Исследовательская работа игрушки своими руками

Обновлено: 25.04.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обоснование возникшей проблемы

У меня много готовых покупных игрушек. Однажды утром мне захотелось что-нибудь сделать своими руками и я взяла ткани, которые были и сшила зайчика. Моя игрушка получилась красивой и смешной.

Так как мягкие игрушки в моде очень давно и стоят очень дорого, сделать ее самой гораздо выгоднее и лучше. А сейчас самый лучший подарок – мягкая игрушка.

Актуальность Мягкие игрушки всегда актуальны, они нравятся не только детям, но и взрослым. У каждого в жизни была, а может и есть в настоящее время своя любимая игрушка. С ней он рос и взрослел. Мягкие игрушки позволяют вернуться в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Порой из рук мастера выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук ее изготовителя.Цель работы:изготовить мягкую игрушку своими руками. Задачи:- Исследование мягкой игрушки: а) история возникновения мягкой игрушкиб) для чего она нужнав) какая от нее польза Гипотеза:Я думаю, что именно мягкая игрушка положительно влияет на нас – детей. Играет ребенок с мягкими игрушками или не играет, во многом зависит от темперамента и характера. Бывает так, что маленькому ребенку бывает сложно самому организовать ролевую игру. Тут необходимо участие взрослого. В детском саду воспитателя, а дома кого-то из родителей, бабушек и дедушек. Вот тут и приходят на помощь наши маленькие мягкие друзья. Объект исследования: мягкая игрушка.

Методы исследования:

- анкетирование среди одноклассников;

- фотографирование мягких игрушек;

Глава 1. История развития игрушек.

Искусство изготовления игрушек – это один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забавная игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена. Когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.

Различные игрушки, найденные в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата.

Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно Х-ХV вв. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X-XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV-XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудошников.

Глава 2. История возникновения мягких игрушек.

История мягкой игрушки началась в 70-е годы 19 века в Германии. Многие женские журналы в то время начали печатать выкройки и советы по собственноручному изготовлению мягких игрушек. В 1879 г жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных игрушек в виде зверей в качестве подарка для своих племянников на Рождество. Игрушки безумно понравились соседям, и вскоре у Маргарет Штайфф уже было много заказов на изготовление игрушек. Отец молодой рукодельницы открыл небольшую мастерскую, в которой Маргарет и ее сестры изготавливали мягкие игрушки. Уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». Именно там в конце 20-го века «родилась» игрушка, которая впоследствии стала любимой во многих странах мира. Это плюшевый мишка.

Глава 3. Мои исследования.

Свое исследование я начала с опроса одноклассников. Им были заданы следующие вопросы:

«В какие игрушки вы играете дома?». Из 27 одноклассников в куклы играют 5 человек, машинками – 8 человек и в мягкие игрушки- 14человек.

«Для чего нужна нам мягкая игрушка?». Она нужна нам, чтобы с ней спать и играть, не скучать, любить ее и чтоб было весело.

«Какая польза от мягкой игрушки?». Мягкая игрушка - самый верный друг, который не скажет «Я не дружу с тобой!», она развивает нашу фантазию.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

- мои одноклассники любят играть в мягкие игрушки;

- мягкие игрушки можно сделать своими руками и подарить;

- о мягкой игрушке можно заботиться и играть как с настоящим питомцем.

Мягкие игрушки не оказывают вреда здоровью, помогают развивать фантазию. Взяв игрушку с собой, ребёнку будет легче в незнакомой обстановке. С мягкой игрушкой ребенок учится воспринимать живой мир и проявлять любовь к животным.

Глава 4. Изготовление мягкой игрушки

Для того, чтобы сшить мягкую игрушку необходимо подобрать нужную ткань. Мама помогла мне найти выкройку. Дальше я раскроила ткань, все элементы аккуратно сшила. Далее надо мягкую игрушку вывернуть и набить ненужными лоскутиками или ватой. И вот в ваших руках красота, которую вы сами создали!

При работе со швейной иглой и ножницами надо соблюдать правила техники безопасности:

- Хранить иголки и булавки в игольнице.

- Не брать иголки, булавки в рот, не вкалывать

- Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.

- Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.

- Не размахивать ножницами.

- Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.

Выявление основных требований к изделию

Моя игрушка должна быть:

Красиво и качественно изготовлена;

Из мягкой ткани;

С низкой себестоимостью.

Экономическое обоснование

Ткань – 225 рублей,

Хлопчатобумажные лоскутки – имелись в наличии.

Нитки, иголки – имелись в наличии.

Пуговицы – 30 рублей.

Итого 255 рублей, а в магазине мягкая игрушка стоит 500 рублей. Выгодно шить своими руками.

Заключение.

Работая над темой исследования, для себя я открыла много нового и интересного. Узнала, что игрушки появились очень давно. По качеству они бывают абсолютно разные. Я получила огромное удовольствие от изготовления игрушки своими руками, а мама была в восторге от такого подарка! Если вы хотите дарить радость себе и другим, я могу предложить вам несколько выкроек самых простых игрушек. Шейте игрушки, дарите их близким! Ведь самый лучший подарок, это тот, который сделан своими руками.

Литература.

1. Аркин Е.А. Из истории игрушки// Дошкольное воспитание, 1995, № 3.

2. Батурин Е. Игрушки в семье// Дошкольное воспитание, 1974, № 9.

3. Городкова Т. В., Нагибина М. И. – «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки» - 2001.

4. Петухова В. И., Савельева Л. М., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка» - 1995.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. /Авт. Сост. Н.Г. Юрина. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Исследовательская работа на тему: Игрушка своими руками

Русские народные куклы ………………………………………………………стр.5

Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребёнка: ум, физические и нравственные качества. Игра, игрушка – это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели.

С помощью игр и игрушек дети моделируют самые разные жизненные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», ибо они изображают взрослых, «примеривая на себя» далёкий от их повседневной жизни образ.

Наверное, сколько на Земле существуют дети, столько же и существуют игрушки.

Мы учимся во втором классе, но у нас много игрушек, и мы продолжаем с ними играть.

Нам стало интересно узнать, а какие же отношения с игрушками у наших ровесников в нашей школе, и мы решили провести исследование на эту тему.

Актуальность: Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Игрушки – это вещи, радующие как детей, так и взрослых.

Гипотеза: Игрушки нужны только маленьким детям, а школьников они отвлекают от учёбы.

Цель: выяснить, какую роль играют игрушки и игры в жизни учащихся нашей школы.

· узнать некоторые сведения из истории игрушки;

· исследовать и проанализировать отношение учащихся нашей школы к игрушкам;

· выяснить каким играм отдают предпочтение мои ровесники;

· узнать у родственников- какими игрушками они играли;

· придумать и изготовить собственную игрушку.

История игрушки

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени.
Название дымковских игрушек восходит к названию села Дымково. Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи.
Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т.д. оценивалось взрослыми. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии – её вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребёнку ангелов-хранителей и добрых духов.
Постепенно игрушки становились все более разнообразными – детишки играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрёшками, перчаточными куклами, фигурками зверей и птиц, кубиками, деревянными машинками и корабликами.
Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно очень легко заблудиться.

Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. Детские игрушки»

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем-то - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Игорщик, игровщик, игральщик - играющий, кто тешится, забавляется чем-либо, участвует в игре. Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка.»

На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник», уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.

Русские народные куклы

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей. Считалось, что если дети много и усердно играют с куклами – в семье будет лад и достаток. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские куклы. Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы. Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» - маленького «зайчика на пальчик». Была и русская народная игрушка для детей – птичка. Также для игр обычно изготавливали кукол-закруток, причем вместе с девочками. Традиционные народные куклы были в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.

Традиционная народная кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда… Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками. По обычаю обрядовых русских кукол изготавливали женщины, так как с древнейших времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей домашнего очага и народных традиций. Таких кукол изготавливали по строгим правилам, без использования иголок и ниток. Обычно обрядовых народных кукол делали для определенного ритуала, и поэтому когда они выполняли свое предназначение их сжигали (Масленица, Коляда), топили (Купавка), закапывали в землю (Лихоманки, Кострома, Кукушечка) или отдавали играть детям.

Традиционные русские куклы были основными участниками семейно-бытовых обрядов: рождение, свадьба, болезнь, смерть. Для каждого момента жизни делались традиционные народные куклы, которые хранились определенное время, а некоторые даже на протяжении всей жизни. Лицо у традиционных русских кукол не изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не сможет причинить живому человеку какое-либо зло. В то время как по древнейшим представлениям, если у куклы будет лицо, то кукла как бы оживет, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому такая безликая кукла служила оберегом.

В бытовой жизни русского народа существовало множество различных обережных кукол. Уже за две недели до рождения ребенка будущая мать изготавливала традиционную куклу-оберег Куватку и помещала ее в колыбель, чтобы кукла согрела ее. После обряда крещения куклу «Куватку» вешали над кроваткой, чтобы она отгоняла всякие злые силы, оберегала ребенка. Для защиты от болезней делали тринадцать маленьких куколок «Лихоманок» - по другому «сестер-трясовиц». Этих традиционных куколок расставляли на печке около трубы. А над входной дверью в дом помещали куклу Берегиню и считали, что она защищает дом от злого духа и сглаза. Так что эта народная кукла была своеобразной хранительницей семейного очага. Также есть традиционная русская обережная кукла Пеленашка. Спеленатую куклу клали младенцу в колыбель, где она была до его крещения, чтобы сбить с толку злых духов и принимать на себя все напасти. Чтобы был в доме достаток делали традиционную куклу Зернушку или по-другому Крупеничку. В основе этой народной куклы мешочек с зерном или крупой, что символизировало сытую и богатую жизнь. В каждом доме постоянно в красном углу стояла традиционная русская кукла столбушка Плодородие. В каждой губернии изготавливали свою куклу Столбушку, обычно она по месту изготовления и называлась: Владимирская Стобушка, Московка, Курская Столбушка и т. д. Часто к телу основной куклы-матери пояском привязывали несколько деток Пеленашек. Считалось, что большое количество деток ведет к процветанию рода и достатку в доме. Такую народную русскую куклу часто дарили молодоженам с пожеланиями процветания. Для свадебного обряда изготавливалась пара традиционных свадебных кукол – Неразлучников. Это две куклы-куватки – кукла Невеста и кукла Жених. Своеобразная особенность этих кукол заключалась в том, что они имели одну руку, как символ объединения для совместной общей жизни «и в горе и в радости». После свадьбы куклы Неразлучники висели на видном месте, и когда в семье рождался ребенок, кукол раздвигали и между ними подвешивали маленькую куколку из ниток. Так что, глядя на Неразлучников можно было сразу понять, сколько в семье детей.

У каждой хозяйки в доме была интересная кукла помощница Десятиручка. Традиционная народная кукла Десятиручка имеет много-много рук, чтобы все успевать, тогда в доме всегда будет порядок и достаток. Такую народную русскую куклу часто дарили на свадьбу, как своеобразную помощницу для домашних дел. Для невесты на прощанье мать делала специальную куклу Утешительницу, по-другому Зольную куклу. Основа куклы наполнялась углями из домашнего очага, это было символом того, что девушка уносит с собой кусочек родного дома. Эта традиционная народная кукла помогала освоиться и привыкнуть на новом месте, а иногда даже становилась советчицей и утешительницей.

Интересную народную двойную композицию изготавливали для свадебного застолья. Для свадебного пирога делали на березовой веточке с развилкой парную куклу Мировое дерево. На веточку прикрепляют куклу Невесту и куклу Жениха, что является символом единства. После свадьбы Мировое дерево также хранилось на почетном месте рядом с другими обережными куклами.

Для себя и подарков изготавливалось много традиционных народных кукол. Они имели разные предназначения. Например, куклу Масленицу дарили семейным парам, чтобы в доме не было ссор, и жизнь текла как по маслу. Эта народная русская кукла является символом семейного достатка и благополучия. Также делались традиционные обережные куклы Счастье. Они дарились с пожеланием счастья и удачи. Для богатой и успешной жизни делали таких традиционных кукол, как Крупеничка, Богатство, Успешница, Десятиручка. А вот для радости и веселья изготавливали куклу Колокольчик. Эта русская народная куколка – оберег хорошего настроения. Даря куклу Колокольчик, желают получать только добрые вести и быть всегда в хорошем настроении.

Конечно, вышеперечисленными куклами не исчерпывается огромный пласт этой традиционной русской культуры – изготовления народных кукол. Радует, что в последнее время, все больше людей начинает интересоваться традиционными русскими куклами, технологиями их изготовления. Русские народные куклы по-настоящему красивы и своеобразны. Простые и ясные, они делаются с присущим русскому народному творчеству духом свободы и безупречным чувством целого. Два-три цветовых пятна, минимум деталей и … получается не просто кукла – это целый образ. Кроме того народная кукла является замечательным средством эстетического воспитания детей.

Современные игрушки

Современные игрушки позволяют полноценно развиваться и расти детям, а взрослые со своей стороны делают всё возможное, чтобы не отказать ребёнку ни в чём. Сегодняшний ассортимент игрушек просто поражает. Давно позади то время тряпичных мячей и соломенных кукол, деревянных чурочек и лошадок. Сегодня основная масса родителей предпочитает покупать для своего ребёнка Барби, технологические машинки на управлении и современные конструкторы, не задумываясь о том, что ребёнок, у которого в шкафу живёт штук тридцать разноплановых Барби, с удовольствием играет на природе природным материалом.

Игрушечное изобилие – иначе и не назовёшь современный мир, в котором растут наши дети. Стоит только взглянуть на ассортимент какого-нибудь магазина игрушек, это – игрушки для самых маленьких, для девочек и мальчиков, интерактивные и электрифицированные игрушки, роботы-трансформеры и куклы, игрушки для активного отдыха и настольные игры. Всё это яркое, поющее, почти живое. Производители игрушек постоянно следят за новинками кинематографа и мультипликации, и почти все герои и персонажи, которыми увлекаются современные дети, находят своё воплощение в образе игрушек.

Несомненным достоинством является натуральность и естественность современных игрушек, что характеризуется точностью воплощения образа, который воплотившись в мягкую игрушку, внешне обладает характеристиками одушевлённого существа. Дети верят, что их игрушки живые и возможности современного производства лишь лишний раз подтверждают это.

Что касается недостатков современных игрушек, то некоторая пропаганда насилия, которую несут игрушки, изображающие оружие, маски монстров, военизированные игры - это влияние сегодняшнего мира, с повседневным насилием в новостях, фильмах и даже мультфильмах. В этой ситуации лично родители должны решать, какие игрушки покупать своим детям, не забывая о том, что с одной стороны излишество вредно, а с другой, что ребёнку рано или поздно придётся столкнуться с действительностью .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Игрушки своими руками»

Я учусь в 1 классе.

У каждого ребёнка дома, наверняка, есть много игрушек. Но сегодня я хочу рассказать об игрушках, которые вяжет моя сестра.

Ведь мягкие игрушки в моде очень давно и стоят они дорого, сделать

ее своими руками гораздо выгоднее и лучше. А сейчас самый лучший подарок – это мягкая игрушка.

Мягкие игрушки всегда актуальны, они нравятся не только детям, но и взрослым. У каждого в жизни была, а может и есть в настоящее время своя

любимая игрушка. Мягкие игрушки позволяют вернуться в мир своего детства. Возможно, по этой причине многие рукодельницы начинают изготавливать игрушки.

Цель работы: рассказать, как моя сестра изготавливает мягкие игрушки.

Задачи: изучить материалы, из которых создаются игрушки

исследовать процесс изготовления игрушки:

Я думаю, что именно мягкая игрушка положительно влияет на детей.

Объект исследования: мягкая игрушка.

Методы исследования: сбор информации, анкетирование одноклассников

фотографирование мягких игрушек.

Мягкая игрушка - это игрушка, созданная из ткани или пряжи и набивного материала. Игрушки вяжутся вручную или шьются на швейной машинке.

Моя сестра рукоделием увлекается с детства. Но из всех увлечений вязание осталось основным хобби до сих пор. Она придумывает и вяжет их сама. Сначала делает примерный рисунок, а потом начинает вязать. Для вязания её необходимы такие материалы, как крючок, пряжа, наполнитель, иголка, бусинки для глаз.

Далее она вяжет все части тела и сшивает их. В конце пришивает глазки и вышивает улыбку. Вот посмотрите на слайде.

Мне она связала пока только одну игрушку, и она моя самая любимая. Это большой плюшевый медведь Потапыч. Мы с ним вместе играем, иногда я с ним засыпаю.

Так же мягкая игрушка - это хороший друг, когда одиноко. Об игрушке можно заботиться и играть как с настоящим питомцем, она развивает фантазию.

Свое исследование я закончу опросом одноклассников и сделаю вывод.

Им были заданы такие вопросы:

1. «В какие игрушки вы играете дома?»

2. «Для чего нужна нам мягкая игрушка?».

3.«Какая польза от мягкой игрушки?».

По результатам опроса можно сделать такие выводы:

Большинство мальчиков играют в развивающие игрушки (конструктор, шашки, шахматы), ставят эксперименты, а девочки играют в куклы и так же ставят эксперименты. Спасибо за внимание!

Актуальность: Игрушка - специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства, учат познавать себя, общаться, исследовать окружающий мир. Ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает осмысливать представления ребёнка об окружающем мире. Игра и игрушка неотделимы друг от друга.
Игрушка должна вызвать желание в нее поиграть.

Таким образом, проблемой данной работы является исследование возможности играть игрушкой, сделанной своими руками.

Объект исследования - материал, из чего можно сделать игрушку.

Предмет исследования -игрушка , сделанная своими руками.

Цель исследования: изготовление игрушки из подручного материала.

Гипотеза исследования: игрушку можно сделать своими руками

-Вызвать интерес к созданию игрушки.

-Развивать мелкую моторику.

- Побуждать использовать игрушку, выполненную своими руками в игре.

-Развивать познавательную активность детей.

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей действительности, развивает ту или иную роль.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь ребенка. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Исконно для развития детей использовали игрушки.

«Игрушки – не балушки» - так говорит народная мудрость о назначении для развития маленького ребенка. В результате педагогических исследований, проведенных Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и др. было установлено, что игрушкампринадлежит особая роль в развитии детей. При этом игрушки должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Гигиенические требования представлены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПин 2.4.1.1249-03, разработанных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН при участии ряда институтов и кафедр медицинского профиля.

Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественного, эстетического развития детей. Поэтому, игрушкадолжна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей.

Признавая большое значение игрушек для развития малыша, взрослые культивируют их: создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Педагогические требования к игрушке

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста.

Особое требование к тематике, содержанию игрушки (что она отображает, от этого зависит характер игры, действия, чувства. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать малыша к разнообразным действиям в игре.

Оформление игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении. Гармоничное сочетание формы, конструкции, цвета.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровью малыша и отвечать ряду гигиенических требований.

Глава 2. Какие бывают игрушки.

Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки (изображающие людей, животных) ; транспортные средства; посуда, мебель и др. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Также к игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки – забавы , «веселые игрушки» , используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки зверей, людей. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитиекоординации движений (волчки, мячи, обручи) . Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, коньки ролики, скакалки) . А также коллективные игрушки (хоккей, баскетбол и т. д.) .

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Эти игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связанным с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят малыша в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки артистов, маски, для сюжетно-ролевой игры.

Глава 3. Изготовление машинки своими руками.

Материал: Рулоны из- под туалетной бумаги, самоклеющаяся бумага, пробки, зубочистки, шило, клеевой пистолет.

Игрушку можно купить в магазине, а можно и сделать своими руками. Мы сделали машинки из рулонов бумаги. У нее крутятся колеса, и она может ехать по дороге. Наша гипотеза подтверлдилась.

1. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Программа «От рождения до школ»;





Роль самодельных игрушек в жизни детей


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При выборе темы проекта я остановилась на мягких игрушках, потому что игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра: взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку, украшают наш быт и радуют наш глаз. В далёкие времена, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или семьями. Моя тема актуальна и в настоящее время, конечно, сейчас игрушки можно купить в любом магазине, но и можно сделать её своими руками. Но: во–первых, собственноручно сшитая игрушка обойдётся мне на много дешевле чем купленная; во–вторых, мои родственники увидят моё творчество; третье, занятия рукоделием развивать творческие способности детей; в четвёртых, умение шить избавляет от проблемы, что подарить своим близким, друзьям на праздник.

Объект исследования: мягкая игрушка.

Предмет исследования: традиции изготовления игрушки в семье.

Цель исследования: знакомство с появлением мягких игрушек,развить на своём примере у учащихся любовь к швейному творчеству, показать красоту игрушки и её применение в современном интерьере, формирование любви к своему творчеству и изготовлению изделий своими руками.

Задачи исследования:

Познакомить детей с мягкими игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением.

Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству, мягким игрушкам.

Изготовить игрушку «Волшебный мотылёк» своими руками и показать правила и технику ее изготовления.

Методы исследования: анализ, анкетирование.

Практическая значимость исследовательской работы. Заключается в том, что занятия творчества развивают у детей терпение, трудолюбие, старание и эстетический вкус. Совместное творчество объединяет родителей и детей, можно совместно придумать игрушку для интерьера дома, подарка своим близким и друзьям. Так же эти знания могут применяться на уроках технологии.

Гипотеза: игрушка, сделанная своими руками, развивает творческие способности ребёнка, в них чувствуется человеческая душа и тепло – то, чего так не хватает нашему механизированному миру.

Глава 1. Теоретическая часть

История появления игрушек

У всех в детстве были любые игрушки. И конечно же особо любимыми были мягкие игрушки. У кого – то это был плюшевый медвежонок, у кого – то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек? Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные археологами [1. С. 42].

Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек – трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики [4. С. 15].

В Древней Греции и Древнем Риме новорожденным дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели [5. С. 152].

Впервые они появились в XIX веке. Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Поражает мастерство скульпторов каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных [3. С. 67].

В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки и возник бум на плюшевых медведей [10. С. 25].

Мягкая игрушка популярна и в XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются покемонами, барби, черепашками – ниндзя и другими кумирами детства. Но все равно самой любимой игрушкой остается потрепанный плюшевый мишка, который возможно, достался в наследство от старшего брата или сестры или даже от родителей [2. С. 17].

Игрушка всегда сопутствовала человеку. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины [6. С. 43].

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки [7. С. 48].

Рис. 1 – Игрушки в Древней Руси

Иногда игрушки придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. [8. С. 69]. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов – гудошников [9. С. 8]. Традиции настоящего искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Этапы изготовления игрушки

Швейное дело в нашей семье передаётся из поколения в поколения! Моя прабабушка шила на всё село платья, постельное бельё и много других изделий! До сих пор у нас дома остались в сундуке её выкройки!

Так же с моей бабулей мы на каникулах вместе делаем выкройки и шьем различные вещи для куколок, я люблю зашивать всегда дома вещи которые порвались.

Рис.2 – Изготовление игрушек с бабушкой дома

Перед созданием каждой игрушки, важно представить, как она будет выглядеть. Если это персонаж мультфильма или сказочный герой можно распечатать его изображение, чтобы он был рядом, смотреть на него время от времени, читать про героя истории, или включить мультфильм во время изготовления, это нужно для того, чтобы можно было передать в игрушке характер персонажа.

Правила поэтапного создания игрушки. Я выбрала сшить для проекта игрушку, которую назвала «Волшебный мотылёк».

Первое, что я сделала, это нарисовала его на бумаге. После этого нарисовала отдельно каждую его деталь и после перенесла на ткань. Раньше я делала это вручную, но после того, когда мне купили свою швейную машинку, этот процесс стал намного легче и быстрее.

Рис. 3 – Построение и выполнение выкройки, на ткань перенести все детали по выкройкам

Рис. 4 – Сшить все изделия

Вывернуть изделие, наполнить части синтепоном, аккуратно зашить швы, и аккуратно соединить все детали.

Рис. 5 – Наполнение игрушки специальным наполнителем

Рис. 6 – Окончательная отделка изделия

Игрушка была украшена бантиком на голове и шее. Лицо я вышивала нитками, а щёчки подкрашивала специальными карандашами. Каждый, кто захочет изготовить такую игрушку, может украсить её по – своему. Игрушка всегда станет ярким цветовым пятном в интерьере комнаты.

На рынке и в магазинах продаются мягкие игрушки, как правило «китайского» производства. Ассортимент их не очень разнообразен, да и качество оставляет желать лучшего. Кроме этого, нас очень часто не устраивает их дизайн и цена. Изготовленная мною игрушка получится яркой. Многие мои игрушки стали прекрасным дополнением интерьера комнат дома у моих бабушек и подружек.

Одна из таких куколок была сшита мною ранее, я назвала её «Эльфик» эта игрушка стала украшением в доме возле часов на моей кровати, теперь я засыпаю и всегда на нее смотрю.

Рис. 7 – Кукла Эльф

Ещё одна куколка «Пьеро» стала украшением дома и побывала на выставке Музея изобразительных искусств в города Оренбурга.

Рис. 8 – Кукла Пьеро

Важной частью изготовления выкройки – это рисование, я всегда рисую игрушки и те, которые мне очень нравятся я делаю из них сшитых куколок (приложение 1, 2,5).

Рисование помогает при создании игрушки, потому что нужно ровно и правильно рисовать выкройки и ровно делать шов.

Рис.8 – Символ 2018– 2019 нового года сшитые специально для новогодней ёлки

Рис.9 – Игрушки украшения школьной формы

Некоторые мои игрушки приняли участие в различных конкурсах и выставках (приложение 3).

Рис.10 – Участие в городских и областных выставках

Игрушка, прошедшая через твои руки, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой ты трудишься, вкладываешь в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога тебе.

2.2. Анкетирование учеников 4 «Б» класса

Так как игрушка занимает в моей жизни очень важное место (приложение 6), мне захотелось узнать в своём классе, во что любят играть мои одноклассники в свободное время и любят ли? Мы с руководителем составили вопросы, и было проведено анкетирование 25 человек из класса, где я учусь. Результаты показали:

Вопрос любишь ли ты играть в игрушки?

Да, очень люблю ответили 20 человек

Нет не люблю играть в игрушки ответили – 5 учащихся.

На вопрос в какие игрушки ты любишь играть? Можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Знаешь ли ты, в какие игрушки играли твои родители?

Да – ответили 8 учащихся и основное количество это мальчики, ответили, что мамы играли в куклы, папы в деревянные игрушки пистолеты, лук со стрелами.

Нет, не знают – ответили 17 человек.

В результате работы над проектом я могу сказать, что справилась с поставленной передо мной задачей. Благодаря проекту я узнала, как появилась игрушка, и теперь имею представление об её создании и эволюции. Узнала о тех игрушках, в которые любят играть мои одноклассники. Так же подтвердилась наша гипотеза, что многие из них хотели бы самостоятельно сделать мягкую игрушку и очень любят в них играть. Благодаря изготовлению игрушки школьники могут меньше играть в телефонах. После анкетирования многие мои одноклассники захотели узнать в какие игрушки играли их мамы и папы, бабушки и дедушки и рассказывали об этом. Некоторые одноклассники, записались на мастер-классы по изготовлению игрушки, в городе сейчас их много проводят в различных детских студиях.

После проведённой мною работы я могу сказать уверенно, что игрушка, сделанная своими руками, радует глаз, поднимает настроение и экономически выгодна. Правильно подобранная ткань очень важна для будущей игрушки. При шитье нужно обязательно соблюдать меры безопасности! Я научилась делать различные новые швы при создании игрушки «Мотылёк». Если же мягкая игрушка изготовлена своими руками, играть ей вдвойне интересней. А сколько можно создать персонажей! И животных, и героев мультфильмов, сказок, и различных чудных эльфиков и инопланетян, и даже кукол. Можно разыграть с ними интересные сценки или поставить целые спектакли.

Работа над проектом раскрыла новые подробности об игрушках. Теперь я не только сама знаю много интересного о мягких игрушках, но и могу поделиться своими знаниями с одноклассниками, подружками. Мягкую игрушку можно не только купить, получить в подарок, но и сшить самому, создать уникального героя, такой будет только у вас. Можно разыгрывать сценки и тематические спектакли.

Практические рекомендации

Фантазии полет и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живет в веках!

Занятия творчеством не считали пустой забавой ни в русских семьях, ни в семьях других народов. Наоборот, оно всячески поощрялось: различные игрушки шили мамы для своих детей с большой любовью и старанием. Они вовлекали в этот процесс своих детей, стремясь привить у них терпение, трудолюбие, старание; развить эстетический вкус.

Мягкая игрушка, сделанная своими руками – это не только увлекательное и интересное занятие для всей семьи, это всегда положительные эмоции и великолепное настроение по окончании работы!

Мягкая игрушка, созданная своими руками дороже, ближе, любимее!

Советую всем попробовать сшить свою мягкую игрушку!

Список использованной литературы

Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. – 2019. – №3. – 815с.

Ганзикова Г.С. История игрушек / Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова // Мир библиографии. – 2000. – С. 17.

Дремлюга В.Н., Лапицкая С.А. Народные игры и игрушки как средство нравственно–патриотического воспитания старших дошкольников / В.Н. Дремлюга, С.А. Лапицкая // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 66–74.

Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М., 2018. – С. 13– 16.

Косарева В.Н. Народная культура и традиции. – Волгоград: Учитель, 2013.– С. 5 – 20.

Котова И.Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» – СПб.: Паритет, 2010. С. 42– 44.

Лаврова С.К. Русские игрушки, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: 2018. – С. 65– 67.

Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире Современная зарубежная психология / К.Н. Поливанова // Москва. – 2016. – Т.5. – №2.– С. 5– 10.

Хухлаева О.В., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. – М.: 2010. – С. 21– 28.

Приложение 1

Рисование кукол

Приложение 2

Создание куклы

Приложение 3

Участие в выстовках и конкурсах

Приложение 4

Игрушки в моей повседневной жизни

Приложение 5

Роль эскиза и швейной машинки, для получения красивой и аккуратной игрушки

Приложение 6

Шитье игрушек – это увлекательный процесс, который помогает школьнику найти новых друзей и узнать много интересного


Старт в науке

Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».

Читайте также: