Дети играют в мягкие игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Пожалуй, самым популярным и распространённым видом детских игрушек является так называемая мягкая игрушка, т.е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек и пр.), сделанные из мягкого материала (плюша, ваты, паралона и пр.) Такие игрушки принято дарить детям на праздники, ими украшают комнату. Игрушечные прилавки и детские комнаты обычно завалены всевозможными зверями – огромными (буквально с человеческий рост) и крохотными (с напёрсток), пушистыми и гладкими, звучащими и молчащими, страшными и симпатичными, гибкими и твёрдыми. Как выбрать среди этих звериных залежей то, что нужно конкретному ребёнку? Для ответа на этот вопрос недостаточно ориентироваться только на привлекательность и внешнее обаяние пушистого зверя.

Конечно же многие плюшевые мишки или собачки очень милы и могут украсить любое помещение. Часто такие зверята становятся любимцами не только детей, но и взрослых – их носят и возят с собой в качестве амулетов и дарят в качестве сувениров. Но мягкая игрушка для ребёнка, даже если она очень приятна на вид – не только украшение, сувенир или амулет, но прежде всего игрушка, т.е. предмет и средство игры. Значит, чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкими игрушками, и какую роль они играют в жизни ребёнка.


Размер имеет значение

Очевидно, что мягкая игрушка нужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённые ограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам, или использовать в качестве кресла, подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно действовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см.), чтобы малышу удобно было свободно действовать с ней.

Но подходящий размер – это лишь самое формальное и внешнее свойство, совершенно недостаточное для полноценной игры. Что же нужно, для того, чтобы тряпочные зайчики и белочки не просто стояли на полке, но стимулировали активность и воображение ребёнка.

Плюшевые актеры

Наиболее распространённый и подходящий вид игры с мягкими игрушками – это так называемая режиссёрская игра, в которой ребёнок сам действует и говорит за своих героев. Игрушки выступают в ней в качестве актёров, которыми как режиссёр управляет и руководит ребёнок. Под его руководством, в его руках зайчики, собачки и мишки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и содержание такой игры создаёт сам ребёнок, который выступает в них как режиссёр. Это может быть и проигрывание известных детских сказок – колобок, теремок, репка - в которых в качестве главных актёров выступают известные всем звери.

Желательно сначала помочь малышу подобрать «компании» таких зверей и для разных сказок вместе с ним воспроизвести знакомый сюжет. Такая игра наверняка понравится ребёнку и скорее всего скоро он сам захочет играть в знакомые сказки, а потом будет изменять их, придумывая собственные действия. Особенно полезны такие игры для детей 2-4 лет.

Корова с крылышками?

Конечно, игрушечный зверёк должен быть по возможности симпатичным и обаятельным. Но это не главное, тем более, что представления о привлекательности ребёнка и взрослого сильно различаются. Важно, чтобы игрушка вызывала у ребёнка чёткий, непротиворечивый и понятный для него образ, чтобы он легко мог узнать и назвать кто это – зайчик, слон или медведь. Этот образ подсказывает малышу характер действий героя его игры – как он ходит (прыгает или переваливается), что любит кушать, как разговаривает. В последнее время в связи с появлением новых видов «животных» – драконов, динозавров, инопланетян – эти вопросы становятся проблематичными. Порою даже взрослый с трудом может узнать и назвать какого-нибудь игрушечного животного. Корова с крылышками, мишка с головой собачки или верблюд с телефоном на спине не вызывают чёткого однозначного образа в сознании ребёнка, поэтому малышу непонятно, что с этими игрушечными зверями можно делать и как с ними играть.

Свобода движений

Ещё одно важное качество хорошей мягкой игрушки – её открытость для разнообразных действий малыша. «Жёсткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют варьировать их позу, а значит менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребёнка. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для собственных действий и фантазии самого ребёнка. Например, плюшевую собачку со свободно болтающимися лапками можно обнимать, заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках ребёнка она может прыгать, кувыркаться, вставать на задние или передние ножки, хлопать в ладоши, тявкать, и говорить, что угодно.

Говорящие игрушки

Очень важна возможность игрушки «говорить своим голосом», т.е. голосом ребёнка. Сегодня во многие мягкие игрушки встраивается звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова. Например, симпатичная коза, при нажимании на её живот, начинает громко петь хором детских голосов «Жил-был у бабушки серенький козлик….». Это кажется забавным, но данное техническое дополнение резко ограничивает возможности действия с этой игрушкой. Скорей всего ребёнок будет постоянно нажимать на нужное место и вызывать знакомую песенку. И так пока ему не надоест. После этого коза исчерпает свои возможности и станет неинтересной. Без такой песенки та же коза могла бы стать персонажем развёрнутых игровых действий: её можно было бы и кормить, и раздевать-одевать, знакомить с другими животными и т.д.. При этом она могла бы произносить самые разные слова своим голосом (т.е.голосом самого ребёнка), а не воспроизводить одну и ту же песню чужими голосами.

Верный друг


Способность менять голос, слова и интонации открывает возможности общения ребёнка с игрушкой. Обычно общение разворачивается с другими людьми. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как опора для внутреннего диалога, как «партнёр» по жизни. Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостями и размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так называемые «игрушки-подружки», способные стать друзьями и помогать малышу в трудных ситуациях. В подавляющем большинстве случаев такими подружками становятся не куклы и не машинки, а именно мягкие игрушки. Как ни странно, игрушечные животные легко одушевляются детьми и начинают выполнять очень важную роль в их жизни. Такая любимая игрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребёнка, субъектом его душевной жизни.

Близость такого мягкого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребёнок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации. К таким наиболее трудным периодам безусловно относится время адаптации ребёнка к детскому саду.

Педагоги и психологи заметили, что маленькие дети в первые дни пребывания в детском саду буквально не расстаются со своей любимой игрушкой. Особенно нуждаются в ней дети с так называемой «трудной адаптацией», которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Такие дети постоянно прижимают к себе своего любимого мишку или зайчика, и физическая близость любимой мягкой игрушки даёт им ощущение защищённости и безопасности. Это как бы кусочек своего родного дома, который он постоянно носит с собой.

Замечено, что с любимой игрушкой ребёнок быстрее засыпает, лучше кушает, охотнее одевается, и вообще чувствует себя более уверенным. На первых порах мягкая игрушка может заменить малышу друзей и стать партнёром по общению. Малыши довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания, например: «Белочка плачет, потому что маму ждёт, а мама не приходит» - говорит девочка, поглаживая любимую игрушку.

По мере привыкания к новой обстановке потребность в такой игрушке-подружке постепенно снижается. Дети становятся всё более самостоятельными, активными и лишь иногда включают своего любимца в игру. Интересно, что дети, которые с самого начала хорошо себя чувствуют в детском саду, фактически не нуждаются в помощи любимой игрушки – они свободно общаются со сверстниками и с воспитателем, занимаются с самыми разными игрушками или материалами. Но тем, кому трудно в новой обстановке, игрушка-подружка конечно же облегчает этот тяжёлый период и становится важным источником психологической защиты, партнёром по общению и опорой для становящегося собственного Я. Поэтому очень важно помочь малышу обрести такого игрушечного друга и конечно же не препятствовать этой «дружбе».

«Подружками» могут мягкие игрушки с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Необходимым качеством такой игрушки является открытость для любых превращений и настроений, беспомощность, стимулирующая заботу и помощь ребёнка. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто плюшевым предметом, но «вторым Я», объектом заботы и партнёром по общению.Однако сделать мягкую игрушку любимой, придать ей характер, одушевить её может только близкий и внимательный взрослый. Поэтому, делая ребёнку подарок поговорите с ребёнком голосом игрушечного зверя, расскажите как его новый питомец очень любит его, хочет вместе с ним жить, спать, гулять, что он нуждается в заботе – ему бывает холодно, больно, скучно и т.д. Помните, что вы можете подарить ему не просто очередную мягкую игрушку, но и настоящего верного друга.

Автор: Елена Смирнова Зав. Лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор, д.псих.н

У вас дома наверняка живёт множество симпатичных мягких игрушек. Если вы устраиваете детский праздник (вечеринку, день рождения), вы можете устроить очень весёлые игры со своим запасом плюшевых игрушек. Пусть они поработают на вас и повеселят детей, а не просто сидят на полке или на диване! Такие игры очень нравятся детям (а у вас возникает повод купить новые мягкие игрушки, раз они оказываются такими полезными, а не просто собирают пыль!).

Итак, 12 лучших игр для вечеринки, главными героями которых выступают мягкие игрушки!

1. Вечеринка на вечеринке

Плюшевые животные могут выступать в роли друзей, приглашённых на вечеринку. Устраивайте чаепития, наряжайте их в кукольную одежду, играйте с ними в разные игры.

2. Спасение животных


Поместите всех животных в корзину (спасательное убежище) со знаком, который говорит: Спасите меня . Сделайте им всем карточки или блокнотики, свидетельства об усыновлении, которые дети могут заполнить именами, названием животного и какими-либо фактами, а также обещанием заботиться о своём спасенном животном.

Используйте штампы или наклейки, чтобы добавить печать одобрено , когда вы берёте какое-либо животное в дом.

Так вы можете либо просто поиграть, либо раздать приглашённым гостям игрушки в качестве призов, чтобы они могли их забрать с собой домой.

3. Найдите пятнистого щенка

Может быть, у вас нет игрушечного пятнистого щенка. Это нормально; вы можете назвать свою игру Найти чёрную кошку, фиолетового жирафа или. вы поняли идею. Подберите одну плюшевую зверушку, которая отличается от остальных, спрячьте её где-нибудь. Спрячьте и другие мягкие игрушки. Установите таймер, пусть дети ищут указанную игрушку. Они могут собирать и другие игрушки, но выиграют только тогда, когда будет найден конкретный плюшевый друг.




4. Музыкальные стулья

Игра в музыкальные стулья проста и всем знакома. В данном случае дети должны во время игры держать своих плюшевых животных в руках. Всякий раз, когда музыка останавливается, вместо того, чтобы самому сесть на стул, они должны посадить на стулья своих животных. Так же, как и в традиционной игре, игрок, чьё животное осталось без стула, выходит из игры.

5. Угадай животное


Поместите все игрушки в виде животных в большую корзину. Установите корзину за диваном или в отдельной комнате.

По очереди игроки должны подойти к корзине, закрыть глаза и наугад вытащить животное. Затем они должны вернуться в группу и действовать так, как это животное (не разговаривая), пока кто-то не догадается, что за животное они показывают.

6. Спасение животных

Разделите детей на две команды и поделите пополам мягкие игрушки. Поместите животных в затруднительное положение, из которого они должны быть спасены (котёнок на дереве, если вы устроили вечеринку во дворе, медведь застрял в заборе, свинья застряла между диванными подушками и т. д.). Каждая команда должна спасти такое же количество животных, как и другая команда. Первая команда, которая успеет спасти всех быстрее, выигрывает.



Этих бедных медведей действительно хочется спасти!

7. Гонки с игрушками


Разделите игроков на две команды. Пусть они встанут в очередь за линией старта.

Поместите две груды плюшевых животных (равное количество) примерно в 5-10 метрах от стартовой линии. Когда вы кричите: Вперёд! , первые игроки в каждой линии должны подбежать к своей кучке, схватить игрушку и бежать обратно, зажав её между колен, не роняя. Когда они возвращаются, бегут вторые игроки. Игра продолжается, пока все животные не будут собраны.

Побеждает первая команда, которая финиширует.

8. Угадай, что ты вытащил!

Все мягкие игрушки отправляем в большой пакет/мешок. Один за другим, с завязанными глазами, игроки запускают руку в мешок, чтобы вытащить животное. У них есть одна минута, чтобы ощупать плюшевую игрушку и угадать, какое это животное.

9. Перекидывания

Пусть гости вечеринки встанут по кругу. Возьмите одну из игрушек и бросьте её в воздух (посередине круга). Игроки должны держать игрушку в воздухе, отбивая / бросая друг другу. Когда животное падает на пол, игрок, который бросил его (или игрок, к котором игрушка приземляется ближе всего), выходит из игры.



Волк Забивака (символ Чемпионата Мира по футболу 2018).

10. Показ мод

Подходит для тех, у кого есть подходящая для плюшевых игрушек кукольная одежда (и много!). Идеальная игра для девичьей вечеринки.

Итак, играем с коллекцией кукольной одежды и аксессуаров. Пусть дети одевают своих животных, а затем устраивают показ мод. Приготовьте небольшие призы. Убедитесь, что у вас есть достаточно категорий для показа мод (лучший костюм, лучшее цветовое решение, самые оригинальные аксессуары, и т. п.), чтобы каждый ребёнок смог выиграть приз.


11. Найди своего друга!

Это игра для вечеринок, на которую дети принесли с собой каждый свою собственную плюшевую игрушку. Соберите всех животных в кучу. С завязанными глазами игроки ощупывают игрушки в куче. Кто сможет быстрее всех найти свою собственную игрушку?

12. Получаем призы


Хаски от Hansa: для тех, кто мечтает о реальной собаке.
Если вы приготовили множество небольших игрушек в подарок гостям вечеринки, подарить их можно не просто так, а оригинальным способом.

Пронумеруйте все подарочные игрушки, а затем нарисуйте квадраты на полу/асфальте (на полу в комнате можно использовать цветной скотч), располагая их по кругу. Пронумеруйте квадраты так, чтобы их номера соответствовали номерам игрушек. Если квадратов много, часть может остаться пустыми, пусть призы будут не на всех. Включайте музыку, пусть дети ходят по кругу, наступая на квадраты. Когда музыка останавливается, тот, кто оказался на пронумерованном квадрате, выигрывает соответствующую игрушку. Они после этого могут выходить из игры. Те же, кто оказался на квадратах-пустышках, ждут следующего захода, чтобы каждый ребёнок в итоге получил свой приз.

И помните — мягкие игрушки действительно помогают детям знакомиться с реальными животными, они становятся любимыми друзьями, о которых так приятно заботиться и с которыми, оказывается, можно так весело играть!

Малыш, обнимающий плюшевого мишку или идущий куда-то, зажав в кулачке уши любимого зайки, – это всегда очень мило. И нетрудно понять, отчего он не хочет расставаться с игрушкой, ведь она такая мягкая и приятная, с ней так хорошо обниматься.

Но почему на самом деле плюшевые друзья так важны для детей? Как они могут повлиять на развитие маленького человека и что подскажут внимательному родителю? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Анастасия Глебова.

Зачем ребенку нужен плюшевый друг

Игрушки созданы для игры и для радости. В этом плане у детей и взрослых, которые покупают себе новый телевизор или квадрокоптер, все одинаково. Всякий новый предмет первым делом становится компаньоном в игре и источником творческих идей. А вот дальше возможны разные сценарии.


  • Очень часто ребенку достаточно нескольких дней, а то и часов, чтобы полностью насытиться подарком. После этого плюшевый зверь оказывается в большой корзине со множеством других таких же игрушек.
  • Если повезет, игрушка зацепит малыша по-настоящему и на ближайшие несколько недель станет для него самой любимой. Он будет заниматься именно ей и станет всюду носить с собой. Но однажды все-таки наиграется и переключится на что-то новое.
  • А еще нередко случается так, что плюшевый друг приобретает для ребенка действительно особое значение. И тогда без него малыш не ляжет спать, не пойдет гулять и не сядет за стол.

Тому есть две основные причины.


Причина первая: потребность во внимании

Когда у ребенка появляется по-настоящему любимая игрушка, она перестает быть для него просто неодушевленным предметом, а превращается в важный объект. Что это значит? Если малыш очень привязан к своему мишке или зайцу, стоит рассмотреть вероятность, что ему на самом деле не хватает каких-то эмоциональных контактов со значимыми взрослыми (мамой, папой, бабушкой или старшим братом).


Очень важно эту вероятность не рассматривать как несомненный жесткий факт, а просто осознавать, что даже самому залюбленному и зацелованному ребенку может казаться, будто ему не додают внимания. Что ж, он имеет на это право.

В этом случае родитель должен понимать: очень здорово, что такая игрушка есть. Она дает ребенку возможность восполнить то, чего ему не достает.


Причина вторая: поддержка и уверенность

Даже взрослым иногда требуется «помощник». Когда нам предстоит важная встреча или решающая поездка, мы, иногда сами того не замечая, можем крутить в руках телефон или ручку, держать для солидности блокнот или папку с документами, а то и вовсе положить в карман небольшой предмет, который «приносит удачу», и тихонько стискивать его, пока никто не видит. Нам очень нужен такой объект, на котором можно вымещать свою неуверенность или тревогу, постепенно выходящую из тела через пальцы рук.

Кроме того, такой предмет является своего рода повышением статуса в глазах окружающих: смотрите, я пришел не один, а с «помощником» (документами или, в случае с ребенком, плюшевым мишкой). И это очень хорошо для поднятия бессознательной самооценки.


Причина третья: эмоциональное развитие

Часто в интернете можно найти информацию о том, что мягкая игрушка развивает в ребенке умение заботиться, чувствовать чужие эмоции и проявлять свои собственные. Это не совсем так.

Сама по себе игрушка не является развивающим предметом, данная функция у нее появляется только в том случае, когда взрослый целенаправленно начинает разговаривать с малышом и учить его: «Давай уложим мишку спать»; «Посмотри, зайке грустно, потому что. »; «Котик хочет извиниться, потому что понял, как не надо делать»… В подобных диалогах плюшевый любимец в самом деле может стать бесценным помощником родителя.


Ребенок привязан к игрушке – это хорошо или плохо?

Хорошо, когда у ребенка есть любимая игрушка, которую он выделяет среди других. Это означает, что его отношения со взрослыми тоже стабильны и у него уже есть навык выстраивания долгосрочных взаимоотношений (даже если это просто игрушка).

Если же ребенок ни к какой игрушке не привязывается, это не обязательно плохо и может быть просто особенностью характера. Но следует помнить, что иногда такая черта является маркером отсутствия эмпатии либо неспособности различать эмоции (ни свои, ни чужие).


На что смотреть при выборе мягкой игрушки для малыша

Прелесть мягкой игрушки именно в том, что она мягкая. Ее можно обнимать, класть с собой в постель, прижимать к лицу и наслаждаться тактильными ощущениями. Но в случае с маленьким ребенком очень важно, чтобы плюшевый друг отвечал ряду определенных критериев.

Экологичные

Чем более натуральными будут материалы, из которых изготовлена мягкая игрушка, тем лучше. Стоит помнить, что малышам свойственно тянуть в рот все, что попадается под руку, и ухо медведя не станет исключением. Избегайте синтетики, никогда не покупайте игрушки с резким запахом и по возможности отдавайте предпочтение проверенным производителям, чья продукция проходит строгий контроль качества.


Безопасные

Чем младше ребенок, тем строже требования к игрушке. Детали декора должны быть либо вышиты, либо представлять собой часть рисунка на ткани. Все, что прикреплено на клей или две тонкие ниточки, легко может оказаться во рту у малыша. Также избегайте игрушек со слишком длинным и легко выпадающим ворсом.

Подходящего размера

Огромный плюшевый медведь размером с кресло, быть может, порадует девочку-подростка, но никогда не станет другом малышу.


Нравятся самому ребенку

Давайте малышу шанс самостоятельно выбрать ту игрушку, которая ему нравится. А чтобы не покупать что-то совсем уже некрасивое (у детей порой странный вкус), предлагайте выбор из нескольких вариантов.

Позитивные

С большой осторожностью стоит покупать игрушки, изображающие агрессивных и злых героев: неосознанно ребенок будет переносить на себя их негативный образ, а это не всегда уместно. Также избегайте без необходимости дарить игрушки с грустным или сердитым выражением лица. Такие персонажи полезны только в том случае, когда родитель осознанно хочет проработать с малышом негативные эмоции.


Простые

Игрушки со встроенным механизмом могут быть очень интересны ребенку, но при покупке надо помнить, что, как правило, они очень сложны в уходе. Кроме того, говорящие зверюшки в меньшей степени стимулируют воображение.

Подходящие по возрасту

Детям до полугода вообще нет большой разницы, что дадут им в руки. Про таких малышей стоит помнить, что они лучше всего реагируют на черный и белый цвета, а остальные почти не различают. Зато такой крохе будет очень полезно подарить игрушку-грелку.


После года ребенок уже понимает образы: что такое кошка, собака, птичка. Если эти образы нереалистичны (игрушка со слишком большой головой, гигантскими глазами или кислотного цвета), у малыша в сознании может произойти искажение реальности. Это не критично и скорректируется со временем, но зачем усложнять? К тому же слишком яркие цвета могут стать раздражителем для психики, а родители очень часто и сами не могут правильно назвать оттенок.

С пяти лет понимание мира у ребенка уже сформировано, поэтому ему можно смело позволить выбирать любую нереалистичную игрушку по своему вкусу.

Кстати, любовь к мягким игрушкам у некоторых сохраняется на всю жизнь. Признавайтесь, какой плюшевый друг живет с вами с самого детства?

У ребенка горы игрушек, в которые он не играет, но при этом требует купить еще. Бабушки и дедушки дарят все новых и новых зайчиков, а перед сном вся семья ищет крайнего – кто все это будет убирать. Знакомая история? Оказывается, такая ситуация в детской не только раздражает родителей, но и вредит самому малышу.

Нейропсихолог Анастасия Глебова рассказала о том, сколько игрушек нужно иметь ребенку, как изобилие может навредить психике и какие ошибки допускают родители, потакая детям.

Сколько и каких игрушек нужно ребенку

Нейропсихологи рекомендуют ориентироваться на классическую формулу «пять плюс-минус два». То есть оптимальное количество игрушек для дошкольника – от 3 до 7. Здесь мы говорим именно об эффективных игрушках, которые будут активно использоваться, а не просто лежать мертвым грузом в корзине. Именно столько предметов может удержать ребенок в своем внимании.

В таком количестве игрушек есть и вторичная выгода для родителей: их быстрее и проще убирать на место.

Правильное хранение игрушек также важно. Они должны быть в доступе у ребенка, но в то же время если они будут валяться под ногами, то интерес к ним быстро угаснет. Оптимальный вариант – невысокие шкафы или полки, куда ребенок сам может дотянуться.

Игрушки в этом небольшом наборе из 5–7 штук должны различаться по принципу взаимодействия с ними: постучать, пошуршать, пособирать, послушать. Рекомендуем логично разложить игрушки по коробкам, ящикам, полкам, подписать или нарисовать значки: конструктор, мягкие игрушки, наборы для творчества,куклы, транспорт. Чтобы ребенок знал, где место у каждой игрушки.


Еще один важный момент для тактильного и, следовательно, психического развития ребенка – чтобы у него в доступе были разные текстуры. Одна из проблем современных игрушек – они в основном пластиковые. Поэтому родителям стоит обращать внимание на разные фактуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые, деревянные, резиновые, бумажные, металлические. Ну и совсем здорово будет, если удастся подобрать логичную текстуру игрушек: мишка должен быть пушистым, лягушка – гладкой, поезд – железным.

И что же теперь – все выбросить?

Как быть, если игрушек у ребенка действительно много, они занимают кучу места и горами лежат в детской? Первым делом проведите ревизию. Все, что сломано и не подлежит починке, выбрасывайте без сожаления. Это, во-первых, небезопасно, во-вторых, формирует негативные воспоминания. Поверьте, кукла без головы и медведь с оторванной лапой еще ни одного малыша не сделали счастливым.

Затем вместе с ребенком выберите не больше 10 самых любимых игрушек: например, по одной в каждой категории – конструктор, машинка, пазл, мягкая игрушка и т. п. С малышами проще – за них выбор делаете вы.

Все, что не попало в ваш личный ТОП, убираем в шкаф или коробку как минимум на неделю: игрушкам нужно «отдохнуть».


Договариваемся, что в один определенный день недели ребенок может обменять одну или несколько игрушек. Для малышей так же: раз в одну или две недели обновляем набор актуальных игрушек. Такой метод даст еще и экономическую выгоду: ребенку дольше будет интересно со старыми друзьями, поэтому он реже будет просить покупать что-то новое.

Типичные ошибки родителей

Давайте признаем: у современных детей довольно много игрушек дома. И часто ребенок начинает играть с одной игрушкой, а мама сразу предлагает другую: «А вот это посмотри, а давай еще так попробуем». Разумеется, только из добрых побуждений, ведь хочется развивать, помогать, увлекать ребенка всеми доступными способами.

Однако эта невинная ошибка может оказать ребенку медвежью услугу. У малышей и дошкольников очень слабо развита концентрация внимания, усидчивость. И задача родителей – наблюдать, как долго малыш может сам заниматься с одной игрушкой, а не стремиться тут же переключать его внимание, прерывая игру. Отвлекся, наскучила игра – тогда предлагаем другую. Если мы сами дополнительно отвлекаем ребенка, есть риск развития так называемого «полевого поведения» – когда малышу интересно сразу все, что его окружает, но он не может сконцентрироваться на чем-то одном.


И еще одна ключевая ошибка, которую также от большой любви часто совершают родители, – акцент на умственные способности и мышление ребенка. Однако в основании гармоничного развития лежат совсем другие три кита: это вестибулярный аппарат, физическая активность и тактильность. Именно они закладывают базу и для дальнейшего обучения в школе, и для развития навыков письма и чтения, помогают предотвратить развитие дисграфии и дислексии. И было бы хорошо, чтобы, выбирая игрушки, родители помнили об этом.

Покупаем игрушки грамотно

До 3 лет – предметно-манипулятивные игры. Учим ребенка манипулировать предметами, выполнять разные действия и команды с ними: собрать пирамидку, поставить кубики друг на друга, продеть веревочку в кольцо.

Самая главная и универсальная развивающая игрушка для детей этого возраста – мячик. Это простейший, но эффективнейший нейротренажер. С ним можно придумать миллион игр, он не занимает много места, актуален и дома, и на улице. В играх с мячом развивается координация, вестибулярный аппарат, взаимодействие системы «глаз – рука», которая будет важна дальше для отработки почерка.

Легкие, тяжелые, разного размера и фактуры – выбирайте мячи в зависимости от возраста ребенка.


От 3 до 6 лет на первый план выходит сюжетно-ролевая игра и фраза «А давай, как будто…» Тут, помимо развивашек, нужны наборы для игр: набор врача, детская кухня, игрушечный магазин. У детей постарше это могут быть сложные модели замков, кораблей или кукольные дома, книжки, пазлы, настольные игры. В этом возрасте ребенок учится, с одной стороны, фантазировать, а с другой стороны, соблюдать правила – сначала игры, а затем чтения, орфографии и прочих школьных премудростей.

И, конечно, пусть ваши дети больше бегают, прыгают, лазят, трогают все, что можно потрогать, и познают этот мир не по книжкам и планшету, а в реальности.

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

Читайте также: