Ученые и конструкторы великой отечественной войны

Обновлено: 09.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ «Вклад ученых-физиков, конструкторов в дело Великой Победы над фашизмом»..doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера Орденов Славы М. В. Скворцова с. Березовая Лука
Духовницкого района Саратовской области"

Методическая разработка участника

районного конкурса «Ярмарка педагогических идей»

в рамках муниципального проекта

творчества педагогических работников

и обучающихся образовательных учреждений

«Равнение на Победу! »

Номинация: Методическая копилка.

Тема: «Вклад ученых-физиков, конструкторов в дело Великой Победы над фашизмом».

Форма проведения: Внеклассное мероприятие «Своя игра».

Адресат: Учащиеся 7-11 классов.

Автор-составитель : Черницова Елена Николаевна,

учитель физики МОУ «СОШ им. М.В. Скворцова с. Березовая Лука», МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка».

Данное мероприятие имеет нравственно-патриотическую направленность. Оно продолжает знакомить учащихся с открытиями, изобретениями, конструкторскими находками ученых-физиков, конструкторов, которые стали значимыми факторами в великой Победе над фашизмом.
Он содержит новые интересные материалы, дающие возможность дальнейшего формирования чувства патриотизма как свойства личности и как духовного состояния члена современного общества.

Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых представлений и установок, мероприятие включает ребят в процесс патриотического воспитания на этапе взросления, используется для этого интересный наглядный материал.

Это мероприятие особенно актуально сейчас. Так как в этом году наша страна будет отмечать один из самых незабываемых праздников для страны - 75-летие Великой Победы. Этот день занимает особое место среди всех праздников в нашей стране.

Представленное внеклассное мероприятие может быть использовано учителями физики, истории для работы с учащимися основной и средней школы.

Актуальность проблемы: заключается в том, что реальных участников победы над немецко - фашистками захватчиками почти не осталось в живых, наши ровесники знают о той страшной и разрушительной войне только из кинофильмов и книг. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать и помнить людей, которые творили и приближали победу и подарили нам будущее. Нам необходимо знать вклад нашей науки в Победу. Про это необходимо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от чумы фашизма. Мы должны преклоняться перед выдержкой, смелостью, самоотверженностью и верностью, которую проявляли ученые-воины нашей родине. Но не стоит забывать и о другом вкладе ученых, инженеров, физиков, математиков, медиков, химиков в победу нашего народа над захватчиками, сильным и коварным врагом. Было понятно, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов могло определить успешный исход военных действий: он в значительной степени так же зависит от качества вооружения, его совершенства, новизны и прочее. Нужно было в максимально краткий промежуток времени создать технику, которая должна превосходить технику врага по всем параметрам. И эта сложная и ответственная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов, проведя невидимую линию фронта через научные конструкторские бюро, лаборатории. Из энциклопедий, литературных источников, интернет ресурсов мы многое узнали о фактах великого вклада российских ученых во имя победы.

Цель: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Цель воспитательная: воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

Цель развивающая: развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.

Рекомендуется использование компьютера и других мультимедийных систем и презентации наглядных материалов.

Основная часть.

Чем дальше мы уходим от войны,
Тем чётче обнажаются вершины.
Чем полнозвучней голос тишины,
Тем всё понятней, что мы совершили.

I. Вступительная часть.

Мы с вами встречаемся накануне величайшего праздника – День Победы над фашизмом, это год юбилейный – 75 летний. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали, как могли» все. И, безусловно, неоценимый вклад в дело Победы в этой войне, вложили наши ученые, конструкторы, химики, физики…

2 ведущий. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой. В первые дни войны мощь германской армии была настолько велика, что нам пришлось отступать. Нужна была техника и оружие, приспособленные к отпору натиска врага. Поэтому, перед учеными физиками и математиками, стала задача о совершенствовании нашей боевой техники. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы, на знание химии процессов: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла, учитывать свойства этих веществ; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы взаимодействия сплавов с агрессивной средой, законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, создавать новые взрывчатые вещества. Всеми этими вопросами, стали заниматься ученые. И их роль в этот период оказалась большой.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, остановимся на немногих эпизодах и конкретных примерах, показывающих героизм ученых, научных сотрудников, конструкторов на невидимом фронте великой битвы с фашизмом на воде, на суше и на небе.

II. Своя игра.

Темы

Б

А

Л

Л

Ы

Броня крепка, и танки наши быстры…

10

20

30

40

50

Первым делом, первым делом самолеты…

10

20

30

40

50

Стрелковое оружие и приборостроение.

10

20

30

40

50

Этот день все приближали, как могли…

10

20

30

40

50

Броня крепка, и танки наши быстры…

10 б. Этот танк второй мировой войны считается легендарным.

20 б. Наши ученые в начале Великой отечественной войны сумели создать мощный танк того времени. Он назван в честь великого полководца.

Назовите этот танк.

Ответ. КВ - Танк назван в честь великого полководца Клементия Ворошилова.

30 б . «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян. — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Жозефа Яковлевича Котина.»

Ответ. Т анк ИС («Иосиф Сталин»).

40 б. Впервые появилась на Курской дуге, где применялась в качестве истребителей танков. Получила прозвище «Зверобой», поскольку ей приписывали массовое истребление немецкой техники со звериным названием.

50 б. В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Их три: английская пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и русский танк ….. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то в третьем я совершенно не понимаю, как появился такой танк…» А каком именно танке шла речь?

Первым делом, первым делом самолеты…

10 б . Советскому воздушному флоту остро был необходим новый, быстрый и манёвренный истребитель, способный противостоять грозным немецким крылатым машинам. Таким самолетом стал первый истребитель КБ Яковлева. Существует легенда, что заказал этот самолет у генерального конструктора А. С. Яковлева лично И. В. Сталин. Как назывался этот самолет?

Ответ. ЯК -1.

20 б. Легендарный «Ла-5» стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации: именно этот самолет пользовался наибольшей популярностью среди советских асов — самых результативных пилотов отечественной авиации. На этом самолете летал знаменитый Алексей Маресьев — пилот, из-за ранения лишившийся обеих ног, но оставшийся на службе.

Назовите авиаконструктора этого самолета.

Ответ. Лавочкин Семён Алексеевич.

30 б. «Горбатым» с любовью называли его советские лётчики за характерно выступавший фонарь кабины. «Чёрной смертью» звали его враги. Эффект боевого применения Ил-2 был потрясающим. Выполняя боевые операции и задачи, стреляя из пушек и пулеметов, запуская реактивные снаряды, прицельно сбрасывая сотни килограммов бомб, этот штурмовик сеял опустошение в рядах противника. Назовите авиаконструктора этого самолета

Ответ. Сергей Владимирович Илюшин.

40 б. Флаттер – это слово наводило ужас на летчиков – испытателей в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушением самолетов в воздухе, вступили математики и механики. После того, как профессором М.В. Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Что это за явление?

Ответ. Самопроизвольно возникающие вибрации крыла, хвостового оперения или других элементов летательного аппарата, вызывающие иногда разрушение конструкции.

50 б . В годы Великой Отечественной войны под руководством Исаака Ильича Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача . Какая задача была решена Китайгородским?

Ответ. Разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

Стрелковое оружие и приборостроение.

10б. Какое стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?

Ответ. Основное стрелковое оружие российской пехоты – автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.

20 б . По своему устройству это оружие относится к образцам самострельного автоматического оружия, работающего на принципе отдачи свободного затвора. Ударный' механизм ударникового типа работает от возвратно-боевой пружины. Как называется это оружие, и кем было создано?

Ответ. Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) , Гео́ргий Семёнович Шпа́гин - советский конструктор стрелкового оружия.

30 б. «Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, - говорит пехота, - Раз у нас такая пушка есть!»

О каком оружии говорится в этих строках? Что оно представляло собой с точки зрения физики? Когда и где было впервые применено? Кто из ученых и конструкторов работал над его созданием?

Ответ. Оружие – «катюша». «Катюши» - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. В Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И. Тихомирова, В.А. Артемьева, Б.С. Петропавловского, Г.Э. Лангемака, И.Т. Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П. Барминым.

40 б. Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами. Какие это приборы?

Ответ. Дальномеры, стереотрубы, бинокли, перископы, прицелы.

50 б. Труды академика Л.Ф. Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем. Какой принцип/физическое явление был использован при этом?

Ответ. Был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали.

Этот день все приближали, как могли…

10 б . Установка, созданная в лаборатории Юрия Бо­рисовича Кобзарева, позволяла обнаруживать тех­нику противника на значительных расстояниях.

Как называлось это изобретение?

Ответ. Радиолокационные установки.

20 б. Под руководством, какого ученого в годы войны осуществлялись работы по защите кораблей от магнитных мин?

Ответ. Работы по защите кораблей от магнитных мин осуществлялись под руководством Александрова Анатолия Петровича.

30 б. Единственной дорогой, соединяющей Ленинград с Большой Землей, была «Дорога Жизни» через Ладожское озеро. По этой дороге автомашинами в блокадный Ленинград возили продовольствие, оружие, стройматериалы и т.д., а оттуда – детей, больных, раненых. При этом заметили непонятную с точки зрения физики картину: в сторону Ленин­града лед Ладожского озера выдерживал груженые машины, а оттуда, почти впустую, машины часто проваливались под лед. В чем тут дело? Изучением этого явления занялся сотрудник ЛФТИ. Назовите этого ученого.

Ответ. Павел Павлович Кобеко. По их подсчетам критическая, опасная скорость составляла примерно 35 км/час. Выяснили, что если скорость машины равна скорости распространения ледяной волны, то наступает резонанс.

40 б. В годы Великой Отечественной войны специ­ально для партизанских отрядов был разрабо­тан термогенератор. Он служил источником элек­тропитания для радиоприёмников и радиопередат­чиков. Их использование оказывало большую помощь партизанам, воевавшим в тылу врага. Назовите этого ученого.

Ответ. Абрам Фёдорович Иоффе.

50 б. 11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. Кто был привлечен к этой научной работе?

Ответ. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда.

III. Подведение итогов.

Невозможно назвать все имена, но вклад ученых в дело Победы в ВОВ оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями. В заключении вспомним слова академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика … с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».

Список литературы.

1. Браверман Э.М. «Подвиг. Материалы для физико – технического вечера ко Дню Победы» с. 56-59, М., 1999 г.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»


Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств


Курс повышения квалификации

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий в образовательной организации


Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров


«Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны
МОУ СОШ № 35
команда «Мираж»

Михаил Ильич КошкинПрославленный советский конструктор танков Михаил.

Михаил Ильич
Кошкин
Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940)
С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единст.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой
Отечественной войны .
19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34.
Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной!
Т-34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны , морально не устарел в течение всей Великой
Отечественной , более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны .
Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии.
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2.

Василий Гаврилович ГрабинВыдающимся советским конструктором бы.

Василий Гаврилович
Грабин
Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественнойвойны , более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

Грабинские пушкиМало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна зна.

Грабинские пушки
Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .
76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием второй мировой войны" и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Михаил Тимофеевич КалашниковЗначительный вклад в развитие отечественног.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

Михаил Тимофеевич КалашниковКонструктор стрелкового оружия. Михаил Тимофеевич.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Конструктор стрелкового оружия.
Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора-самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно-исследовательских институтов.
С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

Стрелковое оружиеПервый советский автомат под промежуточный патрон образца 19.

Стрелковое оружие
Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) - автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года.
экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

Алексей Иванович СудаевШирокую известность в годы Великой Отечест.

Алексей Иванович
Судаев
Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет-пулемет А.И. Судаева (ППС).
Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации.
Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Вели.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны . Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии.
Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Андрей Николаевич ТуполевБольшое значение в истории авиации имело создан.

Андрей Николаевич
Туполев
Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера
Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны.
Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

Павел Осипович СухойТалантливым авиаконструктором был Павел Осипови.

Павел Осипович
Сухой
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975).
С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14.
Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся годы Великой
Отечественной войны.
В 1942 - 1943 гг. он создал
бронированный штурмовик Су-6.
Сухой является также одним из
основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Н.И. Тихомиров и В.А. АртемьевНеувядаемой славой в годы войны покрыли себя г.

Н.И. Тихомиров и
В.А. Артемьев
Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша"). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.

Владимир Павлович БарминВыдающимся советским конструктором пусковых ус.

Владимир Павлович
Бармин
Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.).
Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др.

Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники.

Роль
Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы.
Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Литератураgoup32441.narod.ru/…/2004/2004-02-2.html mrk-kprf-spb.narod.ru/sko.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения


Главный хирург Красной Армии (сейчас существует названный в его честь госпиталь военной хирургии имени Бурденко), разработал метод лечения черепа сульфамидными препаратами.

Создатель оптических приборов.

. не путать с братом – Н.И. Вавиловым, биологом

Я.Б. Зельдович,

Исследовали проблемы теории взрыва, химии, технологии порохов.

Ю.Б. Харитон,

И.В. Курчатов

Вели разработки в рамках «атомного проекта» СССР (создания ядерного оружия) в годы ВОВ и позднее.

Один из создателей первых советских радиолокаторов в 1943 г.

С.А. Чаплыгин

Авторы теоретических разработок в области аэродинамики, обеспечивших выпуск новых образцов боевых самолётов.

Автор метода автоматической (вместо ручной) сварки бронекорпусов танков.

Бронетехника и артиллерия в годы Великой Отечественной войны

Название (модель)

Вид техники (оружия)

Конструкторы

(Боевая Машина). «Катюша», «Сталинский оргАн».

Г.Э. Лангемак и др.

Первое применение – под Оршей 13.07.1941 г., затем под Рудней и Ельней (батарея капитана И.А. Флёрова).

Попав в окружение, И.А. Флёров погиб вместе со своими бойцами в октябре 1941 г., взорвав установки.

(Иосиф Сталин)

Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов

(Иосиф Сталин)

Ж.Я Котин, Н.Л. Духов

Клим Ворошилов»)

Самоходная Артиллерийская Установка

122, 152 (мм.) – обозначение калибра оружия.

И – добавочная буква к СУ – (самоходная установка). обозначает «на базе танка ИС»

122, 152 (мм.) – обозначение калибра оружия.

Стрелковое оружие в годы Великой Отечественной войны

Название (модель)

Вид техники (оружия)

Конструкторы

Название из первых букв фразы «Пистолет-Пулемёт» + первая буква фамилии конструктора (Шпагин и т.д.)

Самолёты в годы Великой Отечественной войны

Название (модель)

Вид техники (оружия)

Конструкторы

Названия самолётов по первым буквам фамилии конструктора (-ов)

Самолёт-бомбардировщик/Учебный (использовался также для связи, как санитарный и т.д.)

«Кукурузник», «небесный тихоход»

«Летающий танк», «летающая/чёрная смерть»

Ла (вочкин) Г(удков) Г(орбунов)

М (икоян)иГ(уревич)

Автор не претендует на экспертное мнение в вопросах военной техники и вооружения, и с радостью внесёт исправления (дополнения) в случае появления более компетентной (и аргументированной) точки зрения.

Также, в силу ограниченных возможностей, все существовавшие модификации боевой техники, разумеется, не могли быть включены в таблицы. В связи с этим здесь упоминаются лишь наиболее известные образцы.


* Профессор МГУ, физиобиолог Борис Александрович Кудряшов разработал и внедрил в производство препарат тромбин, который обладал ценнейшим свойством: за несколько секунд сворачивал кровь в сгусток-тромб, что спасло жизни тысячам наших бойцов. Этот тромб закрывал рассечённые сосуды и останавливал кровотечение. Таким образом тромбин мог препятствовать даже тканевым и капиллярным кровотечениям из мозга. Под руководством Кудряшова впоследствии был создан и препарат фибринолизин, который применяется для предотвращения тромбозов при различных болезнях.

* Заведующий кафедрой биохимии биофака МГУ Сергей Евгеньевич Северин разработал рецептуру раствора для увеличения срока хранения донорской крови. В состав этого раствора входила глюкоза, позволяющая сохранять эритроциты. Частота переливаний крови в годы войны была очень высокой, всего за это время было заготовлено и перелито 1700 литров.

* С наступлением войны кончились поставки из Англии фильтров для переливания крови, а необходимость в них возросла во много раз. Фильтров отечественного производства пока не было. В кратчайшие сроки московский физик-экспериментатор Пётр Георгиевич Стрелков разработал новую технологию создания бактериологических фильтров из асбеста, через тонкие каналы которого и фильтровалась кровь. Производство было очень простым и технологичным.

* В научно-исследовательском институте при МГУ занимались выведением новой породы голубей со значительно увеличенной плодовитостью. Ведь крылатых «почтовиков» отчаянно не хватало.

* В первый годы войны из Москвы в Западную Сибирь эвакуировали Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАХСНИЛ). Учёные провели большую работу по выявлению пригодных для земледелия площадей в районе Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии.
* Академик Василий Степанович Пустовойт, работая в Казахстане, вывел три новых сорта картофеля, которые могли расти в климате Урала, а также ценные сорта подсолнечника.

Наука на войне

Внедрение в производство этих сортов дало уже в первый год использования прирост масла около 150 тысяч центнеров. Всего Василий Степанович создал 34 сорта подсолнечника!

* Л.В.Катин-Ярцев и Л.И. Иванов тоже создали два сорта картофеля, эффективных для возделывания в условиях Сибири. Сорта отличались не только высокой урожайностью, но и повышенным содержанием крахмала, устойчивостью к морозам и засухе. Они были рекомендованы к выращиванию на Алтае, для Омской и Новосибирской областей.

* Авксентий Алексеевич Краснюк, член-корреспондент ВАХСНИЛ, вывел сорт знаменитой озимой ржи «Волжанка». Её урожай на 2,7 центнера с гектара превышал все известные ранее сорта. Именно Краснюк впервые в мире получил многолетние кормовые житняковопырейные гибриды.

* Павел Пантелеймонович Лукьяненко в начале 1942 года возглавил Краснодарскую селекционную станцию, где прежде работал заместителем директора. Когда враг подошёл к Краснодару, стало ясно, что станцию надо срочно эвакуировать. Вместе с женой и пятилетней дочерью Лукьяненко уехал в Казахстан и увёз с собой наиболее ценные семена. Здесь, в Казахстане, начал разрабатывать новый сорт неосыпающейся и неполегающей пшеницы, работу над ним Павел Пантелеймонович окончил уже в Краснодаре, освобождённом от фашистов. Обычные сорта пшеницы требуют своевременной уборки, а, стало быть, много рабочих рук. Если какой-то участок останется неубранным, пшеница здесь осыплется.


А создание нового сорта позволило не бояться потерять урожай и обходиться малым числом работников. Только за счёт сортов, выведенных Лукьяненко, страна в годы войны получила дополнительно несколько миллионов пудов хлеба!

* Доктор сельскохозяйственных наук Алексей Павлович Шехурдин, работая в Институте зернового хозяйства Юго-Востока (Саратов) вывел новые сорта яровой пшеницы, которая в условиях засухи всё равно давала высокие урожаи. Много лет спустя на основе этих сортов ученики Шехурдина вывели сорт «Саратовская 29», который завоевал мировую известность своей стойкостью к погодным условиям и урожайностью.

* Даже в годы блокады учёные Ленинграда не переставали работать. В Государственном институте прикладной химии организовали производство медикаментов. В больших количествах производили стрептоцид, сульфидин, никотиновую кислоту, глюкозу. Химики Лесотехнической академии выпускали пасту для лечения ожогов, обморожений, огнестрельных ран, а также в большом количестве — хвойный экстракт, богатый витамином С. Его поставляли в госпитали. Особенно полезен оказался настой из сосновых иголок, сделанный по рецепту ещё 19-го века, который сотрудники академии нашли а архивах. Этот настой помог бороться с цингой.

* Нельзя обойти стороной героизм двадцати восьми работников Ленинградского Всесоюзного института растениеводства, не ушедших на фронт. Все они погибли во время блокады от голода, но не тронули ни одного зёрнышка селекционных сортов зерновых культур (а их хранилось несколько тонн).

* Учёные Ленинградского Ботанического института придумали способ долгого сохранения зелёной окраски сорванных растений. Это было нужно для лучшей маскировки наших солдат и техники. В этом же институте во время блокады была издана уникальная книга рецептов. Вот цитаты из неё.

«Жёлуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать трое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем жёлуди залить двойным по объёму количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, жёлуди пропустить через мясорубку.

Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице. При установке мельницы на крупный помол получается мука для каши, а при более мелкой установке - мука для лепёшек.

Корни лопуха отварить, нарезать небольшими кусочками. Подавать заправленными каким-либо соусом.

Исландский лишайник вымочить в растворе питьевой соды в течение суток, раствор слить, а лишайник залить на сутки чистой водой. Воду слить, лишайник измельчить и разварить в течение 1,5-2 часов до получения студенистой массы. Посолить, добавить лавровый лист, перец. Остудить, добавить уксус, разлить в тарелки. Полученный студень имеет грибной запах».

* Исаак Яковлевич Постовский и другие сотрудники Свердловского химфармзавода наладили промышленное производство сульфамидных препаратов. Для лечения долго незаживающих гнойных ран выпустили специальную «Пасту Постовского». А с туберкулёзом помогал бороться препарат того же завода «Ларусан».

* В 1942 году микробиологи Зинаида Виссарионовна Ермольева, возглавлявшая Всесоюзный институт экспериментальной медицины, и Т.И.Болезина получили из штаммов гриба первый антибиотик — пенициллин. Производство лекарства сразу же было налажено на одном из московских заводов.


Многие утверждают, что отечественный пенициллин превосходил по качеству запредельно дорогой американский. Есть мнение и противоположное. Но как бы то ни было, советская медицина сделала огромный шаг вперёд.

* Нашей стране требовалось огромное количество стали на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок. Сталь должна была обладать особыми свойствами: повышенной ударной вязкостью и прочностью, для этого в неё стали вводить легирующие элементы (в основном, никель). В 1941 году под руководством академика Евгения Оскаровича Патона был разработан скоростной метод сварки под флюсом, который позволил в кратчайшие сроки наладить на Урале производство знаменитых танков Т-34. Кстати, и до сегодняшних дней это — основной способ сварных работ при прокладке газопроводов.

* Геологи тоже не остались в стороне. Они решали две важнейшие задачи: расширение ранее разведанных запасов и выявление новых месторождений, особенно в восточной части страны. Геологи обнаружили в северной части Урала новые месторождения бокситов (наиболее известное получило название «Красная Шапочка»).

Читайте также: