Яковлев конструктор самолетов биография

Обновлено: 04.05.2024

Родился 1 апреля 1906 г. (19 марта по старому стилю) в Москве. Отец - Сергей Васильевич Яковлев, служащий; мать - Нина Владимировна, домохозяйка.

В 1914 г. поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П. Страхова (после Октябрьской революции 1917 г. - Единая трудовая школа 2-й ступени Сокольнического района Москвы), окончил ее в 1923 г.
В период с 1927 г. по 1931 г. - слушатель Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВА РККА, ныне - Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского).

Член-корреспондент Академии наук (АН) СССР по Отделению технических наук (самолетостроение) с 29 сентября 1943 г., академик по Отделению механики и процессов управления (механика) с 23 декабря 1976 г.

В 1922 г. заинтересовался авиацией, строил летающие авиамодели в школьном кружке. С 1923 г. - активист Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), организатор первой в Москве школьной ячейки ОДВФ.
В 1924 г. сконструировал свой первый летательный аппарат - тренировочный планер АВФ-10, отмеченный премией по итогам Всесоюзных планерных испытаний в Крыму. В том же году добровольно вступил в РККА, служил на рабочих должностях, в т. ч. авиамотористом летного отряда ВВА.
В 1927-1931 гг., одновременно с учебой в ВВА, создавал легкие самолеты. В 1927 г. построил легкий самолет АИР-1, на котором летчик-испытатель Юлиан Пионтковский установил мировые рекорды дальности и продолжительности полета (перелет по маршруту Севастополь - Москва 19 июля 1927 г., 1 тыс. 420 км за 15 часов 30 мин.).
Получив диплом инженера, в 1931 г. был распределен на авиазавод номер 39 им. В.Р. Менжинского (Москва), где организовал группу легкой авиации. В январе 1934 г. группа была выделена в отдельное конструкторско-производственное бюро (КПБ) Спецавиатреста Главного управления авиационной промышленности, ГУАП СССР (в том же году бюро переименовано в "Завод легких самолетов", затем - "Завод номер 115").
С 1935 по 1956 г. Александр Яковлев был главным конструктором ОКБ завода номер 115, одновременно в 1935-1952 гг. - директором этого завода.
В 1940-1946 гг. также был заместителем, затем - первым заместителем наркома (в 1946 г. - министра) авиационной промышленности СССР (этот пост занимали в тот период Алексей Шахурин и Михаил Хруничев).
В 1956-1984 гг. - генеральный конструктор ОКБ завода номер 115, который в 1966 г. получил название "Московский машиностроительный завод "Скорость" (с 1 июля 1992 г. - ОКБ им. А.С. Яковлева, с 2009 г. - Инженерный центр им. А.С. Яковлева в составе корпорации "Иркут").
В 1984 г. вышел на пенсию, проживал в Москве.
Умер 22 августа 1989 г. на 84-м году жизни, похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Под руководством Александра Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 66 тыс. экземпляров. Среди них самолет местной связи АИР-6 (1932); первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936); поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943); первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946); первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949); сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958); сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958); самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972); учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974); легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947); спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981); реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.

Александр Яковлев занимал посты председателя научного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1948), заведующего кафедрой проектирования и конструкции самолетов Московского авиационного института (1944, 1958), председателя редколлегии журнала "Техника воздушного флота" (1942-1947). Был депутатом Верховного Совета СССР в 1946-1986 гг.

Генерал-полковник инженерно-технической службы (1946), генерал-полковник авиации (1984).

Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), Ленинской (1971) и Государственной (1977) премий СССР. Награжден десятью орденами Ленина (1939, 1940, 1942, 1944, 1945, 1950, 1956, 1966, 1981, 1984), орденом Октябрьской Революции (1971), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1955), орденами Суворова I (1945) и II степени (1944), Отечественной войны I степени (1945), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1933), медалями. Отмечен офицерским крестом ордена Почетного легиона степени "офицер" (Франция), золотой авиационной медалью Международной авиационной федерации (ФАИ, 1967).

Автор книг "Рассказы авиаконструктора" (1958 г., издание 1979 г. - "Записки конструктора"), "Цель жизни" (1967), "Советские самолеты" (1975).

В 1934-1937 гг. был женат на инженере - специалисте по прочности материалов Лидии Николаевне Рудинкиной. С 1938 г. состоял в браке с летчицей Екатериной Матвеевной Медниковой. Сыновья от второго брака - Александр и Сергей.



А.С. Яковлев за работой

История как она есть. После смерти И.В. Сталина на авиаконструктора Яковлева, который, как он сам это отмечал в своих мемуарах, был с ним в довольно доверительных отношениях, начались нападки со стороны его коллег по цеху, обвинявших его в предвзятости, прямом доносительстве и злоупотреблении своим служебным положением – как никак зам. наркома авиационной промышленности.

Вот, например, что сам Яковлев пишет о своих разговорах со Сталиным:

«Уже с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультации по авиационным делам. Первое время меня смущали частые вызовы в Кремль для доверительного обсуждения важных вопросов, особенно когда Сталин прямо спрашивал:

— Что вы скажете по этому вопросу, как вы думаете?

Он иногда ставил меня в тупик, выясняя мнение о том или ином работнике.

Видя моё затруднительное положение, смущение и желая ободрить, он говорил:

— Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото.

Именно тогда он сказал мне:

— Мы не знаем, кому верить.»
А. С. Яковлев. Цель жизни. Глава «Первый истребитель»

И вот тут возникает вопрос, а о ком конкретно и что именно рассказывал Яковлев, не говоря уже о том, что нам не дано знать, как именно Сталин интерпретировал его рассказы… И чем они могли заканчиваться…

О своих подозрениях в отношении А.С. Яковлева писал авиаконструктор Л. Кербер. Конструктор А.С. Москалёв также написал в мемуарах, что именно Яковлева он винит в том, что его работа над сверхлегким истребителем САМ-13 (1941) и сверхзвуковым РМ-1 (1946) была прекращена по приказу сверху. Весьма нелицеприятным образом отзывался о Яковлеве и такой наш замечательный лётчик-ас, как А. И. Покрышкин, причём опять-таки в книге воспоминаний «В небе над Кубанью». Словом, претензий к нему от разных людей набралось достаточно много, но… мемуары, это и есть мемуары. И обвинения в них бывают очень часто написаны «вилами на воде». Да к тому же ещё и многие из них легко опровергаются сличением дат тех или иных заявлений и реально имевших место событий.

А вот что несомненно и очевидно для всякого, так это то, что сам Яковлев написал своей собственной рукой в своих собственных книгах. В частности, речь пойдёт о том, что в его книгах написано о поставках по ленд-лизу. Вот этот отрывок из его книги «Рассказы авиаконструктора»…



Типичный пример – «истина в умолчании»

Да, всё, что написано у А.С. Яковлева в этом отрывке, истинная правда. Но… получается, что он, приводя одни цифры, был совершенно не осведомлён о других. И опять же, если бы это написал рядовой обыватель или, скажем, студент авиационного вуза, то для 1964 года это было бы нормально. Вот только замнаркома и замминистра авиационной промышленности по общим вопросам (до 1946 г.) не мог не знать, более того – обязан был знать и другие цифры. А именно цифры количества поставок в СССР алюминия, некоторых других цветных металлов, без которых самолет не создать, и, разумеется, авиационного бензина.

Воспоминания А. С. Яковлева – человека своего времени


«Российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна.»

Возник дипломатический скандал, тем более что это было не совсем правдой, поскольку о поставках в СССР писали даже в декабре 1941 года, но, как бы там ни было, а «нехорошее слово» в массы было брошено. В итоге Стэндли пришлось подать в отставку, принятую президентом США, но зато в советской печати количество статей о поставках и американской технике в частности увеличилось сразу в несколько раз. Например, в той же «Правде» тут же была напечатана статья летчика Громова, находившегося в США по поводу поставок американских самолетов, в которой им всем давалась весьма высокая оценка.



Появились даже вот такие плакаты, которых было особенно много на тех улицах, по которым обычно ездили американский и британский послы…



Книги Яковлева очень интересно читать по годам и… сравнивать их содержание

Причём… никто не требовал бы от Яковлева восхвалять ленд-лиз как единственный и самый главный источник победы над Германией. В конце концов, и самолеты, и танки – это всего лишь железо, а бензин – вонючая горючая жидкость. Без людей всё это мертво. Бензин можно сжечь совершенно бездарно, а самолеты… угробить в первом же бою, а то и вообще на земле. То есть люди приносят победу оружию, а не оружие людям. Потому что людям, которые слабы духом, даже самое совершенное оружие не поможет. И… ведь это понимали даже «там», недаром американская газета «Вашингтон пост» ещё несколько лет назад напомнила своим читателям, сколько германских дивизий было разгромлено на советско-германском фронте и сколько на западном. И она привела тогда правдивые цифры. И то же самое мог ведь написать в комментарии к правдивым цифрам о поставках и А.С. Яковлев. Но… решил с «правдой» вообще не связываться. А прислушаться к сакраментальной фразе генерала Епишева:

А с другой стороны, известны и вот эти слова Рафаэля Сабатини:



Самолет ЯК-3 никогда бы не имел своих высоких характеристик, если бы для его производства не хватило бы алюминия!

Но в данном случае наша цель отнюдь не в том, чтобы в очередной раз поднимать тему ленд-лиза (об этом здесь на ВО был уже целый ряд публикаций), а в том, чтобы показать, что А.С. Яковлев при всех своих громких званиях, наградах и премиях был… человеком своей эпохи, «человеком системы» и действовал в соответствии с её правилами и предписаниями. Было предписано ругать ленд-лиз, принижать его роль, вот он и писал, как предписано. Было предписано восхищаться Сталиным – он восхищался, сменил его Хрущев – потёк елей и в его адрес, а затем и в адрес Л.И. Брежнева. То есть – и это очень печально, сама система управления нашим обществом была целиком и полностью построена на лжи и лицемерии, и, соответственно, ложь, подтасовки фактов и лицемерие содержали и книги того времени, в частности, мемуары авиаконструктора А.С. Яковлева. Ему, как и всякому нормальному человеку, отнюдь не хотелось переть против общества, даже если он в чём-то с ним и не соглашался. Зачем? Самолеты ему строить позволяется, дачи, машины, ордена, геройские звездочки, премии – он получает. Ах, есть какие-то недостатки? Но ведь это же пережитки прошлого, тяжкое его наследие и результат враждебного нам окружения. А так – мы идём вперёд к победе коммунизма и пролетарского интернационализма. Под руководством… и далее по передовице «Правды».



Если говорят, что красивый самолет – «летучий самолет», то это как раз про самолеты А.С. Яковлева

Причём самое неприятное в этом заключается в известной фразе: «благими намерениями выложена дорога в ад». Вот Яковлев в очередной раз не привёл в своей книге данных из официального источника ЦК ВКП(б). Но эти данные никуда не пропали. Пожелтевшие от времени страницы советских газет их сохранили. И, несомненно, находились люди, которые эти газеты читали, эти цифры находили и сравнивали с советским официозом более позднего времени.



Красный Як-18 тоже очень красив.

Зарубежным пропагандистам такая ситуация была настоящим подарком. Они совершенно справедливо, ссылаясь на наши же источники, мемуары того же Жукова, других маршалов, а также книги авиаконструктора Яковлева, могли писать, что в СССР замалчивается неугодная ему история, что печатное слово у нас – это сплошной фальсификат. «Да вы сами убедитесь!» – патетически мог воскликнуть любой журналист или политический деятель Запада, и… да, посмотрев указанную газету, можно было в этом вполне убедиться. Ну а дальше, дальше можно было бы уже писать про нас абсолютно всё что угодно, в том числе и вымысел, – и люди поверили бы этой пропаганде только потому, что имели возможность убедиться в том, что всё это так оно и есть.



Бюст Яковлева в Парке авиаторов это ещё и памятник человеку ушедшей эпохи. Который думал одно, делал другое, а говорил (или писал!) третье…

То есть подобная ложь приводила к подрыву доверия к советской прессе (и государству) со стороны всё большего и большего числа советских граждан, к размыванию информационного фундамента общества. Впрочем, удивляться тут нечему, ведь ещё в своей статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) В.И. Ленин писал:

Cоветский авиаконструктор Александр Яковлев

1 апреля 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения советского авиаконструктора, академика Академии наук СССР, генерал-полковника-инженера Александра Сергеевича Яковлева.

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 года в Москве.

Учась в школе, в 1919-1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива.

В это же время у него проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал ее в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Яковлев организовал авиамодельный кружок. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ).

Был активистом Авиахима и Осоавиахима.

В 1924 году добровольно вступил в Красную Армию и служил в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского на рабочих должностях, в том числе авиамотористом. В том же году построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях; в 1927 году — легкий самолет АИР-1, на котором Юлиан Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

За эти достижения Яковлев был зачислен слушателем Военно-воздушной академии, которую окончил в 1931 году. Во время учебы в академии он не переставал заниматься постройкой самолетов. За 1927-1931 годы под его руководством было создано восемь типов самолетов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

С 1931 года Яковлев работал инженером на аиазаводе № 39, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В январе 1934 года эта группа энтузиастов была переведена из Осовиахима в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро (КПБ Спецавиатреста), начальником которого стал Александр Яковлев.

В 1935-1956 годах Яковлев был главным конструктором ОКБ завода № 115 и одновременно в 1935-1952 годах директором этого завода, а также в 1940-1946 годах заместителем и первым заместителем наркома (в 1946 году — министра) авиационной промышленности.

С 1956 года по 1984 год — генеральный конструктор ОКБ.

Яковлев был также главным конструктором авиазаводов №47 (1934) и №464 (1947).

В 1984 году он ушел на пенсию в возрасте 78 лет.

Всего под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.

Александр Яковлев был председателем Научного совета Министерства авиационной промышленности (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов Московского авиационного института (1944, 1958), председателем редколлегии журнала "Техника воздушного флота" (1942-1947).

Авиаконструктор в 1946-1986 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

Яковлев — генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, французскими орденами — офицерским крестом ордена Почетного легиона и военным крестом, Авиационной золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ).

Александр Яковлев — автор книг "Цель жизни", "Рассказы авиаконструктора", "Советские самолеты" и других. Они выпущены в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более трех миллионов экземпляров.

Авиаконструктор скончался 22 августа 1989 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

На доме, где он жил в Москве, открыта мемориальная доска. Бронзовый бюст Александра Яковлева установлен в Москве напротив здания конструкторского бюро, которым он руководил много лет. В 1990 году этому конструкторскому бюро было присвоено имя авиаконструктора Александра Яковлева.

Его именем в 2006 году названа улица в Северном административном округе города Москвы.

Президент Международного фонда Демократия Александр Николаевич Яковлев

Александр Николаевич Яковлев родился 2 декабря 1923 г. в деревне Королево Ярославской области в бедной крестьянской семье.

Окончил семилетнюю школу в своей деревне и среднюю школу в поселке Красные Ткачи. Окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Учитывая среднее образование, Александр Яковлев был направлен на 3-х месячные курсы командиров в Ленинградское стрелково-пулеметное училище в город Глазов (Удмуртская АССР). После окончания учебы лейтенант Яковлев был направлен на Волховский фронт.

В 1941-1943 гг. он воевал на Волховском фронте, где командовал взводом в составе 6-й отдельной бригады морской пехоты. После тяжелого ранения вернулся домой инвалидом.

В 1946 г. он окончил исторический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. Параллельно с учебой заведовал кафедрой военно-физической подготовки. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

С 1948 г. Александр Яковлев работал в газете "Северный рабочий".

С 1950 по 1953 год был заведующим Отделом школ и высших учебных заведений Ярославского обкома КПСС.

С 1953 г. Александр Яковлев работал в аппарате ЦК КПСС. С 1953 по 1956 год был инструктором в аппарате ЦК КПСС.

В 1960 г. он защитил кандидатскую, а в 1967 г. – докторскую диссертации по историографии внешнеполитических доктрин США.

В ноябре 1972 г. в "Литературной газете" была опубликована статья Александра Яковлева "Против антиисторизма", в которой он критиковал идеологию национал-патриотов.

В 1973 г. он был отстранен от работы в партийном аппарате и направлен послом СССР в Канаду, где проработал 10 лет.

Перестройка дала Яковлеву возможность вернуться к активной политической деятельности на родине. В 1983 г. секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев настоял на его возвращении в Москву.

С 1983 по 1985 год Александр Яковлев работал директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В 1984 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Летом 1985 г. назначен заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС.

В 1986 г. избран членом ЦК КПСС, секретарем ЦК; отвечал за вопросы идеологии, информации и культуры.

На январском (1987) пленуме ЦК КПСС Яковлев был избран кандидатом в члены Политбюро, на июньском (1987) пленуме - членом Политбюро ЦК КПСС. С сентября 1987 г. был членом Комиссии Политбюро, а с октября 1988 г. - председателем Комиссии Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930-1940 гг. и начала 1950 гг.

В 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции была создана Комиссия по подготовке резолюции о гласности во главе с Александром Яковлевым, представившая документ, закрепивший завоевания перестройки в области свободы слова. На сентябрьском (1988) пленуме ЦК КПСС были перераспределены обязанности секретарей ЦК КПСС, и Яковлев стал председателем Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

Весной 1989 г. Яковлев был избран народным депутатом СССР от КПСС.

С марта 1990 по январь 1991 года он был членом президентского совета СССР. На следующий день после назначения на этот пост подал заявление о выходе из состава руководящих органов ЦК КПСС, однако вплоть до XXVIII съезда партии продолжал исполнять обязанности секретаря ЦК и члена Политбюро.

В 1984 г. Александр Яковлев был избран членом-корреспондентом, в 1990 г. - действительным членом Академии наук СССР.

После роспуска Президентского совета он был назначен на пост старшего советника при президенте СССР. Подал в отставку с этого поста 27 июля 1991 г.

2 июля 1991 г. вместе с Александром Вольским, Николаем Петраковым, Гавриилом Поповым, Анатолием Собчаком, Иваном Силаевым, Станиславом Шаталиным, Эдуардом Шеварднадзе, Александром Руцким Александр Яковлев подписал обращение о создании Движения демократических реформ (ДДР), а затем вошел в его Политсовет.

15 августа 1991 г. Центральная Контрольная комиссия КПСС рекомендовала исключить Яковлева из рядов КПСС за выступления и действия, направленные на раскол партии. 16 августа 1991 г. Яковлев заявил о выходе из рядов партии.

20 августа 1991 г. он выступил на митинге у здания Моссовета в поддержку законной власти, против мятежа ГКЧП. В конце сентября 1991 г. был назначен советником по особым поручениям и членом Политического консультативного совета при президенте СССР.

В середине декабря 1991 г. на Учредительном съезде Движения демократических реформ Александр Яковлев был избран одним из сопредседателей Движения.

В конце декабря 1991 г. он присутствовал при передаче власти от президента СССР Михаила Горбачева президенту России Борису Ельцину.
С января 1992 г. он занимал пост вице-президента Фонда социально-экономических и политологических исследований ("Горбачев-фонд").

В конце 1992 г. Александр Яковлев был назначен председателем Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Одновременно в течение 1993-1995 гг., в соответствии с указом президента России, Яковлев возглавлял Федеральную службу по телевидению и радиовещанию и Государственную телерадиокомпанию "Останкино".

Был также председателем Общественного совета газеты "Культура", почетным председателем Совета директоров Общественного Российского телевидения (ОРТ) и сопредседателем Конгресса интеллигенции России. Возглавлял Международный фонд "Демократия" (Фонд Александра Николаевича Яковлева), Международный фонд милосердия и здоровья и Клуб "Леонардо" (Россия).

В 1995 г. он организовал Российскую партию социальной демократии (РПСД).

За Александром Яковлевым закрепились титулы "архитектора перестройки" и "отца гласности".

Яковлев - автор 25 книг, переведенных на многие языки мира. После начала перестройки им были изданы книги "Реализм - земля перестройки", "Муки прочтения бытия", "Предисловие. Обвал. Послесловие", "Горькая чаша", "По мощам и елей", "Постижение", "Крестосев", мемуары "Омут памяти", "Сумерки" и др.

Под его редакцией выходило многотомное издание "Россия. XX век. Документы", в котором впервые были публикованы неизвестные ранее документы советской истории.

Александр Яковлев являлся членом Союза писателей Москвы, был почетным доктором Даремского и Экзетерского университетов (Великобритания), Университета Сока (Япония). За научные заслуги ему была присвоена почетная Серебряная медаль Карлова университета в Праге.

Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-ой степени, Дружбы Народов, "За заслуги перед Отечеством" 2-ой степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского 3-ей степени, Большим офицерским крестом ордена "За заслуги" (ФРГ), Командорским крестом ордена "За заслуги перед Польской Республикой", орденом Гедиминаса (Литовская Республика), орденом "Три креста" (Латвийская Республика), орденом "Терра Мариана" (Эстонская Республика), орденом Боливара (Венесуэла), а также многими медалями.

Супруга - Нина Ивановна Яковлева (урожденная Смирнова), двое детей - Наталия и Анатолий.

Александр Николаевич Яковлев скончался 18 октября 2005 г. в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.

Александр Яковлев.

1. Авиаконструктор Александр Яковлев родился в Москве, в семье служащих. Еще в школе он занимался в авиамодельном и планерном кружках. После окончания школы он трудился рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали ввиду «не пролетарского происхождения».

2. В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

3. Первый самолет конструкции Александра Яковлева поднялся в небо в 1927 году. Он назывался АИР-1, получив свое название в честь председателя ЦС Осоавиахима, а впоследствии «врага народа», Алексея Ивановича Рыкова. Всего за период с 1927 по 1933 годы Яковлев разработал 10 типов самолетов семейства АИР – от АИР-1 до АИР-10.

АИР-1.

4. В 1927 году Александр Яковлев был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил по первому разряду в 1931 году. Он поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации. В 1934 году группа легкой авиации конструктора Яковлева была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро). Таким образом, молодой инженер стал главным конструктором собственного бюро, войдя в число лучших советских специалистов.

5. За проект учебно-тренировочного самолета УТ-2 Александр Яковлев был премирован золотыми часами. На одном из авиапарадов на УТ-2 обратил внимание Иосиф Сталин, который пригласил конструктора для личной беседы.

Николай Поликарпов.

Начиная с 1939 года Александр Яковлев стал доверенным лицом Сталина в вопросах авиастроения, и вождь проводил с ним регулярные консультации. Это стало причиной нападок на Яковлева после смерти Сталина – ряд советских авиаконструкторов обвиняли создателя самолетов «Як», что тот, пользуясь своим исключительным положением, добивался прекращения работ по конкурирующим проектам.

6. Оставаясь главным конструктором собственного КБ, Александр Яковлев с 1940 года одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике. В годы Великой Отечественной войны на его плечи легла не только задача по производству самолетов «Як», но и по производству самолетов других моделей, по эвакуации авиапредприятий и налаживанию их работы на новом месте. После шести лет деятельности в должности заместителя наркома Яковлев обратился к Сталину с просьбой об отставке. Просьба была удовлетворена – Яковлев вернулся к работе в КБ, получив благодарность от правительства и звание генерал-полковника.

Александр Яковлев и Артем Микоян.

7. В годы Великой Отечественной войны было построено более 36 000 истребителей Як различных модификаций. Больше в годы войны было выпущено лишь штурмовиков Ил-2. На истребителях ЯК воевали летчики знаменитого полка «Нормандия – Неман», а также многие советские асы, такие как дважды Герои Советского Союза Александр Колдунов, Арсений Ворожейкин и Евгений Савицкий.

8. В КБ Александра Яковлева был разработан первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки – палубный штурмовик Як-38. Это самолет, совершивший первый полет в 1970 году, был основой советской палубной авиации, базировавшейся на тяжелых авианесущих крейсерах «проекта 1143» - «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку».

Як-38.

9. В 1960-х годах в КБ Александра Яковлева был создан первый гражданский самолет Як-40. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. На протяжении нескольких десятилетий эта машина стала флагманом ближнемагистральной авиации в СССР и социалистических странах. Пользовался успехом этот самолет и в странах Запада.

Як-40.

10. В КБ Александра Яковлева был создан первый советский разведывательный беспилотник ближнего радиуса действия «Шмель-1». Разработка подобной техники в СССР началась после того, как мини-БПЛА армии Израиля отлично зарекомендовали себя во время войны в Ливане в 1982 году. «Шмель-1» совершил свой первый полет в 1983 году.

11. Профессиональная карьера авиаконструктора Александра Яковлева продолжалась 60 лет. За это время под его руководством были созданы свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолеты КБ Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.

Читайте также: