Профстандарт конструктор в автомобилестроении

Обновлено: 02.05.2024

Профессиональный стандарт инженера-конструктора востребован для определения должностных функций специалиста и параметров его квалификации. Также он применяется при создании критериев эффективности (KPI), оценке кандидатов на повышение/трудоустройство и т.д.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Действующее законодательство по профстандартам

Порядок действия системы профессиональных стандартов регулируется следующими документами:

  1. Выпущенным в мае 2015 года Федеральным законом №122. Он содержит правки законодательства по вопросам использования профстандартов. К примеру, он внёс в Трудовой кодекс статью 195.3, регулирующую порядок их применения организациями-работодателями.
  2. Опубликованным в 2013 году Постановлением Правительства №23. В нём определены принципы разработки профстандартов и их последующего одобрения.
  3. Принятым в июне 2016 года Постановлением Правительства №584. Оно посвящено специфике применения профстандартов в бюджетных учреждениях и компаниях с преобладающим госучастием (свыше 50%).

Внимание! В 2016 году Минтруд выпустил Письмо №14-0/10/В-2253, которое посвящено разбору нюансов применения профстандартов на практике.

Основные аспекты профстандарта инженера-конструктора

В декабре 2015 года был принят профстандарт 25.045 для инженера-конструктора по ракетостроению. Он состоит из четырёх частей.

В его начальном разделе даны общие сведения о профессии: её цели и принадлежность к группам и видам экономической деятельности.

Второй раздел отведён под функциональную карту деятельности. В нём перечислены 5 выполняемых инженером-конструктором трудовых функций и 17 их элементов. Например, функция «Испытание и эксплуатация систем и агрегатов РКТ» включает следующие элементы:

  • Эксплуатацию ракетно-космической техники (РКТ).
  • Её экспериментальную отработку.
  • Создание соответствующей документации.
  • Составление программ и способов испытаний РКТ и её составляющих.

Для функций и их элементов указаны коды и требуемый от инженера-конструктора уровень подготовки.

Третья часть документа отведена под подробную характеристику всех функций и их составляющих.

Для функций приведены:

  • специалисты с достаточным уровнем квалификации;
  • требуемый им уровень образования;
  • их опыт работы;
  • особые критерии, которым они обязаны соответствовать;
  • прочая информация;
  • их классификация по справочникам профессий.

Так, для функции по испытанию и эксплуатации систем и агрегатов РКТ указаны:

  • Подходящие специалисты – инженер-конструктор первой категории.
  • Образование – высшее, уровня магистратура/специалитета.
  • Трудовой опыт – от трёх лет.
  • Особые критерии – успешно пройдённые инструктаж по охране труда и медицинское обследование.
  • Классификация приведена по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР и ОКСО.

По составляющим функций даётся следующая информация:

  • выполняемые инженером-конструктором операции;
  • нужные ему знания и умения;
  • прочая информация.

Например, для деятельности по эксплуатации РКТ перечислены:

  • 5 операций – разработка инструкций для РКТ, взаимодействие со смежными организациями и пр.
  • 3 практических умения – чтение соответствующей документации и т.д.
  • Знания в 4 областях – работа с соответствующими программами, основы менеджмента качества и пр.

Именно этот раздел применяются работодателями при создании документации с характеристиками специалистов, что и объясняет такое подробное описание функций с их элементами.

Заканчивается документ перечислением организаций, занимавшихся его разработкой.

Внимание! Одна из форм применения профстандарта – определение потребности в повышении квалификации инженера-конструктора. Для реализации этой опции работодатель обязан официально внедрить у себя систему должностных стандартов.

Параметры действия профессиональных стандартов

Кто оплачивает положенное по профстандарту обучение инженера-конструктора?

Законодательством не определён порядок этой оплаты. Предполагается, что этот вопрос будет решаться между самим специалистом и руководством организации-работодателя. Также нужно отметить, что специалиста нельзя уволить по причине его отказа платить за данное обучение.

Когда профстандарты обязательны к применению?

Они обязательно нужны в трёх случаях:

  1. Если речь идёт о компаниях, находящихся в госсобственности, а также о бюджетных организациях.
  2. Если для определённой профессии имеются официальные квалификационные требования.
  3. Когда сотрудник по действующему законодательству имеет право на льготы/компенсации или для его должности/профессии установлены ограничения.

В иных случаях профстандарты применяются лишь в добровольном формате.

Каков документарный порядок перехода на систему профстандартов?

Руководитель компании издаёт приказ о введении системы должностных стандартов. Далее выпускается регламент, который определяет основные параметры новой системы: сроки её внедрения, затрагиваемые позиции и т.д. На основании этих двух документов вносятся необходимые изменения в кадровую документацию: трудовые договора, должностные инструкции и пр.

Что получает работодатель от добровольного внедрения профстандартов?

Наиболее важные преимущества:

  • Документирование критериев для оценки уровня квалификации персонала.
  • Обновление трудовой документации: должностных инструкций, внутренних норм и пр. Это не только повышает её качество, но и способствует профилактике конфликтов с представителями контролирующих учреждений (ПФР, ФСС и т.д.).
  • Возможность создания целостной системы KPI.
  • Создание критериев, по которым будет производиться отбор кандидатов на должности.

Важным преимуществом системы профстандартов является то, что она опирается на крепкую нормативную базу. Это уменьшает вероятность возникновения административных или юридических проблем.

Разработка конструкций АТС и их компонентов с учетом современных технологий изготовления и сборки, законодательных требований и требований по пассивной и активной безопасности АТС.

Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики АТС и их компонентов

Разработка конструкций АТС и их компонентов с учетом имеющейся в организации технологии изготовления и сборки

Обосновывать необходимость изменений в конструкции АТС и их компонентов в картах контроля на технологичность, картах разрешений по отступлениям от конструкторской документации и извещениях на разработку конструкторской документации

Применять справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям, смазкам, топливам, рабочим жидкостям

Требования нормативной технической документации, технических регламентов, национальных и международных стандартов в отношении АТС и их компонентов

Корпоративный регламент/стандарт пользования источниками научно-технической информации и справочно-информационными изданиями

Анализировать требования национальных стандартов и технических регламентов при разработке сертификационной документации

Вести переговоры с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами

Требования нормативной технической документации, технических регламентов, национальных и международных стандартов в отношении АТС и их компонентов

Профессиональная терминология на иностранном языке (английский, немецкий, французский по выбору организации)

Формирование и редактирование текстовой и графической части эксплуатационно-технической документации на АТС и их компоненты

Анализировать результаты эксплуатационных испытаний при разработке эксплуатационно-технической документации на новые АТС и их компоненты

Корпоративный регламент/стандарт пользования источниками научно-технической информации и справочно-информационными изданиями

Подготовка предложений по устранению выявленных отклонений от требований конструкторской документации на АТС и их компоненты

Анализ предложений технологических подразделений и выбор технологий изготовления АТС и их компонентов в опытном и серийном производстве

Анализировать отклонения от конструкторской документации, технических требований и давать рекомендации по их устранению

Обосновывать необходимость изменения конструкции АТС и их компонентов в картах разрешений по отступлениям от конструкторской документации

Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области автомобилестроения

Начальник группы (бюро), лаборатории в составе конструкторского, технологического, исследовательского, расчетного, экспериментального и других основных отделов

Формирование планов разработки конструкций, эксплуатационно-технической и конструкторской документации на АТС и их компоненты

Производить предварительную оценку технико-экономических показателей на проектируемые АТС и их компоненты

Систематизировать справочно-информационные материалы по выпускаемой продукции, применяемым технологиям и научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам ведущих фирм

Мониторинг и контроль выполнения планов разработки конструкций, эксплуатационно-технической и конструкторской документации на АТС и их компоненты

Анализировать прочностные свойства материалов и прочностные свойства компонентов АТС, связанных с особенностями конструкций

Требования нормативной технической документации, технических регламентов, национальных и международных стандартов в отношении АТС и их компонентов

Анализ технологии изготовления и сборки АТС и их компонентов в опытном и серийном производстве и характеристик технологического оборудования

Разработка предложений по корректировке конструкторской документации и мероприятий по устранению замечаний, выявленных при эксплуатации АТС и их компонентов

Разработка мероприятий по изменению конструкции АТС при изменении законодательных требований к конструкции АТС

Анализировать отклонения от конструкторской документации, технических требований и формировать рекомендации по их устранению

Анализировать технологические предложения и обосновывать выбор технологии опытного и серийного производства

Анализировать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики компонентов АТС

База данных отклонений параметров, влияющих на показатели эксплуатационной надежности выпускаемой продукции

Требования нормативной технической документации, технических регламентов, национальных и международных стандартов в отношении АТС и их компонентов

Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области автомобилестроения

Анализ тенденций развития АТС и их компонентов, технологий их производства с учетом потребительских предпочтений и современного развития техники

Разработка предложений по совершенствованию и созданию новых технических регламентов, национальных стандартов и международных правил в области разработки АТС и их компонентов

Проводить экспертное прогнозирование направлений развития, методов проектирования АТС и их компонентов

Планирование и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по АТС и их компонентам

Разработка предложений по определению перспектив внедрения новых разработок и решения научно-технических проблем в области создания АТС и их компонентов

Определять технические параметры нового продукта с учетом перспективных требований и подготавливать технические предложения по их выполнению

Требования нормативной технической документации, технических регламентов, национальных и международных стандартов в отношении АТС и их компонентов

Подготовка предложений по развитию и модернизации экспериментально-исследовательской базы организации

Проводить экспертное прогнозирование направлений развития, методов проектирования АТС и их компонентов

Выявление системных причин несоответствия АТС и их компонентов требованиям нормативной технической документации, национальных и международных стандартов

Постановка задач на новые разработки с целью уточнения причин несоответствия АТС и их компонентов требованиям нормативной технической документации, национальных и международных стандартов

Разработка предложений по совершенствованию конструкции и технологии изготовления АТС и их компонентов

Технически обосновывать разработанные рекомендации по улучшению конструкторско-технологической документации

Производить функционально-стоимостной анализ вариантов решения по улучшению конструкторско-технологической документации

Информационно-техническая поддержка производства конкурентоспособной продукции машиностроения

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Инновационное управление производством для обеспечения стабильной работы и повышения эффективности машиностроительной организации

Руководители подразделений (управляющие) в обрабатывающей промышленности

Инженеры в промышленности и на производстве

Отнесение к видам экономической деятельности:

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Инжиниринговая деятельность в машиностроительном производстве

Сопровождение жизненного цикла и реновация продукции машиностроения

Разработка предложений по совершенствованию машиностроительного производства

Реверсивный инжиниринг продукции машиностроения

Руководство инжиниринговой деятельностью в

Управление работой структуры инжиниринга в составе организации

Формирование стратегии инновационного развития машиностроительной организации

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Инжиниринговая деятельность в машиностроительном производстве

Заимствовано из оригинала

Возможные наименования должностей, профессий

Ведущий инженер
Специалист в области инжиниринга
Инженер проекта

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - специалитет, магистратура,
и дополнительное профессиональное образование в области
экономики и управления качеством

Требования к опыту практической работы

Не менее трех лет инженером I категории в области машиностроительного производства

Особые условия допуска к работе

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Инженеры в промышленности и на производстве

Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов

Технологические машины и оборудование

Автоматизация технологических процессов и производств

Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Проектирование технологических машин и комплексов

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Обучение по профстандарту «Конструктор в автомобилестроении».
Продолжительность обучения: 72-502 часов.
Документ по окончании: удостоверение или диплом (в зависимости от выбранной программы).
Срок действия документа: 5 лет (удостоверение), бессрочно (диплом). Начало обучения: июнь 2022.
-->
Форма обучения: очно, очно-заочно, дистанционно
Начало обучения: 02 июня, 17 июня
Стоимость обучения: по запросу

Отзывы:

ФБУЗ

ООО

ООО

ООО "ВРАЧ НА ДОМ" выражает благодарность коллективу НТУ за всестороннюю помощь в обучении и профессиональной переподготовке врачей

ГАУ КО

ГАУ КО "Центр спортивной подготовки" благодарит за плодотворное сотрудничество в части обучения специалистов нашей организации

АО

МБУ ДО

МБУ ДО "ЦДТ" благодарит за вклад в области дополнительного профессионального образования и профессиональное переобучение работников

Наш специалист свяжется с Вами и расскажет о содержании учебной программы "Конструктор в автомобилестроении".

Порядок прохождения обучения

1.jpg

Выбрать программу

1.jpg

Заполнить
заявку

1.jpg

Оплатить
обучение

1.jpg

Пройти
обучение

1.jpg

Получить
документ

Порядок прохождения обучения

1.jpg

Выбрать программу

2.jpg

Заполнить
заявку

3.jpg

Оплатить
обучение

4.jpg

Пройти
обучение

5.jpg

Получить документ

Профессиональный стандарт «Конструктор в автомобилестроении» предполагает обязательное наличие у специалистов среднего профессионального образования или высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, ученая степень), а также дополнительного профобразования по программам повышения квалификации и профпереподготовки. Национальный технологический университет (НТУ), имеющий лицензию на право осуществления деятельности в области обучения по программам дополнительного профобразования, приглашает всех желающих на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Конструктор в автомобилестроении».

Зачем проходить обучение по профстандарту конструктора в автомобилестроении

Выпускники Национального технологического университета по программе профпереподготовки «Конструктор в автомобилестроении» находят работу руководителями специализированных служб и подразделений в промышленности и научно-техническом развитии отрасли, инженерами-механиками, технологами машиностроения, чертежниками.

Курсы повышения квалификации конструкторов в автомобилестроении способствуют освоению новаций в различных отраслях автомобильного производства и углубленному изучение проблематики вопросов качества производимых работ в связи с появлением современных методов и технологий.

Выпускники Национального технологического университета, закончившие обучение по профстандарту конструктора в автомобилестроении, приобретают знания, позволяющие:

разрабатывать конструкции и сопутствующую разработке документацию;

координировать работы по формированию технического задания;

заниматься расчетной деятельностью;

управлять процессом конструирования и совершенствования выпускаемой продукции и т.д.

Профессиональный стандарт «Конструктор в автомобилестроении» помогает работодателям при формировании кадровой политики, применяется в мотивационных целях, обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции и гарантирует безопасность на производстве. Кроме того, соответствие работников профстандарту позволяет избежать административных санкций со стороны трудовых инспекций (см. ст. 5.27.КоАП «Нарушение трудового законодательства»).

Почему стоит доверять НТУ и как записаться на обучение

Желающие поступить на обучение по профстандарту конструктора в автомобилестроении очно, могут посетить Национальный технологический университет лично. Также, для удобства слушателей предусмотрено обучение по профстандарту конструктора в автомобилестроении дистанционно, при помощи современных технологий удаленного образования. Для получения наиболее полной информации по дополнительным профессиональным программам свяжитесь с нами по телефону или через форму обратной связи на этом сайте.

Выбирая Национальный технологический университет, Вы можете быть уверены, что получаете:

  • ориентированность на результат и соответствие требованиям, выдвигаемым к квалификации;
  • оптимальные цены за материал высшего качества;
  • современные методики обучения и материально-техническую базу;
  • индивидуальные графики занятий и закрепленного за собой персонального менеджера;
  • большой выбор программ дополнительного профобразования.

Наш специалист свяжется с Вами и расскажет о содержании учебной программы "Конструктор в автомобилестроении".

Профстандарт этой специальность и утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 10.10.2014 г. Ее основной функцией является конструирование узлов, деталей, систем и агрегатов средств транспорта.

Что должен знать специалист

Этот вид профдеятельности предполагает, что специалист должен разрабатывать конструкции и соответствующую документацию на машину. Он должен знать:

  • вопросы координирования работы конструкторов разрабатывающих технические предложения, эскизные проекты и техзадания;
  • каким образом выполняются необходимые расчеты;
  • как определяются главные направления исследований и опытных работ при конструировании;
  • механизмы организации разработки конструкций и совершенствования готовых изделий.

В зависимости от специализации конструктор должен владеть знаниями относительно производства разных типов автомобилей и их моторов, кузовов, прицепов, автомобильной электроники, электротехники и запчастей.


Что должен уметь “Конструктор в автомобилестроении”

Функциональной картой конструктора предусматривается, что конструктор разрабатывает конструкции согласно требованиям внутренних и национальных стандартов и техрегламентов. Он готовит материалы и разрабатывает технические предложения, эскизный проект. При этом важно его умение обнаруживать дефекты конструкции и анализировать возможные их последствия. Разработку конструкции должен проводить, учитывая технологические возможности ее изготовления и сборки. Он должен обладать навыками геометрических и прочностных расчетов узлов и деталей, их надежности.

В зависимости от квалификационного уровня специалисты разрабатывает сертификационную документацию, участвуют в инновационной деятельности.

Ему необходимо уметь разрабатывать конструкции разного уровня сложности. В функции конструктора могут входить организационные вопросы, в том числе по организации процессов разработки конструкций и документации, проведения необходимых исследований и экспериментов.

Конструктор привлекается для реализации программ технического совершенствования предприятия, к решению конструкторских проблем повышения потребительских качеств изделий. Ему следует уметь прогнозировать развитие технологий и техники, предпочтений потребителей, знать вопросы стратегического управления и пр.

Кто может быть конструктором автомобилей

Таким специалистом может быть человек с широким техническим кругозором, способным пространственно мыслить, анализировать информацию.

Специалисту начального уровня – технику-конструктору нужно среднее профессиональное образование в пределах программ квалификационной подготовки по специальности, повышения квалификации и переподготовки. Инженеру-конструктору необходимо высшее образование уровня балаклавриата. У конструкторов, выполняющих управленческие функции (ведущий, главный специалист, начальник КБ) должно быть высшее магистерское образование и не менее чем семилетний опыт работы конструктором.

Конструкторы высшего уровня, такие как главные конструкторы, директора и руководители проекта, технические директора и директора по развитию должны

Иметь помимо высшего образования ученую степень и пятилетний опыт руководства конструкторами.

Важно! В 2016 году в трудовом законодательстве (ТК РФ) появилась статья 195.3., которой установлено, что установленные законодательством квалификационные параметры должны соблюдаться неукоснительно. Это поможет обеспечить надлежащий уровень перспективной специальности конструктора в автомобилестроении.

Видео: Автомобилестроение

Читайте также: