Рабочее место конструктора одежды

Обновлено: 25.04.2024

Мы публикуем видео выступлений с форума BE IN OPEN, который прошел в мае в Москве.

Лекция Ольги Грассер, основательницы конструкторского бюро Grasser, о том, как сотрудничать с конструкторами одежды.

Интересные мысли:

Почему в России нет хороших конструкторов?

Большинство конструкторов можно разделить на два типа:

Первый тип – выпускники ВУЗов. У них хорошие теоретические знания конструирования и технологии, но, к сожалению, отсутствует практика. Есть регионы, например, в Сибири, где практика в вузах еще есть, но таких учреждений единицы. Получается, что выпускник знает отдельно конструирование, стандартизацию, но вместе все знания не может соединить в одном проекте.

Второй тип – конструкторы советской школы, которые конструировали по ГОСТам и требованиям. Сейчас слово «правильно» не совсем подходит к процессу конструирования. У нас изменились материалы, вид изделий и процесс производства. Сейчас конструирование гибкое, зависит от процессов производства и задач каждой коллекции. Конструктор должен быть готов к тому, что каждый день нужно учиться чему-то новому.

Качества хорошего конструктора:

Образование

У нас в стране образование дает сильную теоретическую базу по конструированию. Можно выбрать ВУЗ или средне-специальное учебное заведение.

Дизайн

Конструктор должен ценить дизайн, следить за общемировыми тенденциями, разбираться в современных материалах, фурнитуре.

Маркетинг и коммерция

На малом предприятии конструктор по значимости идет сразу за владельцем. Он должен знать весь процесс создания одежды. Конструктор должен помнить о том, что он создает коммерческий продукт. Главная цель – сконструировать лекала, которые будут технологичны, удобны и экономны в средствах.

Владение современными методиками конструирования

Каждый конструктор предпочитает работать по одной системе, но есть изделия, в которых выбор варианта построения определенного узла зависит от знания нескольких методик.

Система автоматизированного проектирования

Современный конструктор без САПРа выжить не может. Автоматизация повышает эффективность конструкторского цеха. САПР дает скорость изготовления лекал, качество, эффективность и результативность при моделировании, экономит сырье и дает четкий расчет себестоимости на этапе конструирования.

Материалы и фурнитура

Конструктору необходимо хорошо знать свойства материалов: процент усадки, степень растяжения, что влияет на технологические припуски и конструктивные прибавки. Прежде чем приступать к конструированию, он должен понять, какой материал подходит для конкретного изделия.

Подготовка моделей к запуску в массовое производство

Конструктор должен уметь писать текстовое и графическое ТО: текстовое – документация, графическое – лекала.

Техническое размножение лекал

Конструктор должен уметь делать градацию лекал по размерам и росту.

Технология швейного производства, оборудование и приспособления

Когда конструктор делает лекала, он обязательно должен знать, для кого он их делает, и в каком цеху они будут обрабатываться. Необходимо знать, какие там возможности, оборудование и какими приспособлениями пользуются.

Технический рисунок

Конструктор обязательно должен владеть графическими редакторами: Illustrator, CorelDRAW, Photoshop.

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, эффективность, результативность

Эти качества очень важны для конструктора. Специалист, который не умеет грамотно решать вопросы без споров – плохой конструктор.

Практика от пяти лет, не фриланс

Бывает, что студентов после вуза не берут на предприятие, и они решают работать на фрилансе. Без практики и определенных навыков эти специалисты через пять лет будут сильно отставать от коллег, которые набрались опыта на предприятии.

Модельер - конструктор на предприятии «Арктик Фокс» находится в цеху по работе с текстилем, с режимом работы с 9єє до 18єє, обед 14єє до 15єє.

Главной функцией модельера-конструктора на данном производстве является своевременная и качественная разработка моделей и конструкций швейных изделий в соответствии с техническим заданием и требований технических, нормативных и правовых актов (ТНПА).

Должностными обязанностями являются:

-Разработка в определённые сроки конструкций моделей пошиваемых изделий, согласно эскизу, отвечающие перспективному направлению моды, технико-экономическим и художественно-эстетическим требованиям.

-Выбор основы конструкции или модели-аналога, внесение изменений в неё.

-Разработка лекал-оригиналов моделей конструкций швейных изделий качественно и точно в срок, установленным заданием, используя базовые конструкции, унифицированные детали и узлы или разработка конструкций на новые силуэтные формы.

-Изготовление полного комплекта лекал с техническим заданием, спецификацией деталей кроя и техническим описанием.

-Раскрой образца проектируемого изделия.

-Инструктирование исполнителя образца по особенностям изготовления проектируемого изделия и оказание помощи (участие при запуске в бригадах).

-Проведение примерок проектируемого изделия и внесение изменений в изделие и лекала.

-Предоставлять образцы моделей на художественный совет предприятия.

-Составлять таблицы контрольных измерений изделия в готовом виде -Нести ответственность за качество разработки конструкции моделей.

-Изготавливать нужное количество вспомогательных лекал для швейного цеха.

-Вносить изменения в лекала-оригиналы, если после апробации на предприятии или после поступления модели в продажу, возникли замечания касающиеся конструкции изделия.

-Выполнять своевременную корректировку лекал и таблицы измерения.

-Контролировать соответствие выпускаемой продукции изготовленному образцу.

-Изучать и анализировать отечественный и зарубежный опыт (например «Мюллер») по конструированию изделий с целью использования его в практической работе.

-Постоянно повышать свой профессионально-технический уровень.

-Соблюдать внутренний распорядок работы, трудовую дисциплину, правила по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, меры противопожарной безопасности.

Организация рабочего места.

Очень важное значение имеет организация рабочего места, так как она призвана обеспечивать своевременность подготовки к выполнению работы и бесперебойность производственного процесса. Важнейшей задачей при рациональной организации рабочего места является выбор рабочего стола, стула и оснащение стола.

В «Арктик Фокс» рабочее место модельера-конструктора оборудовано рабочим столом, размером 3Ч1Ч0,85 м, что обеспечивает принятие правильной рабочей позы, а также установлена подставка с регулируемым устройством под ноги. Стол оборудован ящиками и тумбочкой для хранения бумаги, карандашей, красок, кисточек, линеек, сантиметровой ленты, мела, булавок, ножниц и других инструментов. Также рабочему предоставлена возможность работать сидя на мягком винтовом стуле. Возле рабочего стола обязательно должен присутствовать манекен, на котором можно контролировать некоторые рабочие моменты. Рабочая зона модельера-конструктора освещается как искусственно (лампы), так и естественно (окна).

Как в швейном и скорняжном цехах присутствует приточно-вытяжная вентиляция для систематического проветривания помещения, что предотвращает отрицательное действие на здоровье рабочих воздуха, который на швейных предприятиях насыщен пылью и газами.

Работа модельера-конструктора заключается в выборе основы конструкции или модели-аналога, внесение изменений в конструкцию в соответствии с модельными особенностями проектируемого изделия, продумывания методов технологической обработки узлов модели и изготовление первичных лекал.

Процесс разработки новых моделей включает в себя:

1. Разработку технического задания.

2. Моделирование (создание эскиза, анализ модели-аналога).

3. Конструктивная и технологическая проработка новой модели (выбор основы конструкции, внесение модельных особенностей, с учётом обработки, раскрой и пошив, утверждение модели на худ.совете).

4. Конструкторская и технологическая подготовка производства к запуску новой модели.

В обязанности модельера-конструктора входят выбор ниток и фурнитуры к изготавливаемым моделям.

На предприятии «Арктик Фокс», конструктор использует Единый метод конструирования одежды, а также использует базовые конструкции, на основе которых выполняет техническое моделирование и вносит фасонные особенности. Использование данного метода обосновано тем, что Единый метод базируется на данных антропологии и расчётно-графической системы.

В основу размерных характеристик контуров фигур положены измерения типовых фигур, что приемлемо для разработки конструкций на массового потребителя. Основанная на антропологических данных типовых фигур инженерных методов конструирования одежды эта методика даёт возможность конструктору строить изделия и видоизменять любой узел конструкции

Базовые конструкции создаются на основе универсальных конструкций, для которых характерно единство методики конструирования мужской, женской и детской одежды; приемы построения чертежа и структура основных расчетов, которые остаются неизменными. Это позволяет уверенно маневрировать конструкцией, изменять в зависимости от своего желания или по модели любой ее узел, варьировать припусками на свободное облегание по участкам спинки, проймы и полочки, в зависимости от силуэта выбирать любые сочетания силуэтных припусков.

Проведение первой примерки.

После того, как изделие раскроили и подготовили к первой примерке, следующим этапом будет проведение первой примерки. На первой примерке смотрят в первую очередь баланс изделия, точное расположение швов, вытачек, так, чтобы изделие ровно сидело на фигуре, без перекосов и смещений швов. Если конструкция построена верно, то посадка изделия на фигуре будет правильной, и это значит, что баланс соблюден.

Смотрим правильное расположение швов, вытачек, декоративных деталей. Нагрудная вытачка должна располагаться по направлению из бокового шва или проймы к центрам груди, не доходя до центров груди на 3,0-3,5 см.

Талиевые вытачки располагаются от линии талии снизу вверх, строго по направлению к центрам груди, не доходя до центров груди на 1,0 см. Если изделие имеет рельефы, то швы рельефов должны проходить через центры груди, исключением является, изменение направления рельефов согласно фасону.

Далее смотрим объем изделия, согласно модели. Если изделие велико, то забираем лишнее в боковые швы, талиевые вытачки, рельефы. Если изделие узко в объеме, то распарываем в нужных местах боковые швы и выпускаем за счет припусков, на нужную величину. Скалываем булавками, между собой припуски боковых швов, острием вниз.

Следующим этапом, проведения первой примерки, будет вкалывание рукава в пройму (в изделиях с рукавами). Совместив центр оката рукава с плечевым швом, уточняем: ширину рукава, длину рукава и определяем декоративные детали (по модели). После того, как вкололи рукав, нужно визуально оценить внешний вид изделия.

Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра. Проверить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке. Уточнить длину изделия по низу, длину разрезов и длину шлицы (по модели).

Определить глубину и форму горловины, согласно модели, затем намелить линию мелом или проложить стежками. Уточнить месторасположение декоративных деталей на изделии, намелить их мелом или проложить стежками или отметить булавкам. После всего этого, еще раз оценить внешний вид изделия.

Ателье работает с индивидуальными единичными заказами, поэтому компьютерные системы для разработки конструкции модели модельером-конструктором не используются.

Трудовая деятельность человека протекает в определенных метеорологических условиях, которые определяются сочетанием температуры воздуха, скорости его движения, относительной влажности и тепловым излучением от нагретых поверхностей.

Нормирование параметров микроклимата производственных помещений осуществляется ГОСТ 12.1.005 - 88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" в зависимости от периода времени года, от категории тяжести выполняемой работы и от избытка явного тепла.

Согласно ГОСТ 12.1.005 - 88 рабочее место конструктора относится к легкой 1 категории работ.

Допустимые микроклиматические условия определяется сочетанием параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать переходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и направлений реакций терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться дискомфортные теплоощущения, ухудшение здоровья, понижение работоспособности.

В соответствии с ГОСТ на рабочем месте поддерживаются следующие допустимые параметры микроклимата:

В холодный и переходный период года:

- температура воздуха, 19 - 25 0 С;

- относительная влажность, не более 75%;

- скорость движения воздуха, не более 0,2 м/с.

В теплый период года:

- температура воздуха, до 28 0 С;

- относительная влажность, до 50-60%;

- скорость движения воздуха, до 0,2-0,5 м/с.

Несоблюдение этих параметров может привести к различным последствиям. Повышенная температура воздуха способствует быстрому утомлению, снижению скорости реакции; низкая температура может привести к простудным заболеванием.

Движение воздуха при низких температурах и, особенно при повышенной влажности оказывает существенное влияние на процесс терморегуляции организма, что приводит к охлаждению, результат - простудные заболевания.

При высоких температурах благоприятное воздействие оказывает повышение скорости движения воздуха, что способствует быстрейшему отводу тепла и влаги конвективным путем.

Чтобы создать оптимальные метеорологические условия для конструктора на рабочем месте необходимо:

1. Рациональное размещение оборудования.

2. Защита работающего различными экранами (компьютер).

3. Рациональная тепловая изоляция оборудования.

4. Рациональная вентиляция и отопление.

5. Рационализация режимов труда и отдыха.

Несоблюдение соответствующих условий приводит к ряду физиологических нарушений в организме работающего, снижению работоспособности и даже профессиональным заболеваниям.

Для оценки состояния воздушной среды производственных помещений производится количественный анализ каждого из ее параметров и сравнивается с нормируемыми значениями.

Запыленность и загазованность на рабочих местах. Многие технологические процессы предприятий сопровождаются выделением в рабочую зону различных вредных веществ, например пыль.

Пыль относится к 4 классу опасности, малоопасный класс.

ПДК - это предельно допустимые концентрации ВОЯВ в воздухе рабочей зоны (мг/м 3 ), которые при ежедневной работе (кроме выходных) в течении всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающих, обнаруживаемые современными средствами исследования.

Согласно ГОСТ 12.1.005 - 88 "Воздух рабочей зоны" значение ПДК должно быть не более 6 мг/м 3 .

Для устранения пыли предусмотрено:

1. Влажная уборка.

2. Наличие вентиляционных систем.

Естественное и искусственное освещение на рабочих местах. Известно, что около 80% всей информации о внешнем мире человек получает через зрительные ощущения. Правильное организованное освещение создает благоприятные условия, снижающие утомляемость, уровень травматизма и заболеваний .

Нормирование искусственного, естественного и совмещенного освещений осуществляется по СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

Требования, предъявляемые к освещению:

1. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее нормируемой.

2. Не должно быть резких теней на рабочем месте.

3. Обеспечить постоянство освещенности на рабочем месте во времени.

4. Отсутствие прямой и отраженной блескости в поле зрения.

5. Рациональное направление светового потока.

6. Безопасность и простота в эксплуатации .

Согласно СНиПу 23-05-95 рабочее место конструктора относится к 4 разряду зрительных работ. Для рабочего места конструктора предусмотрено естественное двухстороннее освещение, а также общее искусственное от ламп ЛХБ, ЛБ.

Оптимальная освещенность для рабочего места конструктора составляет 500лк.

Освещенность измеряется объективными люксметрами, которые состоят из селенового фотоэлемента и стрелочного гальванометра.

Необходимые условия освещенности достигаются: чисткой и своевременной заменой ламп, мытьем окон 2 раза в год (весной и осенью), побелкой (покраской) стен в светлые тона.

При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, появляются болезни глаз и головные боли, в следствии чего возрастает опасность несчастного случая.

Защита от воздействия механических и акустических колебаний. Слуховое восприятие как средство получения информации является для человека вторым по значению (после зрительного) психофизиологическим процессом.

Шум - это беспорядочные, непериодические сочетания звуков различной интенсивности и частоты, нежелательные для человека.

Рабочее место конструктора должно быть изолировано от швейного цеха.

Согласно ГОСТ 12.1.003-89 ССБТ "Шум. Общие требования безопасности" на рабочем месте конструктора уровень шума не должен превышать 60 дБА.

При несоблюдении соответствующих норм установлено, что шум угнетает психику человека, нарушает работу нервной системы, вызывает быстрое утомление. Эти факторы снижают работоспособность человека и могут вызвать профессиональные заболевания (тугоухость).

Модельер-конструктор: характеристика, обязанности и карьера

Модельер-конструктор – специалист, разрабатывающий новые модели одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов. В производстве этих изделий модельер-конструктор является ключевой фигурой. От его лекал зависят посадка вещи, ее актуальность, соответствие потребительскому запросу.

Современным модельером-конструктором, как считают эксперты, должен быть новатор, человек с гибким мышлением, прислушивающийся к моде и активно увлеченный новыми технологиями.


Особенности профессии

Когда-то модельер был специалистом, совмещающим в себе сразу несколько профессиональных направлений – он считался и художником, и закройщиком, и портным. Со временем произошло так называемое расслоение, и задачи модельера сузились. Например, художник (дизайнер) сосредоточился на анализе модных тенденций, генерации идей и формировании эскизов.

Конкретно конструктор занимается отработкой чертежей, он охватывает сочетание технической и эстетической сторон вопроса. Технолог же занимается обработкой тканей, оптимизацией производства, методами пошива. И эти специалисты обычно работают в группе, формируют совместно новые модные коллекции.

Модельер-конструктор одежды обычно работает уже с готовым эскизом, который создал дизайнер. Если говорить просто, он должен обработать творческий замысел своего коллеги, сделав из идеи реальную вещь, технически оптимально подойдя к этому решению. Конструктор определяет, какую ткань использовать для конкретной модели, работает над лекалами и выкройками, предлагает разные варианты выполнения.

Данное описание говорит, что это техническая работа, но не без творческого начала. И она непременно требует специального образования и развития определенных навыков. Такой человек должен освоить и компьютерные программы, которые помогают в работе и оптимизируют процесс производства. Каждый эскиз модельер-конструктор должен трансформировать, представить в цифрах и чертежах, что требует глубоких и систематичных познаний.


Обязанности

Есть несколько сегментов функционала модельера-конструктора, без которых представить его работу невозможно. Так или иначе, они прописаны в должностных инструкциях. Рассмотрим обязанности модельера-конструктора.

Кроме того, модельер-конструктор часто должен согласовывать техническое задание с заказчиком, контролировать поэтапное изготовление каждой детали, участвовать в примерках, изучать свойства новых материалов и т.д.

В должностных инструкциях прописывается все, чем будет заниматься модельер-конструктор на новом рабочем месте. И эти пункты нужно просматривать внимательно.


Необходимые качества

Их невозможно прописать в строгом документе, но на них основывается профессия. Например, вы не увидите в перечне должностных инструкций умение мыслить не совсем стандартно. Но в запросе компании, которая ищет модельера-конструктора, такие требования вполне могут быть прописаны. И это действительно небеспочвенный запрос. Дизайнер ищет идею, а конструктор ее реализует, и для этого нестандартное мышление, творческий поиск, готовность к экспериментам тоже необходимы.

Какие еще качества понадобятся модельеру-конструктору для успешного построения карьеры?

  • Инициативность – эта работа не может быть рутинной. Если же она станет таковой, о профессиональных успехах можно забыть. Вы должны быть готовы не только подхватывать предложения руководства или коллег, но и выступать с ними.
  • Командные навыки – то есть умение работать в команде. А это требует от специалиста организованности и ответственности, точности, умения вести переговоры, быть дружелюбным и эмоционально лабильным. Вы должны учиться планировать и распределять временные ресурсы.
  • Практический опыт – это не совсем качество, но это тот бэкграунд, который делает из специалиста профи, который поднимает его на ступеньку выше. Нарабатывать этот опыт можно и нужно еще в студенческие годы. А удачные проекты заносите в свое портфолио, вести которое нужно грамотно, ответственно, не без творческого подхода.
  • Готовность учиться – меняются технологические концепции, сама мода, ведение бизнеса. И если вы как специалист будете гибки к этим изменениям, будете готовы принять их и научиться новому, это, безусловно, продвинет вас вперед в карьере.

Профессия модельера-конструктора подойдет людям, имеющим художественный вкус, обладающим воображением и креативным мышлением. Если человек коммуникабельный и любит общение, творческие союзы, ему тоже подойдет эта профессия.

Новаторский взгляд на, казалось бы, обычные вещи – прекрасная стартовая «настройка» будущего хорошего модельера. А если у вас еще развита координация и завидный глазомер, это увеличивает ваши шансы на построение отличной карьеры.


Обучение

Учебных заведений, которые могут сделать из вчерашнего школьника модельера-конструктора, технолога швейных изделий, немало. Учиться можно ближе к месту жительства, выбирая не самые популярные учебные заведения, но доступные. А можно, будучи еще школьником, присмотреться к именитым вузам, само окончание которых уже на старте добавляет вам баллов как специалисту.

Среди таких заведений отметим следующие.

  • Институт социально-гуманитарных технологий МГУТУ. Здесь вы можете получить диплом бакалавра по специальности «Конструирование швейных изделий из ткани».
  • Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Из его стен вы можете выйти специалистом, который знает все о художественном проектировании костюма или текстильных изделий.
  • Московский государственный институт культуры, где вы получите диплом по специальности «Дизайн костюма».
  • Невский институт дизайна (Санкт-Петербург), специальность «Дизайн костюма».

От абитуриентов можно часто слышать вопрос о том, тяжело ли учиться на модельера. Творческая привлекательность профессии обманчива в том смысле, что кажется это будет сплошь полет мысли, рисование, создание проектов. А ведь учеба предполагает изучение технических дисциплин и других не самых простых предметов, среди которых материаловедение, эскиз и технический рисунок, плоскостное и объемное моделирование, использование IT-программ. Поэтому если вы не дружите с математикой, придется либо полюбить этот предмет, либо задуматься над выбором другой специальности.


Карьерный рост

Высшая точка карьерного развития – это, наверное, создание частного бизнеса. Открыть свое дело сложно, нужно быть еще и неплохим маркетологом, и иметь бизнес-мышление, но при успешной коллаборации с другими специалистами дело может быть отличной задумкой с прекрасной реализацией. Для некоторых модельеров отличным карьерным ростом считается и преподавание, причем обычно эти специалисты совмещают практику и преподавание.

Вы можете долгое время трудиться конструктором в команде таких же специалистов, а можете стать ведущим модельером-конструктором. Удачного выбора!

Как выбрать конструктора и стоит ли сотрудничать с ним удаленно? С чего начать работу и сколько макетов отшить, чтобы получить изделие с идеальной посадкой? Какие могут возникнуть сложности при разработке лекал и как с ними справляться? Сколько конструктивных баз должно быть в дизайнерской коллекции? Эти и другие вопросы о взаимодействии дизайнера с конструктором мы задали Гульназ Исянгуловой, спикеру нашего курса «Как дизайнеру выстроить работу с производством».

Курс «Как дизайнеру выстроить работу с производством» пройдет с 27 по 30 ноября в Москве. Предусмотрены очный и online-формат обучения. Ознакомиться с программой курса и зарегистрироваться для участия можно здесь.


Гульназ Исянгулова,
конструктор марки Inshade, ведущий преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ

Критерии выбора конструктора

В первую очередь, нужно узнать, какое образование получил конструктор. Также во время собеседования конструктору обычно дают задание и оценивают качество разработанных им лекал по отшитому макету. Если макет оказался удачным, то по лекалам шьют пробный образец. После того, как будут отшиты два-три изделия, можно принимать решение о приеме конструктора на работу.

Удаленное сотрудничество с конструктором

По моему опыту, многим дизайнерам сложно удаленно сотрудничать с конструктором именно в момент разработки лекал и на этапе пошива изделия. Даже по видеочату и с помощью фотографий довольно сложно передать нюансы и ошибки посадки изделия, поэтому так важно присутствие конструктора на примерке.

С чего начинается работа дизайнера с конструктором

Я занимаюсь разработкой коллекций для Inshade, и у нас этот процесс начинается так: задолго до того, как планируется коллекция, Маша (дизайнер марки Inshade ‒ прим. ред.) показывает мне свои наработки и мудборд, какие-то картинки, цветовые сочетания. Затем многое обсуждаем, придумываем всем коллективом. После этого начинается работа над формой, Маша рисует эскизы и силуэты, а я разрабатываю технические рисунки, делаю лекала и отшиваю первый макет. Если требуются какие-то изменения, то я вношу их в лекала и отправляю готовый комплект в пошив.

Сколько макетов уходит на отработку модели

Это зависит от многих факторов. Бывает, что мы делаем по три макета, но чаще всего одного уже достаточно ‒ так происходит, потому что мы давно работаем вместе. Второй момент ‒ форма. Если марка специализируется на изделиях классического силуэта с точной посадкой, требуется более тщательная проработка лекал и пошив нескольких макетов.

Сложности в разработке лекал для коллекции

Небольшую капсульную коллекцию можно создать за месяц, сезонную подиумную коллекцию ‒ за два-три месяца. Проблемы посадки изделия обычно видны уже на этапе макета, и у конструктора есть возможность устранить их до пошива образца. Но бывает и так, что заказанные для коллекции материалы нам доставляют уже после того, как готовы лекала. И может возникнуть такая ситуация, что ткань совершенно не подходит для разработанной конструкции. В таких случаях приходится менять конструкцию под ткань. Ошибки в конструкции можно распознать по посадке и удобству изделия, например, в какой-то определенной точке: узкий рукав, «теснота» изделия в груди или области спины.

Взаимодействие со швеями и производствами

Бывает, что портной неправильно читает лекала, и это тоже может произойти по вине конструктора. Поэтому конструктор обязательно должен знать технологию обработки изделий, иначе просто не сможет грамотно построить лекала. Кстати, на разработку технологической последовательности уходит времени больше, чем на построение конструкции. При этом на каждой фабрике свой технологический процесс, и конструктор не всегда знает об этих особенностях. С этим невозможно бороться ‒ только сотрудничая с производством на постоянной основе, конструктор сможет понять специфику работы с данной фабрикой.

Конструктивные базы и моделирование в коллекциях

В зависимости от тенденций, базовые для марки конструкции меняют постепенно, но от 20 до 50 % лекал с незначительными изменениями переходят из коллекции в коллекцию. Такая база может продержаться два-три сезона, но потом мы все равно будем вводить новые лекала. Тем не менее, в новых коллекциях должны оставаться узнаваемые формы, конструктивные особенности ‒ как, например, крой плечевой части у Jil Sander.

Разница в разработке коммерческих и дизайнерских коллекций

По большому счету, вся разница заключается в том, что коммерческие дизайнеры и крупные бренды работают с более масштабными производствами и вынуждены учитывать технологические особенности фабрики. Для сотрудничества с крупными фабриками нужно создавать такие конструкции, чтобы производство могло работать с ними не останавливаясь, закладывая время на все обработки вплоть до секунд ‒ даже на смену ниток.

Читайте также: