Задачи лего методики с младшим дошкольным возрастом это

Обновлено: 03.05.2024

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктор «Lego»- это не простая игрушка, это развивающая игра, которая создана в помощь ребенку для того, чтобы наилучшим образом узнавать окружающий, взрослый мир.

Lego позволяет учиться,играя и обучаться в игре. Причём этот кон-структор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки малыша.

Дети сначала знакомятся с деталями конструктора, способами крепления двух кирпичиков, затем соединяют много кирпичиков, учится работать в коллективе. На последующем этапе вносится образец по-стройки, дети учится анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее –используются образцы на карточках. Дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку. Потом идё т усложнение через 2-3 темы -например: сборка машинки по карточке.

В младшей группах применимы следующие виды организации совместной деятельности :

по карточкам с моделями, которые прилагаются к конст-руктору LEGO;

по собственному замыслу.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, за-боры, мосты, ворота, ограды, машины, домики, гараж для машинок.

Во время игры дети:

• упражняются в распознании цвета,

закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий».

Используются конструкторы с деталями крупных размеров. LEGO «Duplo»

В средней группе основой при организации работы с LEGO конструкто-ром является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором LEGO ДАСТА – конструирование по – замыслу. Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан в начале, а затем он убирается.

Примерами тем занятий могут быть :

«В леса – чудеса мы поедем с тобой»,

«Рассмеши царевну Несмеяну»,

«Моделирование Жар-птицы»,

«Моделирование персонажей по сказке Колобок».

В старшей и подготовительной группах добавляется :

конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу

моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей.

Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моде-лей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам по-строить что-то для решения поставленной задачи.

Таким образом, использование конструктора

у детей младшей группы способствует развитию сенсорные представления

в средней группе развивается самостоятельность;

в старшей группе - открываются широкие возможности для конструк-тивной деятельности.

в подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования.

Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию со-циально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и создать свой собственный мир, где нет границ.

Расскажите детям, что…

Первые элементы Лего были деревянными, но в 1958 году на фабрике было возгорание и вся про-дукция пропала, после этого было решено делать пластиковые элементы.

Детали 1958 года стыкуются с деталями из 2016 года.

На сегодня выпущено более 3900 элементов в 54-х цветах,

Желтый цвет фигурок выбран не случайно, по мнению авторов этот цвет "не обижает" ни одну нацию и расу.

Выщено более 4 000 000 000 фигурок Лего.

В мире существует 6 парков развлечения, полностью построенных из кубиков Lego, и называются они Леголенды

Конструкторы продаются в 130 странах мира, причем со скоростью примерно семь коробок в секун-ду,а во время зимних праздников это количество возрастает до 28 наборов конструктора в секунду.

ВПраге имеется частный музей конструктора Лего

Специалисты компании Lego ведут статистику, согласно которой можно определить какие детали чаще теряются. Именно эти детали попадают в набор как запасные.

Существует хранилище Lego. Там содержатся экземпляры всех наборов конструктора, созданных с 1958 года. Сейчас насчитывают порядка 4720 наборов. Эти наборы используются не только как памят-ная коллекция, но и как доказательство для судебных разбирательств в патентных и авторских спорах.

День матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группах

День матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группах Наша мама лучшая на свете, очень нужна мама взрослым и детям, Все скажут дружно и прямо: "Очень любим маму!" Чтобы на празднике было веселей,.

Методика ознакомления детей с природой весной в разных возрастных группах Расширение знаний детей о весне в средней группе. Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно.

Цикл занятий в рамках проекта «Неделя доброты» в разных возрастных группах Конспект занятия в средней группе «Добро побеждает зло» Педагог-психолог: К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам,.

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного.

Методика ознакомления с природоведческой литературой в разных возрастных группах В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Экологическое воспитание младших дошкольников построено.

Оформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группах

Оформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группах «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста. Как писал известный педагог.

Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах Содержание 1. Введение. 2. Понятие «предметно-развивающая среда». 3. Принципы построения предметно-развивающей среды. 4. Особенности построения.

Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность.

Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может.

Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании. Задачи применения методики лего-конструирования и робототехники в разных возрастных группах. Формы реализации применения методики лего-конструирования и робототехники. Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора. Виды занятий по лего-конструированию и робототехнике с детьми дошкольного возраста. Использование конструктора LEGO DUPLO в организации конструктивной деятельности детей.

Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи применения методики лего-конструирования и робототехники в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Формы реализации применения методики лего-конструирования и робототехники

  1. Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  2. Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут): подготовка ребёнка к конкурсу; работа с одарёнными или отстающими детьми.
  3. Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться: воспитатель; дети и родители.
  4. Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
  5. Фестивали, конкурсы, викторины.
  6. Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения

Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

В процессе обучения используются следующие педагогические приёмы:

Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.

Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.

Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации

Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии: «Найди деталь, как у меня»; «Построй с закрытыми глазами»; «Найди такую же постройку, как на карточке»; «Разложи по цвету»; «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).

Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик — это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.

Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется

Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

Виды занятий по лего-конструированию и робототехнике с детьми дошкольного возраста

  1. Ознакомительное — педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах — набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста — набор «Дакта»).
  2. Занятие по схеме — изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели.
  3. Занятие по памяти — помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память. Тематическое — конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «Лего-мозаика».
  4. Занятие в рамках темы проекта — коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта. В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители. Пример тем для творческих проектов: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего-олимпиада», «Робогород». В старшей группе можно провести комплексный проект на тему «Терентий-тетерев»: В организационной части проекта педагог читает сказку В. Бианки «Терентий-тетерев», рассматривает вместе с детьми иллюстрации, дети прослушивают аудиозапись и просматривают мультфильм по мотивам произведения, затем воспитатель предлагает сконструировать сюжет сказки и обыграть его. Продуктивная деятельность детей — воспитатель формирует 3 подгруппы, каждой из которых необходимо будет изготовить по схеме фигурки лисицы, куницы и тетерева. Из сконструированных фигурок дети моделируют сюжетную коллективную композицию по мотивам сказки. Воспитатель направляет деятельность детей с помощью дополнительных вопросов, в случае затруднения — подсказывает и помогает практически в осуществлении проекта. Презентация результатов — распределение ролей, репетиция драматизации сказки, показ спектакля детям и родителям с Лего-персонажами.
  5. Контрольное — позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.
  6. Конкурсное — соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого входят воспитатель, логопед, психолог, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д.
  7. Комбинированное— решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт».
  8. Итоговое — обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.

Использование конструктора LEGO DUPLO в организации конструктивной деятельности детей

Основная идея реализации направления «LEGO-конструирование заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO, через дополнительные образования детей с использованием LEGO конструкторов, начиная со среднего дошкольного возраста. В работе с дошкольниками 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей используются различные виды конструктора. Это конструктор Lego «DUPLO», предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Lego «DACTA», рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

LEGO- конструирование начинается с 4 лет: детям средней группы предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Сначала детей знакомят с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определяли с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

Занятия с использованием конструктора LEGO DUPLO – это комплексные уроки, включающие в себя упражнения для мелкой моторики, развитию пространственного воображения, знакомство с цветом, формой и размером, развитие симметрии, нахождение нестандартных решений и правильное выполнение поставленной задачи.

Занятия начинаются с составления композиции по заданной теме. Конструирование из кубиков ЛЕГО – это увлекательный и полезный курс занятий с детьми 4 - 5 лет, в котором собраны различные техники моделирования.

У детей закрепляются навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать.

Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.

Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

«Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста посредством Lego –конструирования».

C:\Users\Sony\Desktop\Таня\350_yrCI0LR5V0.jpg

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

Дошкольное детство – удивительный возраст, когда играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и учится понимать его и выражать к нему свое отношение. Игра всегда интересна ребенку, а все, что он познает с удовольствием, в том числе и новое, запоминает надолго. Игра- это первая деятельность ребёнка, в ходе которой он развлекается, трудится, учится и всесторонне развивается. Игрушки, сопровождающие основной вид деятельности ребёнка появляются в его жизни очень рано. Сначала это погремушки и пищалки, их сменяют пирамидки и различные вкладыши, и в наборе его игрушек появляется первый конструктор «Лего».

Именно он – этот незамысловатый набор деталей-кирпичиков становится незаменимым спутником ребёнка на протяжении всего детства, так как полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, помогает проявить любознательность, сообразительность, смекалку и творчество, присущие всем детям.

Основная цель лего- конструирования в младшем дошкольном возрасте - это создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.

Основные Принципы LEGO - конструирования

  • доступность и наглядность изучаемого материала;
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • от простого к сложному;
  • активности и созидательности;
  • Интеграция;

Знакомство с LEGO –конструированием мы начали со второй младшей группы. Играя с крупным конструктором , дети выполняли постройки и пытались обыграть их. Но с LEGO-конструктором дети испытывали затруднения. Затруднения возникали при соединении деталей между собой.

Я решила сначала познакомить детей с LEGO-конструктором , его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность. Определили с ребятами название каждой формы.

Совместно с детьми, мы обговаривали, на что крепятся ЛЕГО- элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО- элементы: «мостик», «горка», «забор». Для этого я предлагала игры «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.

Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего - конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали. После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх. После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям предлагалось выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

На данном этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняю виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

Дети не только индивидуально выполняют постройки, но и работают в парах, микрогруппах, а также выполняют коллективную работу.

Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры.

При организации работы я стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Так на занятиях я использую такие дидактические игры как: «Найди кирпичик как у меня», цель данной игры: закреплять цвет и форму деталей. Игра «Собери кирпичики ЛЕГО». Детей делим на группы, разложены на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем кто какой цвет будет собирать. Побеждает та команда, которая быстрее соберет. «Передай кирпичик ЛЕГО»- игра на развитие координации движений. Ведущий закрывает глаза, дети стоят по кругу и по команде передают друг другу кирпичик. При слове «Стоп» ведущий открывает глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик становится ведущим. Игра «Найди лишнюю деталь» - так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак, то берем несколько кирпичиков и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных и 1 зеленый или 5 квадратных кирпичиков и 1 прямоугольный. Игра «Чудесный мешочек»: В тёмном мешке детали разные по форме и цвету. Показываем деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать цвет. Второй вариант, на слух называем деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь. И другие игры «Угадай, кто я?», «Дорожка», «По грибы, по ягоды», «Мой дом».

На занятии при постройке башенки использовала стишок:

1,2,3,4,5 будем башню собирать.

Первый кирпичик поросенку, а второй – медвежонку,

Третий будет для зайчат, а четвертый для утят,

Ну а пятый для синичек, шустрых птичек невеличек.

После того, как построили башню, считаем:

1, 2, 3, 4, 5 научились мы считать.

На занятиях провожу физкультминутки, например:

LEGO- умная игра, (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра (руки в стороны).

Интересно здесь играть, (круговорот рук)

Строить, составлять, искать! (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей (руками зовем к себе)

«LEGO» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно: (прыжки на месте)

В «LEGO» поиграть полезно (показать большие пальцы на руках).

Чтобы увлечь детей и заинтересовать в дальнейшем ходе работы, например на занятии по теме «Животные в зоопарке» я использовала загадки.

Серый толстый великан,

На спине его горбы -

Нос как будто длинный кран,

Там запас еды, воды…

На спине прокатит он,

Узнали? Как его зовут?

Озорной ушастый … (Слон).

Это кто с длиннющей шеей

Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит (Жираф)!

Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Для детей 3-4 лет

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) приобретают навыки работы с конструктором Лего-Дупло (крупные детали): знакомятся с основными деталями конструктора, разнообразными способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. В конце года, в зависимости от уровня подготовленности детей, задания могут быть усложнены за счет замены цвета деталей в наборах (основной акцент делается на подбор детали по форме).

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу (28),
  • Преобразование образца по условиям (4),
  • Конструирование по замыслу (2).

Тема 1. Здравствуй, Лего!

Знакомство с деталями конструктора «Лего-Дупло». Дать понятие об устойчивости конструкции, способах крепления и скрепления деталей конструктора.

  • Объекты: Башенки для мишки. Грибочки для белочки. Червячки. Тема 2. Детский сад для ребят

Показать разные способы скрепления деталей. Строительство столбиков и перекрытий. Строительство стенки с «окошками». Способы строительства лесенок из кубиков и кирпичиков. Подбор количества

деталей для нужной высоты лесенки. Скрепление деталей пластинами, составляющие части мостика (перекрытие – мост, столбы, лесенка, перила).

  • Объекты: Красивый заборчик. Заборчик и ворота. Башенка для детской площадки. Лесенки бывают разными. Мостики широкие и узкие.

Тема 3. Новый год

Учить строить предметы мебели, выделять основные части конструкции (спинка, сиденье, ножки, крышка). Учить строить животных с предварительным рассматриванием их строения и выделением основных частей (ноги, голова, туловище, лапы, ноги, копыта, рога, рожки). Способы преобразования конструкции. Закреплять умение строить, используя приобретенные ранее навыки скрепления деталей. Строительство сопровождается показом и словесной инструкцией, обозначающей знакомые части конструкции – столбик, лесенка, перекрытие.

  • Объекты: Мебель для терема Деда Мороза: стол, стул, диван, кровать. Мастерская Деда Мороза: уточка, птичка, петушок, собачка, рыбка. Олень Деда Мороза. По замыслу.

Продолжать учить строить животных с предварительным рассматриванием их строения и выделением основных частей (ноги, голова, туловище, лапы, ноги, копыта, рога, рожки). Закреплять умение строить, используя приобретенные ранее навыки скрепления деталей. Строительство сопровождается показом и словесной инструкцией.

  • Объекты: Жираф. Страус и страусенок. Черепаха, пингвин. Слон. Крокодил. Попугай. Тема 5. Растения

Познакомить с несколькими представителями растительного мира. Обратить внимание на различие в строении кроны елочки и лиственного деревьев. Строительство с выделением различий в способах по- строения ствола, выделением в постройке уже знакомых частей: ствол (стебль) – башенка, листья (у цветка) – лесенка.

  • Объекты: Цветок для милой мамы. Елочка – зеленая иголочка. Деревья. Тема 6. Дома бывают разными

Познакомить с алгоритмом строительства домов и их составными частями: основа – фундамент (вариа- тивность исполнения), стенка (зависимость прочности стены от способа укладки кирпичиков), проемы для окон и дверей, крыша.

  • Объекты: Мой дом с окошками. Дом с дверным проемом и двориком. Дом с воротами и окошка- ми.

Тема 7. Транспортные средства Учить строить различные виды транспорта, выделять основные структурные компоненты технических изделий (колеса, корпус, кабина, кузов, стрела, крылья, хвост). Дать элементарное представление о на- значении роботов и техники.

  • Объекты: Ракета. Пароход. Паровозик с вагончиком. Автомобиль. Самолет. Подъемный кран. Робот.

Тема 8. Я – юный строитель.

Итоговое занятие, строительство по замыслу. Актуализация полученных знаний.

«Найди такой же по цвету».

Цель: научить выбирать нужную деталь по визуальному образцу. Закреплять название деталей конструктора.

Словарик: кубик 2х2, кирпичик 2х4, пластина 2х2 (квадратная), пластина 2х4 (длинная), клю- вик, горка, окошко, арка, кубик 2х2 (высокий), кубик 1х2 (высокий)

Дети получают набор деталей Лего-конструктора. Набор-образец – у педагога. Педагог пока зывает и называет деталь, дети находят аналог.

«Найди такой же по форме».

Цель: научить выбирать нужную деталь по словесному обозначению. Закреплять название деталей конструктора (кубик 2х2, кирпичик 2х4, пластина и др.).

Дети получают набор деталей Лего-конструктора. Педагог называет деталь, дети находят аналог. Детали одинаковой формы могут отличаться цветом.

Цель: научить детей опознавать детали конструктора по графическому образцу.

Дети получают набор деталей конструктора и карточки с изображением деталей. 2 варианта карточек – цветные и нецветные.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Над данной темой я начала работать в 2018 году.

    В начале работы мной была определена цель: изучить особенности познавательного развития, творческих способностей, конструкторских умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе лего-конструирования.

    Для достижения данной цели были определены задачи, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.

    Для изучения данной темы я разработала план по самообразованию, с которым можно ознакомиться на экране.

    На первом этапе работы над данной темой, я изучила литературу. Это были пособия Куцаковой Л. В. и Фешиной Е. В. Особое внимание я остановила на пособие Е. В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».

    Проанализировав его я выделила для себя следующие особенности:

    1) Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях. Когда ребёнок увлечённо и с удовольствием играет с лего, то в это время у ребёнка развивается : память, внимание, мелкая моторика, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, повышается познавательная активность и эмоционально-волевая сфера.

    2) Вторая особенность заключалась в том, что в младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить цвет, названия деталей LEGO – конструктора, форму. Педагог должен стараться увлечь ребенка игрой, чтобы сформировать навыки необходимые для его успешного развития.

    После изучения литературы на втором этапе своей работы я создала картотеку игр для детей 3-4 лет по лего-конструированию (показать и рассказать какие в ней игры и составила конспекты занятий.

    После изучения теории по данной теме я приступила к практической части работы : к разработке дидактических игр и апробирования их на практике в работе с детьми.

    Игра «Цветные башенки». Детям предлагаются карточки (схемы) построек башенок, с помощью кирпичиков лего они строят башни. Другой вариант дети по очереди кидают кубик, на гранях которого находятся цвета указывающие на то какой цветом кубик необходимо взять следующим для постройки.

    Эта игра очень нам помогла в изучении цветовой гаммы, в формировании у детей умения соотносить предметы по цвету. В начале игры дети строили самые простые башенки из двух кирпичиков. Очень эффективна эта игра в индивидуальной работе, когда ребенок легко усваивает цвета и может двигаться дальше, выстраивая башни все выше и выше. Это позволяет развивать у него умение сравнивать, анализировать.

    Игра «Разложи по цвету». Эта игра также помогает выучить с ребенком цвета, учить его ориентироваться на листе бумаги, соотносить предметы по цвету, анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением лего-кирпичиков, необходимо выложить кирпичики так, как нарисовано на карточке, в соответствии с цветом.

    Опыт работы «Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»

    Игра «Посчитай и сравни». Эта игра в интересной форме позволяет познакомить детей с миром цифр. Детям предлагаются карточки с изображением кирпичиков и цифрами. Необходимо посчитать кирпичики и сравнить с числом на карточке. Детям предлагается подружиться, например, с цифрой один и подарить ей кирпичики разного цвета, но только по одному. Дети в этой игре быстро усваивают такие понятия один-много: в гости пришел один кирпичик красный, один синий, один желтый, а вместе их много.

    По мере взросления детей и формирования у них представлений о цифрах и числах для них очень интересна игра «Собираем и считаем».

    Детям предлагаются карточки, необходимо называть цифру изображенную в столбце и собрать башенку из того количества кирпичиков, которое показывает цифра.

    Дети, собирая башенку должны считать, тем самым закрепляя навык счета. Конечно, очень важно подбирать задания по силам ребенка, чтобы создать для него ситуацию успеха. Кто-то в 4 года с успехом считаем до 10, а кому-то порой трудно дается счет в пределах пяти.

    Чтобы проследить за динамикой познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в играх по лего-конструированию мною была разработана мониторинговая карта. Были выбраны такие критерии как: называет цвет деталей, называет детали, скрепляет детали, строит элементарные постройки по творческому замыслу, строит по образцу, точность скрепления и скорость выполнения. Анализ результатов мониторинга показал, что в развитии каждого ребенка наблюдалась динамика. Стоит отметить, что в группе не было ни одного ребенка, который не хотел играть бы в лего-конструктор.

    В этой диагностике мы не оценивали у ребенка знание цифр, умения соотносить цифру с количеством деталей, но появление лего-конструктора на занятиях по математике делало его интересней, дети с удовольствием считали, сравнивали, анализировали.

    Проводя работу с лего-конструктором в младших группах, мы уже видели, что он станет помощником нам в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста.

    Для этого мы разработали следующие игры :

    Игра «Сосчитай и перевези». Детям предлагаются карточки на которых изображены грузовики с цифрами. Необходимо выложить кирпичики лего в соответствии с числом на кузове грузовика, то есть «загрузить машинку». Эту игру можно проводить и с настоящими игрушками на ковре, разыграв ситуацию «Стройка». Одни дети строят – другие подвозят детали.

    Игра «Считаем и играем».

    Детям предлагаются карточки на которых изображены цифры, необходимо в соответствии с ней выложить в пустые квадратики необходимое количество кирпичиков лего. Второй вариант: на карточках изображены цифры из лего детям можно предложить собрать такие же. Мы думаем, что собрав цифру из лего, он ее уже не забудет.

    Игра «Посчитай и разложи»

    Детям предлагаются карточки и кирпичики лего, необходимо посчитать кирпичики, сравнить с числом которое указанно на карточке и сформировать башни от 1 до 10.

    Лего-конструктор успешно помогает усвоить детям навыки сложения, вычитания, сравнения и другие важные умения, которые порой так тяжело даются детям.

    Лего-конструктор – это то средство, которое интересно дошкольникам любого возраста. Ну, а наши малыши пока учат с помощью него цвет, размер (высокий – низкий, широкий – узкий, большой – маленький).

    Чтобы оставить на память наши радостные моменты игры с лего мы составили фотоколлаж, как дети играют в дидактические игры по лего-конструированию.

    Следует отметить что игры с лего-коструктором увлекают детей, даже самые активные дети готовы подолгу в них играть.





    Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста»

    Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста» Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества.

    Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»

    Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего - конструирования «Конструируя,.

    Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста» Актуальность Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений.

    Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности» Актуальность темы: В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями.

    Опыт работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством технической игрушки» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через техническую игрушку Научно-технический прогресс, проникая во все.

    Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования. Старший воспитатель.

    Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В. А. Сухомлинский Что.

    Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» На протяжении учебного года в младшей группе «Сказка» велась работа по сенсорному развитию детей. В работе по сенсорному развитию детей.

    Читайте также: