Юрий соломонов конструктор биография национальность

Обновлено: 13.05.2024

Генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ) с сентября 2010 года, бывший генеральный конструктор МИТа (2009-2010), директор и генеральный конструктор МИТа (1997-2009). Получил известность как руководитель групп разработки ракетного комплекса "Тополь-М" и твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава".

Юрий Семенович Соломонов родился 3 ноября 1945 года в Москве [18], [20].

В 1969 году [17] (по другим данным - в 1971 году [18]) Соломонов окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С.Орджоникидзе, после чего начал военную службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в звании лейтенанта [18], [18], [20].

В 1971 году Соломонов начал работать инженером Московского института теплотехники, находившемся в ведении Министерства обороны СССР. В институте (с 1998 года — ФГУП "Московский институт теплотехники"), занимавшемся разработкой стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе, он работал на различных должностях - от инженера до главного конструктора, а в 1997 году, оставаясь главным конструктором, возглавил МИТ [18], [17]. Институт, которым руководил Соломонов, упоминался в СМИ как ведущий разработчик более 70 твердотопливных ракет для сухопутных войск ("Луна"), ВМФ (противолодочные комплексы "Вихрь", "Ливень" и "Медведка") и Ракетных войск стратегического назначения (комплексы "Темп-С", "Пионер", "Тополь"). Непосредственно под руководством Соломонова была завершена разработка и принят на вооружение ракетный комплекс "Тополь-М" [18]. Институт назывался активным участником программ Российского авиационно-космического агентства (в 1999 году преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство - Роскосмос [13]), сам же ученый упоминался в прессе как инициатор и руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по переоборудованию межконтинентальных баллистических ракет в ракеты космического назначения [18].

Одним из основных проектов МИТа стала разработка твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава" [9], [18], [20]. Заказ на разработку новой ракеты МИТ получил в 1998 году. [10]. В дальнейшем аналитики отмечали, что военные спешили с принятием "Булавы" - специально под новую ракету был переделан проект 955 подводных ракетоносцев "Борей", а для испытаний по проекту 941У модернизировали тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской". Принять новые АПЛ без вооружения на службу было невозможно [17]. Испытания баллистической ракеты , производством которой занималось ФГУП "Воткинский завод" в Удмуртии, начались в 2004 году, а в сентябре 2005 года она впервые была запущена из надводного положения. Однако в дальнейшем испытателей ждала полоса неудач: к лету 2009 года было произведено 11 пусков "Булавы", пять из них закончились неудачно, и еще два были признаны штатными лишь частично. 22 июля 2009 года стало известно, что Соломонов подал в отставку с поста главы МИТ. Заявление об отставке конструктор написал после очередного неудачного пуска "Булавы", произведенного 15 июля подводной лодкой "Дмитрий Донской" из акватории Белого моря [21], [19], [9], [18]. Поступок Соломонова СМИ называли первым за последние годы в России случаем, "когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя". Исполняющим обязанности обязанности директора и генконструктора МИТа тогда стал первый заместитель Соломонова Александр Дорофеев [17], [19].

Сразу после отставки Соломонова в Роскосмосе заявили о том, что он, хоть и уйдет с должности руководителя института, все же продолжит работать генеральным конструктором МИТа [19], [17]. Действительно, в дальнейшем пост директора института занял победитель проведенного ведомством конкурса на замещение должности главы МИТа [27], [28], гендиректор Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин, Соломонов же продолжил работу над проектом в качестве генерального конструктора по наземным и морским ракетным комплексам [15], [12], [9].

В 2010 году, рассуждая о причинах неудач с запуском "Булавы", эксперты отмечали, что главные проблемы изделия "начинались на уровне сборки" ("ракету собирали как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях"). О сложностях, возникающих в процессе создания ракеты, рассказывал, и сам конструктор. В частности, он сетовал на отсутствие необходимых материалов, которых "просто нет в стране", и на то, что для проведения комплекса испытаний изделия, необходимых в случае использования в нем материалов-заменителей, средств в достаточном объеме не выделялось. В свою очередь, некоторые эксперты поспешили назвать проект "Булава", основанный на концепции унификации сухопутной и морской ракеты, бесперспективным и провальным. Однако работа над ним была продолжена [12], [9].

Свой пост Соломонов сохранял до сентября 2010 года - до тех пор, пока должность, которую он занимал, не решено было упразднить вовсе. Вместо нее были введены две новые должности: Соломонов решением руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова был назначен генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам "Тополь-М" и его модификации РС-24 "Ярс", а его бывший заместитель Александр Сухадольский - генеральным конструктором МИТа по ракетам морского базирования. Тем самым, отмечали аналитики, разработка стратегических ракет в институте была официально разделена на два самостоятельных направления, что по некоторым данным, свидетельствовало о крахе замысла Соломонова создать единую унифицированную ракету для подводных лодок и наземных шахт [9], [11], [10], [8].

В 2011 году СМИ рассказали о том, что Соломонов и первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин заняли различные позиции в споре о разработке новой тяжелой жидкостной ракеты для РВСН взамен устаревшей РС-20. Поповкин настаивал на целесообразности разработок такого рода и подчеркивал, что полемизировать с разработчиком твердотопливных ракет в этой связи не намерен [7]. Соломонов же вступил жесткой критикой позиции Минобороны. После официального заявления Поповкина о том, что решение о разработке тяжелой жидкостной ракеты для РВСН принято, конструктор выступил на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс". Решение ведомства он назвал надуманным и принятым "в угоду отдельным высокопоставленным лицам". По словам конструктора, такого рода ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования". "Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег",- заявил Соломонов. Вступать в полемику с Поповкиным он также отказался: назвав своего оппонента очень токовым человеком, он отметил, что тот "просто не свободен в своих решениях" [6], [5].

В том же месяце Соломонов объявил о намерении МИТа закончить испытания "Булавы" в 2011 году. Конструктор подчеркнул, что в случае, если намеченные пуски пройдут штатно, ракета может быть принята на вооружение в уже 2012 году [5].

В 2011 году состоялось 4 успешных пуска "Булавы". 28 июня ракета впервые была запущена с борта своего штатного носителя - АПЛ "Юрий Долгорукий", из подводного положения. Следующий запуск был произведен той же подводной лодкой 27 августа в Белом море, тогда ракету испытали на максимальную дальность. 28 октября "Юрий Долгорукий" также из Белого моря успешно поразил "Булавой" цель на камчатском полигоне Кура. 23 декабря "Юрий Долгорукий" произвел залп двумя ракетам из подводного положения, это было последнее испытание "Булавы" в 2011 году [4]. В марте 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что испытания "Булавы" успешно завершены, и ракетный комплекс будет принят на вооружение ориентировочно в октября 2012 года [3].

23 мая 2012 года Соломонов присутствовал на испытаниях наземного аналога "Булавы" на космодроме "Плесецк". Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, запущенная с сухопутной мобильной пусковой установки, поразила цель на полигоне Кура. Отмечалось, что новая ракета и "Булава" во многом были схожи - они имели массу около 36 тонн, равное количество ступеней (по три), обе ракеты могли нести до десяти боевых блоков, кроме того использовали одинаковое топливо, которое позволяло сократить время работы двигателей на активном участке траектории. Подчеркивалось, что успешным запуском новой ракеты МИТ фактически приступил к работам по унификации перспективных сухопутных и морских средств доставки. Первый запуск этой ракеты 27 сентября 2011 года был неудачен [1], [2].

Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии "Человек года-2001" Русского биографического института. Он - автор 175 изобретений, 280 научных трудов, 9 монографий, 6 учебных пособий [20], [18]. В 2009 году вышла художественно-документальная книга Соломонова "Ядерная вертикаль", которая стала первым публичным выступлением конструктора после неудачных пусков "Булавы". В ней конструктор в очередной раз заявил о том, что эти неудачи не были связаны с проектно-конструкторскими решениями создателей ракеты [12], [26].

Использованные материалы

[1] Иван Сафронов. "Булава" всплыла в Плесецке. — Коммерсантъ, 24.05.2012. — № 92 (4877)

[2] Ракета-прототип испытана. — Интерфакс, 23.05.2012

[7] Армия с головой ушла в шопинг. — Московский Комсомолец, 25.02.2011. — № 25578

[8] Кирилл Бенедиктов. Можем, если захотим. — Взгляд, 29.10.2010

[10] Алексей Хазбиев. "Булава" впала в кому. — Эксперт, 04.10.2010. — № 39 (723)

[11] Дмитрий Литовкин. Александр Сухадольский, новый генконструктор МИТа - "Известиям": "Булаву" мы поднимем. — Известия, 21.09.2010

[12] Дмитрий Литовкин. Не сносить "Булавы". — Известия, 13.04.2010. — № 64 (28079)

[13] 25 февраля 1992 года образовано Российское космическое агентство, в настоящее время – Федеральное космическое агентство (Роскосмос). — Федеральное космическое агентство, 25.02.2010

[15] Иван Петров. Новый шеф "Булавы". — РБК daily, 15.09.2009

[16] "Булаву" потопил соавтор мэра. — РусПресс, 24.07.2009

[17] Иван Коновалов, Михаил Алексеев, Елена Хорольская. Юрий Соломонов не сносил "Булавы". — Коммерсантъ, 23.07.2009. — №132 (4187)

[20] Александр Бабакин. Ответно-встречный удар неизбежен. — Независимая газета, 19.05.2009

[21] Иван Коновалов. "Юрий Долгорукий" без ракет как без рук. — Коммерсантъ, 24.12.2008. — № 235 (4052)

[22] На покрытие убытков монорельса Москва в 2008 году потратит почти 510 млн. рублей. — ИА REGNUM, 15.01.2008

[25] Кандидат в мэры Москвы, нынешний глава администрации Ю.Лужков открыл специальный избирательный счет в московском банке Сбербанка РФ. — Банки и биржи сегодня, 29.09.1999

[27] О проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия "Московский институт теплотехники". — Федеральное космическое агентство

[28] Организации ракетно-космической промышленности: находящиеся в ведении Роскосмоса. ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ). — Федеральное космическое агентство


Генеральный конструктор Юрий Соломонов известен как один из самых опытных и ярких специалистов в своей области. На сегодняшний день он работает в Московском институте теплотехники.

Ранние годы

Будущий инженер Юрий Соломонов родился в Москве 3 ноября 1945 года. Высшее образование он получил в столичном авиационном институте. После этого началась военная служба в качестве лейтенанта Ракетных войск стратегического назначения.

В 1971 году Юрий Соломонов отправился работать в Московский институт теплотехники. Молодой специалист был многообещающим инженером. Институт принадлежал Министерству обороны СССР. В стенах этого заведения проходила разработка межконтинентальных баллистических ракет и комплексов, необходимых для их эксплуатации.

юрий соломонов

Карьера в МИТ

Благодаря своим талантам и трудолюбию Юрий Соломонов уверенно продвигался по служебной лестнице. Он проделал долгий путь от рядового инженера до главного конструктора предприятия. В 1997 году специалист возглавил Московский институт теплотехники (МИТ). В 90-е Соломонов сделал многое для того, чтобы ядерный щит России сохранился, даже несмотря на экономические и политические потрясения.

Под руководством доктора наук его подчиненные стали получать большое количество заказов от различных силовых структур. В МИТ работали ведущие разработчики ракет, предназначенных для сухопутных частей. Военно-морской флот поручал предприятию создание противолодочных комплексов «Медведка», «Ливень» и «Вихрь». Соломонов руководил такими сложными проектами, как «Тополь» и «Пионер». Эти комплексы отправились в Ракетные войска стратегического назначения.

МИТ развивался и преображался благодаря деятельности его главного конструктора, которым был Юрий Соломонов. Биография специалиста также известна благодаря его инициативам по проведению научных и исследовательских работ по переоснащению ракет космического и баллистического назначения.

юрий соломонов биография

«Булава»

Важным проектом МИТ было создание межконтинентальной ракеты «Булава», предназначенной для морского базирования. Конструкторская биография Юрия Соломонова полна такими важными работами государственного масштаба. Заказ на «Булаву» был получен в 1998 году. Специально для нее был модернизирован подводный ракетоносец «Борей», а также подводный ракетный крейсер «Дмитрий Донской». Эти АПЛ простаивали без «Булавы». Армия не могла взять их на вооружение.

Испытания ракеты «Булава» были впервые проведены в 2004 году в Удмуртии. Производство этих снарядов планировалось начать в течение нескольких лет после того, как заказ был принят в МИТ. Однако, несмотря на усилия коллектива предприятия и лично Юрия Соломонова, первые несколько пусков были неудачными. Сказывались технические ошибки и конструктивные недочеты. Только два запуска из одиннадцати были признаны частично штатными.

Неудачи заставили главного конструктора подать в отставку с должности руководителя института. Последней каплей стал провал запуска на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря. Случилось это в июле 2009 года. В СМИ отметили, что этот случай стал первым в своем роде, когда главный конструктор взял личную ответственность за провал многолетней работы. Это было самое сложное решение, которое когда-либо принимал Соломонов Юрий Семенович. Родители, семья и близкие поддержали его в этот сложный момент. Конструктору удалось признать поражение с высокоподнятой головой.

Временные неудачи

В Роскосмосе быстро отреагировали на отставку Соломонова. В ведомстве отметили, что, несмотря на то, что он покинул должность руководителя института, Юрий Семенович остался в МИТ генеральным конструктором. Инженер продолжил работать над проектами морских и наземных ракетных комплексов. Должность же директора института досталось Сергею Никулину. Он выиграл это место на конкурсе, проведенном Роскосмосом.

Главной причиной неудачи с «Булавой» стали проблемы, возникшие на этапе сборки. Процесс создания ракеты осложнялся недостатком необходимых комплектующих. Несмотря на фиаско, «Булава» в качестве проекта сохранилась. Ее разработкой на некоторое время занялись другие люди.

юрий соломонов конструктор

Принятие «Булавы» на вооружение

В сентябре 2010 года была учреждена должность генерального конструктора, ответственного за создание ракетного комплекса «Тополь-М». Ее занял Юрий Соломонов. Конструктор пообещал, что разработка закончится в 2011 году. Тогда же под его руководством возобновились работы над завершением многострадальной «Булавы». В Министерстве Обороны требовали как можно быстрее закончить работу. За несколько месяцев было произведено четыре успешных пуска «Булавы». Ракета предназначалась для атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий». 28 июня 2011 года с этого носителя был произведен важный успешный пуск.

Через несколько месяцев министр обороны Анатолий Сердюков заявил о том, что ракета прошла все необходимые испытания. Вскоре она была принята на вооружение.

семья соломонова юрия семеновича

Споры с Министерством обороны

В 2011 голу разразился скандал в военных кругах, в центре которого оказался Юрий Соломонов. Конструктор раскритиковал Министерство обороны за планы разработки нового вида жидкостной тяжелой ракеты. Главным оппонентом известного конструктора стал Владимир Поповкин. Это был заместитель министра обороны, который выступал за продолжение разработок в данном ключе.

Соломонов был не согласен с Поповкиным. Он собрал пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс». Конструктор назвал решение Минобороны продолжать программу разработки ракет надуманным и вредным. Соломонов объявил эти снаряды неподходящими для использования вместе с современной техникой. В конце пресс-конференции генеральный конструктор МИТ также добавил, что считает данный проект Минобороны «пустой тратой денежных средств».

соломонов юрий семенович родители

Наземный аналог «Булавы»

24 мая 2012 года на стратегически важном космодроме в Плесецке был произведен пуск новой ракеты. В Минобороны не уточняли, что это за разработка. Фактически оказалось, что это был первый наземный аналог «Булавы» Соломонова, которую до этого запускали с атомных подводных лодок. Известный конструктор был одним из главных действующих лиц по ходу развития данного секретного проекта. Целью нового вооружения позже было названо противопоставление комплекса американской системе ПРО, дислоцированной в Европе.

Ракеты получили улучшенные характеристики по сравнению с аналогичными «Ярса» и «Тополь-М». От первой версии «Булавы» этот комплекс получил твердый вид топлива. Его разработали специально для того, чтобы двигатели стали еще эффективнее. Этот проект был крайне полезным для всего военно-промышленного комплекса страны. У специалистов МИТ появился новый конструкторский, научный и исследовательский опыт.

юрий соломонов национальность

Сотрудничество с Лужковым

На протяжении более десяти лет Соломонов много сотрудничал с Юрием Лужковым, бывшим до 2010 года мэром Москвы. Конструктор возглавил инициативную группу, выдвинувшую градоначальника на повторный срок в 1999-м. Соломонов на профессиональном уровне поддерживал проекты Лужкова, которые тот инициировал в столице.

Например, в МИТ специально для мэрии разработали московский монорельс. Лужков и Соломонов совместно регистрировали патенты на изобретения в области городской инфраструктуры. Их сотрудничество закончилось, когда градоначальник был уволен Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом России.

биография юрия соломонова

Научная и писательская деятельность

В Российской академии наук есть множество членов-корреспондентов технического профиля, связанных с армией. Среди них выделяется Юрий Соломонов. Национальность академика и инженера – русский. Доктор технических наук стал изобретателем еще в советское время, получив за свою профессиональную деятельность Государственную премию СССР.

Соломонов написал девять монографий, шесть учебных пособий и около трехсот научных трудов. Ему принадлежит патенты на 17 изобретений. В связи с интересом общественности к «Булаве» генеральный конструктор МИТ написал документально-художественную книгу «Ядерная вертикаль». Новинка пользовалась популярностью у широкой читающей аудитории. 28 апреля 2015 года академик стал одним из первых граждан России, награжденных званием Героя Труда.

Семья Соломонова Юрия Семеновича проживает вместе с ним в Москве. В настоящее время конструктор продолжает работать в МИТ и руководить исследовательскими проектами в области ракетостроения.


Соломонов Юрий Семенович родился в Москве 3 ноября 1945 года. Отец, Семен Матвеевич, был фронтовиком. Во время войны командовал взводом саперов. Перед войной окончил Московский полиграфический институт, работал в этой области. Поэтому после войны принимал активное участие в доставке с территории Германии в СССР современного по тем временам полиграфического оборудования. В дальнейшем, до ухода на пенсию, трудился на руководящих должностях в Воениздате, который относился к министерству обороны. Мать, Софья Николаевна, на восемь лет была старше отца. Происходила из крестьян и приехала в Москву из Тульской губернии учиться в медицинском институте. Устроилась на работу медицинской сестрой в знаменитый «Склиф», в то время просто больницу им. Н.В. Склифосовского, а в 1938 году вышла замуж за студента Семена Матвеевича Соломонова, и до войны родила ему сына Льва и дочь Татьяну. Дождавшись мужа после войны, родила еще одного сына – Юрия, и после этого не работала, став домохозяйкой.

Сын Юрий впоследствии стал знаменитым и одним из самых влиятельных конструкторов ракетной техники. Именно он считается автором невероятного прорыва отечественной науки в области ракетостроения.

После окончания в 1969 году Авиационного института в г. Москве Юрий Семенович служил два года в армии в ракетных войсках. Потом 38 лет с 1971 по 2009 год работал в Московском институте теплотехники. Прошел путь от инженера до генерального конструктора института теплотехники, пост которого он занял в 1997 году. Является руководителем разработки ракетного комплекса «Булава». Активно участвовал в разработках ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М».

С 2010 года занимается преподавательской и научной деятельностью. Имеет научную степень доктора технических наук с 1988 года и научное звание профессор с 1994 года, академик РАН с 2006 года, заслуженный изобретатель РСФСР с 1987 года. Автор более 170 изобретений и более 300-х фундаментальных научных трудов. В настоящее время трудится в МГТУ им. Н.Э. Баумана и заведует кафедрой Защита информации.

Женат. У него сын и дочь. Имеет многочисленные государственные награды и лауреат ряда государственных премий. Самыми значимыми государственными наградами являются:

Конструктор ракетного щита итогов не подводит даже в юбилей

3 ноября академику Юрию Соломонову исполняется 75 лет. В его главном активе как генерального конструктора - ракетные комплексы "Тополь-М", "Ярс", "Тополь-Э", "Булава-30" и "Рубеж". Системы вооружения, созданные под его руководством, полностью отвечают вызовам, которые существуют сегодня

"Тополь-М", "Булава", "Ярс" - это главные вершины, что уже за спиной академика и конструктора Юрия Соломонова, которому 3 ноября исполняется 75 лет.

Татьяна Андреева

За день до своего юбилея он назначает встречу журналисту "Российской газеты": утром в рабочем кабинете на Березовой аллее. То есть в Московском институте теплотехники, где остается и по сей день генеральным конструктором.

Мы в ответ: у нас по приказу - дистанционный режим, а в Москве карантинные ограничения - "65 плюс" и прочее. Не можем нарушать. Предлагаем через помощников: возьмем интервью по телефону. Можем по скайпу или в Zoom. Ничего не нарушим и время сэкономим…

Не согласился. Хотя временем больше нашего дорожит.

Такой он - ученый, конструктор, руководитель особого проектного коллектива в системе ОПК, инициатор и вдохновитель большой научно-производственной кооперации по созданию стратегических ракетных комплексов. А рядом и параллельно с этим - созданные в МИТ тактические ракетные системы для Сухопутных войск, авиации, ВМФ и Воздушно-космических сил: "Луна", "Темп-2С", "Вихрь", "Медведка" и те, о которых пока не пришло время рассказать в газете.


Юрий Соломонов во время заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. 2018 год. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Понятно, что над их созданием не одно десятилетие работал и продолжает работать большой коллектив ученых и конструкторов МИТа, куда выпускник МАИ Юрий Соломонов пришел молодым инженером полвека назад - в 1971-м. На разных этапах и в разном качестве участвовал в разработке легендарного комплекса "Пионер" и последующих модификаций - "Пионер-УТТХ", "Горн", "Сирена", "Скорость", "Курьер".

А в его главном активе, уже как генерального конструктора - ракетный комплекс "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, ракетный комплекс "Ярс" (шахтный и мобильный), испытательный ракетный комплекс "Тополь-Э", ракетный комплекс морского базирования "Булава-30" и подвижный грунтовый ракетный комплекс "Рубеж" - как перспективное развитие проекта "Ярс", но уже с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны.

- Системы вооружения, созданные под руководством Юрия Соломонова, находятся на очень высоком уровне и полностью отвечают тем вызовам, что существуют сегодня в мире и могут возникнуть завтра, - отмечает академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. - Многочисленные испытания, которые проходили в последние годы, убедительно показали, что машины Соломонова ничуть не уступают тому, чем располагают США или кто-то иной. Это щит, который создает условия для независимого развития нашей страны.

По словам академика Фортова, который много лет и на разном уровне взаимодействует с МИТ и его генеральным конструктом, Юрий Соломонов обладает талантом сплачивать вокруг себя талантливых людей.


За общий результат работы большой кооперации всегда отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Юрий Соломонов. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

- Большой коллектив работает с ним - десятки тысяч человек. И в Академии наук он пользуется авторитетом, избран членом президиума РАН. Его выступления всегда яркие, точные и не всегда лицеприятные. Бывает, что с ним не соглашаются. Но он таких ситуаций не боится: если б не было споров, не было бы прогресса.

С 1997-го по 2009 год Юрий Соломонов возглавлял Московский институт теплотехники в качестве директора и добился, чтобы на руинах советского ВПК, но уже в масштабах России как суверенного государства была создана мощная и организационно слаженная кооперация предприятий-разработчиков ракетных комплексов стратегического назначения. В 2010 году институт, имевший до этого форму ФГУП, был преобразован в открытое акционерное общество "Корпорация "МИТ", куда вошли еще восемь организаций-разработчиков и производителей ракетных систем.

В том числе Воткинский завод в Удмуртии (производство ракет "Тополь-М", Р-30 "Булава", РС-24 "Ярс", "Искандер"), машиностроительный завод "Вымпел" (Москва), ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", научно-производственные центры "Алтай" (Бийск) и "Титан-Баррикады" (Волгоград) - они "завязаны" на компоненты ракетного топлива, производство особых композитных материалов, создание пусковых и транспортных установок для ракет, включая самоходные на базе восьмиосного шасси Минского завода колесных тягачей.

Сейчас должность Юрия Соломонова официально называется так: генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами, генеральный конструктор АО "Корпорация "Московский институт теплотехники". По данным из открытых источников, он же - генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства "Старт". В апреле 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом ему присвоено звание Герой Труда Российской Федерации.


Генеральный конструктор ракетного комплекса "Тополь-М" Соломонов Ю.С., 1997 год. Фото: Юрий Набатов/ ТАСС

- В профессиональном отношении это очень информированный специалист и опытный организатор, - отметил в диалоге с "РГ" академик Владимир Фортов. - Если возникают трудности, что-то не получается с первого или второго раза - а в сложной, новаторской работе без этого не бывает, он как человек целеустремленный, позиций не сдает. И мнения своего на ходу не меняет. Напротив - способен открыто и прямо возразить большому начальнику, когда уверен в своей правоте, сделанном выборе или техническом решении. Знаю, что так бывало, и не раз. К примеру, с той же "Булавой". Руководителей, что в какой-то момент усомнились и были готовы проект свернуть, мы уже не видим, а ракету от детских болезней излечили, и она стоит на вооружении.

На этот же факт обращают внимание и в Центральном конструкторском бюро "Рубин", где спроектированы подводные ракетоносцы четвертого поколения, вооруженные "Булавой".

- Ваш вклад в создание стратегического оружия для грунтовых подвижных комплексов и новейших подводных лодок "Борей" вызывает уважение и признание коллег и специалистов, - отмечают генеральный директор "Рубина" Игорь Вильнит и его коллеги, генеральные конструкторы направлений Владимир Здорнов и Сергей Суханов. И вместе с поздравлениями выражают надежду продолжить совместную работу для укрепления обороноспособности страны.


Директор и Генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов и исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Кириенко во время посещения Московского института теплотехники. 1998 год. Фото: Сергей Величкин/ ТАСС

В 2009-м, когда о капризах "Булавы" особенно много писали ("РГ" в том числе) Юрий Соломонов выпустил дерзкую и по существу автобиографическую книгу "Ядерная вертикаль". Очень по-разному такой шаг расценили. И только немногие поняли.

- Коллеги уважают его за деловые качества, доброжелательность, умение быстро, без волокиты вникнуть в сложные вопросы, которые находятся на стыке науки, техники и производства, - говорит академик Фортов. - Нашей ракетной отрасли повезло, что во главе очень важного направления стоит такой выдающийся ученый. С ним легко и приятно работать. Еще и потому, что он человек творческий - пишет стихи, глубоко разбирается в истории, причем весьма далекой от нас и нашего времени, это находит отражение в его поэтических книгах.


Президент России Владимир Путин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов на церемонии вручения золотых медалей "Герой труда РФ" в Кремле. 2015 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Академик Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики, Герой Труда Российской Федерации:

- Жизнь свела два наших предприятия - Московский институт теплотехники и РФЯЦ-ВНИИТФ - в начале 2000-х. В те годы начиналась разработка нового морского стратегического ядерного комплекса. Конкурировали два направления - жидкостное (ГРЦ им. Макеева) и твердотопливное (МИТ). Военно-морской флот и Министерство обороны отдали предпочтение тому, что предлагал коллектив во главе с Ю.С. Соломоновым. Началась совместная работа по компоновке ядерного боеприпаса в головной части ракеты, согласование алгоритмов работы автоматики боеприпаса и комплекса, а также по многим другим направлениям, которые традиционно присутствуют в процессе совместного проектирования.

Надо ли говорить, в каком состоянии находился оборонно-промышленный комплекс после десяти лет выживания в отсутствии реальной загрузки и необходимого финансирования? Работы по морскому стратегическому комплексу объединили многие предприятия ОПК, помогли восстановить их возможности, а в целом способствовали развитию науки, технологий, общему подъему промышленного производства в России. И как это принято, за общий результат работы большой кооперации отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Соломонов.

Мне пришлось участвовать в испытаниях "Булавы", видеть, как Юрий Семенович радуется успешным экспериментам и тяжело переживает неудачные пуски.

Но никогда не уходит от ответственности, не теряет самообладания, оперативно стремится понять причины неудач и найти пути их преодоления. Эти качества генерального конструктора обеспечивали слаженную работу большого числа институтов, КБ и предприятий, а в конечном счете привели к созданию и постановке на боевое дежурство новейших стратегических ракетных комплексов ВМФ и РВСН.

В день 75-летия хочется пожелать Юрию Семеновичу новых свершений!

Академик Юрий Соломонов о создании ПГРК "Тополь-М":

- Жизненный цикл существующих ракетных комплексов "Тополь" составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10-15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.

Именно тогда закладывался ракетный комплекс "Тополь-М". Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации - как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса "Тополь-М") на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом "Тополь", - это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов о рождении "Булавы":

- В 1997 году под руководством генерального директора и генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования - "Булава-30". По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании "Булавы-30" были не только использованы достижения, реализованные в ракете "Тополь-М", но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.

Новая морская ракета "Булава-30" в значительной степени унифицирована с ракетой "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования - это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технологий. В БРПЛ "Булава-30" внедрены реализованные в МБР "Тополь-М" мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.

Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

В 2011-2014 годах произведены пуски БРПЛ "Булава-30" с АПРК "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.

Для российских стратегических ракет противоракетной обороны не существует. "Булава", "Тополь" и "Ярс" прорвут любую ПРО. Об этом уверенно заявил Юрий Соломонов - генконструктор по наземным ракетным комплексам "Тополь-М" и "Ярс".


Академик РАН Герой Труда Российской Федерации Юрий Семенович Соломонов - один из создателей отечественного стратегического ракетного оружия. В свое время он руководил Московским институтом теплотехники, был его Генеральным конструктором. Под его руководством создавались и создаются сухопутные мобильные комплексы РВСН. Его мнение очень авторитетно.

В последние годы США активно продвигают свою противоракетную оборону по всему миру. В непосредственной близости от границ РФ разворачивается ЕвроПРО. Насколько эта система может защитить Запад в целом и США, в частности, от возможного ответного ракетного удара российских РВСН - удар может быть только ответным, первыми мы ни на кого не нападали и не нападем. По мнению Юрия Соломонова, и ПРО США, и ПРО Европы никакой защитной функцией не обладают. Это не оружие, а инструмент политики.

Ю.Н. Соломонов в 1980-е годы принимал участие в создании ракетного комплекса "Пионер", который разместили в Восточной Европе. По ТТХ наш "Пионер" должен был преодолеть мобильную ПРО "Пэтриот", тогда создававшуюся американцами, и которую предполагалось разместить в Западной Европе. Кстати, противоракетные варианты "Пэтриотов" существуют и поныне. Задачу наши конструкторы выполнили.

Позже американцы настояли на ликвидации советских "Пионеров", обещав взамен убрать из Европы свои "Першинги". А что же "Пэтриот" в версии ПРО?

В начале 1990-х случилась война, известная как "Буря в пустыне". Мало кому известно, что американцы использовали противоракетный вариант "Пэтриотов" в борьбе с иракскими "Скадами" - к тому времени морально и технически устаревшими. Так вот, эффективность борьбы даже со старыми оперативно-тактическими ракетами не превысила пяти процентов. Американцы были в шоке. Прошли серьезные разборки. Наверное, "Пэтриот" улучшили.

Но, по твердому убеждению Юрия Соломонова, никакого эффективного ПРО у США - мобильного или стационарного - нет. Все наши стратегические ракеты наземного и морского базирования по неоднократно проводившимся рассчетам преодолевают системы ПРО с вероятностью, близкой к единице.

Впрочем, как считает выдающийся ракетчик, взаимоуничтожающей ракетно-ядерной войны никто не хочет - ни у нас, ни за океаном. Поэтому, уверен Соломонов, ее и не будет. И ЕвроПРО останется инструментом политиков, а не военных.

Читайте также: