Игрушки с хохломской росписью

Обновлено: 11.05.2024

Наша страна богата не только землями и полезными ископаемыми. С полным правом можно утверждать, что одной из красивейших черт нашей родины стали русские народные промыслы, удивительные и прекрасные. Каждый из них имеет свою историю, свой путь становления, свой аутентичный лик. Одним из них стала Хохлома. Деревянные вещички, расписанные ягодно-цветочным рисунком по золотистому фону, словно олицетворяют собой непростую историю Российского государства. Приятные глазу, словно дышащие уютом, разрисованные яркими красками изделия просты и понятны. Но за этой внешней простотой скрывается кропотливая работа над каждой вещью, на создание каждой из которых требуется более пятидесяти дней и сверх тридцати пяти циклов обработки. Так и наша русская культура зарождалась, выживала и развивалась среди множества внешних и внутренних неурядиц, в итоге заняв высокую нишу на мировой арене.

Православная церковь — мать русского изобразительного искусства

Преподнося в подарок иностранному гостю хохломской сувенир, нельзя обойтись без истории промысла, вышедшего из лона церкви, как и почти все виды искусств и ремесел в России, оживавшей после монголо-татарского владычества. Степной завоеватель фактически обескровил культурную составляющую, угнав в полон весь цвет нации. И лишь из монастырских стен по всем просторам нашей необъятной родины вновь распространились грамота, ремёсла, изобразительное искусство. Действительно, умение наносить на специально обработанное дерево металлический порошок, который при обжиге давал необыкновенной красоты золотистый цвет, пришло в Хохлому из иконописи, как и навыки нанесения рисунка с последующим покрытием изображения закрепляющим составом.

Широка страна — Хохлома

В магазине русских сувениров «Лавка подарков» хохломские изделия весьма разнообразны. Здесь можно увидеть расписные декоративные тарелки и самовары, тематические копилки, матрешек и наборы для специй, штофы, футляры для алкоголя, ковши и братины, детскую мебель. Идя в ногу со временем, Хохлома располагает так же расписными флешками-матрёшками, компьютерными «мышами», клавиатурами и даже бейсбольными битами. Салон сувениров «Лавка подарков» в течение многих лет сотрудничает с лучшими отечественными мастерами, ремесленниками, художниками, поскольку только качественная продукция гарантирует чистоту деловой репутации.

Matreshka

Старинный русский промысел, отсчитывающий свою историю с 17 века, зародился в Нижегородской губернии. Дух и традиции народа, мощное художественное начало умельцев-волжан передает и хохломская игрушка. О том, как она появилась, чем отличается от игрушек других направлений, наконец, как самому расписать хохломскую матрешку, читайте далее.

История

Как возникла хохломская роспись, доподлинно сказать нельзя. Но с максимальной точностью специалисты могли установить, что случилось это в 17 столетии, что связано зарождение творческого направления может быть со старообрядцами, прятавшимися от гонений в заволжских лесах. Хохломой же называлось село, ставшее главным торговым центром региона, туда свозили продукцию на реализацию. Так и закрепилось название села за одним из самых красивых промыслов России.

Matreshka

Отличительные особенности направления – золотой цвет, который делает расписное изделие настоящей роскошью. Хохломскую посуду поставляли даже на царский двор, потому ошибочно думать, что занимались ее изготовлением поголовно все жители региона. Это были настоящие умельцы, мастера, подражать которым было непросто. Спрос имела не только посуда и утварь, но и игрушка. Традиционные узоры и цвета стали покрывать фигурки животных и людей.

Достоинства хохломской игрушки

Мастера-игрушечники брали для работы подходящие породы дерева – липу, осину, березу. Из инструментов пользовались топором, ножом да долотом. Каждая такая игрушка – целый мир для малыша, который получает ее в руки. Приоритетные красный, черный и золотой цвета играли на солнце, переливались, рождали интересные фантазии в голове ребенка. Игрушки хохломы всегда нарядные, яркие, привлекательные. Они используются и непосредственно для игры, но могут быть и привлекательным интерьерным элементом.

Matreshka

Семеновское предприятие «Хохломская роспись» предлагает современному покупателю уже новые игрушки, описание которых можно найти в каталоге на их сайте. Традиционен спрос на матрешки, они различаются и по декоративному оформлению, и по размеру, и по количеству кукол в комплекте. Изготавливаются сегодня в широком ассортименте и красочные новогодние хохломские игрушки: от простых копилок до больших наборов с несколькими героями.

Хохломская матрешка

У русской матрешки – японские корни. Мудрец Фукурама с несколькими фигурками внутри, привезенный с острова Хонсю, вдохновил русских умельцев на создание отечественной адаптации. Появилась матрешка в 19 веке, а в 1900 году она завоевала медаль на Всемирной выставке в Париже. По эскизам С. Малютина в Сергиевом Посаде сделали первую матрешку, и промысел этот быстро распространился по России, так как местные мастера уже умели вытачивать предметы, вкладывающиеся друг в друга (пасхальные яйца, например).

Matreshka

Особенности матрешки из Хохломы (или как ее правильно называть, семеновскую матрешку):

  • красный, черный и золотой цвет доминируют в ее росписи;
  • желтый, зеленый и коричневый цвета помогают передать точность рисунка;
  • растительный орнамент стилизованный, но достаточно подробный, детализированный;
  • выглядит такая игрушка более нарядной, чем Вятская, например.

Но если вы сами решили нарисовать эскиз и перенести его на деревянную заготовку, которая должна стать хохломской матрешкой, начинайте с простого. Ажурная хохлома – умение, которому требуется последовательное развитие.

Как расписать хохломой матрешку?

В токарном цехе делают заготовки, которые иногда можно найти в магазинах для творчества. Семеновские мастера делают роспись в три этапа, и на каждом этапе работает свой художник.

Для работы вам понадобятся:

  • деревянная заготовка;
  • краска: анилиновые, акриловые или на водной основе – гуашь будет найти проще всего;
  • кисти беличьи разных размеров (у каждого мастера свои предпочтения, но № 2 самый ходовой);
  • лак для покрытия – акриловый, например;
  • карандаш для нанесения контуров;
  • вода для смачивания кисти;
  • палитра.

Хохломская роспись – матрешка поэтапно:

1. Прогрунтуйте матрешку с использованием клея на воде и крахмале, грунтуйте деревянную заготовку широкой кистью.

2. На деревянную заготовку вам нужно перенести рисунок – нарисовать личико, черты лица, руки и крупные элементы узора. Этот этап не всем удается сразу: нужна строгая симметрия, четкость линий. Потому вначале на заготовке можно отметить точки, по которым вы будете сверять симметрию.

Matreshka

3. Начинающим следует брать максимально простые эскизы, без детализации, чтобы работа не остановилась еще на этапе карандашного наброска. Но если вы приобрели набор для творчества, где все уже готово к росписи, то необходимый карандашный набросок уже будет нанесен на заготовку.

4. Когда вы с этим справились, пора брать в руки краски. Желтым цветом, аккуратными мазками закрашивайте платочек. Желтый платок традиционен для семеновских матрешек.

Matreshka

5. Далее переходите к росписи сарафана. Возьмите красную краску, ровными, неспешными мазками закрашивайте сарафан. Ручная работа требует усидчивости, потому не спешите сделать все быстрее.

Matreshka

6. Донышко закрашивать не нужно, фрагмент остается «пустым», дабы можно было увидеть структуру дерева. Не закрашивается и передник, так как цветочный узор рисуется сразу по деревянному основанию.

7. Рукава прокрашиваются белой краской, так наряд матрешки получится более праздничным, торжественным.

Matreshka

8. Приступайте к оформлению передника. Узор выбирайте любой, кому-то больше нравится выписывать розы, кому-то – ромашки. Цветок рисуется дугообразными движениями (двойным мазком). Для большей красоты добавьте бутоны по краям от центрального цветка.

Matreshka

9. Теперь к цветкам следует подвести зеленые листья. Прорисовывать листочки удобно тонкой кистью. Какими будут листья, зависит от ваших умений и навыков. Если они достаточные, то карандашного наброска не нужно, но если вы новичок – ориентируйтесь по наметке. Пустоты можно заполнить зелеными тонкими травинками.

Matreshka

10. Красным цветом для яркости матрешки легкими нажимами кисти можно обозначить ягодки.

11. Теперь можно выписывать личико. В основном для этого используется красный и черный цвет, глазки матрешке можно нарисовать голубые, яблочки на щечках – розовые. Волосы у игрушки разделены прямым пробором, чаще они темные.

Matreshka

12. Оцените работу – если цветовых включений больше не требуется, больших пустот нет, матрешку можно лакировать.

Мастер-класс по росписи матрешки вы также можете посмотреть в данном видео.

На создание такой матрешки много времени не уйдет. Даже новичок справится за пару часов, а то и быстрее. А дальше вы можете экспериментировать, например, расписывать лошадок или взяться за роспись ложек.

О том, как самостоятельно создать дымковскую игрушку, читайте в статье: «Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками».

Все это интересно и увлекательно. Помимо прекрасного результата вас ждет арт-терапия, которая поднимает настроение, уменьшает стресс и дает возможность отвлечься от суеты.

Хохломская роспись создана опытом многих поколений русских мастеров росписи по дереву. Удивительная по своей красочности и эмоциональности, она словно брызжет золотом и всполохами огня. Хохлома всегда и везде узнается нами мгновенно. Это свидетельствует о типичности ее мотивов и узоров.

Однако, при внимательном рассмотрении нетрудно заметить стилистическую неоднородность росписи. Она диктуется разнообразием технологического процесса и элементами, используемыми в росписи.

Хохлома – это уникальная технология золочения фона, бесконечные варианты орнаментальных композиций, неординарная стилизация цветов, листьев, птиц.

Вот, непринужденно изгибаясь, весело разбежались по золотому фону изделия стебельки с листочками разной величины. Они напоминают нам луговые травы. Порою в них гармонично вплетаются причудливой формы полевые цветы, крупные листья и плоды ягодных растений. Природа родной русской земли преподносится мастерами хохломской росписи райским уголком, где могут присутствовать также фантастические птицы или рыбы.

Виды росписи

Верховая роспись

Если рисунок наносится поверх золотого фона, то роспись называют "верховалом" (верховой росписью) в отличие от фоновала (фоновой росписи). Верховая роспись отличается обязательным наличием травной росписи.

Травная роспись

Основу травной композиции составляют крупные мазки с острым концом. Они наносятся мастером в первую очередь, отличаются плавностью и мягкостью линий, определяют ритм и характер узора. Крупные мазки воспринимаются листьями. Они дополняются и мелкими мазками, среди которых можно выделить капельки, травинки, осочки или составленные из них кустики.

Травка – основной элемент верхового письма. Она гармонично заполняет поверхность изделия, создавая причудливую ажурную композицию из разных по значению мазков, которые только на первый взгляд кажутся одинаковыми.

Однако, они различаются и по величине, и по характеру исполнения. Все мазки выполняются легким движениями, часто с нажимом и поворотами. Это дает возможность придать им большое разнообразие.

Техника травной росписи достаточно сложна, требует от исполнителя на этапе изучения внимательности и терпения. Зато, освоив роспись, исполнитель получает истинное наслаждение от работы.

Травную роспись иногда оживляют приписками. Это дополнительные элементы росписи в виде усиков, колосков, мелких цветочков. Приписки отличаются легкостью, изяществом и придают всей композиции большую выразительность. Травная роспись относится к самым древним видам росписи, выполняется в основном черным и красным цветом по золотому или черному фону.

Роспись «под листок» и «под ягодку»

Часто травная роспись дополняется крупными листьями ягодных растений, например, крыжовника. Такую роспись называют росписью «под листок».

Если в травную роспись включаются листья, ягоды и цветы, роспись называют росписью «под ягодку».

Это еще одна разновидность верховой хохломской росписи. Создавая неповторимые по своей красоте изделия, русские мастера черпали вдохновение из природы, окружавшей их.

Они изображали виноград, землянику, смородину, клюкву, крыжовник, цветы ромашки и колокольчики, находя лаконичные декоративные формы стилизации. Этот вид росписи отличается от «травной» росписи более крупным мазком, большей декоративностью.

Он богаче травной росписи в цветовом отношении. Кроме красного и черного цвета здесь используются оттенки зеленого, коричневого и желтого цветов. Травные узоры в таких росписях выполняются красным, зеленым, коричневым цветом.

Роспись «Пряник»

Как вид верховой росписи выделяют также «пряник» («рыжик»). «Пряник» целесообразнее рассматривать как геометрическую композицию, вписанную в квадрат или ромб. В центре композиции располагается символическое изображение солнца, которое вызывает ощущение кругового движения («большой рыжик»).

Символика верховой росписи

Буйство растительности, фантастическое совершенство и неповторимость образа природы в рисунках хохломских мастеров олицетворяют плодородную неиссякаемую силу Земли и то, что эта сила дает человеку: богатство, благополучие и счастье.

Цветовое решение хохломской росписи органично вписывается в традиционное представление русского народа о цвете.

  • Светоносная небесная сила символизируется золотом фона, словно омывающим узоры росписи.
  • Красный цвет киновари олицетворяет Солнце, Огонь, а значит, свет, тепло, жизнь.

Значение верховой росписи

Верховая хохломская роспись не только наиболее употребима для декорирования деревянных изделий, выполнение ее элементов способствует правильной постановке руки народного художника. Поэтому изучение и выполнение элементов хохломской росписи обязательно используется при обучении традиционной росписи по дереву.

Шкатулка деревянная для украшений Хохлома Красный цветок 24 х 12,5 см
Шкатулка деревянная для украшений Хохлома Красный цветок 24 х 12,5 см

Шкатулка Хохлома - подарок для женщины в русском стиле.

Если ищете традиционно русский ларец, которая был бы создан руками настоящих мастеров шкатулка под Хохлому идеальный выбор.

На первый взгляд расписные сундучки кажутся маленькими, но вы удивитесь, сколько сокровищ может вместить одна небольшая шкатулка.

Хохломская роспись старинная техника декорирования, она передается из поколение в поколение, бережно хранится.

Особенности хохломских шкатулок:

  • Можно использовать для украшений или хранения ценных бумаг, денег
  • Основа всегда делается из лучшего, качественного дерева
  • Внутри шкатулка отделана бархатной тканью
  • Роспись наносится в традиционном стиле, покрывается лаком

Покупая шкатулку Вы приобретаете колоритную сокровищницу. Хохломские художники уделяют огромное внимание технике декорирования. При нанесении хохломского узора на поверхность шкатулки используется специальный алюминиевый порошок, который после обжига под слоем лака, приобретает характерный золотистый оттенок.

Именно благодаря этой технологии, золотые листики и цветочки кажутся сияющими и полупрозрачными. Узор Хохломы восхищает переливами, шкатулку хочется открыть, взять в руки.

В чем преимущество шкатулок с орнаментом Хохлома?

  • Полностью ручная работа, каждая форма деревянной шкатулки Хохлома создается вручную
  • Отражают характер и стиль народного промысла
  • Шкатулки с хохломской росписью дешевле, чем палехские или федоскинские
  • Яркий, знаменитый узор из ягод и цветов

Так как роспись создается вручную, среди хохломских шкатулок не встречается одинаковых экземпляров. Есть ларцы и сундучки со схожими узорами, но детали и нюансы будут отличаться.

Деревянная основа – очень прочная, надежная, как и декор. Поэтому шкатулки будут служить Вам долго и радовать Вас колоритным орнаментом под Хохлому в течение многих лет.



Словом «хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Существует два основных типа росписи: «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. При этом заволжские мастера не используют в работе золото. Они вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.

Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы.

Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.

В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».

Читайте также: