Принцип 4с в лего технологии

Обновлено: 29.04.2024

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Автор: Антипова Валентина Ивановна

    Организация: МОУ-СОШ с. Писаревка

    Населенный пункт: Брянская область, Унечский район, село Писаревка


    I. Работа со взрослой аудиторией.

    1.Основная педагогическая идея опыта применения образовательного модуля STEAM «LEGO – конструирование».

    2. Период реализации идеи использования возможностей образовательного модуляSTEAM «LEGO – конструирование» в решении задач профориентации младшего школьника у меня сравниьтельно небольшой: с июля 2018 г. по настоящее время. Т. е. после участия в работе научно – практической конференции по вопросам перспектив развития начальной школы, проводимой Российской Академией образования, в моём классе появился набор русский «LEGO» для конструирования».(есть американский конструктор с подробными инструкциями). Наш аналог инструкций не содержит, а даёт простор детскому творчеству.

    Учитывая то, что конструирование всегда входило в программу трудового обучения, опыт работы по конструированию у меня более 20 лет.

    3.Представляемая мной технология реализации задач профориентации младшего школьника – технология «LEGO – конструирования».

    4.Критериями оценки своей деятельности можно считать наличие положительной динамики уровня развития уч-ся. Выбор детьми будущей профессии (по результатам анкетирования).

    5.Результаты своего опыта по реализации я вижу в появлении личностных новообразованиймоих учеников:

    - развитие памяти, внимания, мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация, обобщения;

    -умение решать задачи в совместной деятельности.

    - создание условий развития предпосылок инженерного мышления, решение вопросов профориентации школьников, что красноречиво подтверждают фотографии изделий и поделок, выполненных моими учениками).

    Демонстрация средств и пособий обучения.

    II. Работа с детьми на этапе творческого применения знаний.

    1.Актуализация. Слайд «Отрасли экономики»

    -Ребята, на уроках окружающего мира вы знакомились с составными частями экономики. (Открываем слова на «скелете» рыбы –технология Фишбоун).

    - Назовите их, пожалуйста.

    2. Работая с учебником и печатными тетрадями вы узнали о профессиях.

    -Сделаем классификацию профессий по некоторым отраслям экономики.

    - Кто может назвать профессии связанные с отраслью экономики «промышленность» (сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.)

    Слайды.

    Ответы учеников и коментарий к слайдам :

    -Профессии в промышленности- сталевар, кузнец, ткачиха, кондитер и др. шахтёр, токарь, швея, пекарь)

    - Профессии в сельском хозяйстве: комбайнер – механизатор, доярка, телятница(животновод), пчеловод и др. (овошевод, агроном, ветеринар)

    -Строительные профессии: архитектор (сначала рисует здание и делает чертёж на бумаге, по которому и строят)каменщик, маляр, сварщик)

    -Профессии в образовании: воспитатель, учитель, психолог, тренер,соц. педагог.

    -Ребята, об учителе говорят, что он сердце отдаёт детям.

    - Если вы хотите помогать другим добывать знания и любите работать с детьми, – становитесь учителями. Я – очень вас люблю.

    -Давайте сделаем зарядку для глазок. Слайд ФИЗМИНУТКА.

    2.Постановка цели работы на этапе творческого применения знания.

    -Ребята, а хотите больше узнать о существующих профессиях? (Да)

    - Тогда сформулируем цели (вывешиваю слово «Цели») нашей с вами работы. (Вывешиваем 1цель на полоске: Больше узнать о профессиях. )

    -А может вы уже сейчас хотите сами попробовать свои силы в одной из профессий? (Вывешиваем 2цель на полоске: Испытать себя в профессии.)

    3.Просмотр видеоролика о профессиях.

    1.-Больше узнать о профессиях нам поможет мультфильм.

    - Посмотрите и назовите профессии, о которых вы узнали из мультфильма.

    2.Беседа по содержанию видеоролика.

    -Назовите профессии, о которых вы узнали из мультфильма.

    -Какая же профессия самая важная? Слайд с вопросом?

    (Все профессии важны, потому что все служат людям).

    - А кто- то уже определился, кем он хочет стать?Какая профессия вам нравится? Расскажите. (Рассказы детей)

    - Спасибо, продолжим работу.

    4.Коструирование .

    - Ребята, перед вами наборы лего для конструирования.

    -Как называется профессия, связанная с конструированием?

    -Замечательная профессия инженер - конструктор. Он придумывает и конструирует для любой отрасли экономики профессии необходимую технику и оборудование. (полоска«инженер-конструктор»)

    -Сейчас и я предлагаю вам стать конструкторами и испытать себя в конструировании и собрать с помощью лего– кирпичиков разнообразные ОБЪЕКТЫ.

    -Работать будем в микрогруппах по моей команде.

    Сначала загадка для 1 ряда:

    Средь облаков, на высоте,

    Мы дружно строим новый дом,
    Чтобы в тепле и красоте
    СчАстливо жили люди в нем.

    - Кто это? -Строители.

    - Прежде, чем строители начнут что то строить, архитектор(полоска на рыбе) рисует нужное здание или сооружение (показ на картинках- дворцы), затем строит чертёж, из таких вот лего-кирпичиков собирает макет здания и только потом строители приступают к строительству. -Архитекторы (жест на 1 ряд) будут конструировать объекты для строительной отрасли.

    Загадка для 2 ряда:

    Пьет бензин, как молоко,

    Может бегать далеко.

    Возит грузы и людей.

    Ты знаком, конечно, с ней?

    -Машины, самолёты, корабли (технику) конструируют инженеры – конструкторы.

    Слушаем загадку для девочек – (отдельная микрогруппа):

    - Куда посадить две пушистые ели?

    Здесь справа иль слева поставить качели?

    Где нам разбить маленький скверик?

    Как лучше цветник разместить возле двери?

    Ответ: ландшафтный дизайнер.

    -Ландшафт – это земная поверхность. Дизайн – украшение. Ландшафтный дизайн – украшение поверхности земли. Давайте полюбуемся видами ландшафтного дизайна.

    Слайды ( 4 шт.)

    –Чтобы стать ландшафтным дизайнером, необходимо изучить растения, знать, что они любят и где их посадить, чтобы украсить город, улицу, двор.

    Эта профессия объединила в себе и строительство, и с/х, и искусство и даже историю и философию.

    Девочки – дизайнеры могут собрать деревья, цветы, сделать клумбы, разбить парк.

    Слайд Физминутка

    -Ребята, сделаем физминутку «Строители».

    3. Работа в микрогруппах.

    -1 ряд: архитекторы конструируют здания. Слайд.

    - 2 ряд: инженеры – конструкторы конструируют технику. Слайд.

    - Группа девочек - ландшафтные дизайнеры украшают родную Унечу цветами, парками, фонтанами. Слайд.

    - Работаем в микрогруппах – в парах- мальчики. Девочки работают– в макрогруппе (большой группе).

    Правила работы в группе:

    -Вдвоём собираем одно изделие.

    -Работаем бесшумно, общаемся вежливо, если работа закончена – поднимите руки домиком и придумайте рассказ-презентацию своего изделия. Время работы – до 5 минут. (Музыка.)

    4.Презентация изделий и выставка работ. Выступление детей с презентацией изделий.

    5.Взаимооценка и самооценка.

    -Предлагаю использовать красные и синие бумажные ладошки. Красные – работа группы понравилась, синие – нет.

    -Приглашаются архитекторы. Отрасль экономики-строительство.

    - Мы предлагаем строителям построить вот такие дома, мост, школу, театр, дворец. Взаимооценка. Выставка.

    - Приглашаются инженеры - конструкторы из машиностроения. Отрасль экономики – промышленность.

    - Мы предлагаем построить машины, подъёмные краны, военную технику, вездеходы, самолёты. Взаимооценка. Выставка.

    -Приглашаются ландшафтные дизайнеры.

    - Мы предлагаем украсить города парками из деревьев, клумбами из цветов. Взаимооценка. Выставка. Спасибо.

    6.Подведение итогов. Рефлексия.

    -Ребята, люди каких профессий занимаются конструированием?

    (Конструированием занимаются архитекторы, инженеры – конструкторы, ландшафтные дизайнеры)(показ на «рыбе»)

    -Понравилось ли вам работать конструкторами?

    -А какие же качества личности необходимы в каждой профессии?

    Всегда необходимо трудолюбие (переворачиваем полоску),знания, уважение.

    Слайд «Мечта»

    -Ребята, у каждого человека есть мечта, заветное желание стать кем -то.

    А знаменитый русский писатель Л.Н. Толстой сказал почти 200 лет назад, и люди помнят эти слова до сих пор, что самая главная наука, которую должен освоить человек – это наука как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Школа, учителя учат вас этому. Становитесь и вы учителями этой науки.- Ребята, напишите дома на полученных вами бумажных ладошках: кем бы вы хотели стать, а золотая рыбка исполнит ваши желания. Сохраните эти ладошки до 9 или 11 класса, когда будете поступать учиться какой –либо профессии.

    Слайд «Книги»

    - О профессиях можно прочесть в книгах и В. Маяковского, и Дж. Родарри,и др. авторов.Когда будете в библиотеке – попросите книги о профессиях.

    Слайд «Ладошки»

    - Ребята, покажите красные ладошки, если вам было интересно на занятии.

    Синие – если нет. Спасибо вам за работу!

    III . Заключительная часть мастер-класса.

    Брифинг: Представленные мной методы и приёмы с использованием технологиифишбоун (ТРКМ), лего-технологии, здоровьесберегающих технологий, сюжетно-ролевых игр, практико-ориентированный подход в обучении будут способствовать формированию познавательного интереса к профессиям людей и развитию предпосылок инженерного мышления.

    Очень часто, начиная работать с наборами LEGO Education, педагоги не знают, как наиболее эффективно провести занятия с детьми. Поэтому мы решили знакомить со всеми базовыми принципами работы с LEGO.

    Одним из основных принципов, заложенных в методику работы с наборами LEGO Education является

    1. Connect (Соединение с реальным миром)
    2. Construct (Создание проекта)
    3. Contemplate (Совместное обсуждение)
    4. Continue (Совершенствования)

    1 Соединение с реальным миром. Учащихся знакомят с темой урока или с заданием, дают возможность задать уточняющие вопросы и составить о нём представление на основе имеющихся знаний. Важной особенностью учебных материалов является тесная связь с реальным миром. Любая теория показывается на примере существующей технологии или механизма, знакомого ученикам.


    1С. Соединение с реальным миром

    2 Создание проекта. Каждое задание подразумевает сборку определённой модели, которая призвана вызвать желание экспериментировать, сотрудничать и задавать дополнительные вопросы об изучаемом материале. Это могут быть как модели, собираемые по инструкции, так и модели, полностью созданные учениками. Давая ученикам собирать ЛЕГО, мы мотивируем их естественную любознательность и желание творить.


    2С. Создание проекта

    3 Совместное обсуждение. Учащиеся осмысливают полученный опыт, делают выводы и обсуждают их с коллегами и педагогом. Они могут демонстрировать свои проекты и презентовать решения, которые воплотили в жизнь. Именно на этом этапе формируются новые знания и закрепляется понимание новых навыков и компетенций.


    3С. Совместное обсуждение

    4 Совершенствования. В конце каждого задания ваших учеников ждет новое, основанное на только что усвоенном материале. Новое задание способствует закреплению уже изученного материала и дает обучающимся новые цели и возможности узнать нечто новое.


    4С. Совершенствования

    Следующая тема будет посвящена аспектам: Обучение через игру, Погружение в состояние потока

    ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».) -дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре); - способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

    Деятельность – это первое условие развития у ребенка дошкольного возраста познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

    Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

    Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с дошкольниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе обучения LEGO - конструированию идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Для детей дошкольного возраста в образовательном процессе необходимы игровые формы обучения.

    Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечѐнно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

    Педагогическая целесообразность: заключается в развитии у детей пространственного и конструкторского мышления, развитие мелкой моторики. Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует общему развитию ребёнка. Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового. Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

    ПРИНЦИПЫ LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЯ:

    - от простого к сложному;

    - учет возрастных особенностей детей;

    - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

    - активности и созидательности;

    - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

    - комплексности решения задач;

    - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

    - результативности и гарантированности;

    - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

    Формы организации обучения дошкольников конструированию

    • 1. Конструирование по образцу

    • 2.Конструирование по модели

    • 3. Конструирование по условиям

    • 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

    • 5.Конструирование по замыслу

    • 6.Конструирование по теме

    При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

    Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру ООД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др. Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например:«Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и др. Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно- развивающего воздействия на детей.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Представляю вашему вниманию некоторые аспекты опыта работы по использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

    Просмотр содержимого документа
    «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи»

    Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками,

    имеющими тяжелые нарушения речи

    Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных.

    Одарены, талантливы все без исключения дети.

    Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Возникает необходимость поиска новых технологий, методик для внедрения в работу с дошкольниками.

    Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

    Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, между тем, обучение и развитие дошкольников можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

    Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию некоторые аспекты опыта работы по использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми с ТНР.

    Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Кроме того, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-развивающей работе педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

    Кроме того, актуальность LEGO–технологии и конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

    являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

    позволяют сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

    формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

    объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

    Ранее в нашей группе лего-конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла несколько лет назад, после участия в Международной научно-практической конференции «Инновационные решения в образовании: от школы к производству», где я познакомилась с опытом работы российских и международных практиков-специалистов США Моргана Хайнса и Дании Ханне Равн, а так же поучаствовала в работе мастер-класса сертифицированного тренера LEGO Алексея Кузьмина на тему «Практический опыт применения образовательных решений ЛЕГО в дошкольном образовательном учреждении».

    В сентябре 2015 года в нашей группе появилась возможность внедрения в практику работы с детьми леготехнологий, так как в детский сад были приобретены образовательные конструкторы ЛЕГО. Изучив теоретические и практические материалы, пришла к выводу, что посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

    Мною была разработана программа дополнительного образования «Удивительный мир ЛЕГО». Подобраны игры, цикл занятий, карточки-схемы сборки моделей. В этом мне помогли сайтэкспедиции и методические пособия Фешиной Е.В. «Лего конструирование в детском саду», Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Разработанная мною программа предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развития научно-технического творчества.

    Педагогическая целесообразность

    Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого

    Основные принципы организации деятельности:

    личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы),

    природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей),

    доступность и наглядность,

    последовательность и систематичность обучения и воспитания,

    «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

    Цель работы заключалась в следующем:

    создание благоприятных условий для развития у детей с ТНР первоначальных конструкторских умений, творческих способностей посредством внедрения в образовательный процесс LEGO– технологий.

    Для развития творчества и систематизации знаний детей поставлены следующие задачи:

    развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

    формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

    развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

    развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

    формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

    совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

    развивать мелкую моторику рук, стимулируя в общее речевое развитие и интеллектуальные способности;

    воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

    Освоение лего-конструктора ведется последовательно от простого к сложному.

    Первый этап работы:

    сначала мы просто исследовали детали конструктора: размер, форму, цвет, из чего сделаны, на этом этапе помогли игры: «Чудесный мешочек», "Найди такую же деталь, как на карточке", "Угадай, где такая деталь", «Разложи детали по местам» и т. д.

    проверили опытным путем на прочность и плавучесть.

    определили с ребятами название каждой формы (кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова), на основе их фантазий разработали ЛЕГО-словарь. На этом этапе можно предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки"

    познакомились со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).

    Второй этап: Выполняли постройки с помощью наглядной модели из крупного конструктора из небольшого количества деталей (3-5) с последующим увеличением деталей, где учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия (например: «Ворота», «Заборы», «Домики» и т.д.).

    Третий этап: Конструирование по схемам. Использовала образец на карточках, которые имеются в наборах конструктора «Построй историю». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбирали необходимые детали и воспроизводили постройку.

    На следующем этапе, усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем с использованием различных видов конструктора.

    На занятиях использую основные виды конструирования, такие как:

    1. Конструирование по образцу когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

    2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу

    3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим, построить мост для пешеходов и автомобилей и т.д.).

    4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

    5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

    В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

    Создание совместных построек

    Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

    Читайте также: