Юрий томашов конструктор биография

Обновлено: 30.04.2024

Более 55 лет Юрий Томашов был особо секретной персоной: входил в когорту создателей российского вооружения. При этом во всех специализированных изданиях нашего земляка называют одним из отцов-основателей самоходной артиллерии страны.

- Когда вижу, как на параде по Красной площади идет колонна гаубиц "Мста", буквально чувствую, как под их гусеницами брусчатка дрожит, - признался в эксклюзивном интервью "РГ" Юрий Васильевич. - Словами эмоции не описать, ведь "Мста-С" - моя лебединая песня.

Насчет "песни" Томашов явно перегнул. На днях легендарному конструктору исполнилось 85 лет, но он до сих пор востребован в профессии. Правда, по словам Юрия Васильевича, коллеги используют его больше как "архив", в памяти которого хранится множество полезных разработок.

Юрий Томашов: Военного конструктора представляют человеком, похожим на Архимеда: сидит, запершись в кабинете, думает, и вдруг: "Эврика!". На самом деле конструирование боевой машины - это сложный и долгий коллективный труд. Зачастую даешь одно и то же задание нескольким специалистам. Но в итоге именно ты, как главный конструктор, должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки - не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни.

А были ситуации, когда приходилось доказывать правильность принятого решения?

Юрий Томашов: Конечно, и на самом высоком уровне - в правительстве СССР. Один из серьезных конфликтов случился, когда мы разрабатывали "Мсту". Когда была собрана первая экспериментальная модель самоходки, один из молодых специалистов выступил против выбранной конструкции. Причем обратился не ко мне, а к руководителю КБ волгоградского завода "Баррикады". Там тоже работали над моделями гаубиц и в какой-то мере соперничали с нашим бюро. О том, что существует другой вариант, я узнал уже в кабинете министра.

Спорить в такой ситуации бесполезно, поэтому экспериментальный образец альтернативной модели отправили в "бой", то есть на полигон. Кстати, эта гаубица смотрелась неплохо: компактная, легкая. Но первые же выстрелы все расставили по местам. Машина от силы отдачи после выстрела так просела на корму, что после отката орудие воткнулось в землю, а от корпуса отлетели болты.

Если бы я тогда уступил, нашей "Мсты" не было бы. Вот она - цена решения главного конструктора.

Политика, мнения первых лиц государства как-то влияли на ваши разработки?

Юрий Томашов: Да, в 1955 году генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев объявил: "Артиллерия - это пещерная техника. Даешь ракету!". К тому времени в нашем КБ уже создали первую в СССР самоходную установку СУ-100П, а также противотанковую пушку, которая получила название "Таран". До "Тарана" такого вида вооружения - самоходной артиллерии - в стране не существовало. Характеристики опытных образцов показали их чрезвычайную эффективность: "Таран" мог стрелять с такой мощностью, что снаряд был способен пробить броню любого танка. И только мы собрались рапортовать об успехах, из Москвы приходит приказ: все машины разобрать и выбросить в металлолом. Приказы, как говорится, не обсуждают. Но одну опытную пушку все-таки удалось сохранить. Ее замаскировали и спрятали на заводском полигоне, а через несколько лет переправили в музей бронетанковой техники в Кубинку.

Только через десять лет, во время войны во Вьетнаме, на высшем уровне пришло осознание того, насколько мы отстали от США в развитии артиллерийского вооружения. Тогда американцы впервые применили самоходные установки М109, способные поражать цель на расстоянии 14 километров. СССР ответить было нечем. Пришлось экстренно "догонять и перегонять". Сразу несколько КБ подключились к работе. Нам, уральцам, достался "огненный букет": самоходки под кодовыми названиями "Акация", "Тюльпан", а затем и "Гиацинт". Сроки дали сжатые, КБ трудилось днем и ночью. В 1971 году созданные нами машины прошли госиспытания и были приняты на вооружение. Где, кстати, числятся до сих пор, естественно, пройдя модернизацию.

Вы, как конструктор, наблюдали за испытаниями со стороны или приходилось самому участвовать?

Юрий Томашов: А как же! На испытаниях опытной "Акации" возникла большая проблема: при стрельбе в отделении, где находился экипаж, скапливались пороховые газы и команда задыхалась. Понятно, что в противогазе воевать нельзя, но и от солдата в обморочном состоянии толку никакого. И вот полковник, который проводил испытания, говорит: "Юрий Васильевич, садитесь в машину, понюхайте пороху…".

Залез на место командира. Оно в кабине самое высокое, поэтому все газы там и скапливаются. К пятому выстрелу понимаю: в горле начало першить, а в голове - гудеть. Еще через два залпа не выдержал, открыл люк. По технике безопасности это строго-настрого запрещено: ударная волна может инвалидом сделать, но желание глотнуть свежего воздуха было сильнее. После этих стрельб я полдня ходил по городу, чтоб прийти в себя.

И подействовало?

Юрий Томашов: Еще как! Через месяц мы представили нетрадиционный вариант решения проблемы: создали в башне противодавление. Для этого кабину экипажа уплотнили и сделали воздушный подпор. Обычно гильза после выстрела тянет за собой пороховые газы, но здесь из-за положительного давления в кабине газы уходят обратно в ствол.

Вы разрабатывали военную технику, которую и сейчас можно назвать оружием будущего….

Юрий Томашов: Вы имеете в виду лазерное самострельное оружие? Это действительно интересная работа, которую мы вели в восьмидесятых совместно с московским КБ "Астрофизика". Генеральным конструктором этой системы был сын министра обороны СССР Николай Дмитриевич Устинов. Машина предназначена для разрушения, но не всего, что попадет в прицел: лазерный луч подавляет оптико-электронные системы боевой техники неприятеля. Представьте стекло, которое изнутри расходится мелкими трещинами: ничего не видно, невозможно прицелиться. Оружие становится "слепым" и превращается в груду металла.

Понятно, что здесь необходим очень точный механизм прицеливания, который бы не сбивался при движении машины. Задача нашего КБ состояла в том, чтобы создать броневой носитель, способный нести лазерную установку бережно, как стеклянный шар. И мы сумели это сделать. Испытания прошли сразу два варианта: "Стилет" и более мощный "Сжатие". За эту работу группа удостоилась Ленинской премии. Лазерную самоходку приняли на вооружение, но, к сожалению, в серию она так и не поступила. В девяностые годы комплекс посчитали слишком дорогостоящим.

Когда вы поняли, что ваше оружие обладает внушительной силой?

Юрий Томашов: На масштабных войсковых учениях, где помимо другой техники испытывались недавно созданные нами самоходная гаубица "Акация" и самоходный миномет "Тюльпан", произошло ЧП. При контрольной проверке случился несанкционированный запуск одной из ракет, находившийся на пусковой установке в походном положении. Ракета потащила за собой всю установку, пока не уперлась в препятствие. После этого она оторвалась от техники и начала "бегать" по полю. Хорошо, что в ней не было боеголовки, иначе бы взрыва не миновать. У меня аж в душе похолодело: а вдруг и наша техника что-нибудь вытворит? Но обошлось. "Тюльпану" поставили задачу уничтожить доты (долговременные огневые точки). По этим бетонным укреплениям стреляли десять лет, но они оказались настолько крепки, что снаряды не могли их разрушить. А "Тюльпан" как дал залп -и от дотов ничего не осталось.

Помню, подходим к огневым точкам, а на их месте воронка глубиной метров десять и шириной не меньше. Страшно смотрелся этот кратер, как на картинке с лунным пейзажем. А ведь сейчас эта техника воюет на Украине. С одной стороны линии огня наши машины и с другой - они же. Как ножом по сердцу…

Томашов Юрий Васильевич – генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро «Трансмаш» Министерства оборонной промышленности СССР, город Свердловск.

Родился 8 августа 1929 года в посёлке городского типа Тёплая Гора Чусовского района Уральской области (ныне в составе Горнозаводского района Пермского края). Русский. Из семьи рабочего. С 1936 года жил с семьёй в селе Верхняя Синячиха Свердловской области.

В 1948 году окончил Уральский машиностроительный техникум (Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1948 года работал на «Уралмашзаводе». В 1954 году окончил вечернее отделение Уральского политехнического института имени С.М. Кирова и был переведён в ОКБ-3 (затем - конструкторское бюро «Трансмаш», ныне СКБ «Трансмаш-спецтехника») Уральского завода транспортного машиностроения.

Работал в нём техником-конструктором, старшим техником-конструктором, инженером, старшим инженером-конструктором, руководителем группы, с 1961 года – заместителем главного конструктора, главным конструктором. С 1978 по 1990 годы – генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш».

Выдающийся специалист в области разработки гусеничных боевых машин. Будучи молодым специалистом, участвовал в разработке самоходных артиллерийских систем СУ-100П, СУ-100ПМ, СУ-152Г, СУ-1. Под его руководством были разработаны 35 образцов военной техники, из которых 20 – приняты на вооружение в Советской и Российской армиях. Среди них – самоходные артиллерийские системы 2СЗ «Акация» (принята на вооружение в 1971), 2С4 «Тюльпан» (принят на вооружение в 1971), 2С5 «Гиацинт» (принят на вооружение в 1976), самоходная гаубица 2С9 «Мста-С» (принята на вооружение в 1989), зенитный ракетный комплекс 2К11 «Круг» (принят на вооружение в 1964), гусеничный минный заградитель ЗСУ-37-2 «Енисей» (принят на вооружение в 1984), самоходная радиолокационная станция 1РЛ135 «Купол», многоцелевой гусеничный транспортёр, уникальный лазерный танк 1К17 «Сжатие» (разработка завершена в 1990 году, серийно не выпускался) и другие.

Также под его руководством конструкторское бюро разрабатывало широкий ассортимент изделий для народного хозяйства: 5 моделей трамваев «Спектр», 4 типа лебёдок для грузовых и пассажирских лифтов, приводы штанговых глубинных насосов для нефтегазодобывающей промышленности, автомобильный самосвал, установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и другие.

За выдающиеся успехи в создании новых образцов техники Указом Президента СССР («закрытым») от 23 октября 1990 года Томашову Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1990 года – генеральный конструктор – начальник ЦКБ «Трансмаш». С 2001 года – на пенсии.

Много лет одновременно с основной работой трудился профессором кафедры «Автомобили и тракторы» в Уральском политехническом институте имени С.М. Кирова (с 1992 – Уральский государственный технический университет).

Автор и соавтор 52 изобретений, 9 научных работ.

Член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1993).

Жил в Екатеринбурге. Умер 26 марта 2019 года. Похоронен на Северном кладбище города.

Награждён 2 орденами Ленина (1979, 23.10.1990), орденом Трудового Красного Знамени (26.04.1971), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (25.09.1999), медалями.

Ленинская премия (1982). Государственная премия СССР (1974).

Томашов Юрий Васильевич, 08.08.1929г.р., является тружеником тыла. Он работал в АО «Уралтрансмаш» с 1962 года по 2003 год в следующих должностях:
-заместитель главного конструктора ОКБ-3 (1962 – 1978 гг.);-главный конструктор центрального конструкторского бюро (1978 – 2001 гг.);
-советник генерального директора по проблемам ОКР конструкторского направления, разработке конструкторской документации специальной техники и технике гражданского направления (2001 – 2003 гг.);
-советник генерального конструктора центрального конструкторского бюро (2003г.).

Томашов Ю.В. принимал непосредственное участие в разработке, испытаниях и освоении производства:
— зенитно-ракетного комплекса «КРУГ» (2К11);
— зенитно-пушечной установки «ЕНИСЕЙ» (ЗСУ 37-2);
— 152-мм самоходной гаубицы «АКАЦИЯ» (2С3, 2С3М, 2С3М1);
— 152-мм самоходного миномета «ТЮЛЬПАН» (2С4);
— 152-мм самоходной пушки «ГИАЦИНТ-С» (2С5).

Под его руководством большие успехи были достигнуты при создании третьего поколения самоходной артиллерии самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» на оригинальном шасси, созданном на танковых узлах Т-72 и Т-80. В результате создания самоходной гаубицы 2С19 уровень советской, затем российской артиллерий был выведен на передовые позиции в мире.

За годы работы Томашова Ю.В. в должностях заместителя главного конструктора и главного конструктора его разработки удостоены:
Ленинской премией:
— Зенитно-ракетный комплекс 2К11 «КРУГ»;

Государственной премией СССР:
— 152-мм самоходной гаубицы «АКАЦИЯ» (2С3М);
— 152-мм самоходного миномета «ТЮЛЬПАН» (2С4);
— 152-мм самоходной пушки «ГИАЦИНТ-С» (2С5);
— гусеничный минный заградитель ГМЗ-3.

Ленинской и Государственной премией СССР:
— самоходная гаубица «МСТА-С» (2С19).

Юрий Васильевич активно занимался изобретательской деятельностью, имеет 56 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Томашов Юрий Васильевич имеет следующие награды:
1970 г. – Медаль «За доблестный труд»
1971 г. – Орден Трудового Красного Знамени
1974 г. – Звание Лауреат Государственной премии СССР
1979 г. – Орден Ленина
1982 г. – Лауреат Ленинской премии
1990 г. – Звание «Герой Социалистического Труда»
1992 г. – Почетная грамота Президиума Верховного Совета РФ
1999 г. – Орден «За заслуги перед Отечеством» IVстепени
2002 г. – Знак Почета «За заслуги перед городом Екатеринбургом»
2007 г. – Знак Отличия «За заслуги перед Министерством обороны»
2009 г. – Знак Отличия «За заслуги перед Свердловской областью»
2009 г. – Знак «Почетный промышленник Свердловской области».

Томашов Василий Юрьевич (сын ), 09.08.1956г.р., работал в АО «Уралтрансмаш» с 1981 года по 1990 год слесарем механосборочных работ пятого механического цеха.

Томашов Сергей Геннадьевич (внук), 03.10.1982г.р., начал свою трудовую деятельность на предприятии в 2005 году. Окончил УГТУ-УПИ по специальности многоцелевые гусеничные и колесные машины.
Томашов С.Г. прошел путь от инженера-конструктора центрального конструкторского бюро до начальника бюро гидравлики СКБ «Трансмаш-спецтехника».

Сергей Геннадьевич занимается компоновкой и разработкой узлов спецоборудования перспективных изделий, принимает непосредственное участие в проводимых на предприятии опытно-конструкторских работах, в проектировании узлов, в проведении стационарных испытаний самоходных гаубиц. Он является автором изобретения, получившего патент – «Универсальное гусеничное шасси на единой платформе».

В 2012 году Сергей Геннадьевич был награжден Почетной грамотой Главы Администрации Железнодорожного района.

Томашов Юрий Васильевич (внук), 15.12.1978г.р., работает в АО «Уралтрансмаш» с 2009 года.

Юрий Васильевич работал на предприятии мастером участка ходовых испытаний и сдачи изделий производственно-технического комплекса «Спецтехника». В настоящее время работает в должности начальника участка сборки изделий производственно-технического комплекса «Спецтехника», который является конечным в технологической цепи производства, где осуществляется окончательная сборка и испытания самоходных гаубиц.

В настоящее время обучается по заочной форме на 5 курсе машиностроительного института Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Томашов Алексей Васильевич (внук), 01.08.1988г.р., работает электромонтажником ПТК «Спецтехника» с февраля 2014 года. За время работы на предприятии он освоил профессии прессовщика-вулканизаторщика, слесаря по ремонту специзделий. ПТК «Спецтехника» является конечным в технологической цепи производства, в котором осуществляется окончательная сборка и испытания самоходных гаубиц.


Юрий Васильевич Томашов (8 августа 1929, Уральская область, РСФСР — 26 марта 2019, Екатеринбург) — генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро «Трансмаш», Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1993).

Биография

Юрий Васильевич родился 8 августа 1929 года в посёлке Тёплая Гора Чусовского района Уральской области, ныне Горнозаводского района Пермского края, в семье рабочего. В 1936 году семья переехала в село Верхняя Синячиха Свердловской области.

В 1948 году закончил Уральский машиностроительный техникум. В 1954 году закончил вечернее отделение Уральского политехнического института по специальности «инженер-механик».

Свою трудовую деятельность начал в 1948 году на Уралмашзаводе помощником мастера. В 1954 году был переведён техником-конструктором в ОКБ-3 Уральского завода транспортного машиностроения, затем был старшим техником-конструктором, инженером, старшим инженером-конструктором, руководителем группы ОКБ-3, заместителем главного конструктора с 1961 года, главным конструктором, генеральным конструктором ЦКБ «Трансмаш» в 1978—1990 годах. В 1990—2001 годах был генеральным конструктором, начальником ЦКБ «Трансмаш». В 2001 году вышел на пенсию.

Юрий Васильевич был профессором кафедры «Автомобили и тракторы» в УПИ.

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (1993).

Скончался 26 марта 2019 года на 90-м году жизни. Похоронен на центральной аллее Северного кладбища Екатеринбурга.

Вклад

Принимал участие в разработке и освоении в производстве самоходных артиллерийских систем СУ-100П, СУ-100ПМ, СУ-152Г, СУ-1. В качестве 1-го заместителя главного конструктора ОКБ-3 принимал участие в руководстве создания самоходных артиллерийских систем СГ «Акация» (2СЗ, 2СЗМ), СМ «Тюльпан» (2С4), СП «Гиацинт» (2С5), за которые в коллективе соавторов удостоен Государственной премии СССР и Ленинской премии, ЗРК «Круг» (2К11), гусеничного минного заградителя, ЗСУ-37-2 «Енисей», самоходной радиолокационной станции 1РЛ135 «Купол», многоцелевого транспортёра, лазерного танка 1К17 «Сжатие». Под руководством Ю. В. Томашова созданы самоходная гаубица «Мста-С» (2С19), 5 моделей трамваев «Спектр», 4 типа лебёдок для грузовых и пассажирских лифтов, внедрены в производство приводы штанговых глубинных насосов 12 видов грузоподъемностью от 4 до 12 т, лифтовые лебёдки, автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны (ЗИЛ-УЗТрМ-345), установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и др. Имеет более 60 авторских свидетельства на изобретения. Автор 11 печатных работ.

Томашов Юрий Васильевич

Фамилия: Томашов Имя: Юрий Отчество: Васильевич Дата рождения: 8 августа 1929 года Место рождения: ст. Тёплая Гора Чусовского района Пермского округа Уральской области Дата смерти: 26 марта 2019 года Место смерти: г. Екатеринбург

Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974), член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1993). Герой Социалистического Труда (1990). Награжден орденами Ленина (1979, 1990), Трудового Красного Знамени (1971), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), медалями, Почётным знаком «За заслуги перед городом Екатеринбургом». Награжден знаком отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени.

С 1948 г. – на Уралмашзаводе: помощник мастера, техник-конструктор, старший техник-конструктор, инженер, старший инженер-конструктор, руководитель группы ОКБ-3, заместитель главного конструктора, главный конструктор, генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш».

Принимал участие в разработке и освоении в производстве самоходных артиллерийских систем СУ-100П, СУ-100ПМ, СУ-152Г, СУ-1. Под его руководством разрабатывались самоходные артиллерийские системы: СГ «Акация» (2СЗ, 2СЗМ); СМ «Тюльпан» (2С4); СП «Гиацинт» (2С5) и др., за создание которых удостоен Государственной премии СССР и Ленинской премии; созданы самоходная гаубица «Мста-С» (2С19), ЗРК «Круг» (2К11), гусеничный минный заградитель ЗСУ-37-2 «Енисей», самоходная радиолокационная станция 1РЛ135, многоцелевой транспортер и др.; внедрены в производство приводы штанговых глубинных насосов 12 видов грузоподъемностью от 4 до 12 т, лифтовые лебедки, автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны (ЗИЛ-УЗТрМ-345), установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и др. Имеет более 60 авторских свидетельства на изобретения. Автор 11 печатных работ.

Читайте также: