Глиняные игрушки 19 века

Обновлено: 30.04.2024

Они имеют внешнее сходство, просты и незатейливы, поэтому я собрал их в одной публикации. Именно эти игрушки, на мой взгляд, сохранили большую часть первобытного, элементов, приемов ранней человеческой истории.

4. Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.

Гончары работали в районе Каргополя еще в XI–XIII веках. Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом - раствором жидкой глины с примесью извести. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке , обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника.

Изменялась со временем и техника обработки поверхности ( ангоб, обварка, полива ), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды.

Обварка - технология, когда вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами.

Полива - технология создания глазури. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали . В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой . Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами . Сохраняя традиционные формы, современные мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали , щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин . Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах (Тянитолкай). Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый , а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.

В 30-е гг. 20 века гончарный промысел в районе Каргополя сошел на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) из деревни Гринево.

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977 гг.), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.

В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» . Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево.

Очень подробно о Каргопольской игрушке здесь.

5. Кожлянская (Курская) игрушка

Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.

Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов и стал быстро исчезать. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство. Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».

Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку.

Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры: «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.

Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов.

Коллекция народного гончарства Сергиево-Посадского музея представляет большой интерес своим разнообразием традиционных изделий XIX – XX века. Она сформировалась за время многолетних научных экспедиций сотрудников музея и представлена в музее многими регионами: Витебским, Владимирским, Вологодским, Вятским, Калужским, Нижегородским, Новгородским, Петербургским, Псковским, Рязанским, Смоленским, Тверским, Ярославским, Московской областью. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Для посуды XIX века использовалась обычная красная глина, повсеместно распространенная, значительно меньше – серая и синяя, и наиболее редко встречающаяся – белая.

Особого мастерства в изготовлении требовали крупные архаичные по формам изделия: горлачи для зерна, корчаги для пива, кубы для браги, сосуды для воды, называемые «медяниками», глубокие горшки «растворники», «опарники», «блинницы» для теста, разные горшки для приготовления пищи, кубышки для льняного масла, тазы для мытья, глубокие миски и чаши для еды, блюда и сковородки. В разных областях изготавливались и всевозможные сосуды с рыльцами: кувшины для пива и кваса, «дойники», «носушки», «подаяшки» для растопленного масла, широкие и довольно низкие кисельные «латки», подвесные рукомойники с одним или двумя рыльцами. Разнообразны предметы небольших размеров: молочные кринки, так называемые, «мурашки», «кубаны», «махотки», формы для холодца «розвалки», «студеницы», сдвоенные горшки с крышками – «двоешки», в которых носили щи и кашу в поле, кашники – для приготовления каши, различные свистульки.

Некоторые изделия имели специальное назначение. Небольшие горшочки для кутьи – «рукоятки» – использовались в течение сорока дней для поминальных обрядов. Маленькие кадильницы с ладаном – «кацеи» – ставились в головах покойника. Кадиленками окуривались животные в первый день выгона скота. В ритуальных кувшинчиках в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. В большом количестве употреблялись горшки во время свадебного ритуала, они разбивались в знак целомудрия невесты.

В разных районах вырабатывались свои локальные особенности и своеобразные приемы, несмотря на несомненное влияние Москвы, главного керамического центра русского государства с XV столетия. Удивительны по своей совершенной пластике изделия, докрасна прокаленные, с красочными поливами. Но особенно красивы черные сосуды, отливающие различными оттенками цвета. Во многих районах сохраняется высокое мастерство изготовления красноглиняных сосудов. В наиболее крупных по форме предметах ярко выявляется неповторимая красота материала. В этих сосудах, будто пронизанных огнем, единство утилитарного и художественного достигает своего полного совершенства.

Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, составляют отпечатки в виде ямочек, нанесенных заостренной палочкой, зубчатым колесиком, зубьями гребенки, штампом. Свободным росчерком палочки по мягкой сырой глине наводились волнистые узоры, завитки, елочки, косые насечки, ломаные в виде зубчиков линии.

Лаконичный орнамент из графических линий и ритмически повторяющихся лунок создавал необычайное единство с простой выразительной формой. В гончарном производстве XIX века значительно реже применялся примитивный и весьма трудоемкий способ украшения предметов лощением. Перед обжигом округлой галькой наносились простые поперечные, вертикальные и ломаные узкие полосы. Блестящие, глубоких темных тонов, они красиво выделялись на обожженной матовой поверхности.

Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась вырабатываемая почти повсеместно «муравленая» посуда, называвшаяся гончарами «обливной». Покрывалась она легкоплавкими свинцовыми глазурями, так называемыми поливами. Желтый цвет, наиболее распространенный, получали кз окиси железа или свинца, красивые глубокие коричневые и фиолетовые тона — из марганца, а самые необычные и разнообразные зеленые цвета давала окись меди.

Особенно широко использовался сурик для излюбленных красновато-коричневых полив. Одноцветная глазурь наносилась на необожженный черепок, изредка для его грунтовки употреблялось предварительное ангобное покрытие посуды тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц). Обычно предметы окунались в раствор с поливой или же обливались этим составом, реже они обмазывались кистью. Глазури обладали большими художественными качествами. Неповторимое своеобразие придавала поливным изделиям неравномерная окраска предмета, то густая и темная, то светлая с разными тональными оттенками. В собрании музея преобладают одноцветные простые узоры из волнистых или ломаных линий, колец, горошин, розеток, стилизованных веток.

К концу XIX века наблюдается спад художественного уровня народной керамики. Конкуренция с фабричными промышленными изделиями вызвала значительное изменение ассортимента в гончарном производстве. Появляются чуждые для глиняных изделий формы, подражающие металлическим и фарфоровым предметам. Такие изделия вырабатывались в большом количестве в селе Богородском и широко сбывались по всему Поволжью, вплоть до Астрахани.

В некоторых наиболее утилитарных предметах отразились запросы жителей степных районов Волги и Каспия. Более дешевые глиняные изделия воспроизводили восточную медную посуду. Это ведерки для молока с крышкой и длинногорлые кувшины с уплощенным туловом. В 1920–1930-е годы в большом количестве изготовлялись предметы повседневного обихода: чайники, кружки, банки, жаровни для рыбы в виде глубоких лотков, «мясницы» для мяса, фляги, керосинницы и многое другое. В разных по форме, величине, объему и назначению простых предметах крестьянского обихода прослеживаются глубокие традиции народного искусства.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике собрана большая коллекция народной глиняной игрушки: дымковской, каргопольской, городецкой, жбанниковской, филимоновской, орловской, скопинской и др. Можно считать, что это одна из лучших коллекций в России. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. Многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Игрушками их называли и называют поныне условно, по традиции.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, – таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и более позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного было в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

В указателе Вятского кустарного отдела, опубликованном в конце 1890-х годов, мы впервые встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чье творчество стало широко известно. Самые ранние игрушки Мезриной, известные по музейным собраниям – дамы, барыни под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, няня с детьми, водоноска. Их отличают тонкослойность глины, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в цветовых сочетаниях раскраска. Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам Алексея Ивановича Деньшина (1893 – 1948), художника, популяризатора и руководителя дымковского промысла в 1930-х годах, конец 1910-х – 1930-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной.
Художник по образованию, уроженец Вятки, А.И. Деньшин большую часть своей жизни отдал изучению и популяризации дымковской игрушки. Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, воспоминания о дымковских мастерицах, отдельные статьи в журналах и газетах – все это является тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки. Сейчас книги А.И. Деньшина являются раритетом. Первое издание вышло в 1917 году в Москве. Своео бразная книжка тиражом всего в триста экземпляров включает рисованный текст и пятьдесят таблиц с изображением игрушек, каждое из которых было раскрашено А.И. Деньшиным от руки по отлитографированному контуру. В 1926 году уже в родной Вятке Деньшин выпускает новое издание своей книги, в котором текст уже не рисованный, а наборный, но рисунки выполнены, как и раньше, от руки. Это издание дополнено и переработано. В нем впервые появляется очерк об Анне Афанасьевне Мезриной. В нем уже совершенно уверенно говорится о глиняной игрушке, как об одной из лучших ветвей народного искусства. Наконец, в 1 929 году в Москве выходит новая книга с рисунками А.И. Деньшина и текстом А. В. Бакушинского. Здесь рисунки исполнены уже литографским способом. Непреходящую ценность работ А. И. Деньшина составляют многочисленные факты жизни и творчества дымковских мастериц, основные сюжеты и названия игрушек, которые он старался зафиксировать как можно точнее.

В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. Яркая страница истории дымковской игрушки 1930 – 1940-х годов связана с творчеством Елизаветы Александровны Кошкиной (1871 – 1953) и Елизаветы Ивановны Пенкиной (1882 – 1948). Обе они потомственные мастерицы, но каждая обладала своим творческим почерком. Елизавета Александровна Кошкина, как все дымковские дети, с восьми лет лепила и красила игрушки. Но лишь с 1934 года можно проследить ее творческий путь. У Кошкиной совершенно особая авторская манера, ее игрушки не спутаешь с другими. Устойчивые приемы лепки и росписи, не менявшиеся с 1943 года до конца жизни, были усвоены и ее дочерью, З.Ф. Безденежных, которая также с 1934 года постоянно помогала матери сначала только красить игрушки, а с 1942 года - и лепить. Разнообразием сюжетов Кошкина уступала А.А. Мезриной. В 1937 году упоминается коллекция игрушек Е.А. Кошкиной из сорока разновидностей. Среди них есть традиционные темы и новые композиции, созданные ей самой или перефразированные с работ других мастериц и существовавших образцов. Самыми традиционными сюжетами были барыни, няньки – кормилицы и водоноски. Кошкина создала свой собственный типаж, выражавший своего рода эталон женской красоты. Ее дамы всегда статны, горделивы и величавы. В них есть свой нрав и характер. Женские персонажи у Кошкиной одеты празднично и нарядно. Даже водоноска с ведрами на коромысле в клетчатой юбке, кофте в талию, с серьгами и рядами бус не выглядит буднично. В окраске мастерица чередует яркие пятна – синие, малиновые, желтые, зеленые. Чаще они соединялись по контрасту. Раскраска сочеталась с росписью по белому фону, активному в общем цветовом решении. Юбки и передники, как правило, украшает орнамент из кружков, горошин и колец в самых различных комбинациях размеров и цвета, а иногда это обычная клетка наподобие крестьянской пестряди. Орнамент подчеркивает гладко окрашенные детали.

Младшей современницей Е.А. Кошкиной была Елизавета Ивановна Пенкина. С семи лет она помогала матери, училась делать свистульки: уточек, петушков, гусей, баранов. В молодые годы Пенкина перебрала много профессий, но в 1935 году вновь обратилась к глиняной игрушке. Игрушек Е. И. Пенкиной в музейных собраниях немало. В отличие от работ Е.А. Кошкиной произведения Е.И. Пенкиной не столь однородны. Дореволюционных игрушек ее мы не знаем. Крайние даты известных нам произведений - 1935-1946 годы. Таким образом, творческий путь мастерицы занимает немногим более десятилетия. Почерк Е.И. Пенкиной, вероятно, сложился еще в дореволюционные годы. Но определенную эволюцию ее творчества можно наметить, тем более, что ее работы более всего несут на себе печать времени, поисков нового, а подчас и отступлений от канонов местного искусства. Для ранних работ 1930-х годов Е.И. Пенкиной характерна раскраска с преобладанием темных тонов – темно-зеленой, черной, коричневой, с редким добавлением фуксина и желтого. Фигурки приземисты и коротконоги – это характерная особенность многих работ мастерицы. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Е.И. Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов.

Игрушки Пенкиной, сделанные, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с двумя мастерицами – Е.И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л.Н. Никулиной (1906-1961). Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина – единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И.Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики. В 1930-е годы она начала помогать Е.И. Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей мастерице почти совсем отказало ей, уже сама красила все её изделия.

При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сесты Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е. И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.

В 1943 году на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве коллектив дымковских мастериц - Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс получил первую премию «За образцы творческих работ». В 1944 году Екатерина Иосифовна Косс принята в члены Союза Художников СССР. Новый этап в творчестве самой Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет лепке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных персонажей.

Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам XIX века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.

При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сестры Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е.И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.

К аргопольская игрушка. 1930-е – 1970-е годы.

К самой многочисленной группе среди собрания глиняной игрушки СПМЗ относится коллекция каргопольской игрушки. Её основу составляют работы мастеров из д. Гринево Каргопольского района Архангельской области: Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых, их однофамильцев Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых с дочерью Любовью, Анастасии Евдокимовны Бархатовой, М. И. Вороновой, Н. Я. Замятиной, А.В. Бабкина – всего 362 предмета, выполненные осенью - зимой 1936 - 37 годов. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. Она получила название по месту своего возникновения в деревнях близ старинного города Каргополя Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния). В 1930-е годы в стране шла работа по восстановлению многих очагов традиционного народного творчества, которая коснулась и Каргополья. В это время открылись широкие возможности для развития творческих индивидуальностей народных мастеров. Таким талантливым самородком, по существу, создавшим каргопольскую игрушку, был в те годы Иван Васильевич Дружинин (1887-1949), потомственный гончар из деревни Гринёво. Его роль для промысла трудно переоценить. Именно благодаря ему и его супруге Екатерине Андреевне (1899-1978), которая расписывала вылепленные мужем формы, нам известна каргопольская игрушка с раскраской, то есть «классическая каргопольская». Именно такими образцами располагают сегодня крупнейшие музеи страны и собрания частных коллекционеров. Работы И.В. и Е.А. Дружининых являются одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Как и в игрушках других районов, мы встречаем здесь изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; сюда же относятся также некоторые варианты женских фигур.

Игрушка И.В. Дружинина отмечается особым обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценки довольно сложны по композиции. К примеру, собака, п одстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. Ни один музей не обладает таким богатым жанровым материалом, необычным по сюжетам и характеру образов. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек.
В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Бабкина. Роспись ее игрушек лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела: голова и руки; большими цветовыми пятнами – одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Фигуркам животных белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках – большие красные круги и косые кресты. В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже – акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Читайте также: