Дымковская игрушка творческая работа

Обновлено: 11.05.2024

сохранено, что народ пронес через столетия».

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны, дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.

У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.

Приобщение детей и родителей к традициям народной праздничной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его духовным, а отношения в семье более близкими и теплыми.

Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

2. Гипотеза: процесс формирования представлений и творческих способностей о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если систематически:

использовать в совместной деятельности с детьми по декоративному рисованию элементы дымковской росписи;

различные техники исполнения изображения;

народные и пальчиковые игры, художественное слово.

3. Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория

ОО «Художественное творчество»

средне - срочный (на 4 месяца,

дети подготовительной к школе группы

Тип проекта : познавательно-творческий

Участники проекта :

воспитатель 1 квалификационной категории Масолова Е. В.

дети старшей группы № 1 «Непоседы»

4. Цель и задачи работы по проекту

Цель проекта : ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка)

Задачи проекта :

раскрыть истоки народного творчества

знакомить детей с многообразием элементов дымковской росписи и показать широту их применения

составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи (овалы мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки)

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в дымковской росписи;

развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия

пробуждать любознательность в области народного декоративно- прикладного искусства

развивать художественно-творческие способности у детей

развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение

совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами

развивать мелкую моторику рук

воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в дымковских игрушках

воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству

формировать устойчивый интерес к художественной росписи

прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность

воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :

игровая (игры с правилами, дидактические игры)

здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры

5. Планирование работы с детьми

Январь Введение детей в проект

- игровая ситуация: дети получают приглашение на ярмарку изделий народных мастеров.

- беседа на тему: «Красота изделий народных мастеров» Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)

Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - начало работы по проекту, выводы)

Февраль Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка, Легенда о Солнце (дымковская игрушка)

Совместная деятельность: - рисование

«Знакомство с дымковской игрушкой» + «Дымковский узор на полосе, квадрате, круге»

Март Совместная деятельность: – беседа «Дымковская сказочная страна»

Совместная деятельность: - рисование на силуэте «Дымковский конь»

Совместная деятельность: – рисование на силуэте «Дымковская барышня»

Совместная деятельность: – Художественное слово о народных промыслах (чтение стихотворений, народного фольклора о народных промыслах)

Совместная деятельность - дидактическая игра

«Русский сувенир»

Совместная деятельность: - Итоговое мероприятие «Дымковская карусель»

Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - окончание работы по проекту, выводы)

Взаимодействие с родителями и воспитателями

"Консультация для родителей и педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье", "Народные игры в семье" и др.

"Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Фотоотчет «Народная игрушка».

Фотоотчет «Народная игрушка». Приобщение к истокам народного искусства - одно из направлений патриотического воспитания. Современные дети играют в лего, компьютерные игры,.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Народная игрушка ГБОУ Школа №1373 Подразделение дошкольного образования Текст к презентации «Народная игрушка» (материалы к педагогическому совету) 1. Вступление. В.

Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт)

Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт) Недавно в нашем детском саду прошла неделя народной игрушки. На занятии дети узнали историю возникновения матрёшки, о том, как её делают.

План на неделю «Народная игрушка» 1. Музыка (по плану муз. руководителя) 2. Совместная конструктивно-модельная деятельность Тема: «Горка для Матрешки» Задачи: Продолжать учить.

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка» Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка» (для детей второй младшей группы) Тип проекта: познавательно- творческий.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа) Проект «Народная игрушка» вторая младшая группа Выполнили: Лавришина И. Г. Брянск 2015 Проект «Народная игрушка». "Мы уверены.

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.

Проект «Народная игрушка» в старшей группе Проект «Народная игрушка» в старшей группе Подготовила:Сомина Е. В. г. Сухиничи, 2016 г. Актуальность. Сейчас много говорят о том, какими.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОБУ «СОШ с. Рождественка»

Творческий проект по теме

Выполнила Швырёва Снежана

Ученица 8 класса

Педагог изобразительного искусства: Цаюк Ирина Викторовна.

с. Рождественка 2019 год.

5.История народного промысла «Дымковская игрушка.»

8.Список используемой литературы.

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного

1.Познакомиться с народной дымковской игрушкой.

2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом.

3.Научиться приёмам декоративной росписи дымковской игрушки.

4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.

Актуальность выбранной темы.

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, и не повторяющийся. Не может быть двух одинаковых изделий. Эту игрушку может попробовать изготовить любой человек, нужна только глина, кисточка, краски, ну и фантазия.

Это – самая известная глиняная игрушка. Родом из Дымковской слободы под Вяткой-ныне в городе Кирове. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.

История народного промысла

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более 400 лет.

После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику «Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящён солнцу. В основном это были свистульки. Свист был главной особенностью, развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили на окна. Значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигура с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дымку, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведённым на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушки расписывали не сложным геометрическим рисунком росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии). И яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, оранжевого.

Игрушки отличаются весёлым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки, можно приступать к изготовлению своей игрушки.

Для лепки я заменила материал глину на пластилин.

Для лепки игрушки индюка из пластилина, с начало его нужно разогреть в руках и разделить на 4-5 частей (туловище, подставку, хвост, крылья и мелкие детали украшения).

Затем мы приступаем к лепке туловища на подставке.

Затем из следующего куска пластилина раскатываем шарик в блин толщиной 4-5 мм и вылепливаем формируя хвост прилепив к туловищу.

Меньшие шарики в размере раскатываю также в блин и прилепливают к боковым сторонам туловища индюка, формируя крылья. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают пальцами. Получается словно единое целое.

Затем украшаю игрушку деталями: корону на голову, изготавливаю и примазываю детали подбородка начиная с низу к шее под клювом.

Обеливаю игрушку эмульсионной краской на 2 раза и сушу.

Выполняю роспись готовой игрушки красками гуашь.

Расписанную игрушку покрываю бесцветным лаком.

В результате проведённой работы я изучила, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка. Её возникновение связывают с весёлым праздником «Свистунья».

Научилась технике и элементам росписи игрушки. Главное отличие дымковской игрушки от других глиняных игрушек России – обеливание и использование около 10 цветов для росписи.

Я пришла к выводу, что Дымковская игрушка- искусство только рукотворное. В процессе работы над проектом я научилась своими руками делать дымковскую игрушку.

Список используемой литературы.

1) Владимир Крупин « В Дымковской слободе» ( 1989г.)


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

«Искусство детям - увлекательно и просто: Ренессанс»

Краткое описание документа:

5.История народного промысла «Дымковская игрушка.»

8.Список используемой литературы.

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного

1.Познакомиться с народной дымковской игрушкой.

2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом.

3.Научиться приёмам декоративной росписи дымковской игрушки.

4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.

Актуальность выбранной темы.

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, и не повторяющийся. Не может быть двух одинаковых изделий. Эту игрушку может попробовать изготовить любой человек, нужна только глина, кисточка, краски, ну и фантазия.

Это – самая известная глиняная игрушка. Родом из Дымковской слободы под Вяткой-ныне в городе Кирове. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.

Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и весёлые.

История народного промысла

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более 400 лет.

После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику «Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящён солнцу. В основном это были свистульки. Свист был главной особенностью, развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили на окна. Значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигура с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дымку, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведённым на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушки расписывали не сложным геометрическим рисунком росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии). И яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, оранжевого.

Игрушки отличаются весёлым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки, можно приступать к изготовлению своей игрушки.

Для лепки я заменила материал глину на пластилин.

Для лепки игрушки индюка из пластилина, с начало его нужно разогреть в руках и разделить на 4-5 частей (туловище, подставку, хвост, крылья и мелкие детали украшения).

Затем мы приступаем к лепке туловища на подставке.

Затем из следующего куска пластилина раскатываем шарик в блин толщиной 4-5 мм и вылепливаем формируя хвост прилепив к туловищу.

Меньшие шарики в размере раскатываю также в блин и прилепливают к боковым сторонам туловища индюка, формируя крылья. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают пальцами. Получается словно единое целое.

Затем украшаю игрушку деталями: корону на голову, изготавливаю и примазываю детали подбородка начиная с низу к шее под клювом.

Обеливаю игрушку эмульсионной краской на 2 раза и сушу.

Выполняю роспись готовой игрушки красками гуашь.

Расписанную игрушку покрываю бесцветным лаком.

В результате проведённой работы я изучила, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка. Её возникновение связывают с весёлым праздником «Свистунья».

Научилась технике и элементам росписи игрушки. Главное отличие дымковской игрушки от других глиняных игрушек России – обеливание и использование около 10 цветов для росписи.

Я пришла к выводу, что Дымковская игрушка- искусство только рукотворное. В процессе работы над проектом я научилась своими руками делать дымковскую игрушку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Паспорт проекта « Дымковская игрушка».

Данилова Татьяна Сергеевна

Воспитанники старшей группы «Улыбка», воспитатель, родители воспитанников

По характеру создаваемого продукта:

По количеству детей, вовлеченных в проект:

краткосрочный (2 недели).

По уровню контактов и масштабам организации:

на уровне группы.

Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

- ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Выставка «Дымковская барышня»

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный (организационный)
  • Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  • Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  • Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

Основной этап реализации проекта « Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми.

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «В мире дымковской игрушки»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»

Беседа: «Как возник этот вид промысла?»

Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»

Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»

Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек»

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

«Аппликация» «Дымковские животные».

«Лепка» «Дымковский петушок».

«Рисование» «Роспись дымковского индюка»

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация». Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный:

  • На заключительном этапе совместно с родителями были изготовлены «Дымковские барышни».
  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде презентации.

В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же дымковские игрушки, которые мы совместно с родителями сделали. Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась делать дымковских барынь. Проект получился увлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

- Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Знакомство с историей возникновения дымковской игрушки. Где она зародилась, для чего нужна ? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. Изготовление ее своими руками.

ВложениеРазмер
Презентация проекта 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Проект ученика 2Б класса Лицея № 15 г. Мытищи Макарцева Даниила

Цель работы: Узнать об истории дымковского промысла; Понять чем уникальны дымковские игрушки; Разобрать этапы создания дымковской игрушки; Сделать игрушку своими руками.

Дымковская игрушка -один из русских народных глиняных художественных промыслов . Дымковские игрушки яркие, красивые, интересные удивительные. Их хочется подолгу рассматривать. Эти игрушки похожи между собой и, в то же время, каждая из них уникальна!

А когда и где родилась дымковская игрушка? Свое название она получила в честь слободы Дымково, которая находилась на берегу реки Вятки в г. Кирове. Именно там, 400 лет назад, начали делать первые дымковские игрушки. Так Дымково выглядело века назад. А таким я увидел Дымково, со стороны города Кирова, с набережной реки Вятки. Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Глину добывали на берегу реки Вятки, смешивали с речным песком. с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали.

Вятский художник Алексей Иванович Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Каждый год в Вятке отмечали праздник свистуньи или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Россия, Киров, Ленинский район, улица Свободы, 67 Сейчас дымковскую игрушку изготавливают мастерицы в центре самого города Кирова-в здании « Союза художников России»

В этом же здании находится музей дымковской игрушки Открытие музея состоялось 3 марта 2011 года . Музей обладает большой интересной коллекцией дымковской игрушки (более 700 экспонатов ). В музее можно узнать как дымковскую игрушку создавали раньше и как ее изготавливают в наши дни.

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого : 1. Подготовка красной глины к работе. 2. Лепка игрушки из отдельных частей . 3 . Сушка изделия 4. Обжиг в печи ( при температуре 900 градусов).

5. Беление меловым грунтом 6. Роспись темперными красками . 7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали). После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока.

Процесс создания дымковской игрушки увлекателен для всех. Так, Дмитрий Анатольевич Медведев, находясь на должности президента России, поучаствовал в мастер-классе по изготовлению дымковской игрушки.

Дымковская игрушка - достояние истории России, поэтому наш учитель, Ольга Викторовна, провела в нашем классе, уроки, посвященные этому промыслу .

Ольга Викторовна, о бъясняет и показывает Как можно сделать Дымковскую игрушку своими руками! Нам интересно и мы очень стараемся.

Для работы нам понадобились: пластиковая бутылка ; ненужная газета; детский пластилин; гуашь; кисточка; мука; ножницы клей ПВА

Отрезаем от бутылки верхнюю часть, получается заготовка для юбки дымковской барышни Аккуратно.

2. Набиваем заготовку отрезками газеты, для устойчивости будущей поделки и залепляем заготовку («дно юбки») пластилином 3. Хорошо разминаем пластилин и тщательно обмазываем им заготовку

Уделяем внимание деталям Для этого раскатываем пластилин в полоску в виде ленты и придаем волнистость Для этого из тонких колбасок делаем жгутики, укладываем на голове в виде веночка и прикрепляем сзади в виде косы. Делаем красивую прическу Делаем фартук и воротник для барышни

Делаем головной убор Лепим элементы кокошника отдельно: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, придаем волнистость, соединяем и разглаживаем

В пакет с мукой опускаем фигуру и трясем, чтобы она стала гладкой Затем аккуратно, кистью, отчищаем фигуру от остатков муки

Смешиваем клей ПВА и белую гуашь, после этого гуашь становится более прочной , хорошо ложиться, не обсыпается и держится долгие годы Вот так ,сверху вниз, аккуратно, кистью, покрываем этим составом нашу фигуру

Оставляем на несколько часов фигуру – даем ей хорошо высохнуть, а затем перейдем к покраске. Можно поразмышлять как будет выглядеть готовая игрушка, подготовить нужные краски. И вот что у меня получилось! Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Раскрашиваю Вдохновляюсь работой кировских мастериц Расписываю свою дымковскую игрушку

Вот такую дымковскую игрушку я привез из г. Кирова, А вот какая Варвара краса –русая коса получилась у меня ! Дымковская игрушка приносит счастье в дом!

Памятник дымковской игрушке в г. Кирове (Вятка) В центре г. Кирова находится чудесная скульптурная композиция «Семья», состоящая из дымковских персонажей. Появилась традиция загадывать желание сидя на этой лавочке. Я тоже загадал свое заветное желание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект " Игрушки в технике валяния шерсти"

Материал содержит цели, задачи, этапы работы над проектом.

Творческий проект "Куколка тряпичная - игрушка отличная"

Творческий проект, который был представлен на VIII Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников "Дебют в науке" в секции "Я сделал это сам" и занял III ме.


Творческий проект по технологии "Новогодняя игрушка"

Новый год и Рождество - самые любимые семейные праздники с волшебными превращениями и подарками от Деда Мороза. Что такое Новый год и Рождество? Откуда к нам пришли эти праздники? Почему на эти праздн.


Творческий проект: Изготовление Дымковской игрушки "Матрёшка"

Дымковская игрушка "Матрёшка" изготовлена из природного материала- глины. цель работы:познакомить учащихся с оригинальным глиняным промыслом.

Творческий проект "Мягкая игрушка"

Творческий проект "Мягкая игрушка", 3 кл.


Творческий проект «Произведения прикладного искусства: дымковская игрушка»

Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что н.


Творческий проект по технологии «Новогодняя игрушка»

Цель – создание новогодней игрушки - мишки Тедди. Задачи:•изготовить мишку Тедди;•подобрать инструменты, материалы, декор;•подобрать цветовое решение оформления работы.

Читайте также: