Заместитель генерального конструктора кб салют

Обновлено: 30.04.2024

В марте исполнилось 60 лет конструкторскому бюро «Салют» Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Об истории и перспективах предприятия рассказывает первый заместитель генерального конструктора ГКНПЦ имени М.В. Хруничева - начальник КБ «Салют» Юрий БАХВАЛОВ.

Опытно-конструкторское бюро № 23 (впоследствии переименованное в КБ «Салют») было образовано в 1951 году под руководством выдающегося советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева. Одним из достижений ОКБ-23 стало создание в начале 60-х годов прошлого века нескольких типов тяжёлых стратегических бомбардировщиков М-4 и 3М, а также звукового стратегического бомбардировщика М-50. В 1957—1960 гг. в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана.

В 1960 году ОКБ-23 было передано в Министерство среднего машиностроения и стало филиалом №1 по ракетно-космической тематике ОКБ-52 В.Н. Челомея.

За прошедшие годы в КБ «Салют» разработаны и внедрены ракеты-носители, разгонные блоки, малые космические аппараты и модули для орбитальных станций «Мир» и МКС. Коллектив КБ проявил себя новатором на всех направлениях своей деятельности - в выборе проектно-конструкторских решений, методов экспериментальной отработки, технологий изготовления изделий.

В настоящее время динамичное развитие ракетно-космической техники связано с максимально эффективным коммерческим использованием космического пространства и определяется усилением конкурентной борьбы на мировом рынке космических услуг между фирмами США, стран Западной Европы, Японии и Китая.

Всё это требует от КБ «Салют» целеустремлённой работы одновременно во всех перспективных направлениях, проведения НИОКР по исследованию и проектированию конкурентоспособных образцов ракет-носителей (РН), разгонных блоков (РБ) и космических аппаратов (КА). Тем самым научно-технический и коммерческий интерес для КБ «Салют» представляет вся палитра задач, связанных с освоением космоса в интересах мирового прогресса.

В августе 2011 года исполнится 5 лет со дня запуска с космодрома Плесецк ракетой-носителем лёгкого класса «Рокот» малого космического аппарата дистанционного зондирования земли «Монитор-Э». Тем самым подтвердила свою эффективность новая платформа для малых космических аппаратов, на базе которой начиная с 2004 года началось освоение спутников связи класса 1.000 кг. В КБ «Салют» выполнены работы по созданию и запуску «Экспресс-МД-2», созданного в рамках федеральной программы. Их назначение - ретрансляция потоков информации в системе спутниковой связи и вещания.

В настоящее время в отечественной космонавтике для выведения КА на геопереходные и геостационарные орбиты используется ракета-носитель «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. При запуске с космодрома Байконур масса аппаратов, выводимых на геостационарную орбиту ракетой-носителем «Протон-М» с «Бриз-М», составляет до 3,6 т. Масса полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту в интересах международных коммерческих программ, в настоящее время составляет до 6 тонн.

В связи с этим для успешного решения поставленных жизнью задач в КБ «Салют» проводятся работы по дальнейшей модернизации характеристик системы выведения «Протон-М/Бриз-М», что позволит выводить на геопереходную орбиту космические аппараты с массой до 6,5 тонны без кардинальной переделки комплекса.

На международном рынке наиболее стабильным и ресурсоёмким сегментом является предоставление пусковых услуг для запуска аппаратов на высокоэнергетические орбиты владельцами ракет тяжёлого класса. За последнее время мировой коммерческий парк пополнился новыми ракетами-носителями тяжёлого класса - «Ариан-5G», «Ариан-5ЕСА», «Ариан-5ЕСВ», а также «Атлас-V504, 505, 551», «Дельта-4» и «Дельта-4Н».

По показателю «масса полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту» зарубежные РН тяжёлого класса в ближайшей перспективе могут иметь следующие характеристики:

«Ариан» - от 6,0 до 12,0 т (в зависимости от назначения), «Атлас» - от 4,0 до 12,0 т; «Дельта» - от 4,0 до 13,0 т.

Необходимость сохранения Россией приоритетных позиций по запуску тяжёлых КА связи на геостационарную и геопереходную орбиты требует принятия неотложных мер по развитию и модернизации отечественных средств выведения.

В середине 90-х годов ХХ века для КБ «Салют» начался этап создания новой РН модульного типа, т.е. представляющей собой комплекс РН различной мощности с общим названием «Ангара». Переход к модульной конструкции ракет был вызван желанием минимизации объёмов наземной стендовой отработки за счёт сведения её в основном к отработке одного универсального ракетного модуля (УРМ), имеющего размерность РН лёгкого класса.

Использование УРМ позволяет создавать на их основе ракет-носителей различных классов. Предельной по количеству блоков может быть ракета-носитель, состоящая из семи модулей, - «Ангара-А7».

Учитывая возможность создания РН «Ангара-А7», предусматривается модификация разгонного блока с увеличенной заправкой до 27 тонн, что обеспечивает запуски на этом носителе на геостационарную орбиту космических аппаратов массой 7,6 тонны и на геопереходную орбиту массой 13 тонн.

Сравнение энергетики РН «Ангара-А7» с модифицированным разгонным блоком с перспективными зарубежными РН тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности - «Ариан-5ЕСА», а также «Атлас-V», «Дельта-4» и «Дельта-4Н», показывает, что даже при запуске с космодрома Плесецк она обеспечивает паритет по массе полезной нагрузки при запуске на наиболее востребованные высокоэнергетические орбиты.


Основные направление деятельности : н аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации и эксплуатации ракет-носителей, разгонных блоков, модулей орбитальных станций и космических аппаратов. Поисковые, прикладные исследования и разработки, включая работы по новым наукоемким технологиям, используемым в космической технике, экологии и по созданию экспериментальных установок для моделирования процессов работы КА в условиях космического пространства.

Задача КБ — обеспечить конкурентоспособность россий­ских космических средств в на­стоящее время и в будущем.

История КБ неразрывно связана с самыми значимыми этапами развития ави­астроения, ракетостроения и кос­монавтики. На всех направлениях своей деятельности КБ отличал новаторский подход с опорой на науку, смелость и инициативность руководителей, знания, опыт и це­леустремленность коллектива в до­стижении целей. Разработки КБ "Салют" послужили серьезному укреплению безопасности и оборо­носпособности нашей страны, обе­спечивая стратегические паритеты при постановке на вооружение со­вершенных образцов авиационной и ракетной техники, а также обеспе­чили ее приоритет страны в освое­нии космоса. Многие из этих реше­ний и сегодня определяют развитие передовых технологий в мире.

Конструкторское бюро “Салют” было образовано в 1951 г. выдающимся авиаконструктором В.М. Мясищевым.

Под его руководством созданы серийные бомбардировщики ЗМ и М4, получившие в НАТО название “Бизон”, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.

В 1960 г. предприятие было перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. Коллективом конструкторского бюро был создан ряд уникальных изделий, среди которых: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель “Протон”; космические аппараты 20-тонного класса “Космос- 929, -1267, -1443, -1686”, послужившие основой для создания модулей “Квант”, “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа”, модуль ДМ для РКК "Энергия".

Кроме того, при непосредственном участии коллектива КБ были созданы орбитальные станции "Салют" и "Мир", крылатый ракетный комплекс.

Технический уровень изделий, разработанных коллективом конструкторского бюро "Салют", получил высокую оценку специалистов во всем мире, что подтверждает участие предприятия в ряде международных космических программ. В частности, в КБ "Салют" были созданы: криогенный разгонный блок для индийской ракеты-носителя GSLV, а также электропневматические приводы и двигательная установка управления по крену для бразильской ракеты-носителя.

За успехи, достигнутые в области создания передовой авиационной и ракетно-космической техники коллектив КБ награжден орденом Ленина (12 июля 1957 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.).

7 июня 1993 г. Распоряжением Президента Российской Федерации был образован Государственный Космический Научно-производственный Центр им. М.В.Хруничева, который объединил Конструкторское бюро “Салют” и Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева, что послужило слиянию научного и производственного потенциалов двух предприятий.

В 90-е годы коллективом КБ были разработаны: функционально-грузовой блок "Заря" и служебный модуль "Звезда" для МКС, модернизированная ракета-носитель "Протон-М", КРК "Рокот" на основе МБР РС-18 (СС-19), РБ "Бриз-М".

В настоящее время КБ “Салют” осуществляет:

  • модернизацию РН “Протон” и РБ "Бриз-М" с целью улучшения энергомассовых и эксплуатационных характеристик;
  • проектно-конструкторские работы по созданию семейства РН “Ангара” легкого и тяжелого классов;
  • эксплуатацию РКК "Протон", РКК "Рокот";
  • разработку разгонных блоков на высококипящих и низкокипящих компонентах топлива : серии “Бриз”; КВРБ, КРБ;

разработку кислородно-водородного разгонного блока РБ КВТК, который позволит существенно расширить возможности РКН тяжелого класса "Ангара-А5" по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.

В рамках реализации Программы финансового оздоровления Центра им. М. В. Хруничева на базе КБ "Са­лют" и омское КБ "Полет" (включено в состав КБ "Салют" в 2015 году) создается Центр компетенции по разработке и конструкторскому сопровожде­нию ракет-носителей и разгонных блоков.


Основные направление деятельности : н аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации и эксплуатации ракет-носителей, разгонных блоков, модулей орбитальных станций и космических аппаратов. Поисковые, прикладные исследования и разработки, включая работы по новым наукоемким технологиям, используемым в космической технике, экологии и по созданию экспериментальных установок для моделирования процессов работы КА в условиях космического пространства.

Задача КБ — обеспечить конкурентоспособность россий­ских космических средств в на­стоящее время и в будущем.

История КБ неразрывно связана с самыми значимыми этапами развития ави­астроения, ракетостроения и кос­монавтики. На всех направлениях своей деятельности КБ отличал новаторский подход с опорой на науку, смелость и инициативность руководителей, знания, опыт и це­леустремленность коллектива в до­стижении целей. Разработки КБ "Салют" послужили серьезному укреплению безопасности и оборо­носпособности нашей страны, обе­спечивая стратегические паритеты при постановке на вооружение со­вершенных образцов авиационной и ракетной техники, а также обеспе­чили ее приоритет страны в освое­нии космоса. Многие из этих реше­ний и сегодня определяют развитие передовых технологий в мире.

Конструкторское бюро “Салют” было образовано в 1951 г. выдающимся авиаконструктором В.М. Мясищевым.

Под его руководством созданы серийные бомбардировщики ЗМ и М4, получившие в НАТО название “Бизон”, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.

В 1960 г. предприятие было перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. Коллективом конструкторского бюро был создан ряд уникальных изделий, среди которых: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель “Протон”; космические аппараты 20-тонного класса “Космос- 929, -1267, -1443, -1686”, послужившие основой для создания модулей “Квант”, “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа”, модуль ДМ для РКК "Энергия".

Кроме того, при непосредственном участии коллектива КБ были созданы орбитальные станции "Салют" и "Мир", крылатый ракетный комплекс.

Технический уровень изделий, разработанных коллективом конструкторского бюро "Салют", получил высокую оценку специалистов во всем мире, что подтверждает участие предприятия в ряде международных космических программ. В частности, в КБ "Салют" были созданы: криогенный разгонный блок для индийской ракеты-носителя GSLV, а также электропневматические приводы и двигательная установка управления по крену для бразильской ракеты-носителя.

За успехи, достигнутые в области создания передовой авиационной и ракетно-космической техники коллектив КБ награжден орденом Ленина (12 июля 1957 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.).

7 июня 1993 г. Распоряжением Президента Российской Федерации был образован Государственный Космический Научно-производственный Центр им. М.В.Хруничева, который объединил Конструкторское бюро “Салют” и Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева, что послужило слиянию научного и производственного потенциалов двух предприятий.

В 90-е годы коллективом КБ были разработаны: функционально-грузовой блок "Заря" и служебный модуль "Звезда" для МКС, модернизированная ракета-носитель "Протон-М", КРК "Рокот" на основе МБР РС-18 (СС-19), РБ "Бриз-М".

В настоящее время КБ “Салют” осуществляет:

  • модернизацию РН “Протон” и РБ "Бриз-М" с целью улучшения энергомассовых и эксплуатационных характеристик;
  • проектно-конструкторские работы по созданию семейства РН “Ангара” легкого и тяжелого классов;
  • эксплуатацию РКК "Протон", РКК "Рокот";
  • разработку разгонных блоков на высококипящих и низкокипящих компонентах топлива : серии “Бриз”; КВРБ, КРБ;

разработку кислородно-водородного разгонного блока РБ КВТК, который позволит существенно расширить возможности РКН тяжелого класса "Ангара-А5" по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.

В рамках реализации Программы финансового оздоровления Центра им. М. В. Хруничева на базе КБ "Са­лют" и омское КБ "Полет" (включено в состав КБ "Салют" в 2015 году) создается Центр компетенции по разработке и конструкторскому сопровожде­нию ракет-носителей и разгонных блоков.

Абанин Георгий Васильевич

Авиационный конструктор, главный конструктор министерства автомобильного транспорта РСФСР, секретарь Советской части рабочей группы Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта, вице-президент немецкой дирекции Международного фонда российско-элинского сотрудничества.

Абдулин Рашид Раисович

Абдулин Рашид Раисович

Абдулин Рашид Раисович

Конструктор в области систем управления ЛА, заместитель управляющего директора — главный конструктор ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика», член правления.

Александров Алексей Дмитриевич

Александров Алексей Дмитриевич

Александров Алексей Дмитриевич

Специалист по системам управления, начальник и главный конструктор Московского института электромеханики и автоматики (ПАО «МИЭА»). Профессор, заведующий кафедрой «Системы автоматического и интеллектуального управления» МАИ.

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович

Советский авиаконструктор, начальник ОКБ № 1 опытного авиазавода № 1, главный конструктор по высотному снаряжению и ответственный руководитель завода «Звезда», Герой Социалистического Труда.

Алферов Владимир Викторович

Главный конструктор АО «Научно-производственное предприятие «Топаз».

Альмяшев Игорь Зиеевич

Альмяшев Игорь Зиеевич

Альмяшев Игорь Зиеевич

Конструктор и специалист в области авиастроения, авионики, системного анализа, теории автоматического управления, теории оптимизации и исследования операций математического моделирования, заместитель генерального директора по авионике ФГУП «ГосНИИАС».

Андреев Владимир Александрович

Андреев Владимир Александрович

Андреев Владимир Александрович

Конструктор криогенной техники, главный конструктор ПАО «Туполев».

Аносович Андрей Борисович

Аносович Андрей Борисович

Аносович Андрей Борисович

Советский авиационный инженер-конструктор, главный конструктор Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна», главный конструктор — директор программы по самолёту МиГ-31.

Антонов Дмитрий Александрович

Антонов Дмитрий Александрович

Антонов Дмитрий Александрович

Авиаконструктор, главный конструктор ОКБ А. Н. Туполева по самолётам Дальней авиации Ту-95МС, Ту-142М и Ту-142М3.

Архангельский Иван Иванович

Главный конструктор ОАО «МКБ «Факел» им. академика П. Д. Грушина».

Асеев Михаил Юрьевич

Асеев Михаил Юрьевич

Асеев Михаил Юрьевич

Главный конструктор — первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) ПАО «Туполев».

Атонов Вениамин Степанович

Атонов Вениамин Степанович

Атонов Вениамин Степанович

Конструктор электронно-вычислительной техники, главный конструктор НИЦЭВТ.

Афонин Николай Иванович

Афонин Николай Иванович

Афонин Николай Иванович

Конструктор электронной аппаратуры, начальник опытно-конструкторского отдела ВНИИА им. Н. Л. Духова.

Бабак Александр Георгиевич

Бабак Александр Георгиевич

Бабак Александр Георгиевич

Председатель совета директоров, генеральный конструктор центра НПП «Томилинский электронный завод».

Бабак Владимир Петрович

Бабак Владимир Петрович

Бабак Владимир Петрович

Советский и российский авиаконструктор, президент концерна «Штурмовики Сухого», главный конструктор самолётов типа , ,.

Бажинов Игорь Константинович

Учёный, специалист в области космической баллистики и навигации КА, конструктор ракетно-космической техники, член «группы Тихонравова», один из создателей первого искусственного спутника Земли.

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Советский авиаконструктор, организатор производства, главный конструктор самолёта Ту-95 и всех его модификаций, в том числе дальнемагистрального пассажирского самолёта Ту-114, Герой Социалистического Труда.

Баканов Анатолий Георгиевич

Баканов Анатолий Георгиевич

Баканов Анатолий Георгиевич

Конструктор в области моторостроения, генеральный конструктор и генеральный директор ООО «ОБК моторостроения» (Воронеж), генеральный конструктор ГК «Инновационные системы».

Баканов Сергей Александрович

Баканов Сергей Александрович

Баканов Сергей Александрович

Главный конструктор ОКБ «Факел» (Калининград), автор и исполнитель бардовских песен.

Барковский Александр Фёдорович

Барковский Александр Фёдорович

Барковский Александр Фёдорович

Российский авиастроитель. Первый заместитель генерального конструктора — первый заместитель исполнительного директора — технический директор главный конструктор самолёта МКИ.

Барковский Владимир Иванович

Барковский Владимир Иванович

Барковский Владимир Иванович

Авиаконструктор, директор Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна».

Барышев Владимир Михайлович

Барышев Владимир Михайлович

Барышев Владимир Михайлович

Авиаконструктор и инженер-конструктор стартовых ракетных комплексов, заместитель генерального конструктора ОКБ В. М. Мясищева, начальник Филиала № 2 ОКБ В. Н. Челомея.

Бахвалов Юрий Олегович

Бахвалов Юрий Олегович

Бахвалов Юрий Олегович

Первый заместитель генерального директора — генеральный конструктор КБ «Салют» ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», конструктор ракеты «Ангара».

Бегак Александр Аркадьевич

Бегак Александр Аркадьевич

Бегак Александр Аркадьевич

Авиаконструктор, разработчик летательных аппаратов серии «Бегалёт», лётчик-испытатель, изобретатель, путешественник, общественный деятель, трёхкратный рекордсмен мира.

Бекирбаев Керим Бекирович

Бекирбаев Керим Бекирович

Бекирбаев Керим Бекирович

Инженер-аэродинамик, главный конструктор и начальник ЛИК ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой Социалистического Труда.

Бекирбаев Тамерлан Османович

Бекирбаев Тамерлан Османович

Бекирбаев Тамерлан Османович

Советский и российский учёный, специалист в области радиолокации, главный конструктор авиационных РЛСУ НИИ Приборостроения им. .

Белов Анатолий Петрович

Белов Анатолий Петрович

Белов Анатолий Петрович

Главный конструктор Московского вертолётного завода им. М. Л. Миля, руководитель проекта создания экспериментального и первого промышленного экземпляра вертолёта на газовом топливе.

Белосвет Анатолий Алексеевич

Белосвет Анатолий Алексеевич

Белосвет Анатолий Алексеевич

Авиаконструктор, специалист в области аэродинамики, главный конструктор инженерного центра «ОКБ им. », первый заместитель генерального директора АНПК «МиГ».

Беляков Виктор Петрович

Беляков Виктор Петрович

Беляков Виктор Петрович

Учёный в области криогенной и вакуумной техники, член-корреспондент АН СССР, генеральный директор и главный конструктор НПО «Криогенмаш», Герой Социалистического Труда, профессор МАИ.

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

Советский и российский учёный, авиаконструктор, академик АН СССР, генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна, дважды Герой Социалистического Труда, почётный генеральный конструктор самолётов МиГ.


Образование – высшее. Закончил в 1987 году Московский авиационный технологический институт имени К.Э.Циолковского по специальности «Летательные аппараты», инженер-механик.

Работа на различных должностях на заводе имени М.В.Хруничева и в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева – инженер-технолог, начальник цеха, начальник производства, заместитель директора по производству ракетно-космического завода ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

В октябре 2012 года состоялся конкурс на замещение должности генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». По результатам конкурса, 19 октября 2012 года был подписан приказ Руководителя Федерального космического агентства о назначении с 22 октября Селиверстова А.И. Генеральным директором ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

Заместители Генерального директора,
руководители подразделений и филиалов ГКНПЦ




Сычев Василий Николаевич
Первый заместитель

Островерх Александр Ильич
Заместитель генерального директора

Анисимов Сергей Викторович
Заместитель генерального директора

по внешнеэкономическим связям




Петрик Владимир Андреевич
Заместитель генерального директора -

Директор ракетно-космического завода

Бахвалов Юрий Олегович
Заместитель генерального директора -

Генеральный конструктор КБ «Салют»

Иванов Вячеслав Яковлевич

Заместитель генерального директора -Директор ЗЭРКТ




Абрамов Павел Викторович
Генеральный директор
Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ) им. С. М. Кирова

Арзуманов Юрий Леонович
Заместитель генерального директора

Директор КБ «Арматура»

Вертунов Сергей Алексеевич

Заместитель генерального директора по безопасности




Глазкова Инесса Анатольевна

Заместитель генерального директора

по информационным системам

Додин Игорь Соломонович
Заместитель генерального директора

Иванов Владимир Леонтьевич
Заместитель генерального директора




Иванов Вячеслав Николаевич
Заместитель генерального директора

по опытно-конструкторским работам

Караченков Евгений Михайлович
Заместитель генерального директора

Кобзарь Александр Иванович
Заместитель генерального директора




Коптев Иван Тихонович
Заместитель генерального директора

Генеральный директор ВМЗ

Кузин Анатолий Иванович
Заместитель генерального директора

по инновационному развитию и cтратегическим исследованиям

Макаров Михаил Иванович
Заместитель генерального директора,

Директор-главный конструктор НИИ КС им. А.А.Максимова




Митинский Глеб Маркович
Заместитель генерального директора

по социальным вопросам

Мураховский Григорий Мойсеевич
Заместитель генерального директора

Генеральный Директор ПО "Полет"

Панин Игорь Геннадьевич
Заместитель генерального директора -

Генеральный директор КБХМ им. А.М. Исаева


Петухов Андрей Петрович
Директор «Хруничев Телеком»

Читайте также: