Совет главных конструкторов роскосмоса

Обновлено: 20.05.2024

Общие сведения

Для управления системой научно-технических разработок потребовался координационный орган, каковым стал совет главных конструкторов, которые принимали все важные решения, на заседаниях этой команды принимались решения всех принципиальных и текущих вопросов космической программы. Несмотря на то, что совет имел неформальный характер, его члены обладали необходимыми полномочиями для формирования направления развития советской ракетно-космической программы и смежных исследований, что упоминают в своих воспоминаниях члены совета, другие участники проекта и исследователи отрасли.

В первый совет вошли главные конструкторы предприятий, которые занимались ракетно-космической программой на руководящих должностях с 1946 года:

  • Владимир Бармин — директор ГСКБ «Спецмаш», главный конструктор стартовых комплексов;
  • Валентин Глушко — главный конструктор ОКБ-456, разработка ЖРД;
  • Сергей Королёв — главный конструктор ОКБ-1, разработка ракет-носителей, спутников, баллистических ракет и других изделий этого направления;
  • Николай Пилюгин — заместитель главного конструктора НИИ-885 М. С. Рязанского по автономным системам управления, с февраля 1947 года главный конструктор;
  • Михаил Рязанский — главный конструктор НИИ-885 по аппаратуре радиосвязи для ракет;
  • Виктор Кузнецов — главный конструктор НИИ судостроительной промышленности гироскопических командных приборов.

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка». На часто использующейся в литературе фотографии шести конструкторов, снятой на Байконуре в 1954 году, нет Кузнецова, но есть Богомолов, которого отдельные авторы называют членом «великолепной шестёрки».

Около 1954 года советский космический проект вплотную приблизился к решению задачи отправки человека в космос. В связи с расширением круга решаемых задач в совет были введены новые специалисты:

  • Мстислав Келдыш — с 1950 года научный руководитель НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов.
  • Алексей Богомолов — с 1954 года руководитель космического сектора ОКБ МЭИ, разработчик аппаратуры для средств радиотелеметрии и траекторных измерений.
  • Владимир Котельников — с 1954 года директор Института радиотехники и электроники АН СССР.

В состав совета в разное время также входили:

  • Георгий Бабакин
  • Алексей Исаев
  • Семён Косберг
  • Михаил Янгель
  • Владимир Челомей, возглавивший совет в 1961 г.

Противоречия

Несмотря на то, что С. П. Королёву удалось на длительное время сплотить под своим руководством видных советских учёных в сфере ракетно-космической техники, необходимо учитывать, что в космонавтике они были фигурами не менее важными, чем Королёв. Между членами совета сохранились противоречия и старая, длящаяся годами, а подчас десятилетиями, хотя и нигде не афишируемая борьба и антагонизм, часто переходящий за рамки сугубо научных противоречий и выходящий на уровень межличностных конфликтов (к примеру, между Янгелем и Челомеем, между Челомеем и Королёвым, между Королёвым и Глушко, между Королёвым и Янгелем, и так далее). По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году обострились проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва, которые окончательно завели в тупик взаимодействие между членами совета после запуска человека в космос в 1961 году. Необходимо особо отметить, что несмотря на остроту противоречий между членами совета, ни Королёв, ни кто-либо ещё из числа членов совета, не позволяли себе публичной критики своих оппонентов и шагов, которые могли быть истолкованы как выходящие за рамки приличия, при том, что каждый конструктор, разумеется, старался перетянуть «одеяло на свою сторону» в плане обеспечения государственной поддержки собственных проектов и сокращения, либо поглощения конкурирующих структур. Критика соперников, при этом, носила сугубо технический и весьма вежливый характер, но это не отменяло её бескомпромиссной сути и, как по этому поводу вспоминал позже С. Н. Хрущёв, — на тот момент заместитель главного конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея, — он получал от своего руководителя негласное указание: на заседаниях научно-технических советов «топить» как бесперспективные те проекты конкурирующих конструкторских бюро, бесперспективность которых не была доказана, — и Челомей это понимал, — но развитие которых шло вразрез с теми проектами, которые разрабатывались в его собственном конструкторском бюро (в случае изменения политической конъюнктуры в стране, Челомей ожидал, и небезосновательно, точно таких же шагов от Королёва и других своих конкурентов, а потому пользовался своим служебным положением и неформальными связями с Генеральным секретарём ЦК КПСС, как, впрочем, и другие конструктора, имевшие своих негласных покровителей из числа кандидатов и членов Политбюро ЦК). Причём, не только межличностные конфликты довлели над учёными, — от каждого из членов совета, как от руководителя той или иной научно-исследовательской, научно-производственной или опытно-конструкторской организации, зависело сохранение и увеличение числа рабочих мест на курируемых ими предприятиях, укрупнение штатов, расширение производственной базы, ведь за каждым членом совета стояли тысячи научно-технических и инженерно-технических работников, военнослужащих и гражданских лиц участвующих в проектах, занятость которых и обеспечение их работой напрямую зависело от стойкости и успешности в отстаивании их начальниками собственной позиции перед высшим военно-политическим руководством страны.

При всём накале противостояния, даже в кругу ближайших знакомых из числа коллег, подчинённых и доверенных лиц, учёные вели себя весьма сдержанно, как и подобает персонам такого уровня, и не позволяли себе каких-либо резких выпадов в адрес оппонентов, — даже в конфиденциальном разговоре Королёв позволял себе лишь посетовать в отношении Челомея: «Челомей и то, Челомей и сё, Челомей всё берет в свои руки». Несмотря на напряжённые отношения Королёва с Янгелем, известно, что Королёв приезжал к Янгелю в Днепропетровск и они провели несколько дней на рыбалке, на Днепре, обсуждая ситуацию в ракетостроении, ситуацию в стране и вырабатывая совместный план действий. Свидетели событий тех лет из числа лиц, поддерживавших доверительные отношения со многими из указанных учёных, единодушны в том, что ни Королёв к Челомею, ни Челомей к Королёву с откровенной враждебностью не относились. Один из ведущих сотрудников Челомея — Г. А. Болтянский рассказывал, что Челомей любил ставить Королёва в пример другим как сильную личность. А сотрудники Королёва И. В. Лавров и М. С. Флорианский вспоминали, как Королёв посылал своё «посольство» к Челомею для налаживания деловых контактов. Как отмечает по этому поводу А. П. Соловьёв, история противостояния двух ракетных гениев — Челомея и Королёва — заслуживает если не отдельной книги, то фильма уж точно. В этом плане можно сказать, что С. П. Королёву силой собственного авторитета и организационных способностей удалось создать такой орган, который долгое время выполнял не только совещательные функции, но и являлся дискуссионной площадкой для поиска компромисса и примирения конфликтующих сторон, каждая из которых имела большой вес и значение в определении направления развития ракетно-космических технологий, как военного, так и гражданского назначения.

Попытки возрождения

В начале 2000-х гг. делались попытки воссоздать Совет генеральных конструкторов, как совещательный орган при Президенте РФ (наряду с аналогичными советами по другим вопросам), который бы определял направление развития вооружений, военной техники и изделий гражданского назначения.

В ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции.

О задачах Совета главных конструкторов по рассмотрению вопросов готовности к запуску транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-13», ракеты-носителя «Союз-ФГ», наземной инфраструктуры и готовности станции к очередному этапу полета рассказал генеральный директор РКК «Энергия» Николай Севастьянов. О ходе подготовки к запуску корабля «Союз МС-13» доложил первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов.

С докладами о готовности всех систем и приборов корабля «Союз МС-13» и российского сегмента МКС также выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК «Энергия» и организаций-соисполнителей: РКЦ «Прогресс», НИИ ТП, Российские космические системы, НИИ «Субмикрон», НПП «Звезда», ЦНИИмаш, МКБ «Искра», НИИ парашютостроения, КБ ХимМаш, НИТС, НИИ СК, ЦЭНКИ, Служба ЕС АКПС, ИМБП, НИИ ЦПК, КБ «Салют» и др.

Первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Максим Харламов доложил о готовности основного и дублирующего экипажей МКС-60/61 к выполнению предстоящей программы работ на МКС. Первый заместитель генерального конструктора по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия» Владимир Соловьёв выступил с докладом о результатах полёта и состоянии систем МКС, итогах научных экспериментов и программе полёта на предстоящий период. Всего в период экспедиции МКС-59 было реализовано 48 космических экспериментов по программе научно-прикладных исследований, из них 40 — с участием экипажа.

Командиром экспедиции МКС-60 будет космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин. Всего планируется к реализации 52 эксперимента по российской программе научно-прикладных исследований, из них 46 — c участием экипажа. Располагаемых ресурсов для выполнения программы экспедиции достаточно. Наземный комплекс, персонал управления полетом готовы к запуску корабля «Союз МС-13».

Представитель NASA Кевин Меллет рассказал о состоянии американского сегмента МКС, заявив о готовности к прибытию нового «Союза».

По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК «Энергия»:

  • по плану предстоящих работ по подготовке корабля «Союз МС-13» к запуску 20 июля 2019 года;
  • по доставке на МКС очередной экспедиции в составе Александра Скворцова, Эндрю Моргана и Луки Пармитано.

Российский сегмент МКС допущен к выполнению программы очередного этапа эксплуатации станции.

В ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») состоялось заседание Совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции (МКС).

О задачах, связанных с подготовкой к запуску пилотируемого корабля «Союз МС-14», сообщил генеральный директор РКК «Энергия» Николай Севастьянов. Он подчеркнул, что этому запуску уделяется особое внимание, поскольку миссия является отработочной и должна положить начало пилотируемым полётам кораблей «Союз МС» на ракете-носителе «Союз-2.1а».

Предстоящему старту «Союз МС» предшествовали 8 успешных пусков ракеты «Союз-2.1а» с кораблями «Прогресс МС». Генеральный директор корпорации напомнил, что с 2020 года запуски пилотируемых кораблей «Союз МС» будут производиться на ракете-носителе «Союз-2.1а» со стартовой площадки № 31 космодрома Байконур.

Заместитель главного конструктора перспективных космических комплексов и систем корпорации Игорь Хамиц доложил о выполнении задач по переводу запусков пилотируемых кораблей «Союз МС» на ракету-носитель «Союз-2.1а» и программе лётных испытаний ракетно-космического комплекса «Союз МС»/«Союз-2.1а».

С докладом о готовности к проведению лётных испытаний с кораблём «Союз МС-14» выступил представитель РКЦ «Прогресс» Сергей Волков. О ходе подготовки к запуску пилотируемого корабля «Союз МС-14» доложил первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов.

С докладами о готовности всех систем и приборов корабля «Союз МС-14» и российского сегмента Международной космической станции также выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК «Энергия» и организаций-соисполнителей: НИИ ТП, «Российские космические системы», ЦНИИ РТК, НПП «Квант», НПО ИТ, «Орбита», НПП «Звезда», МКБ «Искра», НИИ парашютостроения, КБ ХИММАШ, НИТС, НИИ СК, ЦЭНКИ, ЦНИИмаш, Росавиация, НИИ ЦПК, КБ «Салют» и др.

О целях космического эксперимента «Испытатель», в ходе которого будет протестирована работа антропоморфной робототехнической системы Skybot F-850, рассказал представитель НПО «Андроидная техника» Игорь Сохин.

Программу полёта на предстоящий период и доклад о готовности МКС, Главной оперативной группы управления и средств обеспечения полёта к выполнению работ с кораблем «Союз МС-14» представил первый заместитель генерального конструктора по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия» Владимир Соловьёв.

По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК «Энергия» по плану предстоящих работ по подготовке корабля «Союз МС-14» к запуску 22 августа 2019 года. С учётом оценки фактического состояния Совет главных конструкторов принял решение допустить российский сегмент МКС к выполнению программы работ с кораблем «Союз МС-14».


С учетом оценки фактического состояния совет главных конструкторов принял решение допустить российский сегмент МКС к выполнению программы работ с кораблем «Союз МС-14».

В продолжении этих публикаций:


В РКК «Энергия» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции (РС МКС).


О задачах, связанных с подготовкой к запуску транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-14» сообщил генеральный директор РКК «Энергия» Николай Севастьянов.

Он подчеркнул, что этому запуску уделяется особое внимание, поскольку миссия является отработочной и должна положить начало пилотируемым полётам кораблей «Союз МС» на ракете-носителе «Союз-2.1а».

Предстоящему старту «Союз МС» предшествовали 8 успешных запусков ракеты «Союз-2.1а» с кораблями «Прогресс МС».

Генеральный директор корпорации напомнил, что с 2020 года запуски пилотируемых кораблей «Союз МС» будут производиться на ракете-носителе «Союз-2.1а» со стартовой площадки №31 космодрома Байконур.

Заместитель главного конструктора перспективных космических комплексов и систем корпорации Игорь Хамиц доложил о выполнении задач по переводу запусков пилотируемых кораблей «Союз МС» на ракету-носитель «Союз-2.1а» и программе лётных испытаний ракетно-космического комплекса ТПК «Союз МС»/РН «Союз-2.1а».

С докладом о готовности к проведению лётных испытаний РКК с кораблём «Союз МС-14» выступил представитель РКЦ «Прогресс» Сергей Волков.

О ходе подготовки к запуску транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-14» доложил первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов.

С докладами о готовности всех систем и приборов корабля «Союз МС-14» и РС МКС также выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК «Энергия» и организаций-соисполнителей: НИИ ТП, «Российские космические системы», ЦНИИ РТК, НПП «Квант», НПО ИТ, «Орбита», НПП «Звезда», МКБ «Искра», НИИ парашютостроения, КБ ХИММАШ, НИТС, НИИ СК, ЦЭНКИ, ЦНИИмаш, Росавиация, НИИ ЦПК, КБ «Салют» и др.

О целях космического эксперимента «Испытатель», в ходе которого будет протестирована работа антропоморфной робототехнической системы (АРТС) Skybot F-850, рассказал представитель НПО «Андроидная техника» Игорь Сохин.

Программу полёта на предстоящий период и доклад о готовности МКС, Главной оперативной группы управления (ГОГУ) и средств обеспечения полёта к выполнению работ с кораблем «Союз МС-14» представил первый заместитель генерального конструктора по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия» Владимир Соловьёв.

По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК «Энергия» по плану предстоящих работ по подготовке корабля «Союз МС-14» к запуску 22 августа 2019 года.

С учётом оценки фактического состояния Совет главных конструкторов принял решение допустить РС МКС к выполнению программы работ с кораблем «Союз МС-14».


Что же это за космический эксперимент «Испытатель»?

Это исследование возможностей использования дистанционно-управляемого антропоморфного робота в перспективных пилотируемых транспортных кораблях нового поколения.

Таким образом, АРТС (антропоморфные робототехнические системы) будут основным элементом технологии освоения космического пространства.

Космическая робототехника — направление в робототехнике, разрабатывающее робототехнические комплексы или системы для решения прикладных задач в экстремальных условиях космоса, на поверхности безатмосферных космических тел, в атмосфере планет земного и неземного типа.

Космическая робототехника сможет увеличить возможности для создания принципиально новых типов космических аппаратов, работающих в пилотируемом и беспилотных режимах, что расширит их функциональные возможности, повысит безопасность, надежность и долговечность работы, обеспечить сохранность устройств, уменьшит эксплуатационные расходы.

Области применения робототехнических систем в космосе:

– работа в открытом космосе (в условиях вакуума, жестких ионизирующих излучений) снаружи и внутри космических кораблей (эмоциональная поддержка экипажа, обслуживание, регламентные и ремонтные работы, сборочные, разгрузочно-погрузочные работы, инспекция, различного рода манипуляции);

– работа на поверхности планет и других космических тел (исследование, освоение, строительство).

Антропоморфные робототехнические системы (АРТС), могут быть применены на космических станциях, напланетных базах и межпланетных комплексах.

На сегодня, наиболее ожидаемо использование РТС на наружной поверхности орбитальных станций околоземных, лунных и марсианских.

Такие РТС могут доставляться к месту выполнения работ грузовыми манипуляторами, за пределами зон досягаемости которых роботы перемещаются самостоятельно.

Первоочередными задачами являются инспекция, установка и обслуживание оборудования, помощь космонавтам при вне корабельной деятельности.

Эффективное использование АРТС возможно лишь при соответствующей его адаптации к выполнению полетных операций.

В связи с этим, необходимо сформировать уточненные требования к значениям кинематических и силовых параметров принятой структуры исполнительной системы демонстрационного образца РТС.

Научная новизна космического эксперимента «Испытатель» заключается в:

– проверке адекватности, уточнении и верификации математической модели АРТС как многозвенной приводной машины, действующей в условиях невесомости в ограниченном пространстве;

– исследовании комплексного влияния факторов космического полёта на системы АРТС (датчиковая аппаратура, в том числе средства силомоментного очувствления и средства технического зрения, элементы точной механики и т.д.);

– уточнении требований к системе управления манипуляторами и захватами в режиме тонкой моторики для обеспечения выполнения операций при воздействии факторов космического полета;

– уточнении требований к характеристикам приводов манипуляторов и захватов для обеспечения выполнения силовых операций с замками, задвижками, вентилями и т.д., функционирующих как в условиях невесомости, так и нормального значения силы тяжести;

– моделировании нагрузок на пилота на активном участке полёта (получение информации о нагрузках на экипаж);

– исследовании режимов собственного тепловыделения АРТС на различных стадиях полёта с учётом решаемых функциональных задач.

Внедрение в космической технике АРТС позволит создать инновационную базовою технологию для освоения ближнего и дальнего космоса, отличающуюся многофункциональностью за счет широкого перечня выполняемых такими роботами операций и возможности использования их как на пилотируемых и на автоматических КА, так и напланетных базах.

Задачи эксперимента «Испытатель»:

– проведение испытаний АРТС на стойкость к ВВФ при нахождении в кресле члена экипажа ПТК (пилотируемого транспортного корабля);

– расширение объема информации, получаемой в ходе беспилотных испытаний ПТК за счет встроенных датчиков;

– демонстрация высокого потенциала отечественной науки и техники;

– сбор и передачу в ЦУП телеметрической информации о работоспособности АРТС и действующих на него нагрузках;

– отработку голосового канала связи через аппаратуру бортовой радиотехнической системы;

– дополнительный видеоконтроль объема командного отсека ВА;

– исследование возможности интеграции робототехнических систем в пилотируемые КА.

В общем, первый полет робота FEDOR (Skybot F-850) будет только пробным шагом в большом объеме испытаний и экспериментов, связанных с разработкой и использованием антропоморфных робототехнических систем.


Тем более, что еще в 2015 году были интересные предпосылки этого полета робота FEDOR — эксперимент «Теледроид»: «Исследование возможностей использования дистанционно-управляемого антропоморфного робота для операционной поддержки деятельности космонавтов в условиях орбитального полета».








Это будет уникальный полет, поскольку впервые робот будет сидеть в кресле командира корабля, а не в грузовом отсеке, как доставленный несколько лет назад на Международную космическую станцию американский человекоподобный Robonaut-2.

Во время полета Skybot F-850 будет комментировать происходящее, а на борту Международной космической станции выполнит несколько заданий под управлением космонавта Александра Скворцова и сможет пообщаться с экипажем.

— Какие изменения внесены в конструкцию Skybot для полета на МКС по сравнению с тем роботом, который разрабатывался по заказу Фонда перспективных исследований?

— В настоящее время модификация антропоморфного робота Skybot F-850 сильно отличается от его предшественников. Например, в новой версии изменены электронная компонентная база, материал пластиковых элементов и система управления. Все изменения, которые приходилось выполнять в короткий срок, тесно связаны с условиями эксплуатации и высокими требованиями к оборудованию, используемому в ракетно-космической отрасли.

— Можно ли назвать его роботом или с технической точки зрения это дистанционный манипулятор, напоминающий по форме человека?

— Skybot F-850 — в полной мере робот. Это автоматическое устройство, которое имеет заранее заложенную программу с элементами искусственного интеллекта. Такие задачи, как поддержание равновесия, декомпозиция общих движений на отдельные локомоторные функции и экспертная поддержка экипажа, он способен выполнять в самостоятельном режиме. Помимо этого, робот может работать в режиме аватара, то есть под полным дистанционным управлением оператора.

— Сообщалось, что робот будет общаться с космонавтами, комментировать состояние полета в корабле «Союз». На какие темы он может поддерживать беседу? Умеет ли Skybot F-850 шутить?

— Антропоморфный робот Skybot F-850 может общаться на любую тему, начатую его собеседником. Перед пуском ракеты-носителя «Союз-2.1а» он будет докладывать о предстартовой подготовке, а уже во время старта и полета озвучивать параметры полета и наблюдаемые события. На этапе выведения корабля на орбиту робот должен будет определить значение перегрузки и наступление невесомости.

Как и любой человек, Skybot F-850 очень общительный, с юмором. Как я говорил, он может поддержать любую тему разговора, ответить на самые различные вопросы: начиная от приветственных, продолжая о его создателях и заканчивая философией космоса.

— Как будет обеспечено электропитание робота?

— Электропитание антропоморфного робота Skybot F-850 обеспечивается за счет набора штатных аккумуляторных батарей от космического скафандра серии «Орлан», в которых космонавты работают за пределами международной космической станции.

— Какие задачи стоят перед роботом во время пребывания на МКС? Что он выполнит на борту станции?

— Задачи антропоморфного робота Skybot F-850 на борту международной космической станции заключаются в выполнении испытаний, подготовленных российскими инженерами для оказания помощи космонавтам внутри МКС. В этом полете робот будет работать в режиме копирования движений оператора. В случае если все испытания пройдут успешно, следующее поколение роботов серии «FEDOR» будет тестироваться за пределами орбитальной станции. В перспективе это позволит свести к минимуму риск работы космонавта в космическом пространстве, при организации ремонтных работ на МКС и других космических аппаратах.

— Нет ли опасений, что неосторожные движения робота нанесут повреждения системам МКС? Какие меры обеспечения безопасности предпринимаются для недопущения такого развития событий?

— Для обеспечения безопасного нахождения на борту международной космической станции антропоморфного робота Skybot F-850 используются разного рода алгоритмы защиты на уровне системы управления. Например, введено ограничение управляющего воздействия со стороны оператора по рывку, ускорению, угловой скорости и положению каждой степени подвижности, а также всевозможные электронные программные наблюдатели, сверяющие показания с математической моделью робота.

— Что будет с роботом после его возвращения на Землю? Будет ли он как-то дорабатываться?

— Решение о доработке антропоморфного робота Skybot F-850 после выполнения полета на международную космическую станцию будет принято по результатам обработки данных по текущему эксперименту.

— Когда последует второй визит робота в космос? Выйдет ли он в открытый космос?

— Решение о последующих полетах на околоземную орбиту и выходе в открытое космическое пространство антропоморфного робота Skybot F-850 будет принято по результатам обработки данных по текущему эксперименту. В данный момент существует проект полноценной программы дальнейших работ, но его пока преждевременно презентовать.

Таким образом, робот FEDOR в своей космической версии Skybot F-850 это специально модернизированная антропоморфная робототехническая система (АРТС) с элементами искусственного интеллекта, ограничениями в двигательном функционале, умеющая действовать самостоятельно или с помощью оператора, энергопитание которой зависит от аккумуляторных батарей.

image

У «Роскосмоса» длинная история, в которой много интересных моментов. Не так давно организации исполнилось уже 26 лет. Официальная дата рождения — 25 февраля 1992 г. Солидный срок для любой организации. Но что собой представляет “Роскосмос”? Очередная «Справочная» расскажет об истории создания организации и некоторых аспектах ее работы, включая, например, планы по созданию орбитальной лунной станции.

Когда появился «Роскосмос»?

Госкорпорация берет свое начало в СССР. Фактически, «Роскосмос» вобрал в себя почти все, что оставалось от космической программы страны, которой сейчас уже нет.

В 1992 году все это было преобразовано в Российское космическое агентство при Правительстве РФ. Новая организация занималась реализацией государственной политикой России в космосе.

image

Затем эта организация была преобразована в Российское космическое агентство. Через время появилось Российское авиационно-космическое агентство («Росавиакосмос»), которое было создано в 1999 году. Наконец, «Роскосмос» (на то время — федеральное космическое агентство) появился в 2004 году. Правда, в 2014 году из «Роскосмоса» была выведена Объединенная ракетно-космическая корпорация, которую возглавил бывший заместитель директора «Роскосмоса» Игорь Комаров.

Наконец, в 2015 году Правительство РФ приняло решение создать новую государственную корпорацию, которая занялась бы выводом российской космонавтики из кризиса. По мнению чиновников, основными чертами новосозданной организации должны были стать прозрачность, включая схемы управления и финансирования. Кроме того, должны были расширить и сферу деятельности «Роскосмоса».

В итоге президентским законопроектом Госкорпорация по космической деятельности «Роскосмос» стала преемником Министерства общего машиностроения СССР, Российского космического агентства, Российского авиационно-космического агентства а также Федерального космического агентства «Роскосмос». Началом работы организации можно считать введение в работу космодрома «Восточный».

Чем занимается «Роскосмос»?

  • Разработка планов по освоению ближнего космоса и реализация этих планов;
  • Выполнение государственных заказов — например, отправка разного рода грузов в космос (включая людей, да);
  • Сотрудничество с международными организациями — космос непрост, осваивать его — дорого, и сообща это делать легче;
  • Разработка и испытания разного рода военной техники;
  • Эксплуатация космодрома «Байконур» и всех проводимых здесь работ, а также космодрома «Восточный».

Кто руководит «Роскосмосом»?

В 2015 году на должность руководителя вступил Игорь Комаров, который с марта 2014 года возглавлял ОРКК. В мае этого года указом Владимира Путина генеральным директором Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» стал Дмитрий Рогозин. Кроме того, управляющим органом является «Наблюдательный совет» корпорации, в котором 11 членов, включая Рогозина, Комарова Сергея Кириенко.

Об отношении нового руководителя к сотрудничеству с внешними партнерами можно судить по его высказыванию: «Во первых, мы точно не будем вести никаких переговоров, чтобы навязываться к американцам в партнеры… Конечно, кооперация тут была бы хороша, но не любой ценой, мы точно не пойдем подмастерьями».

Сколько космодромов у «Роскосмоса»?

Сейчас четыре — но часть площадок управляется иными организациями, у «Роскосмоса» к ним есть доступ.


Байконур

Космодром Байконур — первый и самый крупный в мире космодром. Он расположен в Казахстане. Город Байконур и космодром образуют одноименный комплекс, который арендован Россией у Казахстана. Срок аренды истекает в 2050 году. В год эксплуатация космодрома обходится российскому бюджету в 9 млрд рублей. Из них 7,4 млрд — аренда, 1,5 млрд — поддержание объектов космодрома. Плюс ко всему, Россия вкладывает в бюджет города Байконура около 1,16 млрд рублей в год (это цифра от 2012 года, более точных данных пока нет).


Восточный

Гражданский космодром, отстроенный с нуля. Приказ о его создании был подписан в ноябре 2007 года. Его создали для обеспечения независимого доступа России в космос, гарантированного выполнения космических программ различного назначения, сокращения затрат на космодром Байконур и общего улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области.

В 2016 году на космодроме состоялся первый успешный пуск с выводом на орбиту трех искусственных спутников Земли. Ну а к 2021 году планируется запуск пилотируемого корабля «Федерация». Правда, сначала в беспилотном режиме.

Космодром обошелся бюджету в примерно 100 млрд рублей. Всего планируется потратить около 300 млрд. Строительство космодрома сопровождалось (и сопровождается) громкими коррупционными скандалами. Насколько можно судить, похищено было около 8 млрд рублей — но это только хищения, о которых известно.


Плесецк

Это самый северный космодром, который расположен в Плесецком районе Архангельской области России. На космодроме эксплуатируются ракеты-носители лёгкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5». Технические средства космодрома позволяют проводить запуски различных космических аппаратов на все типы орбит, включая геостационарную.


Куру

Это не российский космодром, «Роскосмос» лишь арендует мощности посредством АО «Главкосмос». Тем не менее, подготовкой российской ракетно-космической техники и обслуживанием наземного технологического оборудования на космодроме в Гвиане осуществляют предприятия «Роскосмоса».

Две трети годового бюджета космодрома финансируется Европейским космическим агентством. Объем затрат из российского бюджета назвать сложно — в открытом доступе мало необходимых данных.

Планы на будущее

У «Роскосмоса» есть утвержденная космическая программа на 2016 — 2025 годы. В ее рамках планируется выполнить следующие задачи:

Кроме того, в прошлом году НАСА и Роскосмос подписали заявление об исследовании и разведке дальнего космоса. Обе организации будут принимать участие в строительстве базы Deep Space Gateway в окололунном пространстве. По предварительному плану, эта база станет платформой для путешествия к Марсу и для других космических миссий.

image

Проблемы «Роскосмоса»

На самом деле, их столько, что для раскрытия полноценной картины нужен полноценный многостраничный доклад. Руководство Роскосмоса существование проблем признает. В прошлом месяце и.о. первого заместителя генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Николай Севастьянов назвал такие проблемы отрасли:

  • Систематические переносы сроков.
  • Увеличение стоимости проектов.
  • Недостаточная надежность техники, которая вредит имиджу.
  • Разобщенное управление проектами.
  • Некорректное ценообразование. Цены либо слишком низкие, либо слишком высокие.
  • Несвоевременная методология контроля качества.

В ходе своей работы различным ведомствам в рамках «Роскосмоса» приходится договариваться, что-то постоянно согласовывать. Все это приводит к удорожанию всех проектов, распылению средств на сторонние нужды и ухудшению качества реализации проектов. О ряде проблем рассказывает экс-сотрудник «Роскосмоса» в своем комментарии на Хабре.

image

Сейчас «Роскосмос» еще держится на определенном уровне на рынке услуг запуска грузов и людей в космос. Но во многом это обусловлено использованием советских технологий. Инновации есть, но их немного, а реализация их, по названным выше причинам — дело хлопотное и небыстрое. Сейчас в США и некоторых других странах бурно развивается частная космонавтика, которая даст фору любой государственной космической программе в плане эффективности и бюджета. К сожалению, сейчас Россия отстает от ряда стран по уровню развития космической сферы, хотя ранее опережала почти всех.

Возможно, именно из-за этих проблем появились слухи о скором сокращении бюджета организации на 150 млрд рублей в 2019-2021 годах. По мнению специалистов, если это действительно правда, то поставленные цели и задачи «Роскосмосу» будет сложно выполнить.

Читайте также: