Торпедный катер моделист конструктор

Обновлено: 07.05.2024

Немецкие самолеты-разведчики появились над полуостровами Рыбачий и Средний 17 июня 1941 года. В этот день впервые заговорили советские зенитки и в воздух поднялись североморские истребители. Уже 19 июня Военный совет Северного флота ввел повышенную оперативную готовность, и, когда 22 июня в зоне досягаемости трехорудийной 130-мм береговой батареи старшего лейтенанта П. Ф. Космачева, контролировавшей вход в Печенгскую губу, появился вражеский тральщик, он был незамедлительно отправлен на дно.

На следующий день боевой счет побед открыли зенитчики Северного флота, сбив два фашистских самолета, 24 июня — авиация: здесь в воздушном бою отличился старший лейтенант Б. Ф. Сафонов, уничтоживший бомбардировщик Хе-111.

В августе 1941 года начали боевые действия и торпедные катера. Первая их встреча с врагом произошла в ночь на 12 сентября, когда ТКА-11 под командованием капитан-лейтенанта Г. К. Светлова и ТКА-12 лейтенанта А. О. Шабалина вышли на перехват фашистского конвоя, шедшего из Киркинеса в Петсамо.

Маскируясь шумом волн и фоном берега, звено катеров почти вплотную подошло к прибрежным скалам у Петсамовуоно и приступило к поиску. В 22 часа 05 минут был обнаружен конвой в составе транспорта и четырех кораблей охранения. В голове ордера шел сторожевик, три катера прикрывали судно с моря, поскольку нападения со стороны берега гитлеровцы не ожидали. Сблизившись на самом малом ходу с караваном, Д-3 дали полный ход и устремились на противника. Последовал двухторпедный залп ТКА-12, уничтоживший транспорт. А атакованный Светловым сторожевик получил серьезные повреждения.

Корабли эскорта обнаружили торпедные катера лишь после взрывов торпед и открыли огонь с большим опозданием. Это дало возможность катерникам оторваться от преследователей и благополучно вернуться в Пумманки — маневренную базу на полуострове Средний.

Вечером 5 октября на перехват вражеского конвоя вышли ТКА-12 А. О. Шабалина и ТКА-11 лейтенанта П. И. Хапилина. И на этот раз удача сопутствовала катерникам — вскоре они обнаружили в западном районе фашистский транспорт в сопровождении трех кораблей охранения. Было решено повторить тактический прием предыдущего боя: зайти со стороны берега, где практически отсутствовало прикрытие. К тому же в тени скал катера были почти невидимы.

Следует точный торпедный удар. И, прежде чем на кораблях сопровождения успевают сыграть боевую тревогу, транспорт разламывается пополам, а ТКА-11 и ТКА-12, форсируя ход, удаляются на недосягаемое для вражеского огня расстояние.

Эффектная тактика, разработанная одним из опытных катерников, А. О. Шабалиным, вскоре нашла широкое применение на Северном флоте. В первые месяцы войны торпедные катера уничтожили 5 транспортов и кораблей противника. Правда, когда пришло время осенних и зимних штормов и сильных морозов, выходы катеров на коммуникации стали редкими, а весной, с наступлением полярного дня и с возросшей в связи с этим воздушной опасностью, вовсе прекратились и возобновились лишь осенью 1942 года. Тем не менее успешные действия Д-3 показали, что в условиях Заполярья можно весьма эффективно использовать даже эти самые маленькие корабли советского флота.

Одной из важнейших задач, возложенных на североморские ТКА, было блокирование входа в бухту Петсамо: каждое судно врага встречалось атаками торпедных катеров и заградительным огнем береговых батарей.

. В ту апрельскую ночь 1943 года фашистские транспорты вышли из Петсамо под прикрытием шести сторожевиков. На перехват конвоя устремились катера с бортовыми номерами 13 и 14 старшего лейтенанта А. О. Шабалина и лейтенанта Д. Ф. Колотия. Несмотря на тройное превосходство противника, советские катерники решили атаковать. Однако ни первая попытка, ни вторая к успеху не привели: всякий раз перед 13-м и 14-м вставала сплошная огневая завеса. Тем временем оба транспорта легли на обратный курс в фиорд и увеличили ход. А корабли охранения, полукольцом окружив наши катера, начали теснить их к берегу, не позволяя прорваться в море.

Инициатива боя грозила перейти к гитлеровцам. И в этих крайне неблагоприятных условиях Шабалин решил отвлечь внимание врага на себя, дав тем самым возможность выйти на цель катеру Колотия.

Следует стремительный маневр: Шабалин обстреливает из пулеметов один из сторожевиков и скрывается в дымовой завесе. Через несколько минут катер выскакивает из нее, атакует другой корабль охранения и вновь скрывается в дыму. Повторив этот прием несколько раз, Шабалин тем самым сосредоточил внимание фашистов на действиях своего Д-3. Под прикрытием дымовой завесы катер Колотия набирает ход и неожиданно для противника проскакивает между сторожевиками. Когда дистанция между его катером и транспортом сократилась до двух-трех кабельтовых, последовал торпедный залп.

Внезапная атака ТКА-14, тонущий транспорт — все это оказалось для противника настолько неожиданным, что корабли охранения в течение нескольких минут не смогли предпринять никаких ответных действий. И этим обстоятельством воспользовался Шабалин. Мгновенно оценив обстановку, он прорвался в глубь фиорда и атаковал второе судно. Теперь надо было незамедлительно уходить — гитлеровцы, разъяренные потерей двух транспортов, сделают все, чтобы уничтожить смельчаков.

И действительно, все шесть кораблей охранения, перекрыв выход из фиорда, двинулись навстречу катеру Шабалина.

Ситуация казалась безвыходной. Однако старший лейтенант принял решение — единственно верное в такой ситуации. Он направил свой катер в сторону берега, откуда стреляли вражеские батареи.

Под ураганным артиллерийским огнем, осыпаемый густой дробью осколков, ТКА-13 прорывался к выходу из залива. Ежеминутно меняя курс, то увеличивая, то уменьшая обороты двигателей, Шабалин не давал артиллеристам возможности пристреляться. Ну а сторожевики войти в зону действия своих батарей явно опасались. Так и вырвался «тринадцатый» из фиорда, окруженный фонтанами от разрывов вражеских снарядов.

В конце 1943 года условия для действий торпедных катеров существенно улучшились. Авиация Северного флота, прочно завоевавшая господство в воздухе, теперь уже могла обеспечивать ТКА разведкой, а в светлое время суток — и воздушным прикрытием. К тому же на Севере существенно увеличилось количество катеров — теперь они стали выходить в море сразу двумя группами, с последующим взаимным наведением на обнаруженный конвой.

Придерживаясь такой тактики, две группы торпедных катеров под командованием капитана II ранга В. А. Чекурова и старшего лейтенанта А. О. Шабалина 22 декабря 1943 года успешно атаковали вражеский конвой. Результатом боя стали три потопленных сторожевика и транспорт противника.

История сохранила много эпизодов успешных боевых операций с участием катеров типа Д-3. Но особенно упорной и целеустремленной была атака ТК (Приказом по Северному флоту от 22 декабря 1943 г. были изменены принятые ранее сокращения в обозначении торпедных катеров с ТКА на ТК.) с бортовыми номерами 13 и 114 (до 1 апреля 1944 года № 15) под общим командованием капитан-лейтенанта В. П. Федорова.

. Проблесковые огни были замечены на берегу сигнальщиками с советских торпедных катеров около полуночи 22 апреля 1944 года. Катерники предположили, что навигационные ориентиры включили не случайно: где-то рядом следует конвой. И они не ошиблись: в 2 часа 16 минут показались восемь сторожевиков — «шнельботов». Для прикрытия конвоя противник поставил дымовую завесу. Увеличив ход, торпедные катера устремились вперед. В темноте ночи вспыхнул яростный бой. ТК-13 и ТК-114 трижды пытались прорваться к каравану, и трижды шквальный огонь «шнельботов» вынуждал их отходить. Пользуясь численным превосходством (четырехкратным!), «шнельботы» смело контратаковали.

Видя, что пробиться к конвою не удается, капитан-лейтенант Федоров повел звено в сторону Рыбачьего, показывая тем самым фашистам, что он отказался от попытки напасть на транспорты. Но, описав широкую дугу, оба Д-3 вышли к конвою с кормы и устремились в четвертую атаку. На этот раз она удалась: один транспорт был потоплен, а другой поврежден.

Звено без потерь вернулось в базу. Действия экипажей ТК-13 и ТК-114 вызвали восхищение даже у самых опытных катерников соединения. Все участники боя были удостоены правительственных наград, а нарком Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов объявил им благодарность. Командирам торпедных катеров досрочно присвоили очередные воинские звания.

В сентябре 1944 года Карельский фронт начал операцию по очистке от врага района Петсамо, Северному же флоту предстояло сорвать эвакуацию войск противника морем, а также десантировать морскую пехоту во вражеский тыл.

Фашисты всеми силами пытались удержать Петсамо для эвакуации через него в Северную Норвегию остатков своих разгромленных соединений. Поэтому командующий Северным флотом принял решение сначала силами десанта овладеть портом Линахамари и затем начать наступление на Петсамо с севера. Для доставки десантников было выделено 8 торпедных и 6 сторожевых катеров.

12 октября в 21 час катера вышли в море. Однако недалеко от входа в Печенгскую губу противник обнаружил первую группу, которой командовал Герой Советского Союза капитан-лейтенант А. О. Шабалин. Враг начал интенсивный артиллерийский обстрел, но катера, увеличив скорость, ворвались в порт. Точно так же под сильным огнем врага, маневрируя курсом и скоростью, используя «мертвые» пространства у западного берега залива, доставляли десантников в порт и остальные группы катеров. Шабалин встречал подходившие группы и сопровождал их к пунктам высадки.

Стремительное наступление десантников позволило уже к вечеру 13 октября полностью овладеть портом Линахамари. А 15 октября войска 14-й армии очистили от врага Петсамо и 25 октября — Киркинес. Таким образом, в результате действий Северного флота было освобождено все побережье от Печенгской губы до Бек-фиорда. Петсамо-Киркинесская операция завершилась разгромом группировки немецко-фашистских войск в Заполярье, положив начало изгнанию гитлеровцев из Норвегии.

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР Д-3

Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами — 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле — 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус Д-3 изготовлялся из дерева.

Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. — до 37 узлов, «паккарды» мощностью по 1200 л. с. — 48 узлов.

Дальность плавания полным ходом достигала 320—350 миль, восьмиузловым ходом — 550 миль.

На опытных катерах и серийных Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5 при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов — в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате.

Д-3 вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила — 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел — 21 кабельтов (около 4 тыс. м).

Стрелковое вооружение Д-3 состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов.

Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба — двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний — сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус Д-3 разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10—3 шп. располагался форпик, во втором (3—7 шп.) — четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла — между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта — между 9-м и 11-м.

На катерах типа Д-3 устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на Г-5. Палуба Д-3 позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на Г-5.

Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8—10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков Д-3.

НА АКВАДРОМЕ ТОРПЕДНЫЙ

Этот маленький торпедный катер продолжает серию моделей для соревнований школьников. Модель проста в изготовлении и обладает хорошими ходовыми качествами.

Постройка начинается с корпуса. Он наборный. Из 3—4-мм фанеры выпиливают шпангоуты. Вычертив их в натуральную величину, с помощью кальки и копировальной бумаги переносят контуры на фанеру, выпиливают лобзиком и обрабатывают напильником и наждачной бумагой. Точно так же изготавливают килевую раму. Перед сборкой набора места стыков два-три раза промазывают нитроклеем. Работу эту лучше делать на ровной доске — стапеле.

Еще раз покрытые клеем шпангоуты вставляют в килевую раму и скрепляют стрингерами или приматывают ниткой.

В носовой части устанавливают долбленую деревянную бобышку. Снаружи ее обрабатывают напильниками и наждачной бумагой, придавая профиль корпуса.

Для обшивки применяют тонкую фанеру или картон. Детали обшивки с клеем накладывают на набор и крепят маленькими гвоздями (когда корпус просохнет, гвозди можно утопить или вытащить, в последнем случае отверстия заделывают деревянными шпильками на клею). Готовый корпус обрабатывают наждачной бумагой и три-четыре раза промазывают нитроклеем. Затем густой нитрошпаклевкой заделывают места стыков и неровности. Перед окраской корпус несколько раз покрывают той же шпаклевкой, разведенной ацетоном или растворителем. Через два-три дня, когда шпаклевка просохнет, корпус зачищают мелкой наждачной бумагой и наклеивают ватерлинию из целлулоида или толстой нитки. Подводную часть окрашивают в красный или зеленый цвет, надводную — в серый, палубу — в коричневый.

Модель торпедного катера

Модель торпедного катера

Модель торпедного катера

Модель торпедного катера:

1 — гюйс-шток (проволока), 2 — штормовой леер (проволока), 3 — вентиляционный раструб (дерево), 4 — люк (дерево, оргстекло), 5 — кнехты (гвозди), 6 — спасательный надувной плотик (дерево, оргстекло), 7 — шпиль (дерево, оргстекло), 8 — кранец первых выстрелов (дерево), 9 — зенитное орудие (дерево, жесть), 10 — торпедный аппарат (трубка из плотной бумаги), 11 — ходовая рубка (картон, оргстекло), 12 — штыревая радиоантенна (проволока), 13 — сигнальный прожектор (дерево, оргстекло), 14 — отличительный огонь (жесть, оргстекло), 15 — сигнальная мачта (трубка, проволока), 16 — топовый огонь (оргстекло), 17 — клотиковый огонь (оргстекло), 18 — гафель (проволока), 19 — фал (нитка), 20 — радиолокационная антенна (трубка, дерево), 21 — тамбур машинного отделения (жесть, дерево), 22 — глубинная бомба (дерево), 23 — аппарат дымовой завесы (дерево), 24 — флагшток (проволока), 25 — гакобортный огонь (оргстекло), 26 — гребной винт (латунь), 27 — дейдвудная труба (трубка, латунь), 28 — электродвигатель, 29 — перо руля (жесть), 30 — кормовой люк (дерево, оргстекло), 31 — трап рубки (проволока, жесть), 32 — решеточный настил рубки (дерево, оргстекло), 33 — полуклюз, 34 — становой якорь (латунь, оргстекло или дерево).

Если для окраски применяют масляные краски, то грунтовать модель нитроклеем не надо: достаточно пропитать обшивку и палубу олифой или масляным паком. Шпаклевку используйте обычную, под масляную краску (просеянный мел или зубной порошок замешайте на олифе и в эту массу добавьте немного столярного клея).

В отличие от нитрокрасок масляные краски сохнут 10—12 ч, следовательно, раньше этого срока продолжать работу над моделью не следует. В корпус устанавливают два электродвигателя с дейдвудами и батарейки.

Для смены батареек в палубе вырезается люк.

После того как корпус будет полностью готов, можно приступить к изготовлению надстроек и деталей катера.

Боевую рубку сделайте из дерева, фанеры или плотного картона. Шпаклюют и красят ее так же, как корпус.

Торпедные аппараты и глубинные бомбы склейте из плотной бумаги. Зенитное орудие можно спаять из жести или склеить из картона. Мачта из дерева, жести и проволоки. Руль жестяной.

Готовую модель необходимо испытать на воде. Прежде всего надо добиться, чтобы она стояла на воде без крена и без дифферента (наклона на нос или корму). Это достигается размещением балласта в корпусе. Кроме того, катер должен иметь осадку по ватерлинию.

БОЛЬШИЕ СКОРОСТИ МАЛЕНЬКОГО КОРАБЛЯ

Предлагаемая модель торпедного катера была построена учащимися 5—6-х классов в судомодельном кружке Московского городского клуба юных моряков, речников и полярников. В обоих вариантах — резиномоторном и с двумя микроэлектродвигателями — миниатюрный торпедный катер имел хорошую скорость и устойчивость на курсе. Модель проста в изготовлении, не требует дефицитных материалов. Юные судомоделисты, выступая на московских городских соревнованиях школьников, неоднократно занимали призовые места.

Для работы над моделью (рис. 1) понадобятся следующие инструменты и материалы: лобзик, перочинный нож или скальпель, ножницы, электропаяльник, молоток, линейка, карандаш, мягкие кисточки, фанера толщиной 2—3 мм, брусок липы или любой другой мягкой древесины, сосновые рейки сечением 3X3 мм (их можно взять из авиамодельного набора), плотный, но не очень толстый картон, жесть, мелкие гвозди разных размеров, органическое стекло, тонкая стальная, медная или латунная проволока, нитроклей, нитроэмалевые или эмалевые краски. В зависимости от выбранного варианта может понадобиться круглая резина сечением 1 мм2 или микроэлектродвигатели, которые в сборе с дейдвудом, гребным валом и гребным винтом имеются в продаже.

Корпус лучше всего сделать наборным с картонной обшивкой, тогда он получается легким и достаточно прочным. Набор состоит из килевой рамки, шести шпангоутов, транца, стрингеров и носовой бобышки.

Рис. 1. Модель торпедного катера

Рис. 1. Модель торпедного катера:

1 — киповая планка, 2 — утка; 3 — якорь; 4 — якорные клюзы; 5 — крышка люков; 6 — леерное ограждение, 7 — спасательный плот; 8 — кранец первых выстрелов; 9 — спаренная артиллерийская установка; 10 — торпедный аппарат; 11 — антенна УКВ; 12 — бортовые отличительные огни; 13 — сигнальный прожектор; 14 — фалы для флагов; 15 — мачта; 16 — клотиковый огонь; 17 — гафель для флага; 18 — спасательный круг; 19 — мачта радиолокационной антенны; 20 — тамбур; 21 — глубинная бомба; 22 — стеллаж; 23 — перо руля; 24 — гребной винт; 25 — кронштейн гребного вала; 26 — иллюминатор; 27 — дверь; 28 —- машинный телеграф; 29 — штурвал рулевого; 30 — кнехт; 31 — рубка.

Рис. 2. Килевая рамка

Рис. 2. Килевая рамка

Прежде чем приступить к изготовлению деталей набора корпуса, на листе чертежной бумаги вычертите в натуральную величину боковую проекцию (нулевой батокс). На кусок фанеры размером 500X90 мм и толщиной 2—3 мм с проекции «бок» переведите боковую проекцию и отметьте места расположения шпангоутов. Полученную на фанере килевую рамку выпилите и облегчите, как это показано на рисунке 2. В местах установки шпангоутов на килевой рамке со стороны линии палубы пропилите пазы шириной 2—3 мм (ширина паза зависит от толщины фанеры, из которой делаются шпангоуты). Глубина паза равна половине высоты соответствующего шпангоута. На месте крепления транца сделайте шипы (см. рис. 2). Готовую килевую рамку тщательно обработайте наждачной бумагой.

Шпангоуты перечертите с проекции «корпус» (так как он симметричен, на чертеже показаны только их половины). Для того чтобы их вычертить целиком, возьмите подходящий по ширине и высоте кусочек папиросной бумаги или кальки, согните его пополам, приложите изгибом к линии ДП (диаметральная плоскость) на проекции «корпус». Переведите на бумагу изображение половины шпангоута. Далее, перевернув бумагу, начертите по видимым на просвет линиям вторую часть.

Готовый шаблон наклейте на фанеру или переведите на нее через копировальную бумагу. Все шпангоуты, кроме нулевого и транца, нужно облегчить. Глубина паза для крепления шпангоута равна половине его высоты. В углах каждого из них и транца лобзиком сделайте пазы для вклейки стрингеров (см. рис. 3).

Рис. 3. Шпангоуты

Рис. 3. Шпангоуты

Рис. 4. Установка шпангоутов на килевой рамке

Рис. 4. Установка шпангоутов на килевой рамке

Рис. 5. Проекция «корпус»

Рис. 5. Проекция «корпус»

Теперь приступайте к сборке набора корпуса. Промажьте клеем места крепления. Вставьте шпангоуты в соответствующие вырезы килевой рамки (рис. 4). Приклейте на шипы транец. Следите за тем, чтобы каждый элемент образовывал с килевой рамкой угол 90°. После этого к угловым вырезам шпангоутов и транца прикрепите рейки-стрингеры по две с каждого борта. Затем набор корпуса следует хорошенько зачистить шкуркой, следя за тем, чтобы стрингеры после обработки не выходили за общую линию. Излишки реек в носовой части обрежьте по нулевому шпангоуту.

Следующий этап в изготовлении корпуса — обшивка. Ее лучше делать в два приема. Сначала оклейте картоном борта, прижимая картон к набору резинкой, шпагатом или бельевыми прищепками. Точно так же присоедините картонное днище. Для изготовления носовой бобышки в промежуток между нулевым шпангоутом и килевой рамкой с каждой стороны нужно вставить и закрепить по липовому бруску. Они должны немного выступать за линии этих деталей С помощью ножа и крупной наждачной бумаги обработайте бруски по обводам корпуса. Чтобы облегчить его и иметь свободное место для размещения электромоторов и питания, часть соединения шпангоутов с килевой рамкой вырежьте ножом и лобзиком. После этого в корпусе останутся только необходимые детали крепления.

По чертежу общего вида прорежьте в днище отверстия для прохода дейдвудов. В соответствии с формой основания двигателей предусмотрите под них деревянные подставки и прикрепите к ним электродвигатели жестяными хомутиками. Палубу сделайте из фанеры толщиной 2 мм. В ней должен быть люк для замены электробатарей и доступа к механизмам.

Надстройки можно изготовить из картона, фанеры толщиной 1 мм, спаять из жести или склеить из тонкого органического стекла. Мелкие детали сделайте из проволоки, органического стекла или липы. Корпус желательно несколько раз покрыть нитролаком или нитроклеем, а затем нитроэмалевыми или эмалевыми красками: подводную часть — в красный, зеленый или черный цвет; надводную и надстройки — в шаровой (серо-стальной), палубу — в коричневый или зеленый.

Шаровую краску можно получить, смешав белую, черную и синюю краски. Основной является белая краска, а количество черной и синей определяют в зависимости от желаемого колера опытным путем.

Резиномоторный вариант модели для простоты изготовления лучше сделать с одним винтом и наружным резиномотором. В этом случае вклейте в корпус деревянные брусочки для крепления кронштейна гребного вала, а носовую бобышку используйте для установки носового крючка резиномотора.

При двухвинтовом варианте питание электромоторов подключите так, чтобы при переднем ходе модели винты вращались по отношению к диаметральной плоскости снизу вверх и в разные стороны, если смотреть на модель с кормы.

М ОДЕЛЬ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА

В. Целовальников ,
мастер спорта международного класса


Этот маленький торпедный катер продолжает серию моделей для соревнований школьников. Модель проста в изготовлении и обладает хорошими ходовыми качествами.

Постройка начинается с корпуса. Он наборный. Из 3-4-мм фанеры выпиливают шпангоуты. Вычертив их в натуральную величину, с помощью кальки и копировальной бумаги переносят контуры на фанеру, выпиливают лобзиком и обрабатывают напильником и наждачной бумагой. Точно так же изготавливают килевую раму. Перед сборкой набора места стыков два-три раза промазывают нитроклеем. Работу эту лучше делать на ровной доске - стапеле.
Еще раз покрытые клеем шпангоуты вставляют в килевую раму и скрепляют стрингерами или приматывают ниткой.
В носовой части устанавливают долбленую деревянную бобышку. Снаружи ее обрабатывают напильниками и наждачной бумагой, придавая профиль корпуса.
Для обшивки применяют тонкую фанеру или картон. Детали обшивки с клеем накладывают на набор и крепят маленькими гвоздями (когда корпус просохнет, гвозди можно утопить или вытащить, в последнем случае отверстия заделывают деревянными шпильками на клею). Готовый корпус обрабатывают наждачной бумагой и три-четыре раза промазывают нитроклеем. Затем густой нитрошпаклевкой заделывают места стыков и неровности. Перед окраской корпус несколько раз покрывают той же шпаклевкой, разведенной ацетоном или растворителем. Через два-три дня, когда шпаклевка просохнет, корпус зачищают мелкой наждачной бумагой и наклеивают ватерлинию из целлулоида или толстой нитки. Подводную часть окрашивают в красный или зеленый цвет, надводную - в серый, палубу - в коричневый.
Если для окраски применяют масляные краски, то грунтовать модель нитроклеем не надо: достаточно пропитать обшивку и палубу олифой или масляным лаком. Шпаклевку используйте обычную, под масляную краску (просеянный мел или зубной порошок замешайте на олифе и в эту массу добавьте немного столярного клея).
В отличие от нитрокрасок масляные краски сохнут 10-12 ч, следовательно, раньше этого срока продолжать работу над моделью не следует. В корпус устанавливают два электродвигателя с дейдвудами и батарейки.
Для смены батареек в палубе вырезается люк.
После того как корпус будет полностью готов, можно приступить к изготовлению надстроек и деталей катера.
Боевую рубку сделайте из дерева, фанеры или плотного картона. Шпаклюют и красят ее так же, как корпус.
Торпедные аппараты и глубинные бомбы склейте из плотной бумаги. Зенитное орудие можно спаять из жести или склеить из картона. Мачта из дерева, жести и проволоки. Руль жестяной.
Готовую модель необходимо испытать на воде. Прежде всего надо добиться, чтобы она стояла на воде без крена и без дифферента (наклона на кос или корму). Это достигается размещением балласта в корпусе. Кроме того, катер должен иметь осадку по ватерлинию.
Когда модель будет отрегулирована, можно приступить к запускам.

С АМОХОДНАЯ МОДЕЛЬ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА


А. Егоров, В. Горин

Предлагам вам построить самоходную модель торпедного катера.
Корпус катера советуем склеить по прилагаемым разверткам из тонкого картона. Перенесите в нужном масштабе контуры днища 3, транца 24 и бортов 21 и 22 на картон толщиной 0,3. 0,5 мм. Вырежьте детали по контуру и продавите шилом места сгибов. Склейте развертки корпуса клеем "Момент". Из картона толщиной 0,8. 1 мм вырежьте и вклейте две переборки 25 в корпус так, чтобы разделить его на 3 примерно равные по объему отсека. После полного высыхания клея тщательно проклейте все стыки полосками писчей бумаги шириной 10 мм. Далее из картона толщиной 1 мм вырежьте палубу 2. Продавите шилом комингсы палубы и приклейте к комингсам угловые накладки. Приклейте палубу к корпусу.
После окончательной сборки корпуса с палубой тщательно пропитайте корпус водостойким лаком, например ПФ-283. Просушите корпус, прошпаклюйте все дефекты, обработайте мелкой наждачной бумагой и покрасьте водостойкими красками в цвета, применяемые для кораблей ВМФ России.
В качестве силовой установки можно использовать резино- или электромоторы вращающие гребные винты. Как сделать такую установку можно почитать в описаниях других моделей, приведенных на этом сайте. Какой вид силовой установки применить на вашем катере решите сами исходя из своих возможностей.
Установите силовую установку. После монтажа движителей проверьте работоспособность силовой установки. В транец 24 вклейте небольшой жестяной руль. Устраните замеченные вами дефекты сборки и приступайте к изготовлению надстроек катера.
Основные развертки надстроек изображены на рисунке 2. Перенесите контуры ходовой рубки 8, моторного капа 9, крыши машинного капа 15 и броневой щит универсальной скорострельной пушки 18 на тонкий глянцевый картон в нужном масштабе и вырежьте заготовки. Основание пушки 23 и проставочный диск 23а (3 шт.) вырежьте из картона толщиной 1 мм. Склейте диски 23а вместе и просверлите центральное отверстие для проволочной оси. Обеспечьте легкое вращение диска 23 вокруг оси (кнопки). На выступающий из блока шайб острый конец гвоздика-кнопки капните каплю клея "Момент", чтобы зафиксировать оси. К диску 23 приклейте броневой щит пушки 18, ствол пушки 19, свернутый из писчей бумаги. После высыхания ствола пушки проделайте шилом поперечное отверстие и вставьте в него отрезок тонкой проволоки диаметром 0,3..0,5 мм (ось подъема ствола пушки). Приклейте ось 19 к щиту пушки 18. Затем артиллерийскую установку в сборе приклейте к палубе катера (рис. 1). Вырежьте рубку 8 и проведите шилом по линиям сгиба. Приклейте к рубке бронезащиту окон 7. Затем согните заготовку рубки и приклейте ее к съемной палубе. Склейте кап 9 и крышу 15. Надувную спасательную шлюпку 6 согните из толстого электропровода в полихлорвиниловой изоляции. Снизу приклейте мелкую пластиковую сетку. Приклейте надувную шлюпку на штатное место. Торпедные аппараты можно изготовить из писчей бумаги, накрученной на круглый карандаш. Кольцевые ребра жесткости согните из медной проволоки диаметром 0,5. 0,8 мм. Опоры торпедных аппаратов - из сосновой рейки 4х8х80 мм. Готовые торпедные аппараты приклейте к палубе, как показано на рисунке 1.
Глубинные бомбы 10 сверните из полосок писчей бумаги. Контейнер для бомб склейте из тонкого картона. Кнехты 4 - из картонных накладок и мелких гвоздиков. Шпиль 20 можно изготовить из крышки от тюбика зубной пасты. Стойку антенны 1 спаяйте из тонкой скрепки. Мачту 16 выстругайте из деревянной рейки. Ходовые огни 17 и 37 - из белых или желтых кусочков электропровода в пластиковой изоляции.
Нити антенн - это тонкие капроновые нити. Прямоугольные контейнеры зенитных ракет 12 можно склеить из полоски тонкого картона. Опору ракетной установки 13 советуем сделать из дерева. Ее желательно сделать поворотной.
Желаем успешных запусков на вашей акватории!



Общий вид модели :

Читайте также: