Елочная игрушка исследовательская работа

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Волшебство ёлочных игрушек.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 рабочего посёлка (посёлка городского типа) Прогресс Амурской области»

Исследовательская работа по теме:

«Волшебство ёлочных игрушек»

Учащаяся 3 Б класса,

Руководитель: Водолагина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

2. Происхождение ёлочной игрушки.

3. Виды ёлочных украшений.

4. Технология изготовления ёлочных игрушек

5. Ёлочная игрушка в истории.

7. Список литературы.

Содержание работы: стр.

2. Происхождение ёлочной игрушки……………………………………… 7

3. Виды ёлочных украшений………..……………………………………… 7-8

5. Ёлочная игрушка в истории………………. ……………………………11-13

Тема исследовательской работы: Волшебство ёлочных игрушек.

Целью нашего исследования является практическое применение технологий изготовления ёлочных игрушек для создания праздничного настроения. Объект исследования история развития ёлочных украшений и их использование в праздниках Нового года. Предмет исследования – технология изготовления ёлочных украшений. Гипотеза исследования – предположим, чтобы поднять настроение, достаточно изготовить ёлочное украшение на Новый год своими руками.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Рассмотреть характеристики различных видов ёлочных украшений;

3. Провести исследование различных способов изготовления ёлочных игрушек.

4. Создать проект «Волшебная ёлочка»

5. Произвести анализ, затем обобщить различные взгляды на данную тему.

6. Подвести итоги, сформулировать выводы.

В ходе исследования использовали следующие методы:

- теоретические – поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – наблюдение, беседа, проектирование;

Практической базой исследования старинные ёлочные игрушки, современные игрушки, игрушки, сделанные своими руками.

hello_html_6cfd0adf.jpg

Обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить "главное" дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте это были пальмы. Славяне украшали не елку, а дуб или березу, так как в их языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.

Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, ее называли "деревом Христа", воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года (что в представлении европейцев долго было одним и тем же). Верхушку елки венчал звездный шпиль-напоминание о звезде, указавший волхвам путь к месту рождения Христа.

На ёлке до макушки
Развешаны игрушки,
Гирлянды и фонарики,
Серебряные шарики.

Красуются на ветке,
Сосульки и конфетки.
И кружатся снежинки,
Как будто балеринки.

Снегурочка-красавица,
Детишкам улыбается.
У маленького домика
Два симпатичных гномика.

Сидит на ветке петушок,
С ним рядом мальчик-пастушок.
А если ёлку обойти,
То можно козочку найти.

Еще на ёлке у меня
Есть два серебряных коня,
Волшебник с палочкой в руке
И клоун в ярком колпаке.

Здесь снеговик – морковный нос,
А рядом Дедушка Мороз.
Их разлучать никак нельзя,
Они же старые друзья.

Вот возле мандарина
Танцует балерина.
А трубочист из сказки
С нее не сводит глазки.

Горит на веточке свеча,
Она совсем не горяча.
Её стеклянный огонек
На ёлочке не одинок.

Огней так много разных,
Зеленых, синих, красных.
Смотрю на ёлку, чуть дыша:
Ах, до чего же хороша!

Глава 1. Происхождение ёлочной игрушки.

Первые ёлочные игрушки - это были лишь сладости: орехи, фрукты, пряники, обернутые в золотую и серебреную бумагу, а также бумажными розами и другими цветами.

hello_html_37180d3d.jpg

Восторг вызывала, как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная и посеребренная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении. Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков. Конечно, пауки обиделись и пожаловались Иисусу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях елок, опутывая их паутиной. Утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной елки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру.

Глава 2. Виды ёлочных украшений.

Украшения, представленные ниже, были созданы в конце 19-го первой половине 20-го столетия. Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндров удлиненной формы (стекляруса),названных украшения Габлонец/Яблонец. Они производились в области Яблонец-над-Нисой на предприятиях Северной Богемии ( в настоящее время – Чешская республика)начиная с середины 19-го столетия. Посеребренные, отполированные или даже позолоченные бусинки мастерски натягивались и сгибались в различные формы на тонких проводках.

hello_html_24b730e5.jpg

Так как стеклянные игрушки стоили дорого, то стали придумывать другие технологии изготовления игрушек. В России игрушки стали изготавливать из ваты, бумаги, пластмассы, пенопласта. Основой для фигурки ватного человека служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формировали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Готовую фигуру покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом.

Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали шар в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.

hello_html_2ee77ea8.jpg

Большие фигурки до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек.

Еще одним популярным видом игрушек, скрученных из крашеной ваты на проволочном каркасе, являлись овощи, фрукты, грибы, ягоды. Они являлись символом изобилия. Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства.

В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок-веретено для намотки ваты.

Глава 3. Технология изготовления ёлочных игрушек.

hello_html_m543eee58.jpg

Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. В дальнейшем ее перестают производить, так как для этого требовался ручной труд.

Еще популярные в то время были игрушки, для изготовления которых использовалась бумага. Эта технология начала развиваться в Германии с середины 19 века. Игрушки из картона- называют «дрезденские».Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушки, таким образом, получались двухсторонние и покрытые серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей.

hello_html_6f93a28d.jpg

hello_html_6228d79c.jpg


Перед началом процесса, длинные стеклянные трубочки разделяли на меньшие путем нагрева стекла до определенной температуры и разрыва на две половинки. В результате этого процесса разъединения оставались длинная тонкая трубочка с маленьким отверстием. Один конец этой полой трубочки затем запаивали. После подготовки большого количества маленьких трубочек, стеклодув приступал к изготовлению игрушек. Игрушки произвольной формы и в форме шара изготавливались путем подогрева стеклянной трубочки до расплавленного состояния. Затем, выдувая через трубочку, горячее стекло превращалось в шар.

Формы. Изготовление игрушек в формах происходило таким образом: пока стекло было расплавленным, его клали в форму. Две половинки формы были прикреплены к сторонам зажима, которым управляли с помощью ног, и внутри которого было горячее стекло. Стеклодув дул вниз в трубочку, которая располагалась на одном конце формы. Таким образом, горячее стекло расширялось и занимало всю форму, и принимало выпуклую форму.

hello_html_mb06f200.jpg
hello_html_4bd1074f.jpg

Шары с выемкой (сферы) изготавливали таким же образом, но затем на горячее стекло надавливали деревянной или гипсовой пробкой с вырезанным на ней рисунком.

Большую часть стеклодувов составляли разнорабочие, работающие вместе со своими семьями на своих небольших домашних производствах. Отец и старшие сыновья обычно выдували из стекла игрушки. Затем игрушки передавали матери и старшим дочерям, которые серебрили их.

hello_html_m6f16c79c.jpg

На следующем этапе на игрушки наносили первый слой краски путем погружения в анилиновый краситель. После этого их клали на покрытые гвоздями дощечки так, чтобы излишки краски стекли вниз. На следующий день семья покрывала игрушку лаком и раскрашивала.

Игрушки произвольной формы требовали простых инструментов, таких как перчатки, плоские лопатки или палочки, чтобы создавать сложные формы. Для многих форм важны были не инструменты, а направление выдувания стекла, или положение головы или тела стеклодува, что помогало создавать нужную форму игрушки. Елочные верхушки, трубы, лиры, якоря, трубочки, чайники и различные животные выдувались в свободной форме. Зачастую времени на свободное выдувание игрушки уходило больше, чем на изготовление игрушки с помощью формы, и требовались годы практики, чтобы мастер мог изготавливать чудесные необычные игрушки.

Глава 4. Ёлочная игрушка в истории.

В конце 30-х годов в нашей стране была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы. Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

В начале 40-х годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.

hello_html_m12d65085.jpg

В годы Великой Отечественной войны выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери. В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы.

hello_html_m16b40a06.jpg
hello_html_2c05eaa.jpg

В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

hello_html_m465f115d.jpg

– Потом стали выпускать игрушки на прищепках

В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики.

hello_html_m61629f04.jpg
hello_html_m3db1fab3.jpg

С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные игрушки. Квиллинг , бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы,

особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

hello_html_m34a41d03.jpg
hello_html_m790d9a54.jpg

- С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, в стиле «а-ля рус», с традиционными росписями «самодельные» игрушки.

hello_html_64f5debc.jpg

А если включить фантазию, то можно смастерить елочные игрушки самим, и это будет ЭКСКЛЮЗИВ - ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОРИГИНАЛЬНО И НЕПОВТОРИМО!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "История и тайны новогодней игрушки".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История и тайны новогодней игрушки"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Исследовательская работа

История и тайны новогодней игрушки

ученик 3 «В» класса

Руководитель:
Ляпина М.В.
учитель начальных классов

городской округ города Бор 2015 год

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников.

С мамой мы не раз участвовали в конкурсе «Креативная ёлка». Там мы придумывали не только необычную ёлку, но и украшение для неё.
В новогодние каникулы мы с нашим классом поехали на фабрику ёлочных игрушек. Там экскурсовод рассказала о первых украшениях для ёлки, которые были сделаны из ваты, мы посмотрели, как выдувают стеклянные игрушки, а также сами стали художниками и раскрасили игрушку-овечку, символ этого года. Увидев производство и старинные хрупкие ватные игрушки, мне настолько стало интересно, что я решил больше разузнать про, казалось бы, такую обыденную вещь, как ёлочная игрушка.

Мне стало интересно, почему люди стали украшать дерево? Почему именно ель? Как появился этот обычай?

Меня очень заинтересовали эти вопросы, и я решил найти ответы на них, как можно больше узнать об этой традиции в России.

Актуальность: тема актуальна, потому что в настоящее время большое разнообразие новогодних игрушек, каждая из которых красива по-своему, и покупатель не знает, к какому периоду развития общества характерна та или иная игрушка.

Цель: узнать историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек.

Задачи:
1.Изучить различные источники с целью получения информации об истории возникновения новогодних игрушек;

2. Узнать технологию производства старинных новогодних игрушек;

3. Узнать о традициях украшения ёлок в нашей стране;

Объект исследования: новогодняя игрушка

Предмет исследования: история новогодней игрушки

Гипотеза: Из года в год, наряжая елку, мы даже не задумываемся о том, где берут свое начало эти прекрасные наряды. А ведь все имеет свою историю.

Методы исследования: изучение литературы по данному вопросу.

1.1.Почему украшают именно ель?

Обычай наряжать елку очень давний: ему около двух тысяч лет. Наши предки верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит урожай. Ель занимала особое место среди всех деревьев. Будучи вечнозеленой, она символизировала жизнь.

Некоторые ученые считают, что предшественниками новогодней елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до праздников, чтобы они зацвели к Рождеству. А из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (это считалось плохой приметой), стали заменять вечнозеленой елкой.
Трудно представить Новый год и Рождество без ели. Это дерево издавна у многих народов использовалось в качестве магического растительного символа. Еще в древней Греции ель считалась священным деревом богини Артемиды. Из Греции до нас дошел миф о том, как ель стала вечнозеленым деревом. Легенда рассказывает, что богиня гор, лесов и зверей Кибела превратила бога Аттиса, умирающего от раны, нанесенной ему кабаном верховного бога Зевса, в дерево, чтобы облегчить его страдания. Сидя под этим деревом, Кибела плакала до тех пор, пока Зевс не пообещал ей, что это дерево станет вечнозеленым.[1] Надо отметить, что и саму ель многие народы наделили особой силой, применяя ее в магии и медицине. Считали, что ель способна излечить многие болезни. Племена индейцев использовали ель для излечения головной боли. [2]

1.2 Старинные легенды о новогодней ёлке.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному значению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней, стесняясь, встала в стороне, боясь уколоть младенца иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, украсив ее яблоками, цветами, орехами. Ель обрадовалась украшениям, поблагодарив всех, тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой ярче засияла Вифлеемская звезда.

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…[3]

1.3. Украшение для ёлки.

Обычай украшать елку имеет давнюю-давнюю историю. Он существовал у северных народов Европы, которые считали елку священным деревом. Вечнозеленое, оно, в отличие от других, не умирало даже зимой. Очевидно, дерево находилось под особым покровительством, а в его зеленых ветвях селились души могущественных предков. Духи были не только добрыми, но и злыми, и чтобы они не вредили людям, чтобы сделать их добрее и получить богатый урожай, нужно было их задарить подарками. Традиционные обязательные «подкармливания» обычно проходили в конце декабря - начале января. Такое практическое значение имел древний праздник ёлки.
К зеленым ветвям ели подвешивали яблоки – символ плодородия, яйца – символ развивающейся жизни, орехи – символ божественной воли, наряжали елку игрушками. Священное дерево украшали фигурками полезных в хозяйстве животных, окружали его веселым пламенем костров; плясками и пением привлекали добрых духов. Затем дерево сжигали. Зола от него тоже считалась священной: ее хранили до весны и выбрасывали на поля.

Установить точное время, когда елка впервые была поставлена в русском доме, не представляется возможным. Первые елки появились в Петербурге, где со дня основания города проживало много выходцев из Германии. К середине девятнадцатого века их число составляло примерно треть населения столицы России. Естественно, что они привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи и обряды, которые поддерживали на новом месте жительства. И первые новогодние елки появились именно в домах петербургских немцев. Газета «Харьковские ведомости» дала такую информацию: «В первый раз в Москве в 1817 году накануне Рождества, по желанию великой княгини Александры Фёдоровны зажглась в Николаевском дворце…германская Рождественская ёлка… » Затем новогодние ёлки пришли и в другие города нашей страны. Однако в 1928 году празднование Нового года с рождественской ёлкой было запрещено. Этот обычай назвали вредным и буржуазным. Перелом случился в середине 30-х годов. И новогодняя ёлка вновь зашагала по стране.
По преданию первая елка была установлена императором Николаем 1 в самом конце 30-х годов, после чего, по примеру царской семьи, ее стали ставить в знатных столичных домах. Остальное население относилось к этому обычаю либо равнодушно, либо вообще не знало о таковом. Стремительное распространение этой традиции относится к середине 40-х

годов девятнадцатого столетия. Столица и ряд крупных городов был буквально охвачен «елочным ажиотажем».
В России обычай новогодней елки ведет свое начало со времен Петра I, хотя при нем елку в домах еще не ставили, но в Новый год стали украшать дома (снаружи), ворота и улицы хвойными ветвями. Началом этого положил указ от 20 декабря 1966 года, который гласит: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому, хотя по древцу или ветви на вороты или над храминою своей поставить . а стоять тому украшению января в первый день». После смерти Петра Великого его рекомендации были основательно забыты. Ель как новогоднее дерево появилась в России только в середине девятнадцатого столетия. [4]

Выводы: роль ёлки в жизни русского народа трудно переоценить. Освоение ёлки в России происходило стремительно, сложно, восприятие ёлки менялось со временем. Но, не смотря на это, ёлка сумела остаться желанной и горячо любимой в каждой семье.

Глава 2. Ёлочные украшения.
2.1 Родина новогодней игрушки.

В давние времена у старых кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Связующим элементом между природой и человеком было дерево. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку в повседневной жизни. Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. С распространением христианства ель стала основным атрибутом и символом Рождества. Украшения приобрели христианскую символику. Звезда, расположенная на верхушке, стала означать Вифлеемскую звезду, которая возвестила о рождении Иисуса Христа. Первые елочные украшения были только съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орешки, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Яблоки стали прототипом стеклянных новогодних шаров. Согласно легенде, некогда выдался недородный год, и яблок было не достаточно. Тогда стеклодувы из города Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную подмену этому фрукту. Там и были сделаны первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Германские ёлочные игрушки прославились на весь мир. [5]

2.2 Появление новогодних игрушек в России.

В 1935 г. принято решение возобновить празднование Нового года, тогда Сталин произнес лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее», а в январе 1937 г. состоялась первая советская торжественная новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов – с этих пор праздник вновь завоевал популярность в нашей стране. О стеклянных елочных игрушках написано немало, во всем мире и у нас в стране живут известные коллекционеры игрушек, да и почти в каждой семье найдется своя, пусть маленькая, коллекция раритетов.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным произво­дителем и экспортером елочных украшений и оставалась в этой области мировым лидером и монополистом вплоть до 1918 года. Промышленная революция создала недорогие производственные технологии, облегчившие и усовершен­ствовавшие процесс изготовления елочных игрушек и существенно снизившие стоимость продукции.

Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда.

По технологии производства и применяемым мате­риалам елочные игрушки конца XIX — первых десятилетий XX века условно можно было подразделить на следующие основные группы: игрушки, сде­ланные из папье-маше или ваты, накрученной на жесткий каркас; изделия из воска; игрушки, изготовленные с использованием метода хромолитографии; картонажные («дрезденские») елочные украшения; изделия из стекла; сахарно­ пряничные изделия.
И к началу 1940-х годов елочная игрушка прочно вошла в советский, преимущественно городской быт: она уже не вызывала ни зависти, ни удивления. [6]

2.3 Технология производства ёлочной игрушки.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в тех­нологии производства елочных игрушек. В 1930-1950-е годы большинство из прежних технологий сохранилось, но несколько модифицировалось. Кроме того, произошли изменения в приоритетности материалов. На про­тяжении многих десятилетий именно папье-маше в значительной степени составляло основу этой отрасли ремесленно-кустарной и фабричной промыш­ленности.

Формовщики легко делали из пластичной массы фигурки людей, животных, рыб и птиц, овощи и фрукты. Сверху они обычно покрывались специальной солью, уплотнявшей поверхность и придававшей ей слабый ис­крящийся блеск. Изделия из папье-маше, накрученной на жест­кий каркас (иногда они комбинировались), обычно расписывались вручную и украшались дополнительно цветной папиросной бумагой, пряжей, стеклянны­ ми вставками. Такие игрушки были относительно дешевы и несложны в производстве, неплохо сохранялись, поэтому они оказались очень востребованными потребителем.

Другим популярным видом елочных игрушек были украшения из воска. В их изготовлении обычно использовался обесцвеченный цветной пчелиный воск с добавками для усиления прочности. Воск легко отливался в формы, а игрушки получались изящные и «как настоящие». Производились также елочные украшения из металла, дерева, бумаги и прочего.

Большой популярностью на рынке елочных украшений пользова­лись прелестные ватные куколки с проволочным каркасом внутри и личиками, сделанными из того же воска или папье-маше, производство которых началось в последние десятилетия XIX века. В первые десятилетия XX века популярна была серия, изображавшая по-зимнему одетых детей с фарфоровыми головками.

Весьма популярны также были елочные игрушки, изготовленные с применением техники хромолитографии (иногда их называли «облатками» или «хромосами»). Уже в первые десятилетия XIX века в Германии стали изготавливать для елок фигурки ангелочков, фей, принцев и принцесс с красивыми, но как бы застывшими, в соответствии с художественным вкусом той эпохи, плоскими «нарисованными» литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к туловищу из бумаги, ваты, картона, ткани, кружев. Эта технология позднее пришла и в Россию.
К началу XX века лица стали делать выпуклыми — из кар­ тона, позже из фарфора. Фарфоровые кукольные головки-заготовки ввозились в Россию из Саксонии и Тюрингии.
На рубеже XIX-XX веков в России особо популярны стали хрупкие ангелочки,

позолоченные орешки и яблочки, фигурки из шоколада. Славились игрушки из тисненого картона, на которых располагались изображения персонажей из Библии или любимые сказочные герои. Помимо стекла игрушки делали из картона. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Игрушки, которые появлялись в начале XX века, символизировали развитие технического прогресса. Это были поистине виртуозно изготовленные маленькие автомобили и телефонные аппараты.
С 1950-х — начала -960-х годов в обиход входят нейлоновые игрушки, изготовленные из синельной пряжи, а также изделия из пластмассы. Картонажные игрушки становятся как монохромными, так и полихромными, но в целом по-прежнему востребованными, позволяющими легко и быстро материализовать новые символы и образы. Разнообразные стеклянные шары и фигурки украшаются перламутром, цветным лаком, слюдой, расписываются вручную и по трафарету, на них наносится одно- и многоцветное напыление. В послевоенный период в росписи елочной игрушки стали применять люминофор — светящиеся краски. Кроме того, в 1948 году практически во всех артелях был введен новый, единый способ серебрения елочных украшений — более технологичный и менее вредный. Начали производиться игрушки на при­щепках

В 1950-е годы большой популярностью пользовались монтированные стеклянные изделия — русская модификация елочных украшений из Богемии. Они представляли собой соединенный стальной или медной проволокой стеклярус, монтированный в разнообразные, обычно геометрические формы. Это были и различные декоративные подвески (цветочные корзины, венки, звезды, цветы), и изображения предметов обихода и быта (стулья, столы, качели, люстры, велосипеды, сумочки и пр.), а с конца 1950-х годов — спутники и ракеты. В связи с тем, что эти игрушки по внешнему виду чем-то напоминали люстры, их иногда называли «дворцовыми люстрами». Постепенно стеклянные

елочные украшения стали вытеснять и даже за­мещать изделия, изготовленные из других материалов

Однако, несмотря на очевидные успехи, достигнутые в области производ­ства и усовершенствования советской елочной игрушки, фактически вплоть до 1970-х годов на советских елках по-прежнему оставалось еще много немецких и отчасти чешских игрушек, как сохранившихся с дореволюционных времен, так и ввезенных в страну позднее, особенно после окончания Второй мировой войны. Импортные игрушки считались лучшими, и их было сложно достать. [7]

Со второй половины 1960-х годов производство елочных игрушек в СССР было поставлено на поток. Произошел переход от полукустарного к машин­ному изготовлению елочных украшений. Он сопровождался внедрением новых

технологий и материалов (пластмасса, поролон), максимальным упрощением ассортимента и постепенным переходом от игрушки тематической к игрушке абстрактной. С развитием фабричного производства и приходом моды на минимализм и авангард, советские елочные украшения максимально стандартизировались и утратили свое художественно-стилевое своеобразие. Советская игрушка теряла свою уникальность и в форме, и — во многом — в содержании

О подлинном возрождении ёлочно-игрушечного производства в нашей стране можно говорить лишь применительно к рубежу 1990-2000-х годов, когда произошел возврат от использования стеклодувных автоматов к ручному уникальному способу выдувания игрушек, наполнению их определенным смысловым содержанием и использованию лучших традиций отечественного народного промысла. [8]

Выводы: изначально новогодние игрушки были не такие, как сейчас. Использовались различные техники изготовления, такие как папье-маше, хромолитография, картонаж, изделия из ваты, фарфора и, конечно же, стекла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить "главное" дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте это были пальмы. Славяне украшали не елку, а дуб или березу, так как в их языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.

Просмотр содержимого документа
«Волшебство ёлочных игрушек»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 рабочего посёлка (посёлка городского типа) Прогресс Амурской области»

Исследовательская работа по теме:

«Волшебство ёлочных игрушек»

Учащаяся 3 Б класса,

Руководитель: Водолагина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

2. Происхождение ёлочной игрушки.

3. Виды ёлочных украшений.

4. Технология изготовления ёлочных игрушек

5. Ёлочная игрушка в истории.

7. Список литературы.

Содержание работы: стр.

2. Происхождение ёлочной игрушки……………………………………… 7

3. Виды ёлочных украшений………..……………………………………… 7-8

5. Ёлочная игрушка в истории………………. ……………………………11-13

Тема исследовательской работы: Волшебство ёлочных игрушек.

Целью нашего исследования является практическое применение технологий изготовления ёлочных игрушек для создания праздничного настроения. Объект исследования история развития ёлочных украшений и их использование в праздниках Нового года. Предмет исследования – технология изготовления ёлочных украшений. Гипотеза исследования – предположим, чтобы поднять настроение, достаточно изготовить ёлочное украшение на Новый год своими руками.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Рассмотреть характеристики различных видов ёлочных украшений;

3. Провести исследование различных способов изготовления ёлочных игрушек.

4. Создать проект «Волшебная ёлочка»

5. Произвести анализ, затем обобщить различные взгляды на данную тему.

6. Подвести итоги, сформулировать выводы.

В ходе исследования использовали следующие методы:

- теоретические – поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – наблюдение, беседа, проектирование;

Практической базой исследования старинные ёлочные игрушки, современные игрушки, игрушки, сделанные своими руками.


Обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить "главное" дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте это были пальмы. Славяне украшали не елку, а дуб или березу, так как в их языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.

Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, ее называли "деревом Христа", воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года (что в представлении европейцев долго было одним и тем же). Верхушку елки венчал звездный шпиль-напоминание о звезде, указавший волхвам путь к месту рождения Христа.

На ёлке до макушки
Развешаны игрушки,
Гирлянды и фонарики,
Серебряные шарики.

Красуются на ветке,
Сосульки и конфетки.
И кружатся снежинки,
Как будто балеринки.

Снегурочка-красавица,
Детишкам улыбается.
У маленького домика
Два симпатичных гномика.

Сидит на ветке петушок,
С ним рядом мальчик-пастушок.
А если ёлку обойти,
То можно козочку найти.

Еще на ёлке у меня
Есть два серебряных коня,
Волшебник с палочкой в руке
И клоун в ярком колпаке.

Здесь снеговик – морковный нос,
А рядом Дедушка Мороз.
Их разлучать никак нельзя,
Они же старые друзья.

Вот возле мандарина
Танцует балерина.
А трубочист из сказки
С нее не сводит глазки.

Горит на веточке свеча,
Она совсем не горяча.
Её стеклянный огонек
На ёлочке не одинок.


Огней так много разных,
Зеленых, синих, красных.
Смотрю на ёлку, чуть дыша:
Ах, до чего же хороша!


Глава 1. Происхождение ёлочной игрушки.

Первые ёлочные игрушки - это были лишь сладости: орехи, фрукты, пряники, обернутые в золотую и серебреную бумагу, а также бумажными розами и другими цветами.




Восторг вызывала, как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная и посеребренная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении. Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков. Конечно, пауки обиделись и пожаловались Иисусу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях елок, опутывая их паутиной. Утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной елки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру.

Глава 2. Виды ёлочных украшений.

Украшения, представленные ниже, были созданы в конце 19-го первой половине 20-го столетия. Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндров удлиненной формы (стекляруса),названных украшения Габлонец/Яблонец. Они производились в области Яблонец-над-Нисой на предприятиях Северной Богемии ( в настоящее время – Чешская республика)начиная с середины 19-го столетия. Посеребренные, отполированные или даже позолоченные бусинки мастерски натягивались и сгибались в различные формы на тонких проводках.


Так как стеклянные игрушки стоили дорого, то стали придумывать другие технологии изготовления игрушек. В России игрушки стали изготавливать из ваты, бумаги, пластмассы, пенопласта. Основой для фигурки ватного человека служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формировали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Готовую фигуру покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом.

Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали шар в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.


Большие фигурки до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек.

Еще одним популярным видом игрушек, скрученных из крашеной ваты на проволочном каркасе, являлись овощи, фрукты, грибы, ягоды. Они являлись символом изобилия. Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства.

В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок-веретено для намотки ваты.

Глава 3. Технология изготовления ёлочных игрушек.



Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. В дальнейшем ее перестают производить, так как для этого требовался ручной труд.

Еще популярные в то время были игрушки, для изготовления которых использовалась бумага. Эта технология начала развиваться в Германии с середины 19 века. Игрушки из картона- называют «дрезденские».Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушки, таким образом, получались двухсторонние и покрытые серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей.





Перед началом процесса, длинные стеклянные трубочки разделяли на меньшие путем нагрева стекла до определенной температуры и разрыва на две половинки. В результате этого процесса разъединения оставались длинная тонкая трубочка с маленьким отверстием. Один конец этой полой трубочки затем запаивали. После подготовки большого количества маленьких трубочек, стеклодув приступал к изготовлению игрушек. Игрушки произвольной формы и в форме шара изготавливались путем подогрева стеклянной трубочки до расплавленного состояния. Затем, выдувая через трубочку, горячее стекло превращалось в шар.

Формы. Изготовление игрушек в формах происходило таким образом: пока стекло было расплавленным, его клали в форму. Две половинки формы были прикреплены к сторонам зажима, которым управляли с помощью ног, и внутри которого было горячее стекло. Стеклодув дул вниз в трубочку, которая располагалась на одном конце формы. Таким образом, горячее стекло расширялось и занимало всю форму, и принимало выпуклую форму.



Шары с выемкой (сферы) изготавливали таким же образом, но затем на горячее стекло надавливали деревянной или гипсовой пробкой с вырезанным на ней рисунком.


Большую часть стеклодувов составляли разнорабочие, работающие вместе со своими семьями на своих небольших домашних производствах. Отец и старшие сыновья обычно выдували из стекла игрушки. Затем игрушки передавали матери и старшим дочерям, которые серебрили их.


На следующем этапе на игрушки наносили первый слой краски путем погружения в анилиновый краситель. После этого их клали на покрытые гвоздями дощечки так, чтобы излишки краски стекли вниз. На следующий день семья покрывала игрушку лаком и раскрашивала.

Игрушки произвольной формы требовали простых инструментов, таких как перчатки, плоские лопатки или палочки, чтобы создавать сложные формы. Для многих форм важны были не инструменты, а направление выдувания стекла, или положение головы или тела стеклодува, что помогало создавать нужную форму игрушки. Елочные верхушки, трубы, лиры, якоря, трубочки, чайники и различные животные выдувались в свободной форме. Зачастую времени на свободное выдувание игрушки уходило больше, чем на изготовление игрушки с помощью формы, и требовались годы практики, чтобы мастер мог изготавливать чудесные необычные игрушки.

Глава 4. Ёлочная игрушка в истории.

В конце 30-х годов в нашей стране была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы. Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

В начале 40-х годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.

В годы Великой Отечественной войны выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери. В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы.



В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.


– Потом стали выпускать игрушки на прищепках

В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики.



С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные игрушки. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы,

особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.




- С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, в стиле «а-ля рус», с традиционными росписями «самодельные» игрушки.


А если включить фантазию, то можно смастерить елочные игрушки самим, и это будет ЭКСКЛЮЗИВ - ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОРИГИНАЛЬНО И НЕПОВТОРИМО!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект ученицы 6 класса Нестеровой Галины. В своей работе ученица исследует игрушки разных эпох.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Новогодняя игрушка: меняется дизайн, традиция остается"»

МБОУ «Баунтовский эвенкийский район»

Районная научно – практическая конференция школьников «Будущее Баунта»

Направление исследовательской работы по технологии

«Новогодняя игрушка:

меняется дизайн, традиция остаётся»

Адрес название учебного заведения:

Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район,

с. Романовка, ул. Почтовая 24

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Ф.И.О. исполнителя: Нестерова Галина Олеговна.

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район,

с. Романовка, ул. Почтовая

Ф.И.О. руководителя: Карпова Людмила Анатольевна

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Романовка – 2018 г.

История одной традиции

Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи______________________________

Изготовление игрушек для елки из подручного материала_________________________

Русская история и культура знает множество традиций, которые являются духовной памятью народа. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.

Одной из наиболее значимых традиций, несомненно, является празднование Нового года. Каждый календарный год заканчивается и начинается тем, что мы любуемся нарядами пушистой ёлочки: то на ней заполыхают красные шары, то она приоденется в золото, то выберет себе серебряный наряд, то станет переливаться всеми цветами радуги - так сверкают гирлянды, мишура, и, конечно, елочные игрушки. Ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.

С детства я увлекаюсь разными видами декоративно-прикладного искусства: бисероплетением, вязанием, вышиванием, лоскутной техникой, оригами и т.д. Самое любимое занятие, это рисование. Я второй год посещаю кружок «Клуб юных художников», где учимся рисовать рисунки в технике «графика», «живопись» и т.д. но особенно мне нравиться рисовать на стекле, расписывать стеклянные бутылки, создавать картины в технике «витраж». Своим родным, друзьям в праздники преподношу подарки из собственной коллекции. Ежегодно в нашей школе нам дают задание изготовить новогодние украшения для оформления зала к празднику нового года. В этом году проводился конкурс на лучшее украшение новогодней елки, и мне пришла идея изготовить своими руками елочные игрушки из электролампочек, так как в наше время купленные в магазине лампочки часто перегорают, а чтобы их не выбрасывать, можно создать оригинальные новогодние игрушки. Для начала я решила изучить историю новогодней игрушки, а затем создать игрушки своими руками, чтобы украсить лесную красавицу.

На сегодняшний день цель моего проекта: Изготовить елочную игрушку для школьного праздника и конкурса «Лучшее украшение новогодней елки».

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть и отобрать необходимую литературу.

Изучить историю возникновения елочной игрушки;

Изготовить елочную игрушку своими руками;

Представить коллекцию новогодних ёлочных игрушек.

Провести мастер-класс для учителей, учащихся и родителей.

Объект исследования: Традиция – украшение интерьера дома к новогодним и рождественским праздникам.

Предмет исследования: Новогодняя ёлочная игрушка.

Актуальность темы:

Традиция (от лат. traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности являются праздники Новый год и Рождество. Они приходят вот уже на протяжение многих лет, а вместе с ними традиционно — украшение дома.

Атрибутом новогодних праздников и знаком наступающего нового года была и остаётся елка. Всякий раз мы достаем ёлочные украшения, развешиваем их на лесной красавице или мастерим эксклюзивные, фантазийные игрушки своими руками. Нарядно украшенная ёлка не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. И какое бы историческое время не вызванивали куранты разных стран, ни что не может прервать эту традицию - украшать новогоднюю или рождественскую елку.

Гипотеза проекта:

Мы предположили, что, возможно, если мы сделаем новогодние игрушки своими руками и подарим им частичку своего тепла, сердца и фантазии, то наша ёлка станет такой же доброй, интересной и сказочной в рождественские праздники.

История одной традиции

Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё более двух тысяч лет назад. В те далёкие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи – как добрые, так и злые, и, чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, приносились обильные дары, которые развешивались на ветках. (Приложение1, рис.1.) В новое время, в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, грушами. И лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника. (Приложение1, рис.2..)

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет, свою чрезвычайно интересную историю. Классические правила украшения «рождественского» дерева – «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяющие библейский «запретный плод», горящие свечи – сегодня это всевозможные электрогирлянды. В средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными, добавились ещё орехи, сладости, конфеты

В 1807 году на Дрезденской рождественской ярмарке уже продавалось очень много ёлок, их охотно раскупали. Так появилась необходимость в изготовлении специальных игрушек. Стали изготавливать многоразовые ёлочные украшения. Это были позолоченные шишки и орехи, бумажные цветы о поделки из ваты, звёзды из серебряной и золотой фольги, животные из скрученных проволок и многое другое. Большой популярностью пользовались свечки, которые прикручивали к еловым веткам тонкими проволочками.

Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи

Елочные игрушки, история и политика неразрывно связанны между собой. По игрушкам можно проследить все события, происходящие в стране. Для доказательства верности высказывания проведено исследование «Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи».

Дореволюционная Россия (до 1917 года)

В Древней Руси Новый год отмечали в марте. Только в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать зимой. В царском документе повелевалось встречать Новый год 1 января: «По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». При Николае I, его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла из Европы обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. В XVIII веке самыми любимыми ёлочными игрушками в России на протяжении долгих лет были опять же, съедобные изделия. На Руси влияние на такие игрушки оказало ремесло выпечки пряников. Остывшие сладости вешали на ёлку, обернув в золотую, серебряную или цветную фольгу. Многие игрушки делались из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства.

В дореволюционной России праздновалось, в основном, Рождество, а не Новый год, поэтому в елочных игрушках этого периода делался акцент на сюжеты Библии. (Приложение1, рис.4.)

Довоенная Россия (1917г. – 1941г.)

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, сначала 1927 года, когда в новогодней елке усмотрели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества, и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. Новый год, елки и выпуск елочных игрушек вновь вернулись в жизнь советских граждан. В 1935 году вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы. Игрушки-подвески с серпом и молотом. Эра воздухоплавания отразилась на елочных игрушках – дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крохотными парашютистами. В 1937 году была даже выпущена серия елочных шариков с изображением членов Политбюро и портретами вождей революции – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В конце 30-х годов появились герои детской литературы. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тему. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. В 1935 – 1940 годах появились ватные игрушки «в память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» - животные, фрукты, овощи. Появились ватные Дед Мороз и Снегурочка. (Приложение 1, рис.5.)

Россия во время Великой отечественной войны (1941г. – 1945г.)

Во время Великой Отечественной войны в фронтовые годы елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабричные игрушки выпускались в ограниченном количестве, но елку украшали обязательно – этот обряд напоминал о мирной жизни и предавал сил надеяться на скорую победу. «Военные елки» украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». (Приложение1, рис..)

Советская Россия (1950г. – 1990г.)

После войны елочные игрушки снова стали мирными.

В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.

В начале 50-х годов, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много стеклянных игрушек в виде фруктов, ягод и овощей. С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек – «малюток». Ими украшали маленькую настольную елку. Это было очень удобно, потому что большинство людей того времени жили в коммуналках. В 50-х годах появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и стекляруса. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положение «без пяти двенадцать».

В СССР 1950-60 годах в ассортименте елочных изделий ватные игрушки занимали одно из первых мест. Благодаря своему яркому цвету, разнообразию форм и легкости. Деды Морозы из ваты и папье-маше относились к подставочным фигурам. Подставочными они назывались потому, что укреплялись на деревянной подставке и устанавливались обычно под елкой.

Начало 60-ых годов - период наивысшего расцвета советской промышленности, он отразился и на производстве елочных украшений. Игрушки этих лет отличаются разнообразием сюжетов, очень популярны фигурки сказочных персонажей на прищепке: Айболит, Дед Мороз и Снегурочка, Чиполино, различные звери: белочки, медведи, зайцы совы, цыплята. После полета Гагарина в космос в 1961 году на елках появились космонавты, спутники Земли. В 60-е годы в эпоху правления Хрущева преобладали игрушки на сельскохозяйственную тему, часто встречалась в ёлочных игрушках царица полей - кукуруза. В 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.

В 1965 году производство елочных игрушек поставлено на поток. В моде минимализм, все максимально упростилось. Исчезла скульптурность фигурок, росписи на игрушках стали простыми. Активно используется в производстве елочных игрушек поролон, пластмасса.

В 1970-80 годы, во времена правления Брежнева, ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало меньше. Игрушки стали более абстрактными. В эти годы стал популярен «дождик» из фольги и пушистая разноцветная мишура.

Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской ёлки» - богатое, сверкающее убранство, отражающие политическую и культурную жизнь страны сюжетные игрушки плюс красная пятиконечная звезда на макушке. (Приложение1, рис.7.)

Постсоветская Россия

В 1990 годы появились елочные шары с изображением животных – символов наступающего года, т.к. с 1980-го года страну завоевала мода на всевозможные гороскопы. Популярно течение – искусственные елки ненатуральных оттенков – белого, синего, красного и т.д. и украшение шарами одного цвета и размера. В 1990-е годы была модной западная традиция, украшать елки шарами двух цветов, сочетающимися между собой, например, красный – золотой, синий – серебряный, а также завязывать на ветвях парчовые банты и никакой мишуры и «дождя». Правда, эта мода недолго увлекала наших соотечественников и вскоре домашние елки вернулись к традиционному виду: как можно больше украшений, чтобы зелёной хвои на дереве не было видно. В 90-е годы рынок заполнили западные и китайские ёлочные игрушки – появились всевозможные шары, сердечки, Санта-Клаусы, постепенно вытесняющие нашего Деда Мороза. (Приложение1, рис.8.)

Современная Россия, XXI век

С начала 2000-х годов стали популярны оригинальные «самодельные» игрушки – своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани. А мода на советские ретро игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей и старинных комодов.

Новинки 2005 года, елочные украшения из акрила – пластика высокого качества, имеющего свойство отражать даже самые мельчайшие детали фигурки. Акриловые игрушки своим видом напоминают изделия из венецианского стекла.

Каждый год дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … ёлочных игрушек. Сегодня в дизайне ёлочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинками русской зимы, а также государственной символикой. На новогодних ярмарках присутствует также большое количество разнообразных ёлочных украшений китайского производства. Тем временем европейцы производят более разнообразные елочные игрушки – из проволок и цепочек, из всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайэток, стразов, даже драгоценных металлов и камней.

Все течет, все меняется и подчас елка уже сама по себе считается украшением праздника: она может быть с листьями вместо иголок, с блестящими ветками, сделанная из страусинных перьев, сложенная из значков на стене, составленная из книжных полок подход. Что же касается современных елочных украшений, то каждый год появляются новые тенденции: технодерево – елка украшенная компакт дисками; елка в стиле кантри, украшенная пряничными домиками с глазурью, печеньем в виде снеговиков и настоящими шишками, фруктовые елки, конфетные елки и т.д. Каждую зиму дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … елочных игрушек. (Приложение1, рис.9.)

III. Практическая часть

Изготовление игрушек для ёлки из подручного материала

В наши дни сохранилась традиция изготовления игрушек своими руками. Это очень увлекательное и интересное занятие. В настоящее время в России проводятся всевозможные конкурсы на лучшую новогоднюю игрушку, сделанную своими руками. Приступая к работе по созданию новогодней игрушки, ознакомилась с историей новогодней игрушки во всем мире. Красота игрушек доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная игрушка выражает стремление ее носителя, воспитывает возможность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.

Для изготовления игрушек нам понадобятся: электролампочка, акварельные краски и гуашь, водоэмульсионная краска и кисточки, картон, ножницы, клей, пряжа, цветочки, бантики.

Последовательность изготовления новогодней игрушки представлено в таблице «Технологическая карта». (Приложение 2)

Мы узнали, что новогодняя игрушка это не только элемент зимнего праздника, но и часть истории нашей страны и всего мира. С начала елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветке рядом с фруктами, сладостями и орехами. Но позже стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Появились стеклянные игрушки самые разнообразные, их внешний вид менялся с годами, и они становились все более доступными для большинства жителей нашей страны.

Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими во всем мире и в нашей стране. В ней отражались многие исторические события того времени и достижения человечества того времени: освоение космоса, юбилеи писателей, продовольственный кризис, война и т.д. Сейчас же игрушки делают из разного материала: из проволоки, металла, стекла, пластика, перьев, засушенных фруктов и пряных специй. А так же в 2000-х годах появились игрушки с изображением животного – символа наступающего года.

Мы узнали много нового и интересного о новогодних игрушках и можем поделиться своими знаниями с другими. В следующем году на нашей ёлочке появится новая игрушка, выполненная мною. Какая же замечательная она получилась! (Приложение 3.) Мне очень понравилось изготавливать свои игрушки. Это интересно и увлекательно. Можно сделать красивый подарок своими руками к Новому году. Я надеюсь, что мои одноклассники тоже захотят изготовить такие игрушки. В дальнейшем, мы сможем дарить их друг другу, участвовать в конкурсах и выставках. Ёлочная игрушка является и предметом искусства, в ней кроется какая-то волшебная красота, которая не может оставить равнодушным никого. Талантливые руки русских мастеров всегда умели творить чудеса. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, елочные игрушки готовы, ёлка украшена, и мы с нетерпением ждем жюри, когда оценят нашу работу. (Приложение 4)

А самое главное, я получила подтверждение тому, что осуществление мечты, дело наших собственных рук. А впереди у меня новые мечты, изготовления разных видов игрушек из другого подручного материала. Меняется дизайн новогодней игрушки, а традиция – наряжать ёлку остается!

Список литературы

Анисонян М. Как новый год к нам пришел. Природа и человек (Свет). — 2005. — № 12.

Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка. Наука и жизнь. — 2003. — № 12

Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Книга 1. — М. : Художественная литература, 1998.

Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002,Русская ёлка.-

Овешкова Ф.И., Данилевсий В.Г. Производство елочных украшений из ваты. М., КОИЗ, тип. "Гудок, 1950 г., 104 с

Сальникова А. «История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку».- Издательство «Новое литературное производство». М.;. -2010 г.

Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка. Наука и жизнь. — 2003. — № 12

Читайте также: