Советский ученый конструктор ракетно космических систем председатель совета

Обновлено: 02.05.2024

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР. Председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик Академии Наук СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. По его инициативе и под его руководством осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир, Украина. Мальчик вырос в семье учителя. Из­-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин, ныне Черниговской области в большой купеческой семье родителей матери, Москаленко.

С 1917 года парень жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. С 1921 года учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках.

В этом же году Королев познакомился с летчиками водного отряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с шестнадцати лет как лектор по ликвидации авиационной безграмотности, а с семнадцати как автор проекта безмоторного самолета К­-5, официально защищенного перед комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал планеристом.

В феврале 1930 года Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК­-4. Параллельно конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», планер СК-­3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 года впервые в мире выполнены петли Нестерова в свободном полете.

С марта 1931 года Сергей Павлович начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. Главным событием во время его работы в можно считать встречу с Цандером, который начал программу испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-­1. Молодой человек активно включился в работу.

В сентябре 1931 года в системе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству создается группа изучения реактивного движения во главе с Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП­-1 с жидкостным ракетным двигателем ОР­-2.

Московская группа стала называться Центральной, а Королев возглавил ее научно - технический совет. С этого времени ученый уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. Королев приступил к организации своего первого Конструкторского Бюро.

В августе 1933 года первая отечественная жидкостная ракета ГИРД-­09 достигла высоты 400 метров, что являлось принципиальным достижением. Этот полет доказал, что ракетная техника является не фантастикой, а реальностью. Итоги первых шагов ракетостроения Королев подвел в своей книге «Ракетный полет в стратосфере», в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.

В конце июня 1938 года Сергей Павлович Королев арестован как участник контрреволюционной троцкистской организации. Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 августа 1938 года осужден по статьям 58­7, вредительство и 58­11, подготовка к совершению антисоветских преступлений к десяти годам заключения в исправительно - ­трудовых лагерях.

Наказание отбывал в Колымских лагерях. По жалобе Королева 13 июня 1939 года приговор отменен, а дело направлено на новое рассмотрение, сам Королев возвращен из Колымы в московскую тюрьму. Вторично дело Королева рассмотрено заочно 10 июля 1940 года Особым совещанием при Народном комиссаре внутренних дел СССР. Теперь приговор вынесен ­сроком на восемь лет лишения свободы.

В сентябре 1940 года Королев благодаря ходатайству Туполева направлен в Центральное Конструкторское Бюро-­29 для разработки нового бомбардировщика. Королев сразу же представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла наносить удары, не входя в зону противовоздушной обороны.

После того как коллектив Туполева эвакуирован в Омск, Королев направлен в Казань с задачей разработки применения жидкостного ракетного двигателя с тягой 300 кг. Королев предложил ряд вариантов, из которых выбран проект авиационной ракетной установки, обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолетов.

В результате отработки установка получила высокую оценку. За эту работу Королев награжден орденом «Знак Почета», а 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о его досрочном освобождении.

В мае 1946 года советским руководством принято постановление о развитии ракетного строения в стране, в соответствии с которым в подмосковном Калининграде создан Государственный союзный научно - исследовательский институт реактивного вооружения, одним из главных конструкторов которого назначен Сергей Павлович Королев.

Уже в октябре 1947 года проведены летные испытания ракет А-­4, собранных в институтах Нордхаузен и НИИ­-88 в основном из трофейных узлов и агрегатов. Через год с гораздо лучшими результатами по надежности и точности попадания испытаны первые ракеты Р-­1, воспроизводящие А­-4 по отечественной документации и из своих материалов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Королеву Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В дальнейшем Королев разрабатывал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-­9 и сдал ее на вооружение в 1962 году. Параллельно с работами над важными космическими системами начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-­2, которая сдана на вооружение уже после его смерти.

На этом ОКБ­-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракетоносителей.

Военные разработки являлись для Королева условием для освоения космоса. Впервые в истории землян 4 октября 1957 года запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. И наконец, 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту Королев Сергей Павлович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

Скончался великий конструктор Сергей Королев 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет от острой сердечной недостаточности. Академику была запланирована операция по удалению полипа. Смерть наступила на операционном столе. Урна с прахом Королева захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Советский конструктор ракетно-космической техники. Ученый в области механики и процессов управления. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР. Профессор. Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Возглавлял Совет главных конструкторов.

Владимир Челомей родился 30 июня 1914 года в города Седльце, Польша. Родители мальчика являлись учителями в местной народной школе. В 1937 году, молодой человек с отличием окончил Киевский авиационный институт. После окончания института, приступил к работе в Институте математики АН УССР и продолжил обучение в аспирантуре.

В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций» и сосредоточил научные интересы на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе данных исследований, молодой ученый получил важные теоретические результаты, впоследствии, нашедшие применение на практике.

Летом 1941 года Челомей назначен начальником группы реактивных двигателей ЦИАМ имени Баранова, где в 1942 году, создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов.

Приказом Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года, назначен на должность Главного конструктора и директором опытного авиационного завода №51, где к началу 1945 года создан самолет-снаряд 10Х. Затем, ученый отошел от практической конструкторской работы, и занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет не оставил.

Позже, разработками Челомея заинтересовалось командование Военно-морского флота, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе №500 была организована специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В прототипе создаваемой ракеты, реализовывались ряд новых идей опытного конструктора, что позволило опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.

В 1955 году Владимиру Челомею перешел в подчинение механический завод в городе Реутов, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. За короткое время, под непосредственным руководством Владимира Николаевича КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.

С 1956 года начался этап признания места Челомея и возглавляемого им КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение конструкторского бюро в Реутове позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнование в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота страны комплексами ракетного оружия.

В 1958 году конструктора избирали член-корреспондентом АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1959 года за заслуги в деле создания крылатой ракеты П-5 Челомею Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1959 году Челомей получил назначение на должность Генерального конструктора ОКБ-52. В 1959 году ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных зарядов. Под его руководством разработан ряд проектов ракет: УР-100, УР-200, УР-500, УР-700, от легкого до сверхтяжелого класса.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных данным оружием, и перевооружения кораблей ВМФ Челомей Владимир Николаевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

Ученому принадлежит заслуга в создании основной ударной силы РВСН, знаменитой «сотки» - межконтинентальной ракеты УР-100, обеспечившей стратегический паритет с США.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 апреля 1962 года, конструктор приступил к разработке тяжелой универсальной двухступенчатой МБР УР-500 «Протон». Ракета задумывалась как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. Первый пуск ракеты-носителя «Протон» состоялся 16 июля 1965 года.

За время эксплуатации ракетой-носителем «Протон» во всех ее модификациях выполнено более 300 пусков. В космос выведен целый ряд спутников связи и телевидения, спутников серии «Космос», межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», космические аппараты глобальной навигационной системы «Глонасс», основные блоки орбитальных станций «Салют» и «Мир» и модули для международной космической станции.

Начиная с 1974 года, параллельно с трудовой, научной и общественной деятельностью, Челомей Владимир Николаевич являлся депутатом Верховного Совета СССР. Отмечен государственными наградами и знаками отличия. Лауреат Ленинской и Государственных премий.

Владимир Николаевич Челомей скончался 8 декабря 1984 года в городе Москва. Похоронен великий ученый на Новодевичьем кладбище столицы.

Достижения Владимира Челомея

Создатель ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители «Протон», искусственные спутники Земли «Протон» и «Полет», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС

Являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита».

Основные труды Владимира Челомея

Основные научные труды: Конструкция и динамика машин, теории колебаний, динамическая устойчивость упругих систем, теория сервомеханизмов.

Награды Владимира Челомея

Дважды Герой Социалистического Труда
Пять орденов Ленина
Орден Октябрьской Революции
Различные медали
Ленинская премия
Три Государственных премии

Память об Владимире Челомее

Памятник на площади Академика Челомея в городе Реутов

Памятник на Лефортовской набережной в городе Москва

Памятник на аллее Космонавтов в городе Москва

Бюст в городе Байконур во дворе Международной космической школы имени академика Владимира Челомея

Мемориальная доска на здании школы № 10 в Полтаве

Бюст на аллее славы Киевского политехнического института имени Игоря Сикорского

Бронзовая мемориальная доска на фасаде здания Киевского института инженеров гражданской авиации

Мемориальная доска в МГТУ имени Баумана, в корпусе «Специальное машиностроение», на кафедре СМ2 «Аэрокосмические системы»

Также имеются бюсты ученого у входа в МГТУ имени Баумана, в центральном сквере НПО «Машиностроение» в городе Реутов, на могиле академика на Новодевичьем кладбище

Семья Владимира Челомея

Супруга - Челомей Нинель Васильевна

Сын - Челомей Сергей Владимирович
Дочь - Талызина Евгения Владимировна

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Сергей Королёв – выдающийся советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик АН СССР, внесший неоценимый вклад в развитие космонавтики.

Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики.

Sergej-Korolev

Сергей Королев

Под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина (см. интересные факты про Гагарина).

В биографии Королева много интересных фактов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Королева.

Биография Королева

Сергей Павлович Королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире. Он родился в семье преподавателя Павла Яковлевича и его супруги Марии Николаевны.

Когда будущему ученому едва исполнилось 3 года, отец ушел из семьи. В связи с этим маленький Сережа воспитывался у родителей своей матери.

Детство и юность

Когда Королеву исполнилось 10 лет, он переехал в Одессу, где жил вместе с мамой. К тому времени Мария Николаевна повторно вступила в брак с Григорием Баланиным. В подростковом возрасте мальчик живо увлекался авиацией.

Sergej-Korolev-v-molodosti

Сергей Королев в молодости

В период биографии 1922-1924 гг. Королев учился в строительной школе, а также посещал разные кружки. Затем он поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. Позже он перевелся в Москву в высшее техническое училище.

Первые шаги советского ракетостроения

В сентябре 1931 г. Сергей Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Цандер добились создания в Москве общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Меньше чем через год она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты.

Королев со своими единомышленниками усиленно работает над созданием ракетного оружия, в котором остро нуждалась страна.

Позже ученый образовал первое КБ из членов ЦГИР. В этот период биографии Королев заложил основание для многих проектов, связанных с ракетостроением.

В скором времени был выполнен успешный запуск жидкостной ракеты ГИРД-09. О своих достижениях и экспериментах Сергей Королев написал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Он подробно описал не только свойства ракет, но и варианты их использования в разных областях.

В 1933 г. 26-летнего Королева утверждают на пост замдиректора Реактивного института. Однако по причине того, что переход к ожидавшимся проектам так и не случился, уже в следующем году ученого снимают с назначенной должности.

Талантливый парень продолжил трудиться в институте в качестве простого инженера. На этом этапе биографии его особенно интересовали крылатые ракеты.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 г. Королев становится ключевым конструктором отдела PHИИ, занимавшимся созданием ракетных летательных аппаратов. Благодаря своим обширным познаниям и природной гениальности, ему первому удалось представить модель ракетного истребителя-перехватчика.

Этот летательный аппарат мог в кротчайшие сроки достигать большой высоты и, в случае необходимости, ликвидировать объекты, представляющие угрозу.

В начале испытаний, в которых Королев хотел участвовать лично, случилась авария. В результате он был ранен в голову и срочно госпитализирован.

Когда в июне 1938 г. Сергея Павловича выписали из больницы, его арестовали по обвинению в сотрудничестве с троцкистами.

Конструктору присудили 10 лет тюрьмы и сослали на Колыму. Это был один из самых сложных и страшных эпизодов в его биографии.

Однако когда советские ученые продолжили разрабатывать новое оружие без своего гениального руководителя, у них ничего не получалось. Без Королева им было не под силу построить сверхскоростной самолет, в котором так нуждался Советский Союз.

Победа и трофеи

Осенью 1940 г., по прошению Туполева, Сергея Королева вернули из ссылки. В связи с этим он смог принять участие в создании нового бомбардировщика. Вскоре самолет Ту-2 был успешно испытан и запущен в массовое производство.

Sergej-Korolev-interesnyefakty.org-2

Королев продолжил совершенствовать авиационную ракетную установку в казанском тюремном КБ. За свою роботу он удостоился ордена «Знак Почета» и был выпущен на свободу.

В середине 40-х годов Сергей Павлович создает проекты PДД Д-1 и Д-2 с твердотопливными моторами. Вскоре появляется информация, что в Германии такие проекты уже реализованы. Ученого в срочном порядке отправляют в Германию для ознакомления с техникой.

Позже Королев заявляет, что Советский Союз тоже способен производить подобные ракеты, которые при этом будут иметь еще лучшие показатели.

Весной 1946 г. в СССР начинается крупномасштабное развитие ракетостроения. Неподалеку от столицы основывается Государственный союзный HИИ реактивного вооружения (HИИ-88), где Королев занимает один из ключевых постов.

Затем события развиваются следующим образом:

  • по приказу Сталина разрабатывается точная копия немецкой ракеты;
  • проходят испытания ракет A-4 и P-1.

Конструктор Королев

За свою биографию Сергей Королев показал себя в качестве великолепного ученого и отличного организатора, сумевшего скооперировать работу всех отраслей.

Его ракеты становились более мощными и способными преодолевать все большие расстояния. Ниже представлены ракеты со стремительно увеличивающейся дальностью полета:

  • P-1 – 300 км;
  • P-2 – 600 км;
  • P-5М – 1 200 км;
  • P-7 – 8 000 км;
  • P-7А – 12 000 км.

Интересен факт, что производство твердотопливных ракет на базе МБР РТ-2, разработанных Королевым, продолжается и сегодня.

Космонавтика

Королев был обязан заниматься разработкой военного оружия, поскольку в противном случае, его бы не допустили к освоению космоса. 4 октября 1957 г. СССР произвел успешный запуск первого в мире искусственного спутника. Затем в космос был отправлен 2-й спутник с собакой Лайкой внутри.

Затем, под прямым руководством Королева, 12 апреля 1961 г. в космос полетел Юрий Гагарин. Это был настоящий триумф биографии Королева.

За годы своей жизни ученый сумел реализовать 7 полетов космических кораблей, запустить спутники и образовать космические станции.

Личная жизнь

Первой супругой Королева была Ксения Винцентини, которую он знал еще с детства. Он взял ее в жены в 1931 г., а спустя 4 года у них родилась девочка Наталья. Этот брак просуществовал 17 лет.

Второй женой Королева была Нина Котенкова, работавшая переводчицей в НИИ-88. Детей в этом семейном союзе не было.

Sergej-Korolev-interesnyefakty.org-1

Смерть

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года в Москве. Причиной его смерти стала операция, в ходе которой сердце конструктора остановилось.

В официальном заключении указывалось, что ученый болел саркомой прямой кишки, которая и спровоцировала хирургическое вмешательство.

После смерти гениального ученого Королева развитие советской космонавтики существенно затормозилось. В мире так и не появились новые ученые, равные Королеву.

Интересные факты из биографии

  1. Первое изобретение юного Королева – безмоторный самолет K-5, рекомендованный к производству.
  2. В 1929 г. он общался с Константином Циолковским, который лично рекомендовал талантливому ученому заняться космонавтикой.
  3. Королев переболел тифом, в результате чего у него снизился слух и ухудшилась память. До болезни он имел феноменальную память.
  4. Он был профессиональным планеристом.
  5. При жизни имя Королева было засекречено. Оно не произносилось по телевидению и не употреблялось в печатных изданиях. Только после смерти именем конструктора начали называть улицы и города.

О выдающемся ученом Королеве снято немало документальных и художественных передач, пытающихся объяснить гениальность и феноменальные достижения великого советского конструктора.

Читайте также: