Белорусская игрушка презентация народная

Обновлено: 04.05.2024

Презентация на тему: " Для большинства глиняных игрушек характерны круглая шея с гривой у коня, загнутые рога у барана, плоский клюв у утки, конус - юбка, переходящая в грудь," — Транскрипт:

3 Для большинства глиняных игрушек характерны круглая шея с гривой у коня, загнутые рога у барана, плоский клюв у утки, конус - юбка, переходящая в грудь, руки, голову у куклы. Фигурки животных мастерились с широко расставленными коротенькими толстыми ножками и с вскинутой головой. Белорусская народная игрушка не расписывалась в разноцветные цвета, а покрывалась однотонной зелёной, коричневой, жёлтой, иногда чёрной глазурью. Мастера игрушечники чаще всего изготовляют игрушки - свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

4 В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и особенные, свойственные только ей : компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.

5 По своему характеру народную глиняную игрушку можно разделить на 2 группы : 1. Игрушки первой группы передают только самые основные черты. Особенность мастера подчёркивали 1-2 характерными деталями : крутая шея с гривой у коня, загнутые рога у барана. 2. Вторую группу представляют игрушки, которые увеличиваются в объёме. Сюжеты традиционные : баран, собака всадник, кукла. Мастера выделяли характерные особенности игрушек. Например, люди одеты в характерные для того времени костюмы с соответствующими причёсками, в руках какой - нибудь атрибут : букет, портфель, собачка.

6 Глина – это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и « исправлять » эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.

7 1. Конструктивный метод Предмет создается из отдельных частей. Метод заключается в пропорциональном делении предназначенной для лепки массы глины на все главные части объекта, который предстоит лепить. От точного определения массы тут зависит многое : экономия материала, точность изготовления. Последовательность лепки методом такая : 1. Изучение внешнего строения избранного для лепки объекта. 2. Определение массы глины для лепки всего объекта и его пропорциональное расчерчивание и разрезание на части. 3. Упрощенная лепка формы туловища, головы, конечностей до доступных детям объемных форм, лепка всех частей. 4. Сборка и выполнение детализации.

8 3. Комбинированный Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ. 2. Пластический Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту ( птичка - невеличка, петушки, утка, кошка, собачка и др.) Формы игрушек предельно упрощены, имеют мало на лепных деталей.

9 4. Рельефная лепка путем нанесения рисунка ; путем наложения формы на основу ; путем выбирания глины 5. Техника отщипывания лепка из шара. путем кругового нелепа. 6. Спиральная техника ( из жгутов ) 7. Ленточный способ лепка из полос лепка из пластин ( пластов ) 8. Формование путем ручного оттиска форм ). путем шликерного литья в гипсовые формы

10 1. Лепка « с катушки » Таким способом лепят животных : собаку, медведя, корову, лошадь и мужскую фигуру. Последовательность операций : приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони ; скатать шар яйцевидной формы ; визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки ( большим и указательным ), вытягиваем голову ( голова не лепится, а формируется легким отмиранием, т. е. круговыми движениями пальцев );

11 так же отминается нижняя часть яйца ; если лапки ( ноги ) делаются разведенными по сторонам, то ребром ладони намечается разделительная линия на тельце ; далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить сначала голову, потом верхние и нижние лапы ( ноги ).

12 Таким способом лепят петушка, курочку, барана. Последовательность операций : приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони ; скатать шар яйцевидной формы ; визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки ( большим и указательным ), оформить голову отмиранием, т. е. круговыми движениями пальцев. При изготовлении барана первая отделяемая часть ( с учетом рогов ) должна быть больше ;

13 приподнять выглаживанием глины ( скользящими движениями пальцев по направлению вверх ) гребешок. При этом « набирается » достаточное количество глины для гребешка или рогов и ушек ; на лицевой части головы отметить симметрично глазки вдавливанием внутренней и внешней стороной первой фаланги указательного пальца ; сформировать грудку так, чтоб она была выпуклой, широкой ; « набрать » лапки так, чтобы у игрушки точкой опоры был животик и хвост ( делаем его в виде короткого цилиндрика ); далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить мелкие детали.

14 Таким способом лепят коня, собаку, кошку, оленя, лося, медведя и мужские фигуры. Последовательность операций : приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони ; скатать шар яйцевидной формы ; визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки ( большим и указательным ), оформить голову отмиранием, т. е. круговыми движениями пальцев. При лепке лося, коня или мужской головы необходимо учесть, что верхняя часть отделяется больше по размеру, чем одна треть яйца. оставшуюся часть ( две трети яйца ) делим ребром ладони или указательным пальцем правой руки накрест на 4 части ; далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить все части игрушки.

15 В этой технике лепятся игрушки : Полкан, Поляница, Птица Сирин. Лепка осуществляется скульптурным способом. Лепить начинаем с крупных частей, т. е. сначала формируем туловище из яйца, потом голову и последующие более мелкие части. Все соединения частей выравниваются с помощью стека и уплотняются по мере необходимости шликером.

16 приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони ; скатать шар яйцевидной формы ; круглым увлажненным стеком делаем прокол в глубину ( чуть меньше высоты кусочка ) и легкими вращательными движениями протыкаем глиняный шар ; разводим, « разваливая » бока у основания стека, вращая стеком по часовой или против часовой стрелки до получения формы в виде рюмочки ; поворачиваем работу рюмочкой вверх и закрываем шов внахлест. Самая узкая часть для хвоста, толстая для животика, а верхняя для головы ; оформляем голову, вытягиваем лапки ( лапки по сторонам, игрушка - свистулька лежит на брюшке ); изготавливаем свисток.

17 приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони ; скатать шар, затем скалкой раскатать в лепешку ; указательный палец правой руки обернуть лепешкой внахлест и загладить шов. Это образовалась узкая часть для хвоста ; вынимаем палец и осторожно, не сдавливая боковые стороны, совмещаем внахлест серединку, которая образует животик ; нижнюю часть лепешки соединяем и формируем голову, приподнимая ее ; оформляем все части, вытягиваем лапки по сторонам ; изготавливаем свисток.

18 Работу начинаем только с разрешения воспитателя. Лепку выполняем на подкладной доске или картоне. Глину нельзя бросать на пол. Стеки передавать осторожно. После работы необходимо вымыть руки с мылом.

19 Рабочая поверхность – доска Настоящие стеки Канцелярский нож Скалка Наждачная бумага Клей ( специальный или ПВА ) Влажные салфетки Для изготовления украшений фурнитура : Застёжки Замочки Цепочки Шнуры Зубочистки Ленты

20 Лепить можно различными способами : раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой, продавливанием.

21 Азы лепки из глины : 1. Подготовка глины. Нужно взять кусочек глины, зажать его между большим и указательным пальцами, опустить в воду и, когда глина намокнет, растереть. Если глина разминается легко и в ней нет песчинок, она годится для работы. Если же масса шершавая и в ней много песчинок, то она не годится для лепки. Но такую глину можно сделать пригодной для работы. Нужно взять посуду, развести в ней глину так, чтобы она была как густое молоко, и сильно разболтать. Через два часа осторожно слить жидкую массу через сито или мелкую сетку в другую посуду. А осадок на дне из песчинок и тяжелых частиц выбросить. Слитую массу надо поставить на теплое место - вода испарится, и останется хорошая глина. 2. В мокрую глину нельзя зале плевать никаких твердых предметов, потому что глина, высыхая, сжимается, а твердые предметы не сжимаются, мешают глине сжиматься - она трескается.

22 3. Прилепляя одну форму к другой, необходимо место соединения поцарапать стекой на обеих формах и обильно смочить обе поцарапанные поверхности водой. Наложив одну форму другую, немного потереть их одну о другую, а затем уже заглаживать края. Если этого не сделать, при высыхании отдельные части могут отскочить. 4. При лепке пользуйтесь разными скульптурными стеками, их можно купить в магазине или изготовить самим. 5. Начинайте с простого. 6. Сохнуть поделка должна от нескольких дней до двух недель, зависимости от объема. Сушить надо в тени и без сквозняков.

23 Нелюбовь к « серому материалу ». Неправильное положение рук, например, в создании круглой формы шара. Нужно показать скатывание в ладошках и скатывание на столе. В работе должны участвовать пальчики, а не серединка ладошки и не нужно стремиться увеличивать расстояние продвижения ( проката изделия вперед ). Детям сложно делить глину на равновеликие части, а это важно при лепке парных частей ( рук, ног, лап, ушей и т. д.), значит нужно попрактиковаться в отщипывании глины на равные кусочки. Главная проблема – плохое соединение. Отработку правильной насечки и промазывание шликером при соединении деталей нужно повторить многократно. Дети не любят процесса сглаживания готового изделия. Ребенку хочется сразу видеть результат своей работы, а процесс сушки длительный.

24 МЛАДШАЯ ГРУППА (24 года ) В младшей группе ребенок получает первые навыки обращения с материалом. Воспитатель показывает детям простейшие предметы, имеющие пластические формы, обращает внимание на их форму, некоторые наиболее характерные несложные детали, знакомит с названиями этих форм и деталей, учит изображать их в лепке при помощи легких и простых приемов. Предметы для лепки : хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы ( угощение для кукол ), простые по форме вещи овощи, ягоды, фрукты. При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы. Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе только основное, необходимое. При лепке предметов, состоящих из 2- х и более частей, воспитатель иногда делит показ работы на ряд этапов

25 Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий. Все дети в течение всего занятия должны сидеть лицом к воспитателю. Воспитатель показывает детям простейшие приемы лепки. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов ( яблоки, мячи, шарики ), сплющивание между ладонями ( лепешки, котлеты, блины, оладьи ), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм ( колбаса, сардельки, сосиски ), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков ( вишни, сливы, яички, драже ).

26 Далее идет более сложная работа, пальцами нажим пальцем на глину с оставлением следа ( пряники, печенье, пирожные ), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением ( бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки ). Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом ( фрукты, овощи, ягоды ). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 23- х частей ( грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке ). Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.

27 Впервые в работы входит кругообразное и продольное раскатывание глины, вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием. Далее учат детей более сложной работе пальцами сплющиванию, прищипыванию, простейшему оттягиванию небольших деталей, приглаживанию. С середины года заменить членение указания по этапам полным указанием или указанием, разбитым на 2 части, например : при лепке птички ( операции а, б, в - рис. 4). Воспитатель продолжает добиваться правильного положения ребенка за столом, аккуратности в работе. Воспитатель ориентирует детей на изображение в лепке очень простых по форме предметов.

28 Дети лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине ( стакан, горшочек для цветов ), вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета округлые ( рыбка, торт ) или продолговатые ( чашка, булка ). Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы ( миска, блюдце, корзинка ); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон ( морковка ); сжимают пальцами глину, детализируя предмет ( печенье « звездочки »); прищипывают концы или края ( пельмени, батоны ). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию. К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных мышку, кролика, птичку и других.

29 К детям предъявляются более высокие требования. Они знакомятся с новыми техническими и изобразительными приемами, отчетливее лепят форму предметов, учатся видоизменять эти формы вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять. Новое требование - прочное скрепление частей, замазывание глиной места соединения. Большие изменения возможны и в тематике лепки : у детей больший опыт и более отчетливое представление об окружающих предметах. Указания в старшей группе воспитатель дает в целом, анализируя предмет, поясняя последовательность работы. Проведя анализ строения предмета, воспитатель дает указания о приемах лепки, о последовательности работы. Воспитатель должен так организовать начало занятия, чтобы в процессе указания не делать замечания. Он должен приучить детей спокойно, без шума занимать свои места, до конца указания не трогать ничего на столе, не прерывать указания, даже если на столе чего - либо не хватает.

30 В сюжетной лепке полный показ недопустим. Смысловые и композиционные положения ребенок должен решить сам. В работе по замыслу указания воспитателя в основном относятся к применению тех или иных технических приемов. Указания детям следует давать в бодром тоне, живо, интересно, но без излишней развлекательности, без смеха, так как это возбуждает детей и отвлекает от основных задач усвоения формы, последовательности действий, приемов.

31 При лепке посуды воспитатель дает указания иначе : лепите одновременно двумя руками, слегка поворачивая на подставке ; ручку к чашке сначала прилепите у верха так, как ручку половника, согните ручку и прилепите к чашке. Очень многие предметы дети лепят по представлению после недавних наблюдений. Дети сами могут раскрасить некоторые игрушки посуду, снежную бабу, птичку, петуха и т. д. Более сложные предметы и композиции помогает раскрасить и расписать воспитатель.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Белорусская народная кукла»
Государственное учреждение образования
«Щерчовский учебно-педагогический комплекс
детский сад – средняя школа»

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка

16 ноября отмечается
День Белорусской куклы

Народные куклы делятся на 3 группы:
куклы-обереги,
обрядовые куклы
игровые куклы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 531 материал в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Оставьте свой комментарий

  • 24.06.2020 716
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Светлана Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Ежик в тумане»

28 минут

«Упражнения для детей дошкольного возраста на батуте и фитболе»

66 минут

«Профилактика насилия в школьной среде»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.


Курс повышения квалификации

Работа по развитию эмоционального интеллекта в практике педагога-психолога ДОУ


Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе


Курс повышения квалификации

Программа воспитания в условиях организации дополнительного образования: технология разработки и оформления


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Подготовила воспитатель:
КОНДРАТ О.Ю.

Народная культура – это история народа.Ремесла народных мастеров уходят далек.

Народная культура – это история народа.
Ремесла народных мастеров уходят далеко в прошлое, и продолжая традиции предков, мы можем очень легко окунуться в обстановку наших дедов, прадедов и даже средневековья. Занимаются народным творчеством в Беларуси как индивидуальные мастера, так и многочисленные мастерские. Произведения наших мастеров можно увидеть на выставках-ярмарках, во время проведения различных праздников, а также в музеях и мастерских.
Белорусские народные промыслы – это резьба по дереву, изделия из глины и керамики, из соломки, ткачество, чеканка. Существуют и современные виды народных промыслов, такие как биссероплетение, изделия из современных материалов.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ




ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ


ТКАЧЕСТВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ТКАЧЕСТВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ТКАЧЕСТВО

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКИ

ПЛЕТЕНИЕ КОРЗИН

БИССЕРОПЛЕТЕНИЕ


ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ НЕ ИСЧЕЗНЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ НАШЕЙ.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ НЕ ИСЧЕЗНЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ НА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 531 материал в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 08.07.2017 10875
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 137 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондрат Оксана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

121 минута

«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

80 минут

«Методика обучения письму и чтению в начальной школе»

47 минут

«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


«Искусство детям - увлекательно и просто: Египет»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БЕЛАРУСКАЯ ЛЯЛЬКА Учреждение образования «Борисовский государственный колледж» Выполнила: Какшинская Алина Александровна, учащаяся 23-Н группы Руководитель: Решетняк Татьяна Витальевна, преподаватель спецдисциплин

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Куклы-мотанки

Куклы-мотанки У каждой хозяйки в доме в «красном углу была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

История тряпичной куклы Традиционной игрушкой в быту деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу-пеленашку уже могла делать любая девочка.

История тряпичной куклы Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки, бабам борушку наденут. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Типы и назначения народной куклы Куклы делились по размеру — на: локтевые, ладонные, пальчиковые. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Обереговые куклы: 1. Куватка 2. Ангелочек 3. Лихоманки 4.Макошь, Параскева 5. Вепсская 6. Богатство 7. Любава 8. Берегиня 9. Кубышка-травница 10.Крупеничка Обрядовые куклы: 1. Неразлучники 2. Мировое дерево 3. Масленица и «Домашняя Масленица» 4. Коляда , Спиридон-Солнцеворот 6. Мартинички , Веснушки 7. Покосница 8. Купавка и Купало Игровые куклы: 1. Столбушки 2. Малышок — голышек 3. Барыня 4. Кукла «на выхвалку» 5. «Простоволосая» 6. «Кукла с косой» 7. «Кукла нарядная» 8. Девкина забавка

Десятиручка Десятиручка — белорусская лялька-мотанка. Это была кукла и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Туловище изготавливали из белой скрученной ткани, ручки из красной. Перевязывали красной нитью.

Кукла Младенчик-пеленашка Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

Кукла «Отдарок-на-подарок» Куколка «Отдарок-на- подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Кукла Веснянка C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Кукла Желанница Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни"

Кукла Богатство, плодородие Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

Кукла Кубышка-травница Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Кукла Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон- Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон- Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.

Кукла Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.

Куклы Лихорадки, Трясовицы, Лихоманки «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясавиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясавиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

Куклы Кумохи В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

Кукла Зерновушка (Крупеничка) После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

Купало и Купалинка Купало и Купалинка — эта обрядовая пара изготавливалась на праздник летнего солнцестояния. Купало отражал мужскую энергию, образ мужчины на земле и солнышка летнего Купало одновременно. Купалинка это женская водная энергия, олицетворение матери-земли. Кукол выполняли из трав, соломы, льна, тканей. Мужчины изготавливали Купалу, а женщины Купалинку. В некоторых источниках описывают сжигание кукол во время купальского костра. Но чаще разбирали на пучки соломки и брали в свои сады в виде оберегов.

Куклы Неразлучники Куклы-неразлучники — Обрядовая свадебная народная кукла. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя (эту сжигали, а ту, что при себе держали хранили в красном углу избы). Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).У кукол общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Стоят рядом красна девица да добрый молодец, и у них одна общая рука — символ единения, любви.

КУКЛА БЕРЕГИНЯ Кукла Берегиня представляла собой своеобразный амулет, охраняющий домашний очаг и семью.

КУКЛА МИРОВОЕ ДЕРЕВО Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе. Стоит н мосту яблоня, у ней цвет во весь белый свет (солнце) Вечером цветут, утром вянут. (звезды) Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба. Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!

КУКЛА ВЕПССКАЯ Вепсская кукла – это собирательный женский образ – невесты, матери, хозяйки. Молодая девушка, желающая показать, что она уже готова к замужней жизни, рождению детей и прочим семейным радостным хлопотам, сматывала такую куклу, и ставила ее на видное место, чтобы все в округе были в курсе о ее серьезных намерениях.

КУКЛА НА ВЫХВАЛКУ Название на выхвалку означает, что ею хвалились. «Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого

ДЕВКИНА ЗАБАВА Девкина Забавка или Подружка-плакушка, как следует из названия куклы, являлась лучшей подругой, помощницей и советчицей во всех девичьих делах. Горем и радостью, проблемами и удачами делилась девочка со своей заветной куколкой.

Чтите традиции предков

Краткое описание документа:

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина.Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Презентация на тему: " БЕЛОРУССКАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом." — Транскрипт:

2 Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы- мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.

3 Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.

4 Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

5 Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

6 Куколка «Отдарок-на- подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

7 Кукла "Желанница" Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни :)"

8 Кукла "Веснушка" C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.

9 Кукла «Богатство, плодородие» Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

10 Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

11 Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон- Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон- Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.

12 Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.

13 Кукла Свадебная (одноручка) Символ единения мужчины и женщины после свадьбы. Дарится молодожёнам на свадьбу. Общая рука куклы является символом того, что отныне супружеской паре предстоит вместе идти по жизни, все дела у них становятся общими.

14 «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясавиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясавиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

15 В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

16 Кукла "Зерновушка" После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

17 По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Она, имея образ человека, максимально приближена к игровой, и с ней могут играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то ребёнок будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом - принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Живите в мире и радости!

Читайте также: