В п бармин главный конструктор

Обновлено: 02.05.2024

Бармин Владимир Павлович - главный конструктор Государственного конструкторского бюро специального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР.

Родился 4 (17) марта 1909 года в Москве. Из семьи служащего. Русский. Учился в Московском реальном училище, переименованном после Октябрьской революции в среднюю школу первой и второй ступени (1917-1924).

Окончил механический факультет Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1930 году. Работал на заводе «Компрессор» в Москве инженером-конструктором (1930-1931), старшим инженером-конструктором (1931-1932), руководителем компрессорной группы (1932-1940). С 1940 года - главный конструктор завода «Компрессор». За время работы в предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Вот некоторые из них: ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности (1933-1935), первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов (1934), первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов (1934), углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В.И. Ленина (1935), передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации (1935). В 1935-1936 годах находился в длительной производственной командировке в США.

В 1945-1946 годах входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении. Там познакомился и стал единомышленником С.П. Королева, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина.

За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом "совершенно секретно") от 20 апреля 1956 года Бармину Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1957 году под руководством В.П. Бармина были завершены работы по созданию стартового комплекса для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Со стартовых комплексов «Восток» и «Союз» осуществлён запуск ракет с первым в мире искусственным спутником Земли (1957), с первым космонавтом мира Ю.А. Гагариным (1961), всех советских космических кораблей и спутников. Бармин возглавлял разработку стартового комплекса для ракеты «Протон» (1965) и универсальной космической системы «Энергия»—«Буран» (1987-1988), а также универсального стенда-старта, который позволяет не только проводить наземную отработку двигателей и ракеты, но и пуск ракеты (1988). Всего под его руководством создано свыше 20 стартовых ракетных комплексов.

Одно из направлений конструкторской деятельности Бармина - создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ) (1975). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метров без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю. Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 осуществлён забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985).

Как один из 6 бессменных членов совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым, Бармин внёс большой вклад в создание уникальных образцов оборонной техники.

Наряду с конструкторской деятельностью принимал активное участие в подготовке учёных и специалистов высокой квалификации. С 1931 года он преподавал в МВТУ (в 1959-1989 годах возглавлял кафедру), с 1945 года - одновременно в Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского.

Доктор технических наук (1958), профессор (1960). Автор большого количества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

С 1966 года - действительный член Академии наук СССР (член-корреспондент Академии наук СССР с 1957 года). Член Международной академии астронавтики. Член бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР и РАН. Почётный президент Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Почётный президент Международной ассоциации учёных, инженеров и изобретателей имени Т. Эдисона.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).

Полковник (1945). Награждён шестью орденами Ленина (15.03.1943, 20.04.1956, 17.03.1959, 17.06.1961, 17.03.1969, 16.03.1979), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (29.03.1944, 17.09.1975), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1943), трёх Государственных премий СССР (1967, 1977, 1985). Золотая мадель имени В.Г. Шухова (посмертно).

Имя выдающегося ученого присвоено Федеральному государственному унитарному предприятию «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П.Бармина» и малой планете. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В городе Байконур установлены бюст и мемориальная доска (1999) в честь Героя.

Видеобиография

В.П. Бармин родился 17 марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году поступил в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступает на механический факультет Московского механико-машиностроительного института, который оканчивает в 1930 году по специальности «инженер-механик по холодильным машинам и аппаратам». Бармина направляют работать на московский завод «Котлоаппарат» инженером-конструктором. В.П. Бармин участвует в проектировании нового, современного компрессора ВП-230. В короткий срок ему удалось выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, организовать изготовление и проведение контрольных испытаний компрессора.

Вскоре В.П. Бармин становится руководителем компрессорной группы КБ завода. В 1933-1935 годах под его руководством были разработаны компрессоры серии ВГ для угольной промышленности, первые отечественные компрессоры: тормозной ТВ-130 для электровозов и вертикальный углекислотный УВ-70/2 для морских судов. В 1935 году КБ поручили задание особой государственной важности — в сжатые сроки спроектировать холодильную установку для охлаждения саркофага в Мавзолее В. И. Ленина. В. П. Барминым был разработан углекислотный компрессор УГ-160 для этой холодильной установки.

Начиная с 1931 года В.П. Бармин ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н. Э. Баумана, где читает курс термодинамики и курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров», кроме этого он руководит курсовыми и дипломными проектами. В конце 1940 года В.П. Бармина назначают главным конструктором завода «Компрессор», однако его планам по дальнейшему развитию холодильной техники не суждено было сбыться.

Великая Отечественная война коренным образом изменила направленность работ В.П. Бармина. 30 июня 1941 года заводу «Компрессор» приказом наркома общего машиностроения была поставлена задача развернуть на заводе серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ объединялись в СКБ при заводе «Компрессор». В.П. Бармин назначается начальником СКБ и заместителем главного конструктора, а позднее — главным конструктором СКБ. В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В. П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши», из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.

В.П. Бармин вместе со своим коллективом внес огромный вклад в дело создания ракетно-ядерного щита страны. В 1960-х годах в ГСКБ «Спецмаш» создают шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракет-носителей УР-500 («Протон») и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Наряду с конструкторской деятельностью, В. П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 гг. он возглавлял кафедру «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». В МВТУ им. Н. Э. Баумана В. П. Бармин являлся почетным президентом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики.


Владимир Павлович Бармин (1909–1993) — основоположник отечественной космонавтики, конструктор ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

В. П. Бармин родился 17 марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году поступил в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступает на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем МВТУ имени Н. Э. Баумана), который оканчивает в 1930 году по специальности «инженер-механик по холодильным машинам и аппаратам».

Бармина направляют работать на московский завод «Котлоаппарат» (с 1931 года завод «Компрессор») инженером-конструктором. В. П. Бармин участвует в проектировании нового, современного компрессора ВП-230. В короткий срок ему удалось выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, организовать изготовление и проведение контрольных испытаний компрессора.

Вскоре В. П. Бармин становится руководителем компрессорной группы КБ завода. В 1933-1935 годах под его руководством были разработаны компрессоры серии ВГ для угольной промышленности, первые отечественные компрессоры: тормозной ТВ-130 для электровозов и вертикальный углекислотный УВ-70/2 для морских судов. В 1935 году КБ поручили задание особой государственной важности — в сжатые сроки спроектировать холодильную установку для охлаждения саркофага в Мавзолее В. И. Ленина. В. П. Барминым был разработан углекислотный компрессор УГ-160 для этой холодильной установки.

Начиная с 1931 года В. П. Бармин ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н. Э. Баумана, где читает курс термодинамики и курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров», кроме этого он руководит курсовыми и дипломными проектами.

В конце 1940 года В. М. Бармина назначают главным конструктором завода «Компрессор», однако его планам по дальнейшему развитию холодильной техники не суждено было сбыться.

Великая Отечественная война коренным образом изменила направленность работ В. П. Бармина. 30 июня 1941 года заводу «Компрессор» приказом наркома общего машиностроения была поставлена задача развернуть на заводе серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ объединялись в СКБ при заводе «Компрессор». В. П. Бармин назначается начальником СКБ и заместителем главного конструктора, а позднее — главным конструктором СКБ.

В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В. П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши», из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.

С 1946 года В. П. Бармин становится начальником и главным конструктором ГСКБ «Спецмаш» — головного предприятия по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. В. П. Бармин становится членом Совета главных конструкторов, созданного С. П. Королевым для координации работ по созданию ракетной техники.

В. П. Бармин вместе со своим коллективом внес огромный вклад в дело создания ракетно-ядерного щита страны. В 1960-х годах в ГСКБ «Спецмаш» создают шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100.

Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракет-носителей УР-500 («Протон») и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Наряду с конструкторской деятельностью, В. П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 гг. он возглавлял кафедру «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». В МВТУ им. Н. Э. Баумана В. П. Бармин являлся почетным президентом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики.

«Барминград. Возвращение на Луну»
Телестудия Роскосмоса / ФГУП «ЦЭНКИ», 2019

Владимир Павлович Бармин – генеральный конструктор, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, академик, специалист по разработке реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

В.П. Бармин внес неоценимый вклад в развитие ракетно-космической отрасли страны, являясь также одним из основоположников советской космонавтики наряду с такими выдающимися личностями, как С.П. Королев, А.А. Благонравов, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов и др.

На хранении в РГАНТД находятся архивные документы, относящиеся к жизни и деятельности В.П. Бармина, представленные в личных фондах Б.Н. Чертока, М.А. Первова, Н.И. Тюрина, А.И. Соколова, Я.К. Голованова, И.Э. Чутко, А.В. Баженова, К.А. Керимова, В.М. Караштина, а также материалы инициативного документирования, созданные специалистами архива (фонограммы воспоминаний Бармина В.П и его сына, И.В. Бармина).

В РГАНТД также хранятся документы Федерального государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро общего машиностроения им. В.П. Бармина», в котором главный конструктор работал на протяжении полувека.

ФГУП КБОМ впоследствии было присоединено и реорганизовано в Научно-исследовательский институт стартовых комплексов им. В.П. Бармина (НИИ СК) в составе Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»), являющегося источником комплектования РГАНТД.

В.П. Бармин родился в 1909 году в Москве, в семье рабочего. Окончил школу I (5 классов) и II ступеней (4 класса) .

В 1926 году решил поступать в МВТУ – Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, однако в первый раз не прошел отбор в связи с тем, что не соответствовал возрастным требованиям (кандидатов принимали только с 18 лет). Несколько позже поступил в МВТУ, который успешно закончил в 1930 году. Именно в тот год по решению И.В. Сталина была отменена защита дипломных проектов. В 1931 году В.П. Бармин вместо диплома получил справку-свидетельство о присвоении ему специальности «инженер-механик» .

Свой трудовой и профессиональный путь В.П. Бармин начал на заводе «Котлоаппарат» в 1931 году (впоследствии переименованный в «Компрессор»), специализировавшийся на выпуске холодильных установок. Один из таких проектов был подготовлен В.П. Барминым для мавзолея В.И. Ленина, который разрабатывался под непосредственным контролем ОГПУ и впоследствии был утвержден и реализован .

В годы Великой Отечественной войны по поручению наркома общего машиностроения П.И. Паршина завод был переориентирован на оборонную продукцию и сыграл ключевую роль в разработке и поставке пусковых комплексов реактивной артиллерии «Катюша». В серийном производстве «Катюш» также участвовали такие заводы, как «Коммунар», «Красная Пресня», «Электроаппарат» .

Именно годы войны создали фундамент дальнейших перспективных разработок в области ракетостроения.

За годы войны всего было разработано 78 различных боевых установок, из которых 36 пошли в серийное производство . Но самое важное, что каждое технологическое решение имело под собой базу для будущего проектирования.

Разработкой ракетно-пусковых установок с 1941 по 1946 гг. занималось Специальное конструкторское бюро при заводе «Компрессор». Освоение, становление и развитие СКБ началось с конструкторской и технологической переработки технической документации, ранее разработанной НИИ-3 и заводом им. Коминтерна на БМ-13. В.П. Бармин являлся главным конструктором СКБ. Позже оно было преобразовано в самостоятельную организацию – Государственное союзное конструкторское бюро Специального машиностроения (ГСКБ Спецмаш). В период 1967 – 1999 гг. организация существовала под названием КБОМ – Конструкторское бюро общего машиностроения.

В послевоенные годы советским правительством была поставлена задача по изучению немецкой трофейной ракетной техники с целью применения исследований в решении стратегических вопросов обороны. По решению советского правительства в Германию была откомандирована группа ученых. В.П. Бармин возглавлял технический институт «Берлин», занимавшийся, равно как и институт «Нордхаузен» С.П. Королева, поиском и восстановлением технической документации и готовых образцов наземного оборудования для немецких ракет ФАУ-2, Вассерфаль, Шметерлинг, Рейнтохтер и др .

Результатом серьезной и кропотливой работы, многочисленных корректировок и дополнений, а также испытаний вывезенных из Германии ракет ФАУ-1, ФАУ-2 совместно с ОКБ С.П. Королева стало создание первых отечественных ракет оперативно-тактического значения Р-1 и Р-2. Первый пуск Р-1 был произведен на полигоне войсковой части 15644 во второй половине 1948 года.

Опытные образцы, эксплуатационно-техническая документация были разработаны в ГСКБ Спецмаш, которое возглавлял В.П. Бармин совместно с ведущими конструкторами В.А. Тимофеевым, В.А. Рудницким, А.Н. Глюске. Испытания агрегатов и систем комплекса наземного оборудования для ракет Р-1 и Р-2 продолжались в период 1948 – 1952 гг. Главный конструктор В.П. Бармин на протяжении 1940-1960-х гг. руководил созданием всего комплекса «земли» для первых поколений ракет. При В.П. Бармине была создана кооперация предприятий, участвующих в разработке отдельных агрегатов наземного оборудования, которая в последующем стала основой будущей подотрасли наземного оборудования ракетной техники.

Прорывом в ракетном строительстве стало создание комплекса агрегатов наземного, пускового, заправочного, подъемно-транспортного и вспомогательного оборудования для баллистической жидкостной ракеты Р-5М. Данный комплекс был предназначен для транспортировки ракет от заводов-изготовителей к местам их выгрузки и хранения, а также для доставки ракет на техническую и стартовую позиции для их быстрого развертывания. В 1956 году Р-5М был принят на вооружение Советской армии.

Однако важнейшим достижением В.П. Бармина и коллектива ГСКБ Спецмаш стала разработка проекта полигонного комплекса наземного оборудования для ракет Р-7 С.П. Королева, которое стало прорывом в области ракетно-космического строительства. В основу данного проекта легли совершенно новая стартовая система, надежность конструкций и удобство в эксплуатации и сборки ракет. Благодаря созданию площадки №1 на космодроме Байконур ракета-носитель Р-7 вывела на орбиту Земли первый спутник 21 августа 1957 года и корабль «Восток» 12 апреля 1961 года с первым на борту человеком-космонавтом в истории человечества – Юрием Алексеевичем Гагариным .

Из беседы научного обозревателя газеты «Известия» Б. Коновалова с В.П. Барминым: «В результате совместной творческой работы ОКБ Королева и нашего [ГСКБ Спецмаш] родилась идея подвешивания ракеты «за талию», выше центра тяжести на особых конструкциях стартовой системы. Тяжелая ракета «висит» на них, пока двигатели не выйдут на основной режим тяги. И тогда они сразу откидываются в стороны, а газовые струи от всех работающих двигателей уходят в единый большой проем и через специальный бетонный газоход вырываются в степь. Эта оригинальная, остроумная и надежная конструкция старта блестяще работает и по сей день при запуске спутников и космонавтов» .

Период 1960 – 1980-х гг. является золотой эрой советской космонавтики. ГСКБ Спецмаш (КБОМ) во главе с В.П. Барминым занималась разработкой стартовых комплексов для ракет-носителей с космическими аппаратами (РКС): от автоматических спутников Земли до пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т» и автоматического грузового корабля «Прогресс» для снабжения орбитальной станции «Салют». За указанный период было осуществлено более 600 успешных запусков .

Из воспоминаний И.В. Бармина о своем отце: «Вообще он, как и все члены Совета главных конструкторов, это люди из поколения победителей. Они, конечно, проигрывать, уступать они не могли, не умели. И этот дух для них был очень важен» . Совет главных – неформальная организация советских конструкторов, созданная С.П. Королевым в конце 1940-х годов для координации работ с ракетной техникой, в которую входил и В.П. Бармин. Состязательность, находчивость, любознательность, идеализм являлись основными морально-психологическими качествами советских ученых. Годы «холодной войны» показали огромный потенциал космической программы, раскрыли возможности, навсегда изменившие мир. В.П. Бармин был одним из тех умов, который понимал важность своего труда, не только для нашей страны, но и человечества в целом.

Период «холодной войны» также ознаменовался ростом проектов, масштабность которых соответствовала тем задачам, которые ставило советское правительство.

Прежде всего, это относилось к реализации проектов ракетно-ядерного щита и системы ПВО. К В.П. Бармину и инженерам КБОМ (бывш. ГСКБ Спецмаш) предъявлялись все более жесткие требования по созданию наземных боевых комплексов. Проектировались сотни шахтных пусковых установок для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9а, УР-100.

Один из новейших стартовых комплексов применялся для ракеты «Протон» (УР-500), вариации которой на протяжении многих лет использовались для вывода автоматических аппаратов советского и российского производства на орбиту Земли и в космическое пространство.

Необходимо подчеркнуть значительную роль В.П. Бармина в реализации лунной программы. В частности, на предприятии разрабатывалось специальное технологическое оборудование для разнообразных операций с космическими объектами, проводимых в определенной технологической последовательности – погрузочных, транспортных, сборочных, отладочных, снаряжательных, кантовочных, монтажных, испытательных. Стоит отметить такие комплексы специального оборудования, как СМ467, предназначавшийся для проведения предстартовой подготовки автоматических станций для исследования окололунного пространства и поверхности Луны. Данный комплекс был интегрирован в автоматические станции системы «Луна». 31 января 1966 года станция «Луна-6» впервые осуществила мягкую посадку на поверхность Луны .

Советские инженеры не раз акцентировали внимание на необходимости дальнейшего развития лунной программы в научно-исследовательских и хозяйственно-экономических целях, не пренебрегая международным сотрудничеством. КБОМ под руководством В.П. Бармина проводила специальное исследование данной проблематики применительно к традиционно разрабатывавшимся стартовым комплексам в 1974 году . Показательным примером общей заинтересованности в лунной программе также является разработка проекта Н1-Л3 – ракетного носителя с космическим кораблем, целью которого являлась подготовка к первой высадке человека на Луне – в противовес американской ракете-носителе «Сатурн 5» с космическим кораблем «Аполлон» .

Особого упоминания также заслуживает участие В.П. Бармина в проекте создания масштабного стартового комплекса для системы «Энергия – Буран» – советской многоцелевой транспортной космической системы, являвшейся советским ответом на американскую программу «Спейс шаттл». Программа реализовывалась с 1974 года усилиями многочисленных советских ведомств и предприятий военно-промышленного комплекса.

В результате проведенного анализа данных была определена необходимость проведения КБОМ работ по созданию стартового комплекса принципиально нового типа, а для обеспечения его работы – разработки многих видов уникального технологического оборудования с учетом специфики ракеты-носителя и корабля. Решались проблемы установки ракеты транспортно-установочным агрегатом, пускового механизма, подвода наземных коммуникаций. Особое внимание уделялось газодинамическому, акустическому, тепловому воздействиям на ракету и орбитальный корабль и создание, вследствие этого, режимов пониженных нагрузок, что повышало надежность комплекса и создавало условия для обеспечения многоразового использования «Бурана» . Впервые в истории отечественного ракетостроения были созданы криогенная и топливная система, использовавшие в качестве горючего жидкий водород.

Результатом этих усилий стал первый и единственный запуск «Бурана» в беспилотном режиме 15 ноября 1988 г. Однако программа была свернута в 1993 году ввиду признания ее нецелесообразности. Эксплуатация РКС была приостановлена, а его оборудование законсервировано. Вот что пишет по этому поводу академик Б.Е. Черток: «Пик выдающегося научно-инженерного творчества Бармина, на мой взгляд, – это сверхмасштабный даже по современным представлениям стартовый комплекс для системы “Энергия – Буран”. Закрытие программы “Энергия – Буран” стало тяжелой трагедией, следствием распада Советского Союза и захвата власти руководителями, имевшими целью развал военно-промышленного комплекса» . До сих пор бытует мнение, что программа «Энергия – Буран» намного опередила свое время. Однако технологические решения советских ученых нашли свое общемировое применение в современной практике.

В.П. Бармин оставил после себя большое научно-техническое наследие. В период 1959 – 1990 гг. он также руководил основанной им кафедрой в МВТУ им Н.Э. Баумана «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». Кафедра занималась обеспечением подготовки специалистов для предприятий страны, занимающихся созданием наземного оборудования ракетной техники.

Позднее в КБОМ был создан филиал кафедры, организованы и действовали заочная аспирантура и специализированный Научный совет с правом присуждения соискателям после защиты диссертаций ученого звания кандидата технических наук .

Заслуги В.П. Бармина были отмечены многочисленными званиями и наградами, в том числе:

- Лауреат Ленинской премии (1957 год);
- Четырехкратный лауреат Государственной премии СССР (1943, 1967, 1977, 1985 гг.);
- Шесть орденов Ленина (1943, 1956, 1959, 1961, 1969, 1979 гг);
- Орден Октябрьской Революции (1971 год);
- Орден Кутузова I степени (1945 год);
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1975 гг.).

Разработки В.П. Бармина внесли неоценимый вклад в укрепление обороноспособности нашей страны и освоение космоса.

Владимир Павлович Бармин умер в 1993 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.



На полигоне Капустин Яр. Слева направо: В. П. Глушко,
М. С. Рязанский, В. П. Бармин, С. П. Королев, В. И. Кузнецов. 1947 год

Это была первая и поэтому очень важная победа главного конструктора В. П. Бармина и его коллектива в деле создания наземного оборудования и стартовых комплексов в ракетной технике.
Почти одновременно с работами, проводимыми в КБ по созданию наземного оборудования и стартовой позиции для ракеты Р-1, были развернуты работы по созданию наземного оборудования для ракеты Р-2. После проведения полигонных и летно-конструкторских испытаний Р-1 в 1950 году и Р-2 в конце 1951 года в составе ракетного комплекса они были приняты на вооружение Советской Армии.
В 1951 году руководство страны приняло решение о создании отечественной ракетно-зенитной системы С-25 с ракетой « земля-воздух» — В-300. Разработка системы С-25 была возложена на КБ, возглавляемое В. П. Барминым. После успешного завершения испытаний на полигоне Капустин Яр наземный комплекс в составе систем С-25 был принят на вооружение Советской Армией, что дало возможность в кратчайшие сроки обеспечить создание кольца противовоздушной обороны вокруг Москвы.


Совет конструкторов: слева направо – А. Ф. Богомолов, М. С. Рязанский, Н. И. Пилюгин, С. П. Королев, В. П. Глушко, В. П. Бармин, В. И. Кузнецов. Байконур, 3.11. 1957.

Решением правительства от 13 февраля 1953 года ГСКБ « Спецмаш» было поручено создание передвижного стартового комплекса и наземного оборудования для ракет Р-12. В марте 1959 года ракета Р-12 и комплекс агрегатов наземного оборудования были приняты на вооружение.
Параллельно с созданием ракетной техники в КБ Бармина продолжаются работы по созданию боевых пусковых установок залпового огня — « катюш». Было разработано 10 боевых машин, четыре из которых в послевоенный период были приняты на вооружение. Только в 1956 году в связи с большой загрузкой работами по ракетной технике ГСКБ « Спецмаш» было освобождено от дальнейших работ по боевым многоствольным пусковым установкам реактивной техники типа « катюш».


Главные конструкторы: А. Ф. Богомолов, М. С. Рязанский, Н. А. Пилюгин, С.П.Королёв, В. П. Глушко, В. П. Бармин, В. И. Кузнецов. Космодром Байконур. 1957

Первый десятилетний период создания ракетной техники (1946 -1956) завершился для ГСКБ « Спецмаш» награждением орденом Трудового Красного Знамени и присвоением В. П. Бармину звания Героя Социалистического Труда.
С середины 1950-х годов по мере обострения военно-политической обстановки в мире вышел ряд постановлений правительства о создании в нашей стране ракетных комплексов с межконтинентальными ракетами Р-7, Р-9А и Р-16, а также постановление правительства о создании защищенных шахтных стартовых комплексов для уже созданных для запуска с наземных стартовых комплексов ракет Р-12 и Р-14.


Государственная комиссия по запуску второго искусственного спутника Земли: первый ряд слева направо – Г. Р. Ударов, И. Т. Булычев, А. Г. Мрыкин, М. В. Келдыш, С. П. Королев ( технический руководитель), В. М. Рябиков ( председатель комиссии), М. И. Неделин, Г. Н. Пашков, В. П. Глушко, В. П. Бармин, второй ряд – М. С. Рязанский, К. Н. Руднев, Н. А. Пилюгин, С. М. Владимирский, В. И. Кузнецов. Байконур, 1957 г.

В соответствии с постановлением правительства от 30 мая 1960 года и приказом Госкомитета по оборонной технике от 22 ноября 1961 года ОКБ-1, возглавляемое С. П. Королевым, приступило к разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-9А с отделяющейся головной частью. Головной организацией по созданию незащищенного наземного стартового комплекса и его оборудования приказом Госкомитета по оборонной технике от 13 ноября 1962 года было определено ГСКБ « Спецмаш». Серийные стартовые комплексы Р-9А были приняты в постоянную эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство в 1965 году.
Создание первого автоматизированного боевого стартового комплекса в Советском Союзе и мировой ракетной технике явилось крупным научно-техническим достижением, которое наряду с созданием к этому времени ракетных комплексов Р-7 и « Протон» показало всему миру, каким научно-техническим и производственным потенциалом обладает наша страна.
Одновременно с работами по созданию автоматизированного наземного стартового комплекса для ракеты Р-9А в ГСКБ « Спецмаш» были развернуты работы по созданию защищенных шахтных стартовых комплексов для ракет Р-12, Р-14 и Р-9А. В сжатые сроки были завершены разработка технической документации на оборудование и строительные сооружения шахтных комплексов, поставки оборудования и началось строительство экспериментальных шахтных стартовых комплексов на полигонах Капустин Яр и Байконур. С небольшим сдвигом по времени, задолго до принятия на вооружение комплексов, началось строительство и серийных объектов.
Напряженный труд военных и гражданских специалистов на этих объектах, в которых на ответственных этапах участвовал В. П. Бармин, позволил осуществить первые пуски ракеты Р-12 из шахты в конце 1961 года, ракеты Р-14 — в начале 1962 года, а ракеты Р-9А — в 1963 году. Проводившиеся летно-конструкторские испытания позволили выявить и устранить недостатки и в целом подтвердить правильность принятых конструктивных решений. Созданные шахтные стартовые комплексы для этих ракет в 1964 году были приняты на вооружение Советской Армии.
Этим этапом создания защищенных стартовых комплексов в боевой ракетной технике, обеспечивающих пуски ракет после получения команды за время менее 20 минут, была решена задача возможности нанесения ответного удара в случае нападения вероятного противника на нашу страну.
В 1960-х годах коллектив В. П. Бармина участвует в решении стратегической задачи, поставленной перед военно-промышленным комплексом и Министерством обороны: в кратчайшие сроки создать и задействовать ракетно-ядерный щит, обеспечивающий военно-стратегический паритет между сторонами, втянутыми в « холодную войну». Совместно с коллективами С. П. Королева, М. К. Янгеля и другими организациями ГСКБ « Спецмаш» становится головным разработчиком защищенных ракетных комплексов УР-100 и УР-100К.
За создание этих ракетных комплексов в 1967 году В. П. Бармину и одновременно с ним нескольким специалистам, внесшим большой вклад в эти работы, были присуждены Государственные премии СССР.
В декабре 1971 года по предложению министра общего машиностроения С. А. Афанасьева решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам коллективу В. П. Бармина была поручена разработка проектов шахтных пусковых установок ( ПУ) для противоракет ( ПР) ближнего и дальнего перехвата. Эта работа определила стратегию создания шахтных пусковых установок на два десятилетия вперед. В 1997-1998 годах, уже после ухода из жизни В. П. Бармина, труд большой группы специалистов, активно участвовавших в создании системы противоракетной обороны, был отмечен правительством.
Разрабатывая стратегию создания в Советском Союзе ракетно-ядерного оружия, способного обеспечивать паритет в противоборстве с НАТО и США, руководство страны в 1954 году поручило ГСКБ « Спецмаш» роль головной организации по разработке комплекса агрегатов наземного пускового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного оборудования стартовой и технической позиции для ракеты Р-7.
Задача создания такого ракетного комплекса, не имеющего аналогов в мире, представляла собой крупнейшую и сложнейшую научно-техническую проблему. Над ее реализацией трудились « большая шестерка» главных конструкторов, возглавляемая С. П. Королевым, их конструкторские бюро, десятки и сотни смежных организаций.
Уже в конце 1954 года результатом усилий главных конструкторов С. П. Королева, В. П. Бармина, В. П. Глушко стало завершение работ по эскизному проекту стартового комплекса. Параллельно была поставлена задача обеспечить взаимосвязь этой программы ( Р-7А) с космическими объектами: созданием первого искусственного спутника Земли, автоматических станций для исследования околоземного пространства и поверхности Луны, автоматических межпланетных станций, для чего разрабатывались десятки и сотни специальных агрегатов. Каждый из них, как правило, был пионерным инженерным решением.
Первый запуск ракеты Р-7 при непосредственном участии главного конструктора В. П. Бармина с экспериментального стартового комплекса осуществлен на полигоне Байконур 15 мая 1957 года. Первый успешный пуск состоялся 21 августа 1957 года, когда ракета полностью выполнила программу полета.
Эти работы позволили 4 октября 1957 года осуществить пуск со стартового комплекса, созданного под руководством В. П. Бармина, первого в мире искусственного спутника Земли.
На базе ракеты Р-7А был создан целый ряд модификаций ракет-носителей под наименованием « Восток» и « Молния» — в 3-х, а позднее — « Союз» — в 4-ступенчатом варианте, для обеспечения пусков космических объектов. Это позволило начать исследование дальнего космоса и Луны, осуществить полеты к Марсу и Венере и развернуть работы по прикладному использованию ракетно-космической техники в интересах науки, обороны и народного хозяйства страны.
В 1960 году этот стартовый комплекс, находящийся во временной эксплуатации, был принят на вооружение Советской Армии.
Ввод в эксплуатацию ракетных комплексов Р-7 и Р-7А значительно укрепил оборонную мощь Советского Союза — на боевое дежурство были поставлены стартовые комплексы с межконтинентальными ракетами, способными доставлять мощные ядерные заряды в любую точку земного шара. С созданием этих ракетных комплексов была впервые ликвидирована недоступность воздействия ракетно-ядерного оружия на территорию вероятного противника. С тех пор и до настоящего времени со стартовых комплексов в целях обеспечения освоения космического пространства, научных, оборонных и прикладных задач народного хозяйства страны было произведено более 1600 запусков ракет.
За работы, обеспечившие запуск первого искусственного спутника Земли, в 1957 году В. П. Бармину было присвоено звание лауреата Ленинской премии, а за работы, обеспечившие запуск в космос первого человека, в 1961 году он был награжден орденом Ленина.
В 1957 году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1959 году становится доктором технических наук, в 1960 году — профессором МВТУ имени Н. Э. Баумана, в 1966 году — действительным членом Академии наук СССР. В 1967 году ГСКБ « Спецмаш» было преобразовано и получило новое наименование — Конструкторское бюро общего машиностроения ( КБОМ).
Постановлением правительства в апреле 1962 года на главного конструктора В. П. Бармина была возложена головная роль по созданию в сжатые сроки стартового и технического комплекса для тяжелой боевой континентальной ракеты УР-500. Эта ракета, разработанная в ОКБ-52, возглавляемом В. М. Челомеем, имела тактико-технические данные, значительно превышающие аналогичные параметры всех существовавших в то время ракет-носителей в Советском Союзе и за рубежом. Первый пуск со стартового комплекса РН УУР-500К был осуществлен 10 марта 1967 года, что обеспечило вывод на орбиту космического спутника « Космос-146».
В 1978 году на космодроме Байконур был введен в эксплуатацию второй стартовый комплекс для обеспечения запуска ракетоносителя « Протон». Создание нового ракетного комплекса позволило использовать геостационарные орбиты Земли для развития космической связи и непосредственного телевизионного вещания из космоса.
Создание стартового и технического комплексов позволило обеспечивать по настоящее время ракетно-космические программы Советского Союза и России по запуску тяжелых космических аппаратов.
По состоянию на конец 1998 года с этих комплексов осуществлено 260 успешных запусков РН « Протон» с космическими аппаратами различного назначения: долговременных орбитальных станций « Салют» и « Мир», спутников « Квант-2», « Кристалл», « Спектр», космических аппаратов для исследования дальнего космоса, Луны, Марса, Венеры, спутников телевидения, связи и других аппаратов. В 1985 году за этот комплекс работ В.П. Бармину присуждена Государственная премия СССР.
С началом работ по созданию многоразовой ракетно-космической системы « Энергия» с орбитальным кораблем « Буран» КБОМ, как головной организации, было поручено создание стартового комплекса. Главным конструктором стартового комплекса был назначен академик В. П. Бармин. В процессе проведения работ по тематике « Энергия — Буран» был найден и реализован ряд принципиально новых решений, не имеющих аналогов в отечественной и зарубежной практике. В мае 1987 года состоялся первый пуск ракетоносителя « Энергия», а в ноябре 1988 года — пуск ракеты « Энергия» с кораблем « Буран».
В процессе определения облика сверхмощных ракет и стартовых комплексов во второй половине 1960-х годов В. П. Бармину пришлось заниматься рядом принципиально новых программ на долгосрочную перспективу. Среди них: создание обитаемого долговременного лунного поселения, разработка автоматизированных установок для исследования Луны и Венеры, создание новейших космических технологий.
В 1977 году вклад В. П. Бармина в создание автоматических грунтозаборных устройств отмечен Государственной премией СССР.
В конце 1980-х в 1990-х годах в рамках конверсии в КБОМ была разработана крупномасштабная программа, ориентированная на решение социальных проблем в глубинных районах России, получившая название « Селена». Ее главной целью было обеспечить структурные сдвиги в процессах сельскохозяйственного производства и переработки продукции. Она была ориентирована, прежде всего, на те области России, по территории которых проходят магистральные газопроводы.
По мере развития практических работ и реализации основных проектов генеральным конструктором В. П. Барминым совершенствовалась и обогащалась учебно-педагогическая деятельность его как заведующего кафедрой в МВТУ имени Н. Э. Баумана. С 1959 года такая кафедра действовала под полным наименованием « Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов».
В начале 1970-х годов из 2500 человек, работавших в это время в КБОМ, около 800 сотрудников были выпускниками этой кафедры.
Герой Социалистического Труда В. П. Бармин — лауреат Ленинской и четырех Государственных премий. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Кутузова I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями « За оборону Москвы», « За освобождение Варшавы», многими другими наградами.
В. П. Бармин был действительным членом Академии наук СССР и России, почетным президентом Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, действительный членом Международной академии астронавтики, почетным президентом Международной ассоциации ученых, инженеров и изобретателей имени Томаса Эдисона.
Автор множества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.
Владимир Павлович Бармин увлекался спортом: футболом, хоккеем, шахматами; хорошо играл в теннис, был страстным болельщиком московского « Спартака», сам составлял и вел таблицы чемпионатов Советского Союза и мира. Заядлый театрал и ценитель живописи, он собрал внушительную коллекцию портретов выдающихся государственных деятелей прошлого и настоящего, сам неплохо рисовал карандашом и акварелью.
До последних своих дней Бармин жил в Москве. Скончался он 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван астероид основного пояса (22254 ) Vladbarmin. В городе Байконур есть улица Академика Бармина. В1999 году на пересечении улиц Бармина и Абая была открыта мемориальная доска, а в 2001 году на этом месте разбили сквер, где ему был установлен памятник. А стелу с памятной доской перенесли на пересечение улиц Бармина и Гагарина.
После смерти Владимира Павловича его дело продолжил сын — Игорь, возглавивший КБОМ. Он очень похож на своего отца. Не только внешне, но и отношением к делу, которому служили и служат Бармины.

Использованные источники:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.

Читайте также: