Что такое иос с игрушками аналогами

Обновлено: 18.05.2024

В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. А дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период и закладываются основы личностной экологической культуры.

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся» в образовательных учреждениях РФ» (от 30.03.1997г.№ 4/16) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира, поэтому именно в этом возрасте очень важно заложить основы формирования начал экологической культуры.

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому педагогами дошкольного образования строятся процессы образовательной деятельности таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети получали наглядным методом, т.е. путем запечатления реальных событий и объектов окружающего мира.

А поскольку основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то большая часть программного материала по экологии осуществляется путем привнесения элементов сюжетно-ролевых игр. Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры являются игровые обучающие ситуации (ИОС), фрагменты которых я представляю вашему вниманию.

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Вот пример использования этого типа ИОС в образовательной деятельности во второй младшей группе:

Тема: «Жизнь лесных обитателей зимой»

Задачи: углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы и волка в зимнем лесу; формировать умение выделять характерные особенности животных, активизировать речь детей; воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой.

Материалы и оборудование: белая ткань, нарисованные на белой бумаге следы животных, солома, игрушечные животные: заяц, лиса, волк, медведь, аудиозапись шума зимнего леса.

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:

В.: Дети сегодня мы с вами познакомимся с жизнью животных в лесу. (Стук в дверь, появляется колобок). Смотрите, ребята, к нам в гости пришел колобок.

К.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуй, Колобок!

К.: Ребята, я смог перехитрить лису и укатился от нее, а пока я катился по дорожке, подумал вот о чем. Ведь я многих зверей в сказке перехитрил. Они все хотели меня съесть. А вот было бы интересно узнать, чем питаются звери, и как они живут в лесу зимой. Вот я и пришел к вам в детский сад. Знаю, что воспитатели маленьким детям, про все рассказывают.

В.: Ребята, давайте поможем Колобку узнать о жизни животных в лесу.

Д.: Давайте. (Далее с детьми повторяются и обобщаются правила поведения в лесу).

В.: Мы сейчас закроем, глазки и окажемся в зимнем лесу . (Звучит аудиозапись звуков зимнего леса.) А вот и лес. Лес — это дом для многих зверей и птиц. В нем много деревьев и кустарников.

В.: Дети, посмотрите, на снегу чьи-то следы! Куда они нас приведут? Кто это тут прячется?

К: А почему он белый? В моей сказке зайчик серый. (Ответы детей.) Интересно, а что там заяц делает за стогом сена? Дети, вы не знаете? (Ответы детей)

К: А если сена, не будет, что же он будет делать? (Ответы детей)

В.: Давайте не будем мешать зайке. Пусть он кушает, а мы с вами пойдем, посмотрим, куда, приведут нас другие следы.

Далее по аналогичной схеме знакомимся с другими животными: волком, медведем и лисой.

Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Иллюстрацией к этому типу ИОС послужит фрагмент непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Тема «Волшебный мир насекомых».

Задачи: закрепить знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитывать бережное отношение к живым организмам.

Материалы и оборудование: аналоги насекомых.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в теплое время года на участке. Когда дети выходят на прогулку, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы подвести к пониманию темы. Педагог объясняет, что на участке есть постоянные жители. Это насекомые. (Дети повторяют правила обращения с живыми насекомыми).

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:

В.: А на нашей полянке спрятались и игрушечные насекомые. Давайте вместе их поищем. Принесите их, пожалуйста. (Дети ищут насекомых, приносят воспитателю.)

В.: Вы держите в руках насекомых. Почему этих насекомых можно брать в руки? (Ответы детей)

В.: Почему нельзя брать настоящих насекомых в руки? (Ответы детей)

В.: Скажи, ты быстро нашла своё насекомое? (3-4 индивидуальных ответа.)

В.: Каких насекомых вы заметили в первую очередь? (Ответы детей)

В.: Да, правильно, легче было найти тех насекомых, которые не прятались, и были хорошо видны, чем тех, окраска которых сливалась с поверхностью. Давайте поиграем с нашими насекомыми: расположите своих насекомых на полянке так, чтобы они были хорошо видны. (Дети располагают насекомых.)

В.: Всем хорошо видны насекомые? (Да!) А как вы думаете, птицам они тоже хорошо видны? (Да!) А не опасно ли это для насекомых? (Опасно, потому что насекомые служат птицам кормом.) Так что нам нужно сделать, чтобы сохранить наших насекомых? (Спрятать их.) Давайте расположим насекомых так, чтобы птицам было трудно их отыскать. Вот таким способом насекомые сохраняют свою жизнь.

Далее можно рассказать детям о других способах приспособления насекомых к жизни в природе. И в конце подводим итог и делаем акцент на то, что мы работали с насекомыми-игрушками.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Тема «Путешествие на остров Робинзона Крузо».

Задачи: расширять представления детей о значении растений в жизни человека, о природных красителях; упражнять детей опытным путём получать краски и окрашивать белую ткань; воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности; расширять словарный запас: «хлопок», «красители».

Материалы и оборудование: конверты с письмами, макет лодки, аудиозапись шума прибоя, пластиковая бутылка с письмом, сундук, корзина с овощами, терки, кусочки хлопчатобумажной тканы, веточки хлопка, готовый сок овощей (моркови, свёклы) и отвары луковой шелухи и крапивы, прищепки (по 2 шт. на ребёнка), подносы.

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:

В: Сегодня мы с вами попали на берег моря. Посмотрите-ка, здесь какая то бутылка. Надо её убрать. Ой, да здесь письмо. Давайте его прочитаем.

«Всем! Всем! Всем! Приглашаю вас на свой остров. Обещаю показать всё самое интересное. Робинзон Крузо.»

Поплывём в гости к Робинзону? А вот и лодка. Садитесь. (Звучит аудиозапись шума моря.) Вот мы и приплыли. Посмотрите, как здесь красиво! Но где же Робинзон? Ой, какое-то письмо. Подписано: «Детям от Робинзона». Давайте прочитаем!

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Извините, что не смог вас встретить, появились неотложные дела. Прогуляйтесь, пожалуйста, по острову сами. Путь в самые интересные места острова я отметил стрелочками. А в следующий раз я обязательно с вами встречусь.

Далее дети вместе с воспитателем вспоминают правила поведения в незнакомом месте. Находят первую стрелочку, которая приводит их к хлопковому кусту.

В.: Ой, посмотрите, ребята, какой чудный кустарник! Кто знает, как он называется?

В.: Правильно. Такие растения растут только в тёплых странах. А для чего нужен хлопок? (Ответы детей.)

В.: Молодцы! Действительно, это растение нас одевает, из него делают ткань, а из ткани шьют одежду, которую мы с вами носим. Ребята, посмотрите, что это за сундук стоит? Давайте его откроем, посмотрим, что в нём.

Открывают сундук. В нём записка от Робинзона.

«Дорогие дети! Я уже давно живу на этом, острове. Питаюсь тем, что даёт мне природа: фруктами, овощами. Я научился делать ткань из хлопка и шить из неё одежду, но она. у меня получается только белой. А мне хотелось бы иметь красивую, яркую одежду. Вы можете мне помочь?

Заранее благодарен. Ваш Робинзон.»

В.: Надо помочь Робинзону! Давайте вспомним, чем можно красить ткань? (Ответы детей.)

В.: Но ведь у Робинзона нет таких красок. Как же быть? Посмотрите-ка, ребята, я нашла, на острове корзинку с овощами. С их помощью мы и попробуем окрасить ткань. Посмотрим, что у нас получится. Для начала необходимо натереть овощи на тёрке и отжать сок.

Дети натирают овощи на тёрке, отжимают сок.

В.: Полученный сок налейте в мисочки, стоящие перед вами. Вот вам кусочки хлопчатобумажной ткани и прищепки. С помощью прищепок опустите ткань в сок, хорошо промочите её, поднимите, дайте соку стечь. Положите ткань на стоящий перед вами поднос.

Далее воспитатель опрашивает детей, в какой цвет окрасилась ткань с помощью соков и отваров трав.

В.: Вот видите, ребята, как природа помогает нам выглядеть красиво.

Далее дети продолжают путешествие по острову, выполняют задания Робинзона.

Таким образом, представленные мной примеры игровых ситуаций позволяют наиболее доступным способом дать детям знания программного материала по экологии, вызвать интерес к ее изучению, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игров.


Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.


Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию в 1 младшей группе в форме квест-путешествия.

Тема:"Путешествие в весенний лес".

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.Дошкольное детство является таким возрастным п.

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог.


Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест

Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест.


Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию

Цель: Формировать целостную картину окружающего мира;Задачи:Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; способствовать овладению детьми в конкретных игровых ситуациях .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами

Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и др.) Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья, кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино».

Игрушки – аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с двух – трех лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки – предмета, от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыбками. Воспитатель ставит цель – закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали довольно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать – ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать – смотреть как они плавают, как едят; игрушечные рыбки – это предметы с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать) они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот, глаза).

Сопоставление продолжается – воспитатель кормит рыб в аквариуме, дети наблюдают, как они едят, а взрослый подчеркивает: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые – сами едят». Затем воспитатель выясняет, как надо кормить игрушечных рыбок: сыплет рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагает посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточняет: «Эта рыбка сама не ест – она игрушечная, не живая. С ней можно поиграть – покормить её понарошку». Воспитатель вынимает игрушку из воды, вытирает просить детей дать кукольную посуду, показывает, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагает нескольким детям покормить её, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать. В завершении воспитатель подчеркивает: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно – как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Аналогичные игровые обучающие ситуации можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а так же при сопоставлении игрушечной и живой ёлки. Это может быть одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую ёлочку, предназначенную для кукольного уголка, и проводит сравнения. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнивать искусственное и живое дерево им не трудно и интересно.

Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте – оно корнями уходит в землю. У игрушечной ёлки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней; её можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет, каждый год становится выше, ветви удлиняются. Игрушка остается всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у неё начинается сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают а новые вырастают, всё лето растут и созревают шишки. У искусственной ёлочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красивая, покрыта темно-зеленой упругой хвоей, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная елочка красива по другому: её сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, её можно наряжать, с ней можно играть.

Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучении белочки – дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно – через игру – обучает дошкольников.

Игрушки – аналоги – это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек – они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например: зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методика использования игр как средства экологического образования дошкольников

Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.

Структуру (структура дидактической игры по А.К Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.- все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений; во вторую группу - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения; игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу; в особую, в четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Использовать сюжетно-ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги-экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.

По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

¾ она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

¾ оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

¾ в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

¾ игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

¾ воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям , формируемым в процессе других видов деятельности;

г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

В исследовании Николаевой С.Н. и Комаровой И.А. предлагается следующая классификация игровых обучающих ситуаций (ИОС):

- ИОС с игрушками-аналогами,

- ИОС с использованием литературных персонажей и игры-путешествия.

- Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибы, пенопластовые фрукты и овощи.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа, его вопросов, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения игры-драматизации. Реализация достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

¾ Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснувшись - потянулись, воробушки машут крылышками и т.д.)

¾ Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

¾ Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

¾ Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

¾ Инсценирование сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Исходя из этого разработаны и модифицированы игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе

Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

1. Игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

2. Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте - прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

¾ у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

¾ игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие - возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, интересного и необычного для себя.

Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе.

Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации.

В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Игровые обучающие ситуации - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра

ВложениеРазмер
ios.docx 20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игровые обучающие ситуации

в экологическом воспитании

ГБОУ ООШ № 9 СПДС «Родничок»

Березиной Ирины Николаевны

г.о. Новокуйбышевск, 2014г.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С.Н. Николаева выделяет несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Виды игровой обучающей ситуации
ИОС с игрушками-аналогами
ИОС с литературными персонажами
ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существую в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе.

Хорошая игра сложится, если

- воспитатель придумает интересный сюжет,

- продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей,

- подготовит необходимую атрибутику.

Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети - роль посетителей (это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк, контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.)

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

1. Формировать умение различать живую и игрушечную птичку .

2. Дать представление об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

3. Развивать познавательный интерес к родной природе. Ввести в словарь детей слова : ходят, летают, клюют корм. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость.

4. Воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

Картина воробья, фигурка воробья, игрушечная птичка , запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами использование художественного слова «Воробей с берёзы на дорожку прыг больше нет мороза чик- чирик» ; Художественное творчество : рисование «Зёрнышки для птичек» ; Лепка «Корм для птиц» ; Чтение художественной литературы : стихи о птицах.

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье:

Коротка моя песенка, вот :

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Не робей! Я бывалый …

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы) . А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

(Выставляю картину с изображением воробья )

Это, ребятки, воробей он живой.

У воробья есть туловище, крылья он ими машет, лапки он быстро скачет, клювом он клюет зёрнышки и пьет воду. Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.

- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.

- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание) .

Физкульт минутка «Воробьи»

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

(Дети, сидя на корточках, поворачивают голову вправо и влево)

Погулять они хотят

И тихонечко летят

(Встают, бегут, взмахивая руками, темп средний)

И на веточки уселись

(Садятся на коврик)

Ребятки, взгляните за окошко.

Для птичек у нас на деревьях развешаны кормушки.

«На деревья мы развесим новые кормушки,

Зерна, семечки насыплем и от хлеба крошки.

Чтобы птички холод пережили,

Чтоб голодною зимою сытыми все были»

Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей) . Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей) . Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей) .

Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать :

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

«Спасибо вам великое» .

Посмотрите, ребятки, у меня в руках сидит птичка. Она живая или игрушечная ?

Игрушечная птичка - неживая , она не двигается. Но с ней можно играть, а вот с живой птичкой играть нельзя.

Живых птичек мы с вами будем кормить на прогулке.

А, сейчас давайте покормим игрушечную птичку . Игрушечная птичка сама не ест , стоит, но можно покормить её понарошку.

(Дети кормят игрушечную птичку ) .

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки

подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой

Итог : Мы с вами сравнивали птичку живую и игрушечную и много узнали о жизни воробья зимой. Какие вы, дети, молодцы! Правильно отвечали на вопросы и выполняли движения, имитируя птичек.

Воробушек вас зовет с ним поиграть : подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС.

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме.

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет.


«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему .


Игровая обучающая ситуация «В гости к белочке» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен конспект игровой обучающей ситуации по формированию целостной картины мира и основ экологической культуры для детей младшего дошкольного возраста.


Игровая обучающая ситуация « Дары осени» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен материал по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Читайте также: