Ракетный катер моделист конструктор

Обновлено: 03.05.2024

Аэросани НКЛ-26.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советских самоходных бронированных аэросаней НКЛ-26.

«Метеор-кросс».
Подробный обзор процесса изготовления самодельного микромотоцикла повышенной проходимости «Метеор-кросс» с двигателем от мотовелосипеда Д-6.

Потомство «Дюпюи-де-Лома».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о российских и французских броненосных крейсерах 1890-1908 года.

От прототипа - к копии.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели-копии микроавтобуса РАФ-22031.

Резиномоторная класса В-1.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции резиномоторной модели планера спортивного класса B-1.

Сварочный трансформатор.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению сварочного трансформатора с выходным током от 60 до 150 ампер.

Термолобзик для пенопласта.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного электротермического настольного резака.

Ванна в шкафу.
Советы и рекомендации по размещению ванны при отсутствии для неё специального помещения.

Годен-негоден.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного прибора, предназначенного для проверки диодов и транзисторов.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

Делительная головка.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельной делительной головки для фрезерного станка.

«Обувь» для мотонар.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению гусениц для самодельного снегохода.

Дорожный не хуже спортивного.
Советы и рекомендации по модернизации серийного дорожного велосипеда.

Полёт на земле.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №1 за 1979 год.

С «Метеором» - к победе.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной автомодели с двигателем МД-2,5 «Метеор».

Рыболовный бот «Скулте».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского рыболовного бота "Скулте".

Помни о судьбе «Мэна»!
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о российских и американских броненосных крейсерах 1890-1904 года.

Походный «Малыш».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного приёмника прямого усиления «Малыш».

Напряжение электросети ±5%.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать самодельный автоматический регулятор сетевого напряжения.

Малогабаритный блок питания.
В статье представлена схема самодельного источника питания с плавной регулировкой выходного напряжения от 0 до 9 вольт.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Сёрфинг на асфальте.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного сухопутного сёрфера.

Тузик - самодельная лодка.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простую и лёгкую лодку размером 2,3х1,3х0,4 м. и весом 32 кг.

Великий почин.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного паровоза ОВ-7024.

Речной катер.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели-копии речного катера.

Таймерная модель «Лебедь 0В-02».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции таймерной модели типа «летающее крыло».

Воздушный паром.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный канатный транспортёр.

Броненосные крейсеры Средиземноморья.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о броненосных крейсерах различных стран 1890-1908 года.

Кто быстрее!
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления оригинального электронного игрового автомата.

Полевой телефонный аппарат.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению самодельного телефонного аппарата.

Все для автомобиля.
Советы и рекомендации по ремонту и эксплуатации легкового автомобиля начинающими и опытными автомобилистами.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

Прицеп «Компромисс».
Подробный обзор оригинального шестиместного прицепа-дачи к легковому автомобилю.

Подводный, огнестрельный.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного подводного капсульного пистолета.

В небе - «Альбатрос».
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного дельтаплана «Альбатрос».

«Дугласёнок».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского ночного ближнего бомбардировщика Як-6.

Моторный катер - с ваших стапелей.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели моторного катера с электродвигателем.

Крымская «Колибри».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции комнатной модели птицелёта.

Разрезная ракета.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракеты с продольным разъёмным корпусом.

Семёрка - на удачу.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию чехословатского автомобиля представительского класса «Татара-87».

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

«Белка» - модульный микроавтомобиль.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного прогулочно-спортивного модульного микроавтомобиля «Белка».

Теплоход «Владимир Ильич».
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского четырехпалубного пассажирского речного теплохода «Владимир Ильич».

Формула «GT», масштаб 1:8.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции скоростной радиоуправляемой модели-копии спортивного автомобиля «Mc-LAREN M-8».

Таким был Як-шестой.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №5 за 1979 год.

Топливо - CO2.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели самолёта с двигателем работающем на сжиженном газе СО2.

Домашняя кузница.
В статье приведены чертежи декоративно-прикладных конструкций, сделанных из металла и дерева югославским умельцем Д. Петровичем.

Армада, упустившая время.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о российских и английских бронепалубных крейсерах 1890-1903 года.

Направо или налево?
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного реле указателя поворотов, предназначенного для мотоцикла «Ява».

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

«Кузнечик» с мотором Д-6.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного микромотоцикла «Кузнечик».

Багги-350 - спортивный автомобиль шестнадцатилетних.
Особенности конструкции и процесс сборки оригинального детского спортивного автомобиля, сделанного на базе мотоколяски СЗА.

И швец… .
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной шлифовальной бормашины, сделанной на базе электродвигателя ДШС-2.

Стартует подлодка.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели подводной лодки с электродвигателем.

Машина маршала.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского автомобиля повышенной проходимости с приводом на все колёса ГАЗ-61-40.

Соперники ожидаемые и неожиданные.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о бронепалубных крейсерах различных стран 1895-1900 года.

Теплоход «Владимир Ильич».
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №6 за 1979 год.

«Орленок» для воздушного боя.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели воздушного боя «Орленок».

Оружие «охотника на лис».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного приёмника прямого преобразования, предназначенного для спортивной радиопеленгации.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

Автомобиль на трёх квадратных метрах.
Подробный обзор самодельного четырёхместного микроавтомобиля с двигателем мощностью 12 л.с.

Аэросани? Аэроглиссер? Амфибия!
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельных аэросаней-амфибии МПИ-8 с серийным двигателем Иж-П.

Формула «GD», масштаб 1:8.
Продолжение статьи опубликованной в «М-К» №6 за 1979 год.

Как болид, как вихрь. .
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии советского двухместного самолёта АИР-7.

Бумажные, но не совсем.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции простых бумажных самолётов, сделанных из плотной чертёжной бумаги.

Модель ракетного катера.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели современного ракетного катера с электродвигателем.

Магнитное поле-спутник тока.
В статье приводятся несколько практических примеров применения электромагнитов в самодельных конструкциях.

«Мигалка»-пробник.
Принципиальная схема и принцип работы универсального пробника со световой индикацией.

Велодвигатель на мотокультиваторе.
Автор статьи делится опытом по модернизации велосипедных двигателей серии «Д».

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

Грузчик - сам автомобиль.
Подробный обзор оригинального автомобильного погрузчика, разработанного юным техником А. Кобзевым.

БТ-5 вступает в бой.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки советского лёгкого колёсно-гусеничного танка БТ-5.

Ракетоплан Я. Харольда.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракетоплана спортивного класса S-4-D.

Автотрек в спортзале.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция трассы для автомоделей с внешним питанием.

Небо его знало.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского лёгкого спортивного самолёта Г-22.

Мы салютовали этим героям… .
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о бронепалубных крейсерах различных стран 1892-1907 года.

Учебно-тренировочная модель планера.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции учебно-тренировочной модели планера и планера «Юниор» А-1.

Черноморская шаланда.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели черноморской шаланды.

«Лиса», которую ищут.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного маломощного передатчика, предназначенного для спортивной радиопеленгации.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Мотопахарь.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем от мотороллера Т-200.

Самолёт взлетает вертикально.
Подробный обзор экспериментальных и серийных самолётов различных стран с вертикальным взлётом.

Стальная трибуна вождя.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного бронеавтомобиля «Остин-Путиловец».

Крейсеры революции.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о бронепалубных крейсерах различных стран 1890-1906 года.

Формула «GT», масштаб 1:8.
Продолжение цикла статей опубликованных в «М-К» №6 и «М-К» №8 за 1979 год.

«Летающее крыло»: планер, таймерная.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции таймерной модели планера и планера «летающее крыло».

«Дракон III».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели метеорологической ракеты «Дракон III».

Электромагнитное реле.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать самодельное электромагнитное реле.

Электричество на страже.
В статье рассказывается о двух конструкциях электронных устройств, предназначенных для охраны автомобиля от вскрытия и угона.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

Синяя птица с белым крылом.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного буера «Синяя птица».

«Колибри-35», или Вам нужен веломобиль?
Технические характеристики и компоновка оригинального веломобиля «Колибри-35».

Залпы над Амуром.
Подробное описание, краткие технические характеристики, чертежи и рисунки отечественной канонерской лодки «Орочанин» и посылочного судна «Пика».

Электровертолёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели вертолёта с электродвигателем «Ветерок».

Бойцовая из Мурманска.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции «бойцовой» модели самолёта.

«Светлячок».
Особенности конструкции и процесс сборки простой и надёжной авиамодели «Светлячок-1».

«Кошки» адмирала Фишера.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских линейных крейсерах 1907-1913 года.

«Восемнадцатая».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию гоночного автомобиля «Юниор-18».

Светоэкран «Солнце».
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального экрана для светомузыкальной установки.

«Бегущий огонь».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного устройства «бегущий огонь».

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

«Колибри-35», или Вам нужен веломобиль?
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №11 за 1979 год.

Формула «GT», масштаб 1:8.
Окончание цикла статей опубликованных в «М-К» №6, «М-К» №8 и «М-К» №10 за 1979 год.

«Победа» становится на лыжи.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки советских аэросаней «Север-2».

На аквадроме – торпедный.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели торпедного катера с электродвигателем.

Кордовая скоростная.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции кордовой скоростной модели самолёта.

Строителям трасс.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке закруглённого трека для трассового автомоделизма.

Многокрасочная сфера.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению светомузыкального устройства с оригинальным сферическим экраном.

Конвертер.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного конвертера коротковолнового диапазона для радиоприёмника супергетеродинного типа.

МОДЕЛЬ РАКЕТНОГО КАТЕРА

Модель современного ракетного катера (рис. 1), разработанная Центральным морским клубом ДОСААФ, предназначена для соревнований школьников.

Корпус (рис. 2) изготавливают наборным. На чертеже вторым цветом даны шпангоуты в натуральную величину. С помощью копировальной бумаги или кальки их необходимо перевести на фанеру толщиной 3—4 мм, а затем выпилить лобзиком. Выровняв края напильником и наждачной бумагой, обрабатывают маленьким напильником или надфилем пазы для стрингеров.

Их можно выпилить из сосновой или еловой дощечки, но лучше взять готовые рейки из судомодельного или авиамодельного набора. Носовая бобышка — из липы, ольхи или тополя, в крайнем случае из сосны. Перед сборкой набора корпуса места стыков стрингеров и шпангоутов три-четыре раза промазывают нитроклеем АК-20 или эмалитом.

Рис. 1. Модель ракетного катера:

Рис. 1. Модель ракетного катера:

1 — флагшток, 2 — леерное ограждение, 3 — кнехты, 4 — киповые планки, 5 — цепной стопор, 6 — шпиль, 7 — люк, 8 — вьюшка, 9 — арт-установка, 10 — вентиляционный грибок, 11 — боевая рубка, 12 — штыревая антенна, 13 — бортовые отличительные огни, 14 — сигнальный прожектор, 15 — скоб-трап, 16 — контейнеры ракет, 17 — мачта, 18 — топовый огонь (белый), 19, 21, 22 — радиолокаторы, 20 — сигнальный рей, 23 — клотиковый огонь, 24 — ящик для сигнальных флагов, 25 — репитер гирокомпаса, 26 — воздухозаборник, 27 — радиолокационная станция, 28 — гакобортный огонь (белый), 29 — руль, 30 — гребной винт, 31 — выкружка, 32 — дейдвудная труба, 33 — электромоторчик (4,5 В), 34 .— ватерлиния, 35 — стеллаж ракетного контейнера, 36 — скула, 37 — якорь, 38 — цепной клюз.

Рис. 2. Технология изготовления набора корпуса.

Рис. 2. Технология изготовления набора корпуса.

Детали модели катера (позиции соответствуют рис. 1).

Детали модели катера (позиции соответствуют рис. 1).

Последовательность сборки. На ровной доске или верстаке укрепляют маленькими гвоздями палубный стрингер. На него устанавливают, промазав нитроклеем места стыков, шпангоуты и носовую бобышку. Затем закрепляют килевой брусок и остальные стрингеры. Когда клей хорошо высохнет, набор обрабатывают напильником и наждачной бумагой, натянутой на деревянную колодку. Бобышку подравнивают рубанком, зачищают напильником и наждачной бумагой. Для облегчения ее можно выдолбить.

Готовый набор промазывают три-четыре раза нитроклеем, разведенным ацетоном или растворителем для нитрокрасок. Теперь можно приступить к обшивке корпуса. Для этого применяют миллиметровую фанеру или плотный картон, который крепят маленькими гвоздями с клеем. Закончив обшивку, необходимо дать клею хорошо просохнуть, а затем отшлифовать корпус наждачной бумагой. После этого гвозди заглубите или выньте, а оставшиеся отверстия заделайте деревянными штифтами на клею. И снова нанесите слой жидкого нитроклея. Места стыков и ямки от гвоздей покройте густой масляной либо нитрошпаклевкой.

Теперь разместите в корпусе микромоторчик с дейдвудом, как показано на чертеже, и окончательно окрасьте корпус, предварительно покрыв его с помощью мягкой кисти несколько раз жидкой нитрошпаклевкой (ее разводят ацетоном или растворителем до густоты нитрокраски). При работе с масляными красками всю поверхность шпаклевкой не покрывают, а корпус еще раз обрабатывают мелкой наждачной бумагой.

Для разделения верхней части борта от нижней наклеивают ватерлинию. Ее можно сделать из целлулоида или из толстой нитки. Верхнюю часть корпуса окрашивают в шаровый (серый) цвет, нижнюю — в красный или зеленый. Палуба коричневая или темносерая. В ней делают вырез для батареек.

Боевая рубка изготавливается из фанеры, дерева или плотного картона. Эту деталь шпаклюют и красят так же, как и корпус. Ракетные контейнеры можно выполнить из плотной чертежной бумаги, а стеллажи под них выгнуть из проволоки. Мачту изготавливают из дерева. Дельные вещи — вьюшки, якоря, кнехты, стопоры, леера — из имеющихся в наличии материалов: оргстекло, целлулоид, латунная проволока, жесть и т. д.

Все надстройки красят в серый цвет, как и надводный борт. Кнехты, шпиль, стопоры, вьюшки, якоря — черные. Готовую модель необходимо опробовать и отрегулировать на воде. Ее осадка должна быть точно по ватерлинию. Если модель «сидит» мелко, в нее добавляют свинец. Также необходимо проверить, чтобы не было дифферента (наклона) на нос или корму и бортового крена. После этого можно запускать модель, добиваясь устойчивости на курсе поворотом руля.

МОДЕЛЬ РАКЕТНОГО КАТЕРА

Ракетные катера предназначены для нанесения внезапных ракетных ударов по надводным кораблям и транспортным судам, совершающим перевозки на морских коммуникациях в районах боевых действий. Это небольшие, водоизмещением 75—200 т, быстроходные корабли. Главное оружие — управляемые ракеты класса «корабль—корабль» с двумя-четырьмя пусковыми установками. Для защиты от атак катеров и одиночных самолетов они имеют до четырех зенитных орудий калибром около 25 мм.

Мощность главных двигателей, как правило дизелей, достигает 2600—6000 л. с., что позволяет развисать скорость более 40 узлов.

Боевая рубка устанавливается в середине палубы, в ней сосредоточено управление кораблем. Ее можно сделать из полистирола |ипи оргстекла, целлулоида, тонкой фанеры, картона). На боковых стенках рубки устанавливаются двери, окна, поручни, скоб-трапы.

Якорное устройство состоит из якоря, якорной цепи, шгнпя и клюза. Цепь набирают из приплюснутых колечек-звеньев и крепят к веретену якоря, обматывают вокруг шпиля и опускают в кпюз. Шпиль вытачивают на токарном станке из цветного металла или оргстекла.

По краям палубы располагается по два ангара со стартовыми ракетами.

Бортовые (отличительные) огни служат для определения направления движения корабля ночью. Они крепятся по бокам рубки; на мачте слева — красный, справа — зеленый.

Основание тумбы кнехтов — из тонкой фанеры, целлулоида. Тумба вытачивается из дюралюминия на токарном станке или вырезается из деревянных брусочков. На рубке устанавливаются штыревые антенны и мачта с реем и гафелем.

Модель ракетного катера

Модель ракетного катера:

1 — флагшток, 2 — кормовая зенитная автоматическая установка, 3 — леерное ограждение, 4 — ангар ракетной установки, 5 — дверь, 6 — трап-скобы, 7, 14 — штыревые антенны, 8 — антенна управления огнем зенитной установки, 9 — мачта, 10 — радиолокатор, 11 — радиопеленгатор, 12 — ходовые огни, 13 — прожектор, 15 — смотровые окна, 16 — боевая рубка, 17 — носовая зенитная автоматическая установка, 18 — шпиль, 19 — кнехт, 20 — киповая планка, 21 — корпус, 22 — якорь Холла, 23 — вентиляционный раструб, 24 — якорная цепь 25 — косынка, 26 — люк, 27 — упор, 28 — бортовые отличительные огни (правый — зеленый, левым — красный), 29 — батарея КБС-0,5 (3336Л), 30 — крышки ангаров, 31 — надстройка, 32 — микромотор, 33 —- наклонная переборка, 34 — хлорвиниловая трубка, 35 — гребной вал, 36 — дейдвуд. 37 — кронштейн, 38 — гребной винт, 39 — руль.

Спасательные круги делают следующим образом. Проволоку наматывают на круглый стержень, после чего полученную спираль разрезают на кольца. Красят круги, окуная сначала в баночку с белой краской, а потом до половины — в красную.

Леера служат для ограждения бортов. Леерные стойки изготавливаются из булавок, которые забивают в палубу на расстоянии 15 мм. К стойкам припаивают тонкую проволоку в два ряда или приклеивают нитки.

Флагшток (проволока, булавка) ставят в конце палубы у транца. Он служит для подъема военно-морского флага на стоянках.

Зенитные автоматические установки изготавливаются на токарном станке из оргстекла или твердой породы дерева (бука), стволы — из тонких гвоздей или трубочек.

Несмотря на беспрецедентное сокращение корабельного состава Военно-Морского Флота, Россия и в настоящее время остается обладательницей самого большого количества ракетных катеров в мире. Корабли этого класса, отличающиеся высокой мобильностью и боевой мощью (к тому же малой стоимостью и коротким циклом постройки), могут использоваться при выполнении широкого диапазона боевых задач в прибрежной зоне.

К опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам по созданию первых ракетных катеров в нашей стране приступили в начале 50-х годов и завершили их к 1956 году. Работы эти осуществлялись силами специалистов ЦКБ-5 Минсудпрома (впоследствии Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»). В качестве базового прототипа «по корпусу и энергетике» был выбран хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации торпедный катер проекта 183, с 1949 года строившийся большой серией для нашего флота. Проект ракетного катера, получивший обозначение 183-р, был утвержден в августе 1957 года и предусматривал использование в прежнем виде корпуса, основных систем, устройств и энергетической установки торпедного катера-прототипа. Изменения коснулись главным образом типа и состава вооружения: два однотрубных палубных торпедных аппарата были заменены двумя ракетными ангарами с пусковыми установками ракет П-15; были размещены новая РЛС обнаружения надводных целей, а также аппаратура управления ракетами. Из двух спаренных 25-мм артустановок 2М-ЗМ сохранили лишь одну — носовую.

Всего в СССР на судостроительных предприятиях в Ленинграде и Владивостоке с 1959 по 1 965 год было построено 11 2 катеров проекта 183-р. Часть из них позднее была передана во флоты стран Варшавского Договора и ряда стран Африки и Азии. Эти корабли получили в НАТО кодовое обозначение «Комар». Следует отметить, что в те годы СССР был единственной страной, строившей ракетные катера крупной серией (на Западе ограничивались опытными конструкциями). Всерьез этим классом кораблей за рубежом занялись после арабо-израильской войны 1967 года, в ходе которой крылатой ракетой П-15, выпущенной с ракетного катера «Комар» ВМС Египта, был потоплен израильский эскадренный миноносец «Эйлат». Что и говорить — «Комар» ужалил больно!

К работам по созданию нового ракетного катера в ЦКБ-5 приступили еще до ввода в состав флота головного корабля проекта 183-р — в 1955 году. Одновременно осуществлялась доработка ракетного комплекса, позволившая увеличить дальность применения ракет с 40 до 80 км. Ракетное вооружение новых катеров включало в себя четыре пусковые установки сначала ангарного (ракеты «Термит»), а затем контейнерного типа, с системой управления стрельбой, РЛС обнаружения надводных целей и выдачи целеуказания ракетному оружию. Артиллерийское — две спаренные 30-мм автоматические артустановки АК-230 и системы их управления.

Головной ракетный катер проекта 205 вошел в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли, получившие в НАТО обозначение «Оса», строились большой серией вплоть до 1970 года. Кроме них, на судостроительных заводах осуществлялась постройка различных модификаций проектов — 205-а, 205-к, 205-э, 205-эт, 205-ч, 205-у, 205-м, 205-мр, 205-эр и ряда других. Всего по этим проектам для нашего ВМФ, а также для передачи или продажи за рубеж в СССР было построено более 400 ракетных катеров.

Большое количество этой техники у нас и у дружественных нам стран привело к тому, что и на Западе в спешном порядке были начаты работы по созданию аналогичных кораблей.

Чтобы сохранить лидерство в создании ракетных катеров, ЦКБ «Алмаз» в 1973 году приступило к разработке нового катера — проекта 1241 «Молния». Разработку корабля выполняла группа специалистов во главе с главным конструктором проекта Е.Ю. Юхниным. В 1978 году в Ленинграде был построен головной катер, который послужил прототипом для большой серии экспортных кораблей, поставлявшихся в ГДР (5 единиц), Польшу (2), Болгарию, Индию (6), Румынию (2, ранее предназначались для Ирака), Ирак (1, потоплен американской авиацией) и Йемен.

Ракетный катер «Тарантул-1» (такое обозначение получил в НАТО катер проекта 1241, доставшийся Бундесмарине от ВМС ГДР) был доставлен в США, где прошел всесторонние испытания, и надо сказать, что американцы весьма высоко оценили боевые и ходовые качества корабля, его живучесть и боевую устойчивость, а также простоту конструкции. В недельном обозрении «Нью-Йорк таймс» от 26 мая — 8 июня 1992 года появилась статья, где «Молния» первой серии характеризовалась как «одно из самых быстрых и смертоносных судов этого класса в мире».

Большой ракетный катер «МОЛНИЯ» пр. 1241.1: 1 — якорь Холла, 2 — якорный носовой сигнально-отличительный огонь (СОО), белый, 3 — якорный шпиль, 4 — вьюшка, 5 — 76-мм артустановка АК-176, 6 — контейнер спасательного плота ПСН-10М (4шт.), 7 — пусковая установка комплекса помех ближнего рубежа ПК-10 (4 шт.), 8 — плафон палубного освещения, 9 — вентиляционные оголовки, 10 — громкоговоритель, 11 — форсунка орошения системы противоатомной защиты, 12 — РЛС «Монолит» управления главным ракетным комплексом «Москит», 13 — навигационная щелевая РЛС «Печора-1», 14 — РЛС МР-123 системы управления огнем артустановок «Вымпел», 15 — тифон, 16 — РЛС общего обнаружения, 17 — топовые СОО, белые, 18 — биконические антенны (3 шт.), 19 — антенна радиопеленгатора, 20 — флагманский СОО, белый, 21 — кильватерный верхний СОО, белый, 22 — бортовой СОО (левый — красный, правый — зеленый), 23 — колонка оптического визира, 24 — пусковые контейнеры главного ракетного комплекса «Москит», 25 — ограждение воздухозаборной шахты, 26 — 30-мм артустановка АК-630, 27 — буксировочный СОО, белый, 28 — кормовой СОО, белый, 29 — пусковая установка МТУ-4 зенитно-ракетного комплекса самообороны «Стрела-3» или «Игла», 30 — швартовый шпиль, 31 — якорный кормовой СОО, белый, 32 — крышки выхлопных патрубков газотурбинных двигателей, 33 — кабель электропитания с берега, 34 — цепной стопор, 35 — киповая планка, 36 — кнехты, 37 — забортный трап, 38 — пусковая установка комплекса помех ближнего рубежа ПК-16, 39 — брызгоотбойник выхлопа дизеля, 40 — антенна станции опознавания «Нихром», 41,42 — антенны высокочастотных станций радиоэлектронного противодействия, 43 — пелорус репитера гирокомпаса.

Большой ракетный катер «МОЛНИЯ» пр. 1241.1: 1 — якорь Холла, 2 — якорный носовой сигнально-отличительный огонь (СОО), белый, 3 — якорный шпиль, 4 — вьюшка, 5 — 76-мм артустановка АК-176, 6 — контейнер спасательного плота ПСН-10М (4шт.), 7 — пусковая установка комплекса помех ближнего рубежа ПК-10 (4 шт.), 8 — плафон палубного освещения, 9 — вентиляционные оголовки, 10 — громкоговоритель, 11 — форсунка орошения системы противоатомной защиты, 12 — РЛС «Монолит» управления главным ракетным комплексом «Москит», 13 — навигационная щелевая РЛС «Печора-1», 14 — РЛС МР-123 системы управления огнем артустановок «Вымпел», 15 — тифон, 16 — РЛС общего обнаружения, 17 — топовые СОО, белые, 18 — биконические антенны (3 шт.), 19 — антенна радиопеленгатора, 20 — флагманский СОО, белый, 21 — кильватерный верхний СОО, белый, 22 — бортовой СОО (левый — красный, правый — зеленый), 23 — колонка оптического визира, 24 — пусковые контейнеры главного ракетного комплекса «Москит», 25 — ограждение воздухозаборной шахты, 26 — 30-мм артустановка АК-630, 27 — буксировочный СОО, белый, 28 — кормовой СОО, белый, 29 — пусковая установка МТУ-4 зенитно-ракетного комплекса самообороны «Стрела-3» или «Игла», 30 — швартовый шпиль, 31 — якорный кормовой СОО, белый, 32 — крышки выхлопных патрубков газотурбинных двигателей, 33 — кабель электропитания с берега, 34 — цепной стопор, 35 — киповая планка, 36 — кнехты, 37 — забортный трап, 38 — пусковая установка комплекса помех ближнего рубежа ПК-16, 39 — брызгоотбойник выхлопа дизеля, 40 — антенна станции опознавания «Нихром», 41,42 — антенны высокочастотных станций радиоэлектронного противодействия, 43 — пелорус репитера гирокомпаса.

РАКЕТНЫЙ КАТЕР «МОЛНИЯ»

РАКЕТНЫЙ КАТЕР «МОЛНИЯ»

Два «Тарантула-1» в составе ВМФ России служат для подготовки иностранных экипажей и базируются на Балтике.

С 1980 года начинается строительство второй серии катеров с усиленным радиолокационным оснащением для отечественного флота — проект 1241,1 («Тарантул-2). При водоизмещении около 500 т и размерах 56,1×10,2×2,5 м на корабле устанавливались 76-мм универсальная артустановка АК-176, два шести ствольных автомата АК-630 с общей для артиллерии РЛС управления огнем «Вымпел». Противокорабельный ракетный комплекс включал в себя две спаренные контейнерные пусковые установки (побортно, в средней части катера, у надстройки) ракет «Термит». Кроме того, в корме предусмотрено место для запуска пакета зенитных ракет «Стрела» и «Игла».

Значительным отличием от катеров проекта 205 явилось оснащение катеров типа «Молния» газотурбинной энергетической установкой, состоявшей из двух турбин крейсерского хода по 12 тыс. л.с. каждая и двух маршевых — по 4 тыс. л.с., которая позволяла при одновременной работе развивать скорость полного хода 40 узлов. При скорости в 20 узлов дальность плавания составляла 1600 миль.

Удачный корпус этого корабля был взят для вновь проектируемого малого противолодочного корабля, а также для последующей серии ракетных катеров проекта 1241 РЭ («Тарантул-3») с противокорабельными ракетами «Москит». Особенностью этих катеров является смешанная дизель газотурбинная энергетическая установка. К двум крейсерским газовым турбинам НК-12М мощностью 12 тыс. л.с. добавились два дизеля М-504 по 5 тыс. л.с. с возможностью работы на один гребной вал. При таком варианте энергетической установки удалось на экономической скорости хода более чем на треть снизить удельный расход дизельного топлива, а за счет этого сократить его потребный запас и как следствие — величину полного водоизмещения.

С 1981 года в Ленинграде построено 14 таких кораблей, строительство серии продолжается. Продолжается и совершенствование «Молнии». На одном из кораблей второй серии — катере Р-71 — был смонтирован зенитный комплекс «Кортик» (иногда в литературе эта установка называется — «Каштан»).

«Кортик» обеспечивает в автономном автоматическом режиме обнаружение, опознавание и уничтожение воздушных целей, в том числе зависших над водой вертолетов, в различных метеоусловиях и в любое время суток. Ракета 9М-311, способная поражать как неподвижные, так и летящие со скоростью до 500 м/с воздушные цели, автоматически выводится на линию визирования по радиосигналам. Установка включает в себя два четырехконтейнерных пакета зенитных ракет, каждая из которых имеет длину 2,66 м, массу осколочно-стержневой боевой части 9 кг и скорость до 900 м/с, неконтактный датчик цели. Артиллерийское вооружение комплекса состоит из двух шестиствольных 30-мм зенитных автоматов с беззвеньевей системой питания и автономным охладителем стволов. Суммарный темп стрельбы — 10 тыс. выстрелов в минуту.

«Кортик» оснащен радиолокационной и цифровой вычислительными системами, оптическим прицелом и системой наведения и стабилизации, что обеспечивает защиту ближней зоны около катера от крылатых ракет, самолетов, вертолетов и управляемых авиабомб с одновременным отслеживанием 6 целей на высотах от 4 км до предельно малых и на дальности от 8 до 1,5 км (на этом рубеже цели поражаются зенитными ракетами) и ближе, вплоть до 500 м с дострелом артиллерией.

В настоящее время ракетный катер Р-71 (проект 19441.7, обозначение НАТО — «Тарантул-4») несет службу в составе ВМФ России на Черном море.

Рассказ о ракетных катерах «Молния» был бы неполным без упоминания о международной выставке вооружений «Идэкс-93» в Абу-Даби, в военно-морской части которой была представлена (правда, главным образом а виде рекламных проспектов, макетов, видеороликов и т.п.) и эта часть продукции ЦМКБ «Алмаз»: ракетные катера проектов 1241 РЭ и 1241.8. Последний оснащается противокорабельными ракетами нового поколения «Уран», имеющими меньшие габариты и большую дальность, чем предыдущие. Демонстрировался в Абу Даби и зенитный комплекс «Кортик».

А.ПАВЛОВ,

г. Якутск

Чертежи разработаны С.Солодовым и Е.Неем, СЮТ Фрунзенского района г.Владимира

107219 Моделист 1/72 Ракетный катер OSA III (Проект 205У)

В середине 50-х годов в Советском Союзе началась работа над крылатыми ракетами, предназначенными специально для кораблей малого водоизмещения. Первые советские ракетные катера были созданы путем установки двух крылатых ракет на торпедные катера типа «Большевик» в 1958 году. Вскоре за ними последовали катера более совершенных проектов. Долгие годы крылатыми ракетами вооружались только корабли нашего ВМФ, и только после потопления египетскими ракетными катерами израильского эсминца «Эйлат» (21 октября 1967 года) крылатые ракеты получили признание даже во флотах традиционных морских держав.Предлагаемая модель представляет собой ракетный катер проекта 205У (по классификации НАТО «Osa-II»). Этот катер является дальнейшим развитием ракетных катеров проекта 205, прекрасно зарекомендовавших себя на протяжении многих лет эксплуатации и состоявших на вооружении не только Советского ВМФ и флотов стран Варшавского Договора, но поставлявшихся также в Алжир, КНДР, КНР, Египет, Индию, Ирак, Сомали, Сирию и ряд других стран.Проект 205У, как и проект 205, был разработан в Центральном Морском Конструкторском Бюро (ЦМКБ) «Алмаз». ЦМКБ «Алмаз» начало свою деятельность созданием катеров «москитного флота» еще в 1940 году, и к настоящему времени им разработаны десятки проектов торпедных, ракетных, патрульных, десантных катеров и более крупных кораблей. Катера проекта 205У строились в Ленинграде на Приморском судостроительном заводе (19 экз.) и во Владивостоке (Владивостокский судостроительный завод – 13 экземпляров). Первый катер был построен в 1965 году, последний – в 1973 году. От своих предшественников – катеров проекта 205 – эти катера отличались главным образом способом установки основного вооружения: пусковые установки крылатых ракет ангарного типа были заменены пусковыми установками контейнерного типа. На катерах проекта 205 и 205У была также впервые применена полностью автоматизированная артиллерийская установка АК-230. Эта 30-мм артустановка служит для защиты от авиации, беспилотных средств воздушного нападения, а также катеров противника. Управление механизмами наведения осуществляется от системы управления огнем МР-104 («Рангоут»). Для крупных морских держав ракетные катера представляют ценность как дополнительное средство ведения боевых действий на море. Ракетный катер, почти равный по мощи надводному кораблю практически любого класса, остается сравнительно дешевым кораблем, посильным для бюджета даже не очень богатой страны.

Тактико-технические характеристики
Водоизмещение стандартное 184 т
Водоизмещение полное 226 т
Длина наибольшая 38,6 м
Длина по ватерлинии 37,5 м
Ширина наибольшая 7,6 м
Ширина по ватерлинии 5,9 м
Осадка 2,01 м
Дизельная трехвальная установка суммарной мощностью 12 000 л.с. позволяет развивать скорость до 41 узла
Дальность плавания 14-узловым ходом 2000 миль
Вооружение 4 пусковых установки противокорабельных крылатых ракет П-15У
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Стрела-3М»
2x2 30-мм артустановки АК-230
Экипаж 29 человек
Автономность 5 суток

Внимание! Клей и краски в комплект не входят.


Рекомендуемые краски
Коричневый матовая (Flat Brown)
Зеленый глянцевая (Gloss Green)
Красный глянцевая (Red)
Черный глянцевая (Black)
Серый (Grey)
Серебро (Silver)
Золотой (Gold)

Внимание, клей и краски в комплект не входят.

Комплектация и внешний вид модели могут быть изменены производителем без специального уведомления.

Читайте также: