Что такое динамическая игрушка

Обновлено: 03.05.2024

Специфические особенности динамических игрушек

В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество «подвижных» игрушек, которые отображают различные характерные виды движения – лазание, кувыркание, скатывание, вращение живых существ и предметов. Образ действия игрушек в разных странах схож, а персонажи отличаются (например, медведь-верхолаз в России и тигр-верхолаз в Индии). Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их можно назвать динамическими. Значительная их часть – это традиционные деревянные игрушки, которые обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игрушки (в основном, богородские) широко известны за рубежом. Это кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идея или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке.

Ключевая характеристика динамических игрушек – это непосредственный двигательный ответ игрушки на движение и действие самого человека. Динамические игрушки с одной стороны дают возможность почувствовать ребёнку собственное движение и его результат, а с другой — отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира, что и составляет смысл экспериментирования с ними. Дети могут наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, скольжения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку любое движение испытывает ее действие, соотносится с ней или её преодолевает. Естественно, дети её не видят, но по собственному опыту восприятия переживают ее действие.

Динамические игрушки следует отличать с одной стороны от механических и электронных игрушек, а с другой – от игровых материалов и оборудования для развития движений.

Сегодня на пике популярности среди родителей находятся так называемые интерактивные игрушки, которые по сути являются роботами. Например, виляющие хвостом, тявкающие, кувыркающиеся звери. Движения этих игрушек совершенно не зависят от действий ребенка и не заданы им. Поэтому электрические, электронные, или заводные игрушки нельзя отнести к классу динамических в силу запрограммированности и оторванности от действий играющего.

В отличие от механизированных и роботизированных игрушек, характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). При этом характер и особенности движения задаются самим ребенком.

Динамические игрушки необходимо отличать также от оборудования для развития движений. Различие заключается в мотивации действия ребенка. Педали для шагания, диски для вращения, оборудование для балансирования и т.п., созданы для того, чтобы совершенствовать движения человека. Мотив действия в данном случае направлен на развитие собственной ловкости, силы, координации движений и пр. С такими игровыми «тренажёрами» ребенок приводит в движение самого себя. В случае динамических игрушек мотив направлен на то, чтобы привести в движение игрушку, при этом, собственное движение, его соразмерность и ловкость – это побочный результат игры. Игра осуществляется не ради собственной ловкости, а ради того, чтобы оживить игрушку, вызвать её «правильные» движения.

Виды динамических игрушек

Большой массив динамических игрушек нуждается в систематизации для более детального анализа их развивающего значения и для определения их возрастной адресации. Классификация динамических игрушек возможна по различным основаниям, среди которых можно выделить следующие:

  1. наличие образа;
  2. характер движения игрушки — движения персонажей и орудийные действия;
  3. сложность управления движением.

Прежде всего, динамические игрушки делятся по признаку наличия или отсутствия образа — персонажа, который осуществляет движение. Одни динамические игрушки несут определенный образ того или другого существа, другие его не имеют — это просто шарик, стержень с диском, или что-то подобное.

Образные динамические игрушки. Если это человек, то очень активный, деятельный. Он либо лазает, кувыркается, либо делает что-то узнаваемое: кузнецы и дровосеки, альпинист и трубочист, и пр. Если это животное или птица, то его можно узнать не только по внешнему облику, но и по особенным, присущим именно этому существу движениям. Белка скачет, дятел долбит клювом «ствол», курочки клюют корм. Исключение составляют современные вариации богородских игрушек, где животные очеловечены и совершают вполне человеческие действия, например, медведь стучит лапами по клавиатуре компьютера.

Ассортимент динамических игрушек без одушевленного образа, на первый взгляд, существенно меньше. Зато возможности вариаций и усложнения движения здесь безграничны. Волчки, кугельбаны, балансиры чрезвычайно разнообразны как по своему устройству, так и по сложности движений.

По характеру движения динамические игрушки можно условно разделить на следующие виды: колесные каталки, шагающие и скачущие фигурки, кувыркающиеся и лазающие фигурки, качающиеся и парящие в воздухе (лошадка-качалка, парящая в воздухе птица, вращающиеся игрушки (волчки, вертушки). Катящиеся по желобкам предметы на кугельбане — дорожке для шариков, дисков и пр. И, конечно, традиционные богородские игрушки — кузнецы, дровосеки, барабанщик, рыбак и т.п.

Мы упомянули лишь наиболее типичные виды динамических игрушек. Существуют еще и другие, но охватить их все не представляется возможным.

Динамические игрушки существенно различаются по сложности управления. Очевидно, что возрастная адресация игрушки определяется сложностью действия с ней. В отношении нормативно развивающихся детей можно наметить определенные ориентиры. Уже годовалый может положить шарик в желобок небольшого по размеру кугельбана и наблюдать за его путешествием. В полтора-два года ребенок может поставить бычка на дощечку и, если тот случайно покачнулся в нужном направлении, с восторгом наблюдать за его спуском. Но, если бычок остановился, целенаправленно качнуть его должным образом сможет ребенок только около 2,5 лет. Волчки осваивают дети в 3-4года, а поднимать верхолаза, действуя попеременно и ритмично обеими руками – около 5 лет. Игрушки-балансиры, где надо закатить шарик в лунку, становятся посильны детям в шести-семи-летнем возрасте.

Развивающее значение динамических игрушек

Что же дают динамические игрушки для детского развития? На первый взгляд они достаточно просты. Педагоги часто относят игры с данными игрушками к забавам. Однако, помимо удовольствия, данный вид игрушек вносит значительный вклад в развитие, в особенности в младшем возрасте.

У маленьких детей при игре с динамическими игрушками можно наблюдать интересный феномен: они как бы уподобляются движущемуся предмету, воспроизводят его движения. Например, взяв в руки клюющих курочек, девочка 2 лет, еще не улавливая связь между качанием шарика и движением курочек, «помогает» курочке «найти корм» — склоняет свою голову книзу и, вытягивая шею, как бы показывает, как нужно клевать. Наблюдая вращение волчка, двухлетний малыш в такт с его движением заворожено покачивается вместе с ним. Трехлетний ребёнок, увлекшись запуском волчков, играет в юлу своим телом – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Так же телесно переживает ребёнок и движения кувыркающегося человечка. Малыш неустанно запускает в движение его фигурку, а спустя какое-то время, подражая, буквально учится у игрушки кувыркаться, вставая в перевернутое положение. В этих примерах можно заметить своеобразную идентификацию с подвижной игрушкой, которая выражается в подражательных действиях.

Важнейшая особенность детского восприятия состоит в том, что ребенок более остро, чем взрослый, переживает связь с внешним миром. Ребенок впитывает впечатления, и отождествляет себя с окружающими событиями, что выражается в склонности к подражанию. У детей при активном наблюдении движений происходит их внутреннее телесно-чувственное проигрывание и последующее воспроизведение. Многие специалисты высказывают мысль о подражании как ведущем механизме развития в младшем возрасте. На эту особенность детей дошкольного возраста указывали многие учёные и педагоги [1; 2], об этом, как важном и необходимом этапе развития, свидетельствуют нейропсихологи и коррекционные педагоги [3; 4]. Современные исследования «зеркальных нейронов» подтверждают это свойство на физиологическом уровне.

Мы многократно наблюдали очевидную связь между игрой с динамическими игрушками и двигательными пробами ребенка. Приведение игрушки в движение, наблюдение и внутреннее сопереживание, подражание ее движению переходит к следующему этапу – к целенаправленному приведению в движение собственного тела, т.е. движение интериоризируется. В игре с динамическими игрушками требуется и одновременно развивается все более высокоорганизованная интеграция увеличивающегося числа сенсорных стимулов, идущих от игрушки и от собственного тела.

Подражание игрушке наблюдается не всегда и проявляется более отдаленно во времени, нежели подражание человеческим действиям. Это связано с тем, что человек существенно активнее игрушки, а игрушка при всех своих динамических характеристиках предполагает некую собственную активность со стороны ребенка.

Эмоциональная вовлеченность в движение свидетельствует о том, что при играх с динамическими игрушками «Я» ребенка как будто соединяется с игрушкой и выносится вовне. Ребёнок эмоционально вовлеченный концентрируется на движении, сопровождает его напряжённым взглядом и удовлетворённо вздыхает, когда движущийся предмет достигает своего финиша. Идентификация ребенка с движением игрушки непременно сопряжена с глубокой эмоциональной вовлечённостью. Более того, согласно наблюдениям, без такой эмоциональной вовлечённости никакого подражания движениям игрушки у детей не возникает. Например, в некоторых случаях ЗПР, или ранних проявлениях аутизации дети отчётливо видят движения игрушек, но никаких признаков их соучастия в движении не наблюдается.

Наши наблюдения показывают, что механическим и электронным игрушкам, дети подражают реже, и в этих случаях движения ребенка примитивны и качественно не совершенствуются.

Динамические игрушки как бы «заражают» ребёнка своим движением, передают ему характер движения предмета или существа. Причём это не просто механическое воспроизведение чужих движений. В таком взаимопроникновении внутреннего и внешнего движения осуществляется связь зарождающегося «я» ребенка с внешним миром и переживание этого мира внутри себя. Это переживание, безусловно, способствует становлению самоощущения и самосознания. Столь яркая эмоциональная вовлечённость в движения игрушки наблюдается преимущественно у младших детей – до 4 года. После 5-6 лет ребёнок уже не так явно идентифицируется с движениями динамических игрушек, однако их развивающая роль от этого не снижается, поскольку они дают ребёнку чувство собственного движения. [6]

Это яркий пример «ощущения собой иного», о котором пишет Б.Д.Эльконин [5]. Соотношение чувства себя (внутренней перцепции, самовосприятия) и восприятия «иного» (в нашем случае игрушки) сливаются и образуют основу «самообнаружения» или субъективности. Соотношение восприятия своего движения и движения игрушки (своего и иного), взаимопереход внешней и внутренней перцепции расширяют субъективное жизненное пространство и, в то же время, задают границы своего и иного. В таком взаимопереходе можно усмотреть начало сопереживания, «присоединения» к другому.

Игрушка одновременно дает обратную связь, которая возникает от наглядного результата: получилось — не получилось, как получилось. Важно, что корректирующий момент ребёнок получает от самой игрушке, а не от взрослого и не сравнивая себя с другими детьми. Ловкость, соразмерность, адекватность движений и действий ребенка опосредовано отображается в успешном действии игрушки. Стремясь правильно управлять игрушкой, ребёнок всё более точно чувствует и регулирует свои движения, пробует разные варианты и тем самым совершенствует их.

Кроме того, динамические игрушки предоставляют широчайшие возможности для экспериментирования, поскольку они открывают свойства и закономерности механического движения; действуя с такими игрушками, ребенок самостоятельно осваивает их.

Динамические игрушки при продуманном использовании и тщательно подобранном ассортименте могут оказать существенную помощь в коррекции различных двигательных и эмоциональных нарушений. Наглядное движение игрушки, необходимость выделять свойства и действовать соразмерно в каждом конкретном случае, вариативность характера и скорости действий делает динамические игрушки замечательным материалом.

Одни и те же игрушки действуют избирательно в различных случаях. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, другому поможет успокоиться и сконцентрировать внимание. Для многих детей такие игрушки могут помочь продвинуться от ситуативного интереса к более устойчивой концентрации, целенаправленному наблюдению и действию.

В динамических игрушках в потенциальном виде соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие – движение вовнутрь и вовне. Это обстоятельство придает особый статус развивающему значению динамических игрушек.

Как выбирать динамические игрушки

При выборе игрушек нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, некарикатурность образа.Маленький ребенок нуждается в правдивом, достоверном и, одновременно, художественном, образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. Глубокое доверие к миру позднее — в школьные годы — служат отправной точкой для юмора и пародии.
  • естественность и плавность движения — двигательная природосообразность. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать». Крокодил, например, не может быть игрушкой-верхолазом, карабкающееся движение для него противоестественно.
  • соответствие звука, цвета и образа – гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого. Живые, органические, природные формы и мягкие цвета и сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия.
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки из дерева, они прочнее, лучше подаются ремонту.
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сложные состязательные игры, в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

И самое важное! динамические игрушки должны быть в открытом доступе для детей: крупные — стоять в игровом уголке, мелкие – на полках на уровне головы ребенка, а пара «верхолазов» может висеть на своих шнурах в прихожей, чтобы те дети, которые оделись и ждут других, могли с пользой поиграть.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКОУДО Дом детского творчества Доволенского района

на базе МКОУ Баклушевская СОШ им. Е.М. Дергай

Исследовательский проект по теме

“Виды динамических игрушек “

Коба Даша, Перова Полина

Руководитель: педагог дополнительного образования

Вертков Сергей Николаевич

1.1 Актуальность.

Современные магазины в изобилии разными красивыми и интересными игрушками. На витринах можно увидеть всевозможные игрушки, сделанные для разных возрастов и из различных материалов. Все современные игрушки изготавливаются на заводах или фабриках роботами или станками.Посещая магазины игрушек мы не нашли ни одной похожей игрушки о которых нам рассказывали родители – деревянных зверятах на палочках, при движении которых, они начинали двигаться, выполняя определенные забавные действия. Поэтому мы решили провести исследования и выяснить, что это за игрушки, которыми играли в детстве наши бабушки и дедушки, изучить технологию и изготовить такие игрушки. Для выполнения проекта нам предстоит проделать большую работу: провести социологический опрос детей и родителей, собрать и проанализировать информацию о динамических игрушках, узнать ее историю, а так же изучить технологию изготовления и научиться изготавливать динамические игрушки.

1.2 Цель исследовательского проекта: изучить и изготовить различные виды динамических игрушек.

· провести социальный опрос;

· изучить историю динамических игрушек;

· изучить технологию изготовления игрушек;

· изготовить динамическую игрушку.

Объект исследования: динамические игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

База исследования: учителя, учащиеся и родители МКОУ Баклушевской СОШ имени Е.М. Дергай.

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

2.1 Социологический опрос.

Свою работу над проектом мы начали с социологического опроса учителей, обучающихся и их родителей о динамических игрушках, для того что бы узнать степень знания современного населения об этом виде народной игрушки. В опросе участвовало 50 человек: 30 взрослых, из них 17 учителей и 20 учеников.

1.Что такое динамическая игрушка?

2. Знаете ли вы виды динамических игрушек?

3. Хотели бы вы иметь такую игрушку?

Проанализировав ответы можно сделать вывод, что взрослые знакомы с динамическими игрушками и у многих такие игрушки были в детстве, но сейчас ни у кого их нет, и затруднялись с ответом о разновидности таковых. Совсем другая ситуация при опросе школьников, мы выяснили, что практически никто не знаком с этими игрушками.

По результатам опроса можно было сделать вывод, что ребятам интересно узнать о динамических игрушках.

2.2 Поиск информации

В начале написания проекта нам понадобилось собрать информацию о динамических игрушках. Для этого мы посетили школьную, сельскую и районную библиотеку, а так же множество сайтов в Сети Интернет. В ходе поисковой работы мы столкнулись с огромным объемом информации о игрушке как таковой. Существует много разновидностей и назначений игрушек, ведь игрушка это вещь, сделанная детям для забавы или игры, а настоящая народная игрушка, не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Поэтому из этого потока информации мы выбирали только интересующую нас динамическую игрушку.

Самая древняя подвижная игрушка была найдена в Египте, изготовленная в третьем тысячелетии до н.э. Это была шагающая фигурка быка. На Руси деревянные игрушки известны с глубокой древности, в ходе исследования мы выяснили, что существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства т радиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Именно здесь, примерно с восемнадцатого века игрушки стали делать подвижными.Появились знаменитые на весь мир кузнецы, бьющие по очереди молотом по наковальне, а так же курочки, клюющие зерна по очереди и многие другие.

2.3 Виды динамических игрушек

Итак, что же такое динамическая игрушка? Динамическими или движущимися называются игрушки, передающие виды различных характерных движений живых существ или предметов без механических или электронных приспособлений. Окунувшись в мир этих игрушек,мы убедились, что все вращения и качания или перемещения в игрушках основаны на действиях различных физических сил. Это силы трения, натяжения, тяжести, инерции и натяжения. Уникальность этих игрушек и заключается в том, что они передают реальные движения людей или животных, а так как мы выяснили, что работа игрушек построена на разных физических силах, то и виды динамических игрушек будут разнообразны. В ходе своего исследования мы произвели классификацию динамических игрушек по своим отличительным признакам:

Разводы или игрушки на параллельных планках.

Принцип действия таких игрушек основан на том, что фигурки крепятся при помощи шипов к обеим планкам. При движении планок в разные стороны фигурки выполняют определенные движения, а если при движении фигурки издают стук, то звук еще является и дополнительным эффектом. Механизм в этой игрушке очень прост и фантазии мастеров в выборе персонажей для игрушки не имею границ.

С балансом или отвесом.

Эта игрушка довольно сложна в изготовлении, фигурки крепятся на подставке, а к подвижным ее частям привязываются нитки. Все ниточки опускаются в отверстия, которые сверлятся в подставке и связываются там в один пучок, важно чтобы все имели одинаковую длину. К этому узелку привязывается баланс, который может быть чем угодно - деревянным шариком или железной гайкой, но при движении которого игрушка оживает.

Данный вид игрушки получил название от своей организации движений – все они дергаются или кривляются. Это происходит от того, что подвижные части ее соединяются нитками. В мире существуют разные способы изготовления такой игрушки, но наши Богородские мастера по – своему, более основательно подошли к их изготовлению. Это можно увидеть на игрушке – гимнаст, который выполняет сложные упражнения на турнике.

Лазающие и кувыркающиеся.

Еще одна разновидность динамических игрушек, здесь фигурки повторяют лазающие движения при помощи палочек, на которых они крепятся или кувыркаются на лестнице опираясь то ручками, то ножками о перекладины.

Данный вид очень интересен, потому что игрушка самостоятельно передвигается, но для этого есть небольшие хитрости, используя законы маятника и смещения центра тяжести. Используется наклонная поверхность, или впереди игрушки привязывается грузик на ниточке, который свисает с плоскости, на которой находится игрушка. Стоит нам качнуть игрушку, как она начинает движение.

Качающиеся и крутящиеся.

К данному типу игрушек относятся те, при покачивании которых выходят из равновесия и постепенно приходят к нему. Ярким примером этого типа является неваляшка, лошадка – качалка, или игрушки, которые крутятся вокруг своей оси, как это делают волчки.

После того как мы изучили все виды динамических игрушек и объединили ихпо группам мы не остановились на достигнутом. Для того, что бы лучше ее изучить появилось огромное желание научиться ее изготавливать, и мы приступили к практической части нашего проекта.

2.4 Технология изготовления игрушек

Каждая игрушка по-своему уникальна, и технологии изготовления имеют отличия. Одну и туже игрушку можно изготовить двумя способами – выстругать из дерева, сделав ее объемной или выпилить из фанеры. Оценив свои возможности, мы решили выполнять работу путем выпиливания. Несмотря на то, что таких игрушек у нас не было в наличии, и в продаже тоже нет, мы нашли очень много фотографий в интернете. Изучив изображения, мы определились с материалом, из которого будем изготавливать игрушки и инструментами. Выяснилось, что это не затратное производство и не требует специальных мастерских. Школьная мастерская вполне подходит для этого. Нам понадобилось:

Материалы: Фанера 0.3 мм, деревянные палочки и брусочки, капроновая нить.

1) карандаш, копировальная бумага, линейка,

2) лобзик ручной, пилочки на лобзик,

3) наждачная бумага, надфиль, выжигатель,

4) лак, клей “мастер”, гуашь с кисточками,

5) гвоздики, болтики с гаечками.

На начальном этапе работы мы приготовили рабочее место – столярный верстак, выпиловочный столик, проверили исправность лобзика, распечатали шаблоны будущих игрушек, подобрали качественный материал. Выпиливать лобзиком мы научились еще в 5 классе, поэтому повторили технику безопасности работы с этим инструментом.

В практической части работы мы постарались изготовить игрушки каждого вида динамических игрушек. Обдумав ход работы, мы пришли к выводу, что изготовление каждого вида игрушек в принципе одинаково. Мы составили общую маршрутную карту изготовления изделий и приступили к работе.

1) Распечатали схемы игрушек, которые нам показались наиболее интересными:


1. 2. 3.


2) при помощи копировальной бумаги перевели изображение фигурок игрушек на фанеру,

3) выпилили при помощи ручного лобзика все детали игрушек,

4) просверлили в деталях отверстия для гвоздиков и болтиков, а так же капроновых ниток при помощи дрели,

5) все полученные детали – заготовки зачистили наждачной бумагой,

6) напилили и зачистили палочки – держатели и планки, на которых крепятся фигурки игрушек,

7) приступили к сборке игрушек, каждый тип в индивидуальном порядке, согласно схемам.

8) после того, как игрушки были собраны и находились в рабочем состоянии, мы занялись оформлением внешнего вида. Для разнообразия мы оформили разными способами: при помощи выжигателя и лака по дереву, а что бы игрушки выглядели ярко и привлекательно, раскрасили красками.

2.5 Экологическое обоснование проекта

Экологические вопросы волнуют в современном мире всех. Чем больше человек продвигается по ступеням технического прогресса, тем больше наносится вред окружающей нас природе. Человек использует ресурсы природы, не задумываясь о последствиях своей деятельности. А сохранение чистоты рек воздуха и почвы просто необходимо. Для этого нужно создать и установить новейшей очистные сооружения, использовать безотходные технологии ног все это требует больших затрат но эти затраты ничтожны в соотношении со спасением природы от которой зависит наше будущее и жизнь на земле. Поэтому все наши народные игрушки изготавливались из экологически чистых материалов, в основном это дерево

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения проекта мы выяснили , что динамические игрушки интересны. Народные мастера не только сохранили традиции изготовления динамических игрушек, но и разрабатывают новые модели. Центром этого народного искусства является село Богородское, недалеко от города Сергиев Посад. Конечно – же, игрушка на сегодняшний день утратила свое первоначальное назначение. Сейчас она является ярким примером декоративно – прикладного искусства. Ее можно встретить как украшение интерьера или в качестве сувенира. Но, несмотря на это мы убедились на собственном опыте, что интерес к этим игрушкам у детей и взрослых очень велик. Во время работы над проектом мы увлекли изготовлением этих игрушек много ребят из нашей школы. Почти у каждого теперь есть динамическая игрушка. Мы очень рады, что прикоснулись к этому виду искусства и вдохнули живой интерес, особенно у школьников младших классов к данным игрушкам.

Результатами своей практической части проекта мы остались довольны, все игрушки у нас получились, хотя и встречали некоторые сложности при изготовлении.

Список литературы и источников

Гликин М.С. Декоративная работа по дереву. Издательства: Народное творчество, Искона. 2002г 20-30с.

Коваленко В.И. и Кулененок В.В. Объекты труда 7 класс Издательство: Просвещение, 1993г.

Рихвн Э.В. Мастерим из древесины. Издательство: Просвещение, 1989г.

Учебная литература: технология 5,6,7,8,9 классы, под редакцией В.Д. Симоненко.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Республики Дагестан «Малая академия наук Республики Дагестан»

Принята на заседании

методического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

«Утверждаю» Директор

ГБУ ДО РД «МАН РД»

___________ А.А. Багомаев.

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ г.

Мастер-класс « Динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей»

методист ГБУ ДО РД «МАН РД»-

Абакарова Алжанат Ахмеднабиевна

Цель: знакомство педагогов с технологией изготовления динамических игрушек из картона и использование их в работе с детьми.

развивать творческие способности младших школьников, формировать умение преодолевать трудности, воспитывать терпимость, умение слушать других.

развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки;

воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: развитие в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи учащихся.

Описание: Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии, воспитателям детских садов, детям младшего и среднего школьного возраста и творческим людям.

Применение: Дети могут использовать свои поделки в игре, использовать в качестве подарка.

Оборудование: цветной картон, ножницы, карандаш, шило, нитки, клей, проволока, цветная бумага, пуговицы.

Процесс выполнения работы:

Немного истории. Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того чтобы она шагала, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Примерно в XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными и на Руси. Предположительно в Нижегородской области. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Р азновидности динамических игрушек

Игрушки этого типа можно условно поделить по характеру движения:

Крутящиеся (юла, волчок)

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …)

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз)

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки). Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками.

Выпиленные и картонные раскрашенные дергунчики, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
Я неслучайно выбрала именно эту тему для сегодняшнего мастер – класса.
Так как я педагог начального технического моделирования, и на своих занятиях я попробовала создать с учащимися такую интересную игрушку и им очень понравилось её создавать и применять в игровой деятельности.
Мы посвятили несколько занятий данной теме, в результате чего у них выработались навыки работы с картоном, проволокой, шилом.

А теперь давайте попробуем создать одну из таких динамических игрушек.

1. Берем трафарет и обводим все детали на цветном картоне

hello_html_m29ad3bb0.jpg

2. Вырезаем заготовки

3.С помощью трафарета на каждой детали намечаем где будут места соединений.
4. Шилом прокалываем плечо и крыло.
5. Делаем крепление для крыла. Можно использовать специальные клипсы для скрапбукинга, или сделать их самим из бисера и кусочка проволоки. Крепим крылья, они должны свободно двигаться.

hello_html_m1946f608.jpg

hello_html_5c3778aa.jpg

6. Протягиваем нить через дырочки в верхней части крыльев.

hello_html_m209896aa.jpg

7. Скрепляем кончики нитки с помощью бисера.

hello_html_1ea0e9b1.jpg

8. Приклеиваем глаза.
9. Рисуем клюв и оперение

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Тема: «Ой, ребята, помогите зайке домик смастерить»

Подготовил воспитатель: Скачкова В. А.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Учить детей строить дом из кирпичиков, вертикально ставить их на небольшое расстояние друг от друга, а потом плотно прикладывать к ним с одной стороны горизонтально лежащий на длинной узкой стороне кирпичик.

Познакомить детей с новой строительной деталью - призмой. Вместе с детьми обследовать её : показать пальцем уголки, проводить ладошкой по граням.

Готовить детей к определению основных частей постройки (дом, стены, крыша, окно)

Развивать желание общаться. Учить игровым действиям.

Материал: 3 кирпича синего цвета (крупный и мелкий строитель) ,призма (красный цвет, мягкая игрушка (большой зайка,маленькие зайчики для обыгрывания.

Ход занятия:

Дети входят группу, слышится плач.

Воспитатель: Послушайте, дети, кто здесь плачет? Пойдемте, поищем (находят зайку).

Зайка : «У меня случилась беда, поднялся сильный ветер и поломал мой домик, в котором я живу».

Воспитатель: Дети, как помочь зайчику?

Дети: Новый домик построить, (воспитатель предлагает повторить, что дети будут строить)

Воспитатель: Не плачь, заинька, мы тебе построим новый дом. Дом будем строить из кирпичиков синего цвета. Из чего будем строить дом? (из кирпичиков)

Воспитатель: Веня, дай мне, пожалуйста, кирпичики красного цвета. Спасибо.

Воспитатель: Ребятишки, смотрите, я ставлю кирпичик на короткую, узкую сторону. Вот так. А другой кирпичик чуть дальше. Это стены. Скажи, Оля, что это? (стены) (хоровое и индивидуальное проговаривание)

Воспитатель берёт призму и показывает детям. «Что это за кирпичик такой. Посмотрите, ребята, он похож на крышу. Проведите по ней ладошкой. Вот такая крыша. Найдите на крыше уголки (жест пальчиками). Так что же это у нас такое? (крыша - хоровые ответы). Умнички, дети! Чтобы зайке было уютно в домике, мы поставим крышу вот так.

Воспитатель: Но куда же наш зайка будет смотреть?

Воспитатель: Приставим ещё один кирпичик на длинную,узкую сторону. Вот так. Это окошко. Вот и у тебя, зайка, есть теперь красивый домик с синими стенами, красной крышей и окошком. (Обыгрывание) А теперь, малыши, стройте для заиньки домик, он хочет к каждому в гости прийти.

Дети строят, а воспитатель объясняет и помогает индивидуально (обыгрывание)

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это дети строят дом,

Чтобы зайки жили в нём.

Зайка заходит в гости в каждый дом.

(Раздаётся снова плач)

Воспитатель: Кто там ещё плачет? Давайте, дети, поищем (дети находят маленьких зайчат).

Воспитатель: Лена, спроси, почему зайчата плачут?

Зайчата: Нам холодно.

Воспитатель: Давайте мы для них тоже построим домики, только из маленьких кирпичиков (дети строят за столами)

Воспитатель даёт оценку от имени зайки каждому ребенку. «Вот у Оли, какой чудесный домик получился, стены ровные. У Карины крыша прочная, не промочит дождь зайку. Вот какие домики получились удобные.

Видео «Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы «Чей домик крепче» Совместную образовательную деятельность с детьми средней группы провела воспитательМБДОУ Д/с № 23станицы Петровской Славянского района Краснодарского.

Презентация дидактической игры «Домик» Цель и задачи: Цель: всестороннее развитие ребенка с ОВЗ через использование многофункционального мягкого пособия. Задачи: 1. Сенсорное.

Конспект проведения дидактической игры по экологии «Домик для листочков» Конспект проведения дидактической игры по экологии Название дидактической игры: «Домик для листочков» Возрастная группа: старшая Место в.

Консультация для воспитателей «Игры и занятия с дидактическими игрушками с детьми раннего возраста в Доме ребенка» Консультация для воспитателей Игры и занятия с дидактическими игрушками с детьми раннего возраста в доме ребенка Ранний возраст является.

Методическая разработка игры-путешествия для детей 5–7 лет «В детский сад по улице ребята идут»

Методическая разработка игры-путешествия для детей 5–7 лет «В детский сад по улице ребята идут» Методическая разработка игры-путешествия для детей 5-7 лет «В детский сад по улице ребята идут - дорожные знаки их путь берегут!» Пояснительная.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с пространственными представлениями «Домик для лисички» презентация Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познавательное развитие»Тема непосредственно.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Помогите зайке» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: 2 младшая группа Тема: «Помогите зайке» Основные цели:.

Конспект НОД «Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская областная основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского.

Развивающие игры с самодельными пальчиковыми игрушками из бумаги и картона

Развивающие игры с самодельными пальчиковыми игрушками из бумаги и картона Актуальность. Пальчиковых игрушек существует великое множество. Можно купить готовые, а можно изготовить их своими руками. Пальчиковые.

Совместное мероприятие с родителями и детьми группы раннего возраста «Помогите Зайке» Совместное мероприятие с родителями и детьми группы раннего возраста «Помогите Зайке» Совместное мероприятие с родителями и детьми группы.

Научившись более менее уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны не только форма, размер и яркость предметов, но и их способность двигаться. Еще бы, ведь так интересно топать по дорожке парка и толкать впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А юла, лошадка-качалка, клюющие курочки. Если все эти забавные вещицы вызывают у крохи неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов. В большинстве своем, это традиционные деревянные игрушки, самые известные из которых – так называемые богородские: например, кузнецы или те же клюющие курочки. Не менее популярны лошадки-качалки, неваляшки и обычные каталки.

Нажми на кнопку – получишь результат?

В последнее время появилось множество, движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки – игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» - радость, обиду, боль, ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку - ожила.

Но! Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограммированности.

Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, по характеру движения.

Игрушки-каталки. Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой. К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята. Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка («толкалка»), потому что он только осваивает пространство перед собой. Для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство.

Крутящиеся игрушки. Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша. Ручные волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Механическая юла. Хочется обратить внимание на простую юлу, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала. Мобиль - это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться тем, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9-10 лет. Причем, это первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. Причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку.

Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия. Есть и напольные игрушки-качалки - лошадка, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 7 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.

Катающиеся игрушки. Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов.

«Шагающие» игрушки - те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1-3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником.

«Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например, медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице. Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз.

Действуем, наблюдаем, подражаем

Общей характерной особенностью динамических игрушек можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Продолжением игры является активное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

Игрушки-помощники

Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации - это один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать движения и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое - это упражнение для способности восприятия. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться во внешнее движение в игре.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

истинность, не карикатурность образа. Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка;

естественность и плавность движения, природосообразность. Например, крокодил не может быть игрушкой-верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях. Карабкающееся движение для него противоестественно. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать»;

соответствие звука и образа. Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;

форма, цвета, цвет в движении. Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;

возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).

Читайте также: