С а гинзбург советский конструктор бронетехники

Обновлено: 02.05.2024

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

В отличие от западных конструкторов бронетанковой техники, среди которых действительно известных наберется немного, советское танкостроение не такое «неблагодарное». Реально известных создателей танков наберется немало — Шукалов, Гинзбург, Котин, Кошкин, Морозов, Астров, Духов, Ермолаев, Барыков, Горлицкий, Троянов. Это не весь список, и это только те, кто известен больше по танкам/САУ межвоенного и военного периода. Их едва ли не больше, чем известных зарубежных конструкторов, вместе взятых. И это только,так сказать, звезды первой величины. Есть и менее известные фамилии (Балжи, Щукин, Кучеренко, Бушнев, Алеексеенко, Москвин и другие), которые менее известны, но вклад их в советское танкостроение подчас ничуть не меньше.

Специалист по танкам предельных параметров

Как раз к менее известной плеяде советских конструкторов-танкостроителей относится человек, которому посвящен этот материал. Николай Федорович Шашмурин, ему сегодня исполнилось 110 лет. Не такой известный, как Котин или Духов, он, тем не менее, оставил мощнейший след в истории отечественного танкостроения. Дед, как его называли те, кто знал Николая Федоровича в 80-е и 90-е годы, был ключевым человеком в создании наиболее знаковых боевых машин, разработанных в Ленинграде и Челябинске. Да и не только их. Знаменитый «Кировец» К-700 — это тоже Шашмурин. За словом в карман он не лез, особенно сложными отношения у Шашмурина оказались с Котиным (и на то были объективные причины). Но главное не то, что он про них говорил, а результаты. И не только с точки зрения танкостроительного опыта: часть тех материалов по тяжелым танкам и САУ, что дожили до наших дней, сохранились как раз благодаря Николаю Федоровичу, который спас их из разоренного музея КБ Кировского завода. За что тему большое спасибо.

Талантливый и резкий

Николай Фёдорович относился к плеяде конструкторов-танкостроителей третьей войны, которая пошла с середины 30-х годов. Родился он 26 июня 1910 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Ф.И.Шашмурин, был потомственным шахтером, участник русско-японской и Первой мировой войн, неоднократно награжденный, революционер. Несмотря на все революционные завихрения, с образованием Шашмурину сильно повезло. Он учился в советской трудовой школе №4, под этим названием скрывалось «Петришуле», одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга. Далее он поступил в ЛПИ (он в 1930 году был разделен, Шашмурин оказался в Ленинградском институте механизации социалистического земледелия), где учился до 1936 году. Уже учась там, в 1930 году, он всерьёз увлекся танкостроением. Собственно говоря, от тракторов до танков один шаг, так что практики у Шашмурина хватало. Например, в 1-й механизированной бригаде им. Калиновского. Далее были ЛБТКУКС (Ленинградские броне-танковые курсы усовершенствования командного состава РККА), а в июне 1937 года Шашмурин оказался в СКБ-2 Кировского завода.

Та самая

Та самая «торзионная» подвеска, дебют Шашмурина

Молодой инженер-танкостроитель очень быстро себя проявил на новом месте. Как раз летом 1937 года шли работы по Т-29ЦН, и для него Шашмурин разработал принципиально новую подвеску. Ее сделали по информации о Landsverk L-60, который стал первым танком с торсионной подвеской. Ее, как и в докладе, называли «торзионной». С Т-29ЦН дело не продвинулось дальше эскизных проектов, но наработки реализовали в новом танке — СМК-1. Первоначально машина предполагалась с блокированной подвеской, данную идею продвигал Ж.Я. Котин, возглавлявший СКБ-2. Но Шашмурин смог настоять на более прогрессивной подвеске. Данную идею опробовали на Т-28, с успешными результатами испытаний. Но как раз именно эта самая подвеска стала первой причиной конфликта Шашмурина с Котиным. Это противоборство, начавшееся в 1938 году, потом шло десятилетями. Далее торсионную подвеску Шашмурина использовали на тяжелом танке КВ, который, к слову, поначалу как раз он же и вел (еще на стадии дипломного проекта). И да, именно Шашмурин неоднократно упоминал, что КВ в СКБ-2 расшифровывали как «Котин-Ворошилову». Также Шашмурин разработал механическую КПП для КВ, далее данную коробку передач заменили на ту, что разработали по проекту Л.Н. Духова. На этом фоне у Шашмурова возникла неприязнь: он часто обвинял Духова в том, что тот создал ненадежную КПП, которая, по итогу, погубила КВ в его исходном виде.

«Получив наряду с другими ведущими работниками КБ задание на разработку проекта такого циклопа, но непременно многобашенного, я, не разделяя должного оптимизма в отношении последнего условия (многобашенности – давно ли мы отказались от «Мюр-Мерилиз», заложенном в СМК), сделал «ход конем». Вообще отказался от башенных установок, и повторил то, что в свое время сделал на танке КВ-1 при установке гаубицы М-10, калибра 152 мм, то есть капонирную (рубочную) надстройку на бронекорпус. А поскольку уже был создан новый, практически сверхтяжелый танк КВ-3, то решил не мудрить о суперновом танке. Сбросив с него башню, повторил предыдущий вариант, как самоходное орудие большой мощности, установив там пушку Грабина калибра 107 мм. Указав в пояснительной записке, что в определенных условиях пушка может быть изъята, а вместо нее в боевом отделении может быть размещено стрелковое отделение пехотинцев. Этот вариант на конкурс не был допущен, так как не были выполнены условия – более высокая защита, масса танка 80–100 тонн, башенная (многобашенная) установка вооружения. Чтобы избежать ненужной конфронтации, я пошел на компромисс. Считая, что супертяжеловес не может быть танком, приняв к исполнению заданную защиту, вложился в вес порядка 90 тон, сохранил капонирную установку основного орудия, а на крышу пониженной рубки установил серийную башню танка КВ-1. Кончилось это тем, что И.М. Зальцману этот вариант очень понравился (с учетом его «разумной», как он выразился, универсальности,) и я получил вторую премию в размере 1000 рублей. Это здорово. Купил на эти деньги жене шубу».

КВ-4 Шашмурина

КВ-4 Шашмурина

О самой идее КВ-4 и КВ-5 Шашмурин всегда вспоминал резко отрицательно. Всю эту работу он называл Б.С., что расшифровывалось как «бред сумасшедшего». Сложно ему что-то возразить в ответ. Ну а дальше началась война.

Главное детище жизни

30 июня 1941 года по Кировскому заводу был издан приказ, согласно которому в Челябинск переводилось 18 инженеров-конструкторов, включая Духова, Павлова и Шашмурина. Уехали они с недостроенным образцом КВ-3. Данную машину собирались осваивать на ЧТЗ, но ничего путного из этого не вышло. Так начиналась трудовая деятельность Шашмурина в Челябинске, ставшая апогеем в его карьере.

КВ-13 (ИС-1), первая машина Шашмурина как ведущего инженера

КВ-13 (ИС-1), первая машина Шашмурина как ведущего инженера

Всё это время Николай Фёдорович занимался отдельными узлами машин, но тяжелое лето 1942 года преподнесло ему неожиданный поворот в судьбе. 19 июля 1942 года умер Н.В. Цейц, на тот момент ведущий инженер тяжелого танка КВ-13 (на заводе №100 он уже тогда назывался ИС-1). Смерть спровоцировало постановление ГКО №1958 от 3 июля 1942 года «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. В виду этого работы по ИС-1 заморозили. Шашмурин обвинял в смерти Цейца и Котина. Так или иначе, ИС-1 осиротел, на должность ведущего инженера машины назначили Шашмурна. Тот проект невзлюбил, считая, что надо делать полноценный тяжелый танк, а не пытаться делать нечто в габаритах и массе Т-34. Машина получилась «сырой», при этом Шашмурин водил ее на пределе, усугубив проблему. Своего он добился: в текущем виде ИС-1 «умер», было принято решение машину переделать. Так появился второй вариант КВ-13 (ИС-1), который уже с самого начала проектировал Шашмурин. Машина существенно потяжелела — боевая масса выросла с 32 до 37 тонн. Этот проект, разработка которого затянулась, также оказался неудачным, но при этом наработки по второму варианту стали базой для самой удачной машины Шашмурина.

Объект 237, предтеча ИС-1. Первый крупный успех Шашмурина как ведущего инженера машины

Объект 237, предтеча ИС-1. Первый крупный успех Шашмурина как ведущего инженера машины

Летом 1943 года на испытания вышел Объект 237, существенно переработанная машина. На ней стояла принципиально новая башня с 85-мм пушкой, сильно переделали шасси. Несмотря на небольшие недочеты, данный танк оказался куда лучше, чем его предшественники. В это же время Шашмурин был ведущим инженером Объекта 238, попытки создания на базе КВ-1с танка с 85-мм пушкой в штатной башне. Вставить орудие удалось, но расчету там было откровенно тесно. Поэтому от серийного выпуска данной машины отказались. Как временная мера на вооружение приняли Объект 239, шасси от КВ-1с и башня Объекта 237. Но уже было понятно, кто реально победил. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Объект 237 приняли на вооружение Красной Армии как ИС-85 (ИС-1).

Объект 240, предтеча ИС-2, вершины конструкторской карьеры Шашмурина

Объект 240, предтеча ИС-2, вершины конструкторской карьеры Шашмурина

Параллельно шла разработка танка с усиленным вооружением. Еще в мае 1943 года начались работы по установке более мощного орудия с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. Эскизный проект «установки 122 мм танковой пушки в башне танка «ИС» был подготовлен КБ завода №9 совместно с КБ завода №100 к середине июля 1943 года. Работы велись в инициативном порядке. Со стороны челябинского завода работу курировал Ж.Я. Котин, ведущим инженером выступал Н.Ф. Шашмурин. Так на свет появилась система Д-25Т. Танк с данным орудием, получивший обозначение Объект 240, с нуля не строился. За основу был взят второй опытный образец Объекта 237. Правда, с началом переделок случилась небольшая заминка: 8 сентября танк осматривал Сталин. Несмотря на некоторую заминку, а также определенные «шероховатости» на испытаниях, сама по себе идея установки Д-25Т стала удачной. 31 октября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой». Согласно ему, уже в декабре 1943 года должен был начаться выпуск первых танков данного типа. Данная машина получила обозначение ИС-2 (ИС-122). Она стала самым массовым из «классических» тяжелых танков.

Проект модернизации ИС-2

Проект модернизации ИС-2

Дальнейшая работа Шашмурина на заводе №100 велась по модернизации ИС-2. В частности, весной 1944 года им был разработан вариант глубокой модернизации танка с кормовым расположением боевого отделения. Но данная разработка так и не была реализована в металле. С подачи Котина началась разработка тяжелого танка ИС-6, который во многом базировался на наработках по глубокой модернизации ИС-2. Вместе с тем, не без участия Шашмурина удалось внедрить на ИС-2 спрямленную лобовую деталь корпуса. Это было одна из последних работ Шашмурина в Челябинске. Вскоре он, с группой конструкторов, вернулся в Ленинград, где занялся восстановлением СКБ-2 на Кировском заводе. Кстати, у Шашмурина была возможность стать главным конструктором на ЧКЗ, но там была своя история. В Ленинграде же он стал заместителем главного конструктора. К тому моменту он был дважды лауреатом Сталинской премии (одну премию второй степени он получил за КВ-1с). Награда за ИС-2, Сталинская премия второй степени, нашла Николая Фёдоровича в 1946 году.

Послевоенная деятельность

Возвращение в Ленинград на некоторое время выбило Шашмурина из «Большой игры», так можно назвать противостояние завода №100 и ЧКЗ. При этом за завод №100 был Котин, но борьбу за преемника ИС-2 он проиграл. Победу одержал ИС-3 (по его поводу Шашмурн отзывался крайне отрицательно), а ИС-6 ушел в небытие. Впрочем, уже в начале 1945 года завод №100 начинает разработку Объекта 257, первого танка, который носил индекс ИС-7. В это время на Кировском заводе шли работы по восстановлению завода и организации выпуска на нем ИС-2, а также ИСУ-152. Но уже в то время пошли и самостоятельные работы. Одной из них стало создание трелевочного трактора КТ-12, советского аналога Steyr RSO. Поначалу работы над ним велись при участии Шашмурина, но министр транспортного машиностроения (в 1946 году Минтрансмаш пришел на смену НКТП) В.Я. Малышев дал ему указание сконцентрироваться на другом танке — Объект 260.

Пучковая подвеска ИС-7, разработка Шашмурина

Пучковая подвеска ИС-7, разработка Шашмурина

В случае с ИС-7 Шашмурин не был ведущим инженером, но сделал немало для создания данной машины. Для начала, именно Николай Фёдорович был автором революционной конструкции — пучковых торсионов. Дело в том, что V-образная конструкция днища не позволяла поставить торсионы обычного типа. Потому Объект 257 имел блокированную подвеску с буферными пружинами. Шашмурин же придумал поставить «пучок» торсионов, благодаря чему конструкция получалась более компактной, а сама подвеска получалась даже лучше привычной. Его авторство также и в случае с эжекционной системой охлаждения. Прорабатывал он альтернативный вариант коробки передач. Наконец, его полем деятельности было общее техническое руководство проектом, а также общая компоновка танка.

Еще одно его изобретение - водометы ПТ-76

Еще одно его изобретение — водометы ПТ-76

По ряду причин в феврале 1949 года поступила команда о прекращении работ по ИС-7, а наработки по нему решили использовать в новом танке — Объект 730. Вместо Шашмурина поставили Ермолаева, при этом сам Николай Фёдорович считал, что новый танк был шагом назад. ПО его мнению, надо было делать машину массой 58 тонн, максимально используя наработки по ИС-7. На этот счет в Минтрансмаше явно были иного мнения. Тем не менее, нашелся танк, где Шашмурину снова нашлась работа. Это легкий плавающий танк Объект 270, вскоре переименованный в Объект 740. На его без разрабатывался и бронетранспортер Объект 271, переименованный в Объект 750. Известны эти боевые машины как ПТ-76 и БТР-50. Так вот, водометы, стоящие на данных машинах — детище Шашмурина.

Объект 282, одно из многочисленных послевоенных детищ Шашмурина

Объект 282, одно из многочисленных послевоенных детищ Шашмурина

В дальнейшем Шашмурин продолжал активно работать по теме различных узлов и агрегатов для техники, создаваемой в Ленинграде. Это целая серия опытных танков с ракетным вооружением, включая Объект 282 (для него Шашмурин разработал трансмиссию и подвеску). Большим достижением стал колесный трактор «Кировец» К-700, которым Николай Фёдорович занимался с 1960 года. При этом продолжалась «война» с Котиным, который, разумеется, отвечал «взаимностью». Шашмурин занимался музеем КБ завода, вероятно, его уничтожение в январе 1979 года — последняя «месть» Котина, умершего в октябре того же года. Сам же Шашмурин пережил своего визави на 17 лет. В 1974 году он получил звания доктора технических наук, читал лекции в родном ему ЛПИ. В Куженкино он организовал собственный «музей», куда попали материалы из уничтоженного музея КБ. Как раз в эти годы в Ленинграде появились те, кто живо интересовался историей бронетанковой техники. Шашмурин был для них кладезью информации. В 1987 году он подготовил мемуары «50 лет Противоборства. К вопросу о развитии отечественного танкостроения.». Злые, местами не совсем точные по фактам, но понять «Деда» можно. Он всей душой болел за своё дело.

Не стало Николая Федоровича в 1996 году. Его имя куда менее известное, чем у имя главного визави. Но те машины, которые создавал Шашмурин, говорят сами за себя. Его делом были не интриги, а создание машин, которые принесли, в том числе, и победу в Великой Отечественной войне. Его ИС штурмовал Берлин и шел по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года. А ведь тех машин, к которым имел отношение Шашмурин, куда больше. Если увидите «К-700» и его развитие — вспомните Деда, это то же его детище.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

С момента своего зарождения и становления артиллерия, как отдельный род войск, завоевала репутацию «бога войны». И хотя советская идеология стояла на позициях атеизма, генерала Василия Гавриловича Грабина можно без преувеличения назвать самым выдающимся «оруженосцем» и «жрецом» этого главного сурового и крайне переменчивого в своих предпочтениях «бога войны».

Василий Гаврилович Грабин родился 9 января (по новому стилю) 1900 года в станице Старо-Нижестеблиевская (сегодня она расположена на территории Краснодарского края). В семье Грабиных было десять детей, поэтому сразу после окончания трёх классов начальной школы Василий начал свою трудовую деятельность.

Мальчик освоил много профессий, связанных с тяжёлым ручным трудом. Он был грузчиком на мельнице, клёпальщиком, котельщиком, сортировщиком на почте. В июле 1920 года Грабин вступил в ряды РККА.

Он стал слушателем артиллерийского отделения Краснодарских командных курсов. Свой первый боевой опыт юноша получил в ходе боёв против частей Врангеля в Таврии и Крыму.

Несмотря на пробелы в образовании, а точнее на его фактическое отсутствие, Грабин за свою высокую успеваемость в 1921 году был направлен в Военную школу тяжёлой береговой артиллерии в городе Петроград.

В 1923 году Василий Гаврилович был выпущен в строевые части в должности командира артиллерийского взвода, а затем и начальника связи артдивизиона. В 1925 году Грабина зачислили в Петроградскую Военно-техническую академию РККА имени Ф. Э. Дзержинского.

Спустя пять лет Василий Гаврилович, получивший диплом отличника, стал инженером-конструктором в КБ (конструкторском бюро) ленинградского завода «Красный Путиловец».

С 1931 года Грабин начал свою непосредственную деятельность в качестве инженера-конструктора в области артиллерийских орудий и систем. Он трудился в КБ №2 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО), входившего в систему Наркомата тяжёлой промышленности.

В декабре 1933 года Василий Гаврилович был командирован на горьковский новый артиллерийский завод № 92, где лично создал, а затем и возглавил КБ. Главным профилем этого бюро было создание новейших образцов ствольной артиллерии, доработка и модернизация уже имевшихся орудийных систем.

Грабин довольно быстро разработал и начал на практике применять методы скоростного комплексного проектирования артиллерийских систем с одновременным проектированием технологического процесса.

Это позволило в разы уменьшить сроки проектно-конструкторских работ и процесса изготовления опытных образцов. Кроме того, военная тяжёлая промышленность экономила металл, энергоресурсы, объём трудозатрат, а главное – массу времени, которое использовалось на создание новых орудий.

Василий Гаврилович (в отличии от прочих одиозных оголтелых представителей «сталинских ударных пятилеток») не стремился как можно скорее «отрапортовать наверх» о досрочном выполнении плана.

Он, прежде всего, боролся за качество, эффективность и дальнейшую перспективность своей продукции, не забывая о главном – «человеческом факторе». Грабин постоянно прилагал много усилий для максимальной механизации и автоматизации производства. Он стал одним из первых инженеров, заботившихся об эргономичности выпускаемой продукции.

Первым известным «детищем» Грабина и его соратников стала дивизионная пушка Ф-22 (калибр ствола 76,2-мм). Её приняли на вооружение РККА 11 мая 1936 года под индексом ГАУ (Главное артиллерийское управление) 52-П-363А.

Это было первое советское орудие, полностью разработанное и созданное в СССР. Все предыдущие образцы представляли собой модернизированные пушки, состоявшие на вооружении армии Российской империи, либо иностранные орудия, подвергшиеся доработке.

Забегая вперёд, следует сказать, что дивизионная пушка Ф-22 обр. 1936 г., несмотря на свои недостатки показала свою практичность и универсальность в годы Второй мировой войны.

Практически все 2932 выпущенных советской промышленностью экземпляра приняли самое активное участие в боях. О высокой степени надёжности и практичности «первенца» Грабина говорит тот факт, что трофейные Ф-22 активно использовались немецкими, румынскими и финскими войсками.

76-мм пушка обр. 1936 г. была предназначена для уничтожения живой силы противника и его бронетехники, подавления и уничтожения вражеских огневых точек, разрушения земляных и деревянных фортификационных сооружений и проволочных заграждений. Максимальная дальность стрельбы орудия превышала 13,6 км, скорострельность составляла 17-21 выст/мин, орудийный расчёт состоял из 6 человек.

Орудие за годы своей эксплуатации было приспособлено под выстрелы калиберными и подкалиберными снарядами, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из неё стреляли шрапнелью и картечью, дымовыми, зажигательными и осколочно-химическими снарядами.

С расстояния до 1500 метров подкалиберный бронебойный снаряд пробивал броню толщиной в 50 мм. На момент создания в плоть до конца 1941 года Ф-22 с относительно безопасной дистанции могла поражать все виды бронетехники реальных и потенциальных противников.

За создание дивизионной пушки Ф-22 обр. 1936 г. Грабин был награжден орденом Ленина, а также премирован личным автомобилем и денежной премией в 5000 рублей. Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1939 года завод № 92 был награжден орденом Ленина «за создание и освоение новых образцов вооружения».

Вторым знаменитым «детищем» Грабина стала дивизионная 76-мм пушка образца 1939 года (Ф-22-УСВ; в ГАУ она имела индекс 52-П-254Ф). Это орудие, созданное на базе пушки Ф-22, по основным показателям превосходило свой исходный образец 1936 года. 9812 орудий Ф-22-УСВ были задействованы на фронтах советско-финской и Великой Отечественной войн.

С введением в РККА генеральских званий 1 августа 1940 года Василию Гавриловичу было присвоено звание генерал-майора технических войск. Спустя три месяца – 28 октября Указом Президиума Верховного Совета СССР Грабину В. Г. «за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза» был присвоено звание Героя Социалистического труда с одновременным вручением медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

Генерал-майор технических войск Герой Социалистического труда Василий Гаврилович Грабин. Ноябрь 1940 года.

Генерал-майор технических войск Герой Социалистического труда Василий Гаврилович Грабин. Ноябрь 1940 года.

В марте 1941 года на вооружение Красной армии было принято 57-мм противотанковое орудия Ф-31. Позже оно получило наименование ЗИС-2, а в ГАУ индекс 52-П-271. 57-мм противотанковую пушку образца 1941 года ожидала витиеватая судьба.

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 371 орудие, а во время битвы под Москвой серийное производство ЗИС-2 было свёрнуто. Дело в том, что различные подкалиберные бронебойные снаряды этой пушки с дистанции 1-1,5 км уверено пробивали броню толщиной 83-125 мм, а подобной степени броневой защиты до конца 1942 года не имела ни одна боевая машина в мире!

Зачастую снаряды, выпущенные пушками ЗИС-2, прошивали вражескую бронетехнику насквозь, не причиняя ей и экипажу вреда. За отсутствием реальных целей ЗИС-2, как более трудоёмкое и дорогостоящее оружие, сняли с производства.

За первые месяцы войны Красная армия потеряла десятки тысяч орудий. В связи с этим восстанавливать противотанковый артиллерийский парк командование РККА решило за счёт выпуска довоенных образцов, главным образом 45-мм пушки образца 1932 г. («сорокапятка»).

В 1943 году бронетанковый парк Третьего рейха пополнился новейшими тяжёлыми и средними танками «Тигр» и «Пантера», а также тяжёлыми самоходными штурмовыми орудиями «Фердинанд». В свете этих событий выпуск ЗИС-2 возобновили.

Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено 13 710 орудий данного типа. По состоянию на 2007 год 57-мм противотанковое орудие Грабина до сих пор состоит на вооружении армий Никарагуа, Алжира, Кубы и Республики Конго.

К началу 1942 года завод № 92 освоил в промышленных масштабах выпуск целой серии различных орудий: гаубицы М-30, 57-мм орудия ЗИС-4 (для САУ ЗИС-30 «Комсомолец»). Отдельно стоит упомянуть 76-мм пушки для ДОТ (долговременных огневых точек), кораблей и подводных лодок, а также танковые пушки – 76-мм Ф-34 (для Т-34-76), 76-мм ЗИС-5 (для КВ-1).

Грабин, ставший доктором технических наук, не был обойдён заслуженными наградами. За налаженный в кратчайшие сроки выпуск крайне необходимой для фронта артиллерийской продукции в промышленных масштабах, а также за разработку новых образцов орудий и орудийных систем Грабину и его многочисленному коллективу КБ завода № 92 в уходящем 1941 году была присуждена Сталинская премия 1-ой степени.

20 февраля 1942 года Василия Гавриловича повысили в звании до генерал-лейтенанта технических войск. В августе он в рамках постановления Правительства и ГКО приступил к организации Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) в городе Калининград Московской области (сегодня Королев). В ноябре ЦАКБ начало свою плодотворную работу.

Наиболее известным и крайне востребованным «детищем» Грабина стала 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года. Это орудие подавляющим числом признанных мировых военных инженеров-экспертов признано одним из лучших образцов артиллерии периода Второй мировой войны.

Универсальность ЗИС-3 позволяла использовать её для уничтожения живой силы противника, его фортификационных сооружений и бронетехники. Эта пушка была легче и маневреннее своих предшественниц, её расчёт составлял четыре человека. ЗИС-3 стреляла всеми видами зарядов калибра 76,2-мм на расстояние свыше 13,2 км.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-350, выпущенная из ствола ЗИС-3, разрывалась на 850-870 крупных и мелких осколков. Радиус эффективного поражения ими живой силы противника составлял порядка 15 м. Если установить взрыватель на фугасное действие, то граната на расстоянии до 7500 метров могла пробить кирпичную стену толщиной 75 см или земляную насыпь толщиной до 2 метров.

Подкалиберный снаряд 53-БР-354П пробивал на дальности до 300 м броню толщиной до 105 мм, а с дистанции в 500 м - броневой лист толщиной в 90 мм. Кумулятивный снаряд 53-БП-350М пробивал (под углом в 45°) броню толщиной до 90 мм. Таким образом, подкалиберные и кумулятивные снаряды, выпущенные из ЗИС-3, являлись весьма эффективным средством борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой до самого конца Великой Отечественной войны.

Прицельная дальность стрельбы ЗИС-3 по движущемуся танку составляла до 400 м. Даже калиберный бронебойный снаряд 53-БР-350А на дистанции до 100 метров пробивал лобовую броню «Тигров» и «Пантер», а с расстояния в 300-400 метров поражал корму и борта тяжёлых немецких танков и САУ.

Семён Алекса́ндрович Ги́нзбург ( 1900 ( 1900 ) , Луганск — 3 августа 1943, д. Малая Томаровка, Курская область) — советский конструктор бронетехники.

Во время Великой Отечественной войны — заместитель командира по технической части 32-й танковой Краснознамённой, ордена Ленина и ордена Суворова бригады, инженер-полковник [1] .

Содержание

Биография

Работал в ГКБ Орудийно-Арсенального треста (ОАТ), КБ-3 ВОАО под руководством С. П. Шукалова в Москве, затем был откомандирован в распоряжение Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА).

В 1930 году в составе закупочной комиссии был на заводах в Великобритании, а затем был назначен начальником испытательной группы по танку Т-26 («Виккерс», англ. Vickers Mk.E ). Был прикомандирован к танковой школе в Казани, где занимался копированием чертёжно-технической документации, поступавшей из Германии.

С 1932 года работал в ОКМО ленинградского завода № 174, затем на заводе № 185 помощником директора завода (Н. В. Барыкова) по конструкторской части. При непосредственном участии и под его руководством на заводе № 185 был выполнен ряд проектно-конструкторских работ по разработке опытных танков Т-33, Т-43, Т-29, Т-46-5, Т-100 и Т-126СП, а также поступивших впоследствии в серийное производство танков Т-26, Т-28, Т-35 и Т-50.

С мая 1940 года после слияния заводов № 185 и № 174 был назначен начальником отдела в КБ завода № 174, возглавляемое Г. В. Гудковым.

В годы Великой Отечественной войны работал в конструкторском отделе Наркомтанкопрома, был заместителем Ж. Я. Котина, занимавшего должность заместителя наркома танковой промышленности. Контролировал и непосредственно руководил работами по созданию лёгкой самоходной артиллерийской установки СУ-76. За низкое качество первых самоходных установок СУ-76 [2] был отстранён от должности и направлен в действующую армию.

Инженер-полковник Гинзбург погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области, находясь в должности заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части.

Похоронен у деревни Лучки Томаровского района Курской области (ныне Яковлевский район Белгородской области).

Семён Алекса́ндрович Ги́нзбург (1900—1943) — советский конструктор бронетехники.

Биография

Родился в 1900 году в г. Луганске. Окончил Военно-техническую академию им. Дзержинского в Ленинграде. Работал в ГКБ ОАТ, КБ-3 ВОАО под руководством С. П. Шукалова в Москве, затем был откомандирован в распоряжение УММ РККА. В 1930 в составе закупочной комиссии был на заводах в Великобритании, а затем был назначен начальником испытательной группы по танку Т-26 («Виккерс»). Был прикомандирован к танковой школе в Казани, где занимался копированием чертёжно-технической документации, поступавшей из Германии. С 1932 г. работал в ОКМО ленинградского завода № 174, затем на заводе № 185 помощником директора завода (Н. В. Барыкова) по конструкторской части. При непосредственном участии и под его руководством на заводе № 185 был выполнен ряд проектно-конструкторских работ по разработке опытных танков Т-33, Т-43, Т-29, Т-46-5, Т-100 и Т-126 °СП, а также поступивших впоследствии в серийное производство танков Т-26, Т-28, Т-35 и Т-50. С мая 1940 после слияния заводов № 185 и 174 был назначен начальником отдела в КБ завода № 174, возглавляемое Г. В. Гудковым.

В годы Великой Отечественной войны работал в конструкторском отделе наркомтанкопрома, был заместителем Ж. Я. Котина, занимавшего должность заместителя наркома танковой промышленности. Контролировал и непосредственно руководил работами по созданию лёгкой самоходной артиллерийской установки СУ-76. За низкое качество первых самоходных установокбыл отстранён от должности и направлен в действующую армию . Инженер-полковник Гинзбург погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области, находясь в должности заместителя командира 32 танковой бригады по технической части. Похоронен у дер. Лучки Томаровского района Курской области (ныне Яковлевский район Белгородской обл.).

Награды и звания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Семён Александрович Гинзбург" в других словарях:

Гинзбург, Семён Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гинзбург. Семён Александрович Гинзбург Дата рождения: 1900 год(1900) Место рождения: МестоРожденияЛуганск, Российская империя Дата смерти … Википедия

Семён Александрович Альтшулер — Дата рождения: 24 сентября 1911 Место рождения: Витебск Дата смерти … Википедия

Альтшулер, Семён Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Альтшулер. Семён Александрович Альтшулер … Википедия

Семен Александрович Гинзбург — Семён Александрович Гинзбург (1900 1943) советский конструктор бронетехники. Биография Родился в 1900 году в г. Луганске. Окончил Военно техническую академию им. Дзержинского в Ленинграде. Работал в ГКБ ОАТ, КБ 3 ВОАО под руководством С. П.… … Википедия

Гинзбург, Семён Захарович — Семён Захарович Гинзбург 1 й Народный комиссар по строительству СССР … Википедия

Семён Альтшулер — Семён Александрович Альтшулер Дата рождения: 24 сентября 1911 Место рождения: Витебск Дата смерти … Википедия

Гинзбург — Содержание 1 Этимология 2 Мужчины 2.1 A 2.2 В … Википедия

Гинзбург, Семён — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гинзбург. Гинзбург, Семён: Гинзбург, Семён Александрович (1900 1943) советский конструктор бронетехники. Гинзбург, Семён Захарович (1897 1993) советский государственный… … Википедия

Семен Александрович Альтшулер — Семён Александрович Альтшулер Дата рождения: 24 сентября 1911 Место рождения: Витебск Дата смерти … Википедия

Читайте также: