Деревянные игрушки в петрозаводске

Обновлено: 01.05.2024

Сначала Виталий Курденков мастерил игрушки из дерева для своих детей. Потом сделал для них кроватки. А потом решил превратить это в бизнес – теперь у них с женой Светланой своя столярная мастерская. Вся продукция экологически чистая, а еще добрая и настоящая. По крайней мере дети так говорят.

Виталий Курденков по профессии не столяр, а его жена Светлана – не художница. Но это не мешает супругам самим придумывать эскизы детской мебели и игрушек, самим вырезать их из дерева и продавать по всей России.

— Начиналось это все дома, — рассказывает Светлана. – Муж стал делать игрушки для наших детей. А потом его сократили на работе, и он решил открыть свое дело. Где-то полгода он работал в нашей квартире: практически выселил детей из детской и сделал там себе мастерскую. Потом я подумала: «Ну сколько можно?». И мы сняли помещение.

Это было около двух лет назад. Сейчас в мастерской кроме Светланы и Виталия работают еще два мастера. Деревянными белочками и енотами уже не ограничиваются.

Виталий и Светлана. Фото: ИА

Виталий и Светлана. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Добрые лисы и страшные ежи

Когда запускали продажу игрушек, Светлана переживала, будет ли на них спрос при наличии в магазинах мягких мишек, говорящих кукол и конструкторов. Но потом она заметила, что ее собственным детям деревянные игрушки нравятся больше остальных.

— Моему сыну пять лет, и он часто играет самыми элементарными игрушками, которые создавались как грызунки для полугодовалых детей. Потом папа ему сделал грузовик Freightliner, после этого все пластиковые машинки мы вынесли на балкон. Дочка говорит, что наши игрушки добрые, а сын – что они настоящие.

Игрушки придумывает Светлана. Сначала брала за основу работы других мастеров – из Японии, США, а когда набила руку, стала придумывать новые образцы сама.

Самые простые игрушки для самых маленьких. Фото: ИА

Самые простые игрушки для самых маленьких. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

А это вариант уже посложнее. Фото: ИА

А это вариант уже посложнее. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Стена замка на заднем плане - лишь небольшой фрагмент из огромного набора. Фото: ИА

Стена замка на заднем плане — лишь небольшая часть большого набора. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

— Вот есть у меня настроение в час ночи сесть и нарисовать лису, чтобы она была добрая, — сажусь и рисую. Правда, иногда она выходит не добрая, а страшная – приходится убирать подальше, — смеется мастерица.

Кроме фигурок животных и деревьев в мастерской делают пазлы. В первоначальном ассортименте их было около тысячи, сейчас осталось примерно триста штук. Кстати, не все они для детей: будут и большие сувенирные разборные панно для взрослых, но эту разработку мастера пока держат в секрете.

Детские пазлы – не только для развлечения, но и для развития. На некоторых детали пронумерованы, по ним можно учить цифры. Другие раскрашены не просто в разные цвета, но в разные оттенки – тоже не просто так.

— Игрушек для изучения оттенков цветов практически нет. Мои дети, например, знают их около пятидесяти. А большинство не знают ничего кроме цветов радуги, — объясняет Светлана.

мастер Юлия выпиливает электролобзиком детали для пазлов. Фото: ИА

Мастер Юлия выпиливает электролобзиком детали для пазлов. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Разборные деревья - самый простой вариант пазла. Фото: ИА

Разборные деревья — самый простой вариант пазла. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Юлия начала столярничать три года назад - вдруг захотелось научиться что-то делать руками. Пошла учиться - и влюбилась в это дело. Фото: ИА

Юлия начала столярничать три года назад — вдруг захотелось научиться что-то делать руками. Пошла учиться — и влюбилась в это дело. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

А это уже посложнее и поинтереснее. Фото: ИА

А это пазл уже посложнее. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Пазлы Светлана сначала рисует и распечатывает на бумаге. Эскиз крепится к доске, из которой по контуру выпиливают детали. Потом каждую из них вручную шлифуют, закругляют края, красят и лакируют. С игрушками практически та же история.

Новые модели игрушек испытывают дети Светланы и Виталия. Они выступают в роли контрольной группы и одновременно строгих критиков.

— Я обычно раскрашиваю игрушки дома. Бывает, дети смотрят и говорят: «Мама, почему у этого ежа такие страшные глаза?». Я сразу сажусь и переделываю. Или там пазл: мы сначала тестируем их на детях, потому что иногда игрушка получается красивой, а ребенок ее никак не может собрать.

Пока Светлана каждую игрушку красит кисточкой. Фото: ИА

Пока Светлана каждую игрушку красит кисточкой. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Но в ближайшее время планирует освоить метод окунания в краску, так работа пойдет быстрее. Фото: ИА

Но в ближайшее время планирует освоить метод окунания в краску, так работа пойдет быстрее. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Некоторые игрушки вполне можно использовать как украшения для интерьера. Фото: ИА

Некоторые игрушки вполне можно использовать как украшения для интерьера. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Игрушки не только экологически чистые, но и прочные: от них ничего не отвалится, даже если ребенок будет их грызть. К такой надежности пришли постепенно: отказались, например, от тонких элементов, которые можно отломать.

От «волосатой» доски до готовой кровати

В какой-то момент в мастерской стали делать мебель. К этому тоже подтолкнула забота о детях: Светлане и Виталию хотелось купить в детскую необычный комод. Поиски продлились долго, а купленный комод в итоге развалился через две недели. С кроватью для младшего ребенка решили не рисковать, и Виталий сделал ее сам. Получилось настолько симпатично, что в ней захотели спать и старшие – пришлось им тоже смастерить нечто подобное.

— У нас тут нет ничего поточного, в каждом изделии есть большая доля ручного труда, — объясняет Виталий. – Берется, например, простая доска, «волосатая». Мы ее распиливаем, фугуем (фуговать — выравнивать поверхность доски — прим. ред.), делаем разметку, выпиливаем заготовки, дальше уже их обрабатываем.

Виталий за работой. Фото: ИА

Виталий за работой. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Материал для будущих кроваток и комодов. Фото: ИА

Материал для будущих кроваток и комодов. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Каждую такую деталь вырезают вручную. Фото: ИА

Каждую такую деталь вырезают вручную. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

В мастерской могут сделать что угодно: кровать, комод, детский спортивный уголок, стол, стул. Стандартных изделий нет, каждое делается «под клиента», с теми размерами, цветами и рисунками, которые ему нужны.

Мастера работают в основном с березой, по желанию клиента могут взять сосну. Какие-то части мебели делаются из цельных досок, какие-то — из клееного щита. Его Виталий, кстати, тоже делает сам – не доверяет в этом деле ни одному производителю.

— Мебель и игрушки мы покрываем льняным маслом, в Карелии такого точно никто не делает, — говорит Светлана. – Да и в России мало кто, потому что это сложно: надо, чтобы не было пыли, и весь цех перед такой работой приходится мыть. Зато такое покрытие безопасно: у нашей средней дочки аллергия, и она такую кровать может хоть лизать – ничего плохого не случится.

Мастер Алексей - опытный столяр. А еще он старый друг Виталия: они знают друг друга с детства. Фото: ИА

Мастер Алексей — опытный столяр. А еще он старый друг Виталия: они знают друг друга с детства. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Почти готовая кровать. Фото: ИА

Почти готовая кровать. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Виталий по профессии водитель, столярничать раньше не умел и даже не думал, что получится. Потом нашел хорошего наставника и понял, что всему можно научиться. Непонятно только, почему при этом так мало хороших мастеров: когда мастерскую начали расширять, в неделю приходило по 20 стажеров – не задерживался ни один.

— Не хватает профессионалов, которые бы пришли и уже знали, что делать – такие обычно уже где-то работают, — говорит Виталий.

— Да и вообще, работа утомительная: ты сидишь, руками это все вышлифовываешь. А у меня муж тщательно контролирует качество: не понравилось – всё, брак. Строгий начальник, — улыбается Светлана.

— Не строгий, — поправляет Виталий. – Просто нужно, чтобы детям досталось хорошее изделие.

При покраске Виталий даже не надевает респиратор: краска абсолютно безопасна, даже не пахнет. Фото: ИА

При покраске Виталий даже не надевает респиратор: краска абсолютно безопасна, даже не пахнет. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Еще один вариант кроватки, цвет - по желанию будущей хозяйки. Фото: из личного архива мастеров

Еще один вариант кроватки, цвет — по желанию будущей хозяйки. Фото: из личного архива мастеров

Основные клиенты мастерской – москвичи, жители Московской области, Петербурга и Крыма. Петрозаводских покупателей от силы 10%. Может быть, дело в цене, рассуждает Светлана. Но надежная мебель из настоящего дерева просто не может быть дешевой.

— У нас очень много заказов, очередь на игрушки около двадцати дней. Продаем сейчас только в интернете, реклама в основном в группе в «ВКонтакте», но этого хватает. Мы уже начинаем думать, как ускорить производство: планируем, например, заказать американские четырехножевые фрезы, на них можно будет быстро делать элементы кроватей.

На развитие мелкими шагами мастерам хватало денег — помогли спонсоры. Но сейчас производство планируют расширять: Светлана и Виталий уже придумывают новую линейку мебели (кровати-кексики, табуретки-печенье), необычные виды пазлов. Может быть, обратятся за помощью к государству: сейчас многим предпринимателям дают субсидии на развитие дела, почему бы не попробовать.

Основной альбом

Уютная мастерская деревянных игрушек "Егорка" создает все с любовью и заботой о детях!
У нас мы можете найти игры на любой возраст - от пирамидки до посудки.Мы ЛЮБИМ экологические и органические игрушки, а также ваших малышей. Безопасные, тактильные и долговечные, они послужат прекрасным подарком на любое торжество!
Все используемые материалы подходят для детей, безопасны и биоразлагаемые: древесина, краски на водной основе.




Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена

🥰

Новый нежный набор!
Посудка в серо-розовом цвете с белым тортиком.

Доставка по России и миру!

Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена
Магазин сувениров "Легенды Севера"
Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена

😍

Снова в наличии наш ХИТ!
Лошадка из бука

Показать полностью.
Очень приятная на ощупь, гладкая и "теплая".
Лошадка может стать отличным подарком не только детям, но и взрослым.

Доставка по России и миру!

Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена

🔥

Новинка!
Грызунок из бука "Лама".

Доставка по России и миру!

Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена

✅

Погремушка в наличии в подарочной коробке.

Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена

20-21 мая приняли участие в городском событии в ТЦ «Тетрис» -«Креативная Карелия». Спасибо гостям, организаторам и участникам!

Деревянные игрушки "Егорка" запись закреплена
ТРЦ «Тетрис»

Тетрису 11 лет!
И в свой День рождения мы решили покреативить

Друзья, 20 и 21 мая совместно с Ольгой Чичуа, экспертом по организации событий, мы запускаем ЯРКОЕ мероприятие - «Креативная Карелия». Оно объединит представителей креативной индустрии на одной площадке
Показать полностью.

💪🏻

«Креативная Карелия» - это место для самовыражения самых активных молодых специалистов и опытных профессионалов креативной отрасли, пространство для открытого диалога творческого сообщества. Сформируем национальный карельский креативный продукт ВМЕСТЕ с вами в Год культурного наследия народов России

У вас будет уникальная возможность:
посетить выставку художников Карелии;
познакомиться с KARELIAN DESIGN | Петрозаводск;
полюбоваться авторской росписью тканей OSHLIBATIK;
побывать на концерте Консерватории им. А.К. Глазунова;
поучаствовать в мастер-классах;
приобрести чудесные сувениры от ремесленников Карелии;
посмотреть показ мод от Студии "ПОДИУМ";
оценить выступление Вокально-хореографической студии "ПОКОЛЕНИЕ";
стать участником розыгрыша призов!

Мы делаем игрушки, которые действительно развивают детей! Сувениры и мебель из массива. Поможем подобрать полезный подарок для ребенка.

Игрушки

Светлана Курденкова

Семейная мастерская деревянных игрушек LELU Карелия Петрозаводск.

У нас Вы найдете:
- деревянные пазлы,
- деревянные машинки и транспорт,
Показать полностью.
- игровые наборы из дерева,
- деревянные пирамидки,
- спортивные игрушки из дерева.

Приглашаем посетить нашу мастерскую по адресу: город Петрозаводск, ул. Коммунистов, 50, строение 4.

Каталог

Как заказать

Доставка, оплата

О мастерской




Семейная мастерская LELU. Деревянные игрушки

Семейная мастерская LELU. Деревянные игрушки запись закреплена

ПАЗЛ-ЧАСЫ "ХАМЕЛЕОН". С такой игрушкой изучать время - это весело и увлекательно! Игрушку можно собирать как пазл, развивая мышление и моторику, а затем, постепенно, перейти к изучению времени.

Материал игрушки - липа, покрытие - акриловые краски и водный лак. Благодаря защите лаком (мы делаем только напыление, чтобы чувствовалась текстура дерева), цвета долгие годы остаются яркими без образования потертостей, даже при интенсивном использовании.

Длина пазла 24 см, высота 16 см, толщина 2 см.

Семейная мастерская LELU. Деревянные игрушки

Семейная мастерская LELU. Деревянные игрушки запись закреплена

Елена Попова

Чудесно

Наталья Бачерикова

Светлана Курденкова


Светлана Курденкова

Наталья Бачерикова

Семейная мастерская LELU. Деревянные игрушки

Семейная мастерская LELU. Деревянные игрушки запись закреплена

🎄

Еще одна новинка в серии новогодних пазлов. Простой, но красочный новогодний пазл для детей от 2 до 4 лет "Дед мороз пришел!"
Высота пазла 26 см, ширина 19 см, толщина 2 см.

Когда дети уже освоили сборку пазлов, то мы начинаем собирать их на скорость по таймеру или перемешиваем детали двух пазлов и собираем. В этом пазле есть детали в виде игрушек и мы угадываем их на ощупь с закрытыми глазами.

👍🏻

Чтобы интерес к игрушке долго не терялся, игрушка должна быть на виду и у нее должно быть свое место, куда ребенок должен её убрать после игры. Стеллаж, полка, сервант для этого отлично подходят. Я сразу с момента появления игрушки в доме обозначаю её ценность, говорю, что вот эту игрушку надо беречь, не раскидывать детали, ставить на полочку и дети стараются относиться к ней бережно, не всегда, конечно, иногда приходится напоминать, но зато от всех пазлов и наборов у нас все детали на месте и ничего не теряется. Чего и Вам желаем.

На открытие своего дела Анну Сергееву, молодую маму из Петрозаводска, вдохновили собственные дети. Деревянные лошадки, игрушечная посуда и конструкторы ручной работы от карельской мастерицы стали покупать по всему миру. Сейчас Анна осваивает внутренний российский рынок и местные магазины. Новая история о том, как можно превратить хобби в бизнес — в спецпроекте «Делаем в Карелии».

Деревянная лошадка. Фото: Анна Сергеева

Деревянная лошадка. Фото: Анна Сергеева

Лошадки, волчки, самолеты, наборы для детской кухни и даже разборный торт со свечками — все выполнено из натурального дерева. Анна Сергеева создала новый карельский бренд детских игрушек и назвала свой бизнес именем младшего сына — «Егорка».

Дерево побеждает тактильностью

«Меня привлекает все экологичное, деревянное, натуральное и безопасное, — говорит Анна. — Когда я стала искать такие игрушки для детей, возникли трудности: либо это все было очень дорого, потому что заказывать нужно было из скандинавских стран, либо не устраивало качество. И я решила, что лучше сделать самой. Первые игрушки для сына и дочери я сделала лет пять назад», — рассказала Анна.

Анна Сергеева. Фото:

Анна Сергеева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

В производстве Анны Сергеевой два направления: игрушки для малышей и детская посуда. Такое разделение возникло, потому что младшему ребенку нужны были развивающие игрушки, а старшей дочери нравились ролевые игры: приготовить, накормить, накрыть стол.

«Конечно, я не пошла в лес за бревном и не начала сама строгать. Я нашла мастеров, которые делают заготовки, я им предложила свои наработки, они по моим эскизам сделали деревянные игрушки. Я их дорабатывала здесь в Петрозаводске: красила, покрывала маслом. Все финишные штрихи делала сама», — рассказала Анна.

Сначала игрушки стали для Анны новым хобби, с детства она любила что-то мастерить своими руками: варила мыло, делала серьги. Постепенно увлечение переросло в бизнес. В 2020 году мастер зарегистрировала свою фирму.





«В декрете потребность творчества еще больше обострилась. Нужно было куда-то приложить свое умение, создавать что-то своими руками — это всегда было мечтой. Вот моя мечта вылилась в такое дело».

Новые игрушки, которые придумывала Анна, первыми всегда получали ее дети — испытывали их на прочность.

«Я увидела, что когда лежат две пирамидки, ребенок выбирает деревянную, потому что это приятно трогать, это тепло, хорошо пахнет. Тактильно всегда побеждает дерево. А кроме того, это безопасно, эстетично, красиво и вписывается в любой интерьер», — говорит Анна.

Ориентируемся на внутренний рынок

Детская посуда «Егорка» делается из податливой липы. Игрушки, покрытые маслом, — из бука и дуба, они более прочные и не боятся детских зубов. Материалы Анна заказывает из разных регионов страны.

Детская посудка

Детская посудка «Егорка». Фото: Анна Сергеева

«Мы сотрудничаем с мастерами из разных уголков России, каждый работает с разным видом дерева. У нас была своя мастерская в Петрозаводске, но мы не справились с объемами и вынуждены были уйти на такой удаленный формат работы. Мы заказываем изделие, получаем заготовку, а уже финишные штрихи — покраска, упаковка — делаем сами. Я могу красить и готовить упаковку, сейчас мне еще помогают художницы».

Цены на древесину и другие материалы сейчас выросли. Анна использует иностранные краски и финский сертифицированный лак. При этом цены старается держать на прежнем уровне, чтобы как можно больше семей могли позволить себе купить ее игрушки.

«Для меня очень важно, чтобы все было качественно, безопасно и красиво, чтобы игрушки не стыдно было показать и подарить. Упаковка у нас тоже экологичная, только бумага и бумажные наполнители, нет пластика и полиэтилена. Это игрушки на века, мне бы хотелось, чтобы они передавалась из поколения в поклонение. Чем еще хороша деревянная игрушка: ее можно легко восстановить, покрасить, покрыть маслом в домашних условиях, и она снова как новая».

Анна Сергеева. Фото:

Анна Сергеева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Продавать игрушки Анна начала через группы в соцсетях. Сейчас игрушки «Егорка» уже знают не только в России, но и по всему миру: Азия, Сингапур, Австралия. Особенно много заказов было из европейских стран. Скандинавы ценят дерево, и если в Карелии такое направление игрушек еще не очень популярно, то европейцы давно оценили преимущества натуральных материалов. Сейчас продажи за границу ушли в прошлое, поэтому Анна переориентировала свой бизнес на внутренний российский рынок и стала активнее работать с карельскими магазинами. Часть ассортимента мастер старается держать в наличии, поскольку игрушки часто покупают на подарок и покупателю, как правило, надо срочно.

«Высокого спроса на мои игрушки в Петрозаводске пока нет. Но я уверена, что пройдет пару лет, и к нам придет эта мода. Есть индивидуальные заказы, например, для интерьера, тогда мы подбираем цвета. Это очень интересно, такие заказы я очень люблю, потому что из нового спроса рождаются новые коллекции, новые идеи».

Спрос на лошадок

Самая популярная игрушка от «Егорки» — деревянная лошадка. Она простая, карманная и предназначена для маленьких детей, но по факту половину таких игрушек заказывают для взрослых, для интерьера.

«Для меня это было удивительно. Многие мамы признаются, что сами играют в эти игрушки, особенно нравится посудка, тортики, в детстве у них не было такого. Я бы сказала, что моя посудка — это игрушки для ценителей», — продолжает мастер.

«Панка» — уникальная поморская деревянная кукла. В старину такими куклами не играли — верили, что в них переселяются души умерших родственников. К концу XIX века традиции были забыты, и «панки» превратились в игрушки для детей. Форма этих кукол настолько архаична, что, взяв ее в руки, невольно ощущаешь легкий мистический трепет. О «панках» и других куклах-оберегах — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Поморские деревянные куклы

Поморские деревянные куклы "панки". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Куклы-«панки» похожи на столбики. У них шарообразная голова и плоское лицо. Руки-ноги у «панки» не обозначены, глаза, рот и нос выжжены черточками и небольшими ямками с помощью раскаленного гвоздя. Внешне «панки» похожи на каких-то древних идолов или каменных баб, которым поклонялись наши предки.

В Петрозаводске живет художник, который знает почти все о традиционных деревянных игрушках поморов. Редким видом — северной плотницкой игрушкой — Дмитрий Москин интересуется уже около 30 лет. Последние лет 15 он сам делает из дерева кукол-«панок», лошадок и птичек — точные копии исторических народных игрушек, которые в прежние времена были и забавой, и важным обрядовым культовым символом.

Дмитрия Москина в туристический беспандемийный сезон можно встретить на острове Кижи у дома Ошевнева и посмотреть на технологию создания игрушки. Фото: Музей-заповедник

Дмитрия Москина в туристический беспандемийный сезон можно встретить на острове Кижи у дома Ошевнева и посмотреть на технологию создания игрушки. Фото: музей-заповедник «Кижи» / Игорь Георгиевский

Дома у Дмитрия Москина хранятся огромные папки с этнографическими, историческими, искусствоведческими материалами о северной игрушке. Здесь есть схемы, замеры и подробные описания предметов, которые сам художник делал во время работы в музеях, где в фондах есть оригинальные образцы. Он досконально изучил внешний вид северной народной деревянной игрушки, ее сущность, собрал коллекцию книг, изучил технологию изготовления.

— Существует около десяти музеев, в фондах которых можно найти северные народные деревянные игрушки. Я постепенно собрал досье на каждую игрушку. У меня 100 «панок», около 200 вариантов лошадок и 50 птичек. Про каждую игрушку я знаю, где находится ее оригинал, какая у нее форма, чем она интересна. Это целое исследование, можно защитить докторскую диссертацию.

«Панки» на Белом море

Эти простые с виду игрушки долгое время не привлекали к себе внимания ни этнографов, ни художников, ни вообще любителей старины. Спохватились только в начале XX века. Всё, что собрано и хранится в музеях — образцы, в основном датируемые серединой или концом XIX века.

Глаза, рот, нос, а также знаки на самом теле

Глаза, рот, нос, а также знаки на самом теле «панки» мастера могли выжигать раскаленным гвоздем. Шляпка барочного гвоздя создавала узор в виде кружков с полой серединкой. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В XIX веке кукол-«панок» (иногда их называют прародительницами) делали крестьяне Русского Севера и поморы — рыбаки и охотники Белого моря, которые в сезон ездили на промысел. В минуты отдыха помор угольком прочерчивал силуэт игрушки, потом топориком создавал форму, ножичком чуть-чуть подравнивал, потом брал гвоздь или проволоку и создавал игрушке свое лицо. Другое определение этих игрушек — плотницкие.

Пять характерных особенностей куклы-«панки»

1. Древность, архаичность формы (похожа на идола).

2. Чаще всего это женская фигура, состоящая из трех частей.

3. У «панки» нет ног.

4. Черт лица тоже либо нет, либо изображены условно-схематично.

5. Поморы не красили этих кукол.

Иногда, редко, кукол-«панок» делали в образе мужчины. Есть предположение, что такие игрушки появились гораздо позже, поэтому они и выглядят более реалистичными.

На форму «панок», считают исследователи, повлияло наше соседство с ненцами и саамами, которые вплоть до ХХ века поклонялись идолам. Сами «панки», возможно, были связаны с культом предков и плодородием. Дмитрий Москин уверен в том, что «панки» напрямую связаны с образом Мать — сыра земля, который в славянской мифологии был основой жизни, дарил людям силу и здоровье.

О трех частях «панки» и космических символах в игрушке исследователь рассказывает в сюжете музея-заповедника «Кижи».

Принято считать, что этимология слова «панка» связана с ненецким словом «панк», обозначающим дерево, ствол, стебель. Это же слово можно перевести как «предок». По одной из версий (сказать наверняка уже никто не сможет), «панки» изображали предков рода, охраняющих дом и семью.

Рассказывает Дмитрий Москин:

— Есть гипотеза, что узоры на некоторых «панках» связаны с руническими письменами. Мне же особенно интересна предполагаемая связь северных игрушек с ритуальными деревянными фигурками малых народов Сибири. Когда человек умирает, делается фигурка из дерева, в которую может переселиться душа умершего. В нужное время, например, в день поминовения родственников, куклу доставали и с ней беседовали. Всё время она была в доме как элемент оберега. Скорее всего, культура этих фигурок пришла оттуда.

Из статьи Неонилы Криничной «Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по северорусским материалам)»

«В красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились антропоморфные деревянные скульптуры -«панки», почитаемые в качестве изображений предков и устанавливаемые в определенные праздники на столе для участия в общей семейной трапезе. Уже и не помнили люди, кого изображали эти непонятные «куклы» — а хранили на одной полке с изображениями Вседержителя и прочих «небесных сил» христианства».

Философ Юрий Линник в эссе «Поонежские панки» приводит выдержки из двух источников, записанных в Пудожском районе (на Пудоге). Из контекста можно понять, что «панами» называли предков. Преданные земле, они участвуют в ее внутренней жизни — содействуют урожаю. В другом случае «паны» и «чудь» — это аборигены, которые выступают в битве с колонизаторами — русскими. На Пудоге панами называли пришельцев, построивших недалеко от Бесова Носа стеклянные заводы, также называли на Севере поляков и литовцев.


Можно подумать, что у одной из этих кукол мастер как будто бы наметил руки. Это не так. Дмитрий Москин говорит, что это символическое изображение груди — символа плодородия. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин


Птичек мастер иногда делал из подвернувшихся под руку сучков дерева. Игрушка из коллекции Владлены Кантор. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин


Такой лошадкой с удовольствием играли дети, иногда не подозревая о символическом значении игрушки. Игрушка из коллекции Владлены Кантор. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

По мнению Юрия Линника, слово «панка» всё же имеет не славянское, а финно-угорское происхождение и корнем связана со словами «могила», «погребение». «Этимология подсказывает: «панки» связаны с культом мертвых», — пишет Юрий Линник. Мы снова приходим к тому, что кукла-«панка» до ее превращения в игрушку олицетворяла душу умершего родственника.

В доме такая «панка» была защитницей семьи, способствовала рождению детей, достатку в семье. Об этом свидетельствуют и знаки, которые мастера оставляли на ней. Ромбики и квадратики — это земля. С точечками — засеянное поле, это знак плодородия, земли, рождения. Точки и вертикальные линии — это знаки воды.

Все эти знаки в доме были повсюду: на предметах быта, в вышивках и прочем, потому что орнамент выступал как одна из форм защиты. Вообще кукол-«панок» нужно рассматривать в компании с другими плотницкими игрушками: лошадками и птичками. Тогда получается гармонично: кукла-«прародительница» (баба) — это символ земли, плодородия, конек — традиционный символ солнца, птички символизировали небо, дождь и воду. Книга Дмитрия Москина, написанная в соавторстве с поэтом и философом Юрием Линником, так и называется — «Бабы, кони, птицы».

Дмитрий Москин с внучкой Региной. Фото: ИА

Дмитрий Москин с внучкой Региной

Северную плотницкую игрушку как символ Карелии представляет Дмитрий Москин:

— Деревянная игрушка XIX-XX веков сохранила в себе наиболее архаичные формы деревянной скульптуры, связанной с языческими временами. Она была и игрушкой для ребенка, и его оберегом от болезней и зла. Верили крестьяне в ее защитную силу или нет, но древняя символика их защищала.

Кроме того, северная плотницкая игрушка тесно связана с деревянной архитектурой. Часто игрушки превращали монументальное в игровое. Так, лошадок, например, плотники изготавливали в виде охлупней, а птичек — в форме куриц. Охлупень — это бревно с желобом, венчающее крышу, конец которого часто завершался головой коня, а курица — это кронштейн-крюк, поддерживающий бревно с желобом (водосток). Его форма часто имела голову водоплавающей птицы. Плотники рубили дома, и между делом делали игрушечку. Для души, для показа мастерства, а не для продажи.

Народная игрушка в стародавние времена помогала передать ребенку космогонические, символические, мифологические знания. До сих пор некоторые игрушки сохранили двойное предназначение — игровое и ритуальное. Говоря об игрушках, выступающих в роли оберегов, невозможно не рассказать и о тряпичных куклах, которые были практически в каждой семье вне зависимости от района проживания. Между тем мы не можем представить читателю традиционную карельскую тряпичную куклу. Почему? Об этом рассказывает Мария Бабаева, директор Художественной галереи «Дом куклы Татьяны Калининой».

Дивики

«В английском языке есть разделение: doll — игровая кукла, pappet — это всё остальное (и театральная, и художественная кукла). И в русской традиции то же самое. Если брать традиционных кукол, они обычно делятся на три категории: игровые, обрядовые и обережные.

Традиционные куклы встречаются во всех регионах нашей страны. В целом их назначение и конструкции были схожими, но в каждом регионе, в каждой деревне и даже в каждом доме делали таких кукол на свой лад», — говорит Мария Бабаева.

Мария Бабаева - хозяйка Художественной галереи

Мария Бабаева — хозяйка Художественной галереи «Дом куклы Татьяны Калининой». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Своя художественная галерея досталась Марии в наследство от мамы — художника Татьяны Калининой. Она создавала авторские куклы, придумывала разных персонажей, в том числе кукол-дивиков. Слово «дивик» в раннем детстве придумала младшая сестра Марии.

Дивики Татьяны Калининой, несмотря на их сказочную природу, унаследовали часть функций обережных кукол.

Рассказывает Мария Бабаева:

— Мама говорила, что кукла для взрослых людей не менее важна, чем для маленьких. Она как-то заметила, что некоторые взрослые люди в галерее вдруг останавливаются у какой-то куклы, хотят пообщаться с ней, но стесняются этого. Дивики стали вызывать у некоторых людей, особенно у женщин, они более эмоциональны, неоднозначные реакции: кто-то смеялся, кто-то плакал с этими куклами. Оказалось, что взрослому человеку, когда он вырастает, тоже нужна поддержка. Для ребенка игрушки — это помощники и друзья. Это их защита в любой незнакомой ситуации. Ребенку приснился плохой сон, он берет куклу, обнимает ее и успокаивается. Ребенка обидели, расстроили, он инстинктивно хватает куклу, прижимает к себе и успокаивается. То есть ребенок с помощью куклы или игрушки избавляется от негативных эмоций, от стресса. Взрослые так делать не умеют, мы этот навык потеряли. Но кукла может помочь и взрослому человеку — это наш друг, надо ему довериться. Это своеобразный психолог — чем тяжелее времена, тем больше помощи требуется людям со стороны.

Читайте также: