Берет игрушку из рук взрослого и удерживает в руке в 5 месяцев

Обновлено: 17.05.2024

Когда ребенок не спит, ему нужно чем-то заняться он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к ней интерес, он роняет ее. Если малышу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать. Ребенок пытается познать окружающий его мир. Он стремится найти применение предметам, которые находятся рядом с ним.
Относясь приветливо к любому новому гостю, он, тем не менее, делает четкое различие между знакомыми и незнакомыми людьми. Малыш всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Когда он устал и капризничает, его могут успокоить только родители.
По мере того как ребенок знакомится с окружающим миром, у него появляются новые реакции. До этого момента вся его жизнь протекала между двумя состояниями -когда он был счастлив или несчастлив. К пяти месяцам поведение ребенка становится более осмысленным - можно различить, когда он возбужден или доволен и спокоен. С другой стороны, состоянию дискомфорта сопутствуют настороженность, печаль, страх. Многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которые выражаются в виде бессвязного лепета. Теперь он может означать: "посмотри на меня", "возьми меня на руки", "мне это не нравится".

В возрасте пяти месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков.
Некоторые малыши уже могут хорошо ползать по дому, а другие начинают делать это только через несколько месяцев. Важно помнить, что раннее развитие двигательных навыков не обязательно связано с ранним развитием умственных способностей.
Ребенку всегда доставляет удовольствие чувствовать, что он может самостоятельно передвигаться. С помощью родителей он способен подняться и встать на ноги. Лежа в ванночке во время купания, малыш охотно отталкивается ножками от рук взрослого и барахтается в воде.
Особенно нравится детям надувное детское креслице. Сидя в нем, они любят отталкиваться ногами от пола и подпрыгивать. Проверьте, чтобы кресло, которым вы пользуетесь, было прочным и устойчивым. Когда ребенок сильно возбужден, он способен опрокинуть его.
К началу шестого месяца большинство детей уже умеют дотягиваться до игрушек и хватать их. Они могут делать это сначала одной рукой, затем другой.
В этом возрасте ребенок уже научился управлять движениями руки, хватать какой-либо предмет и рассматривать его. Теперь он владеет движениями всех пальцев и без труда берет самые маленькие предметы, включая чайную ложку.
По-видимому, малыш начинает осознавать, что у него есть правая и левая рука - одну и ту же вещь он может держать в левой руке, а потом перекладывать в правую.
Более того, для него становится ясным, что в какой бы руке ни находилась игрушка, она не меняет своих свойств (колокольчик звенит одинаково).

Способность видеть, слышать, чувствовать

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.
По мере того как у малыша накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относиться к поведению матери. Если она выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Когда мать входит обратно, он следит за каждым ее движением.
Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, он настораживается и становится необычайно внимательным. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии.
В этом возрасте купание может стать для малышей настоящим праздником. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это сразу, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать, когда вода попадает ему в лицо.
Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают его за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Забавляясь в воде с игрушками, малыш неожиданно для себя откроет свою половую принадлежность. Затем, пока его вытирают, он обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. Когда вы близко наклонитесь к нему, он попытается ощупать ваше лицо и сравнить его со своим.

Понимаем своего ребенка

К этому времени ребенок освоил многие согласные звуки и может произнести: "Ма-Ма", "Па-Па", "На-На". Интересно, что он почти никогда не произносит слоги по одному, например "Ма", а только "Ма-Ма" или "Ма-Ма-Ма-Ма". Когда малыш произносит осмысленные звуки, такие как "Ма-Ма" или "Па-Па", его родители, братья и сестры обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение. Ребенок, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так, получая поддержку, он постепенно переходит от бессвязного лепета к осознанной речи.
Хотя пятимесячный ребенок не вкладывает смысла в то, что произносит, тем не менее его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью. Он находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь.
Когда мама и папа, ненадолго расставшись с малышом, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки. Он также радуется появлению братьев, сестер и других членов семьи, однако при этом проявляет свои чувства более сдержанно.
Пятимесячный ребенок способен выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, эта реакция обычно возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических воздействий. Теперь, повзрослев, ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Если вы отнимете у него игрушку или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать его, то рискуете вызвать у малыша гнев.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Опустите двигающиеся игрушки
Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.
Детский рюкзачок
Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.
Посадите малыша к себе на спину
Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).
Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки
Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.
Протягивайте руки навстречу малышу
Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом "Оп!" Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Новые открытия
Блестящая кастрюля
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся "игрушки" взрослых.
Перед зеркалом
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
Несколько игрушек в детской кроватке
Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.
Куклы-неваляшки
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Детские качели
Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: "До свидания", а когда вернутся обратно: "Здравствуй". Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Потрогай звук
Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Погремушки
Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.
Развитие координации
"Вот какой ты большой"
Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Ты большой?" Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой ты большой!" Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.
Веселые прыжки
Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с "сюрпризом". Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Раз-два встали!
Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.
Прикрепите кольца к детской кроватке
Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.
Вниз под горку
Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
Спасательный круг
Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.
Принятие решений
По игрушке в каждой руке
Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.
Игра в мяч
Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.
Нарисованное лицо
Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.
Карусель
Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы - с одной стороны веселую, а с другой - печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?
Исчезающий мяч
Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Время кормления
Дайте ребенку ложечку
Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
Дайте ребенку чашку
Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.
Называйте части тела ребенка
Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
Застывшее лицо
Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
Кораблик в детской ванночке
Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.
Время отдыха
Ласково похлопайте малыша
Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.
Разговор шепотом
Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.
Укачивание
Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.

опубликовано 21/05/2007 13:23
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Кто-то в годик уже начал говорить, а кто-то молчит практически до 2 лет. Как определить, нормально ли идет развитие или ребенку необходимо сводить к специалисту. Педиатры создали условные критерии нормального развития ребенка до 1 года.

• в десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;

• в 1 месяц — прислушивается к звукам, голосу мамы, в этом возрасте он первый раз улыбается, лежа на животе, малыш уже пытается поднимать и держать голову;

• в 2 месяца — произносит отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним;

• в 3 месяца — уже может долго лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении;

• в 4 месяца малыш оживляется, увидев маму. Громко смеется, когда к нему обращаются, гулит. Может долго рассматривать и захватывать висящую над кроваткой игрушку;

• в 5 месяцев — отличает родных и чужих, различает интонации мамы — строгую, ласковую. Уже может брать игрушку из рук, ловко переворачиваться, стоять при поддержке. В этот период пытается кушать с ложки полугустую пищу;

• в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину и обратно, пробует ползти, начинает произносить отдельные слоги - лепечет, пытается пить изкружки;

• в 7 месяцев — стучит игрушкой, хорошо ползает, сам сидит, на вопрос «где?» находит взглядом названный предмет;

• в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками: катать, стучать, малыш уже встает в кроватке, любит погрызть что-то: яблоки, хлеб и пр;

• в 9 месяцев — узнаёт близких и знакомых и радуется знакомым лицам; переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками, многократно повторяет слоги;

• в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;

• в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пробует делать первые шаги, произносит простые слова - мама, баба, дай;

• в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого человека. Сам повторяет разученные действия — кормит куклу, катает машинку. Самостоятельно ходит, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Психологи отмечают, что несмотря на малый возраст, у ребенка в 1 год уже формируются индивидуальные особенности, темперамент, простейшие навыки и вкусы.

Развитие зрения и слуха

Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на объектах, находящихся в его поле зрения, при этом, малыш способен передвигать взгляд за движущимися предметами.

На десятый-пятнадцатый день ребенок способен дольше удерживать движущийся предмет в поле зрения. А со второго месяца жизни он сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Со временем малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.

С трехнедельного возраста ребенок прислушивается к звукам. К пяти определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Малыш уже по-разному может реагировать на разную интонацию обращения.

В четыре месяца ребенок узнает маму, а в пять отличает родных от незнакомых.

Изначально ребенок может выражать только негативные эмоции — плакать или кричать, испытывая какой-либо дискомфорт — например, малыш кричит, если хочет кушать, болит живот и пр. При помощи эмоций ребенок сообщает маме о своем состоянии, самочувствии, потребностях.

На второй-третьей неделе малыш внимательно осматривает лицо мамы и ее руки, пытается ощупывать грудь. На втором месяце малыш улыбается, когда взрослые к нему приближаются и разговаривают с ним. С третьего — ребенок начинает смеяться. У малыша появляется реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам малыш уже реагирует на знакомых и незнакомых, отличает маму от других взрослых, радуется, когда мама приходит и плачет, когда уходит.

Со временем малыш начинает интересоваться незнакомыми людьми. Причем, кроме бурной радости он уже может показывать и негативные эмоции — недовольство, страх. Не стоит переживать, если малыш плачет при виде чужого человека - это нормальное поведение ребенка. Чем старше ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша становится ярче и богаче, эмоции усиливаются. Контакт с незнакомыми людьми теперь устанавливается сложней, часто малознакомые вызывают стеснение и робость. Однако, благодаря любопытству малыша, налаживание отношений продвигается медленно, осторожно и успешно.

Общие движения

На втором-третьем месяцах жизни ребенок делает первые дифференцированные движения ручками. Малыш приближает руки к глазам и носу, потирает их, подносит к лицу и рассматривает, изучает. С трех-трех с половиной месяцев он щупает свои руки, перебирает пальцами край пеленки, одеяла и пр. Наталкиваясь на мелкие игрушки, в этом возрасте малыш сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не хватая ее.

Развитие речи

Месяца в два ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", "е-е-е". К четырем-пяти месяцам формируется длительное гуление, произносимых звуков становится больше.

В семь месяцев появляется лепечет - ребенок начинает во время гуления произносить слоги - "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом на радость и восторг родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок понимает некоторые составляющие речи взрослых и даже может устанавливать связь между услышанным и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы.

В 10-11 месяцев обычно малыш начинает произносить первые простые слова, как правило, состоящие из однообразных слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба или упрощенные звуковые подражания — кс-кс, гав-гав и пр.

К году ребенок уже произносит 10-12 слов, знает названия детских игрушек, имена близких, несколько просьб - дай, покажи, закрой, понимает слова -"надо" и "нельзя".

Так, по мнению педиатров, в норме происходит развитие младенца. Конечно, понятие нормы здесь очень условное, все же необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, оценивая его уровень развития.

Однако, если Вы заметили явные отклонения, лучше сразу записаться на консультацию к неврологу и психологу.

Что значит если ребенок носит в руках предметы? ( обычно это мелкие предметы, которые легко помещаются в руку или шарики или мячики).

Я называю такие предметы переходными. Обычно так делают детки очень тревожные ( чаще изначально с сохранным интеллектом, по моим наблюдениям и детки не понимающие обращенную речь или плохо понимающие)

В детстве мы все ищем защиты и для детей значимым взрослым являются родители, но родители не предсказуемы в своих решениях (особенно когда ты не понимаешь речь). И многие детки ищут для себя символическую защиту в виде предметов. Это примерно как в фильмах показывают хорошенькую девочку, которая все время ходит с мишкой (талисманом), когда ей страшно.

Переходные предметы могут быть разные.

1. Любая одна и та же игрушка с которой ребенок спит, ест, ходит в садик и устраивает истерику, что этот предмет потерялся . И нужен только этот конкретный "сальный" заяц, другого не надо.

2. Любые мелкие игрушки,которые легко помещаются в руку ( от киндера, или детали от лего, детальки пазлов и т.д.) Если этот вариант, то проще. Ребенок не привязан к какой-то конкретной вещи и ее можно заменить на любую другую - маленькую. Если ребенок приходит в незнакомое ему помещение и ему страшно и беспокойно, его первое желание в этом помещении найти себе мелкие детали в руки, так он приводит свою нервную систему в порядок.

3. Мячики, шарики, прыгуны. Этот вариант,тоже проще, чем какая-то конкретная игрушка. Потому что, малыша успокаивает знакомый предмет. И почему-то в моей практике для многих малышей это шарики или мячики( возможно легко вычленяемый предмет из пространства).

4. Есть малыши,которые не ходят с игрушками или предметами в руках каждую минуту своего времени, но если им необходимо уйти с одного кабинета в другой,то они судорожно ищут себе предмет в руку и могут уйти только с ним,а в другом помещении его бросить,так как в нем уже нет необходимости, а когда нужно еще куда-то уходить,то берут любой другой предмет

Если ваш малыш так поступает, то это звоночек, что он испытывает стресс, тревогу и т.д. Хорошо если невролог пропишет успокоительное, которое поможет ребенку, справится с этим чувством. Но многие специалисты говорят, ничего страшного перерастет ( ох, даже комментировать не буду). Если долго находится в стрессе, то отмирают клетки мозга, и в первую очередь, страдает память.

Как же избавится от переходных предметов? Постепенно и монотонно. Этот процесс не быстрый.

Важно выяснить из-за чего ребенок испытывает стресс. Если не понимает речь,то как только понимание речи становится на сносном уровне, эти предметы пропадают( врачи это называют перерос). А на самом деле, жизнь стала понятна и предсказуема. Идите к логопеду-дефектологу, чтобы он помог с увеличением пассивного словаря.

Важно , что насильно предметы забирать нельзя, это приведет к еще большей невротизации. Если ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, то он переключается на интересное для него дело и забывает про свои талисманы. Для педагогов и родителей важно сохранять для таких малышей эмоционально комфортную ситуацию и увеличивать потихоньку время без этих игрушек.

P.S. Сложнее ситуация, если ношение игрушки переросло в привычку. Здесь нужно будет, эту привычку менять на другую, более социально приемлемую и помогать ребенку избавляться от этой привычки( зависимости).

Надеюсь, вы теперь больше понимаете мотивы и чувства своего ребенка, а если понимаете, то сможете помочь Рекомендую к прочтению Важность вестибулярной системы в развитие мозга ребенка

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год. Условные обозначения анализаторов: Аз - зрительный анализаторАс - слуховой анализатор Э - эмоции Др - движения руки и действия с предметамиДо - движения общиеРп - речевое понимание Ра - речевая активностьН - навыкиС - сенсорное развитие

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно - психическому развитию:

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа:

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием - с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям.

П группа:

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа:

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа:

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит, когда вы разговариваете с ним и совсем скоро он начнет ползать и за ним уже трудно будет угнаться, а в наведении порядка в доме ему не будет равных. Что же нового будет происходить с малышом на этом этапе и каким будет развитие ребенка в пять месяцев читайте в статье.

Развитие ребёнка в 5 месяцев

Физическое развитие в 5 месяцев 4 5

Оценку физического развития важно проводить, чтобы оценивать здоровье малыша. Нормальные показатели массы и роста для мальчиков и девочек (по данным ВОЗ Anthro) представлены в таблице.

Рост (длина тела) малыша в 5 месяцев зависит от пола - мальчики в этом возрасте обычно немного длиннее. По весу они также обгоняют девочек. Однако важно понимать, что каждый ребенок растет по своему индивидуальному графику: некоторые малыши рождаются настоящими богатырями, в то время как другие отличаются миниатюрной комплекцией. Родителям нужно обращать внимание на то, что говорит по поводу роста и веса пятимесячного ребенка наблюдающий его педиатр, а не таблицы роста. Он оценивает состояние грудничка по целому комплексу показателей и способен понять, что является нормой для конкретного малыша.

Видно, что показатели физического развития варьируют в очень широких пределах для одного и того же возраста. Это зависит от многих факторов, например, роста родителей, течения беременности и родов, характера питания ребенка, наличия особенностей в состоянии его здоровья. В целом, физическое развитие мальчиков характеризуется более высокими значениями массы и роста, а также более интенсивными темпами роста, по сравнению с девочками.

Иногда малыши в этом возрасте прибавляют вес слишком быстро, и это может свидетельствовать о риске избыточной массы, и, возможно, потребует консультации специалиста, например, диетолога или эндокринолога для оценки пищевого поведения и коррекции рациона питания ребенка, а также индивидуального планирования этапа введения прикорма. Основные рекомендации специалистов коснутся увеличения доли физической активности в течение дня и снижения количества быстрых углеводов.


Вторая еще более частая ситуация связана с плохими прибавками массы тела. Если вес ребенка в 5 месяцев значительно ниже нормы, имеет место дефицит массы тела, который также нуждается в уточнении причины и диетологической коррекции. Поскольку дефицит массы сопровождается недостатком важных нутриентов, железа, кальция, йода, цинка, он негативно сказывается на самочувствии и здоровье малыша.

В итоге, нужно сказать, что нормы развития ребенка в 5 месяцев являются весьма индивидуальными и характеризуются значительной разницей в показателях массы и роста.

Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев

Давайте разберемся, что должен уметь Ваш малыш в возрасте 5 месяцев 1 3 .

Итак, зрительные ориентировочные реакции позволяют малышу отличать близких от чужих людей и по-разному реагировать. Малыш узнает Ваш голос, отличает его строгую и ласковую интонацию.

Ваш ребеночек может уже подолгу лежать на животе и самостоятельно переворачивается со спины на живот, если малыш ленится переворачиваться, не нужно переживать по этому поводу, ведь темпы освоения навыков у всех разные. Можно активизировать двигательную активность крохи гимнастикой, массажем. Важно, что такие простые вещи как прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня тоже положительно влияют на психомоторное развитие ребенка. Когда ребенок сыт, выспался, погулял и хорошо себя чувствует, значимых отклонений в моторном развитии не будет.

Если же малыш перестал переворачиваться или имеются другие тревожные симптомы, то нужно срочно обратиться специалисту

Речевое развитие малыша в 5-6 месяцев характеризуется произношением отдельных слогов, малыш будет особенно активно с Вами «общаться» только в режиме диалога, т.е. когда молчите Вы, молчит и Ваш кроха.


Тем не менее, каждой маме важно понимать то, что для ребенка характерен свой индивидуальный темп развития и что навыки и умения малыша могут варьировать в широких пределах. Так, если ребенок сел в 5 месяцев, это является вариантом нормы, некоторые дети в этом возрасте могут начать ползать на четвереньках, и даже пытаться вставать в кроватке. Другие, же, напротив, отлично себя чувствуют только, переворачиваясь со спины на живот, и свое свободное время комфортно проводят на лёжа на животе, и перебирая игрушки.

Режим питания ребенка в 5 месяцев 6

Питание Вашего ребенка в возрасте 5 месяцев, включает 5 кормлений, малыш еще находится на грудном вскармливании по рекомендации ВОЗ. Введение прикорма рекомендуется с 6 месяцев. Интервалы между кормлениями составляют около 4 часов, рекомендуется ночной перерыв между кормлениями около 6 часов.

Режим дня ребенка в 5 месяцев 1 3

Режим дня включает в себя два обязательных дневных сна продолжительностью 2-3 часа. При условии раннего пробуждения 07.00-07.30 и засыпания 20.30-21.00 продолжительность дневного сна должна быть достаточной. Если малыш плачет, он полон сил, энергии и не хочет засыпать, то нужно проанализировать достаточно ли физической активности в течение дня. А именно, прогулок на свежем воздухе, водных процедур, игр, разговоров с ребенком, его собственных движений лежа на животе, перекладыванию и изучению игрушек, массажа, гимнастики, поскольку любая активность это - работа для малыша, и она нуждается в большом количестве энергии, вызывает усталость, и требует отдыха.

Купать кроху в возрасте 5-6 месяцев нужно ежедневно или через день в вечернее время. Для вашего малыша прогулка на свежем воздухе – это неотъемлемая часть повседневной активности и в зависимости от погодных условий продолжительность её может варьировать от 1 до 2 часов, можно и дольше, в среднем, выходить на улицу можно дважды: утром перед сном, и после второго сна в вечернее время.

Читайте также: