Работа психолога с лего

Обновлено: 26.04.2024

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.

Задачи:

  1. Научить детей выражать свои эмоции и чувства;
  2. Познакомить детей с миром эмоций;
  3. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
  4. Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
  5. Учить детей узнавать схематические изображения эмоций (с применением LEGO), привлекать детей к их воспроизведению.
  6. Способствовать психоэмоциональной коррекции.
  7. Привлечь внимание родителей к эмоциональному миру их детей, познакомить их способам воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
  8. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
  9. Создать в группе «Уголок настроения».

Ожидаемые результаты.

  1. Развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников средней группы
  2. Развитие умения детей 4-5 лет контролировать свои эмоции.
  3. Заинтересованность родителей в проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».
  4. Участие родителей в совместных мероприятиях с детьми.
  5. Создание в группе «Уголка настроения», картотеки игр «Эмоции», «Семейных эмоциональных коллажей».
ВложениеРазмер
plan_proekta.docx 26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

-центр развития ребенка – детский сад №18

143980 Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, д.13 А,

Психолого-педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с помощью

«Здравствуй! Я твоя эмоция!»

педагог – психолог Серебрякова Я.А.

Воспитатель группы № 1 Толина Е.В.

Серебрякова Яна Александровна – педагог-психолог

Толина Екатерина Вадимовна – воспитатель 1 группы

Участники проекта: дети средней группы №1 , педагоги группы, родители.

Сроки проведения: с 26 ноября по 24 декабря.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентировочный.

Срок реализации проекта: Краткосрочный (4 недели).

Возраст детей: дети 4-5 лет.

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели, педагог-психолог, старший воспитатель.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.

Материально-техническое оснащение: Конструктор Лего-эмоции, цветные карандаши, пиктограммы эмоций, проектор, ноутбук, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь, баночки для воды, мягкий мяч.

Мы живем в период социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, нами был разработан проект «Здравствуй! Я твоя эмоция!», как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.

  1. Научить детей выражать свои эмоции и чувства;
  2. Познакомить детей с миром эмоций;
  3. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
  4. Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
  5. Учить детей узнавать схематические изображения эмоций (с применением LEGO), привлекать детей к их воспроизведению.
  6. Способствовать психоэмоциональной коррекции.
  7. Привлечь внимание родителей к эмоциональному миру их детей, познакомить их способам воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
  8. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
  9. Создать в группе «Уголок настроения».
  1. Развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников средней группы
  2. Развитие умения детей 4-5 лет контролировать свои эмоции.
  3. Заинтересованность родителей в проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».
  4. Участие родителей в совместных мероприятиях с детьми.
  5. Создание в группе «Уголка настроения», картотеки игр «Эмоции», «Семейных эмоциональных коллажей».

Технологическая карта проекта

Подготовительный период (1 неделя)

Выявление проблемы, формулировка целей и задач проекта, разработка плана его реализации.

Разработка наглядной информации по эмоциональному воспитанию дошкольников для родителей

Оформление информационного стенда для родителей группы

Анкетирование для родителей «Темперамент моего ребенка»

Содержательно практический (2 недели)

радость, грусть, злость, страх

Покажи свои эмоции (с использованием LEGO)

Игровое упражнение «Волшебный мешочек»

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»

Игровое упражнение «Я и мое настроение»

Игровое упражнение «Какой я!»

Чтение отрывка «Солнышко вернулось!» из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»

Чтение произведений про эмоции (стихи и рассказы)

Р.н.с. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

Р.н.с."Волк и семеро козлят"

К.И. Чуковский "Краденое солнце"

А.С. Пушкин "Сказка о царе Сатане. "

А. Барто «Страшная птица»

А.Л. Кушнир "Что в углу?"

К.И. Чуковский "Мойдодыр"

Игровая деятельность «Раз, два, три! Эмоция замри»: Методика направлена на умение выявлять и показывать эмоции.

Барбоскины - 133 серия. Достоверные эмоции

Игровые упражнения на развитие пантомимики

Проигрывание сказок с использованием LEGO

Игровая деятельность «Волшебный мяч»: Методика направлена на умение вербально обозначать свои эмоции в конкретных (бытовых) ситуациях.

Игровая презентация «Наши эмоции»

Арт-терапия «Я рисую эмоцию»

Заключительный этап (подведение итогов)

Показ мультфильма «Ах и Ох», Lego конструирование «Создай свою эмоцию», вручение сладких подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр.


Занятие по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста: «Путешествие в страну «Эмоции»»

Тема: Путешествие в страну «Эмоции»Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольниковЗадачи:Ø Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике;Ø Сохранять .


Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции»

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.Развивать саморегуляцию воспитанников через прос.


Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции».


Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детейстаршей группы дошкольного возраста :Путешествие в страну «Эмоции».


Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

1. Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть.2. Прослушивание музыкальных произведений.3. Проведение психологических игр и упражнений.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая

программа «ЛЕГОТЕРАПИЯ»

Автор и разработчик программы: Назинцева Татьяна Анатольевна педагог- психолог МКОУ «Новогремяченская СОШ».

Адаптация и вхождение в образовательную среду школы детей подготовительного и младшего школьного возраста, являются важнейшими задачами образовательного процесса. Обучение детей этого возраста, используя игровые методики и техники – это эффективный способ решения этих важных задач. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Леготерапия» позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Она стимулирует стремление ребенка к познанию, исследованию и творчеству. Содействует интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию детей. Через совершенствование двигательных умений, обогащение сенсорного опыта происходит расширения знаний об окружающем мире и развитие воображения. Сочетают в себе возможности влиять на все органы чувств ребенка, как на эмоциональную, так и на логическую сферы. Дети, н езависимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая радость творчества.

В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в паре и в группе, что отвечает одной из ведущих деятельностей младших школьников - развитие межличностной коммуникации. Программа легка в применении, вызывает активный интерес детей, не оставляет никого равнодушным зрителем, активно вовлекает каждого в процесс конструктивно-игровой деятельности.

Помогает достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении в первую очередь тех детей, которые испытывают трудности в обучении и развитии. Признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становиться более уверенным в себе, что позволяет перейти к следующему этапу обучения.

Новизна данной программы заключается в способе воздействия и обучения школьников.

Обоснование необходимости реализации программы «Леготерапия»

Государственные стандарты общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Следовательно, образовательная задача состоит, в том числе, в организации деятельности и условий, способствующих детскому развитию. Такая стратегия обучения может быть хорошо реализуема в образовательной среде ЛЕГО.

ПО НОВИЗНЕ ( инновационному потенциалу) коррекционно-развивающая программа «ЛЕГОТЕРАПИЯ», в сочетании с традиционными методиками обучения, имеет социально-педагогическую направленность, содействует интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию детей, через совершенствование двигательных умений, обогащение сенсорного опыта происходит расширение знаний об окружающем мире и развитие воображения. Помогает достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании детей.

Актуальность программы:

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

Дети учатся конструировать « шаг за шагом», это позволяет им продвигаться в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать следующие, более сложные задачи.

Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становиться более уверенным в себе, что позволяет перейти к следующему этапу обучения.

В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей, повышается мотивация к учению. Все это наиболее актуально для развития и обучения детей в современной среде.

Педагогическая целесообразность:

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе активной работы по конструированию, исследованию, постановке задач и совместному творчеству, не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая парами, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая радость творчества. Наборы ЛЕГО способны воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетают в себе возможности влиять как на эмоциональную, так и на логическую сферы.

Каждый ребенок заслуживает, чтобы его окружали любящие заботливые люди, и обстановку, в которой он мог бы спокойно играть и учиться. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребенка к познанию, то когда он вырастет, это может перейти в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом.

Перспективность применения ЛЕГО – технологий обуславливается ее высокими образовательными и педагогическими возможностями: использование трехмерной модели мира, предметно-игровую среду обучения и развития ребенка, многофункциональность, технические и эстетические возможности, использование в различных игровых и учебных зонах.

Цель программы:

Достичь устойчивых положительных результатов в обучении, коррекции, психокоррекции и воспитании учащихся средней общеобразовательной школы, в особенности детей, испытывающих некоторые трудности в обучении, развитии и адаптации в образовательной среде, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Сгладить и преодолеть при помощи конструктивно-игровой деятельности с использованием ЛЕГО конструкторов имеющиеся проблемы и компенсировать недостатки в психическом, речевом развитии, в развитии двигательной сферы (нарушение координации, снижение скорости и ловкости движений, недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики).

Основные задачи программы:

Активизация познавательной деятельности, совершенствование сенсорно-тактильной и двигательной сфер, формирование и корригирование поведения, развития коммуникативной функции и интереса к обучению при помощи конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО конструкторами. Развитие зрительно-пространственных отношений, памяти и фантазии, развитие креативности. Наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся.

Направления работы:

1. Использование свободной конструктивно-игровой деятельности с применением конструкторов ЛЕГО в диагностических целях. Таких как:

а) диагностика индивидуальных особенностей ребенка.

б) диагностика межличностных отношений (ребенок-педагог и в коллективе).

2. Работа по психокоррекции, коррекции моторно-двигательной функции и обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО (обучение ЛЕГО - игре).

Участники программы: учащиеся подготовительного и начального звена(1-4классов) средней общеобразовательной школы, в особенности дети, испытывающие некоторые трудности в обучении, развитии и адаптации в образовательной среде, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.

Формы организации: занятия в группе и индивидуальные занятия. Режим занятий: два раза в неделю по 45 минут.

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Научные, методологические и методические основания программы.

Теоретико-методологическим основанием программы является культурно-

историческая парадигма (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), деятельностный подход (А.Н.Леонтьев).

Принципы реализации программы:

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого (проектного) подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременную коррекцию и регулирование действий;

- преемственность данной программы и других образовательных, дополнительных программ школы.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический - сентябрь, октябрь.

- Диагностика индивидуальных особенностей ребенка в процессе конструктивно-игровой деятельности.

- Диагностика межличностных отношений: ребенок-психолог

- Диагностика межличностных отношений в группе.

2. Коррекционно-развивающий - ноябрь, декабрь, январь, февраль

Знакомство с ЛЕГО конструкторами. Обучение ЛЕГО - игре.

3. Обобщающий и итоговый: - март, апрель, май

Повторение и закрепление пройденного материала. Анализ достигнутых результатов. Итоговая диагностика. Определение перспектив дальнейшего развития по данному направлению деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- социализация и самореализация обучающихся.

- формирование социально-воспитательной среды в образовательном учреждении.

Учебные и практические

- развитие тонких моторных движений, мелкой моторики

- развитие пространственной ориентировки

- закрепление тонких дифференцированных моторных навыков

- активизации познавательной деятельности и интереса к обучению

- совершенствование сенсорно-тактильной и двигательной сфер

- формирование и корригирование поведения ребенка

- чувство уверенности, поддержки и защиты

- возросшая самооценка детей.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляют директор образовательного учреждения и заместитель директора по воспитательной работе. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и составляет психологические портреты учащихся, определяет перспективный план работы с учащимися, исходя из особенностей участников программы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Качественные:

- применение на практике групповой формы работы

- улучшение развития тонких моторных движений, мелкой моторики, развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания, усидчивости - активизация познавательной деятельности и интереса к учебе

- создание условий для формирования благоприятного психологического климата в классном коллективе

- повышение уровня родительской компетентности.

Количественные:

- проведение полного курса коррекционно-развивающих занятий

- составление методических рекомендаций по проведению занятий

- составление психологического портрета участников.

Направление работы и мероприятия

1. Диагностика

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка в процессе конструктивно-игровой деятельности.

а) Спонтанная индивидуальная игра ребенка с ЛЕГО

б) Спонтанная индивидуальная игра ребенка с ЛЕГО при помощи психолога

Диагностика межличностных отношений:

а) Спонтанная совместная игра ребенка и психолога с ЛЕГО

Диагностика межличностных отношений в группе.

а) Спонтанная совместная игра детей в группе

2. Коррекционно-развивающая работа

Обучение ЛЕГО - игре.

а) Знакомство с ЛЕГО - элементами: кирпичики и формочки.

б) Знакомство с цветом ЛЕГО - элементов.

в) Знакомство с формой, размером ЛЕГО - элементов.

г) Знакомство с вариантами скрепления ЛЕГО - элементов.

д) Классификация деталей.

е) Разучивание стихов про ЛЕГО

ж) Рассказ о постройке

Повторение и закрепление пройденного материала.

Ноябрь, декабрь, январь, февраль

3. Итоговая диагностика

Итоговая диагностика индивидуальных особенностей ребенка, межличностных отношений и отношений в группе

в процессе конструктивно-игровой деятельности.

4. Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации для родителей

Индивидуальные консультации для учителей

5. Организационная работа

Подготовка к практическим занятиям, консультациям

Составление плана коррекционной работы

Обработка, анализ и обобщение полученных результатов

Заполнение отчетной документации

6. Методическая работа

Повышение психологических знаний путем:

- изучения психологической литературы

- повышения квалификации на специализированных курсах

- обмена опытом с коллегами

Программа курса

Программа «ЛЕГОТЕРАПИЯ» делится на два этапа:

1. Диагностический этап.

2. Коррекционно-развивающая работа.

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Тема 1: «Знакомство с ЛЕГО конструктором. История возникновения ЛЕГО»

Индивидуальная спонтанная игра ребенка с ЛЕГО конструктором.

Цель: Познакомить ребенка с конструктором ЛЕГО. Установление контакта с ребенком. Диагностика индивидуальных особенностей ребенка.

Оборудование: Наборы ЛЕГО различной сложности.

Количество занятий: 6

Тема 2: «Знакомство с ЛЕГО продолжается»

Индивидуальная спонтанная игра ребенка с ЛЕГО при помощи психолога.

Цель: Установление контакта с ребенком. Диагностика индивидуальных особенностей.

Количество занятий: 6

Тема 3: «Знакомство с ЛЕГО продолжается»

Спонтанная совместная игра ребенка и психолога с ЛЕГО.

Цель: Установление контакта с ребенком. Диагностика межличностных отношений

Количество занятий: 7

Тема 4 :«Продолжение знакомства с ЛЕГО вместе с друзьями»

Спонтанная совместная игра детей в группе.

Цель: Диагностика межличностных отношений в коллективе.

Количество занятий : 6

Итого 25 занятий

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Тема 5: «Обучение ЛЕГО – игре. Волшебные кирпичики, сказочные формочки»

Знакомство с ЛЕГО - элементами: кирпичики и формочки.

Цель: Развитие внимания, познавательной и интеллектуальной деятельности, мелкой моторики, координации движений, памяти (запоминание стихов про ЛЕГО), активизация речи (рассказ о постройке)

Количество занятий: 6

Тема 6: «Путешествие по ЛЕГО - стране. Исследователи цвета»

Знакомство с цветом ЛЕГО - элементов

Цель: Развитие внимания, познавательной и интеллектуальной деятельности , мелкой моторики, координации движений, памяти (запоминание стихов про ЛЕГО) , речи (рассказ о постройке), развитие сюжетной игры с постройкой и фигурками ЛЕГО.

Количество занятий : 6

Тема 7: «Исследователи кирпичиков и формочек»

Знакомство с формой, размером ЛЕГО - элементов.

Цель: Развитие познавательной и интеллектуальной деятельности, внимания , мелкой моторики, координации движений, памяти (запоминание стихов про ЛЕГО) , речи

Количество занятий : 7

Тема 8: «Скреплялки и нескреплялки»

Знакомство с вариантами скрепления ЛЕГО - элементов.

Цель: Р азвитие фантазии (разнообразие скреплений, построек), тонких моторных движений, памяти (запоминание стихов про ЛЕГО), эмоциональной сферы , речи (рассказ о постройке)

Количество занятий : 6

Тема 9: «Найди такую же деталь»

Классификация деталей.

Цель: Развитие эмоциональной сферы, умение слушать инструкцию, навык различения деталей, развитие памяти (запоминание стихов про ЛЕГО) и речи (рассказ о постройке)

Количество занятий: 7

Тема 10: «Повторение и закрепление пройденного материала»

Количество занятий : 12

Тема 11: «Итоговая диагностика»

Цель: Подведение итогов коррекции, психокоррекции и обучения через конструктивно-игровую деятельность с ЛЕГО.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Лего-терапия: как игра влияет на ребёнка

Те дети и взрослые, которые в комнате полной игрушек, больше тяготеют к конструкторам, являются более внимательными в жизни и более способными к обучению.

К такому косвенному выводу пришли эксперименты и исследования в области расстройств внимания у современных детей. Это просто. Ведь спокойные люди предпочитают спокойные игры.

В настоящее время Лего-терапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью , синдромом недостатка внимания, аутизмом.

Образовательные и медицинские исследования показывают, что конструкторы ЛЕГО, используемые в группах детей помогают развить такие навыки, как:

вербальная и невербальная коммуникация;

совместное решение проблем;

Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что деятельность направляется в сторону усовершенствования именно тех качеств ребенка, с которыми есть трудности. Например, неусидчивый ребенок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя, а робкие, застенчивые дети могут попробовать себя инженером, где нужно много общения. Игра предоставляет безопасную дистанцию между проблемой и ее решением. Ребёнок косвенно решает свои проблемы сам, не в упор, не насильственно, а естественно и мягко.

Формат для большинства терапевтических игр является одним и тем же:

ü Установите правила игры. Участники предлагают и согласовывают простые правила, которые все понимают. Группа согласовывает несложный и не слишком легкий проект. Правила размещаются на стене в качестве напоминания.

ü Назначьте роли. Каждому участнику присваивается роль, и после реализации проекта роли меняются, чтобы участники могли попробовать себя в разных амплуа. Инженеры – курируют дизайн и следят за его выполнением. Строители – составляют детали и блоки. Поставщики – доставляют необходимые кирпичи к строителям. Директор курирует команду, и т.п.

ü Придерживайтесь принципов игровой терапии . Это - четко обозначенное время и место реализации проекта; как можно больше вербальной коммуникации; усложнение или упрощение задачи незаметно для участников в образовательных целях.

ü Помните про роль взрослого. В ходе реализации проекта эмоции детей могут значительно накаляться. Взрослые должны наблюдать очень внимательно за всем процессом и стараться заранее поворачивать состояние детей в позитивное русло. Нужно объяснить важность любого этапа и исключительность каждого участника, замотивировать каждого положительным и спокойным настроем.

Разумеется, нет предела фантазии, вариации конструкторов бесконечны, как и варианты возможностей взаимодействия с ним. Только в ваших силах придать этому процессу формат осмысленного проекта и суметь задать нужный рабочий тон, снабдив ребёнка понятными инструкциями и поставив перед ним достижимую совместными усилиями цель.

Варианты сценариев такой терапии можно черпать из пособий, в изобилии представленных в интернете. А можно отдать ребёнка на занятия Легоконструирования и в освободившееся время выбирать новые наборы Лего для приобретения, потому что Лего затягивает, и ребёнок будет хотеть собирать не только на занятии, но и дома J

Аннотация. В статье представлена актуальность, новизна использования ЛЕГО-конструктора в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Предоставлены формы организации здоровьесберегающей работы в ЛЕГО-терапии: ЛЕГО - физкультура, ЛЕГО - самомассаж, ЛЕГО- игры, ЛЕГО-пальчики.

Ключевые слова: ЛЕГО - конструктор, ЛЕГО – терапия, развитие общей, мелкой моторики.

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Наряду с социально-экономическими условиями, отрицательно влияющими на здоровье детей, существуют факторы, непосредственно зависящие от воспитателей: это перегрузки дошкольников учебным материалом, дискомфортная обстановка в детском саду, недостаточное внимание к игровой деятельности, бессистемность закаливающих и оздоровительных процедур, отсутствие индивидуализации двигательной активности. Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. ЛЕГО - терапия - одно из новых направлений в обучении и развитии дошкольников, в основе которых лежит созидательная конструктивно-игровая деятельность. Каждый конструктор состоит из разнообразных по форме, величине и цвету элементов, они приятны на ощупь, изготовлены из экологически чистой пластмассы яркой цветовой гаммы.

Практика показывает, что наборы ЛЕГО имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития. Они многофункциональны и предполагают большой диапазон построек и использования. Отзывы зарубежных и отечественных педагогов однозначно говорят о том, что терапевтическое воздействие ЛЕГО-конструктора проявляется в следующем:

— быстро устанавливается контакт между ребенком и воспитателем;

— у ребенка формируется чувство уверенности в своих возможностях, так как он видит наглядный результат своего труда;

— улучшается физическое состояние ребенка (развивается мелкая моторика рук, скоординированность движений тела, рук, пальцев);

— формируются и корригируются психические процессы (мышление, память, восприятие, внимание, воображение, развивается эмоционально-волевая сфера ребенка;

— у ребенка заметно повышаются способности к концентрации внимания, появляется целеустремленность доведения задуманного до конца, умение работать в коллективе;

— улучшается восприятие цвета, формы, пропорций, развиваются творческие способности, ассоциативное и абстрактное мышление.

Педагогическая практика показывает, что использование различных игр, кукол и игрушек конструктора ЛЕГО является прекрасным средством воспитания и обучения. Современное конструктивно-игровое средство ЛЕГО позволяет построить учебный процесс на новом уровне, при котором трудные задачи решаются с помощью веселой игры, что устраняет негативизм ребенка к трудностям обучения и способствует развитию познавательного интереса.

ЛЕГО — это прекрасное тестирующее средство, которое позволяет полнее раскрыть личностные особенности ребенка, помогает объективно выявить и скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы в развитии.

Формы организации здоровьесберегающей работы в ЛЕГО-терапии

Физкультурное занятие -2 раза в неделю в спортивном зеле или на свежем воздухе. Проводятся в соответствии с программой, ЛЕГО элементы, постройки используются как оборудование для занятий, развитие общей моторики.

Самомассаж- В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Дать детям элементарные знания самомассажа используя элемент ЛЕГО конструктора в качестве предмета для массажа.

Пальчиковая гимнастика- Ежедневно со всеми детьми Использование ЛЕГО элементов для активизации мелкой моторики рук.

Гимнастика для глаз - Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время Используется наглядный материал (ЛЕГО постройки, показ воспитателя.

Корригирующая гимнастика -В разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется ЛЕГО элементы для построения коррекционных дорожек.

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия; в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.

Динамические паузы-По мере утомляемости детей. Включает элементы физкультуры

Динамическая пауза

– Ручками похлопали: раз, два, три.

– Ножками потопали: раз, два, три.

– Глазками помигали: раз, два, три.

– А потом попрыгали: раз, два, три.

– Кубики застучали: тук, тук, тук.

– Паровозик поехал: чух, чух, чух.

– Вы любите ЛЕГО? Да, да, да.

Комплексы самомассажа элементами ЛЕГО

Упражнение «Солнышко»

(дети в свободной позе, в руках по кубику ЛЕГО, глаза закрыты)

Солнышко проснулось. Дети открывают глаза

Головы коснулось. Кубики ЛЕГО соприкасаются с лобной частью головы

Лучиками провело и погладило. Медленными движениями проводят линии от

лобной части головы к затылочной(3-4р)

Ручки разбудило. Кубиками ЛЕГО плавными движениями проводим

линии от плеча к кисти руки поочередно меняя руки(3-4р)

Ножкам дверь открыло. Кубиками ЛЕГО плавными движениями проводим

линии от колен к стопе руки(3-4р)

Упражнение «Молоточек»

(соединить кубики в один кубик ЛЕГО)

Кубик в руки я беру

По ладошке постучу

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Активно стучим по внешней и внутренней стороне

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Да-да-да, да-да. Каждый пальчик с внутренней стороны кисти руки

Упражнение «Дорожка-точка»

(соединить кубики ЛЕГО в один кубик)

ЛЕГО по руке идёт. Плавно перемещаем кубик ЛЕГО от кисти руки к плечу,

максимально прижимаем кубик.

Серединку в ней найдёт. Сгибаем руку в локте, кисть кладём на плечо.

Чтоб внимательными стать. Круговыми движениями массируем локтевой сустав

Надо точки нажимать. Максимально плотно, отрывисто прижимаем кубик ЛЕГО к

Упражнение «Колесо»

(дети сидя на полу, ноги согнуты в коленях, кубики ЛЕГО на коленном суставе)

На коленке кубик ЛЕГО

Крутит быстро колесо. Круговыми движениями в медленном темпе

массируем коленный сустав

Быстро, быстро закружились. Увеличивая амплитуду вращения, массируем

в быстром темпе коленный сустав

Скажем всё-остановились. Кубики ЛЕГО после массажа кладем под

ЛЕГО-ИГРЫ (подвижные)

Кто быстрее

Материал: 4 коробочки, детали конструктора ЛЕГО 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков ЛЕГО и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

ЛЕГО на голове.

Материал: элемент ЛЕГО.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладёт на голову элемент ЛЕГО. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Передай кирпичик ЛЕГО.

Материал: 1 большой кирпичик ЛЕГО.

Цель: развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

ЛЕГО – ПАЛЬЧИКИ (пальчиковая гимнастика)

В конструктор будем мы играть! (Загибаем - разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать! (Кулачки -ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем. (Выполняем действия

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем. (Меняем положение рук прокатывание

конструктора между ладонями,левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём! (Сжимаем конструктор в правой руке)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём. (Сильно сжимаем в левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём! (Интенсивно трясём ладошки,

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных форм работы имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье-сберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

1. Железняк Н. Ч., Желобкович Е. Ф. «100 комплексов ОРУ для младших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования».

2. Гаврючина Л. В. «Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.» 2008 г.» Сфера»

3. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений».

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Задачи, формы организации здоровьесберегающей работы и малоподвижные игры Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ[/b] «Здоровье- драгоценность и притом.

Консультация для педагогов. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ (музыка, цвет, психогимнастика) Дошкольный возраст обоснованно.

Обобщение опыта «Музыкальная терапия в ДОУ» 1. История современной музыкотерапии Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40-х годов. В Канзасском университете Гастон.

Представление опыта работы «Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении» В связи с неблагоприятной динамикой заболеваемости, высокой распространённостью хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений.

Создание предметно-пространственной образовательной среды как условие эффективности музыкально-эстетической работы в ДОУ Создание развивающей предметно – пространственной среды ДОУ является одним из основных средств формирования личности ребенка, получение.

Взаимодействие детского сада и семьи по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ Благоприятные условия развития, обучения и воспитание ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь условии тесного взаимодействия двух.

Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы). Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы). В настоящее время проблеме адаптации.

ЛЕГО — это прекрасное тестирующее средство, которое позволяет полнее раскрыть личностные особенности ребенка, помогает объективно выявить и скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы в развитии. Формы организации здоровьесберегающей работы в ЛЕГО-терапии.

В настоящее время ЛЕГО -терапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности.

Например: неусидчивый ребёнок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя стройки, а склонный к аутизму попробовать себя инженером, где нужно много общения.

Совместные исследования медиков и учителей доказали, что игры детей с конструкторами Лего позволяют им приобретать следующие навыки:

• умение без конфликтов распределять задания и сотрудничать;

• создавать зрительный контакт между играющими и решать вопросы без слов;

• избегать конфликтных ситуаций и самостоятельно выходить из сложных положений.

• Дети учатся общаться и нести совместную ответственность, эти навыки позволяют им быстрее адаптироваться к сложностям взрослой жизни.

Занятия Лего -терапией

Это не произвольная игра детей, изменения в их поведение вносит детский врач или психолог. При правильном подходе уже через 10–15 недель заметны положительные изменения в поведении детей. Доктор Б. Легофф разработал специальную программу, занятия проводятся по 30–45 минут не чаще одного раза в неделю. Каждый ребенок по очереди должен сыграть несколько ролей:

Архитектор. Он продумывает внешний вид будущей конструкции, объясняет ее другим участникам и контролирует процесс возведения. В задачу архитектора входит коммуникация со всеми детьми: поставщиками и строителями. На эту роль побираются самые застенчивые, уже через 2–3 занятия они учатся общаться с другими детьми.

Кладовщик-поставщик. У него находятся все детали конструктора, по требованию архитектора он выдает их строителям. Самостоятельное распределение запрещается, поставщик только выполняет указания начальника. Этот вариант для непослушных и гиперактивных детей. Они чувствуют не только свою зависимость от других, но и ответственность, что приучает к дисциплине.

Строитель. Его задачи — принимать от кладовщика детали и строить различные сооружения под управлением архитектора. Роль воспитывает исполнительность и умение одновременного общения с двумя детьми.

На очередном занятии делается обмен, каждый ребенок должен побывать в различных ролях. Все действия происходят под наблюдением психолога, но его вмешательство должно быть минимальным. Уже через несколько кругов, когда дети попробуют решать новые задачи, количество конфликтных ситуаций резко уменьшается.

Для таких занятий компания выпускает специальные наборы, рассчитанные на одновременное участие нескольких детей. Но можно пользоваться и обыкновенными линейками конструкторов, все зависит от умения старших правильно организовать процесс.

Каковы преимущества Лего -терапии?

Lego Therapy доказано научными исследованиями, и несколько образовательных и медицинских исследований, проведенных в Великобритании и США, показали, что совместные групповые проекты с Legos могут помочь развить и укрепить языковые, игровые и социальные навыки, такие как:

• Язык - понимание языка и его использование

• Социальное общение и прагматика - использование невербального общения, такого как зрительный контакт, выражение лица, осанка тела и близость

• Социальные навыки - функциональные навыки, такие как просьба о помощи и разъяснении

• Нацеленность на задачу - включая инициацию задачи

• Совместное использование и поворот

• Проблема - совместное решение - также улучшение переговоров и компромисса

В частности, исследовательские исследования показали преимущества игры LEGO в трех измерениях социальной компетентности:

• Самостоятельно инициируемый социальный контакт

• Продолжительность социального взаимодействия

• Сокращение «стереотипного» поведения

Фотоотчёт «Конструируем из «LEGO»

Фотоотчёт «Конструируем из «LEGO» Фотоотчёт «Конструируем из «LEGO» "Lego много не бывает!" Так говорят большинство родителей. И, действительно, же долгое время конструктор.

Конспект НОД для детей средней группы «LEGO — зоопарк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11 "Березка" Конспект НОД для детей средней группы Разработчик:.

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы Цель: создание модели «Самолет» по пооперационной карте с использованием конструктора LEGO WeDo. Задачи: • обучающая: продолжать формировать.

Консультация для родителей «Как конструкторы LEGO способствуют развитию детей?»

Консультация для родителей «Как конструкторы LEGO способствуют развитию детей?» Консультация для родителей: «Как конструкторы LEGO способствуют развитию детей?»Седова Наталья Владимировна Описание материала: Данная.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа)

НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа) Цель: Обобщить знания детей о строительных профессиях, развивать интерес к творческому конструированию из деталей лего. Задачи: - Закреплять.

Проект «LEGO — двор мечты»

Проект «LEGO — двор мечты» Введение В нашем садике в этом году начались занятия по LEGO-конструированию. Мы собирали из разноцветных кирпичиков различные предметы:.

Читайте также: