Советский ученый конструктор космической техники

Обновлено: 27.04.2024

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».


В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».


В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.


Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.


Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.


Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».


Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

Сто лет назад человечество ещё мечтало о том, что когда-то совершит полёт в космос. Сейчас полетами на Марс и на Луну уже никого не удивишь. Но произошло это благодаря великим людям, которые посвятили всю свою жизнь осуществлению космической идеи!

Константин Эдуардович Циолковский

Одним из таких мечтателей был известный русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, человек, заложивший теоретические основы космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский. Представитель польского дворянского рода, Циолковский с самого раннего детства начал проявлять незаурядный интерес к изобретательству. Его детство было непростым: рано потерял мать, после тяжелой болезни почти лишился слуха и был отчислен из гимназии. Но на его желание учиться это никак не повлияло. Позже в Москве ему приходилось голодать, чтобы покупать необходимые книги, приборы и химические препараты для опытов. Его образование — это самообразование. За короткий срок Циолковский освоил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, астрономию, механику и химию. Только третья научная статья Циолковского была посвящена космосу: в ней он изложил механизмы действия звезды на примере Солнца. С 1892 года Циолковским были написаны главные труды его жизни, посвященные космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, проект многоступенчатой ракеты с жидкостным реактивным двигателем. Во многом Циолковский опередил свое время и его идеи оказались по достоинству оценены только следующими поколениями.

О нашей Вселенной, космосе и Солнечной системе подробно вы сможете узнать из учебника «Астрономия. Базовый уровень. 10-11 класс».

Сергей Павлович Королёв

Будущему покорителю космического пространства Сергею Королёву тоже приходилось много заниматься самостоятельным образованием. Королёв с юного возраста интересовался техническими новинками той эпохи, особенно самолётами. Занимаясь в многочисленных кружках, будущий инженер сконструировал первую модель самолета уже в 17 лет! Причем проект был защищен перед комиссией и рекомендован к постройке. Поворотным моментом в жизни Королёва стала встреча с Циолковским в 1930 году: именно после общения с легендарным учёным, Королёв задумался о полётах в космос и о разработке ракетной техники. Создав инициативную группу и осуществив удачный пуск первой советской баллистической ракеты ГИРД-10, Королёв получил назначение в только что открывшийся «Реактивный научно-исследовательский институт». Казалось бы, впереди безоблачная карьера талантливого конструктора, но произошло событие, которое резко перечеркнуло всю его жизнь. Арест, шесть лет тяжелой работы в тюремных конструкторских бюро. После освобождения — десятилетия работы над ракетным вооружением Советского союза. В зените славы Сергей Павлович оказался дважды в 1957 и 1961 годах, когда под его руководством были запущены в космос первый искусственный спутник земли и первый человек — Ю.А. Гагарин.

Астрономия. 10-11 классы. Атлас.

Атлас предназначен для изучения курса астрономии в 10–11 классах. Содержание атласа соответствует учебной программе и позволяет его использовать со всеми учебниками, включенными в Федеральный перечень. Атлас отражает новейшие достижение науки, сочетая научный подход с доступностью изложения материала.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в семье потомственных украинских дворян. В 1920-е годы получил высшее образование в Харьковском механико-машиностроительном институте. Серьезно увлекаться авиацией Лозино-Лозинский начал, поступив на работу в авиационный институт, как инженер научно-испытательной станции. Здесь он создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. После начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич получил назначение в ОКБ Микояна, где в течение нескольких десятилетий занимался разработкой и производством многих турбореактивных истребителей марки «МиГ»: от первого турбореактивного самолёта МиГ-9 до современных боевых машин. Благодаря своему незаурядному инженерному дарованию, Лозино-Лозинский внес свой вклад и в развитие советской космонавтики, встав во главе научно-производственного объединения «Молния». Самым знаменитым проектом этого предприятия является многоцелевой космический корабль системы «Буран»: передовая советская космическая разработка, во многом даже опережавшая своего американского конкурента системы «Спейс Шаттл».

Космос — загадка и последний бастион человечества. Зачем и как осваивать космическое пространство и стремиться к другим мирам? Подобные вопросы волнуют нас уже давно, но, наверное, никто не сможет назвать дату, когда человека впервые посетили эти мысли.

В преддверии Дня космонавтики открываем серию публикаций, посвященных космосу и его героям!

Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Именно в этот период она достигла невероятных высот: запуск первого и второго искусственных спутников Земли в 1957 году, первый в мире полёт человека в космос в 1961 году, а в 1965 году человек впервые вышел в открытый космос.

Даты для запоминания

Среди основных успехов космической программы СССР:

  • запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года;
  • запуск 3 ноября 1957 второго спутника с собакой на борту;
  • первое изображение обратной стороны Луны — Луна-3. 1959 год;
  • первый полет человека в космос (Ю.А. Гагарин) 12 апреля 1961 года;
  • первый выход человека в открытый космос (А. А. Леонов) 19 марта 1965 года;
  • первый в мире планетоход — «Луноход-1», 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Венеру — Венера-7, 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Марс — Марс-3, 1971 год;
  • создание на орбите земли первой многомодульной орбитальной станции «Мир», 1986 год;

С чего все начиналось

В 1920-е годы в Петропавловской крепости открылась «колыбель» советской космонавтики — Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Именно она положила начало отечественному космическому двигателестроению и стала первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по разработке ракет. Организатором ГДЛ стал инженер-химик Н. И. Тихомиров, а покровительство оказывал начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) М. Н. Тухачевский.

Петропавловская крепость была выбрана не случайно — в те годы это был военный объект и попасть на ее территорию было крайне сложно. Лаборатория тогда подчинялась военным, которые не придавали особого значения освоению космоса. Ученые проводили разработку реактивных снарядов на порохе, а Н. И. Тихомиров уже тогда начал заниматься разработкой ракетных двигателей на бездымном порохе.



1929 год стал плодовитым временем. Во-первых, Н. И. Тихомиров подал заявку на патент под названием «Способ изготовления прессованного бездымного пороха на твёрдых растворителях». Во-вторых, в мае этого же года к коллективу ГДЛ присоединился молодой изобретатель Валентин Глушко, впоследствии прославившийся как создатель жидкостных двигателей для первых советских космических ракет.

Не стоит забывать, что первую идею полетов в космос высказал основоположник практической космонавтики, русский ученый Константин Циолковский. Его идеи начали воплощаться в 1933 году, когда при помощи Тухачевского в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Большим прорывом тогда стало испытание экспериментальной ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 под руководством Сергея Королева. Ракета поднялась на высоту 400 метров и находилась в полете 18 секунд.


Памятная доска в честь первых членов Технического совета Реактивного научно-исследовательского института

К сожалению, 1937-1938 годы были тяжелыми для многих советских ракетчиков: арест М. Н.Тухачевского, С.П. Королева и других, РНИИ прекратил все работы со сроком завершения более трёх лет и сосредоточился на разработке реактивных снарядов и ракетных ускорителей для самолетов.

Как повлияла Великая Отечественная Война на изучение космоса в СССР

Обратить внимание на ракеты дальнего действия Советский Союз заставило применение вооружёнными силами нацистской Германии баллистической ракеты A-4, более известной как V-2 («Фау-2»). В 1944–1945 годах в стране формировались группы специалистов для изучения немецких трофейных материалов по ракете V-2.

А после победы в Великой Отечественной Войне СССР приступил к работе по созданию собственного ракетного оружия. 13 мая 1946 года утвердили государственную ракетную программу. В Министерстве вооружений была создана головная организация по разработке жидкостных ракет — НИИ-88. Административное руководство работами осуществлял Комитет по ракетной технике (впоследствии Специальный комитет № 2) при Совете Министров СССР во главе с Г. М. Маленковым. По линии МГБ СССР разработку ракет дальнего действия курировал заместитель Л. П. Берии Седов.

Запуск непилотируемых аппаратов

В 1957 году с нового космодрома в Байконуре успешно стартовала боевая межконтинентальная многоступенчатая баллистическая ракета «Р-7», спроектированная советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым. Она была в длину около 30 метров и весом около 270 тонн. «Р-7» состояла из четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока с собственным двигателем, служившего второй ступенью.


4 октября 1957 года, с помощью Р-7 в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и многое другое. Именно с этого космического аппарата, созданного Советским Союзом, началось освоение космического пространства человечеством.

Спутники Земли


Первый спутник Земли представлял собой небольшой шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Внутри его находились два радиопередатчика и источник питания.


3 ноября 1957 года в СССР был запущен в космос второй спутник, но первый в мире биологический спутник. В истории Земли на околопланетной орбите побывало живое существо — собака по кличке Лайка. Второй спутник весил 508,3 кг и был оснащён герметичной кабиной для собаки. К сожалению, обратно четвероногий космонавт на Землю так и не вернулся. Но в истории мировой космонавтики остался навечно. В честь Лайки в СССР даже выпустили марку сигарет.

В мае 1958 года на околоземную орбиту вышел третий спутник, чья длина составляла 3,5 метра, а диаметр доходил до 1,5 метров. Вес третьего спутника составлял 1327 килограммов, из которых 968 кг приходилось на научную аппаратуру. Конструкция этого спутника разрабатывалась значительно тщательнее, чем в двух предыдущих случаях. Он был оснащён не только бортовым источником питания, но и солнечной батареей, благодаря чему эксплуатировался гораздо дольше своих предшественников.

Спутник находился в полёте 691 день. В январе 1959 года в сторону спутника Земли ушла автоматическая станция «Луна-1». В сентябре и октябре были запущены станции «Луна-2» и «Луна-3». Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны.



Человек в космосе

От автоматических полетов С. П. Королёв и его коллеги перешли к подготовке пилотируемого полета. Для этой цели была разработана ракета-носитель «Восток», и началось конструирование одноименного космического корабля. Самым главным оставалась выработка методики возвращения корабля на Землю. Прежде чем добиться желаемого результата, понадобилось семь раз запустить «Восток» в автоматическом режиме.


И вот 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». Именно она вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин, чья продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории Саратовской области. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. 55 мин. по московскому времени.

Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Благодаря Юрию Гагарина 12 апреля принято считать Днем Космонавтики.



Советские космонавты слева направо: Павел Попович, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова в студии телевидения, Москва 1 января 1964 года

Следом за Юрием Гагариным с 6 на 7 августа 1961 года первый суточный космический полет на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11–15 августа того же года состоялся первый групповой полет двух кораблей — «Восток-3» с космонавтом Андриян Николаевич Николаев и «Восток-4» с космонавтом Павел Романович Попович.

А в июне 1963 года корабли «Восток-5» и «Восток-6» с Быковским и Терешковой на борту совершили полет на орбиту. В октябре 1964 года на орбиту вышел многоместный «Восход-1» сразу с тремя космонавтами на борту, а в марте 1965 года, в ходе полета «Восхода-2», впервые в истории был осуществлён выход человека в открытое космическое пространство (это сделал космонавт А. А. Леонов). Всего при жизни Королева на его космических кораблях побывало одиннадцать человек.


Летчики-космонавты СССР (в первом ряду, слева направо): Владимир Комаров (Восход-1), Юрий Гагарин (Восток-1), Валентина Терешкова (Восток-6), Андриян Николаев (Восток-3), Константин Феоктистов (Восход-1), Павел Беляев (Восход-2), во втором ряду: Алексей Леонов (Восход-2), Герман Титов (Восток-2), Валерий Быковский (Восток-5), Борис Егоров (Восход-1), Павел Попович (Восток-4) — в Звездном городке

Космическая программа СССР в 1970-х — 1980-х годах

В 1970 году с Байконура на траекторию полёта к Луне были выведены автоматические межпланетные станции «Луна-16» и «Луна-17», на борту последней находился аппарат «Луноход-1». В конце 1971 года спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхности Марса.

В 1987 году с космодрома Байконур была успешно запущена ракета-носитель «Энергия», а в 1988 году — ракета-носитель «Энергия-Буран», выведшая на околоземную орбиту многоразовый корабль «Буран». Это устройство впервые в мире осуществило автоматическую посадку на Землю и по многим показателям существенно превзошло американские аналоги космической техники.

Вопрос о реструктурировании советской космонавтики неоднократно поднимался в конце 1960-х годов, однако реальные изменения в этом направлении появились после перестройки. В 1985 году было создано «Главное управление по созданию и использованию космической техники в интересах народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса» (Главкосмос СССР). Первоочередной задачей стал поиск иностранных клиентов для коммерческого использования РКТ, то есть запусков иностранных спутников советскими носителями и полетов иностранных космонавтов на советских кораблях.

Стоит заметить,что начало радикальных экономических преобразований в стране ухудшило положение оборонной отрасли. Космическая программа оказалась в сложном положении. В 1990 году Верховный Совет СССР сократил расходы на космонавтику на 10%. А к концу 1991 года управление космической программой вместе со всей прежней структурой государственного управления прекратила существование. Министерства оборонно-промышленного комплекса были расформированы.

Изображения взяты из Википедии – свободной энциклопедии

115 лет со дня рождения гениального советского конструктора Сергея Королева


Сегодня, 12 января 2022 года, исполняется ровно 115 лет со дня рождения величайшего ученого и конструктора Сергея Павловича Королева. Сказать, что этот гениальный человек внес ощутимый вклад в развитие отечественного ракетостроения и космонавтики, значит не сказать ничего.

Родившись в семье, не имевшей ничего общего с точными науками и инженерией, Королев сделал СССР передовой ракетно-космической державой. Собственно говоря, и сегодня наша космическая отрасль продолжает активно пользоваться его разработками. Но, обо всем по порядку.

В 1929 году Сергей Павлович окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, защитив дипломную работу – проект самолета СК-4 под руководством А.Н. Туполева. Стоит отметить, что уже тогда Королев проявил себя как незаурядный авиаконструктор и талантливый планерист.

В 1931 году С.П. Королев вместе с Фридрихом Цандером организовал ракетную организацию «Группа изучения реактивного движения», которая уже в 1933 году произвела испытательный запуск первой отечественной жидкостной баллистической ракеты «ГИРД-09», положив начало новой отрасли в нашей стране.

Как и у многих великих людей, судьба у С.П. Королева не была легкой. Несмотря на высочайшие заслуги перед Родиной, в 1938 году он стал жертвой необоснованных репрессий. Его осудили на 10 лет тюремного заключения, но в 1944 году ученый был досрочно освобожден решением Президиума Верховного Совета СССР.

В 1946 году Сергей Павлович был назначен Главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия в НИИ-88, но мечтал гениальный инженер о другом. Главной целью Королева было покорение космического пространства, и уже в 1949 году он начал путь к ее реализации, используя модификации баллистической ракеты Р-1А для изучения параметров ближнего космоса и магнитного поля Земли.

В 1956 году ОКБ-1 под руководством С.П. Королева становится самостоятельной организацией. Стоит отметить, что сегодня она продолжает функционировать и известна под названием РКК «Энергия».

Уже в 1957 году, благодаря Королеву и его команде конструкторов, весь мир начинает говорить о Советском Союзе, как о великой космической державе. Именно в этом году наша страна успешно вывела на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник. Но этим достижения гениального ученого не ограничиваются.

Позднее, под его руководством были сконструированы и запущены первые автоматические межпланетные станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». Последняя, что немаловажно, передала снимки обратной стороны нашего естественного спутника.

Однако одну из самых значимых «космических» побед нашей Родине Королев принес в 1961 году. Именно на созданном им пилотируемом корабле «Восток» состоялся исторический орбитальный полет Юрия Гагарина.

Наконец, не стоит забывать, что современный корабль «Союз МС», на котором по сей день осуществляются пилотируемые миссии на МКС, является модификацией «Союза», созданного Королевым в 60-х годах прошлого столетия.

Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года. Однако его наследие в нашей стране живет и будет жить еще многие десятилетия. Разработки гениального конструктора сегодня легли в основу и новейших российских космических аппаратов, а его достижения вдохновляют и мотивируют тысячи молодых специалистов по всему миру.

К слову о специалистах. В прошлом году, на 114-летие со дня рождения С.П. Королева, американский инженер и глава SpaceX Илон Маск опубликовал твит на русском языке.

- написал создатель ракеты Falcon 9 и пилотируемого корабля Crew Dragon о Сергее Павловиче.

Имя Королёва носят населённые пункты, улицы, учебные заведения. И это имя - настоящая слава отечественной космонавтики, имя, которое ассоциируется с преодолением преград при достижении высокой цели.

110 лет назад 12 января 1907 года на свет появился будущий основоположник практической космонавтики, конструктор и ученый в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых советских ракет-носителей и пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королёв. Во многом с именем этого человека связаны многие успехи Советского Союза, а теперь и России в деле освоения космоса. Стоит отметить, что в 2017 году россияне отметят сразу два юбилея людей, которые напрямую и неразрывно связаны с отечественной космонавтикой: 160 лет со дня рождения Константина Циолковского, заложившего основы космонавтики теоретической, и 110 лет со дня рождения основоположника уже практической космонавтики Сергея Королёва.


В Советском Союзе лишь очень ограниченный круг лиц знал, что именно с именем этого человека связаны успехи в отечественной космической отрасли. При жизни Сергей Павлович Королёв оставался безымянным главным конструктором или профессором К. Сергеевым, статьи которого иногда появлялись на страницах газеты «Правда». Его имя было рассекречено только в день его смерти. Он рано ушел из жизни — 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет. Но и за отведенный ему на Земле срок он сумел многого добиться и многое сделать, оставив после себя богатое наследие, которое позволяет России и в XXI веке занимать ведущие места среди космических держав. Вот лишь некоторые вехи из биографии этого удивительного человека.

Сергей Королёв родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной). Родители очень быстро расстались: когда Сереже было около трех лет, его мать ушла из семьи, и некоторое время он воспитывался в Нежине бабушкой по материнской линии. Удивительно, но один из самых известных ученых и конструкторов XX века получал образование урывками. Ему редко удавалось задерживаться на одном месте учебы. Связано это было с самыми разными причинами, главным образом с переездами его матери. В годы учебы Королёв никогда не был «ботаником». Он любил спорт, увлеченно работал в школьных мастерских, штудировал физику и математику и при этом мог на руках пройти весь школьный коридор.

Благодаря своему отчиму, Григорию Михайловичу Баланину, Королёв уже в детстве развил в себе любовь к авиации. Авиационной техникой он увлекся еще в школьные годы, занимался в многочисленных кружках и секциях. Первый свой планер он сконструировал уже в возрасте 17 лет. На втором планере «Коктебель» — летчик Арцеулов смог установить всесоюзный рекорд дальности парящего полета. Ему прочили большое будущее именно в авиастроении. Андрей Туполев, который был руководителем диплома Сергея Королёва в МВТУ имени Баумана, нисколько в этом не сомневался. Но судьба распорядилась таким образом, что Королёв стал конструктором, но поглотили его не самолеты. Весной 1929 года будущий конструктор прочитал книгу «Исследования мировых пространств реактивными приборами», которая была написана Константином Циолковским. Мысль, что совершать полеты можно не только на планерах и самолетах и не только в пределах атмосферы буквально поглотила его.


В сентябре 1933 года Михаил Тухачевский издает приказ о создании в СССР Реактивного научно-исследовательского института. Сергей Королёв получает в нем должность замдиректора. При этом Тухачевский настоятельно рекомендовал конструктору забыть пока о полетах в космос и сосредточиться на ракетостроении. Через год после ареста и расстрела маршала Тухачевского в 1937 году Королёва обвинят во вредительстве по ложному доносу и приговорят к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Он отправится отбывать наказание на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Ни холод, ни голод, ни суровые условия содержания не смогли сломать выдающегося ученого. Говорят, что свою первую радиоуправляемую ракету он рассчитывал прямо на стене барака. Доказывая свою невиновность, он писал письма лично Сталину, его мать обивала пороги различных учреждений, добиваясь пересмотра дела. Помощь оказывали и прославленные летчики Михаил Громов и Валентина Гризодубова, которые хорошо знали Королёва. В мае 1940 года его вернули в «Бутырку», состоялось новое следствие, срок снизили до 8 лет, Сергея Королёва перенаправили в специальную тюрьму НКВД. Здесь было 4 проектных бюро, которые занимались разработкой новых самолетов. Сергея Королёва распределили в КБ Туполева, где в тот момент шли работы по созданию бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, в работе над созданием которых он принял участие.

110 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва

Характер Сергея Королёва был весьма своеобразным, о чем говорили его знакомые и родственники. Незаурядный ум этого человека сочетался с детской неусидчивостью, которая никуда не пропала до самой смерти. Главной чертой, которая и сделала из Королёва отца космонавтики, была мечтательность. Он мечтал о создании лунного поселения, проведении экспедиции на Марс и создания марсианской базы. При Хрущеве даже самые дерзкие планы конструктора находили поддержку. В 1960-е годы в СССР никто не сомневался в том, что планы, которые запланированы в рамках «космического наступления» осуществимы и реализуемы, над ними работали. Мечтал главный конструктор ОКБ-1 и о своем полете в космос, прекрасно понимая при этом, что полететь ему никак не удастся не только из-за его положения и важности для советской науки, но и из-за возраста и состояния здоровья, что не мешало мечтать о невесомости и сверкающих в иллюминаторе звездах.

Сергей Королёв был упорным и целеустремленным человеком, что, безусловно, помогало ему доводить до логического завершения многие проекты. Без этого он никогда бы не стал создателем двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, именно по его инициативе и под его руководством был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ), он спроектировал пилотируемый космической корабль «Восток-1», без которого не было бы первого полета человека в космос, в который отправился Юрий Гагарин. Но наряду с целеустремленностью, многие знакомые конструктора отмечали его здоровый цинизм и пессимизм, которые сформировались в нем из-за тяжелой жизни и стали отпечатком его несправедливого тюремного заключения. Однако ученый старался не давать этим качествам выхода, всегда сохраняя спокойствие. В своих воспоминаниях о Королёве Леонид Кербер писал, что конструктор часто был мрачен, а его любимой фразой после заключения стала «хлопнут без некролога». В то же время по высказываниям летчика-космонавта Алексея Леонова, Королёв никогда не был озлоблен на жизнь и никогда не жаловался, он понимал, что озлобленность вызывает угнетенное состояние, а не творческий порыв, который был необходим в его работе.


Так получилось, что Сергея Павловича обошли сразу две Нобелевских премии. Уже после запуска первого искусственного спутника земли Нобелевский комитет отправил в СССР официальный запрос: кому можно присудить премию? Однако Никита Хрущев отметил, что одного человека нельзя назвать творцом новой техники, настоящим творцом у нас является народ и социалистическая система. Некоторым оправданием для генсека было то, что Королёв был засекречен, а гриф секретности накладывался в те годы практически на все его разработки. Второй раз Королёв мог получить Нобелевскую премию уже в 1961 году за полет первого человека в космос. Обе премии в итоге прошли мимо талантливого советского конструктора и ученого, но он сумел стать единственным в истории Советского Союза человеком, который был удостоен звании Героя Социалистического Труда (20 апреля 1956 года), еще не будучи реабилитированным. Полная реабилитация конструктора за отсутствием в его действиях состава преступления произошла 18 апреля 1957 года.

«Многие отмечали суеверия Королёва, его почти благоговейный трепет перед некоторыми приметами, — вспоминал Марк Галлай доктор технических наук — Такого, конечно, не было, Однако нельзя утверждать о том, что он совсем пренебрегал приметами. Так, к примеру, Сергей Королёв страшно не любил пуски своих ракет по понедельникам. Но иногда такие дни все же случались, и он буквально «бомбил» всех попадавшихся под его горячую руку. Еще он не любил, когда натыкался на старте на женщин». Также Сергей Павлович всегда носил в правом кармане своего пиджака две монетки — на счастье. В сложные моменты своей жизни он мог их перебирать.


Если вы в ближайшие дни окажитесь в подмосковном Королеве, вы можете посетить фотовыставку, посвященную 110-летию Сергея Павловича Королёва. Работа выставки была продлена до 26 января. Выставку можно посетить бесплатно на втором этаже ЦДК Калинина с 11:00 до 16:00. Фотоматериалы данной выставки расскажут о жизни и работе гениального конструктора, его разработках и исследованиях. Посетители смогут многое узнать о соратниках Сергея Королёва и о его семье. В экспозиции будут представлены редкие архивные фотографии, которые переданы дочерью конструктора Натальей Сергеевной. На фотографиях представлены детские годы и семья Королёва, фотографии, на которых конструктор изображен во время работы над дипломом, фотографии, сделанные в Германии в послевоенные годы, известная фотография, на которой запечатлены вместе Гагарин и Королёв во время беседы на лавочке, и многие другие любопытные снимки.

Читайте также: