В состав одного набора конструктора y входит 150 одинаковых по размеру деталей

Обновлено: 29.04.2024

Решаем задачи на оптимальный выбор. Эти – с изюминкой.

Задача 1. На каждом из двух комбинатов изготавливают детали А и В. На первом комбинате работают 40 человек, и один рабочий за смену изготавливает 15 деталей А или 5 деталей В. На втором комбинате работают 160 человек, и один рабочий изготавливает за смену 5 деталей А или 15 деталей В.

Оба эти комбината поставляют детали на завод, где собирают изделие, для изготовления которого нужны 2 детали А и 1 деталь В. При этом комбинаты договариваются между собой изготавливать детали так, чтобы можно было собрать наибольшее количество изделий. Сколько таких изделий может собрать завод за смену?

Решение. Рассмотрим первый комбинат. Пусть детали А изготавливает $x$ человек, тогда они изготовят $15x$ деталей. А детали B будут изготавливать $40-x$ человек, и они сделают этих деталей $(40-x)\cdot 5$.

Теперь второй комбинат – на нем $y$ человек будут заняты изготовлением деталей A и сделают их $5y$ штук. А $160-y$ человек будут делать детали B и изготовят таких деталей $(160-y)\cdot 15$ штук.

Всего деталей А получится в сумме $15x+5y$.

А деталей В выйдет $200-5x+2400-15y$. Отношение числа деталей А к числу деталей B должно быть 2:1

Нам в итоге нужно получить максимальное количество изделий, а изделий в два раза меньше, чем деталей А, поэтому надо увеличить максимально число деталей А (но можно аналогично устремить к максимуму число деталей B):

$$15x+5y \longrightarrow max$$

Подставим полученное значение $x$:

$$3120-21y+5y \longrightarrow max$$

$$3120-16y \longrightarrow max$$

То есть, по идее, чтобы функция приняла максимальное значение, $y=0$, а $x \longrightarrow max$. Но в этом случае получим чрезмерное количество деталей B. Тогда возьмем максимально возможное число $x$ – $x=40$. Следовательно,

Следовательно, на первом комбинате делаем детали A, и сделаем их 600 штук. А на втором комбинате будут делать детали А 120 человек, и сделают их тоже 600 штук – итого 1200. А детали B делаем только на втором комбинате – их делает 40 человек, и они изготовят 600 штук, что как раз в 2 раза меньше числа деталей А. Всего изделий получится – по числу деталей В – 600 штук.

Задача 2. На каждой из двух фабрик изготавливают детали А и В. На первой фабрике работает 300 человек, и один рабочий изготавливает за смену 5 деталей А или 10 деталей В. На второй фабрике работает 100 человек, и один рабочий изготавливает за смену 10 деталей А или 5 деталей В. Обе фабрики поставляют детали на комбинат, на котором собирают изделие, для изготовления которых нужно 2 детали А и 1 деталь В. При этом фабрики договариваются между собой изготавливать детали так, чтобы на комбинате можно было собрать наибольшее количество изделий. Сколько изделий за смену может собрать комбинат при таких условиях?

Решение. Рассмотрим первую фабрику. Пусть детали А изготавливает $x$ человек, тогда они изготовят $5x$ деталей. А детали B будут изготавливать $300-x$ человек, и они сделают этих деталей $(300-x)\cdot 10$.

Теперь вторая фабрика – на ней $y$ человек будут заняты изготовлением деталей A и сделают их $10y$ штук. А $100-y$ человек будут делать детали B и изготовят таких деталей $(100-y)\cdot 5$ штук.

Всего деталей А получится в сумме $5x+10y$.

А деталей В выйдет $3000-10x+500-5y$. Отношение числа деталей А к числу деталей B должно быть 2:1. Составляем уравнение

Число изделий совпадает с числом деталей В, поэтому

$$3500-10x-5y \longrightarrow max$$

$$3500-10x-5\cdot(350-\fracx) \longrightarrow max $$

$$3500-1750-10x+\fracx \longrightarrow max $$

То есть функция принимает максимальное значение при минимальном $x$, или, иными словами, при максимальном $y$. А максимальное значение $y=100$. Тогда $x=200$.

Значит, на второй фабрике детали B не изготавливают, а деталей А будет сделано 1000. На первой фабрике 200 человек изготовят 1000 деталей А, а 100 человек – 1000 деталей B и получится в итоге 1000 изделий.

Задача 3. На каждой из двух фабрик изготавливают детали А н В. На первой фабрике работает 400 человек, и один рабочий изготавливает за смену 5 деталей А или 15 деталей В. На второй фабрике работает 100 человек, и один рабочий изготавливает за смену 15 деталей А или 5 деталей В.

Обе фабрики поставляют детали на комбинат, на котором собирают изделие, для изготовления которого нужны 1 деталь А и 2 детали В. При этом фабрики договариваются между собой изготавливать детали так, чтобы на комбинате можно было собрать наибольшее количество изделий. Сколько изделий за смену может собрать комбинат при таких условиях?

Решение. Рассмотрим первую фабрику. Пусть детали А изготавливает $x$ человек, тогда они изготовят $5x$ деталей. А детали B будут изготавливать $400-x$ человек, и они сделают этих деталей $(400-x)\cdot 15$.

Теперь вторая фабрика – на ней $y$ человек будут заняты изготовлением деталей A и сделают их $15y$ штук. А $100-y$ человек будут делать детали B и изготовят таких деталей $(100-y)\cdot 5$ штук.

Всего деталей А получится в сумме $5x+15y$.

А деталей В выйдет $(400-x)\cdot 15+(100-y)5$. Отношение числа деталей А к числу деталей B должно быть 1:2. Составляем уравнение

Число изделий совпадает с числом деталей А, поэтому

$$5x+15\cdot \frac\longrightarrow max $$

То есть функция принимает максимальное значение при минимальном $x$, или, иными словами, при максимальном $y$. А максимальное значение $y=100$. Тогда $x=120$.

Значит, на второй фабрике детали B не изготавливают, а деталей А будет сделано 1500. На первой фабрике 120 человек изготовят 600 деталей А, а 280 человек – 4200 деталей B и получится в итоге 2100 изделий.

В ящике находится $K$ стандартных и $N-K$ бракованных деталей (всего $N$ деталей). Наудачу и без возвращения вынимают $n$ деталей. Найти вероятность того, что будет выбрано ровно $k$ стандартных и $n-k$ бракованных деталей.

*Поясню, что значит "примерно": вместо деталей могут фигурировать изделия, болты, телевизоры и т.п.; детали могут быть стандартными и бракованными, или годными и дефектными, или обычными и поломанными и так далее. Главное, чтобы они были ДВУХ типов, тогда один тип вы считаете условно "стандартными", второй - "бракованными" и используете формулу для решения, которую мы выведем ниже.

Сначала найдем общее число исходов - это число всех различных способов выбрать любые $n$ деталей из общего множества в $N$ деталей (без учета порядка), то есть число сочетаний $C_N^n$ (см. подробнее про сочетания).

Теперь найдем число всех способов выбрать $k$ стандартных деталей из $K$ возможных - это сочетания $C_K^k$, и одновременно число всех способов выбрать $n-k$ бракованных деталей из $N-K$ возможных - $C_^$. По правилу произведения перемножая эти числа, получим число исходов, благоприятствующих нашему событию - $C_K^k \cdot C_^$.

Применяя классическое определение вероятности - поделив число благоприятствующих исходов на общее число исходов, придем к искомой формуле:

Видеоурок и шаблон Excel

Посмотрите наш ролик о решении задач про детали в схеме гипергеометрической вероятности, узнайте, как использовать Excel для решения типовых задач.

Расчетный файл Эксель из видео можно бесплатно скачать и использовать для решения своих задач.

Примеры решений задач о выборе деталей/изделий

Пример 1. В партии из 12 изделий 5 изделий имеют скрытый дефект. Какова вероятность того, что из взятых наугад 4 изделий 2 изделия являются дефектными?

Популярная задача из методички, в которой меняются только цифры, а вариантов множество. С помощью данного решения и калькулятора ниже для числовых расчетов, вы легко получите полное решение задачи. Для разнообразия сделаем подробное пояснение.

Начинаем решение задачи с ввода события $A = $ (Из взятых наугад 4 изделий 2 изделия являются дефектными) и общей формулы для нахождения вероятности. Так как речь идет о выборе объектов из совокупности, используем классическое определение вероятности $P(A)=m/n$, где $n$ - общее число всех равновозможных элементарных исходов, а $m$ - число исходов, благоприятствующих событию $A$.

Сначала найдем общее число исходов - это число способов выбрать любые 4 изделия из партии в 12 изделий. Так как порядок выбора несущественнен, применяем формулу для числа сочетаний из 12 объектов по 4: $n=C_^4$.

Теперь переходим к числу благоприятствующих событию исходов. Для этого нужно, чтобы из 4 выбранных изделий 2 были дефектные (выбираем любые 2 дефектные изделия из 5 $C_5^2$ способами) и еще 2 - стандартные (выбираем любые 2 стандартные изделия из 12-5=7 имеющихся в партии $C_7^2$ способами). Тогда всего способов выбрать 2 дефектных и 2 обычных изделия из партии будет $m = C_5^2 \cdot C_7^2$.

Нужная вероятность равна:

Пример 2. В ящике 16 стандартных и 7 бракованных деталей. Наудачу извлечены 6 деталей. Найти вероятность того, что среди извлеченных ровно 4 стандартных детали.

Пример 3. В партии из 12 изделий 8 стандартных. Найти вероятность того, что среди 3 наугад взятых есть хотя бы одно нестандартное.

Эта задача самую малость сложнее предыдущих. В ней помимо исходного события
$A = $ (Среди 3 наугад взятых изделий есть хотя бы одно нестандартное),
введем еще противоположное ему событие, которое можно записать как
$\overline = $ (Все три выбранные изделия стандартные).

Тогда вероятность искомого события (что будет хотя бы одно нестандартное изделие из 3), равна:

Пример 4. Мастер для замены получил 8 однотипных деталей, из которых 3 бракованные. Он заменил 2 детали. Найти вероятность того, что замененными оказались годные детали.

Перед вами итоговый тест к разделу «Основы конструирования».

В тесте есть вопросы, за которые вы можете получить два балла: это вопросы повышенной сложности.

Для того чтобы ответить на некоторые вопросы теста, вам потребуется не только прослушать лекции, но и самостоятельно поискать информацию.

(1 возможный балл)

Как называется единица измерения длин в конструкторе LEGO Mindstorms NXT?
Ответ запишите в форме одного слова (в ед. ч.) и числа, обозначающего размерность этой единицы измерения в мм.
Например: сантиметр 10

(1 возможный балл)

Выберите лишнюю деталь:

Втулка
Пластина
Фиксатор
Штифт
Шестеренка

(2 возможных балла)

Даны две абсолютно одинаковых снаружи модели соосного редуктора в картере. В редукторе А передаточное отношение 9:1, в редукторе В передаточное отношение 3:1.
Какие шестеренки использованы в каждом из них?
Ответ дайте для каждого редуктора в форме перечисления количества зубьев шестеренок от наименьшего к наибольшему через запятую.

Например: 16, 16, 24, 40, 40

(2 возможных балла)

(2 возможных балла)

Используя всего лишь один инструмент трехмерного редактора Lego Digital Designer, мы тремя кликами мыши из изображения А получили изображение Б, ничего не удаляя и не добавляя.

Как называется этот инструмент?

Напишите ответ на английском языке:

(1 возможный балл)

На рисунке изображена механическая передача с зубчатыми колесами на 8, 24 и 40 зубчиков.

В какую сторону ведомая ось будет вращаться по отношению к ведущей?

В ту же В противоположную

(1 возможный балл)

На рисунке изображена механическая передача с зубчатыми колесами на 8, 24 и 40 зубчиков.

Как ведомая ось будет вращаться по отношению к ведущей? Быстрее или медленнее? Во сколько раз? В ответе укажите комбинацию из букв Б (быстрее) или М (медленнее) и цифры.
Например: Б6 быстрее в 6 раз, М3/5 медленнее в 3/5 раза. В ответ запишите только букву и число . Пример: М7

(1 возможный балл)

На рисунке изображена механическая передача с зубчатыми колесами на 8, 24 и 40 зубчиков.

Укажите номера паразитных шестеренок, если они есть. Укажите номера в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания.
Пример: 123

Если паразитных шестеренок нет, запишите в ответ 0.

(1 возможный балл)

На рисунке изображена механическая передача с зубчатыми колесами на 8, 24 и 40 зубчиков.

Укажите передаточное отношение. Ведущая ось обозначена желтой втулкой, ведомая — серой.

1:3 1:5 1:15 3:1 3:5 5:1 5:3 15:1

(1 возможный балл)

На рисунке изображена механическая передача с зубчатыми колесами на 8, 24 и 40 зубчиков.

Укажите передаточное отношение. Ведущая ось обозначена желтой втулкой, ведомая — серой.

1:3 1:5 1:15 3:1 3:5 5:1 5:3 15:1

(1 возможный балл)

Максимально точно укажите название данной детали:

Шестимодульная балка с выступами Пятимодульная балка с выступами Балка Ось Фиксатор Пятимодульная балка Шестимодульная балка

(1 возможный балл)

С помощью каких 2-х одинаковых деталей конструктора можно прочно скрепить 2 балки без выступов (без возможности относительного вращения)? Назовите эти детали:

2 черных штифта 2 бежевых штифта-оси 2 оси

(1 возможный балл)

Какие из указанных конечностей шагающего робота движутся синхронно? Направление движение робота показано стрелкой:

1 и 2, 3 и 4 1 и 3, 2 и 4 1 и 4, 2 и 3 Все движутся одинаково Все движутся по-разному

(1 возможный балл)

Что произойдет с двумя моторами, если их контактные гнезда соединить одним проводом?

При вращении одного мотора другой мотор будет крутиться в ту же сторону При вращении одного мотора другой мотор будет крутиться в противоположную сторону Ничего не произойдет Моторы испортятся

(1 возможный балл)

У тележки с колесной базой А, так как на ней установлен мультипликатор 1:3 У тележки A, так как она переднеприводная. Модели с передним приводом имеют более высокую курсовую устойчивость и лучшую проходимость У тележки с колесной базой B, так как она полноприводная и на ней установлен редуктор 3:1 У тележки с колесной базой B, так как она заднеприводная . Нагрузка при подъеме распределяется в заднюю часть, что улучшает сцепление с покрытием

Предварительный просмотр:

Ответы к тестированию с пояснениями.

  1. Расстояние между центрами двух отверстий называют модулем. Таким образом, длину любой детали можно измерять числом модулей. Один модуль равен 8 мм.
  2. Шестеренка.

Все детали входят в состав базового набора Lego Mindstorms Education (9797). Только шестеренка из робототехнического конструктора VEX.

  1. 8,8,24,24 или 8, 8, 24, 24 или 8, 8, 24, 24. или 8,8,24,24.

Редуктор А без крышки:

8,16,16,24 или 8, 16, 16, 24

Редуктор B без крышки:

КОММЕНТАРИЙ К ОТВЕТУ

Инструмент Hide tool делает объекты прозрачными. Выбрав этот значок, а потом поочередно кликнув на крышу, окно и стены замка, сделаем их прозрачными. Останется видна только обезьянка, изначально спрятанная сзади. Если выбрать инструмент Hide tool и подсветить сразу весь замок, обезьянка тоже станет прозрачной и исчезнет с изображения B.

Изображение А с другого ракурса:

На данном изображении 4 зубчатые передачи и одна соосная. Соосная передача не меняет направление вращения, а каждая зубчатая — меняет на противоположное. Четное количество зубчатых не меняет направления вращения.

Расчет производится по формуле: i = Z2/Z1
где Z — это количество зубцов на шестернях.
8/40*8/24 = 1/15; быстрее, т. к. передаточное отношение меньше 1 (это мультипликатор).

Количество зубцов этих шестеренок не играет роли в передаточном отношении.
Любая шестерня, соединенная с двумя другими, для них является паразитной.

Передаточное отношение высчитывается следующим образом:
40/8*24/40*40/24=5/1

Передаточное отношение высчитывается следующим образом:
24/40*40/24*8/40=1/5

Шесть модулей с выступами.

Различают несколько видов штифтов. Черные штифты содержат небольшие выступы, полностью блокирующие вращение.

Такой способ ходьбы позволяет сохранять равновесие при движении.

  1. При вращении одного мотора другой мотор будет крутиться в ту же сторону

В данном случае управляющий мотор является генератором.
Поскольку при подключении полярность не меняется, моторы вращаются в одну сторону.

  1. У тележки с колесной базой B, так как она полноприводная и на ней установлен редуктор 3:1

Верный ответ 3, так как полный привод и понижающая передача 3:1 делают такую тележку роботом-тягачом, что обеспечивает большое усилие и высокую надежность при нагрузках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тест 5 класс "Конструирование"

Тест для учащихся 5 класса по теме "Конструирование".


Тест для 7 класса "Конструирование и моделирование"

Тест для 7 класса "Конструирование и моделирование".


Тесты по конструированию

Тесты по конструированию.

Конструирование педагогических измерителей. Тест по теме "Ластоногие" курса «Биология. Животные» 7 класс

Данный тест составлен мной для быстрой и качественной проверки знаний по теме "Ластоногие" курса "Биология. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой и.


Тест «Конструирование юбки» 6 класс

Использование теста по теме "Построение чертежа прямой юбки", учащиеся приучаются к точности и аккуратности при выполнении расчетов и построении чертежей.

Помощь по математике

Рассмотрим множество, состоящее из n различных элементов. Требуется выбрать из них какие-нибудь k элементов и расположить эти k элементов в каком-либо порядке. Такие упорядоченные последовательности называются размещениями из n элементов по k элементов (упорядоченные – следовательно, последовательности и — различные размещения).

Если в последовательности нет одинаковых элементов, то говорят о размещении без повторений. Их количество

Если в последовательности допускается наличие одинаковых элементов, то говорят о размещении с повторениями. Их количество

Любое подмножество (неупорядоченное), состоящее из k элементов, называется сочетанием из n элементов по k элементов.

Различные сочетания отличаются друг от друга только самими входящими в них элементами, порядок их следования безразличен, т.е. по условию задачи подмножества и не различны (соединены).

Число сочетаний без повторений

Число сочетаний с повторениями

Количество способов переставить элементов в заданном множестве (количество перестановок) вычисляется по формуле

При решении простейших комбинаторных задач можно использовать следующую таблицу, определяющую число множеств, состоящих из k элементов, отбираемых из множества, содержащего n элементов

Выбор Неупорядоченный Упорядоченный
Без повтора
С повтором

Рассмотрим разницу между сочетаниями, размещениями с повторениями, без повторений на следующих примерах.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ПРИМЕР 13.2.1 В коробке 6 шаров, пронумерованных от 1 до 6. Из коробки вынимаются друг за другом 3 шара и в этом же порядке записывают полученные цифры. Сколько трехзначных чисел можно таким образом записать?

Решение: По условию задачи подмножества и – различные. Повторов в подмножестве быть не может, так как шары не возвращаются в коробку.

ПРИМЕР 13.2.2. В коробке 6 шаров пронумерованных от 1 до 6. Из коробки вынимаются 3 шара и записывают число в порядке возрастания цифр. Сколько трехзначных чисел можно таким образом записать?

Решение: По условию задачи подмножества и дают число 123, т.е. не являются различными.

ПРИМЕР 13.2.3. Условие задачи 2.1 (шары возвращаются в коробку)

ПРИМЕР 13.2.4. Условие задачи 2.2 (шары возвращаются в коробку)

ПРИМЕР 13.2.5. Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «комар»?

ПРИМЕР 13.2.6. Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «задача»?

Решение: Если бы все шесть букв слова были различны, то число перестановок было бы 6! Но буква «а» встречается в данном слове три раза, и перестановки только этих трех букв «а» не дают новых способов расположения букв. Поэтому число перестановок букв слова «задача» будет не 6!, а в 3! раза меньше, то есть .

ПРИМЕР 13.2.7. В мастерской имеется материал 5 цветов. Поступил заказ на пошив флагов, состоящих из трех горизонтальных полос разного цвета каждый. Сколько таких различных флагов может сшить мастерская?

Решение: Флаги отличаются друг от друга как цветом полос, так и их порядком, поэтому разных флагов можно сделать штук.

ПРИМЕР 13.2.8. Сколькими способами можно распределить 5 учеников по 3 параллельным классам?

Решение: Составим вспомогательную таблицу

Таким образом, видно, что если для одного ученика существует 3 варианта выбора класса, то для всех 5 учеников существует способов распределения по классам.

ПРИМЕР 13.2.9. На книжной полке помещается 30 томов. Сколькими способами их можно расставить, чтобы при этом первый и второй том не стояли рядом?

Решение: Произведем рассуждения “от обратного”. Тридцать томов на одной полке можно разместить 30! способами.

Если 1 и 2 тома должны стоять рядом, то число вариантов расстановки сокращается до , т.к. комбинацию из 1 и 2 тома можно считать за один том, но при этом они могут стоять как (1;2) или (2;1), т.е.

Тогда искомое число способов расстановки есть

ПРИМЕР 13.2.10. Чемпионат, в котором участвуют 16 команд, проводится в два круга, т.е. каждая команда дважды встречается с любой другой. Определить, какое количество встреч следует провести.

Решение: По условию задачи из 16 команд для каждой встречи требуется отобрать 2 команды. В данном случае отбор производится без повтора и порядок отбора не важен, т.е. число вариантов — . Так как команды должны играть дважды число вариантов удваивается, т.е. .

ПРИМЕР 13.2.11. Автомобильная мастерская имеет для окраски 10 основных цветов. Сколькими способами можно окрасить автомобиль, если смешивать от 3 до 7 основных цветов?

Решение: По условию задачи отбор цветов для окраски производится без повтора и порядок отбора не важен, т.е. число вариантов зависит лишь от числа отбираемых для окраски цветов — . Поэтому общее число вариантов есть

ПРИМЕР 13.2.12. Турист прошел маршрут из пункта A в пункт B, из B в C и вернулся обратно. Сколько вариантов маршрута существует, если из пункта A в пункт B ведут 3 дороги, а из B в C — 4 и нельзя возвращаться той дорогой, по которой уже прошел?

Решение: Составим схему.

Из рисунка видно, что вариантов маршрута из А в B существует 3, и из B в C – 4, т.е. всего маршрутов .

На обратном пути вариантов маршрута из С в B существует 3 (один уже пройден), и из B в А – 2, т.е. всего возможных обратных маршрутов осталось . Тогда всего вариантов маршрута .

ПРИМЕР 13.2.13. Двенадцати ученикам выданы два варианта контрольной работы. Сколькими способами можно посадить учеников в два ряда по 6 человек, чтобы у сидящих рядом не было одинаковых вариантов, а у сидящих друг за другом был один и тот же вариант?

Решение: Рассуждения произведем несколькими способами

I способ) Первоначально 12 учеников разбивают на 2 группы по 6 человек. Это можно сделать способами.

Затем они могут распределиться по своим рядам согласно схеме

Поэтому всего способов распределения учеников будет .

II способ) Первоначально 12 учеников запускают в класс, указывая место, где каждый должен сидеть, например “второй ряд, третье место”. Так как посадочных мест также 12, то всего вариантов распределения 12!
Варианты контрольной работы могут распределиться

“I вариант – I ряд, II вариант – II ряд”

“II вариант – I ряд, I вариант – II ряд”,

Таким образом, всего способов распределения учеников будет .

По приведенным решениям видно, что результаты решений совпадают.

ПРИМЕР 13.2.14. Сколько существует вариантов расположения шести гостей за круглым шестиместным столом?

Решение: Эта задача имеет разные решения и, соответственно разные ответы – в зависимости от того, что понимать под различным расположением гостей за столом. Поэтому исследуем возможные варианты.

Если считать, что нам важно, кто сидит на каком стуле, то это простая задача на перестановки и, следовательно, всего вариантов .

Если же важно не то, кто какой стул занял, а то, кто рядом с кем сидит, то требуется рассмотреть варианты взаимного расположения гостей. В таком случае, расположения гостей, получаемые одно из другого при повороте гостей вокруг стола, фактически являются одинаковыми (смотри рисунок).

Очевидно, что для любого расположения гостей таких одинаковых вариантов, получаемых друг из друга поворотом, — шесть. Тогда общее число вариантов уменьшается в шесть раз и их остается .
В случае же, когда нас интересует только взаимное расположение гостей, то одинаковыми можно считать и такие симметричные расположения, при которых у каждого гостя остаются те же соседи за столом, только левый и правый меняются местами (смотри рисунок).

В такой постановке вопроса общее число различных вариантов расположений гостей уменьшается вдвое и составляет 60.

Отметим, что каждое решение будет считаться правильным при соответствующей постановке задачи.

ПРИМЕР 13.2.15. Семнадцать студентов сдали экзамены по 4 предметам только на “хорошо” и “отлично”. Верно ли утверждение, что хотя бы у двух из них оценки по экзаменационным предметам совпадают?

Решение: Очевидно, что в данном случае речь идет о возможных вариантах вида

Предмет 1 2 3 4
Студент 1 4 4 5 5
Студент 2 5 4 4 5
Студент 3 5 5 5 5
Студент 17 4 4 5 4

Данный пример можно решить способом, изложенным в примере 13.1.8., и получить количество вариантов . Приведем другой наглядный способ решения, использующий так называемое “дерево решений”,который представляет все варианты (16 штук) получения экзаменационных оценок.

По “дереву решений” видно, что 16 студентов могут сдать экзамены только на “хорошо” и “отлично” так, что их результаты будут отличаться, но если студентов 17, хотя бы одно повторение обязательно будет.

При решении задач комбинаторики используются следующие правила.

Если некоторый объект A может быть выбран из совокупности объектов m способами, а другой объект B может быть выбран nспособами, то:

Правило суммы: выбрать либо A, либо B можно m+n способами.

Правило произведения. Пара объектов (A,B) в указанном порядке может быть выбрана способами.

Примеры и задачи для самостоятельного решения

Решить комбинаторную задачу.

13.2.1.1. В группе 25 студентов. Сколькими способами можно выбрать старосту, заместителя старосты и профорга?

13.2.1.2. В группе 25 студентов. Сколькими способами можно выбрать актив группы, состоящий из старосты, заместителя старосты и профорга?

13.2.1.3. Сколькими способами можно составить список из 10 человек?

Отв.: 3628800

13.2.1.4. Сколькими способами из 15 рабочих можно создать бригады по 5 человек в каждой?

Отв.: 126126

13.2.1.5. Буквы азбуки Морзе образуются как последовательности точек и тире. Сколько букв можно составить, используя для кодировки каждой из букв: а) ровно 5 символов? б) не более пяти символов?

Отв.: а)32; б) 62

13.2.1.6. Кости для игры в домино метятся двумя цифрами. Кости симметричны, и поэтому порядок чисел не существенен. Сколько различных костей можно образовать, используя числа 0,1,2,3,4,5,6?

13.2.1.7. Сколько различных звукосочетаний можно взять на десяти выбранных клавишах рояля, если каждое звукосочетание может содержать от трех до десяти различных звуков?

Отв.: 9864000

13.2.1.8. В вазе стоят 10 красных и 5 розовых гвоздик. Сколькими способами можно выбрать из вазы пять гвоздик одного цвета?

13.2.1.9. В некоторых странах номера трамвайных маршрутов обозначаются двумя цветными фонарями. Какое количество различных маршрутов можно обозначить, если использовать фонари восьми цветов?

13.2.1.10. Команда компьютера записывается в виде набора из восьми цифровых знаков – нулей и единиц. Каково максимальное количество различных команд?

13.2.1.11. Десять групп занимаются в десяти расположенных подряд аудиториях. Сколько существует вариантов расписания, при которых группы 1 и 2 находились бы в соседних аудиториях?

Отв.: 725760

13.2.1.12. Два почтальона должны разнести 10 писем по 10 адресам. Сколькими способами они могут распределить работу?

13.2.1.13. Замок открывается только в том случае, если набран определенный трехзначный номер. Попытка состоит в том, что набирают наугад три цифры из заданных пяти. Угадать номер удалось только на последней из всех возможных попыток. Сколько попыток предшествовало удачной?

13.2.1.14. Номер автомобильного прицепа состоит из двух букв и четырех цифр. Сколько различных номеров можно составить, используя 30 букв и 10 цифр?

Отв.: 9000000

13.2.1.15. У одного студента есть 7 DVD дисков, а у другого – 9 дисков. Сколькими способами они могут обменять 3 диска одного на 3 диска другого?

Отв.: 105840

13.2.1.16. На вершину горы ведут 7 дорог. Сколькими способами турист может два раза подняться на гору и спуститься с нее, если по одной и той же дороге нельзя проходить дважды?

13.2.1.17. У ювелира было 9 разных драгоценных камней: сапфир, рубин, топаз и т.д. Ювелир планировал изготовить браслет для часов, однако три камня было украдено. Насколько меньше вариантов браслета он может изготовить по сравнению с первоначальными планами?

Отв.: 362160

13.2.1.18. В поезд метро на начальной станции вошли 10 пассажиров. Сколькими способами могут выйти все пассажиры на последующих 6 станциях?

Отв.: 60466176

13.2.1.19. За одним столом надо рассадить 5 мальчиков и 5 девочек так, чтобы не было двух рядом сидящих мальчиков и двух рядом сидящих девочек. Сколькими способами это можно сделать?

13.2.1.20. В классе 25 учеников. Верно ли утверждение, что, по крайней мере, у трех из них день рождения в один и тот же месяц?

13.2.1.21. На участке железной дороги расположено 25 станций с билетной кассой в каждой. Касса каждой станции продает билеты до любой другой станции, притом в обоих направлениях. Сколько различных вариантов билетов можно выдать на этом участке?

13.2.1.22. На официальном приеме 50 человек обменялись рукопожатиями. Сколько было сделано рукопожатий?

13.2.1.23. Сколько диагоналей у выпуклого двадцатиугольника?


Комбинаторика – раздел математики, который изучает задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами. Формулы и принципы комбинаторики используются в теории вероятностей для подсчета вероятности случайных событий и, соответственно, получения законов распределения случайных величин. Это, в свою очередь, позволяет исследовать закономерности массовых случайных явлений, что является весьма важным для правильного понимания статистических закономерностей, проявляющихся в природе и технике.

Правила сложения и умножения в комбинаторике

Правило суммы. Если два действия А и В взаимно исключают друг друга, причем действие А можно выполнить m способами, а В – n способами, то выполнить одно любое из этих действий (либо А, либо В) можно n + m способами.

Пример 1.

В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить одного дежурного?

Дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку, т.е. дежурным может быть любой из 16 мальчиков, либо любая из 10 девочек.

По правилу суммы получаем, что одного дежурного можно назначить 16+10=26 способами.

Правило произведения. Пусть требуется выполнить последовательно k действий. Если первое действие можно выполнить n1 способами, второе действие n2 способами, третье – n3 способами и так до k-го действия, которое можно выполнить nk способами, то все k действий вместе могут быть выполнены:

14

Пример 2.

В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить двух дежурных?

Первым дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку. Т.к. в классе учится 16 мальчиков и 10 девочек, то назначить первого дежурного можно 16+10=26 способами.

После того, как мы выбрали первого дежурного, второго мы можем выбрать из оставшихся 25 человек, т.е. 25-ю способами.

По теореме умножения двое дежурных могут быть выбраны 26*25=650 способами.

Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями

Классической задачей комбинаторики является задача о числе сочетаний без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать m из n различных предметов ?

1

Пример 3.

Необходимо выбрать в подарок 4 из 10 имеющихся различных книг. Сколькими способами можно это сделать?

Нам из 10 книг нужно выбрать 4, причем порядок выбора не имеет значения. Таким образом, нужно найти число сочетаний из 10 элементов по 4:

2

.

5

Рассмотрим задачу о числе сочетаний с повторениями: имеется по r одинаковых предметов каждого из n различных типов; сколькими способами можно выбрать m () из этих (n*r) предметов?

3

.

Пример 4.

В кондитерском магазине продавались 4 сорта пирожных: наполеоны, эклеры, песочные и слоеные. Сколькими способами можно купить 7 пирожных?

Т.к. среди 7 пирожных могут быть пирожные одного сорта, то число способов, которыми можно купить 7 пирожных, определяется числом сочетаний с повторениями из 7 по 4.

4

.

Размещения без повторений. Размещения с повторениями

Классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n различных предметов?

6

Пример 5.

В некоторой газете 12 страниц. Необходимо на страницах этой газеты поместить четыре фотографии. Сколькими способами можно это сделать, если ни одна страница газеты не должна содержать более одной фотографии?

В данной задаче мы не просто выбираем фотографии, а размещаем их на определенных страницах газеты, причем каждая страница газеты должна содержать не более одной фотографии. Таким образом, задача сводится к классической задаче об определении числа размещений без повторений из 12 элементов по 4 элемента:

9

Таким образом, 4 фотографии на 12 страницах можно расположить 11880 способами.

Также классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений с повторениями, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n предметов, среди которых есть одинаковые?

7

Пример 6.

У мальчика остались от набора для настольной игры штампы с цифрами 1, 3 и 7. Он решил с помощью этих штампов нанести на все книги пятизначные номера– составить каталог. Сколько различных пятизначных номеров может составить мальчик?

Можно считать, что опыт состоит в 5-кратном выборе с возращением одной из 3 цифр (1, 3, 7). Таким образом, число пятизначных номеров определяется числом размещений с повторениями из 3 элементов по 5:

8

.

Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями

Классической задачей комбинаторики является задача о числе перестановок без повторения, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно разместить n различных предметов на n различных местах?

11

Пример 7.

Сколько можно составить четырехбуквенных «слов» из букв слова«брак»?

Генеральной совокупностью являются 4 буквы слова «брак» (б, р, а, к). Число «слов» определяется перестановками этих 4 букв, т. е.

Для случая, когда среди выбираемых n элементов есть одинаковые (выборка с возвращением), задачу о числе перестановок с повторениями можно выразить вопросом: сколькими способами можно переставить n предметов, расположенных на n различных местах, если среди n предметов имеются k различных типов (k < n), т. е. есть одинаковые предметы.

12

Пример 8.

Сколько разных буквосочетаний можно сделать из букв слова «Миссисипи»?

Здесь 1 буква «м», 4 буквы «и», 3 буквы «c» и 1 буква «п», всего 9 букв. Следовательно, число перестановок с повторениями равно

Читайте также: