системы управления. [2 часа]

Опыт социалистического строительства. Советское экономическое чудо.

Описание системы «МПЭ».

Описание инновационных систем управления.

Тема № 12. Что должен делать ответственный исполнитель и руководитель низшего звена. [2 час]

Что должен делать ответственный исполнитель?

Типовые организационные процедуры на уровне ответственного исполнителя. Выдержки из советских систем управления.

Домашнее задание № 11.

Что должен делать руководитель низшего звена?

Типовые организационные процедуры на уровне руководителя низшего звена. Выдержки из советских систем управления.

Домашнее задание № 12.

Тема № 13. Что должен делать руководитель среднего и высшего звена. Что должен делать руководитель вспомогательного (обеспечительного) подразделения. [3 часа]

Что должен делать руководитель высшего и среднего управленческого звена.

Типовые организационные процедуры на уровне руководителя высшего и среднего управленческого звена. Выдержки из советских систем управления.

Домашнее задание № 13.

Что должен делать руководитель вспомогательного (обеспечительного) подразделения.

Типовые организационные процедуры на уровне руководителя вспомогательного (обеспечительного подразделения). Выдержки из советских систем управления.

20 лет назад ушёл в вечность последний Генеральный конструктор СССР ​

4 декабря 2000 года умер Побиск Георгиевич Кузнецов - последний из плеяды Генеральных конструкторов СССР (с 18 ноября 1977 года в соответствии с Постановлением и ГКНТ за N 480/278 он был Главным конструктором системы управления страной в "особый период").

Он являлся крупнейшим отечественным специалистом по системам целевого управления и планирования и одним из последних представителей подлинной научно-конструкторской элиты СССР. Вместе с ним ушла не только великая эпоха борьбы за глобальное стратегическое лидерство, с его уходом невероятно отдалились возможности возрождения державы, связанные с интеллектуальным наследием ВПК советского периода.

Биография П.Г. Кузнецова не была "карьерой" - он жил не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Имя - Побиск, данное ему отцом, который был его первым наставником в науке, расшифровывается как "Поколение Октября - борцов и строителей коммунизма". Окончив перед войной военно-морскую спецшколу, он не попал на фронт по возрасту. Поступил в танковое училище, был командиром разведвзвода. Под Ржевом в рукопашном бою лично заколол штыком немца, был тяжело ранен. После войны за создание политико-философского кружка был осужден "за терроризм" на десять лет лагерей. И прошел лагеря и "шараги" от звонка до звонка, совместив заключение с научной работой.

Побиск Георгиевич Кузнецов известен как один из основоположников альтернативного монетаристскому физического подхода к экономическим системам (физической экономики). Ныне ушедший в вечность Линдон Ларуш, системный последователь этого направления экономической мысли, называл Кузнецова "Леонардо да Винчи XXI века".

Кузнецов довёл идеи Русского Космизма до максимальной степени конструктивизма, выразив их научным языком и предложив инвариантную меру и метод, при помощи которых можно не только проектировать и конструировать природоподобные системы управления и жизнеобеспечения общественно-экономических систем, но и измерять параметры достижения целей развития жизни как космопланетарного явления, проявленного в системе "природа - общество - человек".

Но в нашем отечестве пророков при жизни не жалуют. Написанное в августе 2000 года письмо П.Г. Кузнецова к В.В. Путину с предложением использовать уникальный отечественный опыт по созданию лучших в мире систем управления крупномасштабными структурами сгинуло в недрах президентской администрации бесследно.


Научные интересы Побиска Георгиевича Кузнецова были всеобъемлющи. В его лице мировая наука потеряла настоящего энциклопедиста не просто знакомого с различными областями знаний, а добившегося в этих областях выдающихся результатов.

В официальном документе "Характеристике научной значимости работ Кузнецова Побиска Георгиевича", подписанном в 1975 году тремя академиками АН СССР: В. Глушковым, В. Семенихиным и В. Афанасьевым, написано буквально следующее: "П.Г. Кузнецов обладает способностью использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания аппарат других наук, зачастую очень удаленных. Это затрудняет немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке".

Закрытый характер работ П.Г. Кузнецова (даже биография никогда не публиковалась) и разбросанность его научного наследия по сотням различных работ и рукописей привели к тому, что он еще при жизни стал легендой.

До 4 декабря 2000 года это не имело особого значения - был жив сам учёный. Теперь же мы остались наедине с безгласными документами, осмысление которых, как и наследия других научных гениев, займет десятилетия, если не века.

За прошедшие со дня смерти П.Г. Кузнецова 20 лет его последователями сделано немало. Главный и определяющий вклад в развитие его идей внёс первый Президент Русского Космического Общества Б.Е.Большаков (с его словом об учителе можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://большаков.рус/aboutteacher.) За двадцать лет под руководством Бориса Евгеньевича создана "Международная научная школа устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова"; разработано несколько образовательных программ; проведены десятки НИР и конференций по направлениям, в которых работал Кузнецов; запущено проведение "Побисковских чтений" изданы четыре тома трудов (Наука развития Жизни. Том 1., Наука развития Жизни. Том 2., Наука развития Жизни. Том 3., Наука развития Жизни. Том 4.). Наконец, создано Русское Космическое Общество, которое является воплощением идей Кузнецова и субъектом стратегического действия, проводящим их в жизнь.

20 лет нет с нами Побиска Георгиевича Кузнецова. Но дело его живёт и победит. Дело это - Сохранение развития Жизни. И как он в своё время пронёс в сердце веру в то, что Жизнь всегда побеждает Смерть, а в уме и делах знания о том, как этого достичь, так и мы сегодня идя по его стопам несём знамя Жизни словом и делом.

Генеральные конструктора будущего и инженеры истории чтят память великого предтечи и, делая Общее Дело, никогда не отступят с намеченного пути!

Среди замечательных людей, общение с которыми подарила мне судьба, есть и такие которые продолжают удивлять меня через годы после своего ухода. Удивлять не только в своих книгах и статьях, воспоминаниях о наших встречах, но и в моих собственных прозрениях. Когда кто-то из них незримо подсоединяет пару своих глаз к моей, и в итоге картина действительности приобретает для меня очень важные смыслы, о которых раньше я и не мог подозревать. В числе таких людей – Побиск Георгиевич Кузнецов, друг, единомышленник, сподвижник и одногодка выдающегося философа Э.В.Ильенкова, чей юбилей мы отмечали совсем недавно. Его необычное имя было вполне обычным по тем временам и означало: «Поколение борцов и строителей коммунизма».

Вот что сообщает о нем «Википедия» :

«Побиск Георгиевич Кузнецов - последний из Генеральных конструкторов СССР (18 ноября 1977 года в соответствии с Постановлением и ГКНТ за N 480/278 он был Главным конструктором системы управления страной в «особый период»), крупнейший отечественный специалист по системам целевого управления и планирования, один из представителей научно-конструкторской элиты СССР.
. В официальном документе — «Характеристике научной значимости работ Кузнецова Побиска Георгиевича», подписанном в 1975 году тремя академиками АН СССР: В.Глушковым, В.Семнихиным и В.Афанасьевым написано буквально следующее: «П. Г. Кузнецов обладает способностью использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания аппарат других наук, зачастую очень удалённых. Это затрудняет немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке».Закрытый характер работ П. Кузнецова (даже его биография никогда не публиковалась в советское время) и разбросанность его научного наследия по сотням различных работ и рукописей привели к тому, что он ещё при жизни стал легендой».

Можно добавить: разносторонне образованный ученый – математик, химик, системщик-проектировщик, глубокий знаток классической философии. Человек, мягко говоря, непростой судьбы.

В последние годы его жизни Побеску Георгиевичу было тяжело ходить. Дефицит научного общения в «казенных домах» мы восполняли домашним общением по телефону. Разговоры на протяжении нескольких лет велись с периодичностью не реже 2 раз в неделю и продолжительностью не менее 1 часа за раз. Единственной темой этих разговоров, в какие бы стороны они ни уходили, был феномен жизни. Говорил в основном П.Г., но, собственно, ради этого я и брал трубку. Жалею, что не записал эти телефонные «семинары» на автоответчик. Такие же «семинары» он проводил и с моим учителем проф. В.В.Давыдовым, видимо, со многими, кого считал готовыми к участию в них. В блоге сообществе «Диалектика и культура»размещена уникальная видеозапись выступления П.Г.Кузнецова на Ильенковских чтениях в 2008 г., которая дает частичное представление о том, что обсуждалось и на этих «семинарах»:

Его жизненные коллизии являлись вполне типичными для советской эпохи. Критичный марксист, фронтовик П.Г.Кузнецов последовательно прошел три лагерных срока: при Сталине, при Хрущеве, при Брежневе, о чем вспоминал с гордостью. Потом сажать перестали, но он так и не нашел примирения ни с «перестройщиками», ни с «демократами». Кузнецов был не диссидентом, а мыслителем. Отличие очень простое. Диссидент критикует конкретную власть - например, советскую или даже преходящую форму «неадекватного» воплощения советской власти - сталинскую, брежневскую и т.п.. За примером далеко ходить не надо, возьмите знаменитую статью академика А.Д.Сахарова «Размышления о прогрессе мирном существовании и интеллектуальной свободе» (1968). В ней А.Д.Сахаров заявляет именно свое кредо диссидента.

Мыслитель же понимает историческую ограниченность любой власти, больше того - любой общественной формации, устойчивость которой эта власть поддерживает. Мыслитель нужен для того, чтобы власть знала свое место – свое историческое место и время. В этом смысле творчество Э.В.Ильенкова – яркий пример выполнения такого рода миссии. Ильенков никогда не ставил под сомнения идеалов коммунизма, правда, рассматривая его, вслед за Марксом, как «процесс», «движение», «всеобщую тенденцию», а не как «готовое» состояние в отличие от партийных идеологов. Но в конце 1960-х гг. и Сахаров не сомневался в их достижимости, считая лишь не адекватной избранную на практике форму их достижения…

Как правило, власть агрессивно реагирует на подобные напоминания, о чем свидетельствуют судьбы Ильенкова и Кузнецова.

Фамилия одного из солагерников Кузнецова во время его первой отсидки была Парин. . Василий Васильевич Парин – академик, ученый-естественник с мировым именем. Еще в лагере В.В.Парин и П.Г.Кузнецов приступили к обсуждению возможностей создания замкнутых систем жизнеобеспечения. Первые чертежи чертили на полу и стенках камеры…

А в 1965 г. В.В.Парин получил правительственное задание спроектировать такую экологическую систему для лунной станции. По воспоминаниям Кузнецова, который был привлечен к этой работе, задание звучало более чем абстрактно:

- Сделайте все так, чтобы космонавтике было хорошо!
- А что там должно быть? - поинтересовался Парин.
- А на то вы и наука, чтобы установить, что именно там должно быть и как именно это все можно устроить!

Уникальный проект в итоге был разработан. Но для этого нужно было хотя бы предварительно ответить на открытый вопрос: какова сущность то, что мы намерены обеспечивать, – какова сущность феномена жизни?На этот вопрос затруднялся дать ответ даже великий В.И.Вернадский. Он признавался: в каждом конкретном случае я могу интуитивно отделить живое от неживого, а вот зафиксировать их различие в понятии - намного труднее.

А ведь при проектировании лунной станции возникала задача построить не просто абстрактную, условную «модель» жизнеобеспечения, адаптированную к ограничениям, которые налагаются условиями пребывания людей на Луне. Жизнь не бывает «условной» - за исключением случаев комы. Человек он и в космосе – человек. И даже больше, чем человек – представитель разумного человечества, наделенный особыми полномочиями в отличие от тех своих собратьев которые бродят по земле.

Поэтому в проекте необходимо было задать спектр возможностей поддержания полноценной жизни людей, решающих сверхзадачи в, мягко говоря, непривычных обстоятельствах («чтобы космонавтике было хорошо»). Поддержания жизни – во всей многообразной конкретике ее значимых проявлений. Жизни как гармонического целого. В не оставляющих места для избыточности границах космического «скворечника» - станции. («Ничего, да?» - любил риторически вопрошать в таких случаях П.Г.).

Со всем этим П.Г.Кузнецов и впервые отправился к Э.В.Ильенкову. По настоянию Ильенкова Кузнецов подготовил и свою известную статью «Жизнь» для «Философской энциклопедии». Статья не имела для него сугубо академического смысла, а в значительной мере явилась продуктом теоретического осмысления тех специальных проблем, работу над которыми он начал с Париным.

На одном из семинаров Побиск Георгиевич прислал мне записку, содержание которой привожу полностью:

«Володя! Это Эвальд просил меня на эту тему писать в «Фил.[ософскую] энц.[иклопедию]» - «Жизнь». Ответ – жизнь и прибавочный продукт = ЗАКОН сохранения МОЩНОСТИ. А этого нет в учебниках, но знал в 1788 г. Лагранж».

Действительно, Ж.Л.Лагранж – крупнейший французский математик (помимо всего прочего, один из тех, кому Европа обязана установлением метрической системы) затрагивал эти сюжеты в своем главном труде - «Аналитической механике». Его, по-видимому, и имел в виду П.Г.Кузнецов.

Имя — Побиск, данное ему отцом, который был его первым наставником в науке, расшифровывается как: «Поколение борцов и строителей коммунизма».

Окончив перед войной военно-морскую спецшколу, он не попал на фронт по возрасту. Поступил в танковое училище, воевал в гвардейской танковой бригаде командиром взвода разведки. Под Ржевом в рукопашном бою лично заколол штыком немца, был тяжело ранен. После тяжёлого ранения стал инвалидом.

Награждён орденом Красной Звезды, при аресте орден отобрали, после реабилитации вернули.

После войны за создание политико-философского кружка был осуждён «за терроризм» на десять лет лагерей. Арестован 11.09.1943 в Новосибирске на лестничной клетке своего дома, когда возвращался со вступительных экзаменов в институт инженеров железнодорожного транспорта. Для проведения следствия этапирован в Москву. Осуждён ВТ по ст. 58 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Отбывал срок в Норильлаге с июня 1939. Какое-то время был в штрафном лагпункте Каларгон, где работал фельдшером.

Очень хорошо играл в шахматы, в т.ч. вслепую. После освобождения направлен на поселение в с. Казачинское КК. Окончил курсы трактористов, работал трактористом в Казачинской МТС.

После реабилитации заочно окончил политехнический институт, защитил кандидатскую диссертацию. Стал профессором, доктором физико-математических наук. Брюссельский университет присвоил ему звание доктора философских наук.

Побиск Кузнецов известен, как один из основоположников альтернативного монетаристскому физического подхода к экономическим системам (физической экономики). Ученики его заокеанского единомышленника Линдона Ларуша (с которым он был знаком лично) формировали экономическую программу президента США.

Научные интересы Побиска Кузнецова были всеобъемлющи. Он был настоящим энциклопедистом, не просто знакомым с различными областями знаний, а добившегося в этих областях выдающихся результатов.

В официальном документе — «Характеристика научной значимости работ Кузнецова Побиска Георгиевича», подписанном в 1975 году тремя академиками АН СССР: В. Глушковым, В. Семенихиным и В. Афанасьевым, написано буквально следующее:

«П. Г. Кузнецов обладает способностью использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания аппарат других наук, зачастую очень удалённых. Это затрудняет немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке».

Закрытый характер работ П. Кузнецова (даже его биография никогда не публиковалась в советское время) и разбросанность его научного наследия по сотням различных работ и рукописей привели к тому, что он ещё при жизни стал легендой.

«Побиск Георгиевич Кузнецов широко известен в самых различных кругах – среди философов, экономистов, математиков, специалистов по естественным, гуманитарным и техническим наукам, среди финансистов, управленцев и предпринимателей. Ему принадлежат многочисленные и разнообразные идеи, предложения и результаты, особенность которых заключается в том, что все они являются обоснованиями конструктивного понимания роли жизни в космосе или следствиями такого понимания. За исключением двух книг, изданных в 1996 г., результаты П. Г. Кузнецова рассеяны по сотням публикаций и рукописей. В книге впервые сделана попытка представить, как одно целое идеи, жизнь и деятельность П. Г. Кузнецова.»

«Побиск Георгиевич Кузнецов, Идеи и жизнь», – М.: Концепт, 1999. – 188 с. Инициатор публикации, составитель и редактор С. П. Никаноров

Книга будет интересна всем, кто хотел бы составить более предметное представление о нетривиальной жизни в нетривиальную эпоху. Она также может служить полезным источником по «побисковедению».

Читайте также: