Абашевские и филимоновские глиняные игрушки презентация 4 класс

Обновлено: 14.05.2024

Презентация на тему: " Народная глиняная игрушка. Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена." — Транскрипт:

1 Народная глиняная игрушка

2 Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

3 Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

4 Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки- дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы- барыни, козлы, петухи с расписными хвостами. Дымковская игрушка

5 Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

6 Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

7 Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная. большинства фигурок строгая – белая, черная.

8 Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

9 Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

10 Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

11 Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки- свистульки. Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям, это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых, лиловых, зелёных цветов

12 Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

13 Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

14 Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия,могущества и бодрой силы.

15 Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

16 Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

17 Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка Дымковская игрушка называется так, потому что «родилась» о.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка Дымковская игрушка называется так, потому что «родилась» о.

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка называется так, потому что «родилась» она в слободе Дымково, недалеко от города Киров. Разными ремёслами занимались жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего.

Дымковская игрушка Основным материалом для производства дымковской игрушки яв.

Дымковская игрушка
Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.
Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них пр.

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка — это старейший народный художес.

Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка — это старейший народный художественный промысел России. Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области
Музей Филимоновской игрушке

Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать н.

Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска
Филимоновская игрушка

Стилистические особенности, выработанные многими поколениями мастеров, остают.

Стилистические особенности, выработанные многими поколениями мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.
Филимоновская игрушка

Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргопо.

Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области.
Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям.
Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько м.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Ульяна Бабкина обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски.
Каргопольская игрушка

Торжокская игрушка Торжокская игрушка появилась в старинном русском городе То.

Торжокская игрушка
Торжокская игрушка появилась в старинном русском городе Торжок Тверской области.
Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались «чешуйками» - налепами.

Искусство игрушечников было почти утрачено, но в 1975 году произошло второе р.

Искусство игрушечников было почти утрачено, но в 1975 году произошло второе рождение свитульки. Особая заслуга в деле создания торжокской игрушки принадлежит Галине Климовской, которая по записям, по воспоминаниям старых мастеров, по глиняному осколку, найденному археологами, по старым сохранившимся игрушкам сделала игрушку-образец.
Отличается Торжокская игрушка особой яркостью и многослойностью цветового решения, излюбленный сюжет – птицы-свистульки небольшого размера.
Торжокская игрушка

Абашевская игрушка В селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы.

Абашевская игрушка
В селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценили по всей России. Именно Абашево было центром гончарного искусства в ХХ веке.
Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предстают в неожиданном обличии.
Промысел начал активно развиваться благодаря тому, что именно на территории Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины.

Начали изготавливать игрушки для детских игр. Но уже через некоторое время и.

Начали изготавливать игрушки для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.
Абашевские игрушки - это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды.
Сюжеты абашевской игрушки - сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других.
Абашевская игрушка

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ФИЛИМОНОВСКИЕ И АБАШЕВСКИЕ ИГРУШКИ


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФИЛИМОНОВСКИЕ И АБАШЕВСКИЕ ИГРУШКИ

ФИЛИМОНОВСКИЕ И АБАШЕВСКИЕ ИГРУШКИ

ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ

ИГРУШКА ПОЛУЧИЛА СВОЕ НАЗВАНИЕ ОТ ДЕРЕВНИ В КОТОРОЙ ЖИЛИ МАСТЕРА

ИГРУШКА ПОЛУЧИЛА СВОЕ НАЗВАНИЕ ОТ ДЕРЕВНИ В КОТОРОЙ ЖИЛИ МАСТЕРА

Большинство филимоновских глиняных игрушек представлены «свистульками»

Большинство филимоновских глиняных игрушек представлены «свистульками»

Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутыми.

Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутыми пропорциями


В незатейливых узорах игрушки выражается древняя символика крестьянской религ.

В незатейливых узорах игрушки выражается древняя символика крестьянской религии. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защити.

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости


АБАШЕВСКИЕ ИГРУШКИ

Эти игрушки называются абашевские, а называются они так, потому что лепили их.

Эти игрушки называются абашевские, а называются они так, потому что лепили их в селе Абашево. В этом селе игрушечным промыслом занимались мужчины. Сначала из глины лепили посуду, горшки, кувшины. Посуда получилась прочной и красивый, тогда мастера стали делать и игрушки

Лепили то что видели вокруг себя – глиняных собак, козлов, баранов, коней и п.

Лепили то что видели вокруг себя – глиняных собак, козлов, баранов, коней и прочих зверушек. У этих зверушек удлиненное туловище с короткими широко расставленными ногами и вытянутые шеи

А какие огромные рога у оленей, баранов, пышные челки у куриц, индюков. Так о.

А какие огромные рога у оленей, баранов, пышные челки у куриц, индюков. Так обычные животные в руках мастеров превращаются в сказочных существ

ЦВЕТА РОСПИСИ: + ЗОЛОТО И СЕРЕБРО

ЦВЕТА РОСПИСИ: + ЗОЛОТО И СЕРЕБРО


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 184 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: 9 класс
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: 8 класс
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 28.03.2018 636
  • PPTX 15.6 мбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михайлик Ксения Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

27 минут

«Морское приключение – игра-путешествие для детей от 4-х лет»

53 минуты

«Маркетинговый анализ рынка»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ РАЗНЫМИ промысловыми ЦЕНТРАМИАвтор:Гилёва Анна.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ РАЗНЫМИ промысловыми ЦЕНТРАМИАвтор:Гилёва Анна.

ИЗОБРАЖЕНИЕ
ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ РАЗНЫМИ
промысловыми
ЦЕНТРАМИ
Автор:Гилёва Анна Александровна
Студентка 36 группы КУПедК

Глиняная игрушка- особый вид народного творчества. Она не всегда предназна.

Глиняная игрушка- особый вид народного творчества.

Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта –
малая бытовая скульптура.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.

Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это КаргопольФи.

Основные ремесленные центры,
где лепили глиняную игрушку- это

Дымка

Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь по.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в деревне Дымково.
История появления :

Было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство бы.

Было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность.

 Элементы росписи :

Особенности: Шляпка под цвет кофты Кудрявые, темные косы Щеки алые Фартук с о.

Особенности:
Шляпка под цвет кофты
Кудрявые, темные косы
Щеки алые
Фартук с оборками
Обязательно что- то в руках

Все расписаны бока. Крылья важно распущены пышный хвост высокий гребешок, к.

Все расписаны бока.
Крылья важно распущены
пышный хвост
высокий гребешок,
как корона у царя.
напыщен, горделив.

Что за конь! Только тронь! Со всадником вместе Ускачет верст на двести!Конь.

Что за конь!
Только тронь!
Со всадником вместе
Ускачет верст на двести!
Конь

густая грива и хвост
со всадником и без

Олень стройные ноги ветвистые рогаБаранБока крутые Рога золотые Копытца с об.

Олень
стройные ноги
ветвистые рога
Баран
Бока крутые
Рога золотые
Копытца с оборкой

Уточка-крылатка, У неё повадка, У неё походка – Качается как лодка УточкаСвис.

Уточка-крылатка,
У неё повадка,
У неё походка –
Качается как лодка

Уточка
Свистулька
Крылья покрыты сусальным золотом

Филимоново

История появления :Филимоновская игрушка - д.Филимоново Одоевского района Тул.

История появления :
Филимоновская игрушка - д.Филимоново Одоевского района Тульской области.
Основной тип изделий - свистульки традиционных форм Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".

В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Вну.

В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.
Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

Элементы росписи :

БарыняГлаза, рот нанесены штрихами Вытянутая шея с маленькой головой Вытянута.

Барыня
Глаза, рот нанесены штрихами
Вытянутая шея с маленькой головой
Вытянутая шапка
фартук

КоньПетух

БаранВсадник

Каргополь

Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области. Для каргопольско.

Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Элементы росписи :

Изображение Семьи, домашнего очага

Изображение
Семьи,
домашнего очага


Изображение различных животных

Изображение различных
животных

Сравним глиняные игрушки разных ремесленных центров по критериям:1.По форме2.

Сравним глиняные игрушки разных ремесленных центров по критериям:
1.По форме
2.По образам
3.По символике
4.По цвету

Сравнение по формеВывод: игрушки отличаются по форме

Сравнение по форме
Вывод: игрушки отличаются по форме

Сравнение по образамВывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Сравнение по образам
Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Сравнение по символикеВывод: элементы росписи всех игрушек символизируют пре.

Сравнение по символике
Вывод: элементы росписи всех игрушек символизируют представление народа об окружающем мире.

Сравнение по цветуВывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Сравнение по цвету
Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны: Глиняные игрушки разных.

Глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:
Глиняные игрушки разных ремесленных центров различны:
По образам
По форме
По символике
По цвету

Физминутка

А теперь порисуем: Выберите одну из игрушек Возьмите шаблон (по рядам) и.

А теперь порисуем:
Выберите одну из игрушек
Возьмите шаблон (по рядам) и элементы росписи той игрушки, которую выбрали
Обведите шаблон
Распишите
Раскрасьте

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 184 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2015 2239
  • PPTX 8.8 мбайт
  • 43 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гилёва Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

76 минут

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

59 минут

«Проблема мира детства в образовательной среде»

60 минут

«Проблемы педагогов, дошкольников с ОВЗ и родителей. Взгляд практического психолога»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация на тему: " Дымковская Филимоновская Каргопольская Абашевская Городецкая Скопинска Народная глиняная игрушка." — Транскрипт:

1 Дымковская Филимоновская Каргопольская Абашевская Городецкая Скопинска Народная глиняная игрушка

2 Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Не придавали значения мастера игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отделенных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

3 Дымковская игрушка Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

4 Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Бравые кавалеры и всадники Важные петухи и индюки Водоноски, кормилицы, няни Женихи и невесты Бараны, кони, коровы Веселые карусели Лепка Дымковскую игрушку лепят по частям, используя красную глину. Приступая в выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку – широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

5 Роспись дымковской игрушки Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

6 Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

7 Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание.

8 Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

9 Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

10 Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

11 Абашевская игрушка Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.

12 Городецкая игрушка Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев ( ). Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием. В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин ( ).

13 Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

14 Скопинская игрушка Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

15 Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.

Читайте также: