Вальдорфский конструктор что это

Обновлено: 28.04.2024

Мир куклы невероятно многогранен. В кукольном царстве множество персонажей, мирно уживающихся друг с другом.
Возраст куклы практически равен возрасту человечества. Создавая куклу- alter ego , человек творил и себя и свой мир, изменяя его через куклу. И каждое время знало своих кукол. Контекст куклы очень разнообразен и всегда связан с со-творением: и куклы и человека, выражая его мотивы.

Народная кукла, обрядовая кукла, сословная кукла, фабричная кукла – за каждой из них свой культурно-исторический фон, свое предназначение. Авторская кукла, совсем недавнее рождение ее как вида кукольного творчества, - знак поиска в кукле индивидуальных, неповторимых черт самого автора, выражения его индивидуального душевного контекста.

Совсем молодая кукла – педагогическая. С осознанием того, что детство – особое время в жизни человека, требующее внимательного отношения к окружающей его ситуации, родились и новые игрушки, сохранив лучшее из кукольного наследия.
Вальдорфская кукла – одна из многих составляющих вальдорфской педагогики , которая не насчитывает еще и века, но распространена уже по всему миру, легко вписываясь в любую культуру. Принцип природосообразности, бережного и внимательного до деталей отношения к ребенку, необходимость считаться с естественным ходом развития ребенка – все это заложено и в вальдорфских игрушках. В отличии «потребительского» слоя игрушек, за которым – коммерческий посыл, вальдорфская игрушка учитывает, прежде всего, необходимость гармоничного воздействия на физическое, душевное и духовое существо ребенка.
Важно, что эти игрушки сделаные только из натуральных материалов. Нежная кожа ребенка чувствительна к "настоящему" и ненастоящему, да и лучше, если он знакомится сначала с Природным миром, а уже потом - с не очень здоровыми его производными. Дерево, натуральные ткани, овечья шерсть. То, что изначально несет в себе здоровое начало и так легко принимает тепло рук мастера, которое передается птом в игре ребенку!
При подборе игрушек всегда учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности - темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек.
Практически всегда вальдорфская игрушка с делана вручную . Процесс ее создания очень трудоемок и времязатратен. "Потоковость"в ней невозможна, она за редким исключением остается продуктом отдельных мастеров, прежде всего ( и по "задумке" разработавших её вальдорфских педагогов) - самих родителей! И в силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного ребенка черты .

Отличаются эти игрушки и своей формой - всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже если это рыцарский замок или строительный набор (кубики, кстати, здесь искать не приходится - их заменяют тщательно обработанные на спилах кусочки дерева, чурочки, полешки, коряжки. ) Такая форма позволяет стимулировать детскую фантазию, позволяет накапливать и создавать образы, которые позже будут основой здорового развития интеллекта.

Что касается куклы, то впервые в «кукольной» истории она набивается теплой и мягкой овечьей шерстью , обладающими многими целебными качествами Она долго хранит тепло, она невероятно пластична, а в валяных игрушках, например, дает непосторимые тактильные ощущения для детских ручек.
Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям человека, а именно – маленького ребенка: соотношение высоты головы к телу равно 1:3. Черты лица кукол очень условны, они не навязывают ребенку определенный эмоциональный образ, но позволяют самому внутренне строить его, оставляя свободу для воображения. Набивка тоже имеет свои особенности – голова, как самое «твердое» у человека, и у куклы набита плотнее, чем тело, помогая детям правильно осознавать и свою телесность.
Игрушки-зверушки тоже имеют естественные пропорции, они условно передают характерный жест того или иного животного, не «очеловечивая» его, что массово наблюдается в коммерческой игрушке и массмедийных, "мультяшных" образах зверушек, с огромной головой и "по-человечески" одетых.
Бережность к своевременности душевного развития ребенка выражена и в том, что для каждого возраста в вальдорфской педагогике есть и своя игрушка, и своя кукла – по мере того, как растет самосознание ребенка, меняется и образ куклы, «взрослея» вместе с ребенком, от простых, помогающих концентрировать внимание на главных деталях форм - до более проработанных, с бОльшим числом деталей …

Но вальдорфская игрушка, кукла, всегда хранит тепло рук мастерицы, сделавшей ее. В идеале – это, конечно, мама ребенка. Эта кукла и создавалась для того, чтобы её шили родители для своих детей и подросшие дети. Только мама может придать кукле те черты, которые нужны именно ее ребенку. И множество мам по всему миру уже давно шьют этих чудесных кукол, и все эти куклы непохожи друг на друга!
Появляются и отделные мастерицы-кукольницы, посвящающее шитью вальдорфской куклы и игрушкам свое творчество. За редким исключением - это "вальдорфские мамы", дети которых посещают вальдорфские сады и школы. И это очень важно - именно в такой среде, при учете многих других факторов воспитания - соблюдения принципа природосообразности, ритмичности жизни, соблюденй законов возрастного развития, - кукла наиболее полно раскрывает и свой характер, и свои возможности.


О Вальдорфской системе обучения знает каждый родитель, но сегодня мы хотим рассказать о первой в мире педагогической кукле, которая появилась благодаря основателям этой системы образования.

Что такое вальдорфская кукла?

Это первая в мире педагогическая игрушка. Изготавливают вальдорфскую куклу, как правило, из натуральных материалов - хлопка, льна, овечьей шерсти, мериносовой пряжи. Благодаря этому во время знакомства с игрушкой малыши запоминают приятные тактильные ощущения.

Еще одной особенностью такой куклы является то, что ее шьют исключительно вручную. При этом пропорции игрушки должны соответствовать человеческим, чаще всего детским. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог перенести на куклу свои эмоции и настроение. Выражение лица вальдорфской куклы отличается от привычных стандартов кукольной красоты, поэтому в воображении ребенка она может быть и грустной, и веселой.

Зачем покупать ребенку вальдорфскую куклу?

Как утверждают эксперты, благодаря особым пропорциям куклы у малыша формируется правильное представление о себе и человеке в целом. Таким образом, в сознании крохи откладывается гармоничный образ человека. В этом и заключается главная педагогическая функция такой игрушки.

Кроме этого, игры с вальдорфской куклой отлично развивают детское воображение. Малыш учится различать эмоции, чувства, познавать мир и строить отношения со своим игрушечным другом.

Вальдорфская кукла

С какого возраста можно покупать вальдорфскую куклу?

Подарить первую педагогическую куклу крохе можно уже в четыре месяца. Для самых маленьких существуют так называемые узелковые куклы, которые отличаются плавной формой и мягкими материалами. Игрушка для малышей сделана таким образом, что ребенок может смело кусать ручки-узелки и ощупывать куклу без вреда для здоровья.

Что касается детей от одного до трех лет, то им можно купить куклу-бабочку. Тело такой игрушки набивают овечьей шерстью, а вот голову делают более плотной, чтобы кроха научился чувствовать разницу между этими частями тела. Для развития зрительного аппарата ребенка такую куклу часто изготавливают из материалов нескольких ярких цветов.

Для детей трех и пяти лет также существует отдельный вид вальдорфской куклы. Такие игрушки отличаются рельефными лицами, прорисованными глазами, ртом, щечками и пальчиками на руках и ногах. Играя с ней, ребенок развивает мелкую моторику, а также больше узнает о сюжетно-ролевых играх.

Отметим, что вальдорфскую куклу можно не только купить, но и сделать своими руками. Для этого достаточно приобрести специальные заготовки для пошива игрушки или скачать соответствующие инструкции в Интернете. Уверены, что ваш малыш оценит такие старания и будет с удовольствием играть с куклой.


У вальдорфской педагогики есть как свои адепты, так и противники. Но и те, и другие, сходятся на мысли, что в арсенале вальдорфских игрушек много интересного для современных детей.

Когда представляешь типичный вальдорфский детский сад, воображение рисует малышей в холщовых одеждах, играющих деревянными некрашеными кубиками. Вместе с тем, современные вальдорфские игрушки очень разнообразны, кроме того, несмотря на свою внешнюю простоту, они нравятся современным детям, привыкшим ко всему яркому и пластмассовому. Что же такое «вальдорфские игрушки» и чем они отличаются от обычных?

Приверженцы вальдорфской системы обучения считают, что детские игрушки должны быть сделаны из натуральных материалов - древесины, шерсти, хлопка, льна. Некоторые из них изготовлены вручную, некоторые – фабричные. Обязательным условием также являются естественные цвета и формы, отсутствие острых углов, использование натуральных красителей и цветосочетаний, которые встречаются в реальном мире. Все это стимулирует фантазию, естественную игровую деятельность ребенка, а главное, дает ему представление о реальности.

Самые распространенные вальдорфские игрушки

вальдорфские куклы

  • Вальдорфские пирамидки – как правило, они сделаны из необработанных дровяных кругляков с кусочками коры. Также можно отыскать пирамидки из древесины, полированной маслом льна. Кроме классических форм – колец на палочке, имеются всевозможные вкладыши.
  • Конструкторы – особенностью вальдорфских конструкторов является то, что они не имеют элементов креплений. Играя, ребенок учится строить всевозможные конструкции, изучая законы природного равновесия.
  • Счетный материал – его вообще редко покупают. Орехи, желуди, камешки – все это используют для счетов. Иногда счетный материал делают из натуральных тканей или войлока.
  • Материалы для лепки – как правило, для детского творчества используют не пластилин а глину или пчелиный воск.
  • Фигурки животных – вальдорфские игрушечные животные обычно сделаны из дерева, ткани, войлока. Главное условие – они должны всем своим видом и пропорциями быть максимально похожими на настоящих. Кроме того, вальдорфовцы против «очеловечивания» зверей. Зеленых собак в кофточках и шляпах вы у них точно не найдете.
  • Куклы – вальдорфские куклы, пожалуй, самые известные среди всего арсенала игрушек. Для малышей куклы делают с пришитой одеждой, для детей постарше – со съемными наборами нарядов, волосами которые можно расчесывать и делать разные прически, а также мебелью, домом и другими нужными вещами. Популярны также игровые наборы моделирующие семью. Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям реального человека – ребенка или взрослого. Черты лица у таких кукол очень условны, считается, что ребенок должен сам придумать образ и настроение куклы. Также популярны куклы-младенцы, набитые крупой, для игр в дочки-матери. Они довольно тяжелые - весом до нескольких килограммов, как и настоящий малыши.

Вальдорфские игрушки помогают ребенку обогатить тактильные ощущения, развить фантазию и понимание естественных причинно-следственных связей.

Вместе с тем, за подобными игрушками довольно сложно ухаживать и содержать их в чистоте. А если к пупсу с крупой доберется моль, тут уже будет не до игр.

Конечно, у современного ребенка должны быть и пластиковые, и механические игрушки, и дидактические - по возрасту. Но на то мы и родители, чтобы из каждой категории игрушек выбирать самое интересное для своих детей, - ведь чем разнообразнее, тем лучше.


В вальдорфских школах ученики традиционно много вяжут, - крючком, спицами и даже на ткацких станках. Этим занятиям уделяют времени намного больше, чем в обычных школах, и не просто так.

Не секрет, что любое рукоделие улучшает работу мозга и дарит человеку умиротворенное состояние, пишет издание phillywaldorf.com. Ребенок, когда вяжет шапку или игрушечного котенка, переживает уникальный опыт – его идея трансформируется в материальную вещь. Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер еще 100 лет назад говорил о важности рукоделия для учеников: "От игры, через красоту к труду - это золотой путь образования. И во взрослой жизни сложные абстрактные задачи не вызовут антипатии, если этот путь был пройден еще в детстве ".

Вальдорфские педагоги уверенны, вязание улучшает математические способности, координацию рук, глаз и мозга, сенсорную интеграцию - все то, что способствует развитию мышления.

Вязание и математика

Процесс вязания неразрывен с подсчетом. Ведь при создании изделия ребенок должен постоянно считать столбцы, ряды и петли. Сложные схемы с несколькими цветами и разной длиной ряда стимулируют постоянно думать и искать правильное решение.

Этот вид рукоделия, в свое время, поразил и профессора электротехники, доктора Карен Шуп из Лондонского университета им. Королевы Мэри. На занятии по вязанию она заметила связь между ним и . компьютерным кодированием, и даже предположила, что первыми «программистами» стали люди, которые создавали схемы для ткацких станков. Навыки вязания также связаны с обучением абстрактной алгебре - как правило, ее изучают студенты-математики на третьем и четвертом курсе, но основы понимания механизмов закладываются в детстве, в том числе, и благодаря вязанию.

Почему вальдорфские ученики много плетут

Координация глаз, рук и мозга

Вязание является мультисенсорным средством для развития координации, моторных навыков и деятельности левого и правого полушарий. Для ребенка это развитие мелкой моторики, умения отслеживать взглядом, координация глаз с руками, пересечение средней линии, симметричные движения рук и пространственно ориентированное мышление.

Стойкость как выработанная привычка

Теория в обучении, это хорошо, но без закрепления практических навыков знания забываются. Поэтому привлечение детей к практической работе, которая требует терпения, настойчивости и умения доводить начатое до конца, позволяет действительно овладеть необходимыми знаниями, и в этом поможет, опять таки, рукоделие.

Ученики, которые плетут, сосредоточены на выполнении задачи. И только при условии правильного и систематического выполнения они в результате получают красивое изделие. Дети учатся создавать что-то новое из ничего, учатся ценности усердной работы и ценности рукоделия.

Хорошее самочувствие и самооценка

По мнению вальдорфских педагогов, вязание является хорошим занятием для души и для поднятия самооценки ребенка, повышает чувство успешности, уменьшает тревожность, улучшает самооценку.

И хотя вязание может показаться второстепенным навыком, однако, оно, как показывает практика, является прекрасным инструментом для гармоничного развития детей, которое стоит попробовать практиковать дома.


Кажется, всю прелесть «настоящих» конструкторов ребенок оценит только в дошкольном возрасте. Мелкие детали, сложные схемы сборки, а иногда и действующие механизмы — разве малыш такое «осилит»? Но конструкторы бывают разными. Есть и модели для самых маленьких — те, с которыми справится даже годовалый ребенок. Такие и рассмотрим в нашей подборке. Какой конструктор для малыша до трех лет выбрать?

Цветные кубики

По сути, кубики — это первый конструктор ребенка. Кажется, что ничего такого в них нет. Но как горят психологи, кубики станут ценным пополнением коллекции детских игрушек. Они развивают логику, мелкую моторику и пространственное мышление.

Для детей до 1-го года лучше выбирать мягкие кубики — координация движений пока не развита, и нужно следить, чтобы маленький ребенок не поранился. Одного кубика мало, чтобы строить, — не помешает целый набор из 3 или 5 крупных мягких блоков.


После того как ребенку исполнится один год, стоит присмотреться к деревянным и пластиковым кубикам. Основное требование к ним — большой размер и яркий цвет. Малыш уже начнет возводить из них — не без поддержки мамы, конечно, — целые конструкции. А попутно можно изучать цвета.


А к 2-3 годам самое время дополнять набор кубиков блоками других форм — цилиндрами и конусами. Это все тот же крупный конструктор, но с гораздо большими возможностями для игр.


Сенсорные блоки

Это немного «усложненные» кубики для деток до и после одного года. У них, как правило, деревянная или пластиковая основа. И часто — прозрачные боковые стенки. А внутри кубов и цилиндров что-то гремит и шелестит — мелкий бисер или шарики. Каждый крупный блок при желании превращается в элемент для возведения башни. А еще появляется прекрасная возможность изучать цвета и фактуры разных материалов с ребенком.

Сенсорные блоки помогают развивать осязание, зрение и слух.


Кубики-пазлы

После 1,5-2 лет ребенку понравятся более «сложные» кубики — например, с картинками животных на гранях. Так называемые кубики-пазлы. Самый подходящий конструктор для малышей. Ребенок будет переворачивать кубики одним цветом вверх или собирать из них веселые картинки. Ну и конечно, строить высокие башни, если у него в наличии будет с десяток таких блоков. Есть конструкторы, в которых кубики нужно собрать в правильную картинку, закрепляя их на штырь по принципу пирамидки.


Такие игры развивают фантазию, мышление и память.


Конструкторы-вкладыши

До настоящих пазлов малышу 2-3 лет еще далеко. Но уже сейчас можно подарить ему что-то подобное — конструкторы-вкладыши. Это изображение, поделенное на отдельные крупные детали. Из элементов-вкладышей можно построить замок, собрать животное или машину. Но для начала лучше выбрать что-то попроще — например, поле с углублениями под различные фигуры. Такую игрушку сможет осилить даже ребенок 1,5 лет.


Конструкторы-вкладыши хорошо развивают пространственное воображение ребенка, учат его различать размеры и формы. Каждая деталь в игрушке для самых маленьких выполнена из мягкого материала. Еще есть деревянные и пластиковые модели.


Блочные конструкторы

В два года можно предложить ребенку настоящий блочный конструктор. Основное требование — каждая деталь должна быть крупной, желательно со скругленными краями. Безопасность ребенка на первом месте. Есть даже мягкие кирпичики с креплениями для деток младше 1,5 лет.


На первых порах малышу не потребуется большое количество деталей — от только учится собирать свой первый «взрослый» конструктор. Пусть это будут простейшие игрушки с прямоугольными и квадратными блоками. А ближе к трем годам можно переходить к более «сложным» конструкторам — с арками, башенками и фигурками животных.


Вальдорфские конструкторы

Эти модели имеют важную особенность — у отдельных элементов конструктора нет креплений. Играть с ними — значит «по полной» развивать фантазию, тактильную чувствительность и мелкую моторику. Процесс создания цельной конструкции учит малыша думать. Судите сами — не так-то просто соединить детали таким образом, чтобы они держали равновесие и идеально подходили друг другу.

Крупный вальдорфский конструктор можно предложить малышу уже в 2 года. Конечно, это будут простейшие модели, но их «полезность» никто не отменял. В основном, эти игрушки выполнены из пластика или дерева.


Динамические конструкторы

Такие игрушки любят и малыши, и дети постарше. Необычные и невероятно интересные конструкторы. Суть в том, что ребенок строит модель лабиринта или горки, по которой потом будет запускать шарик.

Если выбираете именно такой конструктор для малыша от одного года, важно, чтобы это была простейшая модель. Но и тут при первой сборке, скорее всего, потребуется помощь мамы. И будьте уверены, маленький ребенок быстро освоит эту «науку». А потом и новый конструктор попросит.


Винтовые конструкторы

К трем годам малышу можно предложить игровой набор конструктора, в котором отдельные элементы присоединяются друг к другу винтами. Нет, это не те сложные металлические модели, которые многие из нас собирали на уроках труда. Здесь все «по-детски» — яркие детали и крупные болтики из пластика. И еще парочка отверток в наборе.

Покажите малышу, как вкручивать болты, соединяя детали. Совсем скоро он и сам научится ловко орудовать пластиковой отверткой, быстро собирая объемную модель. Прекрасная игрушка, которая развивает мелкую моторику и запоминание.

Читайте также: