Василий мишин конструктор ракет

Обновлено: 18.05.2024

Мишин Василий Павлович - первый заместитель главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники №1 научно-исследовательского института №88 Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 5 (18) января 1917 года в деревне Бывалино Московской губернии (ныне в составе Павлово-Посадского района Московской области). Из семьи рабочего-мастерового. Русский. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в Бывалино в 1932 году.

С 1934 года работал учеником слесаря. Одновременно в 1935 году окончил фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). С 1935 года - слесарь в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил Московский авиационный институт (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе МАИ, получил квалификацию инструктора-планериста. С 1940 года - конструктор завода № 84 (г.Химки Московской области).

В годы Великой Отечественной войны с 1941 года - инженер-конструктор и начальник конструкторской бригады в Опытном конструкторском бюро завода № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы - дистанционно управляемые двухпулемётные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина и некоторых других.

В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В.П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.

С 1946 года в течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П. Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П.Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем, с 1950 года – первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км , запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).

В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом.

За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом "совершенно секретно") Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Затем создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Огромны заслуги Мишина в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 года, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, первому полету человека в космос 12 апреля 1961 года.

В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).

После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 года В.П. Мишин назначен главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С.П. Королёва, в результате в 1966-1968 годах были существенно снижены темпы работ. В конце концов в ЦКБЭМ был создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.

В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В. Комаровым в 1967 году, гибель «Салюта» с экипажем (космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.

Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел крайне резкий и сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных.

В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он работал до последних дней своей жизни. Автор свыше 400 передовых научно-технических разработок и изобретений, научных трудов, монографий и учебников.

В 1966 году избран академиком Академии наук СССР. Член-корреспондент Академии наук СССР с 1958 года. Доктор технических наук (1957). Профессор. Действительный член Международной академии астронавтики.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 10 октября 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 16.01.1967), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (16.09.1945), медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», другими медалями.

Лауреат Ленинской премии СССР (1957), Государственной премии СССР (1984). Заслуженный изобретатель РСФСР Удостоен золотых медалей имени С.П. Королева (Академия наук СССР, 1967), имени В.Г. Шухова (Российский союз научных и инженерных организаций, 1996).

В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил Герой, установлены мемориальные доски.


Василий Мишин родился 18 января 1917 года в Павлово-Посадском районе Московской области. После школы в 1932 году он поступил в училище при Центральном аэрогидродинамическом институте ЦАГИ и, получив профессию слесаря, там же и остался работать. В 1935 году Мишин поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Дипломный проект он разрабатывал в ОКБ-293 авиаконструктора-новатора Болховитинова, где также остался трудиться после учебы.

Когда в 1944 году на фронте появились немецкие реактивные истребители, по приказу Сталина на базе ОКБ был создан НИИ ракетной авиации.

Одним из первых его проектов стал разработанный Мишиным проект высотной исследовательской ракеты.

К концу войны стало очевидно, что в технологиях создания жидкостных ракет немцы сильно опередили СССР. Мишина и других сотрудников НИИ командировали в Германию — изучать немецкие секреты проектировки ракет на примере немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2. Именно Мишину удалось раздобыть значительную часть ее технической документации.

В Германии Мишин познакомился с Сергеем Королевым, с которым вместе работал над ФАУ-2. Они стали друзьями и дальше шли плечом к плечу: когда Королев в 1946 году был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, Мишин стал его бессменным заместителем.

Он провел на этом посту 20 лет, до самой смерти Королева, а затем занял его место.

Еще при жизни Королева Мишин принимал активное участие в исследованиях и разработках баллистических ракет, начиная с самой первой советской ракеты Р-1. За работу над ракетой Р-5 с дальностью полета более тысячи километров он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. При его участии была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, послужившая впоследствии основой для создания ракеты-носителя для первого искусственного спутника Земли; носители «Молния» и «Восход», позволившие осуществить полеты автоматов к Марсу и Венере и провести пилотируемые космические полеты с несколькими космонавтами на борту корабля; усовершенствован ракетно-космический комплекс «Союз». Участвовал он и в запуске межпланетных станций «Луна-1-3», выведении на орбиту первого спутника связи «Молния-1», облете Луны и возвращении на Землю пилотируемого корабля «Зонд». Как и Королев, он стоял у истоков отечественной космонавтики.

Мишина занимали и вопросы применения и хранения криогенных экологически чистых компонентов топлива. Он руководил разработкой технологии транспортировки, хранения и использования переохлажденного жидкого кислорода в баллистических ракетах. Технология была внедрена при создании ракеты Р-9.

Оказавшись в 1966 году во главе ОКБ-1, Мишин делал все возможное, чтобы довести до конца замыслы своего предшественника — и разработку ракеты Н-1, и создание лунных кораблей.

Высадка первого советского космонавта была намечена на третий квартал 1968 года, так что времени оставалось немного. Работники ОКБ все чаще высказывались о том, что сроки нереальны, что объем необходимых работ превышает производственные мощности отрасли в несколько раз.

Первые летные испытания ракеты с лунным и посадочным кораблями прошли 21 февраля 1969 года. Казалось, все шло хорошо, но на 70-й секунде произошел пожар, затем — взрыв. «Для первого пуска нормально», — успокаивал коллег Мишин.

Следующий пуск был назначен на 3 июля 1970 года. Как только ракета поднялась на 100 м, взорвался один из двигателей, остальные отключились, и носитель рухнул, разворотив стартовый комплекс. Спустя еще год, 27 июля 1971-го, после запуска началось вращение ракеты вдоль продольной оси. Когда угол поворота достиг 10 градусов, автоматика отключила двигатели.

Четвертый запуск состоялся 23 ноября 1972 года. За десять секунд до выключения первой ступени начались продольные колебания с все возраставшей амплитудой. За этим последовал взрыв.

«Я вообще считаю, что это преждевременно было — на Луну высаживаться, — рассказывал он в интервью уже в конце 1990-х. — Потому что жить надо на Земле. И космос использовать для Земли.

Мишину и его коллегам удалось разобраться во всех недочетах, которые приводили к неудачам, и они возлагали надежды на пятый пуск, который должен был состояться в августе 1974 года. Однако лунный проект решено было закрыть: американцы уже высадились на Луну, и продолжение программы советское руководство посчитало бессмысленным.

Работники ОКБ-1 были крайне расстроены и подавлены. Обидно было и за дело, которому многие отдали годы жизни, и за самих людей, так и не увидевших результатов своих многолетних трудов. Будучи не в силах смириться с происходящим, в 1974 году Мишин написал Брежневу письмо об отставании СССР в космосе, о причинах застоя и путях выхода из него.

Брежнев инициативу не оценил. Мишин был лишен должности главного конструктора, у него даже отобрали пропуск в ОКБ.

После всех этих событий Мишин занял пост заведующего кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов в МАИ. Он участвовал в ее создании еще в 1959 году, но возглавлял кафедру по совместительству. К работе Мишин привлек ведущих сотрудников ОКБ-1, в том числе двух заместителей Королева. Занятия велись в режиме секретности: перед занятиями студентам раздавали тетради, где они писали лекции, а потом собирали их и относили в первый отдел, осуществлявший контроль за секретным делопроизводством. В то время имя Мишина, как и Королева, было засекречено — в институте он числился как профессор М. Васильев.

«Во время лекций вопросы задавать было не принято, зато после занятия Василий Павлович с удовольствием отвечал на наши реплики, — вспоминает заведующий кафедрой 601, бывший студент Мишина, член-корреспондент РАН Олег Алифанов. — Он производил впечатление человека очень доступного, простого и открытого, несмотря на свою высокую должность. Ведь он был заместителем самого Королева! Но в нем не было ни грамма зазнайства. А нам даже в голову не приходило, какой подвиг совершает этот человек. При своей колоссальной нагрузке на предприятии, он вырывался к нам на занятия каждую субботу, чтобы прочитать курс «Проектирование баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов». И так в течение целого года!»

В институте Мишин способствовал созданию студенческого космического конструкторского бюро, а также развивал направление разработки концепции многоразовых ракет-носителей со спасением первых ступеней и доставкой их на базу самолетным типом. Кроме того, активно развивалась теория и методология баллистики и проектирования ракет и космических аппаратов.

По мнению Мишина, авиацию и ракетную технику нужно было породнить.

И у него лично, и на кафедре были наработки в области использования реактивных органов управления для самолетов с вертикальными взлетом-посадкой.

На протяжении жизни Мишин вел дневники, где писал о своем отношении к создаваемой технике, о встречах с работниками космической кооперации и их подходах к различным техническим решениям, о поиске причин катастроф и аварий в космосе. В 1990-х, когда стране было уже не до космонавтики, он передал их американскому исследователю советской космонавтики Чарльзу Вику. В конце концов записи оказались в распоряжении фонда Перо, созданного американским мультимиллионером и коллекционером Россом Перо. Как он тогда сказал,

он купил часть российской истории, чтобы сохранить ее для потомков, и готов вернуть в Россию, когда там будут для этого подходящие условия.

Обещание было выполнено в 2001 году — в год смерти Мишина. Позже дневник был расшифрованы и в 2013 году вышел в трех томах под названием «Записки ракетчика».

Василий Мишин скончался 10 октября 2001 года в возрасте 84 лет. Он отдавал себя работе практически до последних дней — за год до смерти единолично подготовил многостраничный научно-технический отчет с математическими выкладками, графиками и рисунками компоновочных схем, обосновывающий новаторское направление развития гражданской авиации с самолетами вертикального взлета и посадки.



24. В Королёве есть мемориальная доска на доме, где жил Мишин - ул. Циолковского, дом 17/21.


25. Недавно стало известно, до этого Василий Павлович жил в другом доме на той же улице - Карла Маркса, 7/12. Сейчас этот дом (как и другие дома, где жили не менее великие люди) хотят снести.


26. Ещё фото из музея:


27.


28. Стрелка


29. Глобус видите в центре? А помните Аркадия Викторовича Ганкевича? Это он с коллегами по отделу работал над этой панелью и приборным отсеком Востока.


30.


31. 1964


32. Письмо Феоктистова в адрес С.П.


33.


34.


35. Приборный отсек Востока на фото справа от спускаемого аппарата


36. Луна-3


37.


38. С.П. выбирал название для корабля с первым космонавтом


39.


40.



В начале эпохи космонавтики Сергей Павлович Королёв собирал по всей стране лучшие кадры на предприятие, которое определит судьбу нашей страны на столетия вперед. Эти люди стали теми самыми легендарными конструкторами, запустившими человека в космос, открыв новую Главу в жизни человечества. Где же они жили? Ведь не могли они и их семьи постоянно жить в тяжелейших условиях Байконура?

Квартал между улиц Фрунзе, Циолковского, Карла Маркса и Лесная стал первым послевоенным кварталом, который отстроили в Подлипках – в центральной части города

Среди жителей квартала можно найти:
1. Генерального конструктора ОКБ-1;
2. Ближайших соратников и друзей Сергея Павловича Королёва;
3. Сотрудников партийных, государственных и местных органов власти;
4. Почетных граждан города.



Василий Павлович Мишин – Конструктор ракетно-космической техники. Один из основоположников советской практической космонавтики. Соратник С. П. Королёва, продолживший его работы в области космонавтики. Генеральный конструктор ОКБ-1 (ОКБ-1 - ЦКБЭМ, позже - НПО Энергия); Герой Социалистического Труда; Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР; Заслуженный изобретатель РСФСР; Академик Академии наук СССР; Член Международной академии астронавтики; Преподаватель кафедры проектирования и конструкции космических аппаратов Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе.



Алексей Михайлович Исаев – советский инженер-конструктор, соратник С.П. Королёва, создатель жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор Отдельного конструкторского бюро № 2 (позже КБ ХИММАШ). Изобрел ЖРД закрытого цикла. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.



Леонид Александрович Воскресенский — Заместитель Королева по испытаниям, советский учёный-испытатель ракетной техники, один из ближайших соратников С. П. Королёва, профессор, доктор технических наук. В 1954—1963 годах Л. А. Воскресенский — заместитель главного конструктора ОКБ-1 (главный конструктор — С. П. Королёв). Участвовал в уникальных разработках и испытаниях отечественной реактивной артиллерии и ракетно-космической техники, руководил пусками всех типов ракет, разработанных в этот период в ОКБ-1, в том числе первых межконтинентальных боевых ракет 8К71(Р-7), 8К74 (Р-7А) и 8К75 (Р-9, Р-9А), способных нести ядерный заряд, а также космических ракет-носителей 8К72 (Восток) и 8К78 (Молния)



Анатолий Петрович Абрамов — один из ведущих специалистов по наземному оборудованию ракетно-космической техники Советского Союза, дипломат, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, соратник Сергея Павловича Королёва. Лауреат Ленинской премии; Доктор технических наук; Профессор Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе; инженер-механик; Начальник отдела, Начальник комплекса, Заместитель Главного (Генерального) конструктора ОКБ-1 (Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения, Научно-производственного объединения "Энергия"); Научный руководитель тематического направления, старший научный сотрудник,
научный консультант Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва"; специалист по наземному оборудованию и экспериментальной отработке наземных стартовых комплексов.



Виктор Михайлович Ключарев — первый заместитель генерального директора НПО "Энергия; директор Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ), первый заместитель начальника ЦКБЭМ; главный инженер - заместитель директора завода 88; Принимал непосредственное участие в организации и подготовке производства, разработке технологий изготовления первых отечественных баллистических ракет дальнего действия и ракет-носителей, первых отечественных автоматических космических станций и спутников, космических систем по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", "Союз", лунным программам Л1 и Н1-Л3, программам первых орбитальных станций "Салют", космических разгонных блоков Д и ДМ. Лауреат Государственной премии (1976). Награжден орденами Красной Звезды (1945), Трудового Красного Знамени (1956), Ленина (1957, 1961). Октябрьской Революции (1971); медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946), "В память 800-летия Москвы" (1947), тремя золотыми и одной серебряной медалями ВДНХ.



Игорь Николаевич Садовский — конструктор твердотопливных ракет и ракеты-носителя «Энергия». Последние годы до ОКБ-1 он работал в аппарате Совета Министров, а потом в Министерстве среднего машиностроения - атомном министерстве. Но его снова уж очень потянуло в ракетную технику. Он понял, что аппаратная деятельность не для него. С Королевым он быстро договорился и был назначен заместителем Святослава Лаврова , начальника проектно- баллистического отдела. Садовский подговорил добровольцев и собрал небольшую "нелегальную" группу для подготовки предложений по баллистическим ракетам твердого топлива (БРТТ) . Основное ядро - три молодых специалиста: Вербин , Сунгуров и Титов . В дальнейшем Игорь Николаевич Садовский был назначен главным конструктором модернизированной твердотопливной ракеты комплекса 8К98П.


Это лишь 6 человек, но на самом деле их порядка 30. Все заслуживают как минимум памятной доски. Кликните на изображение, чтобы открыть его в полном размере.



Квартал, где жили эти великие люди хотят снести в связи с тем, что дома там старые и их лень ремонтировать. Жители квартала (4 человека) и городские активисты (3 человека) написали альбом об истории квартала, который предоставили в Администрацию, Совет Депутатов, Главе города, местным жителям. Из-за "Денег нет, но вы держитесь" Администрации проще снести и построить новые и хорошие дома, чем реконструировать старые по примеру дома №15.




Сейчас же ни одно здание в квартале не входят ни в список ветхого жилфонда, ни в список аварийного фонда. Недавно в квартал приезжал Глава Королёва общаться с жителями, а после написал в своем Инстаграме "Исполняя поручение Губернатора Андрея Воробьева @andreyvorobiev, провел встречу с жителями исторического центра нашего города, ул. Фрунзе и Лесная", таким образом, признав его историческую ценность, однако, ни в сюжетах "Королёв-тв", ни в сюжетах канала "360" ни разу не упомянуто ни про исторический центр, ни полслова про известных жильцов, показаны сюжеты в стиле "Все за снос, даже те, кто против". Если квартал является историческим центром, то его судьба - интерес всех жителей города без исключений.


Вчера снесли (и слава богу) сараи для дров, которые построили 70 лет назад. Наверняка сделают там парковку или детскую площадку, что конечно хорошо, ведь 5 месяцев назад никто не хотел заниматься какими-то двухэтажками в глубине квартала исторического центра города. Сейчас ситуация изменилась.

В этот четверг (8 сентября) в 20:00 Глава города Александр Ходырев будет в эфире Королёв-тв, где ответит на вопросы зрителей. В эту пятницу (9 сентября) пройдет заседание рабочей группы по архитектуре и градостроительству под председательством первого зам.руководителя Администрации Олега Даниленко, начало в 14:30 в ДК Костино. Вежливо и спокойно, но настойчиво будем отстаивать право на историю города, в котором мы живем.

Евгений Голоднов, краевед

Василий Павлович Мишин

18 января исполнилось бы 95 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 гг.) – первого заместителя главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники № 1, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного изобретателя РСФСР.

Василий Павлович родился 18 января 1917 года в г. Орехово-Зуево в семье рабочего-мастерового. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в 1932 г. В 1935 г. окончил ФЗУ при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал слесарем в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил МАИ (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе института, получил квалификацию инструктора-планериста.

В 1970-е гг., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) вместо С.П. Королёва руководил В.П. Мишин, конструкторы Орехово-Зуевского Конструкторского бюро кислородного оборудования во главе с П.И. Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А.Н. Терентьев, В.Я. Терещенко и Г.Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объекта. В СКБ г. Орехово-Зуево также создали комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна» (разработчики А.Н. Терентьев и В.Я. Терещенко). Комплект изделий успешно прошел все виды заводских испытаний и был передан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием работ по теме «Луна» в 1974 г.

После окончания в 1941г. Московского авиационного института В.П. Мишин работал в научно-исследовательских и конструкторских организациях. С 1959 г. он — профессор МАИ. Основные его труды посвящены вопросам прикладной механики.

В годы Великой Отечественной войны работал в ОКБ № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы — дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В.Ильюшина и некоторых других.
В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В.П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.

В.П. Мишин с Королёвым, Курчатовым и Келдышем

В.П. Мишин с Королёвым, Курчатовым и Келдышем

С 1946 года в течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П.Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П.Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем — первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км, запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).

В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом. За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5 Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Затем В.П. Мишин создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Велики заслуги Мишина и в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., по выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в организации первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г.

В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).

После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 года В.П. Мишин назначен Главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С.П. Королёва, в результате чего в 1966—1968 годах были существенно снижены темпы работ. В ЦКБЭМ при Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1. В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В.Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» летом 1971 г. с экипажем (космонавты Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.

Открытие мемориальной доски Мишину в Москве 24.11.2010

Открытие мемориальной доски Мишину в Москве 24.11.2010

Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел достаточно сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных. В 1974 г. В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он проработал до последних дней своей жизни. Он — автор многочисленных передовых научно-технических разработок, научных трудов и учебников, в том числе — «Дневников ракетчика», уникального «документа эпохи», представляющего особый интерес для профессионалов.

Жил в Москве. Скончался 10 октября 2001 г. Похоронен на Троекуровском кладбище.

В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил академик, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.

1. БСЭ (Большая советская энциклопедия).

2. Архивы ОЗКБКО (ныне – ОАО «КАМПО»).

4. «Василий Павлович Мишин: Ракетчик и его эпоха». О.М. Алифанов, член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета Московского авиационного института Д.Б. Пайсон, к.т.н., ЦНИИ машино-строения.

Читайте также: