Развитие речи через лего конструирование

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Коростелева Людмила Александровна

Организация: МБОУ «ЦО № 7 им.Героя Советского Союза С.Н. Судейского»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова и др.)

В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих предметах в реальные модели этих предметов.

Ни для кого не секрет, что конструирование играет существенную роль во всестороннем развитии ребенка.

Сегодня я расскажу о способах развития речи дошкольников на занятиях по Lego-конструированию, о возможностях различных Lego-наборов, и о том, как я реализую эти возможности на своих занятиях.

Но начать бы я хотела с истории возникновения знаменитого конструктора.

Lego (Leg Godt – с дат. – «играй хорошо») – серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования различных предметов. Наборы Lego выпускает группа компаний Lego Group, головной офис которой находится в Дании. Эта компания была основана в 1932 году. Ее основатель – датчанин Оле Кирк Кристианесен, в то время являющийся бригадиром команды плотников и столяров. Первая фирма датчанина была необычайно далека от детских конструкторов. Оле Кирк занимался изготовлением гладильных досок, лестниц, а также прочих изделий из дерева. Постепенно профиль деятельности компании изменяется. Акцент смещается в сторону детских игрушек. Появляются деревянные машинки, мебель для кукол. Так выглядит первая игрушка компании Lego.

В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек. Примечательно, что, начиная с момента своего появления, элементы Lego во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными сейчас, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы.

В 2014 году компания Lego Group стала мировым лидером по производству игрушек. Разработчики Lego видят свою миссию в том, чтобы «вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня». Их главный девиз – невозможно играть, не получая знаний, как и невозможно учиться без игры. Так выглядит компания Lego Group сейчас.

Поэтому, разрабатывая свою продукцию, компания стремится к тому, чтобы помочь детям реализовать их право на игру и развитие.

В этом, наверно, и таится главный секрет нескончаемой популярности, востребованности конструктора Lego.

В разных странах мира игровые наборы Lego Education используют для изучения широкого спектра школьных предметов: от математики и родного языка до физики и робототехники.

Существуют серии наборов Lego Education и для дошкольных образовательных организаций – Lego Duplo, Lego System.

Кроме традиционных кирпичиков и строительных пластин эти наборы включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это дает детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железнодорожные станции, пожарные части, зоопарки и т.д. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, как сказочные, так и вполне реалистичные.

Работа с кубиками Lego: проговаривание процесса, описание результата – способствует речевому развитию, формированию мелкой мускулатуры рук, мелкой моторики.

Большинство наборов представляют собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включены элементы конструирования (детской площадки, фермы, автотранспорта различного назначения), атрибуты для сюжетно-ролевых игр по темам «Профессии», «Семья». Все эти наборы представлены на слайде.

В процессе конструирования мы проговариваем названия элементов конструктора, их назначение, называем цвет кирпичиков, форму, их размер, используем в речи слова, обозначающие пространственные отношения – «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т.п.

На занятиях я стремлюсь как можно больше проговаривать, описывать и сам процесс конструирования: это может быть проигрывание в прогностическом варианте: «сначала построю дом, потом двор, во дворе машину», или констатация сделанного: «… сделал автобус, посадил водителя, построил остановку…» и т.д. И то и другое способствует озвучиванию алгоритма конструирования и развития сюжета.

Очень интересен в работе по развитию речи набор «Моя первая история». Он представляет собой атрибуты для творческой игры, которые позволяют придумывать различные рассказы, истории, сказки, объединять сюжеты. В набор входят основания и крепления для декораций, а также 5 фоновых двусторонних карточек с различными сюжетами.

Я предлагаю детям построить свою историю из Lego. Если им трудно, для начала нужно помочь составить план. Потом предлагаю детям составить рассказ (историю, сказку), который можно начать по-разному: «Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было зимой…», «В некотором царстве. ». Вначале нужно помогать словами связками «И вот тогда…», «Вдруг…», «А в это время…», «Потом…», со временем дети сами строят рассказ.

Получается своеобразный театр, дети с удовольствием строят свою историю, фантазируют, рассказывают сказку друзьям. Они учатся описывать предметы и события; понимать структуру и элементы, лежащие в основе повествования; пересказывать и разыгрывать в лицах события, описанные в рассказах, песнях, стихах; выражать свои мысли, идеи и мнения.

Вообще сказку и историю можно построить и разыграть, используя любой из наборов Lego, привлечь другой конструктор. Полет фантазии не ограничен. Абсолютно на каждом занятии после выполнения основного задания я предоставляю детям время для игры с построенными моделями. По своему желанию ребенок может играть один, объединяться в пару или играть группой.

К счастью, наши постройки, наши игры мы можем продемонстрировать широкой публике.

Уже стало ежегодной традицией участвовать во Всероссийских конкурсах детского технического творчества – «Икаренок с пеленок», «Лего Бум». На эти конкурсы мы представляем видеоролики с рассказами детей о своих собственных постройках. Это уникальный опыт для ребят – они не только развивают свое техническое творчество, но и речь (умение рассказать с выражением, объяснить, обыграть, делать выводы и озвучивать мораль сказки).

Кроме всего перечисленного, наборы Lego Education уникальны тем, что позволяют детям получить базовые представления о современной науке, обогащают словарный запас ребенка техническими терминами – болт, ось, вал, шестеренка, рычаг, блок, втулка, мотор, коммутатор, датчик. Со всеми перечисленными элементами конструктора мы работает постоянно, и волей-неволей дети запоминают эти сложные, казалось бы, слова.

При обогащении представлений детей старшего дошкольного возраста о звуке, слоге, слове также целесообразно использовать конструктор Lego. Детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», можно использовать Lego, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твёрдые, зеленые – согласные мягкие. Можно предложить ребенку сосчитать количество звуков в построенной схеме.

Увлекательно и весело строить буквы из конструктора, составлять слова.

Ну а теперь, предлагаю вам окунуться в мир Lego и увидеть, как конструктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Предлагаю примеры дидактических игр по развитию речи.

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

  • куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).
  • посади кошку на крышу;
  • посади кошку около дерева;
  • посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Ход игры: у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Ход игры: Посмотрите, какой красивая собачка (собачка без хвоста), расскажите о ней, опишите ее. Чего не хватает собачке? Скажите правильно: «У собачки нет хвоста». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Ход игры: Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом»…

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены Lego-предметы в определенной последовательности. Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось.

Все-таки возможности конструктора Lego безграничны! Сегодня я постаралась продемонстрировать некоторые из них. Надеюсь, мой опыт будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте ребенка. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику ребенка, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструированию, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников, среда лего-конструирования и робототехники.

Лего - это игровой феномен от латинского слова лего - собирать, конструировать, программировать. Лего-конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.

Дети с помощью занятий лего-конструированием, также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа с конструкторами лего позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников

Целенаправленная система развития детей дошкольного возраста в процессе лего-конструирования играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения стараться, добиваться результатов, получать новые знания. Закладываются предпосылки учебной деятельности.

Вся работа должна строится в простой игровой форме, по принципу от простого к сложному. Конструктор побуждает работать и голову и руки при этом работает два полушария головного мозга. Что сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Подготовительной к школе группе – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия должны носить более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, где дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора. На этом этапе можно подключить уже движущие механизмы, начинается освоение начальной робототехники.

В работе происходит интеграция всех образовательных областей, с помощью конструктора легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом, побуждает к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация) .

Развивая Рече творчество дошкольников при помощи лего, можно предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д.

Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Художественно – эстетическое развитие

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Так же можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши и бросовый материал для создания целостного образа произведения. Развивается способности к конструктивному творчеству и умение принимать нестандартные решения из одаренного этими качествами ребенка может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

Таким образом, традиционные средства лего-конструирования при интегративном подходе в развитии дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Так же проектная деятельность с помощью лего- конструирования, дает возможность воспитать деятеля, а не исполнителя.

Лего-конструирование эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопросавоспитания и развития ребенка, теснейшим образом связано с реализацией всех направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Использование лего-конструирование и робототехнику в речевом развитии детей дошкольного возраста

Лего-конструирование и робототехника, как и другие виды деятельности, способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Использование лего-конструирование и робототехнику при подготовке к обучению грамоте, также упрощает работу по анализу и синтезу слогов, при составлении схемы предложений, при постановке звуков, исправление ошибок в речи. Коррекционная работа по исправлению недостатков сторон речи, обогащение словаря, грамматического строя речи. Во время лего-конструирования, ребенку необходимо отводить время на проговаривание всех действий трансформации постройки.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Вначале, постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира.

Лего–конструирование и робототехника объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование лего-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в средней группе по теме: "Формирование творческого потенциала детей дошкольного возраста через Лего – конструирование"

Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего – конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в и.


Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование лего-конструирование и робототехнику"

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном в.


Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста средствами Лего - конструирование и робототехника.

В презентации представлен опыт работы с использованием современных средств в работе с детьми подготовительной группы. Лего - конструирование и робототехника - это современные технологии, которые.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования.


Развитие речи детей дошкольного возраста через лего – конструирование

В современном мире проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Первоочередной задачей является формирование творческой личности, способной к активной умственной деятельн.


Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста посредством Лего – конструирования

Этот материал будет полезен воспитателям ДОУ.

Методическая разработка: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам Лего конструирования и алгоритмов"

Связная речь, играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвест.

СТЕНДОВЫЙ ДОК ЛАД, который был представлен мною на ГОРОДСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛУЧШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК для педагогов дошкольных образовательных учреждений города Искитима «Всё начинается в детском саду»

Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.

Л. С. Выготский отмечал, что: "Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Так же проблема с развитием речи может возникнуть из-за неразвитой мелкой моторики. Важность развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук отмечала известный исследователь детской речи М. М. Кольцова. Она говорила, что кисти руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В процессе занятий с детьми по лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является использование системно-деятельностного подхода, предполагающего чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, играя обучаться в игре. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей.

Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, математике, развитии речи, в совместной с детьми, и для организации их самостоятельной деятельности.

Новизна моего педагогического опыта заключается:

В создании условий для развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии лего-конструирования.

Опыт направлен на обновление форм и методов речевого развития дошкольников по обогащению и активизации словаря по лексическим темам, совершенствования монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования) и диалогового общения.

Практическая значимость: конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Одно из направлений применения лего-конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:

Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)

Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Материал: емкость с фасолью, детали лего.

Педагог читает стихотворение:

Сюда насыпали фасоль

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали лего (5-10 штук).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать, сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.

Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча. Я уверена, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для речевого и психического развития ребенка.

Деятельность по лего-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы (д, л, п; а, л; р и я;, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего?- без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», в которой соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Игра «Изучаем предлоги»

Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая,

например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т. д.

Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

Работа по развитию речи с применением лего-коструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.

Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Конструирование — как средство развития речи Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста «Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Кинезиологические упражнения как средство развития речи для детей дошкольного возраста Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные.

Лего-конструирование как способ математического развития детей В современных условиях развития дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений является появление.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Методическая разработка \"Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста\" Методическая разработка Фольклор как средство.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Консультация для воспитателей.

«Развитие речи, как средство развитие речи по технологии LEGO - конструирования».

Выполнила:1 кв. категории Ремезова И.В.

МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»

Г. Южноуральск Челябинской области

Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.

Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования LEGO -технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Работа по развитию речи с применением LEGO -технологий делает развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Л. С. Выготский отмечал, что: "Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной деятельности по всем предметам.

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей. Речь односложная, состоящая из простых предложений. Детям сложно грамматически правильно построить распространённое предложение. Недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция. Поскольку современные дети перенасыщены информацией, то необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей. В соответствии с выдвигаемыми требованиями, в дошкольных учреждениях подбираются, внедряются, совершенствуются педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность длительного общения с окружающими, эмоционально откликаться на возникающие ситуации. Одной из таких технологий является обучающий конструктор – LEGO.

В ходе занятий с конструкторами LEGO повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением LEGO – конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства.

В создании условий для развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии LEGO -конструирования.

Практическая значимость: конструктор LEGO является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Одно из направлений применения LEGO -конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:

Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)

Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча.

Деятельность по лего-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Играя с LEGO, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Игра «Изучаем предлоги»

Максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать естественно каждый раз озвучивая.

Пример, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т. д.

Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети умеют достаточно точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления у детей накапливается достаточно большой словарный запас.

В этом возрасте наступает великое стремление узнать, рассказать. Ребенок учится воздействовать речью на окружающих. Речь сопровождает практически все действия, которые выполняются. Постепенно усложняется уровень общения с другими людьми, происходит расширение социального взаимодействия. Это приводит к наиболее прогрессивному развитию всех сторон речи. Основой овладения языком является освоение звуковой структуры слов. В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Немаловажно для ребенка различать звуки, произносимые им самим. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития.

В работе с LEGO можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с LEGO хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).

посади кошку на крышу;

посади кошку около дерева;

посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Башня»

Задача: формировать умение правильно определять положение кубиков по отношению друг к другу, закрепляем предлоги (на, под, между).

Материал: кирпичики красного, жёлтого,

Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, вам надо построить башенку.

Возьмите желтый и красный кирпичики, поставьте кирпичик на кирпичик (предлог на) так, чтобы красный кирпичик был под желтым (предлог под)

Постройте башню так, чтобы синий кирпичик был между красным и жёлтым кирпичиком (между).

Теперь мы с тобой расскажем о твоей башне: на столе лежит красный кирпичик, продолжай…

Под жёлтым лежит красный кирпичик.

Между красным и жёлтым лежит синий кирпичик.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: елки, лошадки, кошки, собаки, лего - кубики.

Ход игры: - у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Кто, что умеет делать»

Задача: закрепить знания о птицах и животных, обогащать словарь, развивать речевую активность, правильное звукопроизношение.

Материал: набор птиц и животных из LEGO – лошади, котята, утята, свинки, гуси, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заяц.

Ход игры: дети, вы хотите помочь животным и птицам из сказки К.И. Чуковского «Путаница», которые всё перепутали. Что умеет делать кошка? (лакать, играть…) А как она разговаривает? (мяукает). Давайте напомним кошке, как она мяукала (мяу-мяу-мяу).

Что делают утята? (плавают, ныряют, пьют…). Как утята разговаривают? (крякают). Давайте покрякаем все вместе (кря-кря-кря).

(Так воспитатель беседует про всех героев сказки «Путаница»)

Герои сказки говорят вам спасибо, вы им напомнили, как надо правильно разговаривать.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Материал: лошадка, собака, кошка, птица.

Ход игры: приглашаю вас поиграть в игру «Опиши детали». Посмотрите, какой красивый петушок (петушок без гребешка), расскажите о нём, опишите его. Чего не хватает у петушка? Скажите правильно: «У петушка нет гребешка». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Материал: наборы из LEGO «Транспорт», «Мебель», «Игрушки», «Дома», «Животные».

Ход игры: хотите узнать, кто из вас самый внимательный? Я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом» …

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Материал: животные из набора «Построй свою историю»

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактическая игра «Моделируем слова»

Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета.

Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «LEGO».

Ход игры: давайте поиграем. Я буду медленно называть слово, а вы должны сосчитать, сколько слогов в этом слове. Сколько слогов в слове «Дом»? (один слог). Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, кот, дым, рак, кит, лес», потом «Маша, каша, река, раки, молоко…».

Дидактическая игра «Какие звуки ты слышишь?»

Задача: отрабатывать дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости.

Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Мак, рак, кот, дом, слон, банан, сыр, стул, ёлки, жук, мяч, волк, молоток, ежи, зонт».

Ход игры: перед вами картинки и панели. Каких цветов панели? (синего и зелёного) Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным) Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель. А если слово состоит из мягких согласных, то на какую панель кладём картинку? (на зелёную)

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Материал: наборы «LEGO».

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»

Задача: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество в слове.

Материал: детали 2*3 черного цвета из набора «LEGO».

Ход игры: предлагаю поиграть в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слово, вы будьте внимательны, считайте слоги и выкладывайте их на панели с помощью деталей 2*3 черного цвета. Послушайте слово «лук». Сколько слогов в слове? (Один) Сколько деталей вы выложите? (одну). Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, дым», потом «Маша, каша, река, коты, раки, лесник, киты, книга, молоко, автобус, игрушки…».

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Задача: формировать умение составлять предложение с заданным количеством слов, развивать речевую активность и быстроту мышления.

Материал: детали 2*5 чёрного цвета из набора «LEGO», серая или белая панель.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Придумай предложение». Посмотрите внимательно на схему, сначала определите количество слов в предложении, теперь придумывайте свои предложения.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Материал: детали Лего 2*5 чёрного цвета из набора «LEGO», панели серого цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Моделируем буквы»

Задача: формировать умение выкладывать на панели буквы с помощью деталей LEGO, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели, наборы «LEGO», алфавит, магнитная азбука.

Ход игры: сегодня мы с вами будем моделировать буквы алфавита. Давайте вспомним и назовём буквы алфавита от «А» до «Я». Теперь возьмите себе по 1 букве из магнитной азбуки, выберите себе пару. Возьмите одну панельку на двоих и моделируйте каждый свою букву.

Дидактическая игра «Отгадываем буквы»

Задача: формировать умение отгадывать букву на ощупь с закрытыми глазами, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели с выложенными буквами, повязка для глаз.

Ход игры: сегодня мы с вами будем узнавать буквы с закрытыми глазами. Садитесь за стол, надевайте повязку для глаз, возьмите одну панельку на столе и обследуйте на ощупь букву. Что за буква спряталась на панели?

При проигрывании данных игр задействованы все анализаторы, а именно: зрительный, слуховой и двигательный, что благоприятно воздействует на речевое развитие в целом.

Благодаря LEGO создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.

Конструктор "LEGO" - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет дошкольникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях. Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.

Работа по развитию речи с применением LEGO -конструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.

Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO -технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №.


Курс повышения квалификации

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Курс повышения квалификации

Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 379 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г.Казани Муниципальный этап Республиканского конкурса среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений “ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА-2017”

Варламова Кристина Вячеславовна Воспитатель МАДОУ “Детский сад №379” г. Казан.

Варламова Кристина Вячеславовна Воспитатель МАДОУ “Детский сад №379” г. Казань Районный конкурс «Воспитатель года- 2017»

Дата рождения: 12 апреля 1996 года Образование: Среднее-профессиональное КПК.

Дата рождения: 12 апреля 1996 года Образование: Среднее-профессиональное КПК, 2016 год; Специальность: “Дошкольное образование” Педагогический стаж : 1 год Мое педагогическое кредр Районный конкурс «Воспитатель года- 2017»

Мое педагогическое кредо : «ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

Мое педагогическое кредо : «ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

Тема самообразования: «Лего- конструирование, как средство развития речи дет.

Тема самообразования: «Лего- конструирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность: Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования обр.

Актуальность: Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, являются: Образные средства сенсорные эталоны; Развитие речи; Различные символы и знания . Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием и развитием речи: это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы ЛЕГО. Любая образовательная деятельность немыслима без развития сенсорного воспитания и развития речи детей. Стоит отметить, что в силу своей образовательной универсальности лего- конструирование имеет немаловажное значение для развития сенсорных эталонов. Усваивая сенсорные эталоны, ребёнок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает : Точность и произвольность сенсорно –перспективных процессов; Зрительная координация; что в свою очередь способствует развитию речи дошкольника; Совершенствуется точность цвето- восприятия, тактильных качеств; Восприятие формы и размеров объекта, пространства. Так же происходит развитие мышления, потому что при выполнении построек ребёнок учится анализировать, сопоставлять и представлять. Важно учитывать то, что если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.

Цель: Развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посред.

Цель: Развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством лего-конструирования Задачи: Учить создавать модели различными способами, решая конструктивные задачи; Расширять представления об окружающем на основе сенсорных эталонов, через создание конструктивных моделей; Закреплять знания детей по сенсорному развитию посредством игровой совместной деятельности с Лего-конструктором; Активизация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи; Внедрение родителей в единое образовательное пространство детского развития.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное; Речевое ; Познавательное;.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное; Речевое ; Познавательное; Физическое; Художественно- эстетическое.

Основные принципы организации занятий кружка по лего- конструированию Доступ.

Основные принципы организации занятий кружка по лего- конструированию Доступность изучаемого материала Систематичность, последовательность проведения занятий Эмоционально насыщенная тематика занятий Проблемно- ситуативный характер заданий Вариативно- дифференцированное содержание заданий Предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы

«ЛЕГО» - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности.

«ЛЕГО» - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Именно конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Виды Лего- конструирования Конструирование по модели Конструирование по замы.

Виды Лего- конструирования Конструирование по модели Конструирование по замыслу Конструирование по чертежам и наглядным схемам Конструирование по теме Конструирование по образцу Конструирование по условиям - требованиям

Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских обра.

Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений, в нашем дошкольном учреждении имеется ЛЕГО- кабинет. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, использование ЛЕГО имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе.

 Флеш игра « Помогатор фиксика»

Флеш игра « Помогатор фиксика»

 Привет дружок тебя ждет увлекательное путешествие в страну лего.

Привет дружок тебя ждет увлекательное путешествие в страну лего.

Кружок «Лего- мастер» Самостоятельная конструкция деятельности Работа с роди.

Кружок «Лего- мастер» Самостоятельная конструкция деятельности Работа с родителями Участие в конкурсах Трансляция педагогического опыта

Взаимодействие с педагогами: Консультации для воспитателей; Семинары по исп.

Взаимодействие с педагогами: Консультации для воспитателей; Семинары по использованию лего- конструирования в образовательной деятельности; Круглый стол; Оформление материала по данной теме на стенде, в буклете; Игротеки. Взаимодействие с родителями: Мастер-классы «Учимся вместе»; Открытые мероприятия; Выставки совместных работ; Пополнение ЛЕГО- уголков в группах; Участие в интернет- конкурсах. ЛЕГО

Средняя группа- формирование способности воспринимать внешние свойства п.

Средняя группа- формирование способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе Освоение разнообразных способов конструирования; Умение удерживать замысел будущей постройки; Использование графических моделей; Формирование самостоятельности ; Развитие гибкости мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. Подготовительная к школе группа Элементы экспериментирования; Условия свободного выбора; Стратегии работы; Проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

«Лего- конструирование как средство развития сенсорных эталонов и развития р.

«Лего- конструирование как средство развития сенсорных эталонов и развития речи детей дошкольного возраста»- даёт возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также познавательную деятельность детей»

Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего: Создание проблемной ситуации.

Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего: Создание проблемной ситуации Наблюдение натуральных объектов Демонстрация вариативных соединений Объяснение последовательности выполнения Демонстрация и рассматривание картинок Сенсорное обследование деталей Изучение при необходимости схем и чертежей Анализ и оценка

Игры с лего- конструктором на развитие сенсорных эталонов и развития речи: «.

Игры с лего- конструктором на развитие сенсорных эталонов и развития речи: «Чудесный мешочек»; «Найди такую же деталь» «По дорожке» «Собери кирпичики» «Подбери одинаковую деталь» «Что изменилось» «Змейка» «Вспомни и собери» «Мостик через речку»

Тематическое планирование Период Лексическая тема Тема поЛего-конструированию.

Тематическое планирование Период Лексическая тема Тема поЛего-конструированию Задачи Образовательная деятельность в режимных моментах (формы и задачи) Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи) Сентябрь Здравствуй, детский сад! Конструированиепозамыслу -активизироватьконструктивное воображение детей; -стимулироватьсоздание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны; -закреплятьзнание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. «Что лишнее?» - развивать внимание и память. «Построй, не открывая глаз» -учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку. «Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку» -формироватьумение передаватьспомощьюобразных средств языка, эмоциональные состояния; -развивать коммуникативные навыки.

Сад (фрукты и овощи) Конструирование фруктов - продолжать знакомить детей с к.

Сад (фрукты и овощи) Конструирование фруктов - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.); - формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; - развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. « Овощи и фрукты» -учить детей различать фрукты и овощи на ощупь; - называть и группировать их, после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. «Таинственный мешочек» -учить отгадывать детали конструктора на ощупь. «Что купили на базаре?» -расширять представления детей о фруктах, месте их произрастания, существенных признаках.

 Список используемой литературы:

Список используемой литературы:

В результате систематической работы по лего-конструированию в речевом развити.

В результате систематической работы по лего-конструированию в речевом развитии были достигнуты значительные успехи.

Читайте также: