Швейцарский физик конструктор стратостатов и батискафов

Обновлено: 01.05.2024

ПИККАР, Пика p (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,-25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собств. конструкции П. в 1931 и 1932 совершил полёты с целью изучения космич. лучей, достигнув высоты 16 370 м. На батискафах собств. конструкции в 1948 и 1953 опускался на глубину до 3160 м (в Тирренском м.).

Смотреть что такое ПИККАР в других словарях:

ПИККАР

Пикка́р (piccard) Огюст (1884–1962), швейцарский физик, конструктор аэростатов, подводных аппаратов. На стратостатах собственной конструкции в 1931 . смотреть

ПИККАР

ПИККАР

ПИККАР (Пикар) (Piccard) Огюст (1884-1962), швейцарский физик. В полетах на стратостатах собственной конструкции достиг высоты 15 780 м (1931) и 16 370 м (1932). На батискафах собственной конструкции опускался на глубину 1380 м (1948) и 3160 м (1953).


. смотреть

ПИККАР

- (Пикар) (Piccard) Огюст (1884-1962) - швейцарский физик. В полетахна стратостатах собственной конструкции достиг высоты 15 780 м (1931) и16 370 м (1932). На батискафах собственной конструкции опускался наглубину 1380 м (1948) и 3160 м (1953). смотреть

ПИККАР

ПИККАР (PICCARD) ОГЮСТ

ПИККАР (Пикар) (Piccard) Огюст (1884-1962) - швейцарский физик. В полетах на стратостатах собственной конструкции достиг высоты 15 780 м (1931) и 16 370 м (1932). На батискафах собственной конструкции опускался на глубину 1380 м (1948) и 3160 м (1953).
. смотреть

ПИККАР ОГЮСТ

Пикка́р Огюст, Пикар (Piccard) (1884—1962) — швейцарский физик, пилот, конструктор стратостатов и батискафов, доктор наук (1913). Окончил (1910) Полите. смотреть

ПИККАР ОГЮСТ

Пиккар Огюст (1884—1962) Пикар (Piccard), — швейцарский физик, пилот, конструктор стратостатов и батискафов, доктор наук (1913). Окончил (1910) Пол. смотреть

ПИККАР ОГЮСТ

Пиккар, Пикар (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,‒ 25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате соб. смотреть

ПИККАР (ПИКАР) (PICCARD) ОГЮСТ (18841962)

ПИККАР (Пикар) (Piccard) Огюст (1884-1962), швейцарский физик. В полетах на стратостатах собственной конструкции достиг высоты 15 780 м (1931) и 16 370 м (1932). На батискафах собственной конструкции опускался на глубину 1380 м (1948) и 3160 м (1953). смотреть

ПИККАР (ПИКАР) (PICCARD) ОГЮСТ (18841962)

ПИККАР (Пикар) (Piccard) Огюст (1884-1962) , швейцарский физик. В полетах на стратостатах собственной конструкции достиг высоты 15 780 м (1931) и 16 370 м (1932). На батискафах собственной конструкции опускался на глубину 1380 м (1948) и 3160 м (1953). смотреть

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Отец стратостата и батискафа

В историю техники швейцарский конструктор Огюст Пиккар вошел как покоритель сразу двух стихий: воздуха и воды. На стратостате собственного изобретения ему удалось подняться на высоту 23 километра, а сделанный им глубоководный аппарат погружался на дно Марианской впадины. Отвечая на вопрос, почему он создал столь разные устройства, Пиккар шутливо отметил, что на самом деле они очень похожи — и поэтому судьба нарочно сделала так, чтобы их мог сконструировать один и тот же ученый.


Все выше, и выше, и выше…
Огюст Пиккар и его брат-близнец Жан родились в 1884 году в швейцарском Базеле в семье профессора химии. Братья пошли по стопам отца — оба стали университетскими профессорами. Правда, Жан выбрал аналогичную специальность, а Огюст предпочел физику. Он преподавал в университете Брюсселя и занимался изучением изотопов урана, а также радиоактивных космических лучей.

Именно темы его исследований обусловили конструкторскую деятельность Огюста Пиккара — ведь элементарные частицы, движущиеся в околоземном пространстве, гораздо легче зафиксировать на большой высоте, где их движению не мешают плотные слои атмосферы. И в 1930 году ученый сконструировал аппарат для подъема в стратосферу, получивший название FNRS-1 (аббревиатура словосочетания Fonds National de la Recherche Scientifique — Национальный фонд научных исследований, бельгийская организация, которая финансировала создание устройства).

Стратостат состоял из шара диаметром 30 метров, который заполнялся водородом. К нему крепилась изготовленная из алюминия герметичная гондола. Пиккар довольно оригинально решил проблему ее терморегуляции. Одна половина гондолы была выкрашена в белый цвет, другая — в черный. Таким образом, поворачивая кабину той или иной стороной к солнцу, экипаж добивался ее нагревания либо охлаждения. Правда, во время первых полетов устройство поворота не всегда срабатывало — и исследователи страдали то от жары, то от холода.

Воздухоплавательное устройство было построено за год, первый в истории полет в стратосферу состоялся в 1931 году. Вместе с Огюстом Пиккаром туда поднялся его ассистент Пауль Кипфер. Аппарат стартовал на окраине немецкого города Аугсбурга (юго-запад Баварии) и достиг высоты 15 785 метров. Для исследований космического излучения на гондолу снаружи были установлены специальные приборы.

Эта воздушная экспедиция едва не закончилась трагически: веревка, приспособленная для открывания клапана, стравливающего водород, зацепилась за стропу. Поэтому полет, длившийся 17 часов 28 минут, был практически неуправляемым. В конце концов исследователи приземлились на леднике Гургль в тирольских Альпах — на высоте 2,5 километра. Через некоторое время их обнаружил лыжный полицейский патруль.

За шесть лет Огюст Пиккар с разными напарниками совершил 27 полетов в стратосферу. Максимальная высота, достигнутая стратостатом, превысила 23 километра. Приборы следили за направленностью космических лучей, их интенсивностью на разных высотах, степенью их поглощения слоями свинца и парафина. Это позволило сделать огромный шаг вперед в изучении данного явления.

«Принцип утюга»
В середине 1930-х годов Огюсту Пиккару пришла в голову идея: герметичную гондолу можно использовать для изучения океанских глубин. Такой аппарат принципиально отличался от существующих субмарин. Подводные лодки имеют положительную плавучесть — они погружаются из-за того, что в балластных резервуарах воздух заменяется забортной водой. Когда он, наоборот, выталкивает воду, лодка всплывает.

Аппарат Пиккара, названный батискафом, обладает отрицательной плавучестью. Принцип его погружения сам ученый назвал «принципом утюга». То есть в «естественном» состоянии батискаф, в отличие от подводной лодки, должен опускаться на дно. Его удерживает прикрепленный сверху большой поплавок, наполненный бензином, который гораздо легче воды и, в отличие от воздуха, не поддается сжатию — а следовательно, оболочка поплавка не будет деформироваться под воздействием огромного давления.

Когда часть бензина замещается водой, батискаф начинает погружение. А чтобы подняться на поверхность, в нем предусмотрена способность избавляться от тяжелого металлического балласта — дроби или пластин. Балласт удерживается электромагнитами, и если система энергоснабжения выйдет из строя, батискаф сразу начинает всплывать.

В 1937 году Огюст Пиккар приступил к конструированию такого аппарата — но работы по его созданию были прерваны начавшейся Второй мировой войной.

Подготовка к рекорду погружения
Конструирование глубоководного устройства продолжилось в 1946 году, батискаф получил название FNRS-2. Емкость поплавка составляла 30 кубических метров, диаметр гондолы — чуть более двух метров, расчетная глубина погружения — до четырех километров.

Первые испытания проводились без людей на борту и с постепенным увеличением глубины погружения аппарата. Сам Пиккар опускался в нем на дно два раза — в 1948 и 1953 годах. Батискаф пришлось долго и серьезно дорабатывать — и только в 1954 году аппарат, названный FNRS-3, с экипажем на борту погрузился на рекордную для того времени глубину 4176 метров.

Но Огюст Пиккар продолжал усовершенствование устройства. Начиная с 1952 года он вместе со своим сыном Жаком работал над конструкцией батискафа Trieste (названного в честь итальянского города Триест, на верфи которого его построили в 1953 году). Аппарат, по сути, являлся улучшенной копией FNRS-2, при этом его гондола была увеличена в размерах и значительно укреплена.

С 1953 по 1957 год батискаф Trieste под управлением молодого Пиккара совершил несколько глубоководных погружений в Средиземном море — причем в одном из них принимал участие уже 70-летний Огюст.

В 1958 году аппаратом заинтересовалось военно-морское ведомство США. Американцы выкупили устройство и доработали его на германском заводе Круппа, укрепив гондолу высокопрочной сталью. После этого, согласно расчетам, устройство могло бы выдержать погружение на глубину до 13 километров.

Собственно, эта цифра говорила лишь о запасе прочности батискафа — ведь на нашей планете самым глубоководным местом является Бездна Челленджера в Марианской впадине, которая примерно на 11 километров ниже уровня моря. Именно для погружения туда был подготовлен модернизированный Trieste. Поплавок аппарата имел объем 85 кубических метров, толщина стенок гондолы — почти 13 сантиметров. Вес балласта составлял девять тонн, на гондоле имелись один иллюминатор из прочного органического стекла и прожектор с кварцевой лампой. С помощью гидроакустической системы связи у экипажа имелась возможность голосового общения с надводными кораблями.

Покорение Марианской впадины
23 января 1960 года батискаф Trieste, на борту которого находились Жак Пиккар и лейтенант ВМС США Дон Уолш, достиг самой глубокой на планете точки океанского дна. Погружение продолжалось 4 часа 48 минут и завершилось на отметке 10 916 метров ниже уровня моря. Давление на этой глубине в 1100 раз больше атмосферного! Но экипажу батискафа посчастливилось сделать важнейшее океанологическое открытие: они увидели, как мимо иллюминатора проплывают 30-сантиметровые рыбы, напоминающие камбалу.

До этого считалось, что на глубине свыше шести километров никакой жизни не существует, более того — из-за высокого давления там не происходит перемещения водных масс (такое мнение также было опровергнуто).

Погружение на грунт Бездны Челленджера не только стало рекордным для глубоководных экспедиций, но и спасло планету от экологической катастрофы: ядерные державы отказались от планов захоронения радиоактивных отходов на дне Мариинской впадины. Страшно даже представить, к чему могло привести такое отравление Мирового океана.

Пробыв на грунте около 20 минут, аппарат Trieste начал движение вверх. Подъем занял 3 часа 15 минут. Врачи, обследовавшие обоих поднявшихся из глубины пилотов, установили, что они совершенно здоровы.

Батискаф еще несколько лет использовали для поиска пропавших подводных лодок и обследования участков морского дна. В 1963 году он был разобран, и его части поместили в Морской музей США в Вашингтоне.

Огюст Пиккар не дожил до этого торжественного события, он скончался в Лозанне годом раньше — в возрасте 78 лет. На похоронах гроб с его телом был накрыт швейцарским флагом, который в гондоле батискафа Trieste в 1960 году побывал на дне Марианской впадины.


27 мая 1931 года швейцарские ученые Огюст Пикар и Пауль Кипфер совершили первый в истории полет в стратосферу. Через 15 лет Пикар сконструировал первый в истории батискаф. Его работы по созданию глубоководных аппаратов увенчались погружением на дно Марианской впадины.

1. Простой физик, исследователь урана

Огюст Пикар (1884 — 1962) был «потомственным профессором». Родился в Базеле в семье профессора химии Жюля Пикара. Его брат — Жан Пикар — также стал профессором химии. И Огюст после окончания Технологического института в Цюрихе через некоторое время, как и требовали семейные традиции, также стал профессором в Университете Брюсселя. Но профессором физики, а не химии.

В Университете он занимался научной деятельностью в области геофизики и геохимии. Значительный объем его исследований был посвящен модной в 20-е годы теме радиоактивных свойств изотопов урана. На этом поприще заслужил международное признание, в связи с чем был избран членом Международного института физики и химии.

Но в 1930 году, «оторвавшись от почвы», Огюст Пикар переключился на исследование верхних слоев атмосферы. А поскольку для этого не существовало необходимых высотных летательных аппаратов, Пикар, будучи не только ученым-теоретиком, но и обладая инженерно-конструкторским талантом, разработал уникальный аппарат, получивший название FNRS-1.

2. Штурм высоты

FNRS-1 — первый в истории стратостат, способный достигать с воздухоплавателями на борту верхних слоев атмосферы. Его название является аббревиатурой Бельгийского фонда национальных исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique, FNRS), который поддержал строительство Пикаром стратостата.

Шар, поднимавший FNRS-1 в воздух, был традиционным для аэростатов. Это была наполняемая водородом оболочка диаметром 30 метров, имевшая объем в 14130 куб.м.

Гондола же была новым словом в воздухоплавании. Она была полностью герметичной. Изготовленная из алюминия, она представляла собой шар диаметром 2,1 метра, весивший 732 килограмма.

Оригинально была решена проблема терморегуляции внутри гондолы. Одна ее половина была покрашена в черный цвет, вторая — в белый. Поворачивая гондолу той или иной стороной к Солнцу, можно было добиваться ее нагревания либо охлаждения. Однако в первых полетах устройство поворота не срабатывало, из-за чего экипаж испытывал значительный дискомфорт. Воздух в гондоле или постоянно нагревался или же постоянно охлаждался. Учитывая, что на больших высотах температура опускается до минус сорока градусов и ниже, эти полеты представляли собой определенный риск для жизни.

Через год стратостат был готов. Первый полет был ориентировал не столько на достижение рекорда высоты полета, хоть он и был установлен, сколько для исследования свойств стратосферы — химического состава воздуха, а также интенсивности космического излучения. Для чего снаружи на гондолу были установлены научные приборы.

Первый полет, начавшийся на окраине города Аугсбурга, вместе с Пикаром совершил ассистент Пауль Кипфер. В процессе полета была достигнута высота 15 781 метр.

Первый полет стал испытанием не только стратостата, но и мужества воздухоплавателей. Из-за того, что веревка, стравливающая водород из шара, зацепилась за стропу, не удавалось открыть клапан. В связи с чем полет продолжительностью 17 часов 28 минут был практически неуправляемым. В половине десятого вечера стратостат приземлился на высоте около 2 500 метров на ледник Гургль в тирольских Альпах. Под утро воздухоплавателей обнаружил лыжный патруль, который помог Пикару и Кипферу добраться до близлежащей деревушки.

За 6 лет Пикар на постоянно совершенствовавшемся FNRS-1 совершил 27 полетов с разными членами экипажа. Максимальная высота, на которую смог подняться стратостат, превышала 23 тыс. метров.

3. «Принцип утюга»

В 1937 году Пикар, вдохновившись идеей погружения в пучины морские, начал разрабатывать принципиально новый тип подводного плавcредства, получившего название батискафа. Дело в том, что субмарины в надводном положении имеют «положительную» плавучесть, батискаф — всегда только «отрицательную». Подводная лодка погружается за счет того, что открываются клапаны вентиляции в балластных системах, воздух замещается забортной водой, и положительная плавучесть становится отрицательной. Для перемещения по вертикали рулями создается дифферент (наклон продольной оси относительно горизонтали), а воздух в балластных системах либо стравливается, давая место воде, либо расширяется, выдавливая воду наружу.

Батискаф же плавает по «принципу утюга». В надводном состоянии его удерживает находящийся над гондолой с экипажем громадный поплавок, заполненный бензином. Поплавок имеет и еще одну важную функцию: в подводном положении он стабилизирует батискаф по вертикали, предотвращая раскачивание и переворачивание. Когда из поплавка начинают медленно выпускать бензин, который замещается водой, батискаф начинает погружение. С этого момента у аппарата только один путь — вниз, на дно. При этом, естественно, возможно и перемещение в горизонтальном направлении при помощи приводимых в движение двигателем гребных винтов.

Для того чтобы подняться на поверхность, в батискафе предусмотрен металлический балласт, который может быть дробью, пластинками или болванками. Постепенно освобождаясь от «избыточного веса», аппарат поднимается. Металлический балласт удерживается электромагнитами, так что если с системой энергоснабжения что-то случается, то батискаф сразу, словно стартующий в небо аэростат, «взмывает» вверх.

До Огюста Пикара плавсредств такого типа не существовало.

4. Первый батискаф

С конструированием своего первого океанического детища, которое было названо FNRS-2, Пикар провозился до 1946 года, что было связано с бушевавшей в Европе мировой войной. FNRS-2, рассчитанный на экипаж из двух человек, весил 10 т. Емкость сравнительно компактного поплавка составляла 30 куб.м., а диаметр гондолы — 2,1 м. Расчетная глубина погружения составляла 4000 м.

Ввиду принципиальной новизны аппарата и опасения за прочность гондолы довольно долго испытания проводились без экипажа на борту. Вначале батискаф опустился на 25 м. А через год глубину погружения довели до 1380 м. Однако на этом все и завершилось: во время буксировки батискафа в штормовых условиях тросом был серьезно поврежден поплавок. Предстояло не только его отремонтировать, но и продолжить доработки по результатам испытаний. Однако Бельгийский национальный фонд научных исследований отказался от дальнейшего финансирования проекта.

И в 1950 году FNRS-2 передали французскому ВМФ. Французские инженеры в итоге добились, чтобы в 1954 году модернизированный батискаф, получивший новое имя FNRS-3, погрузился на 4176 м с экипажем на борту.

5. Непобиваемый рекорд

В 1952 году Огюст вместе с подросшим сыном Жаком Пикаром (1922 — 2008), успевшим поучиться в Женевском и Базельском университетах, приступил к созданию батискафа-рекордсмена Trieste. Аппарат был назван в честь итальянского города Триеста, на верфи которого он был построен в 1953 году. Столь короткие сроки разработки объяснялись тем, что «Триест» не имел принципиальных конструктивных отличий от FNRS-2. Разве что были увеличены габариты прототипа да усилена конструкция гондолы.

С 1953 по 1957 год Trieste, пилотом которого стал молодой Пикар, совершил несколько погружений в Средиземном море, достигнув глубины 3150 м. Причем в первых из них принимал участие и отец, которому тогда было уже 70 лет.

В 1958 году батискаф купил ВМФ США. После его доработки на заводе Круппа в Германии, где гондола была упрочнена высококачественной легированной сталью, Trieste обрел способность погружаться на глубину до 13 000 метров. Именно на этой конструкции и был установлен непобиваемый рекорд.

23 января 1960 года Trieste, пилотируемый Жаком Пикаром и лейтенантом ВМФ США Доном Уолшем, достиг самой глубокой точки океанского дна — бездны Челленджера, расположенной в Марианской впадине. Погружение продолжалось 4 часа 48 минут и завершилось на отметке 10911 метров относительно уровня моря. На этой страшной глубине, где чудовищное давление в 108,6 МПа (что более чем в 1100 раз больше нормального атмосферного) сплющивает все живое, исследователи сделали важнейшее океанологическое открытие: увидели, как мимо иллюминатора проплывают две 30-сантиметровые рыбки, похожие на камбалу. До этого считалось, что на глубинах, превышающих 6000 м, никакой жизни не существует.

Пробыв на дне около двадцати минут, Trieste начал подниматься наверх. Подъем занял 3 часа 15 минут. На поверхности врачи не зафиксировали каких бы то ни было отклонений от нормы состояния здоровья двух смельчаков.

Одним из практических результатов этого погружения, благотворно повлиявшим на экологическое будущее планеты, стал отказ ядерных держав от захоронения радиоактивных отходов на дне Марианской впадины. Дело в том, что Жак Пикар экспериментально опроверг бытовавшее в то время мнение о том, что на глубинах свыше 6000 метров не происходит восходящего перемещения водных масс.

Если сложить по вертикали максимальную высоту подъема стратостата и максимальную глубину погружения батискафа, сконструированных Огюстом Пикаром, то получится 34 километра!

6. Параметры рекордсмена

Trieste в его последнем, «чемпионском», варианте имел поплавок длиной 15 метров и объемом 85 куб.м. Толщина стенок поплавка, укрепленных внутри шпангоутами, составляла всего лишь 5 мм. Толщина стенок гондолы диаметром 2,16 метра равнялась 127 мм. Балласт из металлической дроби, которая порционно сбрасывалась электромагнитами для всплытия, обладал массой в 9 тонн. Имелся один иллюминатор для наблюдений, изготовленный из оргстекла, а также прожектор с кварцевой дуговой лампой.

Батискаф имел автономную систему регенерации воздуха, которая используется на космических аппаратах. При этом имелась возможность голосового общения с поверхностью при помощи гидроакустической системы связи.

В дальнейшем при помощи Trieste в Атлантическом океане безрезультатно пытались найти пропавшую субмарину Thresher, а также проводили обследование различных участков океанского дна. В 1963 году легендарный батискаф был разобран и помещен в Морском музее США в Вашингтоне.

Огюст Пикар не дожил до этого печального события. Годом раньше он умер в Лозанне. Гроб с его телом был накрыт швейцарским флагом, побывавшим на дне Марианской впадины.

Огю́ст Пикка́р (Auguste Antoine Piccard) - швейцарский исследователь, физик, изобретатель стратостата и батискафа, конструктор батискафа «Триест», совершившего рекордное погружение в Марианскую впадину.

Родился 28 января 1884-го в Базеле, Швейцария в семье профессора химии местного университета Жюля Пикара. Его брат-близнец Жан Пикар впоследствии также стал химиком.

Огюст проявлял интерес к науке с детства, учился в Государственном Технологическом Институте в Цюрихе и стал профессором физики в университете в Брюсселе в 1922-м. В том же году родился его сын Жак Пикар. Огюст Пикар выполнил ряд работ в области геофизики и геохимии, занимался исследованием урана-235. В 1927-м стал членом Международного института физики и химии в Брюсселе (Solvay Congress).

В 1930-м интерес к аэронавтике и к исследованиям верхних слоёв атмосферы побудили его заняться разработкой стратостата - воздушного шара, оборудованного сферической герметичной гондолой из алюминия, позволяющей совершать полёты в верхних слоях атмосферы при сохранении нормального давления внутри гондолы. Проектирование и создание гондолы было осуществлено при поддержке бельгийской организации Fonds National de la Recherche Scientifique (FNRS), в честь которой она была названа FNRS-1.

27 мая 1931-го Огюст Пиккар и Пауль Кипфер совершили первый в мире полёт в стратосферу из Аугсбурга, Германия, достигнув высоты 15 785 м. Во время полёта Пикар собрал важные данные о верхних слоях атмосферы и о космических лучах. 18 августа 1932-го Пикар совершил второй рекордный полёт. Стратостат стартовал из Цюриха и достиг высоты 16 200 м. Всего он участвовал в 27 полётах, достигнув максимальной высоты 23 000 м.

Записки на полях: Отвечая на вопрос, почему после стратостата он стал конструировать батискаф, Огюст Пикар отмечал, что эти аппараты чрезвычайно сходны между собой, хотя их назначение противоположно. Со свойственным ему чувством юмора он пояснял: Возможно, судьбе было угодно создать это сходство именно для того, чтобы работать над созданием обоих аппаратов мог один учёный…

Огюст Пикар умер в 1962 в Лозанне, Швейцария. Гроб с его телом был накрыт швейцарским флагом, побывавшим на дне Марианской впадины в созданном им батискафе.

Внук Огюста Пикара и сын Жака Бертран - известный воздухоплаватель, он первым на аэростате совершил беспосадочное кругосветное путешествие.

Огюст Пиккар (1884-1962) – швейцарский исследователь, физик, изобретатель стратостата и батискафа, конструктор батискафа «Триест», совершившего рекордное погружение в Марианскую впадину.

В биографии Пиккара есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Огюста Пиккара.

ogyust-pikkar

Биография Пиккара

Огюст Пиккар появился на свет 28 января 1884 года в швейцарском городе Базеле. Он рос и воспитывался в семье профессора химии Жюля Пиккара. Еще в детстве мальчик проявлял живой интерес к науке.

После получения среднего образования, Огюст продолжил учебу в технологическом институте. В возрасте 38 лет он удостоился степени профессора физики, а также стал отцом – у него родился сын Жак.

Научная деятельность

Огюст Пиккар увлекался геофизикой и геохимией, став автором многих работ в данных областях науки. Одновременно с этим, он изучал свойства урана-235. В 1927 г. он вошел в состав Международного Института Физики и Химии в Брюсселе.

В скором времени Пиккара заинтересовала аэронавтика. В 1930 г. он занялся изучением верхних слоев атмосферы, задавшись целью создать стратостат, предназначенный для полетов в стратосферу, то есть на высоту выше 11 километров.

Под стратостатом подразумевался воздушный шар, оснащенный герметичной алюминиевой кабиной, напоминающей гондолу. Благодаря герметичности кабины, внутри нее могло сохраняться нормальное давление. 27 мая 1931 г. состоялось историческое событие – Огюст Пиккар и Пауль Кипфер совершили первый в мире полет в стратосферу.

К слову, наполняемая водородом оболочка стратостата достигала в диаметре 30 м, при объеме в 14 130 м³. При этом диаметр 732-килограммовой алюминиевой гондолы составлял 2,1 м. На данном аппарате из немецкого города Аугсбург, первооткрыватели поднялись в воздух на высоту 15 785 м.

ogyust-pikkar-8

Полет стал настоящей сенсацией, о которой писала вся мировая пресса. Стоит заметить, что в ходе полета, Огюст Пиккар собрал ценную информацию о верхних слоях атмосферы и космических лучах.

Примерно спустя год, Пиккар совершил 2-й рекордный полет в паре с Максом Козинсом. На этот раз стратонавты смогли подняться еще выше – на 16 200 м. За годы научной карьеры Огюст выполнил 27 полетов. Наивысшая точка, до которой ему удалось подняться, составляла целых 23 000 м!

На этом ученый не остановился, решив с головой окунуться в исследование океанских глубин. Пиккару пришла мысль о том, что принцип баллона с герметичной гондолой, может стать прекрасным подспорьем для изучения морских глубин.

В 1937 г., произведя соответствующие математические и физические расчеты, Огюст создал небольшую металлическую гондолу, которая могла выдерживать сильное давление. После этого он продолжил работу над постройкой аппарата, но окончить ее так и не смог, по причине, разразившейся Второй мировой войны (1939-1945).

Только по окончании военных действий Пиккар смог завершить всю работу, представив уникальный аппарат – батискаф «FNRS-2». Стальная конструкция батискафа, внешне похожая на гондолу, отличалась высокой прочностью. Для погружения батискафа ученый задействовал металлическую дробь, которая удерживалась электромагнитами.

Таким образом, Огюст мог регулировать скорость погружения: если она становилась слишком высокой, ток отключали, вследствие чего часть дроби высыпалась. «FNRS-2» смог совершить несколько непилотируемых погружений в 1948 г. и спустя пару лет был отдан в распоряжение французского флота.

В 1954 г. после модернизации аппарата, батискаф с экипажем на борту выполнил погружение на глубину 4 176 м. Позднее Пиккар вместе с сыном сконструировал еще более усовершенствованный батискаф «Триест». На данном аппарате Огюст многократно опускался на большие океанские глубины, хотя ему уже шел 70-й год.

ogyust-pikkar-3

В начале 1960 г. сын Пиккара – Жак и офицер ВМС США Дон Уолш выполнили рекордное в истории погружение на «Триесте» – достигли дна Марианской впадины – 10 916 м, то есть глубочайшей точки мирового океана на планете. После всплытия Жака и Дона встречали как настоящих героев.

Любопытно, что Огюсту Пиккару также принадлежит идея создания мезоскафа – подводного обитаемого аппарата, предназначенного для изучения средних глубин (до 1000 м), часто недоступных для стандартных подлодок.

Первый мезоскаф был построен в 1964 г. его сыном Жаком и носил имя «Огюст Пикар». Интересно, что внук Огюста и сын Жака – Бертран, стал знаменитым воздухоплавателем: он был первым, кто смог совершить на аэростате беспосадочное кругосветное путешествие.

Смерть

Огюст Пиккар умер 24 марта 1962 года в возрасте 78 лет. Гроб с телом ученого был накрыт швейцарским флагом, побывавшим на дне Марианской впадины в построенном им батискафе.

Фото Огюста Пиккара

Огюст Пикар с семьей и инженером перед капсулой стратосферного шара Огюст Пикар и помощник Пол Кипфер

ogyust-pikkar-7
ogyust-pikkar-4

ogyust-pikkar-2
ogyust-pikkar-6

Читайте также: