Снегоход мысль 2 моделист конструктор

Обновлено: 13.05.2024

Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3. Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Мысль» — описание изготовления последнего и самого мощного «палочника» (снегохода, имеющего гусеницу с траками из деревянных брусков) по прозвищу «Топтыгин».

Конструкция. «Топтыгин» — это трёхопорный, двухместный снегоход с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем от мотоцикла «Иж-Планета-3».

Двигатель смещён вправо от оси симметрии перед водителем. При такой компоновке обошёлся без промежуточного вала. Правда, в трансмиссии пришлось выходную звёздочку вторичного вала перенести наружу на удлинительную втулку. Длина её выбрана такой, чтобы цепь привода проходила между лонжероном рамы и гусеницей. Умышленно не привожу точных размеров втулки по длине — они зависят от расположения двигателя на раме. Компоновка позволила без переделок и подгонок пользоваться штатной педалью переключения передач, управляя ею теперь правой ногой. А для удобства пуска двигателя установил дополнительный рычаг на стойку рамы и соединил его тягой со штатным пусковым рычагом двигателя.

Рама снегохода изготовлена из водопроводных труб и уголков. Она сварена при помощи бытового сварочного аппарата АДЗ-150 электродами УОНИ. Гибка труб производилась вручную — простейшим втулочным трубогибом с длинной ручкой. Поворотные кулаки, пластины крепления -опорной лыжи и лыжи поддержки привариваются по месту при сборке на стапеле. Особенность рамы в том, что она трапециевидная (расстояние между её лонжеронами впереди больше, чем сзади). Но это скорее дизайнерское решение, чем конструкторское.

Дуги опорной и поддерживающих лыж рекомендую приваривать к раме после установки на ней ведущего и ведомого валов и предварительного натяжения гусеничной ленты.

Гусеничный движитель — подобен тем, что уже были на предыдущих снекончиков валов компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников.

Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины или боковины покрышки от трактора К700; нужно только поливать водой места реза для смазки. Метод точного вырезания состоит в том, что сначала изготавливается металлический шаблон звёздочки с отверстиями для крепления. Затем на ось надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.

Как уже было отмечено, основное отличие монтажа гусеницы на раме «Топтыгина» от прежних снегоходов в том, что расположение приводного вала значительно выше, чем натяжная ось (для её крепления к раме приварена даже дополнительная накладка). Такое конструктивное решение заметно увеличило проходимость снегохода.

Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3

Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3

Снегоход «Топтыгин»

Снегоход «Топтыгин»:

1 —рулевая лыжа (2 шт.); 2 — антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3 — капот-обтекатель (дюралюминий, лист s1); 4 — фара (от трактора); 5 —ветровое стекло (оргстекло s5); 6—руль; 7—инструментальный ящик (бакелитовая фанера s5); 8—сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 9—ограждение багажника (стальная труба Ø16); 10 —облицовка гусеничной ниши (бакелитовая фанера s5); 11—гусеничный движитель; 12—багажник; 13—рама; 14—пол

Компоновочная схема снегохода

Компоновочная схема снегохода:

1 —рулевая лыжа (2 шт.); 2—антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3—двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 4—бензобак (10-л металлическая канистра); 5—руль; 6—инструментальный ящик; 7—сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 8—спинка сиденья (поролон, кожзаменитель); 9—багажник; 10—натяжной механизм гусеницы (2 шт.); 11—гусеница; 12—натяжной узел гусеничного движителя; 13—опорная лыжа; 14—поддерживающая лыжа (2 шт.); 15—приводной узел гусеничного движителя; 16—пусковой рычаг; 17—рычаг переключения передач; 18—поворотный кулак (2 шт.); 19—удлинительная втулка со звёздочкой; 20—рама; 21 —пол; 22—фонарь габаритного огня (2 шт.); 23—натяжитель цепи промежуточного вала; 24—рычаг поворотного кулака (2 шт); 25—рулевой вал; 26—рулевая тяга (2 шт.)

Узел приводного вала

Узел приводного вала:

1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25,2 шт.); 2—приводной вал (стальная труба Ø42×32); 3—прижимной диск зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 4—щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6—наконечник вала (сталь, круг 42, 2 шт.); 7—ступица приводной звёздочки вала (сталь, круг 60); 8—приводная звёздочка (z=15, t=15,875); 9—штифт(сталь 10, L60); 10—соединение зубчатого колеса со щекой и диском (болт М8х46 с шайбой и гайкой, 8 компл.); 11—корпус подшипника (сталь, круг 48, 2 шт.); 12—основание корпуса подшипника (сталь, лист s8,2 шт.) 13—самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.)

Рама

Рама:

1—лонжерон (сталь, прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 2—втулка поворотного кулака рулевой лыжи (стальная труба Ø42×52,2 шт.); 3—бампер (стальная труба Ø22); 4—верхний подкос (стальная труба Ø22, 2 шт.); 5—подкапотная дуга (стальная труба Ø22); 6—портал (стальная труба Ø22); 7—нижний подкос (стальная труба Ø22, 2 шт.); 8—продольная балка пола (стальная труба Ø22, 2 шт.); 9—поперечная дугообразная стойка пола (стальная труба Ø22,2 шт.); 10—дуга под держивающих лыж (стальная труба Ø22); 11 —дута спинки сиденья; 12—ограждение багажника (стальная труба Ø16,2 шт.); 13—задний портал (стальная труба Ø22); 14—фаркоп; 15—накладка (стальной прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 16—дуга опорной лыжи (стальная труба Ø22); 17—косынка (стальной лист s4, по потребности); 18—траверса (стальная труба Ø36); 19—упор для механизма натяжения гусеницы (стальной лист s4)

Узел натяжной оси

Узел натяжной оси:

1—каток (резина, лист s25, 2 шт.); 2—ось (труба Ø42×32); 3—прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4—щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, Ø42,2 шт.); 7—соединение катка со щекой и диском (болт М8х46 с шайбой и гайкой, 8 комплектов); 8—корпус подшипника (сталь, Ø48, 2 шт.); 9—основание корпуса подшипника (сталь, лист s8,2 шт.) 10—самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.)

Для монтажа гусеничного блока на раме в первую очередь размечаются и сверлятся отверстия для болтов крепления корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления задней натяжной оси и в полке накладки прорезаются продолговатые отверстия (пазы) для натяжения-ослабления гусеницы путём перемещения корпусов подшипников.

Натяжение гусеницы производится перемещением корпусов подшипников (при ослаблении их крепёжных болтов) ведомого вала (а точнее — задней оси) резьбовыми натяжителями по продолговатым отверстиям (пазам) в накладке лонжерона рамы.

Здесь же хочу отметить, что корпуса подшипников приводного вала и натяжной оси смонтированы на лонжероне рамы в разных уровнях и «зеркальном отображении»: первые два установлены сверху на горизонтальной полке уголка, а вторые прикреплены к горизонтальной полке накладки снизу. Это обеспечило нужное превышение положения приводного вала с ведущими звёздочками по отношению к натяжной оси с катками.

Опорная лыжа. У неё также несколько функций: она распределяет нагрузки на всю площадь контакта со снегом (как через траки, так и непосредственно сама в промежутках между ними); является направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков.

Опорная лыжа изготовлена из обыкновенной берёзовой фанеры толщиной 10 мм, пропитана горячей натуральной олифой. Можно изготовить опорную лыжу из металлического листа и оклепать по периметру полиэтиленовыми полосами толщиной 10 мм.

Отличным материалом для облицовки нижней поверхности опорной лыжи является листовой полиэтилен. При его использовании обеспечивается низкое трение и как следствие — малый износ траков.

Опорная лыжа

Опорная лыжа:

1—полоз (фанера s10) 2 — подошва (полиэтилен лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5, 4 шт.) 4 — сайлентблок (от автомобиля «Ока, 4 шт.); 5—стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — подкос (сталь, труба Ø12, 2 шт.); 7 — заклёпка (алюминий Ø3); 8—подкладная шайба (сталь, компл.)

Поддерживающая лыжа

Поддерживающая лыжа:

1 — полоз (дюралюминий, лист s10); 2—опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 — сайлент-блок (от автомобиля «Ока»); 4—заклёпка (алюминий, Ø5)

Гусеница

Гусеница:

1—трак (берёзовый брус 45×25, компл.); 2—несущая полоса (2 шт.); 3—соединительная накладка (резинотканевая транспортёрная лента 40×10); 4—специальная шайба «бонка» (дюралюминий); 5 — крепёжные детали

Опорная лыжа в сборе крепится к раме через сайлент-блоки. Резиновые упругие элементы в них гасят вибрацию и удары от плотных снежных и особенно ледяных комьев, спасая деревянные траки от поломки.

Одним из важных условий монтажа опорной лыжи на раме являются параллельность её боковых краёв оси симметрии рамы и обязательное расположение её подошвы ниже катков ведомого вала на 15 — 20 мм.

Передние (рулевые) лыжи — разные по ширине. Правая из них (по ходу движения) — на 20 мм шире левой для компенсации массы несимметричного расположения силового агрегата и промежуточного вала. Основа лыжи, как и у опорной, — водостойкая 10-мм фанера. Носок лыж нагревался паяльной лампой и загибался. В этом положении был укреплён трубчатым подкосом, к которому цепляется антиклевковая пружина. Подошва обшита полиэтиленовым листом толщиной 5 мм, за неимением подобного капронового. К каждой лыже приклёпаны по паре краевых подрезов из дюралюминиевого уголка 40×40 мм.

Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка на подошвах лыж позволяют легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Для защиты рамы от ударных нагрузок и повышения комфортабельности езды на стойки поворотных кулаков надеты достаточно жёсткие демпферные пружины.

Для улучшения характеристик двигателя механическое зажигание было заменено электронным. Двухлопастный радиальный вентилятор охлаждения крепится на удлинённый болт ротора зажигания. Просто и очень надёжно!

«Топтыгин» оборудован одной передней фарой, вмонтированной в дюралюминиевую облицовку-капот моторного отсека, и задними габаритными огнями.

Ветровое стекло с подобранным углом наклона направляет встречный воздух поверх шапки водителя. Также происходит подача прогретого воздуха от цилиндра двигателя в область ног и рук вентилятором принудительного охлаждения.

Управляющие лыжи изготовлены из обыкновенной 10-мм фанеры, пропитаны олифой, окрашены и обшиты снизу листовым полиэтиленом. Изгиб носовой части достигается путём динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением водой и плавным подгибом в приспособлении. После остывания фанеры лыжа готова для дальнейшей сборки. Опорная пластина, уголки и ушки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены зацело. Трубчатые упоры предохраняют лыжи от поломки; служат удобными ручками при кантовании снегохода и креплением оттяжных пружин. Оттяжные пружины спасают от клевков и врезаний в снег при переездах через снежные препятствия.

Параллельность управляющих лыж и подрезов на их подошвах — обязательное условие лёгкости управления и повышения проходимости снегохода по снежной целине. Регулировка параллельности лыж выполняется резьбовыми муфтами на рулевых тягах.

Передний капот-обтекатель изготовлен из листового дюралюминия, облицовка инструментального ящика под сиденьем, пол, а позднее и боковые щитки гусеницы — из бакелитовой 4-мм берёзовой фанеры. Крепёжные ушки облицовки привариваются по месту.

Сиденье изготовлено из фанерного основания, поролона и прочного непромокаемого кожзаменителя. Крепится сиденье к инструментальному ящику крючком и болтом с барашковой гайкой.

Рулевая лыжа

Рулевая лыжа:

1 — полоз (бакелитовая фанера s10); 2—подошва (полиэтилен, лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 4—ушко кронштейна (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—подрез (дюралюминиевый уголок 40×40, 2 шт.); 6—подкос (труба Ø10); 7—заклёпка Ø5 с нижней потайной головкой; 8—стальная подкладная шайба

Рулевое управление

Рулевое управление:

1 —руль; 2—рулевой вал; 3—сошка; 4-—рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5—регулируемая тяга (2 шт.); 6—регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контргайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10 — подшипник скольжения поворотного кулака (бронза, 2 шт.); 11—пружина сжатия (2 шт.); 12—сайлентблок (от а/м «Ока», 2 шт.); 13—опорный кронштейн рулевого вала; 14—кронштейн фиксации рулевого вала на переднем портале рамы; 15 —штифт (2 шт.); 16—траверса рамы (труба Ø36); 17—втулка поворотного кулака (труба Ø42,2 шт.); 18—подшипник скольжения (бронза, 4 шт.)

Узел удлинительной втулки выходной звёздочки вторичного вала двигателя

Узел удлинительной втулки выходной звёздочки вторичного вала двигателя:

1—удлинительная втулка (сталь); 2—шлицевая вставка; 3—выходная звёздочка; 4—корпус подшипника; 5—подшипник; 6—шток механизма сцепления; 7—картер двигателя; 8—крепёжный болт корпуса подшипника к лонжерону рамы

Во многом «Топтыгин» повторял конструктивные решения предыдущих снегоходов типа «Мысль», но это — от авторского взгляда на предмет и, в общем-то, достаточно удачной конструкции прототипа. Но по сравнению с «Топтыгиным» все «мысли» были чем-то вроде его масштабных моделей. Мощный двигатель придал этому «медведю-шатуну» хорошую динамичность, две поворотные лыжи — манёвренность, а длинная и широкая гусеница — завидную проходимость по снежной целине.

Первые пробные испытания этой же зимой (а точнее ранней весной) стали и последними. Снег как-то неожиданно быстро растаял. Следующего же обильного снега пришлось ждать до начала декабря. Лишь в декабре следующей зимы провёл полные испытания по покрывшимся снегом полям и лесам. Они-то и показали, что вновь внедрённая в конструкцию мягкая рессорная подвеска опорной лыжи не оправдала надежд. Проходимость оказалось не на высоте! Управляемость — непредсказуемая! Да к тому же и двигатель запускался с трудом.

Разобрав снегоход, переделал некоторые узлы: вернул опорной лыжепрежнюю испытанную конструкцию — крепление на четырёх сайлент-блоках четырьмя болтами к кронштейнам-проушинам опорных дуг рамы (чертежи этого модернизированного варианта и были предложены вниманию читателей) . Для улучшения пуска двигателя произвёл полную его переборку с посадкой соединений на силиконовый герметик.

К очередному смотру самодельной снегоходной техники, приуроченному к 23 февраля, «Топтыгин» был готов показать лучшие свои качества. Повторные ходовые испытания он проходил в сосновом бору на южной окраине города — на пути от дома до поляны, где проходили соревнования. Расстояние в 8 километров по свежим нетоптаным снегам не затруднило прибытие к началу показательных выступлений.

По итогам выполнения конкурсных этапов-заданий «Топтыгин» завоевал первое место. А соперников было немало. Справедливости ради надо отметить, что в большинстве своём это были колёсные (на шинах низкого давления) снегоходы.

Впоследствие занялся улучшением дизайна своего снегохода, для чего сначала сделал несколько эскизов общего вида. Наиболее понравившийся воплотил в дело. Его и привожу на чертеже, поскольку фотографий «в полной красе» так и не сделал.

Уже к следующему году, на волне энтузиазма, в Заводоуковске родилось с десяток похожих на «Топтыгина» гусеничных снегоходов, что подтверждают фотографии тех лет.

Уже к следующему году, на волне энтузиазма, в Заводоуковске родилось с десяток похожих на «Топтыгина» гусеничных снегоходов, что подтверждают фотографии тех лет. Жаль, что массы заинтересованных зрителей, большей частью, конечно, мужского пола, а среди него—мальчишки, остались за кадром.

Уже к следующему году, на волне энтузиазма, в Заводоуковске родилось с десяток похожих на «Топтыгина» гусеничных снегоходов, что подтверждают фотографии тех лет. Жаль, что массы заинтересованных зрителей, большей частью, конечно, мужского пола, а среди него—мальчишки, остались за кадром.

Но эти «палочные» снегоходы, в общем-то, завершили эру снегоходов на пневматиках. В условиях сравнительных испытаний все убедились в более высокой проходимости гусеничных «палочников», по сравнению с «ка-мерниками», по рыхлым снегам лесной зоны Тюменской области.

Но «Топтыгин» не прижился в моём гараже. Не охотник я и не рыбак. Нашёлся вариант выгодного обмена на грузовой мотороллер «Муравей» — и я согласился.

Тем, кто задумает построить себе такой же снежный мотоцикл, хочу напомнить, что самодельную технику с объёмом двигателя более 50 см3 придётся везти на техкомиссию и ставить на учёт в технадзор. К тому же, для управления и самодельным снегоходом требуется удостоверение тракториста-машиниста или водительское категории «А».

snegokhod-vnedorozhnik.jpg

С журналом «Моделист-конструктор» я знаком со школьных лет, частенько подбирал из журнала интересные идеи, реализовал их. Со временем накопился и собственный опыт, появились и свои разработки. Одну из них я и хочу предложить вниманию читателей «М-К».
Немного о себе: мне 28 лет, в 1984 году окончил Курганский машиностроительный институт, а сейчас работаю директором Заводоугловской станции юных техников.

В последнее время очень популярными стали колесные снегоходы. На нескольких всесоюзных слетах (последний раз в Тюмени) демонстрировалось множество пневмоходов: и огромные, и поменьше. Да, они не портят тундру, но проходимость их по глубокому и рыхлому снегу не слишком высока: для такого снега у них великовата удельная нагрузка и, как следствие, повышенное встречное сопротивление движению. У нас, на юге Тюменской области, в березовых и сосновых лесах снег именно такой — слишком рыхлый. Поэтому меня увлекла идея саней Неждановского, о которых как-то рассказывалось в «М-К».

f9f4adde5b2b.jpg

В прошлом году я вместе со своим братом Алексеем построил снегоход по схеме «гусеница вокруг лыжи», похожий на тот, о котором рассказывалось в январском номере «М-К» за 1989 год. А затем на опыте эксплуатации этой машины мы разработали и сделали усовершенствованную, названную нами «Мысль-2», которую и представляем на суд читателей.

0513c94e52bd.jpg


Снегоход «Мысль-2» — трехопорный, двухместный, с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем.

Вкратце можно отметить следующие особенности конструкции. Проходимость прекрасная: практически любой снег — не преграда. И это не удивительно: удельная нагрузка на снег составляет около 0,02 кгс/см2. «Мысль-2» обладает к тому же повышенными устойчивостью и управляемостью за счет двух поворотных лыж с направляющими уголками-подрезами. Отмечу также простоту привода (благодаря несимметричной установке двигателя), удобство запуска и переключения передач, высокий клиренс. Несимметричное (справа от водителя) расположение двигателя позволяет осуществить цепной привод на ведущий вал гусеницы и легко и с удобством управлять мотором удлиненными рычагами переключения передач и кик-стартера.

Охлаждение двигателя — воздушное. Центробежный вентилятор с кожухом и воздуховодом установлен на крышке генератора и крепится к цилиндру пружинами. Привод вентилятора — через резиновую муфту.

Гусеница — наиболее важный узел снегохода. Здесь используется эффект скольжения лыжи по заснеженным или обледенелым «тракам» (деревянным брускам) гусеничной ленты. Последняя представляет собой две полосы резинотканевого транспортерного ремня сечением 50X5 мм, к которым через равные промежутки прикреплены поперечные березовые «траки» и направляющие уголки. Соединение концов гусеницы — внахлест, с фиксацией двумя крайними «траками».

Сама гусеничная лента выполняет сразу несколько функций: движителя с грунтозацепами, поверхности скольжения для опорной лыжи и своеобразной цепи, передающей движение от капроновых звездочек ведущего вала.

У опорной лыжи роль также неоднозначна: плоскостное распределение нагрузки на снег, своеобразная направляющая для гусеницы и опорная поверхность скольжения. В связи с последним лыжу необходимо облицевать капроном: это снизит трение и увеличит срок службы деревянных «траков».

Опорная лыжа крепится к раме через резиновые втулки, что сохраняет гибкость конструкции, гасит вибрации, дает лыже некоторую подвижность при изгибах местности.

Передние лыжи оклепаны тонким дюралюминиевым листом, но предпочтительнее все же и здесь применить листовой полиэтилен. Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие из уголка позволяют свободно маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге.

Регулировка параллельности передних лыж выполняется с помощью резьбовых муфт на рулевых тягах. Детали облицовки, пола и кузова изготовлены из фанеры и дюралюминия. Крепежные петли привариваются по месту.

Для облегчения конструкции ведущий и ведомый вал изготовлены из труб. Перемещение последнего регулирует натяжение гусеницы.

Для улучшения характеристик двигателя механическое зажигание заменено на электронное; уменьшена камера сгорания.

Снегоход «Мысль-2» оборудован фарой и задним фонарем, подсветкой багажника под сиденьем. Ветрового стекла на нем нет, однако установка его крайне желательна.

1.jpg

Рис. 1. Снегоход «Мысль-2»:
1 — топливный бак, 2 — рычаг переключения передач, 3 — рычаг пускового устройства двигателя, 4 — днище-крыло, 5 — кузов, 6 — опорная лыжа, 7 — гусеница, 8 — передняя звездочка, 9 — задняя звездочка, 10 — передняя лыжа, 11 — поворотный кулак, 12 — кронштейн крепления опорной лыжи, 13 — амортизатор, 14 — двигатель мотоцикла «Минск» М-103, 15 — глушитель, 16 — подушка сиденья, 17 — рама, 18 — руль, 19 — поперечные тяги рулевого устройства, 20 — фара, 21 — кронштейны крепления руля, 22 — переходник, 23 — шарнир рулевой колонки, 24 — бронзовая втулка, 25 — рулевая колонка, 26 — рулевая сошка, 27 — бронзовая втулка-подпятник, 28 — кронштейн крепления передней лыжи, 29 — втулка поворотного кулака, 30 — шарнир поперечных тяг рулевого устройства, 31 — рычаг поворотного кулака, 32 — цилиндрический штифт, 33 — бронзовые втулки.

Рама сварная, она собирается из «уголков» и водопроводных труб, с помощью промышленного аппарата постоянного тока АДЗ-150 и электродов Ø 3 мм.

Гибка труб — вручную, с предварительным разогревом паяльной лампой. Т-образные соединения усилены косынками.

Пластины крепления опорной лыжи следует приваривать после установки ведущего и ведомого валов и монтажа между ними опорной лыжи.

2.jpg

Рис. 2. Рама:
1 — опоры крепления двигателя, 2 — поперечина (стальной уголок 30X30 мм), 3 — передняя поперечина (стальной уголок 30Х30 мм), 4 — опора рулевой колонки (стальная труба Ø 20 мм), 5, 6 — опора сиденья (стальная труба Ø 20 мм), 7 — поперечины — опоры для установки опорной лыжи, 8 — лонжероны рамы (стальные уголки 35X35 мм, толщина полки 4 мм), 9 — задняя поперечина (стальная труба Ø 22 мм), 10 — втулка поворотного кулака, 11 — кронштейн поворотного кулака.

3.jpg

Рис. 3. Ведущая ось снегохода:
1 — цепная звездочка (от мотоцикла «Минск»), 2 — подшипниковый корпус, 3 — болт, гайка и шайба (для крепления гусеничной звездочки), 4 — гусеничная звездочка (передняя) 5 — трубчатый вал ведущего «моста», 6 — фланец крепления гусеничной звездочки, 7 — подшипник № 203, 8 — втулка цепной звездочки, 9 — вставка.

Лыжи изготовлены из водостойкой фанеры; изгиб «носков» достигается путем предварительного распаривания в кипящей воде и закрепления заготовки на деревянном шаблоне. Если передние лыжи обшиваются дюралюминиевым листом с помощью алюминиевых заклепок, требуется последующее опиливание их выступающих «бугорков». Отверстия в лыжах и направляющих уголках следует сверлить по месту при установке опорных креплений, соблюдая параллельность двух направляющих уголков. Затем сверлятся отверстия и устанавливается трубчатый упор носка лыжи. Опорная лыжа изготавливается аналогично.

Двигатель в сборе с опорными пластинами точно выставляется по ведомой звездочке после установки на раму ведущего вала. Затем сваркой прихватываются опорные пластины к раме. Полная приварка пластин производится при снятом двигателе.

Рычаги кикстартера и переключения передач отпиливаются до размера 60 мм, и к ним привариваются рукоятки, изготовленные из трубы Ø 14 мм.

Гусеничный движитель состоит из переднего ведущего и заднего ведомого валов в сборе со звездочками и подшипниками, опорной лыжи и гусеничной ленты.

4.jpg

Рис. 4. Гусеница снегохода:
1 — болты, гайки и шайбы, 2 — транспортерная резинотканевая лента, 3 — грунтозацеп (березовый брусок), 4 — направляющий уголок.

На раме в соответствии с межосевым расстоянием размечаются отверстия под крепление корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления ведомого вала. Сверлятся отверстия, пропиливаются пазы для натяжного устройства заднего вала.

Так как при сварочных работах возможны деформации рамы, то при изготовлении следует контролировать длину трубки до приварки к выточенным под опорные подшипники концам. Также установив в подшипниках изготавливаемый вал, нужно отрихтовать и проверить соосность. Затем привариваются пластины крепления капроновых звездочек согласно чертежу.

При сверлении отверстий под крепежные болты в капроновых звездочках следует точно выровнять последние по вершинам зубьев и впадинам. После сварки и установки звездочек ведущий и ведомый валы следует еще раз отрихтовать. Капроновые звездочки выпиливаются по шаблону вручную; при этом можно использовать как пилки для металла, так и пилки для дерева. Точная подгонка и заглаживание поверхности — сапожным ножом.

Заготовки для звездочек я сделал из капроновой трубы Ø 150X20 мм. Отпилив кусок необходимой длины, разрезал трубу вдоль и нагрел ее паяльной лампой до пластичного состояния. Расправив заготовку, я положил ее между двух ровных досок и прижал сверху грузом.

5.jpg

Рис. 5. Гусеничный блок:
1 — упор (стальной стержень Ø 10 мм), 2 — ведущая звездочка гусеничного блока (капрон толщиной 20 мм, Z=8), 3 — фланец (стальной лист толщиной 3 мм), 4 — натяжное устройство гусеничного блока, 5 — ведомая звездочка (капрон толщиной 20 мм, Z=10), 6 — грунтозацеп (рейка 16X45 мм), 7 — рама снегохода, 8 — приводная звездочка гусеничного блока (Z=43 от мотоцикла «Минск»), 9 — опорная лыжа, 10 — кронштейн подвески опорной лыжи, 11 — болт М8Х50 с гайкой, 12 — винт М6Х20 с гайкой, 13 — болт М6Х35 с гайкой и шайбой, 14 — направляющая (латунь), 15 — шуруп, 16 — подошва опорной лыжи (капрон).

6.jpg

Рис. 6. Опорная лыжа:
1 — упор (стальной стержень Ø 10 мм), 2 — кронштейн подвески, 3 — лыжа, 4 — подошва (капрон толщиной 4 мм), 5 — направляющая (латунь), 6 — заклепка (алюминий Ø 5 мм).

Облицовка состоит из переднего щитка, пола, кузова-крыла и багажника под сиденьем.

Сиденье включает фанерное основание, поролоновую подушку и водонепроницаемый чехол. Крепится оно к раме специальными крючками и небольшим болтом.

Бензобак (канистра) устанавливается на переднем щитке. Полик выпиливается из водостойкой фанеры (по месту) и крепится на болтах к раме.

В заключение — еще несколько рекомендаций тем, кто возьмется повторить нашу машину. Поломка нескольких полок — траков не сказывается на проходимости и не требует немедленного ремонта. Условия скольжения «гусеницы вокруг лыжи» сохраняются и на укатанной дороге. Снегоход вполне возможно заводить «с толкача», легко буксировать. По укатанному следу машина везет двух пассажиров с грузом 40 кг и буксирует лыжника со скоростью 30 км/ч. Желательно иметь траки с поперечными грунтозацепами для улучшения движения по косогорам.

Краткая техническая характеристика снегохода «Мысль-2»

Тип двигателя, мощность, л. с.: М-103, 9 л. с.

Тип движителя: гусеница

Площадь опоры, м2: 1

Удельное давление на грунт (с водителем массой 80 кг и грузом массой 30 кг), кгс/см2: 0,02

С журналом «Моделист-конструктор» я знаком со школьных лет, частенько подбирал из журнала интересные идеи, реализовал их. Со временем накопился и собственный опыт, появились и свои разработки. Одну из них я и хочу предложить вниманию читателей «М-К».

Немного о себе: мне 28 лет, в 1984 году окончил Курганский машиностроительный институт, а сейчас работаю директором Заводоугловской станции юных техников.

В последнее время очень популярными стали колесные снегоходы. На нескольких всесоюзных слетах (последний раз в Тюмени) демонстрировалось множество пневмоходов: и огромные, и поменьше. Да, они не портят тундру, но проходимость их по глубокому и рыхлому снегу не слишком высока: для такого снега у них великовата удельная нагрузка и, как следствие, повышенное встречное сопротивление движению. У нас, на юге Тюменской области, в березовых и сосновых лесах снег именно такой — слишком рыхлый. Поэтому меня увлекла идея саней Неждановского, о которых как-то рассказывалось в «М-К».

В прошлом году я вместе со своим братом Алексеем построил снегоход по схеме «гусеница вокруг лыжи», похожий на тот, о котором рассказывалось в январском номере «М-К» за 1989 год. А затем на опыте эксплуатации этой машины мы разработали и сделали усовершенствованную, названную нами «Мысль-2», которую и представляем на суд читателей.

Снегоход «Мысль-2» — трехопорный, двухместный, с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем.

Вкратце можно отметить следующие особенности конструкции. Проходимость прекрасная: практически любой снег — не преграда. И это не удивительно: удельная нагрузка на снег составляет около 0,02 кгс/см 2 . «Мысль-2» обладает к тому же повышенными устойчивостью и управляемостью за счет двух поворотных лыж с направляющими уголками-подрезами. Отмечу также простоту привода (благодаря несимметричной установке двигателя), удобство запуска и переключения передач, высокий клиренс. Несимметричное (справа от водителя) расположение двигателя позволяет осуществить цепной привод на ведущий вал гусеницы и легко и с удобством управлять мотором удлиненными рычагами переключения передач и кик-стартера.

Охлаждение двигателя — воздушное. Центробежный вентилятор с кожухом и воздуховодом установлен на крышке генератора и крепится к цилиндру пружинами. Привод вентилятора — через резиновую муфту.

Гусеница — наиболее важный узел снегохода. Здесь используется эффект скольжения лыжи по заснеженным или обледенелым «тракам» (деревянным брускам) гусеничной ленты. Последняя представляет собой две полосы резинотканевого транспортерного ремня сечением 50X5 мм, к которым через равные промежутки прикреплены поперечные березовые «траки» и направляющие уголки. Соединение концов гусеницы — внахлест, с фиксацией двумя крайними «траками».

Сама гусеничная лента выполняет сразу несколько функций: движителя с грунтозацепами, поверхности скольжения для опорной лыжи и своеобразной цепи, передающей движение от капроновых звездочек ведущего вала.

У опорной лыжи роль также неоднозначна: плоскостное распределение нагрузки на снег, своеобразная направляющая для гусеницы и опорная поверхность скольжения. В связи с последним лыжу необходимо облицевать капроном: это снизит трение и увеличит срок службы деревянных «траков».

Опорная лыжа крепится к раме через резиновые втулки, что сохраняет гибкость конструкции, гасит вибрации, дает лыже некоторую подвижность при изгибах местности.

Передние лыжи оклепаны тонким дюралюминиевым листом, но предпочтительнее все же и здесь применить листовой полиэтилен. Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие из уголка позволяют свободно маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге.

Регулировка параллельности передних лыж выполняется с помощью резьбовых муфт на рулевых тягах. Детали облицовки, пола и кузова изготовлены из фанеры и дюралюминия. Крепежные петли привариваются по месту.

Для облегчения конструкции ведущий и ведомый вал изготовлены из труб. Перемещение последнего регулирует натяжение гусеницы.

Для улучшения характеристик двигателя механическое зажигание заменено на электронное; уменьшена камера сгорания.

Снегоход «Мысль-2» оборудован фарой и задним фонарем, подсветкой багажника под сиденьем. Ветрового стекла на нем нет, однако установка его крайне желательна.

Рис. 1. Снегоход «Мысль-2».

Рис. 1. Снегоход «Мысль-2»:

1 — топливный бак, 2 — рычаг переключения передач, 3 — рычаг пускового устройства двигателя, 4 — днище-крыло, 5 — кузов, 6 — опорная лыжа, 7 — гусеница, 8 — передняя звездочка, 9 — задняя звездочка, 10 — передняя лыжа, 11 — поворотный кулак, 12 — кронштейн крепления опорной лыжи, 13 — амортизатор, 14 — двигатель мотоцикла «Минск» М-103, 15 — глушитель, 16 — подушка сиденья, 17 — рама, 18 — руль, 19 — поперечные тяги рулевого устройства, 20 — фара, 21 — кронштейны крепления руля, 22 — переходник, 23 — шарнир рулевой колонки, 24 — бронзовая втулка, 25 — рулевая колонка, 26 — рулевая сошка, 27 — бронзовая втулка-подпятник, 28 — кронштейн крепления передней лыжи, 29 — втулка поворотного кулака, 30 — шарнир поперечных тяг рулевого устройства, 31 — рычаг поворотного кулака, 32 — цилиндрический штифт, 33 — бронзовые втулки.

Рама сварная, она собирается из «уголков» и водопроводных труб, с помощью промышленного аппарата постоянного тока АДЗ-150 и электродов Ø 3 мм.

Гибка труб — вручную, с предварительным разогревом паяльной лампой. Т-образные соединения усилены косынками.

Пластины крепления опорной лыжи следует приваривать после установки ведущего и ведомого валов и монтажа между ними опорной лыжи.

Рис. 2. Рама.

Рис. 2. Рама:

1 — опоры крепления двигателя, 2 — поперечина (стальной уголок 30X30 мм), 3 — передняя поперечина (стальной уголок 30Х30 мм), 4 — опора рулевой колонки (стальная труба Ø 20 мм), 5, 6 — опора сиденья (стальная труба Ø 20 мм), 7 — поперечины — опоры для установки опорной лыжи, 8 — лонжероны рамы (стальные уголки 35X35 мм, толщина полки 4 мм), 9 — задняя поперечина (стальная труба Ø 22 мм), 10 — втулка поворотного кулака, 11 — кронштейн поворотного кулака.

Рис. 3. Ведущая ось снегохода.

Рис. 3. Ведущая ось снегохода:

1 — цепная звездочка (от мотоцикла «Минск»), 2 — подшипниковый корпус, 3 — болт, гайка и шайба (для крепления гусеничной звездочки), 4 — гусеничная звездочка (передняя) 5 — трубчатый вал ведущего «моста», 6 — фланец крепления гусеничной звездочки, 7 — подшипник № 203, 8 — втулка цепной звездочки, 9 — вставка.

Лыжи изготовлены из водостойкой фанеры; изгиб «носков» достигается путем предварительного распаривания в кипящей воде и закрепления заготовки на деревянном шаблоне. Если передние лыжи обшиваются дюралюминиевым листом с помощью алюминиевых заклепок, требуется последующее опиливание их выступающих «бугорков». Отверстия в лыжах и направляющих уголках следует сверлить по месту при установке опорных креплений, соблюдая параллельность двух направляющих уголков. Затем сверлятся отверстия и устанавливается трубчатый упор носка лыжи. Опорная лыжа изготавливается аналогично.

Двигатель в сборе с опорными пластинами точно выставляется по ведомой звездочке после установки на раму ведущего вала. Затем сваркой прихватываются опорные пластины к раме. Полная приварка пластин производится при снятом двигателе.

Рычаги кикстартера и переключения передач отпиливаются до размера 60 мм, и к ним привариваются рукоятки, изготовленные из трубы Ø 14 мм.

Гусеничный движитель состоит из переднего ведущего и заднего ведомого валов в сборе со звездочками и подшипниками, опорной лыжи и гусеничной ленты.

Рис. 4. Гусеница снегохода.

Рис. 4. Гусеница снегохода:

1 — болты, гайки и шайбы, 2 — транспортерная резинотканевая лента, 3 — грунтозацеп (березовый брусок), 4 — направляющий уголок.

На раме в соответствии с межосевым расстоянием размечаются отверстия под крепление корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления ведомого вала. Сверлятся отверстия, пропиливаются пазы для натяжного устройства заднего вала.

Так как при сварочных работах возможны деформации рамы, то при изготовлении следует контролировать длину трубки до приварки к выточенным под опорные подшипники концам. Также установив в подшипниках изготавливаемый вал, нужно отрихтовать и проверить соосность. Затем привариваются пластины крепления капроновых звездочек согласно чертежу.

При сверлении отверстий под крепежные болты в капроновых звездочках следует точно выровнять последние по вершинам зубьев и впадинам. После сварки и установки звездочек ведущий и ведомый валы следует еще раз отрихтовать. Капроновые звездочки выпиливаются по шаблону вручную; при этом можно использовать как пилки для металла, так и пилки для дерева. Точная подгонка и заглаживание поверхности — сапожным ножом.

Заготовки для звездочек я сделал из капроновой трубы Ø 150X20 мм. Отпилив кусок необходимой длины, разрезал трубу вдоль и нагрел ее паяльной лампой до пластичного состояния. Расправив заготовку, я положил ее между двух ровных досок и прижал сверху грузом.

Рис. 5. Гусеничный блок.

Рис. 5. Гусеничный блок:

1 — упор (стальной стержень Ø 10 мм), 2 — ведущая звездочка гусеничного блока (капрон толщиной 20 мм, Z=8), 3 — фланец (стальной лист толщиной 3 мм), 4 — натяжное устройство гусеничного блока, 5 — ведомая звездочка (капрон толщиной 20 мм, Z=10), 6 — грунтозацеп (рейка 16X45 мм), 7 — рама снегохода, 8 — приводная звездочка гусеничного блока (Z=43 от мотоцикла «Минск»), 9 — опорная лыжа, 10 — кронштейн подвески опорной лыжи, 11 — болт М8Х50 с гайкой, 12 — винт М6Х20 с гайкой, 13 — болт М6Х35 с гайкой и шайбой, 14 — направляющая (латунь), 15 — шуруп, 16 — подошва опорной лыжи (капрон).

Рис. 6. Опорная лыжа.

Рис. 6. Опорная лыжа:

1 — упор (стальной стержень Ø 10 мм), 2 — кронштейн подвески, 3 — лыжа, 4 — подошва (капрон толщиной 4 мм), 5 — направляющая (латунь), 6 — заклепка (алюминий Ø 5 мм).

Облицовка состоит из переднего щитка, пола, кузова-крыла и багажника под сиденьем.

Сиденье включает фанерное основание, поролоновую подушку и водонепроницаемый чехол. Крепится оно к раме специальными крючками и небольшим болтом.

Бензобак (канистра) устанавливается на переднем щитке. Полик выпиливается из водостойкой фанеры (по месту) и крепится на болтах к раме.

В заключение — еще несколько рекомендаций тем, кто возьмется повторить нашу машину. Поломка нескольких полок — траков не сказывается на проходимости и не требует немедленного ремонта. Условия скольжения «гусеницы вокруг лыжи» сохраняются и на укатанной дороге. Снегоход вполне возможно заводить «с толкача», легко буксировать. По укатанному следу машина везет двух пассажиров с грузом 40 кг и буксирует лыжника со скоростью 30 км/ч. Желательно иметь траки с поперечными грунтозацепами для улучшения движения по косогорам.

Краткая техническая характеристика снегохода «Мысль-2»

Тип двигателя, мощность, л. с.: М-103, 9 л. с.

Тип движителя: гусеница

Площадь опоры, м 2 : 1

Удельное давление на грунт (с водителем массой 80 кг и грузом массой 30 кг), кгс/см 2 : 0,02

Немного истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом построили снегоход «Мысль-2» — материал о нём был опубликован в «Моделисте-конструкторе» №11 за 1991 год. Позднее, когда я работал директором Заводоуковскоq станции юных техников, под моим руководством в её кружках было изготовлено около 20 подобных конструкций с разными мотоциклетными двигателями советского производства. Надо признаться что постройка снегохода в значительной степени способствовала назначению меня на эту должность.

Снегоход несколько лет мы довольно интенсивно эксплуатировали, а затем отправили в железнодорожном контейнере в другую область к новому хозяину. Там он, компактный, проходимый ремонтопригодный и недорогой, приглянулся местным рыбакам и его стали тиражировать. Надо сказать что даже сейчас подобные снегоходы изготавливают в тех краях мелкими сериями!

Конструкция прототипа оказалась довольно удачной и была повторена с небольшими вариациями в десятках, а может быть, даже сотнях экземпляров по всей стране. Правда, об этом я узнал совсем недавно, благодаря Интернету. До сих пор живы самоделки из 1990-х и появляются новые варианты с импортными силовыми мотоагрегатами.

Удивительно и приятно то, что и сейчас когда снегоходов промышленного производства, как отечественных, так и импортных, в достатке, находятся энтузиасты-умельцы и создают в своих гаражах «мысли» по чертежам журнала «Моделист-конструктор». В Интернете на сайтах самодельщиков снегоход хвалят за простоту, технологичность изготовления и ремонта в условиях гаражной мастерской и даже за топливную экономичность.

Гусеничный снегоход

Гусеничный снегоход:

1 — рама, 2 — опорная лыжа, 3 — поддерживающая лыжа; 4 — приводной вал гусеницы со звёздочками; 5- натяжной вал гусеницы с катками; 6 — натяжной механизм гусеницы (2 шт.); 7 — кожух системы принудительного воздушного охлаждения цилиндра (дюралюминиевый лист s1), 8 — цепная передача; 9— натяжитель цепи; 10 — гусеница, 11 — обтекатель (фанера, лист s4); 12 — фара (от мотоцикла М-103); 13— топливный бак, 14 — валик спинки сиденья; 15—«курок» и трос сцепления; 16 — руль; 17 — рукоятка и трос «газа»; 18 — задний габаритный фонарь (2 шт.); 19 — подкос спинки сиденья (труба Ø14, 2 шт.); 20 — дуга спинки сиденья (труба Ø21), 21 — инструментальный ящик (фанера s6); 22—сиденье (поролон кожзаменитель); 23 — педаль переключения передач; 24 — кик-стартёр, 25 — силовой агрегат (от мотоцикла М-103); 26 — предохранительная пружина (2 шт.); 27— амортизационная пружина направляющие лыжи, 29 — поворотный кулак (2 шт.); 30 — рулевая тяга (2 шт.); 31 —глушитель, 32 —пол (фанера s10)

Рама снегохода

Рама снегохода:

1 — лонжерон (уголок 45×45, 2 шт.); 2 — передняя балка-траверса (труба Ø33); 3 — передний портал (труба Ø21); 4 распорка (труба Ø21); 5 — втулка стойки поворотного кулака (труба Ø42×5, 2 шт.); 6 — ложемент топливного бака (труба Ø14); 7 — П-образная стойка с нижней поперечиной (труба Ø21, 3 шт.); 8 — поперечина: 9 — задний портал (труба Ø21); 10 — форкоп (сталь, круг 10); 11 — кронштейн-упор механизма натяжения гусеницы (сталь, уголок 30×30, 2 шт.); 12 — трапеция подвески опорной лыжи; 13 — подкос переднего портала (труба Ø21); 14—опорный кронштейн рулевого вала); 15 — проушины крепления поддерживающих лыж (сталь, лист s5, 2 шт.); 16 — проушины крепления опорной лыжи (сталь, лист s5, 2 шт.); 17 — ушки крепления обтекателя (сталь, лист s5, 9 шт.); 18 — подшипник скольжения (бронза, круг 33, 4 шт.), 19 — ушки крепления пола (сталь, лист s5, по потребности)

Гусеница

Гусеница:

1 — трак (березовый брус 45×25, комплект); 2 — несущая полоса (резинотканевая транспортёрная лента 40×10, 2 шт.); 3 —соединительная накладка (резинотканевая транспортёрная лента 40×10, 2 шт.); 4 -специальная шайба (количество по потребности); 5,6,7,— крепёжные детали (количество по потребности)

Описание конструкции

«Чук-125» — это трёхопорный одноместный снегоход с гусеничным движителем и асимметрично (с правого бока) расположенным двигателем от мотоцикла М-103, обеспечивающим машине приемлемую динамичность Две поворотные лыжи, короткая база и пониженный центр тяжести придают этому довольно компактному «снегоходику» завидную манёвренность (обеспечивая при этом устойчивость), а довольно широкая гусеница с траками-«снегозацепами» из деревянных брусков сечением 45×25 мм обеспечивает неплохую проходимость по снежной целине.

Расположение двигателя справа от сиденья целесообразно конструктивно, в этом случае можно обойтись без промежуточного вала, что значительно упрощает трансмиссию и повышает надёжность техники. Отличие же от предыдущих снегоходов в том, что приводная цепь со звёздочки выходного вала силового агрегата на ведомую звёздочку приводного вала гусеницы теперь проходит между лонжероном рамы и гусеницей, то есть правый конец приводного вала гусеницы теперь не выступает, как раньше, консольно за габариты снегохода, что значительно разгрузило ближайший подшипник. Правый же лонжерон при этом служит ещё и ограждением цепи.

Под правой ногой — удлинённый рычаг переключения передач, а на уровне пола площадки — кик-стартёр, но теперь это не ножной рычаг, а рукоятка. Здесь же отмечу, что возможен запуск двигателя и с «толкача» по накатанной дорожке, а в крайнем случае, при соблюдении мер предосторожности, — путём протягивания гусеницы руками со стороны багажника.

Рама сварная. Она собрана из уголков 45×45 мм (лонжероны) и круглых труб различного диаметра (траверса, стойки, поперечины) при помощи бытового сварочного агрегата АДЗ-1 и электродов УОНИ. Гибка труб осуществлялась вручную простейшим втулочным трубогибом с длинной ручкой. Втулки поворотных кулаков, кронштейны-проушины крепления опорной лыжи, поддерживающих лыж и другие вспомогательные детали приваривались по месту при сборке на стапеле поэтому точное их месторасположение (привязкой размерами) на чертеже рамы не указывается.

Приводной узел гусеницы

Приводной узел гусеницы:

1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25, 2 шт.); 2- приводной вал (труба Ø42×5); 3- прижимной диск зубчатого колеса (стать, лист s5, 2 шт.); 4 — щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 -косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, круг Ø42, 2 шт.); 7—ступица приводной звёздочки (сталь, круг Ø60); 8— приводная звездочка (z = 13, t = 12,7); 9 — штифт (Ø8×60); 10 — соединение зубчатого колеса со щекой и диском (болт М8×46 с шайбой, 8 — комплектов); 11 — корпус подшипника (сталь, круг Ø48, 2 шт.); 12- основание корпуса подшипника (сталь, лист s5); 13 — подшипник 80203, 2 шт.)

Натяжной узел гусеницы

Натяжной узел гусеницы:

1 — каток (резина, шел s25, 2 шт.); 2 — ось (труба Ø42×5); 3 — прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 — косынка (сталь, лист s5, 8 шт. ); 6 — наконечник оси (сталь, круг Ø42, 2 шт.); 7 — соединение катка со щекой и диском (болт М8×46 с шайбой, 8 комплектов); 8 — корпус подшипника (сталь, круг Ø48, 2 шт.); 9 — основание корпуса подшипника (сталь, лист s5); 10— подшипник 80203, (2 шт.)

Гусеница — определяющий узел снегохода. Она полностью самодельная. Скольжение опорной лыжи по постоянно припорошенным снегом или обледенелым тракам практически не затруднено, и достаточный крутящий момент обеспечивается даже маломощным двигателем. Забегая вперёд, отмечу, что имелся опыт оснащения подобного снегохода даже 50-кубовым двигателем. И с ним снегоход неспешно передвигался с «учебной» скоростью. С таким мотором снегоход классифицируется как «бесправный» — на нём можно ездить подросткам с 14 пет без прав и регистрации машины в органах технического надзора. Изготовлена гусеница из двух одинаковых параллельно идущих полос из транспортёрной ленты, соединённых между собой равномерно расположенными поперёк траками из берёзовых брусков.

Натяжение гусеницы производится перемещением её ведомого вала резьбовыми натяжителями. Здесь надо отметить, что в этой конструкции натяжные зубчатые колёса были заменены катками, что не только упростило конструкцию движителя, но и исключило такое неприятное явление, как наскакивание зуба натяжного колеса на трак при недостаточном натяжении гусеницы или попадании между ними кусков льда.

Опорная лыжа. Она выполняет несколько функции: обеспечивает распределение нагрузки на всю площадь контакта со снегом, служит направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков. Опорная лыжа изготовлена из берёзовой фанеры 10-мм толщины. Передний и задний концы лыжи загнуты. Снизу она подбита листовым полиэтиленом толщиной 5 мм

Отличным материалом для подбивки подошвы (нижней поверхности) опорной лыжи является листовой капрон, но в то время этот материал был очень дефицитным. При этом можно обшить и отдельными продольными полосками.

Опорная лыжа в сборе крепится к раме на осях через кронштейны с резиновыми втулками, что даёт ей возможность балансировать и гасить вибрацию при скольжении по тракам, а также смягчает удары от наледи, спасая деревянные траки от поломки.

Поддерживающая лыжа — для гусеничного снегохода — элемент новый. Она обеспечивает плавный заход гусеницы на приводные зубчатые колёса-звёзды при «рваной» езде (со знакопеременным ускорением). Изготовлена поддерживающая лыжа из дюралюминиевого листа и смонтирована на межлонжеронной поперечине.

Передние лыжи — разные по ширине. Правая (по ходу) на 20 мм шире левой для компенсации несимметричной развесовки — бокового расположения силового агрегата. Носок лыж укреплён трубчатой оттяжкой, к которой цепляется контрольная оттяжная пружина

Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка позволяют легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Для амортизации лыж и защиты рамы от ударных воздействий на стойки поворотных кулаков надеты демпферные пружины сжатия.

Параллельность управляющих лыж — обязательное условие лёгкости управления. Регулировка такого их взаимного положения выполняется посредством резьбовых муфт на рулевых тягах. При этом лыжи не создают излишнего сопротивления движению и экономят топливо.

Для улучшения тяговых характеристик двигателя уменьшена камера сгорания, а механическое зажигание заменено на электронное.

Цилиндр двигателя снабжён самодельной системой принудительного воздушного охлаждения. Двухлопастная радиальная крыльчатка крепится непосредственно на удлинённый болтом ротор зажигания, что очень просто и надёжно! Прогретый воздух от цилиндра двигателя кожухом вентилятора направляется в область ног водителя.

Ветрового стекла нет (хотя ничто не мешает его установить), но за счёт подобранного угла обтекателя встречный воздух уходит вверх и почти не беспокоит.

«Чук-125» оборудован одной курсовой фарой, вмонтированной в фанерный обтекатель.

Полозья управляющих лыж изготовлены из обыкновенной 10-мм фанеры. Изгиб носовой части достигается путем динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением водой и плавным подгибом в приспособлении. После остывания фанеры полозья пропитаны олифой, покрашены и подшиты листовым полиэтиленом. Опорная пластина, уголки и ушки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены заодно. Загнутые передние носки полозьев укреплены трубчатыми упорами, которые не только предохраняют их от поломки, но и служат удобными ручками для вытаскивания застрявшего снегохода и местом крепления оттяжных пружин. Оттяжные пружины спасают лыжи от клевков и врезаний в снег при переездах через сугробы и другие препятствия.

Опорная лыжа изготавливается аналогичным способом. В сравнении с пра-снегоходом «Мысль-2» конструкция её упрощена: нет медных противоизносных накладок и вырезов под ведущие зубчатые колёса. Упрощение не повлияло на ходовые качества и прочность узла конструкции.

Гусеничный движитель состоит из переднего ведущего вала с резиновыми зубчатыми колёсами, заднего ведомого вала с резиновыми катками, опорной лыжи, двух поддерживающих лыж и гусеничной ленты.

Гусеница в сборе представляет собой две полосы резинотканевого транспортёрного ремня сечением 40×10 мм, к которым с шагом 90 мм прикручены поперечные берёзовые «траки». Крепёж состоит из болтов М8х60, гаек М8, направляюще-прижимных бонок и толстостенных уширенных дюралюминиевых шайб. Соединение концов гусеницы — встык с накладкой из того же транспортёрного ремня и притяжкой болтами через шайбы.

Направляющая лыжа

Направляющая лыжа:

1 — полоз (фанера s10); 2 — подошва (капрон, лист s5); 3 — опора (сталь, лист s5); 4 — ушко (сталь, лист s5,2 шт.); 5 — подрез (уголок 35×35, 2 шт.); 6 — оттяжка (труба Ø10); 7 — заклёпка (алюминий, комплект); 8 — подкладная шайба (комплект)

Опорная лыжа

Опорная лыжа:

1 —полоз (фанера s10); 2 — подошва (полиэтилен, лист s5); 3 —опора кронштейна (сталь, лист s5, 4 шт.); 4 — втулка опорного кронштейна (сталь, труба Ø21,3,4 шт.); 5—стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — оттяжка (сталь, труба Ø12, 2 шт); 7 — заклёпка (алюминий, Ø3, комплект); 8 — подкладная шайба (сталь, комплект)

Поддерживающая лыжа

Поддерживающая лыжа:

1—полоз (дюралюминий, лист s10); 2 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 — втулка кронштейна (труба Ø21); 4—заклёпка (алюминий, Ø5,2 шт.); 5—амортизирующая втулка (резина, труба Ø16×5)

Рулевое управление

Рулевое управление:

1—двуплечий рулевой рычаг; 2 — рулевой вал; 3 — сошка; 4 — рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5 — регулируемая тяга (2 шт.); 6—регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контргайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10—подшипник скольжения поворотного кулака (бронза, 2 шт.); 11 —пружина сжатия (2 шт ); 12 — втулка поворотного кулака (труба Ø21,2 шт.); 13—опорный кронштейн рулевого вала; 14 — кронштейн фиксации рулевого вала к переднему порталу рамы: 15 — штифт (2 шт.), 16—траверса рамы (труба Ø33,5); 17 — втулка поворотного кулака (труба Ø42,3, 2 шт.)

Надстройка

Надстройка:

1 — дуга спинки сиденья; 2 — подкос дуги; 3 — ушко крепления подкоса к раме (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — подпятник душ (сталь, лист s5, 2 шт ); 5 — валик спинки сиденья (поролон), 6 — обшивка сиденья (кожзаменитель); 7 —инструментальный ящик (дюралюминий, лист s2); 8 — рамка инструментальною ящика (труба Ø12), 9 — ушко соединения рамки и стенок (сталь, лист s5, 10 шт.); 10 — заклёпка (алюминий, Ø3, 10 шт); 11 —засов замка инструментального ящика (приваренный болт М8); 12 — ушко замка (сталь, лист s5); 13 — вилка замка (сталь, лист s5); 14 — запор замка (барашковая гайка М8); 15 —основание сиденья (сталь, лист s2); 16 — зацеп (сталь, лист s3); 17—набивка валика сиденья (поролон); 18 —набивка сиденья (поролон); 19 -лонжерон рамы; 20 — пол (фанера s10); 21 —крепление инструментального ящика к полу (болт М6 с уширенными шайбами, комплект); 22- крепление дуги спинки к раме (болт М8 с пружинными шайбами)

Изготовление бонок возможно литьем в кокильную форму из алюминиевых обломков. Сверление отверстий в лентах и траках производилось по шаблонам.

Ведущий и ведомый валы свариваются с предварительной проверкой на биение и кривизну. Для нормальной работы особая точность не требуется. Кривизна наконечников вала и оси компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников.

Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины (можно из боковины автопокрышки от трактора К700 с поливкой водой в качестве смазки). Метод точного вырезания состоит в том, что сначала изготавливается шаблон звезды с отверстиями для крепления. Затем на вал надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.

На раме, в лонжеронах в первую очередь, размечаются и сверлятся отверстия для крепления корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления ведомого (натяжного) вала и пропиливаются пазы для возможности перемещения корпусов подшипников с целью натяжения гусеницы.

Ушки креплений опорной лыжи следует приваривать после установки на раму ведущего и ведомого вала и натяжки гусеничной ленты: выставить поровнее относительно рамы и направляющих бобышек и приварить.

Ушки крепления поддерживающих лыж также приварить по месту с небольшим понижением от линии верхней ветви гусеницы, а к полу над гусеницей желательно прикрепить две деревянные продольные рейки, которые будут предохранять фанеру от проедания резьбовой частью болтов.

Одно из важных условий сборки — параллельность опорной лыжи продольным уголкам рамы — лонжеронам и обязательное расположение её подошвы ниже наружного диаметра катков ведомого вала на 15 — 20 мм.

Двигатель в сборе с крепёжными щёками-кронштейнами точно выставляется по ведомой звездочке на приводном валу гусеничного движителя и щёки прихватываются сваркой. Окончательная проварка щек выполняется уже при снятом двигателе Натяжение цепи производится натяжным роликом.

Облицовка состоит из переднего щитка-обтекателя, пола и инструментального ящика под сиденьем. Обтекатель и пол изготовлены из берёзовой фанеры, а ящик — из листового дюралюминия Крепёжные ушки привариваются по месту.

Сиденье выполнено на основании из стального листа, наклеенной на него подушки из поролона, обтянутой прочным непромокаемым кожзаменителем. Сиденье устанавливается на рамку инструментального ящика, крепится здесь посредством зацепа и фиксируется (закрывается) на вилку болтом с барашковой гайкой.

Несколько рекомендаций тем, кто задумает построить такой же снегоход:

— хорошо служат и сосновые траки (не оправдали себя траки из капроновой трубы);

— при пропорциональном увеличении всех размеров можно построить снегоход под более мощный двигатель (от «Иж-Планета, Юпитер»);

— на все лыжи можно применить 6-мм фанеру, но в два слоя;

— по новым законам от 1996 года самодельную технику с объёмом двигателя более 50 куб.см необходимо везти на экспертизу и ставить на учёт в технадзоре;

— двух человек средней комплекции «Чук-125» всё-таки везёт(!);

— пригодится форкоп для саней или волокуши:

— при снятых рулевых лыжах возможна перевозка в «УАЗ» или «Ниве»;

— начинающим механикам лучше установить импортный двигатель сопоставимой мощности — с таким будет меньше хлопот.

Читайте также: