Зил конструктор город мастеров зил 131

Обновлено: 25.04.2024

Конструктор "Пожарная машина ЗИЛ-130" Город мастеров понравится мальчишке от 6 лет и старше. Количество деталей - 254 шт. Набор совместим с конструкторами Lego и Brick.

доставка 250 руб

актуально: 26 апреля

Конструктор Город мастеров ЗИЛ-131: военный госпиталь, с фигурками, 145 деталей арт.7077-KK

Дети так любят игрушки на военную тематику! Именно поэтому маленьких бойцов обрадует очень интересный и оригинальный набор-констуктор в виде военного госпиталя - чудесный новый конструктор…

доставка 300руб, бесплатная доставка от 3500 руб.

актуально: сегодня (21 июня)

Конструктор ЗИЛ бензовоз на заправке, 143 детали

доставка по Москве: 149р; по Санкт-Петербургу: 199р

актуально: 14 июня

Конструктор Город мастеров Пожарная машина Зил

Конструктор Город мастеров Пожарная машина Зил очень похожа на настоящую, ее легко собрать при помои инструкции. У Зила открываются двери кабины, капот и фургон. В комплекте фигурка…

доставка 250 руб

актуально: 26 апреля

Конструктор полицейский зил, с фигурками, 129 деталей Город Мастеров 3117-KK

Конструктор «Полицейский ЗИЛ» из серии «Полиция» ТМ «Город мастеров» с фигуркой вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка. Особенности…

доставка 250 руб, бесплатно от 3000 руб

актуально: сегодня (21 июня)

Конструктор зил перевозчик с бульдозером, с фигуркой, 195 деталей Город Мастеров 7581-KK

Конструктор «ЗИЛперевозчик с бульдозером» из серии «Стройка» ТМ «Город мастеров» с фигуркой вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка.…

доставка 250 руб, бесплатно от 3000 руб

актуально: сегодня (21 июня)

Конструктор зил-130 боровой с пожарниками, 151 дет. Город Мастеров 3589-KK

Конструктор «ЗиЛ-130 с пожарниками» ТМ «Город мастеров» понравится маленьким спасателям. Особенности и комплектация: - 151 деталь - 2 фигурки - совместим с моделями конструкторов мировых…

доставка 250 руб, бесплатно от 3000 руб

актуально: сегодня (21 июня)

Город мастеров Зил-130 боровой с пожарниками (151 деталей). Конструкторы

Конструктор Город мастеров конструктор зил-130 боровой с пожарниками (151 деталей) в кор 2x18 шт. Конструктор ЗиЛ-130 с пожарниками ТМ Город мастеров понравится маленьким спасателям.…

Конструктор "Пожарная машина ЗИЛ-130" Город мастеров понравится мальчишке от 6 лет и старше. Количество деталей - 254 шт. Набор совместим с конструкторами Lego и Brick.

доставка 250 руб

актуально: 26 апреля

Конструктор Город мастеров ЗИЛ-131: военный госпиталь, с фигурками, 145 деталей арт.7077-KK

Дети так любят игрушки на военную тематику! Именно поэтому маленьких бойцов обрадует очень интересный и оригинальный набор-констуктор в виде военного госпиталя - чудесный новый конструктор…

доставка 300руб, бесплатная доставка от 3500 руб.

актуально: сегодня (21 июня)

Конструктор ЗИЛ бензовоз на заправке, 143 детали

доставка по Москве: 149р; по Санкт-Петербургу: 199р

актуально: 14 июня

Конструктор Город мастеров Пожарная машина Зил

Конструктор Город мастеров Пожарная машина Зил очень похожа на настоящую, ее легко собрать при помои инструкции. У Зила открываются двери кабины, капот и фургон. В комплекте фигурка…

доставка 250 руб

актуально: 26 апреля

Конструктор полицейский зил, с фигурками, 129 деталей Город Мастеров 3117-KK

Конструктор «Полицейский ЗИЛ» из серии «Полиция» ТМ «Город мастеров» с фигуркой вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка. Особенности…

доставка 250 руб, бесплатно от 3000 руб

актуально: сегодня (21 июня)

Конструктор зил перевозчик с бульдозером, с фигуркой, 195 деталей Город Мастеров 7581-KK

Конструктор «ЗИЛперевозчик с бульдозером» из серии «Стройка» ТМ «Город мастеров» с фигуркой вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка.…

доставка 250 руб, бесплатно от 3000 руб

актуально: сегодня (21 июня)

Конструктор зил-130 боровой с пожарниками, 151 дет. Город Мастеров 3589-KK

Конструктор «ЗиЛ-130 с пожарниками» ТМ «Город мастеров» понравится маленьким спасателям. Особенности и комплектация: - 151 деталь - 2 фигурки - совместим с моделями конструкторов мировых…

доставка 250 руб, бесплатно от 3000 руб

актуально: сегодня (21 июня)

Город мастеров Зил-130 боровой с пожарниками (151 деталей). Конструкторы

Конструктор Город мастеров конструктор зил-130 боровой с пожарниками (151 деталей) в кор 2x18 шт. Конструктор ЗиЛ-130 с пожарниками ТМ Город мастеров понравится маленьким спасателям.…

Конструктор «Полицейский эвакуатор» ТМ «Город мастеров» с фигурками вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Собери машинку, посади за руль полицейского и спеши задерживать нарушителя дорожного движения. Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка. Особенности и.

Конструктор Город мастеров полицейский эвакуатор, с фигурками, 267дет.(3052-UU)

Для мальчика от 4 лет навыки: логика и мышление, моторика и ловкость, творческое мышление пластик число деталей: 137 шт. вес: 173 г

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Стройка 7548 Перевозчик с экскаватором

Конструктор «Эвакуатор» из серии «Спецтехника» ТМ «Город мастеров» станет прекрасным подарком для малыша. Особенности и комплектация: - 93 детали - все детали легко и плотно соединяются между собой - совместим с моделями конструкторов мировых брендов С помощью этого зан.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5098 Эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5098 Эвакуатор

Конструктор Zhorya Малыш мастер ZYC-0821-3 Эвакуатор

Конструктор Zhorya Малыш мастер ZYC-0821-3 Эвакуатор

Тип конструктора: классический, серия: Техник, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5050 КАМАЗ: эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5050 КАМАЗ: эвакуатор

315786 Конструктор эвакуатор С квадроциклом, 124 дет. Город мастеров в кор.36шт

315786 Конструктор эвакуатор С квадроциклом, 124 дет. Город мастеров в кор.36шт

Конструктор от Sluban городской серии "Грузовик" - интересное и увлекательное времяпровождение для всей семьи. В набор входят сам автомобиль, водитель, а так же бригада грузчиков и сам груз. Конструктор не только способствует развитию внимания и мелкой моторики.

Тип конструктора: классический, серия: Техник, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5075 Камаз: эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5075 Камаз: эвакуатор

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5019 Машина-уборщик

Конструктор поможет построить городской троллейбус. Такой же, как курсирует по улицам города. Теперь ребенок может сделать для своего города транспорт. Набор содержит деталей из яркого, прочного и безопасного пластика, фигурку водителя троллейбуса. Совместим с моделями.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5512 Троллейбус

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5512 Троллейбус

Конструктор "Пожарная машина" ТМ "Город мастеров" понравится маленьким спасателям. Особенности и комплектация: - 48 деталей - совместим с моделями конструкторов мировых брендов - все детали легко и плотно соединяются между собой С помощью этого занимательного конструкто.

Конструктор "Пожарная машина", ТМ "Город мастеров"

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5511 Трамвай

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 8836 Трамвай

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 8806 Бензовоз

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5527 Сапсан

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5527 Сапсан

Конструктор «Газель-эвакуатор» из серии «Спецтехника» ТМ «Город мастеров» станет прекрасным подарком для маленького любознайки. Особенности и комплектация: - 79 деталей - фигурка - все детали легко и плотно соединяются между собой - совместим с моделями конструкторов.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5048 Газель: эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5048 Газель: эвакуатор

Яркий пластиковый конструктор привлечет внимание Вашего ребенка и не позволит ему скучать. Ребенок сможет часами играть с этим конструктором, придумывая разные истории. Собирая конструктор, ребенок развивает воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическо.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 1841 Трамвай

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 1841 Трамвай

Конструктор Город Мастеров Грузовой самолет 358 деталей

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Легко собрать 5524 Джип 3 в 1

Тип конструктора: винтовой, возраст: от 8 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: металл

Конструктор Conmay Metal Brick 6222 Кран-эвакуатор

Конструктор является одной из самых любимых и популярных во все времена игрушек у детей самого разного возраста. Конструируя, малыш создает своими руками новые чудесные вещи и от этого чувствует себя взрослым. Конструкторы SLUBAN - замечательные детские игровые наборы д.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5548 Грузовой самолет

Для мальчика от 4 лет навыки: логика и мышление, моторика и ловкость, творческое мышление пластик число деталей: 267 шт. вес: 314 г

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Полиция 3052 Полицейский эвакуатор

8874 Город Мастеров Городской Транспорт Фургон

ТВ ролик ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт

8874 Город Мастеров Городской Транспорт Фургон

Тип конструктора: классический, возраст: от 6 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 8806 Бензовоз

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5561 Троллейбус с остановкой

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5561 Троллейбус с остановкой

Тип конструктора: классический, возраст: от 6 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5020 Камаз Эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5020 Камаз Эвакуатор

Тип конструктора: классический, серия: Техник, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5053 Эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5053 Эвакуатор

Тип конструктора: классический, серия: Спецтехника, возраст: от 6 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5001 Камаз: перевозчик с трамваем

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5001 Камаз: перевозчик с трамваем

Тип конструктора: классический, серия: Техник, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5058 Эвакуатор с полицейским УАЗом

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5058 Эвакуатор с полицейским УАЗом

Конструктор 3 в 1 «Автоперевозчик» — это новый набор «Город мастеров» с ярким дизайном и оригинальным сюжетом. Собери и играй! - в комплекте 217 деталей; - при сборке получаются 3 машины: автоперевозчик и 2 легковых автомобиля; - все детали легко и плотно соединяются м.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5025 Автоперевозчик 3 в 1

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5025 Автоперевозчик 3 в 1

Тип конструктора: классический, серия: Полиция, возраст: от 6 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Полиция 3028

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Полиция 3028

Развивайте творческий потенциал детей с набором «Трактор» LEGO® City (60287). У этого крутого игрушечного трактора множество реалистичных функций, включая большие задние колеса, откидной ковш и поднимающаяся стрела. Минифигурки фермера и его дочки, фигурка кролика, 2 тю.

Конструктор LEGO City 60287 Трактор

Тип конструктора: классический, возраст: от 6 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5502 Двухэтажный автобус

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5008 Камаз: Загрузка погрузчиком

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5008 Камаз: Загрузка погрузчиком

Тематический конструктор из серии «Город», состоящий из 121 детали, соединив которые у вас получится собрать водовоз. В наборе также есть фигурки, дополняющие сцену. Преимущества: детали с лёгким соединением, возможность соединения наборов одной серии

Тип конструктора: классический, серия: Город, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Стройка 7581 ЗИЛ перевозчик с бульдозером

В наборе «Транспортировка карта» LEGO® City (60288) здорово все! В нем есть вездеход с прицепом для перевозки управляемого гоночного карта Baja, две минифигурки гонщиков, которые готовы сесть за руль, — в общем, все готово к высокоскоростным гоночным приключениям! Отлич.

Конструктор LEGO City 60288 Транспортировка карта

Конструктор Троллейбус ТМ Город мастеров с фигурками вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Собери яркий троллейбус, посади водителя за руль и спеши на маршрут! Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка.Особенности и функции:модель троллейбусавсе детали легк.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 1842 Троллейбус

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 1842 Троллейбус

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5045 Машина скорой помощи

Конструктор от Sluban «Автобус» - интересное и увлекательное времяпровождение для всей семьи. В набор входят сам автобус, фигурки водителя и пассажиров. Конструктор не только способствует развитию внимания и мелкой моторики, но и знакомит ребенка с процессом работы горо.

Тип конструктора: классический, серия: Пожарная служба, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Пожарная служба 3569 Пожарный Камаз перевозчик с вертолетом

Конструктор LEGO City 60283 Отпуск в доме на колёсах

Тип конструктора: классический, серия: Пожарная служба, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Пожарная служба 3575 Пожарный ЗИЛ с лестницей

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Пожарная служба 3575 Пожарный ЗИЛ с лестницей

Конструктор армия: зил ракетная установка., Город мастеров

Конструктор армия: зил ракетная установка., Город мастеров

Тип конструктора: классический, серия: Техник, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5073 Газель: эвакуатор

Конструктор SLUBAN "Город.Автозаправочная станция" понравится любому мальчишке! Игрушка, собранная своими руками, станет одной из самых любимых. Конструктор развивает мелкую моторику рук, внимание и мышление. Изготовлено из высококачественного пластика

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5056 ГАЗ Некст эвакуатор с крючком

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Спецтехника 5056 ГАЗ Некст эвакуатор с крючком

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 251 - 500, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5533 Автобус с остановкой

Тип конструктора: электронный, серия: Город, возраст: от 5 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 16 - 30, материал: пластик, особенности: с двигателем

Электронный конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Электричество 4503 Машинка с пропеллером

Откройте для себя мир техники с моделью «Грузовой эвакуатор» LEGO® Technic (42128). Модель со множеством деталей отдает дань уважения самым известным тягачам в мире. Взгляните на аутентичную решетку, воздушные фильтры, фары, выхлопную трубу и яркую раскраску. Затем изуч.

Конструктор LEGO Technic 42128 Грузовой эвакуатор

Конструктор «ЗИЛ: бензовоз на заправке» из серии «Город» ТМ «Город мастеров» с фигуркой вдохновит детей на новые сюжеты для игр. Набор станет гордостью игрушечной коллекции ребёнка.Особенности и функции:- в комплекте 143 детали- фигурка- все детали легко и плотно соедин.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Город 3324 ЗИЛ бензовоз на заправке

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Город 3324 ЗИЛ бензовоз на заправке

Тип конструктора: классический, серия: Гонки, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 51 - 150, материал: пластик

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Гонки 5710 Ралли спортивный Камаз

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Гонки 5710 Ралли спортивный Камаз

Конструктор металлический «Город мастеров» Эвакуатор в русской коробке. Металлический конструктор «Эвакуатор» от «Город мастеров» состоит из 144 деталей. Из них мальчику предлагается собрать модель городского эвакуатора, для удобства сборки в комплекте идёт отвёртка. По.

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Для уроков труда 1212 Эвакуатор

Конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Для уроков труда 1212 Эвакуатор

Новинка! Конструктор «машина скорой помощи» ТМ «Играем вместе» поможет разнообразить игры детей. Собери яркую машинку со световыми, звуковыми эффектами и мотором и спеши на помощь! Получившаяся игрушка станет гордостью игрушечной коллекции ребенка. - в комплекте 60 дета.

Электромеханический конструктор ГОРОД МАСТЕРОВ Городской транспорт 5022 Машина скорой помощи

Тип конструктора: классический, возраст: от 4 лет, пол: для мальчиков, число деталей: 151 - 250, материал: пластик


ЗИЛ-УАМЗ-4505 - серия

ЗИЛ-УАМЗ-4505 - серия "Легендарные грузовики СССР", №64

ЗиЛ-131 тягач с п/прицепом (тент)

ЗиЛ-131 тягач с п/прицепом (тент)

ЗИЛ-133Г40 - серия

ЗИЛ-133Г40 - серия "Легендарные грузовики СССР", №61

Цистерна АТЗ-4,4-131

Цистерна АТЗ-4,4-131 "Огнеопасно" - серия "Легендарные грузовики СССР", №30 (комиссия)

набор для сборки ЗИЛ-ММЗ-2502 Автосамосвал (комиссия)

набор для сборки ЗИЛ-ММЗ-2502 Автосамосвал (комиссия)

ЗИЛ-119

ЗИЛ-119 "Юность" 1971 г. (комиссия)

ЗИЛ-112С серия

ЗИЛ-112С серия "Автолегенды СССР" вып.№119 (комиссия)

АПМ-90М (ЗИЛ-130) - серия

АПМ-90М (ЗИЛ-130) - серия "Легендарные грузовики СССР", №55

ЗИЛ-Э133ВЯТ

ЗИЛ-Э133ВЯТ

ЗиЛ-118КА Скорая помощь (с интерьером) 1977 (комиссия)

ЗиЛ-118КА Скорая помощь (с интерьером) 1977 (комиссия)

ЗИЛ-136

ЗИЛ-136

Брызговики для ЗИЛ-131

Брызговики для ЗИЛ-131

Унифицированный моторный подогреватель (УМП) 350 (на шасси ЗИЛ-131) Аэрофлот 1975 г. (комиссия)

Унифицированный моторный подогреватель (УМП) 350 (на шасси ЗИЛ-131) Аэрофлот 1975 г. (комиссия)

ЗИЛ-117Б - серия

ЗИЛ-117Б - серия "Автолегенды СССР" вып.№129 (комиссия)

ЗИЛ-ММЗ-555 с самосвальным полуприцепом (комиссия)

ЗИЛ-ММЗ-555 с самосвальным полуприцепом (комиссия)

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.

В 1967 г. А.М. Кригер в числе других работников ЗИЛа стал лауреатом Государственной премии за создание конструкции семейства грузовых автомобилей ЗИЛ-130

1970-е годы стали самым ярким периодом творческих достижений Кригера на руководящем посту главного конструктора ЗИЛа. Ещё в конце 1960-х годов встал со всей остротой вопрос о существенном обновлении типажа и парка грузовых дизельных автомобилей.

По мере глубины нефтепереработки в 1950-х выход светлых нефтепродуктов (бензины, керосины, соляры) поднялся с 40 до 60%, и на этом фоне во всём мире шла дизелизация грузового автопарка. Но чем же был хорош дизель вообще и для тяжёлых гpузовиков в частности?

Как известно, повышение мощности двигателей с воспламенением от искры, которые в те годы использовались на мало- и среднетоннажных грузовыx автомобилях и автобусах, требует увеличения диаметра цилиндров, что провоцирует детонацию. Компенсировать это можно, используя дорогие высокооктановые бензины или за счёт уменьшения степени сжатия с соответствующим ухудшением топливной экономичности. Ввиду этого диаметр цилиндров карбюраторных двигателей редко превышает 100 мм.

У дизельных двигателей потребление топлива ниже на 25–40%, чем карбюраторных двигателей. При этом дизель имеет лучшую приемистость, которая позволяет при одинаковой мощности с бензиновым двигателем обеспечить лучшую динамику разгона и устойчивую работу в широком диапазоне оборотов. А это значит, что средняя скорость движения у автомобиля будет выше. Кроме того, дизель можно легко форсировать, путём подачи в систему питания под давлением воздуха.

Наконец, дизель можно сделать многотопливным, приспособленным к работе на другом виде топлива, более дешёвым, например, на бензине или керосине. К преимуществам дизелей относится и меньшая токсичность, дымность, возможность для торможения автомобиля двигателем, меньшая пожароопасность и т.д.

Анатолий Маврикиевич оперативно и эффективно решал любые возникающие вопросы

Перенос части грузопотока с железных дорог на шоссейные позволил снизить нагрузку и расшить грузопотоки. Кригеру следовало учесть рост парка автопоездов. Вскоре после освоения производства автомобиля ЗИЛ-130 Анатолий Маврикиевич, когда доводочные работы по этому семейству были практически завершены, озадачил коллектив и приступил к поисковым работам по разработке нового семейства автомобилей. По его мнению, новый автомобиль, который должен пойти на смену ЗИЛ-130 должен быть таким же революционным в практике отечественного автомобилестроения. Он считал, что новый автомобиль следует строить с кабиной над двигателем и, безусловно, с дизелем.


Как раз в это время Правительство страны приняло решение о создании в СССР ещё одного гигантского предприятия – Kамского автозавода большегрузных автомобилей. Головным проектантом определили ЗИЛ. Во исполнении этого задания все конструкторские силы брошены на решение поставленной задачи, причем сроки её исполнения были исключительно жёсткими.

Не отрываясь от обновления собственного производства грузовиков семейства ЗИЛ-169 (ЗИЛ-4331) с дизелем, всю энергию и всё внимание пришлось сосредоточить на проектировании базовых моделей для последующего их выпуска на Камском заводе. Так зарождались на ЗИЛе практически два семейства гpузовых автомобилей: собственное ЗИЛ-4331 с модификациями и семейство КАМАЗ.

Бортовой автомобиль ЗИЛ-170 (1968 г.) – прообраз семейства большегрузных КамАЗов

Седельный тягач ЗИЛ-2Э170В, 1968 г.

Камская эпопея

Все работы для Камского автогиганта были выполнены с безупречным качеством и в кратчайшие сроки это заслуга именно А.М. Кригера. И именно его железная воля, дисциплинированность, собранность позволили коллективу конструкторов и испытателей успешно выполнить это очень непростое и ответственное задание.

Для Камского завода большегрузных автомобилей были созданы и испытаны несколько модификаций автомобилей самого первого семейства. КамАЗ-5320 с колёсной формулой 6х4, оборудованный универсальной грузовой платформой грузоподъёмностью 8 т и предназначенный для движения по всем видам автодорог, допускающих нагрузку на ось 6 т. Он использовался для постоянной работы с прицепом полной массой до 11,5 т. Грузовой КамАЗ-53202 с теми же грузовыми и силовыми характеристиками, но имеющий удлинённую универсальную грузовую платформу и предназначен для работы с прицепом.

Автопоезд в составе тягача КамАЗ-5320 и прицепа ГКБ-8350, 1969 г.

Основным видом прицепов для этих автомобилей является модель ГКБ-8350. Помимо него могли использовать прицепы других моделей, но с полной массой до 11,5 т, имеющие сцепное устройство, электропривод, пневмоприводы системы привода тормозов, выполненные по однопроводной и двухпроводной системе.

Седельный тягач КамАЗ-5410 с колёсной формулой 6х4 предназначен для постоянной работы с полуприцепом полной массой 19,1 т по всем видам автомобильных дорог, допускающих нагрузку на ось 6 т. Основным полуприцепом для седельного тягача является полуприцеп ОдАЗ-9370 (бортовой) или ОдАЗ-9770.

Автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-54101 и полуприцепа-самосвала ГКБ-9575

Был разработан и автомобиль-самосвал КамАЗ-5510 с колёсной формулой 6х4 грузоподъёмностью 7 т. Он предназначался для перевозки сыпучих строительных материалов и грузов.

Но этими автомобилями далеко не заканчивался полный и типажный перечень. Например, были разработаны полноприводные автомобили КамАЗ-4310, автопоезда смешанного назначения с полуприцепом и прицепом и т.д. Словом, номенклатура моделей КамАЗ была достаточно широкой, она могла быть существенно расширена за счёт 2-осных машин вместо базовой 3-осной. Дальнейшее расширение типажа осуществлялось уже после пуска и начала производства на КамАЗе с середины 1970-х годов. Строительство завода началось в 1968–1969 годах, а уже в начале 1970-х пошла первая продукция из автомобилей, спроектированных на ЗИЛе под руководством А.М. Кригера.

Суммарный пробег всех 40 опытных образцов транспортных (6х4) и полноприводных (6х6) автомобилей КамАЗ за время заводских и приёмочных испытаний составил 4,5 млн км.

Первый опытный образец КамАЗ-Э4310, 1972 г.

Разумеется, такая широкая номенклатура выпускаемых автомобилей требовала создания определённой номенклатуры дизелей КамАЗ-740. Созданием силовых установок и силовых передач для автомобилей КамАЗ занимался Ярославский моторный завод под руководством его главного конструктора Г.Д. Чернышёва, при активном участии отдела дизельных двигателей НАМИ под руководством Н.С. Канина и С.Б. Чистозвонова. Базовая модификация дизеля КамАЗ-740 имела мощность 210 л.с. при 2600 об/мин и максимальный крутящий момент 65 кгс·м при 1400–1700 об/мин. Расширение (до 240, 260 и 300 л.с.) энергетических показателей производилось за счёт турбонаддува и сочетания турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Позже сюда добавились дополнительно ужесточённые меры по экономичности, токсичность отработавших газов) в соответствии с международными правилами Euro 1, Euro 2 и Euro 3.

За участие в разработке семейства автомобилей КамАЗ Анатолий Маврикиевич в 1972 году удостоился Государственной премии СССР.

Автопоезд для сельскохозработ в составе тягача КамАЗ-55102 и прицепа ГКБ-8527

Собственный дизель

Энергичная работа проводилась в конструкторских бюро ЗИЛ прежде всего по дизельным двигателям ЗИЛ-645. В безнаддувном варианте их мощность составляла 190 л.с. при 2800 об/мин и максимальном крутящем моменте 55 кгс·м при 1600 об/мин. Дизельные двигатели и КамАЗ, и ЗИЛ имеют V-образную компоновку с углом развала цилиндров 90°, которая достаточно удачно зарекомендовала себя в СССР практически на всех типах зиловских автомобилей. Произведённое в НАМИ расширение диапазона мощностных показателей до 205–210 л.с. с помощью турбонаддува или сочетания последнего с промежуточным охлаждением привели и к расширению диапазонов крутящего момента по максимуму от 66 до 73 кгс·м. Все лимитируемые показатели (экономичность, массогабариты, дымность, токсичность) доведены при испытании в НАМИ до уровня Euro 2. Эти энергетические показатели стали сопоставимыми с дизелем КамАЗ в безнаддувном варианте, но со временем могли его превысить.

Что касается силовых передач, то большим достижением в разработке трансмиссии стали механические 5-ступенчатые КП, которые могут иметь дополнительную коробку-делитель, за счёт которой число передач может быть удвоено до 10, т. е. вдвое, что играет большую роль при работе автомобиля-тягача в составе большегрузного автопоезда как для КамАЗа, так и для ЗИЛа в целях выбора оптимальных для конкретных условий движения передач.

Дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с.

Семейство автопоездов ЗИЛа в отличие от автопоездов КамАЗа имеет капотную компоновку автомобиля-тягача с интегральным капотом с откидыванием вперёд. Следует отметить, что А.М. Кригер предложил параллельную систему конструирования и разработки автопоездов КамАЗа и ЗИЛа, несмотря на некоторое различие в их назначениях и классах. Все лучшие находки технических решений на КамАЗе переносились на автотягачи и автопоезда ЗИЛа. Разработка, совершенствование и внедрение в производство велось параллельно.

Другая особенность производства и проектирования заключалась в перспективе создания специализированных производств по автомобильным узлам и агрегатам. Так, для силовых агрегатов ЗИЛа был построен специализированный завод в Ярцево Смоленской области, закуплено оборудование, смонтировано, начато мелкосерийное производство, однако после разрушения СССР, указанное производство было полностью свернуто. И хотя автомобили ЗИЛ-4331 сменили ЗИЛ-130, они выпускались со старым сердцем – бензиновым двигателем ЗИЛ-130.

Работа Анатолия Маврикиевича по установке на автомобили ЗИЛ-133 ГЯ дизеля КамАЗ-740 хотя и была проделана и очень немалая, но своего продолжения она не получила из-за проблем, возникших на КамАЗе в связи с попытками «прихватизации» последнего.

Несмотря на огромную проделанную работу А.М. Кригером по автомобилям ЗИЛ-4331, этот труд фактически не получил своего серьёзного продолжения из-за смены приоритетов автомобильного производства при переходе к рыночным условиям.

Первый опытный капотный грузовик ЗИЛ-4Э169Г вышел из ворот экспериментального цеха в 1974 г.

Седельный тягач ЗИЛ-7Э169В, 1975 г.

Принципиально новым в конструкции грузовиков ЗИЛ и КамАЗ стало то, что эти грузовики рассчитывались на работу в составе автопоездов грузоподъёмностью 19–21 тонна. В связи с этим по-новому подошли конструкторы и к проектированию рабочего места водителя. Ведь в дальних рейсах ему предстояло проводить в кабине по несколько суток. Рулевая колонка с регулируемым наклоном, подрессоренное автоматическое сиденье водителя, эффективные системы вентиляции, отопления, наличие двух спальных мест для водителя и его сменщика наподобие купе поезда и многое другое стало реальным воплощением эргономических требований в конструкции.

И производство этих машин постарались организовать в соответствии с последними достижениями машиностроительной науки. Постепенно образовалась группа высококвалифицированных специалистов, сочетающих навыки эксплуатационников-исследователей-испытателей автомобильной техники.

С связи с этими требованиями на базе конструкторско-экспериментального отдела ЗИЛа образовалось в 1978 году Управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) при МосАвтоЗИЛе, начальником которого по совместительству с должностью главного конструктора был назначен Анатолий Маврикиевич Кригер. К этому времени он уже имел четыре приоритетных свидетельства на промышленные образцы: легковые автомобили ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115, грузовые автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-5410 и ЗИЛ-133 ГЯ.

Короткобазное шасси под седельный тягач ЗИЛ-9Э169В, 1980 г.

А.М. Кригер был членом КПСС с 1955 года (принят на ЗИЛе) и членом партийного бюро, а в последующем – членом парткома отдела и управления конструкторско-экспериментальных работ на автозаводе имени Лихачева.

В 1982 г. перспективный грузовик получил свое окончательное обозначение ЗИЛ-4331

А ещё были вызовы в Министерство, в ЦК КПСС, в различные промышленные и оборонные структуры. В 70–80-е годы были служебные заграничные командировки в Швецию, США и ФРГ.

А.М. Кригер, безусловно, был одним самых эрудированных специалистов автомобильной отрасли. Он много выступал на всевозможных публичных мероприятиях – техсоветах УКЭР, заводских, министерских, на различных конференциях. Несмотря на свою огромную занятость на работе, Анатолий Маврикиевич успевал следить за всеми новостями культурной жизни в стране, читал много книг, был в курсе всех мировых политических событий.

Напряжённая повседневная работа при недостаточном отдыхе давала о себе знать букетом хронических заболеваний. Сказались и периоды репрессий 1930-х и 1940-х годов. В 1979 году Анатолий Маврикиевич передал руководство кафедрой на заводе-ВТУЗе при ЗИЛе своему заместителю, а сам остался на ней просто профессором с чтением лекций по ранее подготовленному им курсу для студентов автомобильной специальности, стремясь углубить свою работу на заводе и довести до логического конца отработку конструкции семейства автомобилей ЗИЛ-4331.

А.М. Кригер был одним из самых эрудированных специалистов автомобильной отрасли

Личная карточка А.М. Кригера, хранящаяся в отделе кадров АМО ЗИЛ

Весной 1982 года Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР задумало омолодить высшее техническое руководство на ЗИЛе и издало приказ о снятии с должностей всей верхушки руководства завода: директора, главного инженера и главного конструктора. Анатолию Маврикиевичу тогда было 72 года. Такое решение очень больно ударило по А.М. Кригеру, почти 30 лет жизни отдавшего заводу ЗИЛ и ВТУЗу.

Когда в 1954 году А.М. Кригер начинал работу на столичном автозаводе, отдел главного конструктора насчитывал всего 583 человека, в том числе 326 ИТР и 257 рабочих. К моменту его ухода это было полноценное управление конструкторских и экспериментальных работ, насчитывавшее в своём составе 2357 человек, в том числе 1267 ИТР и 1090 рабочих.

А.М. Кригер даёт пояснения Л.И. Брежневу во время его визита на ЗИЛ 30 апреля 1976 г.

От 5–6 лабораторий в 1954 году завод в 1980 году пришёл к 30 лабораториям в УКЭР с 260 единицами испытательного оборудования. В период работы А.М. Кригера каждая вновь поставленная на производство модель грузовика обрастала гаммой модификаций, достигавших в целом 120 единиц.

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, автор многочисленных научных работ, журнальных статей, опубликованных докладов, под редакцией А.М. Кригера выпущены труды «Вопросы расчёта, конструирования и исследования автомобиля» и «Практика проектирования, испытания и доводки грузового автомобиля ЗИЛ-130», написанные на основе опыта ЗИЛ. Самоотверженный 50-летний производственный и научный труды Анатолия Маврикиевича в автомобильной промышленности отмечены правительством высокими наградами: двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденами Трудового Красного Знамени, Красной звезды и многими медалями. А.М. Кригеру четырежды (1943, 1947, 1967, 1972 гг.) присуждались Государственные премии СССР.

Читайте также: