Семинар практикум для воспитателей по лего конструированию

Обновлено: 05.05.2024

Автор: Пиляк Татьяна Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №5» ТГО

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Тайга

Цель семинара-практикума: профессиональное совершенствование знаний педагогов в конструктивной деятельности в процессе активного педагогического общения.

Ход семинара:

Жизнь современных дошкольников в детском саду предельно насыщена, довольно строго регламентирована и требует от них физических затрат, психологических и интеллектуальных сил. При этом ребенку необходимы наслаждение интересными делами, играми, впечатлениями, имеющие эмоционально положительную окраску. Чем больше у дошкольника впечатлений, тем шире его интересы, тем он любознательнее. Нам хочется видеть детей активными участниками в жизни общества, личностями, проявляющими творческую активность, умеющими обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности. Недаром в современном обучении на первое место выдвинута задача всестороннего развития ребенка, освоение различными видами деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность. Конструирование из строительного материала – вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающей сооружение реальных предметов – построек, в которых предусматриваются взаимное расположение частей и элементов, а так же способы их соединения.(слайд )
Конструирование из строительного материала способствует развитию у ребёнка:
( слайд )
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• конструктивных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• формируются навыки контроля и самоконтроля;
• расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;
• развивается воображение, мышление, речь;
• формируется умение предвидеть будущий результат;
• воспитывается самостоятельность и творческое развитие.

В своей работе мы используем различные формы конструирования:
(слайд )
• конструирование по образцу;
• конструирование по модели;
• конструирование по условиям;
• конструирование по чертежам и схемам;
• конструирование по замыслу;
• конструирование по теме.

Рекомендуется называть строительные детали правильно ( куб, а не кубик, параллелепипед, а не кирпичик).
2 мл. группа- на стол выставляется куб, параллелепипед, призма.

Средняя группа- куб, низкий и широкий параллелепипеды, низкая и высокая призмы, ( слайд 6,7,8,9,10)
Старшая группа- добавляется конус, цилиндр, ( слайд 11,12)
Подготовительная группа- добавляется полукуб, арка. ( слайд 13,)
Введение в конструирование начинаем со сравнения плоскостных и объёмных фигур. ( слайд 14).
На этом этапе работы используются игры: «Чего не стало»; «Чудесный мешочек»; «Подбери по форме» ( слайд 15,16); хороводная игра «Строительные детали».

Как уже было сказано, мы используем различные формы конструирования. И рассмотрим их подробнее.

1.Конструирование по образцу

Детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Это передача готовых знаний, способов действия. Это важный этап обучения, в ходе которых дети узнают о свойствах деталей строительного материала. Овладевают техникой возведения построек (аккуратно соединять детали, учат делать перекрытия, выделять пространство для построек).

Важно научить детей овладению обобщенным способом анализа образцов.

Проводится обследование образцов:

-Охватывание взором постройки в целом (что это такое, какой формы);

-Выделение основных частей постройки (у стола четыре ножки, крышка);

-Установление пространственного расположения частей постройки (крышка находится на ножках);

-Выделение деталей в основных частях постройки (ножки стола построены из кубиков, крышка – широкая пластина);

- Установление пространственного расположения деталей по отношению друг к другу (кубики поставлены друг на друга, пластина положена сверху кубиков);

-Возвращение к восприятию целостного объекта.

Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности возведения постройки (сначала ножки стола, затем – крышка).

Часто дети воспринимают не весь образец в целом, а только заинтересовавшие его части, а для воспроизведения важно целостное представление о предмете.

Для этого рассматривая образец вместе с детьми воспитатель должен назвать его и обозначить контур рукой (например, у домика – стены, окна, крыша..). А такую часть как перекрытие, они не выделяют, и это делает воспитатель.

В качестве образца можно использовать рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки.

2.Конструирование по модели

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Ребенку предлагают задачу, но не дают способа ее решения.

Эта форма конструирования редко применяется на практике (сложно оклеивать, нет готовых объемных моделей, непрактично).

3.Конструирование по условиям

Образца детям не дают. Определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое назначение (домик для собачки должен быть маленький, а для лощадки большой; Нужно построить дорожку для машин. Демонстрировать проезд маленькой машинкой по построенной дорожке.
Показать большую машину. Ей по такой дорожке не проехать. Что делать? Строим широкую дорожку).
Задачи выражаются через условия и носят проблемный характер.

Чтобы конструировать по условиям, у ребенка должен быть какой-то опыт.

Демонстрируем пример такого конструирования на примере дорожек для машин.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Эта форма конструирования для детей трудна. Как правило, дети не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических фигур.

С целью формирования умения находить проекции деталей на готовых схемах – развёртках, строить проекции деталей и их комбинаций, проводятся следующие игры: «Профили (слайд 18); «Фотограф»; «Фотоателье в стране Формандия» (слайд 20); «Паспорта для жителей страны Формандия» (слайд 21,22); «Фотоателье» (слайд 23)

Формирование умения конструировать по образцу, по проекции вид спереди, по схеме- развёртке. ( слайд 26).
2 мл. группа- конструирование по образцу и по проекции вид спереди построек из 5 деталей ( куб, параллелепипед, призма). ( слайд 27). Педагогам предложить проекцию вид спереди дома.
Средняя группа- конструирование по проекции вид спереди и вид сбоку построек из 5 -7 деталей( при этом сначала показывается образец, выбирается верная проекция вид спереди, образец прячется ). ( слайд 28).

Педагогам предложить конструирование по проекции вид спереди и вид сбоку завода.
Старшая группа- конструирование по схеме- развёртке, по нерасчленённой схеме. ( слайд 29).
Подготовительная группа- конструирование с использованием большого числа деталей по образцу и схеме- развёртке. ( слайд 31).
Педагоги всех возрастных групп выполняют задания.
5.Конструирование по музыкальным впечатлениям по замыслу

Данная форма конструирования дает большие возможности для развития творчества детей и проявления их самостоятельности. Ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Дети должны иметь:

  • Обобщенные представления о конструируемом объекте;
  • Владеть обобщенными способами конструирования;
  • Уметь искать новые способы.

Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее в процессе конструирования (в процессе конструирования по образцу и по условиям).

6.Конструирование по теме

Детям предлагается общая тематика (птицы, город) и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы выполнения постройки.

Эта форма близка к конструированию по замыслу.

Целесообразно освоение детьми каждой темы в разных формах конструирования.

Конструирование любимый вид деятельности детей. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструктор LEGO является наиболее предпочтительным современным развивающим материалом, который позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологии является игра - ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Наборы Lego выпускает группа компаний LEGO Group, главная компания которой находится в Дании. Так же, в Дании, находится и самый большой Леголенд в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO. Компания была основана в 1932 году, создателем компании был датчанин Оле Кирк Кристиансен (плотник, столяр). Первоначально компания выпускала стремянки, гладильные доски и деревянные игрушки. Слово «LEGO», позже ставшее названием компании, появилось в 1934 году, от выражения «leg godt»«увлекательная игра».

Начиная с момента своего появления, элементы LEGO, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы созданные в 1963 году, по-прежнему стыкуются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Наборы LEGO для маленьких детей совместимы с наборами для подростков. Все детали системы Lego изготавливаются с заданной степенью точности, которая позволяет соединять их без значительных усилий.

LEGO - самая популярная игра на планете. Британской ассоциацией торговцев игрушками конструктору присвоено звание «Игрушка столетия», так как этот конструктор соответствует следующим характеристикам:

• Неограниченный потенциал игры.

• Подходит для девочек и мальчиков.

• Подходит для всех возрастов.

• Подходит для любого сезона.

• Здоровые и спокойные игры.

• Можно долго играть.

• Развивает воображение и творческие способности.

• Чем больше кирпичиков LEGO – тем лучше.

• Качество видно в каждой детали.

Минусы конструкторов LEGO :

• Возрастные ограничения (на которые, к сожалению, зачастую педагоги и родители не обращают внимания).

Конструктор LEGO можно условно разделить на два больших класса: классическое мелкое LEGO и крупное LEGO Дупло.

Отличия линии. Кубики Дупло в 8 раз больше стандартных LEGO - деталей, и потому подходят даже для самостоятельной игры малышей. Такие бруски невозможно проглотить. Они удобны для пока еще не слишком послушных пальчиков.

На коробках стоит маркировка «с 1,5 до 5 лет», но, согласно многочисленным отзывам, даже 10-месячные крохи с удовольствием играют глянцевыми брусочками. С кубиками легко придумать много развивающих увлекательных игр для детей самого раннего возраста.

Детали Дупло окрашены в яркие насыщенные цвета: синий, красный, желтый, белый, черный, зеленый, серый и другие. Малыши легко выучат их в игре. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются – даже новичок с удивлением и восторгом откроет в себе способности к созиданию. Учась строить, ребенок перестает разрушать, то есть переходит на новую ступень развития. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры. Дупло разнообразен. Поэтому интересен не только дошкольникам, но и старшие братья, сестры и даже родители с удовольствием творят и фантазируют вместе с малышами.

- безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

- продуманность конструкции каждой детали: кубики легко скрепляют даже годовалые малыши, а получившиеся конструкции отличаются надежностью;

- яркость и сочность цветов развивает цветовосприятие маленьких детей;

- функциональность: открывающиеся-закрывающиеся двери и окна, стреляющие пушки, сами ездящие и воспроизводящие звуки поезда и т. д. ;

- универсальность: в серии присутствуют наборы, созданные специально для мальчиков или для девочек, а также варианты «унисекс». DUPLO – долгоиграющий конструктор.

Серия конструкторов Lego Juniors предназначена для детей от 4-х лет и старше, она дополняет линейку LEGO, встраиваясь между серией Lego Duplo (из которых к 4-5 годам дети вырастают) и классическими наборами Lego (которые ребёнку в этом возрасте собирать ещё сложно).

Эти кубики по размеру как стандартные LEGO. Lego Juniors с Lego Duplo не стыкуются. Зато с обычным Лего стыкуются, потому что, по сути, Джуниор от обычного LEGO отличается лишь более простым дизайном и инструкциями, которые понятны детям младшего возраста, а также наличием некоторых специальных крупных деталей (например, часть стены).

Тематика наборов LEGO Джуниор различна и соответствует интересам детей указанного возраста: Супергерои, Городские службы, Пираты, Пляж, Ферма, наборы с принцессами для девочек. Наборы конструктора Lego Juniors состоят из классических кубиков и минифигурок LEGO (поэтому можно сочетать со всеми обычными наборами LEGO, но включают в себя и уникальные большие детали, которые упрощают сборку модели для детей.

Маленьким детям обычно не терпится начать играть, поэтому наборы Lego Juniors содержат некоторые предварительно собранные детали, например витрину или шасси автомобиля, чтобы упростить ребёнку процесс строительства, дать возможность сосредоточиться на самых интересных деталях и сразу начать играть. Обычно наборы Lego Juniors поставляются в пластиковой коробочке в виде чемоданчика или большого кубика LEGO. Прилагаются подробные и понятные для детей инструкции.

LEGO Креатор - это, пожалуй, самая необычная серия среди всех конструкторов LEGO. Слово «creator» переводится как «творец» или «создатель». С помощью лего креатор можно сконструировать экзотических животных, роботов, разнообразные домики, машины, самолёты, вертолёты. Данная серия разработана специально для детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте юных творцов уже не интересуют крупные кубики, их привлекают функциональность и детализация, а также движущиеся модели. Для любителей одновременно созидать и разрушать представлен большой выбор LEGO креатор. Особенность: конструкторы креатор конкретных идей не имеют, а только задумки и подсказки. С помощью наборов данной серии можно сложить не менее трёх игрушек. Некоторые из наборов LEGO Креатор оснащены передатчиками или пультами дистанционного управления, что делает их еще более интересными. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким LEGO.

LEGO Classic отличается от Creator и Juniors прежде всего тем, что основа здесь — классическое конструирование. Здесь намеренно нет какой-то тематики и даже намёка на неё, ребёнок может собирать всё, что захочет. Здесь нет героев любимых мультфильмов и заданных сюжетов: вы всё придумываете сами.

LEGO Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда ит. д.)

Тематические наборы. LEGO постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

LEGO Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

LEGO Техник. 6+ Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

Играть с LEGO нужно уметь. Чтобы уметь, нужно учиться.

Для использования LEGO в образовательной деятельности педагоги должны познакомить детей с основными деталями конструктора и способами их соединения.

Существует международная система названий деталей. С русскими названиями деталей всё не так просто: единой системы названий нет, обычно мы просто переводим оригинальные названия, а у переводов всегда есть вариации. Тем не менее, для обучения детей и для того, чтобы понимать друг друга в разговорах о строительстве из LEGO, названия вполне понятны, потому что такие слова, как "кирпичик", "кубик" и прочие, вполне однозначны.

Здесь мы рассмотрим самые распространённые детали - то, что чаще всего встречается в наборах.

Кубик/кирпичик. Кубик, он же кирпичик. Самый обычный кубик, может быть разных размеров: 1х2, 2х2, 2х4, и прочие. Хотя идея называть все детали LEGO кубиками кажется заманчивой, термин «кубик» на деле применим только к определённым элементам. Кубик 1x1 («один на один») — исходный стандарт для определения остальных размеров.

Рассматривая коллекции LEGO, можно увидеть детали, которые выглядят как пандус для крошечных машин. Они называются наклонными кубиками, поскольку одна или несколько их сторон расположены под углом к основанию. Наклонные кубики бывают с разным углом — от 18 до 75°. Наиболее распространены углы 33 и 45°.

Шип - часть почти любой детали LEGO, они располагаются сверху и служат для крепления деталей. Шип используется также для измерения длины и ширины детали. Именно по шипам мы и считаем, что это кубик, например, 2х4. У оригинального конструктора на каждом шипе имеется рельефная надпись LEGO.

Трубка. Это не деталь, но её часть, устройство. Трубка в детали помогает элементам соединяться вместе. Она захватывает шип. Трубки видны на нижней стороне кубиков.

Пластина. От кубика отличается тем, что в три раза тоньше. Тоже бывают разных размеров. Они необходимы для проработки деталей. Пластины бывают также круглыми и модифицированными.

Тайл. Гладкая пластина. Без шипов.

Большие стандартные пластины не нужно путать с маленькими базовыми или строительными платами.

Базовая плата - деталь со слегка рифлёной снизу поверхностью, к которой снизу нельзя присоединить другие элементы. Детали крепятся только на шипы на верхней части платы. Базовые платы даже тоньше, чем стандартная пластина. Они могут быть плоскими с равномерно расположенными шипами или с напечатанным рисунком (например, дорожной разметкой). Базовые платы могут использоваться как основание модели. Они полезны во всех случаях, когда нужна платформа для обеспечения устойчивости, транспортировки или показа.

Декоративные элементы. Когда приходит пора придать вашему творению некоторое своеобразие, можно использовать декоративные элементы, будь то окна, двери, деревья и т. п. Они часто представляют собой решение для строительства из одной детали и имеют множество форм.

Дополнительные детали. К ним относятся: балки (прямые и угловые, оси, цилиндры, шестеренки (зубчатые колеса, шины, блоки, рейки, арки и т. д.

Способы соединения деталей LEGO.

В основном используют три основных способа: стопкой, соединение внахлест или ступенчато (лесенкой).

Укладка стопкой. Хотя это и не самый распространенный способ строительства и обычно не самый прочный, иногда укладка кубиков друг на друга необходима.

Соединение внахлест. Ни одна строительная методика не укрепляет ваши модели настолько хорошо, как соединение внахлест. Эти соединения укрепляют структуру и не допускают ее разрушения. В моделях, содержащих стандартные кубики и пластины, почти всегда применяется один или несколько приемов соединения внахлест.

Ступенчатое расположение. Когда вы располагаете кубики ступенчато, то устанавливаете один их слой отступом от переднего края прилегающего слоя для создания ступенчатой модели. Такое построение позволяет, как правило, квадратным или прямоугольным кубикам, использованным в правильной комбинации, получить более органичные формы.

Формы организации обучения

1. Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки - способы воспроизведения.

2. Конструирование по модели. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям. Образца нет, рисунка (схемы) нет, способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

Использование LEGO в образовательном процессе.

LEGO - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и оказывает благотворное влияние на всестороннее развитие детей. Его можно включать как элемент в структуру организованной образовательной деятельности по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Познавательному развитию» и др.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей. Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.

В работе с детьми от 1 до 3 лет используются мягкие кирпичики, гигантский набор Дупло.

У детей 3-4 лет необходимо формировать умение выделять в предметах пространственные характеристики. Конструирование в этом возрасте осуществляется по образцу, по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора», «Найди деталь такого же цвета», «Найди по описанию», «Передай по кругу деталь такой формы (такого цвета)» и др.

Результатом деятельности будет несложная LEGO - постройка (герой или неодушевленный предмет). Конечно, любая постройка должна обыгрываться, что способствует формированию творчества у детей.

С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с LEGO - конструктором усложняется. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: «Найди такой же», «Угадай на ощупь», «Строим башню», «Разные дорожки», «Забор» и т. д.

Дети 5-7 лет в LEGO - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит.», «Строим по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно - ролевых игр на основе созданных построек, использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек.

В организованной образовательной деятельности по познавательному развитию можно исследовать детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, прочность и плавучесть; использовать в самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевых играх.

В формировании математических представлений конструктор LEGO используется для закрепления знаний о счете, форме, пропорции, симметрии, развития сенсорных представлений, в дидактических играх и упражнениях: «Найди пару», «Найди все кубики», «Расскажи, где находится деталь», «Куда села бабочка», «Составь цепочку», «Найди по схеме», «Что сначала, что потом?»

По речевому развитию конструктор LEGO можно использовать на занятиях и в совместной деятельности с детьми для формирования грамматического строя, обогащения словаря, развития связной речи детей.

Созданные постройки широко используются в играх-театрализациях. При игре с конструктором LEGO педагоги обращают внимание на соблюдение техники безопасности, на поддержание порядка на рабочем столе. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Безопасность».

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в подготовке к обучению в школе: формируются необходимые предпосылки учебной деятельности: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

На современном этапе, благодаря разработкам компании LEGO, появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Внедрение LEGO-технологий в дошкольной организации является одним из современных методов развития детского технического творчества.

Практическая часть: игры с использованием конструктора LEGO.

Выполнила: воспитатель Осипян И. В.

Цель: Напомнить педагогам о теоретическом и практическом аспектах применения конструкторов в развитии конструкторских и технических способностей личности ребенка.

• обобщить и закрепить теоретические представления о конструкторах и их использование в дошкольных организациях, в работе с детьми 5-7 лет;

• приобщить воспитателей к LEGO- конструированию и напомнить о способах конструирования;

• создать единое социально – образовательное пространство ДОУ, направленное на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Оборудование: проектор, конструктор LEGO, презентация, памятки. План семинара – практикума : 1-этап - теоретическая часть. 2- этап - проведение практического занятия с воспитателями. 3 этап – рефлексия, подведение итогов семинар- практикума.

Предварительная работа: 1. Разработка конспекта. 2. Подготовка необходимого оборудования и материалов.

Ход семинар-практикума :

1. Основная часть.

Слайд №2 Что такое ЛЕГО-конструирование? (Клик) Это игра, которая позволяет учить играя и обучаться в игре. (Клик) Название «Lego» переводиться с датского «Le» – играть, а «Go» – хорошо. Напомните, к какой образовательной области относится Лего-конструирование?

Слайд №3 Лего - конструирование относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (Клик). Как вы думаете, с какими областями оно интегрируется? «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». (Клик).

Слайд №4 Применение ЛЕГО способствует : (Клик)

- развитию у детей сенсорных представлений, т. к. используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета; (Клик)

- развитию и совершенствованию психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщения; (Клик)

Слайд 5 - тренировке пальцев кистей рук, что важно для развития мелкой моторики рук и поможет подготовить руку ребенка к письму; (Клик)

- сплоченности детского коллектива, формирует чувство симпатии друг к другу т. к. дети учатся совместно решать поставленные задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения; (Клик)

- конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи (в начале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Слайд № 6 Формы организации обучения: (Клик)

1. Конструирование по образцу: прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании. Детям дается образец постройки, способы воспроизведения. (Клик)

2. Конструирование по модели: детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. (Клик)

3. Конструирование по условиям: образца нет- рисунка (схемы) нет- способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. (Клик) Слайд 7

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: в результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности. (Клик)

5. Конструирование по замыслу: дети сами решают, что и как будут конструировать. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.

Слайд 8 2. Практическая часть.

Итак, мы построили конструкцию с использованием конструктора Лего, который я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Безусловно, ЛЕГО конструирование положительно влияет на развитие ребенка. Это проявляется в том, что ребенок приобретает соответствующие знания и умения. Какие? Слайд 26

- обучается счету и упражняется в счете – ребенок подсчитывает количество деталей;

- овладевает эталонами цвета – ребенок подбирает разные цвета для своей конструкции, по-разному их сочетает;

- овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования и овладевает навыками измерения, развивает глазомер – ребенок сравнивает детали и предметы по высоте, ширине с помощью условной мерки, выясняет, на что похож предмет и чем он отличается от других;

- развивается пространственное мышление – овладевает навыками объемного трехмерного моделирования, положения предмета в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, прибавить, убавить и т. д.);

- ребенок закрепляет знания о геометрических фигурах – выкладывает цельную фигуру, делает конструкцию из разных геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов, кругов, ромбов и т. д., путём прикладывания одной детали к другой, добавляя детали.

ЛЕГО - это важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка ЛЕГО-это фантастическое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций. Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный практикум, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.

Слайд № 27 Спасибо всем за участие в семинар-практикуме!

Составила воспитатель средней группы МБДОУ д/с № 30 г. Сарапул.

Сухих Елена Геннадьевна

Практикум для родителей на тему « Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста

Провела: воспитатель средней группы Сухих Елена Геннадьевна

Цель: обучение родителей приемам развивающих игр с использованием элементов конструктора LEGO

1.Познакомить родителей средней группы с дидактическими играми при помощи LEGO конструктора

2.Научить родителей играть в игры в домашних условиях.

3. Развитие партнерских взаимоотношений дети-родители-педагоги

Оборудование: проектор, экран, презентация, наборы LEGO деталей для каждого участника семинара в соответствии с играми.

1 часть вводная

Сегодня, мы собрались с Вами, что бы поговорить о возможностях конструктора LEGO. Но перед этим предлагаю вам поучаствовать в экспресс-опросе:

1.Есть ли у Вашего ребенка конструктор типа LEGO?

2. Как часто играет Ваш ребенок в LEGO конструктор?

3. Включаетесь ли Вы в игры вместе с ребенком?

4. Чему вы учите ребенка во время игры с конструктором?

Сегодня я хочу познакомить вас с развивающими играми и упражнениями, в которые без труда можно поиграть с ребенком в домашних условиях, и не важно, какой у вас конструктор: дорогой или нет, крупный или мелкий.

Я думаю, что все родители мечтают видеть своих детей грамотными личностями с хорошо развитой памятью, вниманием, логическим мышлением. Но для этого необходимо уделять внимание занятиям с дошкольником. Обучать, тренировать основные навыки ребенка в игре помогают игрушки с развивающим эффектом. Ярким примером развивающей игры, позитивно влияющей на детское восприятие и способности, являет конструктор Lego.

2 часть практическая

1 игра: «Запомни расположение».

Цель игры: развитие внимание, памяти.

На экране появляется постройка из 9 деталей конструктора (цветок) на несколько секунд , затем постройка закрывается и родителям предлагается собрать точно такую же постройку по памяти, после того как все справились с заданием постройка вновь показывается на экране, родители сравнивают свои постройки с образцом .

Вопрос к родителям: как вы думаете, сложно ли собирать постройку по памяти? (Да/нет) Какие психические процессы развиваются в ходе этого упражнения?( память, внимание) Важно ли, развивать у ребенка память, внимание?(да, это пригодится ребенку в школе)

2 игра: «Что изменилось?»

Цель игры: развитие внимание, памяти.

Следующее задание дается родителям по предыдущей постройке. Педагог показывает модель в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель, и просит рассказать, что изменилось.

Вопросы к родителям: как вы считаете, важно ли удерживать в памяти детали предмета? (да это развивается зрительная память) Для чего это нужно?( Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию).

Хочется напомнить Вам что хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

3 игра: «Пространственное ориентирование»

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность

Родителям предлагаю пластины LEGO, и по словесной инструкции они выкладывают детали LEGO по трем признакам – цвету, размеру, расположению.

Например: расположите зеленый кубик 2 х 4 горизонтально в левом верхнем углу, и.т.д.

Вопрос к родителям : Какие знания, умения развиваются у детей в этой игре? – ориентировка в пространстве, закрепление сенсорных эталонов: цвета, размера деталей, умение действовать по словесной инструкции

4 игра «Симметрия».

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Родителям предлагается лист бумаги разделить пополам, проведя вертикальную линию карандашом, затем взять несколько деталей обвести их на левом поле, а на правом расположить эти детали симметрично.

5 игра на экране «Четвертый лишний»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь

1 вариант: все детали одного цвета, одна отличается по размеру

2 вариант: все детали одного размера, одна отличается по цвету

3 вариант: все детали разного цвета, а одна еще другого размера.

В этой игре важно научить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения. Называть общий признак обьединяющий несколько предметов. Эта игра хорошо тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь

6 игра на экране «Найди одинаковые конструкции»

Цель игры: развитие зрительного внимания.

На 2-ух слайдах выведены картинки. Задание для родителей: найдите две одинаковые фигуры. Почему Вы так считаете?

Описание игры (вариант для детей): Педагог собирает из строительного материала 5-7 похожих предметов, (из них 2 предмета одинаковые), и определив время (1 минута по песочным часам), дает задание: «Найдите одинаковые конструкции».

Сложно было найти одинаковые детали? Почему?

7 игра « Чудесный мешочек»

Цель игры: развитие тактильных ощущений, компенсаторных способностей и мыслительных процессов, развитие речи.

Предлагаю каждому участнику выбрать на ощупь в мешочке деталь, и описать ее, затем попросить игроков найти в своих наборах описанную деталь, показать ее всем участникам игры. Игроки обговаривают точно или не точно описал участник выбранную деталь.

2 вариант: педагог показывает деталь конструктора LEGO и просит найти точно такую же в мешочке не глядя, на ощупь, но предупреждает, что деталь может совпадать лишь по форме, т.к цвет мы не можем нащупать.

Вопросы к родителям: Как Вы думаете, сложно ли выполнять задание детям без зрительного контакта? Какие компенсаторные способности активизировались у вас во время выполнения игрового задания?( тактильные) Какие полезные функции, несет в себе эта игра? (развивается мелкая моторика, ребенок учится составлять описание, тем самым происходит развитие речи)

Заключительная часть:

Получили ли Вы полезную, интересную, актуальную для себя информацию? Какую?

Как вы думаете, актуально ли играть в эти игры дома?

Будете ли вы играть со своим ребенком дома?

Итак, предлагаю подвести итог игрового практикума, и выделить ряд задач, которые можно решить во время игр с деталями LEGO конструктора :

У детей развивается мелкая моторика рук, стимулируя развитие речи и умственные способности

Дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

Получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии

Развивается внимание, память, мышление

Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

Дети овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

И самое важное, что все эти знания ребенок получает в игровой форме, в совместной деятельности родителя и ребенка

Действительно, наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиены, эстетики, прочности и долговечности. Среди развивающих игрушек этот конструктор занимает особое место. Для дошкольника конструктор становится настоящим средством развития и обучения.

Спасибо что посетили наш практикум, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

(По окончании практикума родителям раздаются памятки с играми и ходом их игры).

(сл.1) Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.

В связи с этим современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

(сл.2) Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».

Особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа» на основе паритетного партнерства и сотрудничества образовательных организаций всех уровней.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

(сл.3) Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

(сл.4) Использование LEGO -технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе .

(сл.5) Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

(сл.6) Цель : Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

(сл.7) Особое значение имеют следующие задачи :

создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

- предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

- пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

(сл.8) С троится на интегративных принципах .

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности

(сл.9) Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов :

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

(сл. 10) Виды конструирования:

(сл.11) 1. Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

(сл.12) 2. Конструирование по условиям ( образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

(сл.13) 3. Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

(сл.14) Л его-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего-конструктора;

речевое развитие: работа на лего-пункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование - создание замысла из деталей лего-конструктор;

физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Социально-коммуникативное развитие

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

(сл.15) Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями :

- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);

- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);

- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);

- сформированность произвольности, моторики и координации;

- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);

- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

(сл.16) Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста

Читайте также: