Развитие советской военной техники создатели конструкторы военная техника таблица

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров


«Эффективное обучение иностранным языкам дошкольников: профессиональные и личностные компетенции преподавателя»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны
МОУ СОШ № 35
команда «Мираж»

Михаил Ильич КошкинПрославленный советский конструктор танков Михаил.

Михаил Ильич
Кошкин
Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940)
С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единст.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой
Отечественной войны .
19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34.
Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной!
Т-34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны , морально не устарел в течение всей Великой
Отечественной , более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны .
Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии.
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2.

Василий Гаврилович ГрабинВыдающимся советским конструктором бы.

Василий Гаврилович
Грабин
Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественнойвойны , более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

Грабинские пушкиМало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна зна.

Грабинские пушки
Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .
76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием второй мировой войны" и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Михаил Тимофеевич КалашниковЗначительный вклад в развитие отечественног.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

Михаил Тимофеевич КалашниковКонструктор стрелкового оружия. Михаил Тимофеевич.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Конструктор стрелкового оружия.
Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора-самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно-исследовательских институтов.
С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

Стрелковое оружиеПервый советский автомат под промежуточный патрон образца 19.

Стрелковое оружие
Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) - автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года.
экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

Алексей Иванович СудаевШирокую известность в годы Великой Отечест.

Алексей Иванович
Судаев
Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет-пулемет А.И. Судаева (ППС).
Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации.
Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Вели.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны . Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии.
Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Андрей Николаевич ТуполевБольшое значение в истории авиации имело создан.

Андрей Николаевич
Туполев
Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера
Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны.
Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

Павел Осипович СухойТалантливым авиаконструктором был Павел Осипови.

Павел Осипович
Сухой
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975).
С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14.
Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся годы Великой
Отечественной войны.
В 1942 - 1943 гг. он создал
бронированный штурмовик Су-6.
Сухой является также одним из
основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Н.И. Тихомиров и В.А. АртемьевНеувядаемой славой в годы войны покрыли себя г.

Н.И. Тихомиров и
В.А. Артемьев
Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша"). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.

Владимир Павлович БарминВыдающимся советским конструктором пусковых ус.

Владимир Павлович
Бармин
Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.).
Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др.

Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники.

Роль
Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы.
Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Литератураgoup32441.narod.ru/…/2004/2004-02-2.html mrk-kprf-spb.narod.ru/sko.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.


Главный хирург Красной Армии (сейчас существует названный в его честь госпиталь военной хирургии имени Бурденко), разработал метод лечения черепа сульфамидными препаратами.

Создатель оптических приборов.

. не путать с братом – Н.И. Вавиловым, биологом

Я.Б. Зельдович,

Исследовали проблемы теории взрыва, химии, технологии порохов.

Ю.Б. Харитон,

И.В. Курчатов

Вели разработки в рамках «атомного проекта» СССР (создания ядерного оружия) в годы ВОВ и позднее.

Один из создателей первых советских радиолокаторов в 1943 г.

С.А. Чаплыгин

Авторы теоретических разработок в области аэродинамики, обеспечивших выпуск новых образцов боевых самолётов.

Автор метода автоматической (вместо ручной) сварки бронекорпусов танков.

Бронетехника и артиллерия в годы Великой Отечественной войны

Название (модель)

Вид техники (оружия)

Конструкторы

(Боевая Машина). «Катюша», «Сталинский оргАн».

Г.Э. Лангемак и др.

Первое применение – под Оршей 13.07.1941 г., затем под Рудней и Ельней (батарея капитана И.А. Флёрова).

Попав в окружение, И.А. Флёров погиб вместе со своими бойцами в октябре 1941 г., взорвав установки.

(Иосиф Сталин)

Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов

(Иосиф Сталин)

Ж.Я Котин, Н.Л. Духов

Клим Ворошилов»)

Самоходная Артиллерийская Установка

122, 152 (мм.) – обозначение калибра оружия.

И – добавочная буква к СУ – (самоходная установка). обозначает «на базе танка ИС»

122, 152 (мм.) – обозначение калибра оружия.

Стрелковое оружие в годы Великой Отечественной войны

Название (модель)

Вид техники (оружия)

Конструкторы

Название из первых букв фразы «Пистолет-Пулемёт» + первая буква фамилии конструктора (Шпагин и т.д.)

Самолёты в годы Великой Отечественной войны

Название (модель)

Вид техники (оружия)

Конструкторы

Названия самолётов по первым буквам фамилии конструктора (-ов)

Самолёт-бомбардировщик/Учебный (использовался также для связи, как санитарный и т.д.)

«Кукурузник», «небесный тихоход»

«Летающий танк», «летающая/чёрная смерть»

Ла (вочкин) Г(удков) Г(орбунов)

М (икоян)иГ(уревич)

Автор не претендует на экспертное мнение в вопросах военной техники и вооружения, и с радостью внесёт исправления (дополнения) в случае появления более компетентной (и аргументированной) точки зрения.

Также, в силу ограниченных возможностей, все существовавшие модификации боевой техники, разумеется, не могли быть включены в таблицы. В связи с этим здесь упоминаются лишь наиболее известные образцы.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Ильич Кошкин Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Ильич Кошкин • Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 ­ 1940) • С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро ­ на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А­32 (Т­32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т­34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

• 19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т­34. Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной! • Т­34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны , морально не устарел в течение всей Великой Отечественной , более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны . • Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. • Вместе с Т­34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС­2. • Т­34 ­ лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны .

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Василий Гаврилович Грабин • Выдающимся советским конструктором был генерал­ полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 ­ 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. ­ на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественнойвойны , более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Грабинские пушки • Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

• "Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной . 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием второй мировой войны" и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152- мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Тимофеевич Калашников • Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др. • Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал­майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Михаил Тимофеевич Калашников Конструктор стрелкового оружия. • • Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора­самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно­исследовательских институтов. • С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Стрелковое оружие • Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) - автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года. • экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Алексей Иванович Судаев • Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет­ пулемет А.И. Судаева (ППС). • Он по праву считается лучшим пистолетом­пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации. • Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы­лыжники.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

• Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны • Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны . Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии. стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Андрей Николаевич Туполев • Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ­1, ТБ­3, СБ, ТБ­7, МТБ­2, Ту^2 и торпедные катера Г­4, Г­5 применялись во время Великой Отечественной войны. • Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Павел Осипович Сухой • Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 ­ 1975). • С 1925 г. он работал инженером­ конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И­4 и И­14. • Многоцелевой самолет его конструкции (Су­2) успешно применялся годы Великой Отечественной войны. • В 1942 ­ 1943 гг. он создал бронированный штурмовик Су­6. • Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев • Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ­13 ("Катюша"). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС­5, под городом Оршей.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Владимир Павлович Бармин ­1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ­13, БМ­8, БМ­31­ 12 и др. • Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно­ космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 ­ 1993 гг.). • Под его руководством в 1941

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны

Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы. Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Исследовательская работа

22 июня 1941 года германская армия вторглась на территорию нашей Родины. Началась Великая Отечественная война, длившаяся долгих четыре года и унесшая миллионы жизней. Это была самая страшная и самая разрушительная война в истории человечества. Но завершилась она победой всего нашего народа 9 мая 1945 года.

Победа над фашистской Германией и ее союзниками была одержана совместными усилиями государств антифашистской коалиции. Но решающую роль в этой вооруженной схватке сыграл Советский Союз. Именно советская страна явилась самым активным борцом против фашистских захватчиков, стремившихся поработить народы всего мира.

Советская промышленность в 1942 - 1944 гг. ежемесячно производила свыше 2 тыс. танков, в то время как германская промышленность только в мае 1944 г. достигла максимума -1450 танков; орудий полевой артиллерии в Советском Союзе производилось более чем в 2 раза, а минометов в 5 раз больше, чем в Германии. Секрет этого «экономического чуда» кроется в том, что, выполняя напряженные планы военного хозяйства, рабочие, крестьяне, интеллигенция проявили массовый трудовой героизм.

Наша промышленность превзошла немецко-фашистскую не только по количеству, но и по качеству основных образцов вооружения и техники. Советские ученые и конструкторы коренным образом улучшили многие технологические процессы, создавали и совершенствовали военную технику и вооружение.

Просмотрев много фильмов о Великой Отечественной войне, побывав несколько раз в музее воинской славы омичей с родителями и с моим классом на экскурсии, я решил более подробно изучить боевую технику Великой Отечественной войны, тем более, что мое увлечение стендовым моделизмом в последнее время сводится именно к изготовлению моделей военной техники.

Цель моего исследования: познакомиться с боевой техникой Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, которая стала символом победы над фашистской Германией.

Объект исследования : боевая техника Великой Отечественной войны.

Предмет исследования : изготовление стендовых моделей боевой техники Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературных источников по изучению видов боевой техники времен Великой Отечественной войны;

2. Провести анкетирование учащихся БОУ г. Омска «СОШ № 61»;

3. Изготовить стендовые модели разных видов боевой техники Великой Отечественной войны и на примере одной из моделей показать этапы процесса ее изготовления.

Глава 1. Виды боевой техники Великой отечественной войны 1941-1945 годов

Боевая техника — совокупность всех технических средств, которые используется для нанесения ущерба противнику во время боя. Является частью военной техники, включает в себя авиацию, бронетехнику, артиллерию, стрелковое оружие, боевые корабли.

1.1 Авиация

Настоящим ужасом для фашистов стала советская авиация.

Великая Отечественная война подвергла суровой проверке разработанные перед войной основные положения советской военной науки о роли и значении авиации в войне. В целом они подтвердились. Боевая авиация в те годы предназначалась для оказания помощи продвижению наземных войск или удержания рубежа обороны. Если в воздушном пространстве над полем боя авиация одной из воюющих сторон завоёвывала господство, то есть не позволяла авиации другой воюющей стороны выполнять боевые задачи по взаимодействию со своими наземными войсками, то сторона, завоевавшая господство в воздухе, получала явное преимущество [14].

Борьбу за господство в воздухе вела истребительная авиация. Бомбардировщики и штурмовики прокладывали путь наземным войскам или оказывали помощь обороняющимся войскам.

В истребительной авиации перед началом войны появились такие самолёты как Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3, по своим характеристикам приближавшиеся к немецким аналогам, хотя основную часть воздушного парка составляли истребители И-16, которые к тому времени уже безнадежно устарели. В начале войны в качестве истребителя ПВО применялись также И-153. Впоследствии в результате модернизации Як-1 были созданы такие машины как Як-3, Як-7 и Як-9, а в результате модернизации ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7 [3].

В бомбардировочной авиации в начальный период использовались самолеты СБ и ДБ-3, а наиболее массовым бомбардировщиком во время войны стал Пе-2. Советский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик дальнего действия Пее-8. В качестве дальнего бомбардировщика применялся также Ил-4, а в условиях нехватки боевых самолетов в качестве легкого ночного бомбардировщика использовались и учебные У-2 [9].

Наиболее распространенным штурмовиком советской авиации был Ил-2, по некоторым данным считавшийся также самым массовым самолетом в истории. Штурмовики Ил-2 казались немцам заколдованными. Сбить этот «летающий танк» было чрезвычайно сложно. Штурмовики Ил-2 с предельно малых высот буквально выкашивали колонны наступающих германских войск. И не случайно уже в самом начале войны наше правительство потребовала от промышленности в первую очередь увеличить выпуск именно этих самолетов, даже в ущерб производству некоторых типов истребителей и бомбардировщиков [4].

1.2 Бронетехника

Перед началом войны советскими инженерами были созданы лёгкие танки Т-40 и Т-50, средний танк Т-34 и тяжелые КВ-1 и КВ-2. Они начали поступать в войска, но большую часть танкового парка составляли машины, созданные в 30-е годы, такие как лёгкие танки Т-26, БТ-5 и БТ-7, а также средние Т-28 и тяжелые Т-35. Ограниченно использовались также лёгкие танки БТ-2, Т-37А, Т-38 и даже танкетки Т-27 [12].

Осенью 1941 года были приняты на вооружение легкие танки Т-60, а затем и Т-70, на основе которых было создано одно из самых массовых самоходно-артиллерийских орудий советской армии — СУ-76.

Неприятным сюрпризом для немецких танкистов и пехотинцев стало наличие в рядах Красной Армии новейших танков Т-34 и КВ, имевших противоснарядное бронирование и очень мощное вооружение. Ни германские танки, ни противотанковые пушки не могли противостоять этим боевым машинам.

В 1943 году путём модернизации Т-34 с установкой новой более мощной 85-мм пушки был создан Т-34-85, а в результате модернизации КВ-1 появились тяжелые танки КВ-1с и КВ-85. Кроме того, в 1943-45 годах был налажен выпуск тяжелых танков ИС-1 и ИС-2. Тяжелый танк Ис-2 был вооружен самой мощной в мире танковой пушкой калибра 122 мм [7].

Одновременно для борьбы с немецкими танками и поддержки пехоты на вооружение были приняты средние самоходно-артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122, а также тяжелые ИСУ-122, СУ-152 и ИСУ-152.

Широко использовалась трофейная техника. Например, на базе захваченных советской армией танков немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III промышленным образом (за счёт замены оригинальной башни с немецкой пушкой рубкой более простой конструкции с пушкой советской) изготавливалась СУ-76и.

1.3 Артиллерия

К началу Великой Отечественной войны Красная армия имела первоклассную артиллерию, которая во всех отношениях превосходила артиллерию других стран. С первых дней войны именно артиллеристы стали основой советской обороны. В первую очередь это касалось противотанковой артиллерии, на вооружении которой на 22 июня 1941 года находилось более 16 тысяч 45-миллиметровых пушек, чьи снаряды на расстоянии 500 метров пробивали броню любых немецких танков того времени.

В период с 1941 по 1945 годы артиллерия была важнейшей частью Советской армии. Она выполняла огромный объем задач в наступательных и оборонительных операциях.

С начала боевых действий активно развивалась советская реактивная артиллерия, представленная вначале БМ-13, получившей прозвище "Катюша". Огневая мощь одного залпа дивизиона таких гвардейских минометов по силе равнялась залпу 12 тяжелых гаубичных полков калибра 152 миллиметра [10].

Артиллерийские орудия в СССР подразделялись на дивизионные, корпусные, противотанковые и зенитные.

Из дивизионных орудий наиболее распространенной была 76-мм пушка ЗИС-3. В начальный период войны использовались также 76-мм пушка Ф-22 и 76-мм пушка УСВ.

Корпусная артиллерия была представлена 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицей образца 1909/30 годов, а также 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20.

Противотанковые орудия включали в себя 45-мм противотанковые пушки 53-К, 45-мм М-42 и 57-мм ЗИС-2.

В зенитной артиллерии использовались 37-мм зенитные пушки 61-К, а также 76-мм пушки 3-К и 85-мм 52-К [1].

1.4 Стрелковое оружие

Вооружение СССР перед началом Великой Отечественной войны соответствовало запросам того времени. Магазинная винтовка Мосина образца 1891 года калибра 7,62 миллиметра была единственным экземпляром неавтоматического оружия. Эта винтовка прекрасно зарекомендовала себя в ВОВ и находилась на вооружении советской армии до начала 60-х годов [11].

Параллельно с винтовкой Мосина советская пехота оснащалась самозарядными винтовками Токарева: СВТ-38 и усовершенствованной в 1940 году СВТ-40, а также Самозарядными карабинами Симонова (СКС).

Также в войсках присутствовали автоматические винтовки Симонова (АВС-36) - в начале войны их количество насчитывалось почти 1,5 миллиона единиц.

Присутствие такого огромного числа автоматических и самозарядных винтовок перекрывало недостаток пистолетов-пулеметов. Только в начале 1941 года началось производство ПП Шпагина (ППШ-41), который надолго стал эталоном надежности и простоты.

Кроме этого на вооружении советских войск имелись пулеметы Дегтярева: Дегтярева пехотный (ДП); Станковый пулемет Дегтярева (ДС); Дегтярева танковый (ДТ); крупнокалиберный пулемет Дегтярева - Шпагина (ДШК); Станковый пулемет СГ-43 [6].

Лучшим образцом пистолетов-пулеметов в годы ВОВ был признан пистолет-пулемет Судаева ППС-43.

Одной из главных особенностей вооружения пехоты Советской армии в начале ВОВ являлось полное отсутствие противотанковых ружей. И это отразилось уже в первые дни боевых действий. В июле 1941 года Симонов и Дегтярев по приказу высшего командования сконструировали пятизарядное ружье ПТРС (Симонов) и однозарядное ПТРД (Дегтярев).

Пистолет ТТ (Тульский, Токарев) был разработан на Тульском Оружейном заводе легендарным русским оружейником Федором Токаревым. Разработка нового самозарядного пистолета, предназначенного для замены штатного устаревшего револьвера Наган образца 1895 года, была начата во второй половине 1920 годов. Пистолет ТТ (Тульский, Токарев) был разработан на Тульском Оружейном заводе легендарным русским оружейником Федором Токаревым. Разработка нового самозарядного пистолета, предназначенного для замены штатного устаревшего револьвера Наган образца 1895 года, была начата во второй половине 1920 годов [5].

За все время Великой Отечественной войны военной промышленностью СССР было выпущено более 12 миллионов карабинов и винтовок, более 1,5 миллиона всех видов пулеметов, более 6 миллионов пистолетов-пулеметов. С 1942 года каждый год производилось почти 450 тысяч станковых и ручных пулеметов, 2 миллиона пистолетов-пулеметов и более 3 миллионов самозарядных и магазинных винтовок [8].

1.5 Боевые корабли

К началу войны в составе ВМФ Советского Союза насчитывалось около тысячи боевых кораблей различных классов. К тому же в течение четырех военных лет флот получил еще более тысячи единиц морской техники. Советские флотилии стали мощной ударной силой, оказавшей серьезнейшее влияние на ход боевых действий не только на море, но и в прибрежной полосе. Флот смог отразить нападение врага и с первых же дней войны начать решительные действия на Баренцевом, Балтийском и Черном морях. Его корабли обеспечивали эвакуацию мирных жителей, проводку караванов с необходимыми грузами, наносили удары по коммуникациям противника и обеспечивали высадку десантов.

В это же время корабелы – в условиях острой нехватки производственных мощностей, металла, электроэнергии, квалифицированных рабочих - продолжали создавать новые подводные лодки, эсминцы и катера, а также латать пробоины и восстанавливать повреждения – возвращать боевые машины в строй.

Роль советского флота в войне, прежде всего, состояла в поддержке сухопутных войск с моря, проведении десантных операций, снабжении и осуществлении воинских перевозок [2].

Фактически, в открытом море действовал только Северный флот, главной задачей которого вскоре после начала войны стала охрана арктических конвоев, доставлявших в Советский Союз материально-техническую помощь. Балтийский флот немалую часть войны был заперт в Финском заливе, но даже в таких условиях он смог внести свой вклад в снятие блокады Ленинграда и освобождение Прибалтики. Черноморский флот был в основном сосредоточен на поддержке сухопутных войск и десантных операциях, сыграв значительную роль в битве за Кавказ и освобождении Крыма. Тихоокеанский флот, вступивший в войну в самом ее конце, также успел провести ряд успешных десантных операций.

В состав ВМФ входили линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» на Балтике, а также «Парижская коммуна» на Черном море, Краснознаменный линейный корабль «Севастополь», кроме того, имелось 7 крейсеров, лидеры, эсминцы, большое количество подводных лодок и торпедных катеров [13].

Глава 2. Изготовление стендовых моделей боевой техники Великой отечественной войны 1941-1945 годов

2.1 Анкетирование учащихся БОУ г. Омска «СОШ № 61»

Мы провели анкетирование учащихся БОУ г. Омска «СОШ № 61» с 5-10 класс. В анкетировании приняло участие 75 человек. Анкетирование проводилось через публичный опрос в социальной сети Вконтакте и далее ссылки на опрос были размещены в мессенджере WhatsApp в группах классов.

Анкетирование учащихся содержало следующие вопросы:

1. Видами боевой техники ВОВ 1941-1945 гг являются (выберите несколько вариантов ответа):

Г) стрелковое оружие;

Д) боевые корабли.

2. Можете ли вы привести примеры каждого вида боевой техники ВОВ:

А) да, могу привести примеры каждого вида боевой техники;

Б) знаю примеры некоторых видов боевой техники;

В) нет, не могу привести примеры ни одного вида боевой техники.

3. Собирали ли вы модели боевой техники ВОВ (бумажные, пластиковые, деревянные):

Результаты анкетирования (Приложение 1) показали, что не все учащиеся, принявшие участие в анкетировании, знают, что боевые корабли являются одним из видов боевой техники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Авиации отдали свои голоса 72% респондентов, бронетехники - 71%, артиллерии -66%, стрелковому оружию -66%, боевым кораблям – 33%.

76% респондентов могут привести примеры некоторых видов боевой техники, 13% учащихся не могут привести примеры ни одного вида боевой техники и лишь 11% могут привести примеры каждого вида боевой техники.

Модели боевой техники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (бумажные, пластиковые, деревянные) собирал только 31% из всех опрошенных.

Таким образом, большинство респондентов знает виды боевой техники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, но могут привести примеры только некоторых видов боевой техники и никогда не собирали модели боевой техники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (бумажные, пластиковые, деревянные).

2.2 Стендовые модели боевой техники Великой Отечественной войны в моей коллекции, их характеристики и описание

Заниматься стендовым моделированием я начал с 6 лет, но так получилось, что в последнее время я увлекся именно собиранием моделей боевой техники Великой Отечественной войны.

На сборку каждой модели уходит разное количество дней в зависимости от размера модели в итоговом виде и количества деталей. Сборка моделей заключается в склеивании деталей между собой согласно инструкции, а также в последующем окрашивании этих деталей.

Фотографии стендовых моделей боевой техники Великой Отечественной войны моей коллекции представлены в приложении 2, а в таблице 1 дана характеристика этих моделей.

Характеристика стендовых моделей боевой техники Великой Отечественной войны

Читайте также: