Как работают игрушки на пульте управления

Обновлено: 25.04.2024

Устройство RC-модели в большой степени зависит от её масштаба и класса: большой внедорожник в размере 1:5 и шоссейная машинка в 1:16 обладают «немного» разной начинкой. В этой статье поговорим о том, что «под капотом» у самых популярных моделей: масштаб 1:8 или 1:10, двигатель электрический.

Шасси

Основа модели – её несущая конструкция – это шасси. Обычно это или «ванна» (платформа с высокими краями, которые увеличивают жёсткость конструкции) или «дека» - плоская платформа. В любом случае, именно шасси определяет класс модели и, в большой степени, её характеристики.

Например, в дрифтовых шасси слот для двигателя находится спереди – это облегчает контроль над заносом. Шасси для шоссейных гонок отличается очень низким клиренсом и соответствующим размещением комплектующих. Шасси под трофи – это вообще рамная конструкция. В общем, всё как в реальных автомобилях.

Подвеска

Фрикционные амортизаторы в бюджетных моделях, полноценные масляные в среднем и премиум-классе. На внедорожники и трофи часто ставят зависимую подвеску на пружинах или рессорах.

Трансмиссия

В этой части устройство радиоуправляемой машины не отличается от конструкции обычного автомобиля. На большинстве моделей стоит классический полный привод с двумя дифференциалами на осях (и, зачастую, межосевой дифференциал), привод ременный, карданный или зубчатое колесо.

Двигатель

На моделях в масштабе 1:8 и 1:10 обычно стоит бесколлекторный мотор: простой в эксплуатации и обслуживании, эффективный и мощный, он стал своеобразным стандартом отрасли. На маленькие и/или бюджетные модели ставят коллекторные моторы.

Тормоза

На электрических машинках используется торможение двигателем. Однако некоторые модели (как правило, это масштаб 1:5), ставятся обычные тормозные диски – два или четыре .

Колёса

Колёса rc машины

В большинстве случаев внутри шины RC-модели не воздух, а специальный пенный наполнитель с заданной жёсткостью. Жёсткость зависит от назначения модели – например, в дрифтовых карах вообще используются монолитные покрышки. Колёсные диски ставятся пластиковые, на внедорожниках и трофи популярны металлические (для других моделей они тяжеловаты).

Кузов

Как правило, производится из лексана: прозрачного и лёгкого пластика, хорошо амортизирующего удары. К шасси он крепится на специальные клипсы и, при необходимости, легко снимается.

Электроника

LiPo или NiMH аккумулятор, сервопривод и электронный регулятор хода (контролирует обороты двигателя). Ну и «навороты»: фары, неоновая подсветка, стоп-сигналы и т. д. На гоночные модели также ставятся транспондеры – датчики для электронного хронометража.

Радиоуправление

Внутри корпуса машинки размещается приёмник, получающий команды от пульта управления и передающий их сервоприводам и регулятору хода. Сам пульт обычно изготавливается в «пистолетном» форм-факторе: «курок» управляет разгоном и торможением, рулевое колесо отвечает за повороты. Передатчик и приёмник, как правило, работают на частоте 2.4 ГГц, аналоговый режим давно не используется.

Устройство радиоуправляемой машины с точки зрения пользователя

Если Вы покупаете Ready to Run модель – полностью собранную – Вам достаточно знать, как поставить на неё аккумулятор. Если собираетесь заняться самостоятельной сборкой машинки – из Kit или запчастей – придётся разобраться в предмете более глубоко. Но, в любом случае, чем лучше Вы знаете начинку своей модели, тем проще будет с её обслуживанием и, если вдруг понадобится, ремонтом.

Друзья мои! Сегодня я хочу рассказать вам о такой замечательной штуке, как радиоуправляемый автомобиль. Причем, рассказать не на примере китайской одноразовой поделки из АШАНа, а о настоящей МОДЕЛИ. В чем отличия? Да во всем. Во-первых, это заимствование принципов работы узлов и механизмов реального прототипа. Во-вторых, возможность настройки всевозможных характеристик в широких пределах. И наконец, возможность ремонта и тюнинга. Конечно, стоит такая "игрушка для взрослых" на порядок дороже игрушки обычной, но и уровень совершенно другой. Если хотите - это как скутер и спортбайк. Вроде, оба двухколесные транспортные средства, а разница, сами понимаете. Но к делу.

Сегодня у нас под прицелом - радиоуправляемый автомобиль класса шорт-курс LOSI Ten-SCTE.

Конечно, первое, что мы видим - это кузов. На большинстве р/у машин он сделан из ЛЕКСАНА. Это модельный (а значит, необоснованно дорогой) аналог обычного пластика, из которого делают бутылки. :) Подробно останавливаться на кузове смысла нет, скажу лишь, что он очень пластичен и легок - то, что нужно для ударов и переворотов, которыми живет гоночная модель.

Кузов - это хорошо и зачастую даже очень красиво. Однако, основа любого транспортного средства - конечно, его силовой каркас. В данном классе машинок его роль выполняет ДЕКА. дЕка - это, если хотите, несущая плита, на которую монтируются все остальные узлы и детали шасси. Что же мы на ней можем наблюдать. В первую очередь, это ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ с надетой на вал ведущей шестерней (ПИНЬЕНОМ), который крепится к мотораме. Моторама, в свою очередь, фиксирует сборку ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТРАНСМИССИИ, в которую входит СПУР (ведомая шестерня) и ДИФФЕРЕНЦИАЛ (если есть).

Дифференциал мы пока оставим в покое - просто запомним, что это набор шестеренок для передачи крутящего момента от двигателя. Мотор посредством системы шестерен передает вращение к центральной трансмиссии. Её же роль предельно проста - распределение крутящего момента к передней и задней оси. Передача осуществляется с помощью КАРДАННЫХ ВАЛОВ, или их аналогов (полуосей). Валы приводят в движение передней и задний дифференциалы. Так. Вроде же, были уже. Все верно. Но как центральный (межосевой) дифференциал распределяет момент между осями, также межколесные дифференциалы (один спереди и один сзади, соответственно) распределяет его уже непосредственно между парой своих колес. Через те же полуоси, что мы видели в центре, только покороче. Ах, да! Еще же и поворачивать желательно. А для этого есть система толкателей и штанг, называемых РУЛЕВОЙ ТРАПЕЦИЕЙ, которая связана с рулевыми тягами, непосредственно поворачивающими управляемые колеса.

Мотор создает крутящий момент, трансмиссия, включающая в себя дифференциалы и карданные валы с полуосями, передает всё это дело к колесам, машина едет и, когда надо, поворачивает. А как быть, если ездим мы по просторам родной страны, где направлений у нас куда больше, чем дорог? :) На кочках и ямах одними колесами, даже самыми мягкими, не ограничишься! И поэтому, любая авторадиомодель имеет систему подвесок колес, являющуюся практически точным аналогом таковой у настоящих машин. Состоит она из РЫЧАГОВ, АМОРТИЗАТОРОВ и ПРУЖИН, а также, у скоростных моделей, включает в себя СТАБИЛИЗАТОРЫ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. Все как у "больших", все серьезно. А для защиты от всевозможных дорожных коллизий машина оснащена БАМПЕРАМИ, которые конструктивно сделаны максимально пластичными и пружинящими - дабы гасить собой энергию ударов, оберегая от поломки все, что располагается на деке.

Машина едет, глотает неровности, рулит. Но как? Пульт-то у вас в руках, а машинка вон где - далеко на горизонте. Кэп нам сообщает, что т.к. это РАДИОУРАВЛЯЕМАЯ модель, то управление осуществляется по радиоканалу - т.е., пультом дистанционного управления. Он передает сигналы на ПРИЕМНИК, находящейся на машине. А тот, в свою очередь, дает команду РУЛЕВОЙ СЕРВОМАШИНКЕ на поворот колес (через рулевую трапецию - помните. ) в заданном вами направлении, и команду РЕГУЛЯТОРУ ХОДА замедлить или увеличить (или вовсе реверсировать) скорость вращения двигателя.

В целом - очень в целом! - всё. :) Мы разобрали с вами самые базовые принципы работы одного из самых распространенных типов радиоуправляемых автомобильных шасси. Другие классы автомобилей имеют свои нюансы и конструктивные особенности, но общие моменты и логика взаимодействия узлов всегда одинакова. Надеюсь, вам было не скучно!

Как устроены радиоуправляемые модели

Радиоуправляемые модели автомобилей вызывают в последние годы все более живой интерес как у детей, так и у взрослых. Это могут быть модели на электродвигателе или даже на двигателе внутреннего сгорания.

В рамках данной статьи мы раскроем тему устройства радиоуправляемых моделей различных типов, и рассмотрим принцип их работы, чтобы тот, кто заинтересуется конструированием собственных радиоуправляемых моделей или просто их покупкой, знал, с чем ему предстоит иметь дело.

Как устроены радиоуправляемые модели

Что касается радиоуправляемых моделей автомобилей, то в первую очередь нужно обратить внимание на то, что масштабы бывают очень разными, начиная от 1:5, заканчивая 1:28. Наиболее популярны сегодня масштабы 1:8 и 1:10, а что касается масштаба 1:5, то это очень крупные модели, которые в основном являются моделями на ДВС. Двигатель внутреннего сгорания больше в размерах, чем электродвигатель.

машинка радиоуправление

По объему цилиндров двигатели внутреннего сгорания подразделяются на классы: 12, 15, 18, 21, 25. Это цифры, обозначающие рабочий объем двигателя в кубических дюймах, в соответствии с американской классификацией. Очевидно, чем выше класс двигателя, тем выше его мощность. Так, например, мощность двигателя 15 класса составляет в среднем 0,9 л.с.

Двигатели внутреннего сгорания для радиоуправляемых моделей работают, как правило, на смеси масла, метанола и нитрометана. Такое топливо в канистрах можно приобрести в магазинах, где продаются радиоуправляемые модели. Фирменное топливо — гарантия долговечной работы мотора.

Радиоуправляемая модель автомобиля

Говоря об электродвигателях, следует отметить, что питаются они, как правило, от аккумуляторов, набранных в батарею, и общее напряжение батареи составляет 7,2 В и более.

В магазинах радиоуправляемых моделей продаются такие аккумуляторы, как в виде отдельных ячеек по 1,2 В, так и в виде готовых батарей различной емкости. Сами двигатели классифицируются по количеству витков обмотки статора, обычно — от 10 и более, и чем меньше витков, тем выше скорость вращения ротора.

Основой модели является шасси, ведь именно на шасси располагаются и крепятся как сам двигатель, так и электроника. Шасси бывают различных типов, с разными модификациями приводов, в зависимости от назначения модели. Формула-1 обычно заднеприводные (чаще) или полноприводные (реже), чтобы по ровной поверхности развивать высокую скорость.

У багги, которые водят по гравию, по песку, - чаще всего привод полный, реже — задний. Аналогично багги, траки чаще всего используют полный привод. Монстры с огромными колесами, в основном - полный привод. Шоссейные модели, для езды по ровным поверхностям, чаще — с полным приводом.

Когда стоит вопрос выбора между электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания, важно сравнить все достоинства и недостатки того и другого типа двигателей, чтобы выбор получился рациональным.

модели на жидком топливе

Так, модели на жидком топливе способны развивать огромные скорости — до 80 км/ч, но задумайтесь, чем чреваты аварии, лобовые столкновения на таких скоростях. Стоит случайно врезаться в стену, и потребуется дорогостоящий ремонт.

Потяните ли вы регулярные заправки качественным топливом, которое дороже бензина? Хотя, объем двигателя мал, и 4-литровой канистры хватит надолго, но все же. Плюс ДВС в том, что продолжительность езды по времени довольно значительна, при этом звук двигателя очень реалистичен. Модели на ДВС дороже моделей на электродвигателях.

Электродвигатель

Отсюда виден основной минус радиоуправляемых моделей на электродвигателях — у них довольно быстро садится аккумулятор, и езда на одной зарядке вряд ли будет длиться более четверти часа. Но модели на электродвигателях, в сравнении с моделями на ДВС, ездят очень тихо, мотор почти не слышно, нет выхлопов, высокое ускорение, хотя и невелика скорость. Тем не менее, придется раскошелиться на хороший аккумулятор и на зарядное устройство, чтобы заряжаться от сети или от автомобильного прикуривателя.

Принципиально радиоуправление моделей не зависит от масштаба, оно устанавливается на модель в формате Ready to run, если вы покупаете модель, и не требует от потребителя ничего кроме того, чтобы взять в руки пульт, и приступить к вождению. Однако, некоторые модели продаются в виде конструктора, и наконец, кто-то захочет самостоятельно изготовить модель. Поэтому давайте все же рассмотрим принцип работы системы радиоуправления.

Электрооборудование радиоуправляемой игрушки

В моделях на электродвигателях (как и на моделях с ДВС) установлен приемник. Когда на пульте управления нажимается курок или поворачивается рулевое колесо, приемник внутри модели тут же принимает посланный с пульта сигнал. Сигнал обрабатывается в приемнике, и соответствующее устройство в конструкции модели приводится в действие.

При повороте рулевого колеса (на пульте), сервопривод заставит через тяги повернуться колеса. При нажатии на курок газа, регулятор скорости получит сигнал к изменению оборотов двигателя, и через передачу (кардан или ремни) колеса начнут вращаться быстрее или медленнее. Мотор, как и электроника приемника с регулятором скорости, питается от батареи.

Если говорить о моделях с ДВС, то при нажатии на курок газа на пульте, или при повороте руля на пульте, все так же посылается сигнал в приемник. Приемник обрабатывает сигнал, и включает соответствующие устройства.

При повороте руля на пульте, через систему тяг сервомотор заставит колеса повернуть. При нажатии на газ, второй сервомотор станет двигать заслонку карбюратора, и топливно-воздушная смесь будет подана в цилиндр потоком определенного объема, - скорость изменится. Для питания сервомоторов используется батарея.

Итак, как вы поняли, в конструкцию именно радиоуправляемой модели входят следующие неотъемлемые ее компоненты: пульт управления, приемник, сервоприводы, двигатель (электрический или ДВС), регулятор скорости для электродвигателей. Данные части продаются в виде комплектов или по отдельности.

Остановимся более подробно на принципе работы электроники передатчика и приемника. Передатчик представляет собой в простейшем виде высокочастотный генератор и низкочастотный модулятор. Модулятор включает высокочастотный генератор с частотой команды. Излучаемый антенной пульта, модулированный высокочастотный сигнал принимается приемником, установленным на модели.

Приемник содержит усилитель низкой частоты, высокочастотный каскад и электронное реле. Высокочастотный каскад усиливает и детектирует принятый сигнал, затем сигнал фильтруется, и отфильтрованный сигнал поступает на вход усилителя низкой частоты. Ток низкой частоты сигнала команды действует на эмиттерный повторитель, который приводит к срабатыванию реле в цепи питания соответствующего двигателя.

В простейшем виде радиоуправляемая модель способна ехать вперед и поворачивать, это зависит, разумеется, от количества сервоприводов. Так, квадрокоптер может обладать шестью приводами.

Что касается команд, то они могут передаваться и по радиоканалу, и по wi-fi, и по bluetooth, и по ИК, благодаря тому, что сигнал как-никак всегда кодируется, и не создает помех, а приемник легко распознает свой сигнал, благодаря предварительной настройке.

Аккумулятор

Теперь остановимся на аккумуляторах для моделей с электродвигателем. Сегодня распространены три типа аккумуляторов: Никель-кадмиевые, никель-металлгидридные и литиевые. Напряжение 7,2 В характерно для первых двух типов, и 7,4 вольта — для литиевых. Литиевые нынче все более популярны, их емкость достигает десятков миллиампер-часов, хотя цена, конечно, соответствующая.

Что касается жидкого топлива, то здесь, как говорилось выше, требуется особое топливо, которое содержит нитрометан. Нитрометан усиливает отдачу ДВС, и содержание сего компонента обычно лежит в диапазоне 16-25%. Содержащееся в топливе масло обеспечивает двигателю смазку. На канистре с топливом указывается процентное содержание в топливе нитрометана, а также тип моделей, для которых данное топливо подойдет.

Кузовы изготавливают из поликарбоната, - легкого и эластичного материала, стойкого к ударам. В продаже есть модели с кузовом и без. Кузов для своей модели можно приобрести и отдельно. Благо, выбор кузовов сегодня очень велик.

Есть прозрачные и окрашенные варианты. Прозрачные можно покрасить изнутри краской для поликарбоната, такая краска продается в магазинах моделей. Для новичков лучше всего подойдет кузов более эластичный, чтобы управление неопытного водителя не привело бы к быстрому его разрушению от аварийных ударов.


В мире достаточно много разнообразной радиоуправляемой (RC) техники, от совсем простых детских машинок на пульте управления до огромных моделей самолетов достигающих размеров автомобиля. В этой статье, я хочу рассказать о части RC мира под названием автомоделизм, о том какие классы моделей бывают, на какие категории делятся, с чего начать и так далее.

Подробности под катом. Осторожно, много трафика.

Типы моделей

Монстры (Monster Truck)

Наиболее популярный класс техники для развлечения.
Представляет собой модель с большим клиренсом, огромными колесами, высоким центром тяжести, соответственно очень неустойчив.
Способен преодолевать любой тип поверхности, идеален для прыжков с трамплинов, горок и просто для развлечения на даче.


Багги

Как правило полный привод. Способны преодолевать любой тип поверхности, при этом наиболее оптимальным будет езда по плотно укатанному грунту.
Именно этот класс наиболее широко представлен на соревнованиях.


Шорт-корс (Short Course)

Представляет собой пикап с короткой базой и задним приводом.
Обладает большой схожестью (копийностью) с настоящими автомобилями. Предназначен для той же поверхности что и багги, то есть укатанный грунт.



Трагги (Truggy)

Что-то среднее между багги и монстром.
Характеризуется наличием больших широко расставленных колес и небольшим клиренсом. Соответственно на этом классе можно отлично преодолевать разнообразные препятствия, трамплины, неровный грунт, при этом управляемость хуже чем у багги, но лучше чем у монстра.
Отличный компромиссный вариант.


Краулеры (Crawler)

Характеризуется огромным клиренсом, таким же огромным ходом подвески, низкой скоростью.
Предназначен исключительно для аккуратного и неторопливого преодоления препятствий.



Дрифт (Drift)

Исключительно шоссейный машины.
Предназначены, как понятно из названия, для дрифта на асфальте.



Ралли (rally)

На ряду с краулерами довольно редкий класс авто.
Как правило, полноприводные машины. Отличаются копийностью. Предназначены для укатанного грунта.


Трофи (trophy)

Отличается высокой копийностью, полный провод — часто с неразрезными мостами, низкой скоростью, мягкими цепкими покрышками.
Предназначен для неспешного преодоления разнообразных препятствий в виде луж, грязи, болота.
На популярные модели продается огромное количество тюнинга в виде канистр, колес, кузовов и прочее для создания точной копии настоящих трофи автомобилей.




Масштаб моделей

Модели различаются по масштабу от микро (1:18) для огромных 1:5 или 1:4 достигающих 1 метра длиной.
Модели масштаба от 1:18 до 1:12 фактически представляют собой игрушки и в соревнованиях не участвуют, при этом не годятся в подарок маленьким детям и не предназначены для катания дома, так как способны развить скорость в 30-35 км/ч.
Наиболее интересный и популярные масштабы это 1:10 и 1:8. Именно в этих классах проводятся основная часть соревнований и наибольшее разнообразие моделей.
Модели масштаба 1:10 и 1:8 могут достигать 50 см в длину и не предназначены для покатушек во дворах и местах скопления людей, поскольку в могут развивать очень большую скорость (до 117 км/ч HPI Vorza), а в купе с массой ( около 4-6 кг) могут причинить серьезную травму.
Самые большие модели масштаба 1:5 обладают, в подавляющем большинстве, двигателем внутреннего сгорания объемом 24-28 см3 и фактически повторяют конструкцию настоящих автомобилей.

Двигатели

    . Электромоторы совершенно стандартной конструкции с катушкой, щетками. Характеризуется малой мощностью, часто слабой надежностью и в целом не интересен. Применяется на недорогих моделях малого и микро масштаба. Для моделей масштаба 1:18, позволяет достигать скорости в 25 км/ч. . Появился в RC относительно недавно, заметно оттеснив традиционные модели с двигателями внутреннего сгорания, поскольку выдает схожую мощность и в отличии от ДВС значительно проще в эксплуатации. . Используется в моделях от 1:12 до 1:8 масштаба. Заправляется топливом с содержанием от 16% до 30% нитрометана. Очень капризный двигатель, нуждающийся в тонкой настройке карбюратора. Крайне не рекомендуется новичкам или тем кто не любит ковыряться с техникой. Двигатель малообъемный (несколько кубических сантиметров), но при этом позволяет снимать несколько лошадиных сил и достигать 30000 — 40000 оборотов.
  • Бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Применяются в моделях масштаба 1:5. Заправляются бензином АИ 92-95. Двигатели намного менее капризные чем малообъемные калильные моторы

Цены на автомодели, в отличие от авиамоделей, имеют свой четкие рамки. Так цены на китайские модели 1:18 с коллекторными моторами начинаются от 3000 рублей (~80 usd). С более мощным бесколлекторным мотором цена достигает 4500 рублей (~130usd). Диапазон цен на хобийные модели (не спортивные) более интересного масштаба (1:10, 1:8) разнится от 10000 рублей до 25000 (300 — 700 usd). Самые дорогие, это модели масштаба 1:5, цены могут достигать 40 — 70 тысяч рублей (1200 — 2000 usd).

Комплектации (варианты поставок)

  • RTR — ready to run. Такая комплектация означает что модель собрана и полностью готова для заездов. Но при этом надо учитывать что аккумуляторы, зарядное устройство и так далее могут не входить в комплект. Обычно они входят в комплект только для совсем бюджетных аппаратов. Также если вы покупаете модель с ДВС, вам в обязательном порядке надо будет докупить накал свечи, батарейки, топливо, термометр и так далее.
  • Kit. Такая комплектация означает что для окончательной сборки модели помимо аккумуляторов, зарядок и прочее, вам потребуется двигатель, аппаратура (пульт с приемником) колеса, регулятор оборотов двигателя и прочее. Киты предназначены для спортсменов и не предназначены для новичков. Такие наборы обычно поставляются в максимальном тюнинге и подразумевается что весь дополнительный обвес у спортсмена уже есть.

Аппаратура (аппа)

Одна из важнейших частей в RC хобби это аппаратура: пульт, приемник, телеметрия. На рынке представлено большое количество вариантов от совсем простых и бюджетных вариантов 2-х канальной аппаратуры за 15-20 баксов:


До навороченной 4-х канальной, с телеметрией, кучей настроек и прочих фишек и ценой в 600 usd:


Конструкция автомодели на примере моей ДВС трагги

Общая картинка с официального сайта:


Модель полноприводная. Три дифференциала. Двигатель 4.6 см3, мощностью в 2.9 л.с. Два кардана расходящиеся от центрального дифференциала с переднему и заднему. На центральном дифференциале закреплены два дисковых тормоза. Двигатель калильного типа, это значит, для запуска двигателя свечу необходимо нагреть специальным накалом, а дальше спираль свечи держит температуру сама.
Нижняя дека:


Нижняя дека представляет собой алюминиевую пластину толщиной 4.5 мм с отверстиями для запуска мотора с помощью стартового стола.
Конструкция передней подвески:


Конструкция передней подвески по сути не сильно уступает настоящим автомобилям в сложности и сильно их превосходит в плане надежности, так падения с высоты 2 метра на грунт с десятком переворотов, как правило для автомодели проходят без каких-либо поломок.

Какую модель купить?

Вопрос сложный и как в случае в компьютерами надо вначале определиться с бюджетом и задачами. Так например есть вы хотите просто погонять на модели, попрыгать с трамплинов и просто получить фан, то ваш выбор это монстр — например HPI Savage. Вам интересны большие машины 5-го масштаба то можно посмотреть в сторону HPI Baja 5T. На ряде форумов есть специальные темы для новичков посвященные выборам техники — ссылки внизу статьи.

Бренды (производители)

  • Чистокровные китайцы: Iron Track, Himoto, BSD Racing, VRX Racing, HSP. Выгодно отличаются ценой, при этом может надежность и продуманность конструкции может страдать. Можно купить как первую модель для того чтобы понять нравиться или нет, обзавестись опытом ремонта и эксплуатации.
  • RTR модели производителей из Штатов, Великобритании и Японии: HPI, KYOSHO, Team Associated, HOTBODIES, Traxxas, Maverick, Team Losi. В среднем «по больнице» обладают большей надежностью и продуманностью конструкции чем китайцы при несколько большей цене. В случае производителей из средней группы надо рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку у каждого бренда есть как качественные удачные модели так и не качественные
  • Киты от Xrax, KYOSHO, Durango, Team Associated. Бескомпромиссные модели для спортсменов в полном тюнинге. Один только кит может стоить дороже чем такая же модель в RTR варианте и не забываем что к ней надо докупить аппу, движок, колеса, регулятор оборотов и прочее. При средней стоимости RTR модели в 20 тысяч рублей (600 usd), подготовленный вариант для соревнований на базе кита может стоить до 60 — 70 тысяч (2000 — 2300 usd).

Соревнования

  • Багги 1:10 4wd электро
  • Багги 1:8 4wd электро
  • Багги 1:10 4wd нитро
  • Багги 1:8 4wd нитро
  • Хобби unlim 1:8

Нитро или электро

До появление БК систем в мире автомоделизма правили ДВС, поскольку коллекторные моторы обладают значительно меньшей мощностью. С появлением бесколлекторных (вентильных) электромоторов весы качнулись в обратную сторону, поскольку у электро моторов при сравнимой с ДВС мощностью есть ряд преимуществ, таких как тишина, надежности, не надо настраивать, обкатывать, не надо заводить, обслуживание на порядок проще и так далее. При этом есть недостаток в виде необходимости зарядки аккумуляторов и вздутии аккумуляторов при минусовой температуре.
От себя могу заметить, что когда выбирал серьезную модель, выбор остановился именно на ДВС варианте, о чем я потом неоднократно пожалел, так как обслуживание, настройка и прочее отнимают много времени, зато можно кататься пока есть топливо, а бешеный рев мотора в купе с облаком дыма не оставляет равнодушным не одного прохожего.


Всем привет, сегодня я бы хотел рассказать вам об RC Cars, машинках на радиоуправлении. Это хобби и достаточно веселое. Лично для себя я нахожу в нем хоть какую-то долю реальности. Сидеть целыми днями клепать кнопочки на Backbone и React уже стало рутиной и надо это дело как-то разбавлять. Меня всегда тянуло к железу, роботам — к конструированию. Это конечно так или иначе пересекается с разработкой, но суховато. Сложно сказать, почему я купив raspberry pi почти 4-5 лет назад на нем так ничего и не сделал кроме простых hello world'ов. А у меня их два.
Но так или иначе теперь у меня есть настоящая железка, не только из кремния но и алюминия, карбона и пластмассы весом +5кг которая носится быстрей чем я даже хотел. Это первая статья из небольшого цикла, в ней я вкратце пройдусь по миру RC машинок. Далее будет уже конкретно по деталям, их свойствам, как собрать, обращаться и хранить свое творение.

Силовым элементом у машинок может быть электромотор или ДВС.


ДВС бывают на nitro и вроде на бензине. Из плюсов — заморачиваетесь по полной с обслуживанием и настройкой, звук, залил топливо и вперед еще кружок. Из минусов — все те плюсы которые вам не по душе.


Электромоторы в свою очередь двух основных конструкций — Brushed и Brushless. Первые по факту просто прошлый век, а вторые современные. Из плюсов лишены минусов ДВС моторов. Из минусов — аккумуляторы нужно заряжать, чтобы покататься. И поначалу будете очень долго париться с подбором параметров. Но это мы обсудим в следующих статьях, все на самом деле не так сложно. Из минусов еще можно добавить обращение с аккумуляторами. Так же обсудим детальней в отдельной статье об аккумуляторах.

Классы машинок

Существует множество различных классов, но так как мы уже взрослые, рассмотрим самые не скучные.

Buggy

Этот класс предназначен для достаточно быстрой езды по трассе. Очень часто именно этот класс пользуется популярностью в соревнованиях. На таких машинках можно и прыгать и уверенно заходить в поворот. Я на таком классе не катался, но не раз видел — выглядит очень убедительно :) Если вы хотите соревнований то этот класс для вас.

Short Course


Как по мне класс эстетически красив и очень схож по чувству, динамики с настоящими short course машинами, особенно в большом масштабе на ДВС двигателе. Идеально для пыльных трасс и пляжей. Так же частенько принимают участие в соревнованиях.

Truggy


На фотке мой красавчик. В шапке голое шасси. На данный момент это мой фаворит. По принадлежности это своего рода помесь Buggy с монстром. У этого класса большие колеса которые схожи по своим параметрам с теми которые используются на монстр моделях но при этом обладают более жесткой подвеской. Это идеальный класс если вы не можете выбрать между ПРЫГАТЬ. и ГОНЯТЬ. С этим классом вы получаете и то и другое, своего рода Fullstack. Такие машинки так же могут принимать участие в соревнованиях, в принципе поймал себя на мысли, что с любым классом можно устраивать соревнования. Просто с этим классом это будет пореже иметь официальный вид.

Существует понятие Bashing в переводчике пояснение дается такое — violent physical assault. Что в принципе соответствует описанию. Башить — это прыгать, высоко, не всегда удачно приземляться и на больших скоростях. Шасси у модели должно быть крепким. Отлететь может все, что угодно :)


Drift


Эти машинки действительно дрифтуют. Они красивые, как правило это точные копии тех или иных моделей авто. Светятся фары и всякие пиу-пиу. Единственный минус, что для них нужны хорошие трассы. Так как на асфальте с твердыми колесами дрифтовать так себе удовольствие. Но из плюсов, если такая трасса есть в вашем городе, то она скорей всего круглогодичная.

Crawlers


В сообществах ходят шутки, что это для людей постарше. Как правило crawlers это мини копии настоящих машин для поездить медленно и повозится в грязи. А так же, как и следует из названия — покарабкаться.


Существует еще большое множество классов, это были основные. Как вариант интересный класс будет Drag. Это модели для драг рейсинга и там пределов моделирования нет. Для них даже трассы соотвествующие.



Масштаб

Размеры машинок бывают разные. Самые ходовые это 1:10, 1:8, 1:5 в порядке возрастания. Я так понимаю 1:1 это реальный размер?

Чем больше масштаб тем больше комплектующие и тем они мощней и соотвественно дороже.

Моя трагга масштаба 1:8 мне обошлась примерно в:
Шасси $240
Регулятор и мотор: ~$150
Серво привод: ~$55
Аккумулятор: ~$60
Радиоуправление: $50
Итого: $550, не считая зарядку для аккумулятора которая тоже примерно $60

Детальней о комплектующих мы поговорим в следующих частях.

Где покупать

Как лайфхак рекомендую найти любителей в вашем городе и пообщаться с ними. Вполне можно встретить людей, которые не только любят данное хобби, но и пытаются что-то организовать вокруг этой темы, и с ненулевой вероятностью они могут пробить вам неплохие скидки у местных дилеров.

Где погонять


По большей части вы можете гонять где хотите. Но попробуйте поискать у себя в городе трассы. Есть немалый шанс, что кто-то сдает в аренду машинки детям и на месте оборудована неплохая трасса. Трассы под открытым небом как правило сезонные. Весна, лето, осень. А зимой любители собираются в спортивных залах школ. В принципе вам ничего не мешает кататься зимой, но стоит учитывать особенности аккумуляторов и в целом неприятный холод :) Вторым лайфхаком в этой статье можно наградить следующий совет — если вам по душе пыльные трассы с трамплинами, а в городе для RC машинок таких нет, то найдите любителей мотоспорта, даунхила или bmx и гоняйте на их трассах. Только вы сами понимаете — осторожно с этим :) Вы не хотите в кого-то влететь или испугать.

Далее будет.

  • RC Машинки: Электромоторы
  • RC Машинки: ESC регуляторы
  • RC Машинки: Шасси и сервоприводы
  • RC Машинки: Аккумуляторы
  • RC Машинки: Как я собрал свою машинку ожидания и реальность

Задавайте вопросы, с радостью на них отвечу :)

Спасибо Capacitor10n поправил опечатку
Спасибо mtkachowA за кучу правок :))
Спасибо wernisag поправил опечатку

Читайте также: