Советский конструктор артиллерийского вооружения генерал лейтенант инженерно технической службы 1951

Обновлено: 26.04.2024

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

С момента своего зарождения и становления артиллерия, как отдельный род войск, завоевала репутацию «бога войны». И хотя советская идеология стояла на позициях атеизма, генерала Василия Гавриловича Грабина можно без преувеличения назвать самым выдающимся «оруженосцем» и «жрецом» этого главного сурового и крайне переменчивого в своих предпочтениях «бога войны».

Василий Гаврилович Грабин родился 9 января (по новому стилю) 1900 года в станице Старо-Нижестеблиевская (сегодня она расположена на территории Краснодарского края). В семье Грабиных было десять детей, поэтому сразу после окончания трёх классов начальной школы Василий начал свою трудовую деятельность.

Мальчик освоил много профессий, связанных с тяжёлым ручным трудом. Он был грузчиком на мельнице, клёпальщиком, котельщиком, сортировщиком на почте. В июле 1920 года Грабин вступил в ряды РККА.

Он стал слушателем артиллерийского отделения Краснодарских командных курсов. Свой первый боевой опыт юноша получил в ходе боёв против частей Врангеля в Таврии и Крыму.

Несмотря на пробелы в образовании, а точнее на его фактическое отсутствие, Грабин за свою высокую успеваемость в 1921 году был направлен в Военную школу тяжёлой береговой артиллерии в городе Петроград.

В 1923 году Василий Гаврилович был выпущен в строевые части в должности командира артиллерийского взвода, а затем и начальника связи артдивизиона. В 1925 году Грабина зачислили в Петроградскую Военно-техническую академию РККА имени Ф. Э. Дзержинского.

Спустя пять лет Василий Гаврилович, получивший диплом отличника, стал инженером-конструктором в КБ (конструкторском бюро) ленинградского завода «Красный Путиловец».

С 1931 года Грабин начал свою непосредственную деятельность в качестве инженера-конструктора в области артиллерийских орудий и систем. Он трудился в КБ №2 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО), входившего в систему Наркомата тяжёлой промышленности.

В декабре 1933 года Василий Гаврилович был командирован на горьковский новый артиллерийский завод № 92, где лично создал, а затем и возглавил КБ. Главным профилем этого бюро было создание новейших образцов ствольной артиллерии, доработка и модернизация уже имевшихся орудийных систем.

Грабин довольно быстро разработал и начал на практике применять методы скоростного комплексного проектирования артиллерийских систем с одновременным проектированием технологического процесса.

Это позволило в разы уменьшить сроки проектно-конструкторских работ и процесса изготовления опытных образцов. Кроме того, военная тяжёлая промышленность экономила металл, энергоресурсы, объём трудозатрат, а главное – массу времени, которое использовалось на создание новых орудий.

Василий Гаврилович (в отличии от прочих одиозных оголтелых представителей «сталинских ударных пятилеток») не стремился как можно скорее «отрапортовать наверх» о досрочном выполнении плана.

Он, прежде всего, боролся за качество, эффективность и дальнейшую перспективность своей продукции, не забывая о главном – «человеческом факторе». Грабин постоянно прилагал много усилий для максимальной механизации и автоматизации производства. Он стал одним из первых инженеров, заботившихся об эргономичности выпускаемой продукции.

Первым известным «детищем» Грабина и его соратников стала дивизионная пушка Ф-22 (калибр ствола 76,2-мм). Её приняли на вооружение РККА 11 мая 1936 года под индексом ГАУ (Главное артиллерийское управление) 52-П-363А.

Это было первое советское орудие, полностью разработанное и созданное в СССР. Все предыдущие образцы представляли собой модернизированные пушки, состоявшие на вооружении армии Российской империи, либо иностранные орудия, подвергшиеся доработке.

Забегая вперёд, следует сказать, что дивизионная пушка Ф-22 обр. 1936 г., несмотря на свои недостатки показала свою практичность и универсальность в годы Второй мировой войны.

Практически все 2932 выпущенных советской промышленностью экземпляра приняли самое активное участие в боях. О высокой степени надёжности и практичности «первенца» Грабина говорит тот факт, что трофейные Ф-22 активно использовались немецкими, румынскими и финскими войсками.

76-мм пушка обр. 1936 г. была предназначена для уничтожения живой силы противника и его бронетехники, подавления и уничтожения вражеских огневых точек, разрушения земляных и деревянных фортификационных сооружений и проволочных заграждений. Максимальная дальность стрельбы орудия превышала 13,6 км, скорострельность составляла 17-21 выст/мин, орудийный расчёт состоял из 6 человек.

Орудие за годы своей эксплуатации было приспособлено под выстрелы калиберными и подкалиберными снарядами, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из неё стреляли шрапнелью и картечью, дымовыми, зажигательными и осколочно-химическими снарядами.

С расстояния до 1500 метров подкалиберный бронебойный снаряд пробивал броню толщиной в 50 мм. На момент создания в плоть до конца 1941 года Ф-22 с относительно безопасной дистанции могла поражать все виды бронетехники реальных и потенциальных противников.

За создание дивизионной пушки Ф-22 обр. 1936 г. Грабин был награжден орденом Ленина, а также премирован личным автомобилем и денежной премией в 5000 рублей. Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1939 года завод № 92 был награжден орденом Ленина «за создание и освоение новых образцов вооружения».

Вторым знаменитым «детищем» Грабина стала дивизионная 76-мм пушка образца 1939 года (Ф-22-УСВ; в ГАУ она имела индекс 52-П-254Ф). Это орудие, созданное на базе пушки Ф-22, по основным показателям превосходило свой исходный образец 1936 года. 9812 орудий Ф-22-УСВ были задействованы на фронтах советско-финской и Великой Отечественной войн.

С введением в РККА генеральских званий 1 августа 1940 года Василию Гавриловичу было присвоено звание генерал-майора технических войск. Спустя три месяца – 28 октября Указом Президиума Верховного Совета СССР Грабину В. Г. «за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза» был присвоено звание Героя Социалистического труда с одновременным вручением медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

Генерал-майор технических войск Герой Социалистического труда Василий Гаврилович Грабин. Ноябрь 1940 года.

Генерал-майор технических войск Герой Социалистического труда Василий Гаврилович Грабин. Ноябрь 1940 года.

В марте 1941 года на вооружение Красной армии было принято 57-мм противотанковое орудия Ф-31. Позже оно получило наименование ЗИС-2, а в ГАУ индекс 52-П-271. 57-мм противотанковую пушку образца 1941 года ожидала витиеватая судьба.

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 371 орудие, а во время битвы под Москвой серийное производство ЗИС-2 было свёрнуто. Дело в том, что различные подкалиберные бронебойные снаряды этой пушки с дистанции 1-1,5 км уверено пробивали броню толщиной 83-125 мм, а подобной степени броневой защиты до конца 1942 года не имела ни одна боевая машина в мире!

Зачастую снаряды, выпущенные пушками ЗИС-2, прошивали вражескую бронетехнику насквозь, не причиняя ей и экипажу вреда. За отсутствием реальных целей ЗИС-2, как более трудоёмкое и дорогостоящее оружие, сняли с производства.

За первые месяцы войны Красная армия потеряла десятки тысяч орудий. В связи с этим восстанавливать противотанковый артиллерийский парк командование РККА решило за счёт выпуска довоенных образцов, главным образом 45-мм пушки образца 1932 г. («сорокапятка»).

В 1943 году бронетанковый парк Третьего рейха пополнился новейшими тяжёлыми и средними танками «Тигр» и «Пантера», а также тяжёлыми самоходными штурмовыми орудиями «Фердинанд». В свете этих событий выпуск ЗИС-2 возобновили.

Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено 13 710 орудий данного типа. По состоянию на 2007 год 57-мм противотанковое орудие Грабина до сих пор состоит на вооружении армий Никарагуа, Алжира, Кубы и Республики Конго.

К началу 1942 года завод № 92 освоил в промышленных масштабах выпуск целой серии различных орудий: гаубицы М-30, 57-мм орудия ЗИС-4 (для САУ ЗИС-30 «Комсомолец»). Отдельно стоит упомянуть 76-мм пушки для ДОТ (долговременных огневых точек), кораблей и подводных лодок, а также танковые пушки – 76-мм Ф-34 (для Т-34-76), 76-мм ЗИС-5 (для КВ-1).

Грабин, ставший доктором технических наук, не был обойдён заслуженными наградами. За налаженный в кратчайшие сроки выпуск крайне необходимой для фронта артиллерийской продукции в промышленных масштабах, а также за разработку новых образцов орудий и орудийных систем Грабину и его многочисленному коллективу КБ завода № 92 в уходящем 1941 году была присуждена Сталинская премия 1-ой степени.

20 февраля 1942 года Василия Гавриловича повысили в звании до генерал-лейтенанта технических войск. В августе он в рамках постановления Правительства и ГКО приступил к организации Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) в городе Калининград Московской области (сегодня Королев). В ноябре ЦАКБ начало свою плодотворную работу.

Наиболее известным и крайне востребованным «детищем» Грабина стала 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года. Это орудие подавляющим числом признанных мировых военных инженеров-экспертов признано одним из лучших образцов артиллерии периода Второй мировой войны.

Универсальность ЗИС-3 позволяла использовать её для уничтожения живой силы противника, его фортификационных сооружений и бронетехники. Эта пушка была легче и маневреннее своих предшественниц, её расчёт составлял четыре человека. ЗИС-3 стреляла всеми видами зарядов калибра 76,2-мм на расстояние свыше 13,2 км.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-350, выпущенная из ствола ЗИС-3, разрывалась на 850-870 крупных и мелких осколков. Радиус эффективного поражения ими живой силы противника составлял порядка 15 м. Если установить взрыватель на фугасное действие, то граната на расстоянии до 7500 метров могла пробить кирпичную стену толщиной 75 см или земляную насыпь толщиной до 2 метров.

Подкалиберный снаряд 53-БР-354П пробивал на дальности до 300 м броню толщиной до 105 мм, а с дистанции в 500 м - броневой лист толщиной в 90 мм. Кумулятивный снаряд 53-БП-350М пробивал (под углом в 45°) броню толщиной до 90 мм. Таким образом, подкалиберные и кумулятивные снаряды, выпущенные из ЗИС-3, являлись весьма эффективным средством борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой до самого конца Великой Отечественной войны.

Прицельная дальность стрельбы ЗИС-3 по движущемуся танку составляла до 400 м. Даже калиберный бронебойный снаряд 53-БР-350А на дистанции до 100 метров пробивал лобовую броню «Тигров» и «Пантер», а с расстояния в 300-400 метров поражал корму и борта тяжёлых немецких танков и САУ.


Илья Иванович Иванов - конструктор и учёный-артиллерист, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы.

И.И. Иванов родился 1(13) августа 1899 года в Брянске. Подростком помогал отцу сапожничать. Когда ему было десять лет, семья осталась без отца. Необходимость кормить семью заставила Илью пойти работать — сначала курьером, а затем рабочим брянского арсенала. Одновременно он учился в городском реальном училище.

В 1918 году он поступил в Петроградскую военно-техническую артиллерийскую школу, добровольно вступил в Красную Армию и участвовал в обороне Петрограда.

Затем окончил технические артиллерийские курсы (1921) и Артиллерийскую академию (1928). И.И. Иванова направляют на завод № 7 (г. Ленинград), а затем, в феврале 1929 года, по его просьбе переводят в конструкторское бюро на заводе "Большевик" (бывший Обуховский).

На практической работе в конструкторском бюро Илья Иванович сразу проявил себя незаурядным конструктором, показав склонность к научным исследованиям. Здесь он создает научный труд о проектировании лафетов. Вышедшая в 1933 году книга Ильи Иванова "Основания расчета и проектирования лафетов" нашла широкое применение в научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждениях и на заводах.

В 1932 году И.И. Иванова приглашают на преподавательскую работу. Военинженера назначили начальником кафедры проектирования артиллерийских систем в артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского. Параллельно он руководит такой же кафедрой в Ленинградском военно-механическом институте.

В 1937 году Иванов возвращается на завод "Большевик" — его назначают главным конструктором. С 1938 года военинженер занялся разработкой полевой артиллерии большой и особой мощности. В начале 1939 года за существенный вклад, внесенный в оснащение сухопутных войск и военно-морских сил новейшими видами артиллерийского вооружения, Илью Ивановича награждают первым орденом Ленина.

19 марта 1939 года военинженера 1-го ранга профессора И. Иванова назначают главным конструктором ОКБ-221 (г. Сталинград).

Коллектив ОКБ-221 работал как в области вооружения, так и в гражданском машиностроении. Среди спроектированных образцов вооружения были 203-мм корпусная мортира БР-1, 152-мм пушка БР-2, вариант 122-мм пушки А-19 с картузным заряжанием БР-3, ствольная повозка БР-6. Впервые освоено крупносерийное производство артиллерийских орудий Б-4, А-19 и парового экскаватора.

В 1939 году коллектив ОКБ-221 завершил работу по созданию мортиры, в результате чего появилось новое орудие. Эта система прошла испытания и была принята на вооружение под названием "280-мм мортира БР-5 обр. 1939 г.".

Бесспорные заслуги Иванова в создании новых мощных образцов артиллерийского вооружения были по достоинству отмечены государством. 28 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен звания Героя Социалистического

Великая Отечественная война внесла коррективы в работу генерал-майора И. Иванова. В интересах фронта он переключается на разработку легких ствольных артиллерийских систем. Фронту требовались в больших количествах противотанковые орудия средних калибров. 76-мм дивизионная пушка обр. 1939 года под новым индексом Ф-22 УСВ-БР пошла в производство с ежемесячным нарастанием выпуска: октябрь — 130 штук, ноябрь — 400, декабрь — 880. Литерные эшелоны с продукцией завода "Баррикады" направлялись на фронт под Москву, где сталинградские пушки сразу же вступали в бой. Также завод "Баррикады" срочно приступил к организации крупносерийного производства 76-мм противотанковых пушек Ф-22 УСВ обр. 1939 года

Тем временем фронт приближался к Сталинграду. Осенью 1942 года заводчане были рассредоточены по 17 городам страны. Почти все конструкторы ОКБ-221 прибыли в г. Юрга Кемеровской области. Эвакуация ряда артиллерийских заводов, в том числе "Баррикад", отодвинула на второй план проектирование новых образцов оружия. Актуальной необходимостью стало форсированное налаживание производства на новых местах.

5 ноября 1942 года вышло постановление ГКО, подписанное Сталиным, о создании Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) на ст. Подлипки Дачные Московской области. Возглавил ЦАКБ В. Грабин, его первым заместителем стал И. Иванов.

В связи с появлением на полях сражений Великой Отечественной тяжелых немецких танков "Тигр", "Пантера" и САУ "Фердинанд", перед ЦАКБ была поставлена задача разработать новую мощную танковую пушку для среднего танка Т-34, а также новую противотанковую пушку. Новая 85-мм танковая пушка получила индекс ЗИС-С-53. С марта 1944 года танки, вооруженные 85-мм орудиями, стали поступать на фронт. Бронебойный снаряд надежно поражал броню тяжелого немецкого "Тигра" с расстояния 1000 метров. 4 июня 1944 года на пермском заводе № 172 приступили к изготовлению первых экземпляров 100-мм пушки обр.1944 года БС-3.

В июне 1944 года Илья Иванович вновь возвращается к работе по созданию морской и береговой артиллерии. Его назначают начальником Ленинградского филиала ЦАКБ. Часть конструкторов, в том числе и с завода "Баррикады", была переведена вместе с ним в Ленинград. В новом коллективе трудились крупные конструкторы, среди них А. Флоренский, А. Гаврилов, Б. Коробов и бывшие ученики Иванова — дважды лауреаты Государственных премий Е. Рудяк, Г. Волосатов, лауреат Государственной премии Г. Сергеев и другие, чьим кропотливым трудом создавались замечательные образцы артиллерийских систем для армии и флота.

В марте 1945 года Ленинградский филиал ЦАКБ преобразовывается в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (МАЦКБ). Начальником и главным конструктором МАЦКБ назначают И. Иванова. В МАЦКБ (в последующем ЦКБ-34) разрабатывались проекты универсальных артиллерийских установок среднего калибра и качающихся частей орудий для различных башенных установок, башенных установок для орудий среднего и крупного калибра. Коллективом КБ было создано большое количество современных образцов отечественного артиллерийского вооружения для кораблей ВМФ различных классов и береговой обороны, а также пусковые установки для ракетного вооружения различных родов войск. Это, прежде всего, орудия главного калибра для крейсеров, универсальные полуавтоматические установки среднего калибра для крейсеров и эсминцев, корабельные дальномерные посты со сложными оптическими приборами, артиллерийские системы береговой обороны различного калибра на механической тяге, со специальной системой обнаружения целей и управления огнем, и многие другие машины иного назначения, по своим характеристикам не уступающие аналогичным иностранным образцам.

В 1959 году генерал-лейтенант инженерно-технической службы Илья Иванович Иванов завершает свою службу в Вооруженных силах и деятельность в ЦКБ-34 и переходит на постоянную работу в ЛВМИ.

До конца своей жизни он вел в институте большую работу по обучению молодых специалистов. За время своей конструкторской и научно-педагогической работы в КБ заводов, НИИ и учебных заведениях Илья Иванович воспитал не одно поколение инженеров, конструкторов, ученых, выросших до крупнейших руководителей промышленности и главных конструкторов КБ и заводов. Немалый вклад внес он в развитие артиллерийской науки — написал 10 трудов по методике расчета артиллерийских систем.

От малограмотного паренька до профессора, доктора технических наук, виднейшего отечественного конструктора артиллерии — таков жизненный путь Ильи Ивановича Иванова. Ему дважды присуждалась Государственная (Сталинская) премия первой степени. За самоотверженный труд по укреплению могущества Вооруженных сил генерал-лейтенант инженерно-технической службы И. Иванов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а также награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова 2-й степени, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Скончался Илья Иванович 2 мая 1967 года. В 1985 году было принято решение об увековечении памяти выдающегося конструктора. Памятник ему был установлен на территории ЦКБ-34, становлению которого он отдал 15 лет своей жизни.

Иванов Илья Иванович - главный конструктор ОКБ-221 завода "Баррикады" (Сталинград), крупный конструктор и ученый в области артиллерийского вооружения, генерал-майор технических войск.

Родился 1 (13) августа 1899 года в городе Брянске Орловской губернии, ныне центр Брянской области. Сын сапожника. В 10 лет осиротел, работал курьером, рабочим Брянского арсенала, сапожником. Сумел окончить городское реальное училище.

В Красной Армии с 1918 года. С 1918 по 1921 годы учился в Петроградской военно-технической артиллерийской школе. Дважды школа в полном составе отправлялась на фронты Гражданской войны, тогда курсант Иванов участвовал в боях по обороне Петрограда от войск генерала Н.Н. Юденича в 1919 году.

Окончил Военно-техническую (артиллерийскую) академию в Ленинграде (1928). После окончания академии работал в КБ завода № 7 Ленинграда, а с 1929 года - в конструкторском бюро завода "Большевик" (широко известном как Обуховский орудийный завод). Одновременно преподавал и заведовал кафедрой в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского (1932-1937). В 1933 году вышла в свет первая теоретическая работа Иванова - "Основания расчета и проектирования лафетов". С 1934 года трудился над проектированием корабельных артиллерийских систем среднего калибра.

С 1937 года начальник конструкторского бюро и главный конструктор завода "Большевик" (1937). С ноября 1939 года - главный конструктор ОКБ-221, созданного на заводе "Баррикады" в Сталинграде. Перед войной коллектив ОКБ во главе с И. Ивановым создает 280-мм мортиру образца 1939 г., 210-мм пушку, 305-мм гаубицу, универсальную артиллерийскую установку "Б-34" для крейсеров "Киров" и "Максим Горький", башенные артиллерийские установки для речных мониторов. Все эти орудия представляли собой системы на механической тяге и применялись в Великой Отечественной войне. Особенно успешно они себя показали на завершающем этапе войны в боевых действиях при штурме вражеских укрепленных городов и фортов. Например, большая артгруппировка была создана для штурма Кёнигсберга, в ней преобладали системы И.И. Иванова.

За выдающиеся заслуги в области создания новых типов вооружения, поднявших оборонную мощь Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года генерал-майору технических войск Иванову Илье Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С полным напряжением сил конструктор работал в годы Великой Отечественной войны. 26 сентября 1941 года Иванов назначается главным конструктором завода №221 "Баррикады". Им проделана огромная работа по срочной организации крупносерийного производства 76-мм противотанковых пушек Ф-22 УСВ образца 1939 года. В августе - сентябре 1942 года при прорыве вражеских войск к Сталинграду производил эвакуацию завода в город Юрга (ныне в Кемеровской области).

В ноябре 1942 года по инициативе Д.Ф. Устинова, В.Г. Грабина и И.И. Иванова основано Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под Москвой с целью сосредоточенной форсированной разработки новейших артиллерийских систем. В 1942 - 1944 годах Иванов был первым заместителем главного конструктора ЦАКБ В.Г. Грабина.

Под его непосредственным руководством создана 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53. До конца войны выпущено свыше 11 тысяч танков Т-34 с этой пушкой, которые именовались Т-34-85. Этот танк уверенно вёл борьбу с новейшими немецкими танками и штурмовыми орудиями, даже броню хваленых "тигров" бронебойные снаряды этой пушки пробивали с расстояния 1000 метров. Затем Иванов создает замечательную 100-мм противотанковую пушку БС-3 образца 1944 г. Орудие оказалось настолько удачным, что было немедленно запущено в массовую серию.

Кроме указанных орудий И.И. Ивановым созданы 100-мм зенитная пушка, 130-мм двухорудийная башенная установка, 152-мм подвижная артиллерийская установка береговой артиллерии, башенные артиллерийские установки для крейсеров типа "Чапаев" и эсминцев типа "Неустрашимый", другие артсистемы.

В 1944 году был создан филиал ЦАКБ в Ленинграде для разработки систем морского артиллерийского вооружения. Иванов назначается его начальником и главным конструктором. В марте 1945 года Ленинградский филиал ЦАКБ преобразован в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (МАЦКБ), где Иванов остается бессменным начальником и главным конструктором. МАЦКБ создано большое количество образцов артиллерийского вооружения для кораблей ВМФ различных классов и береговой обороны, а также пусковые установки для ракетного вооружения различных родов войск. Это прежде всего орудия главного калибра для крейсеров, универсальные полуавтоматические установки среднего калибра для крейсеров и эсминцев, корабельные дальномерные посты со сложными оптическими приборами, артиллерийские системы береговой обороны различного калибра на механической тяге, со специальной системой обнаружения целей и управления огнем. С 1954 года выдающийся конструктор успешно создавал также принципиально новые для себя пусковые ракетные установки для подводных и надводных кораблей ВМФ СССР. С 1959 года - в отставке.

С 1959 года и до конца жизни преподавал в Ленинградском военно-механическом институте. Автор 10 научных трудов по методике расчета артиллерийских систем.

Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 2 мая 1967 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). Доктор технических наук (1941). Профессор (1939). Действительный член Академии артиллерийских наук СССР (1946).

Воинские звания:
военинженер 1 ранга (1937),
генерал-майор технических войск (1.08.1940),
генерал-лейтенант инженерно-артиллерийской службы (21.07.1942),
генерал-лейтенант инженерно-технической службы (5.05.1952).

Награждён 4 орденами Ленина (08.02.1939; 28.10.1940; 05.08.1944; 21.02.1945), орденом Кутузова 2-й степени (18.11.1944), орденом Красного Знамени (03.11.1944), орденами Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (28.07.1947), 2 орденами Красной Звезды (03.06.1942; 20.06.1949), медалями.

Лауреат двух Сталинских премий (1943, 1946).

Выдающемуся конструктору и ученому-артиллеристу установлен памятник на территории КБ специального машиностроения.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-авиаконструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Сегодняшняя статья посвящена Сергею Владимировичу Ильюшину. Этот выдающийся авиатор не нуждается в специальном представлении. Трижды Герой Социалистического Труда, кавалер практически всех высших государственных, правительственных и боевых наград нашей страны, лауреат многочисленных премий, обладатель высоких ученых степеней. И это далеко не полный послужной список прославленного авиатора С. В. Ильюшина.

Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта (по новому стилю)1894 года в деревне Дилялево [1] в многодетной бедной крестьянской семье, состоявшей из 13 человек (родители и 11 детей). После окончания начальной земской школы 15-летний подросток в 1909 году отправился на заработки в город.

За пять лет интенсивной трудовой деятельности он сменил множество профессий и специальностей. Сергей был чернорабочим на заводах и фабриках Вологды, Костромы и Иваново-Вознесенска. Он работал извозчиком молочных изделий, трудился смазчиком и помощником машиниста на одной из железнодорожных станций и на Балтийском судоремонтном заводе Ревеля (сегодня Таллинн).

Осенью 1914 года Ильюшина призвали в армию. Первоначально он служил писарем при штабе учебной пехотной команды, расквартированной в Вологде. Затем по собственной просьбе Сергей был зачислен в специальную авиационную команду, которая обслуживала столичный Комендантский аэродром.

Первоначально Сергей был простым землекопом в составе «аграрной команды», которая выравнивала лётные поля и взлётные полосы. Затем Ильюшина назначили младшим авиационным мотористом. В 1916 году он дослужился до должности старшего моториста, входившего в состав аэродромной команды, занимавшейся приёмкой, проверкой и под готовкой к полётам самолетов, поступавших с авиационных заводов.

Летом 1917 года Ильюшин успешно сдал экзамены по пилотированию самолётов на базе Всероссийского императорского аэроклуба, став полноправным военным лётчиком. С началом Гражданской войны и распадом русской императорской армии Петроградскую аэродромную команду расформировали.

Сергей Владимирович вернулся на родину. Он перебрался в Вологду, где устроился заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В его обязанности входило налаживание работы местных национализированных лесопильных предприятий, мельниц и маслобойных заводов, на которых применялись механические двигатели.

В мае 1919 года Ильюшина призвали в Красную армию. Его в должности авиамеханика направили в 6-ой авиаремонтный поезд 6-ой армии Северного флота. С весны 1920 года Сергей Владимирович в должности старшего механика и комиссара служил в составе авиационного парка Кавказского фронта. Как и в годы Первой мировой войны в его задачу входили ремонт, восстановление и испытание самолётов перед отправкой в район боевых действий.

Гражданскую войну Ильюшин завершил в должности командира 15-го авиационного поезда 9-ой Кубанской армии. В сентябре 1921 года по направлению командования Сергей Владимирович поступает в Институт инженеров Красного воздушного флота (будущая Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского).

Ещё в процессе обучения Ильюшин создали и испытал свои первые летательные аппараты – учебные планеры собственной конструкции. Они получили характерные для той эпохи названия – «Мастяжарт» (мастерские тяжелой артиллерии), «Рабфаковец», «Москва». На престижных авиационных соревнованиях, проходивших в Германии, планер «Москва» стал победителем в номинации самого длительного по времени полёта.

Весной 1926 года Сергей Владимирович окончил Академию, успешно защитив дипломный проект, посвящённый разработке самолёта-истребителя. Вместе с дипломом ему было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота СССР. В июне того же года Ильюшина назначили председателем самолётной секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии.

На своей новой должности он отвечал за разработку тактико-технических требований к новым самолётам. Он также следил за соответствием технических заданий стандартам, заданным конструкторским бюро, выпускавших опытные образцы. Вопросы стандартизации новых проектов КБ интересовали Ильюшина, гораздо меньше, чем возможность самому заняться проектированием собственных самолётов. Но стать инженером-конструктором Сергею Владимировичу удалось не сразу. Сначала ему пришлось освоить специальность инженера-испытателя.

В 1930 году он стал инженером на научно-испытательном аэродроме ВВС, а затем его перевели в Центральную аэрогидродинамическую лабораторию. В ноябре 1931 года Сергей Владимирович возглавил конструкторское бюро ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), непосредственно приступив к проектированию самолётов.

В январе 1933 года после реорганизации КБ ЦАГИ Ильюшин возглавил Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода № 39 имени В. Р. Менжинского, занимавшегося проектированием лёгких самолётов. С августа 1936 года Ильюшин стал главным конструктором конструкторского бюро при авиационном заводе №39 имени В. Р. Менжинского. Через несколько месяцев коллектив, возглавляемый Ильюшиным, создал экспериментальный дальний бомбардировщик ЦКБ-26.

На этой машине был установлен мировой рекорд по подъёму груза на максимальную высоту. На базе ЦКБ-26 был создан серийный дальний бомбардировщик ЦКБ-30 (ДБ-3), запущенный в производство в августе 1936 года. Выпуск ДБ-3 был прекращён накануне Второй мировой войны. Однако данные бомбардировщики (всего их выпустили 1528 штук) приняли самое активное участие во всех боевых действиях, которые вела Красная армия с 1939 по 1946 гг.

Читайте также: