Игрушки из винила своими руками

Обновлено: 13.05.2024

Очень часто от коллекционеров мануфактурной виниловой куклы, а также от мастеров кукол реборн можно услышать вопрос о том, как же все-таки появляются на свет виниловые части для кукол? Запекаются ли они или отливаются? А иногда от реборнистов можно услышать, что винил, к примеру, плохо окрашивается, потому что при его отливке якобы использовались ядовитые средства, призванные облегчить извлечение частей из форм. Именно такие заблуждения говорят о необходимости пролить, наконец, чуть больше света на "магическое" виниловое производство. Чем мы сейчас безотлагательно и займемся!

Процесс создания каждой виниловой части начинается, как вы знаете, с оригинальной модели, например, кукольной головки, смоделированной автором. Из какого материала она выполнена, решает сам художник. В последнее время популярными стали такие материалы, как запекаемые в духовке массы для моделирования (моделен, цернит и т.д.). Но многие авторы моделируют и в глине.

Затем первоначальную авторскую модель специально обученный скульптор повторяет в воске, то есть создает точную ее копию. Воск - пластичный материал сине-зеленого цвета, который обладает свойствами, необходимыми в дальнейшем процессе изготовления виниловых частей. Но об этом чуть позже. Пока еще мастер в точности воссоздает работу художника, вставляя в восковую головку глаза из металличсеких шариков и устраняя неровности и шероховатости поверхности. Зачастую автор работает рука об руку с копировальщиком, подправляя детали по своему вкусу.

Коллекционные и авторские куклы

Копия кукольной ножки в воске (слева) и оригинал (справа)


Когда восковая копия готова и отполирована, начинается собственно процесс создания формы для отливки будущих виниловых частей при помощи гальванотехники. На восковую копию медленно наносится тончайший слой проводящего электричество металла. После этого ее помещают в гальваническую ванну с электролитом, то есть с раствором свободно плавающих в нем ионов (электрически заряженных частиц) металла (как правило, меди или никеля). Эти ионы притягиваются к заряженной поверхности восковой модели, погруженной в ванну, и образуют на ней постепенно утолщающийся металлический слой. Через 10-14 дней восковой слепок, покрытый прочным слоем металла, вынимают из электролита. И вот теперь становится понятным, почему копию изготавливают именно из воска! Нагретый воск с легкостью и без остатка удаляется из гальванической формы, которую потом шлифуют изнутри, приделывают крышечку и удобную ручку.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Гальванические ванны с электролитом, в которых "купаются" одновременно сразу несколько будущих форм

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Только новенькие гальванические формы выглядят такими чистеньники и блестящими


Создание гальванической формы - дело непростое и недешевое. Случается, что некачественные формы лопаются в печи. Бывает также, что из неудачной формы сложно извлекать готовые виниловые части и они рвутся. Кроме того, гальваническую ванну не поставишь в ванной комнате. Это серьезное (и небезопасное) химическое производство с большим количеством всевозможных тонкостей, несоблюдение которых может привести к разрушению трудов нескольких недель. Поэтому и стоимость у такой работы соответствующая. Одна гальваническая форма стоит 500-600 евро вне зависимости от размера: форма для 30-сантиметровой куколки не будет дешевле формы для куколки ростом 80 см.

Коллекционные и авторские куклы

А это уже формы, бывшие в употреблении


К слову, создать идеальную гальваническую форму невозможно. Разумеется, каждую новую форму тщательно шлифуют изнутри струей песка. Но, тем не менее, иногда можно увидеть на куколке необычную маленькую вмятинку или что-то отдаленно похожее на царапину. Причем эта "особенность" будет повторяться у всех без исключения куколок, отлитых в данной форме.

Готовая и "обкатанная" гальваническая форма служит не один год. Виниловые части запекаются в ней, как в формах для выпечки, в специальной печи или, как говорят, "желируются", то есть застывают. В течение нескольких минут при температуре 230-250 градусов Цельсия гальванические формы, наполненные виниловой массой, медленно вращаются вокруг двух осей. При этом происходит необратимый процесс, при котором жидкий поливинилхлорид (пластисоль) застывает и становится твердым. Пластисоль - это физическая смесь из порошкообразного термопластического полимера, размягчителя и других добавок.

Коллекционные и авторские куклы

Емкости с поливинилхлоридной пастой (пластисолом) разного оттенка


A propos размягчители. Эти химические вещества широко применяются в производстве пластмассы, красок, лаков, резины и клея, чтобы придать им мягкость, гибкость, гладкость, эластичность и, одним словом, удобство в целевом использовании. Однако в качестве размягчителя в химической промышленности часто используются фталаты, которые известны своим вредным воздействием на здоровье человека. Доказано, что эти вещества способны вызывать бесплодие у мужчин, т.к. в своем действии они схожи с некоторыми гормонами и негативно влияют на развитие мальчиков. Кроме того, фталаты "подозревают" в провоцировании диабета.

Использование в детских игрушках и куклах размягчителей с фталатами на территории Европейского Союза запрещено. Хотя те же фталаты обнаруживаются, например, в лаках, которыми покрывают цветные карандаши. А всем известно, как часто дети их грызут. Но, к сожалению, адекватного заменителя для фталата до сих пор не существует, поэтому химической промышленности не так легко найти ему замену.

В производстве виниловых кукольных частей размягчитель необходим для того, чтобы обеспечить эластичность материала и облегчить изъятие из гальванических форм. Особенно актуально это для маленьких куколок с тоненькими пальчиками. Но куклы в Европе, как коллекционные, так и игровые, создаются без фталатов, поэтому коллекционеры и родители могут быть спокойны!

Коллекционные и авторские куклы

Но вернемся к нашим формам. Их укрепляют на круглой металлической пластине с отверстиями и с помощью пистолета-дозатора наполняют поливинилхлоридной пастой. Дозатор отмеряет строго определенное количество пасты, тем самым обеспечивая одинаковую толщину виниловых частей у будущих кукол. После заполнения каждой формы, установленной на пластине, их закрывают, завинчивая крышечки, и пластина направляется в печь. Температура, медленное вращение и гравитация заставляют пластисол медленно распределятся по внутренней стенке каждой формы. Спустя несколько минут поливинилхлорид начинает загустевать. И точно так же, как и при выпекании пирога, из жидкого теста получается твердая масса. Но по-настоящему твердым наш "пирог" становится только после того, как немного остынет. Именно поэтому сразу после запекания вся пластина с формами проходит шоковое погружение в холодную воду. После этой процедуры виниловые части становятся достаточно прочными для того, чтобы их можно было извлечь из формы.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Так как виниловые детали частично приклеиваются к стенкам формы, часто требуется внешняя помощь, чтобы их оттуда вытащить, уцепившись за край. Таким образом, большинство виниловых частей рождаются на свет наложением щипцов. После этого виниловые заготовки должны окончательно остыть. Потом их проверяют на наличие дефектов и отсылают автору, который заказал их. Ну а дальше начинается другой магический процесс, результатом которого уже становится готовая куколка. Но это уже совсем иная история!

Дэн Казаков

Их называют Art Toys, Urban Vinyl, Designer Toys, Vinyl Toys, в России они известны как дизайнерские игрушки (виниловые игрушки). Они совместили в себе искусство и индустрию игрушек. Это авторские фигурки от известных и не очень известных дизайнеров, созданные из винила и дополнительных материалов. Характеры, образы и аксессуары, которыми они наделены, отражают все субкультурные, нелегальные, клубные, музыкальные и другие современные движения. Хотя есть среди них и добрые монстры или выдуманные персонажи.
Они мало кого оставляют равнодушными. Поистине красивые и забавные, удивительно точно и полно заключающие в себе образ современности или художественной идеи. Сама выбранная форма - кукла, мини-фигурка - позволяет каждой творческой идее ожить, потому что любая такая игрушка - это прежде всего образ какого-то живого существа. Сейчас виниловые игрушки известены по всему миру. А началось все в Китае и Японии…

На рубеже тысячелетий один китайский художник, Майкл Лау (Michael Lau), открыл новую дверь в искусство: через игрушки. Он делал их своими руками и дарил всем своим друзьям и близким. А потом, однажды, решил показать и все остальным людям, посмотреть, понравится ли это им. Первая его серия называлась The Gardeners. Это были фигурки высотой около 30 сантиметров, из винила, по образу и подобию напоминавшие уличную молодежь, нелегалов, его друзей, клубных модников. The Gardeners стали мощной альтернативой Кену и Барби, так сказать «Городская смесь пупсиков и фигурок из Киндер Сюрприза», только гораздо более художественные и самобытные. Ведь каждая игрушка сделана вручную и является произведением искусства.

Инициатива Лау была подхвачена Японией, а сейчас авторские игрушки, отражающие самобытный мир художника, или современный образ жизни, или милых ужастиков, или бесформенных существ, распространились по всему миру: в Америке, Англии и, с недавних пор в России. К примеру В 2005 году Сергей Сафонов создал проект Луноход-1 и занимался им до августа 2010 года. В основном по этому проекту его и знают. Из Лунохода-1 появилось несколько проектов, которые он продолжает вести до сих пор, это Rotocasted.com, выставочные проекты Стыковка, Character Expo и серию встреч коллекционеров и любителей — Toy Talk. Так же в мае 2006 года, в Москве Игорь Поносов, совместно с "Urban Vinyl" и галлерей современного искусства "М’АРС", провели выставку “Urban animals”, идея которой заключалась в том, чтобы предоставить возможность русским райтерам и иллюстраторам создать свой уникальный дизайн для одного из виниловых восьмидюймовых персонажей, а также показать лучшие работы зарубежных художников.

Увлечённые коллекционеры собирают специализированные журналы об этих игрушках (Clutter, Garden, TM Magazine…), принты (постеры, открытки) и авторские работы hand made. Благодаря появлению urban toys, любители редких игрушек радостно пополнили свои коллекции новыми экземплярами, более высокого уровня, и поэтому вызывающими больше уважения в лице общества; а ценители искусства получили возможность искать новые средства на новых уровнях, а не плесневеть в старых, изученных вдоль и поперек формах. И все еще только начинается: люди, которые создают эти фигурки, только-только открыли эту дверь, и сейчас мы видим самые свежие идеи в искусстве виниловых игрушек.

Дэн Казаков

Оля, можно подержать его под горячей водой и после этого вытащить руки из тела. А в остальном всё должно без проблем вытаскиваться, сломаться они не могут, лишь материал может слегка вдавиться во внутрь, но так как фигурка полая то ни чего страшного.

Дэн Казаков

Ольга Реут

DELETED

Оххх ничего себе тут технологии до того как наткнулся на данную тему и группу за пару дней до того решил сделать своего персоонажа соответственно ни очём таком и представить не мог,сделал рисунок в своём стиле ,слепил из полимерной глины персоонажа вот стоит остывает!Остаеться немного зашкурить и разрисовать!

Дэн Казаков

Ilya Klimkin

Ilya Klimkin

Дэн Казаков

Ilya, фольгу из запеченной болванки уже ни как не достать, если конечно не прибегать к её порче. Стыковать части можно по разному,
либо просто отверстие под пэг как у Munny, либо полностью суставы, магниты и т.п.. Но это при условии что нужна именно подвижность у будущей фигурки, плюс тут будет играть роль и материал, можно сделать опять же как у Munny своего рода замки на пэгах, так как материал немного мягкий и позволяет им зайти внутрь.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дизайнерские игрушки из винила. Мастер-классы, встреча единомышленников.

Приглашаем всех тех, кто неравнодушен к дизайнерским игрушкам из винила, и тех, кто хотел бы узнать больше об этом, относительно новом, течении на серию встреч и мастер-классов.
На них вы научитесь разработке персонажей, производству и декорированию с использованием разных стилей, технологий и техник.

Приносите любимых персонажей из своих коллекций, мы попробуем снять стоп-моушн мультик с их участием.

2. Как придумать и нарисовать персонаж и его историю согласно законам жанра.
Немного модной графики, комиксов и много фантазии.
Мастер-класс в режиме видеоконференции.
Анализ самых популярных образов.
300 руб.

3. Способы изготовления мастер-модели - лепка, прототипирование.
Лепка:
-создание пространственного шаблона,
- изготовление каркаса,
- лепка из термопластика,
- обжиг и доводка.
1000 р. включая материалы. Вы сможете сделать свою игрушку, она может стать подарком, талисманом и вашим первым шагом в качестве дизайнера игрушек!
Прототипирование:
- разработка 3d модели
- построение по видам, плоскостям.
- основные виды построений.
- особенности модели в с учетом технологий литья.

3. Производство виниловых игрушек в домашних условиях (мастер-класс):
- подготовка модели
- проектирование и изготовление литьевой формы
- материалы для литья и их свойства. Отливка игрушки.
- чистовая обработка отливок.
1000 р. включая материалы. В результате мастеркласса вы превратитесь в производителя игрушек.

4. Декорирование игрушек. Мастер-класс.
- создание характера,
- приемы росписи,
- долепка элементов,
- гравировка.

Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)

В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.

Ну что ж, приступим!

Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 1

Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 2

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 3

Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 4

С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 5

Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 6

Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 7

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 8

Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 9

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 10

Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 11

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 12

Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 13

Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 14

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 15

Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 16

Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 17

Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 18

Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.

Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 19

Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 20

Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 21

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 22

Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 23

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 24

Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 25

Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 26

Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 27

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 28

Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 29

Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 30

Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 31

В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 32

Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 33

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 34

Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 35

С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 36

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 37

В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 38

Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 39

В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)

Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!

Читайте также: