Как выглядят хлудневские игрушки

Обновлено: 03.05.2024

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая их на базаре. Причём мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.

Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки. Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зелёный.

Заборских Александр Геннадьевич

Родился в 1959 году в г. Багратионовск Калининградской области. Гончарному делу учился у потомственных мастеров д. Хлуднево. Продолжает традицию хлудневской игрушки.

Народный мастер РФ. Участник областных, всероссийских выставок, фестивалей, конкурсов.

А. Г. Заборских. Композиции: Барыня с зайцами (2018), Коза с козлятами (2018), Повозка «На ярмарку» (2018) — Глина, лепка, роспись

А. Г. Заборских. Композиции: Барыня с зайцами (2018), Коза с козлятами (2018), Повозка «На ярмарку» (2018) — Глина, лепка, роспись

Коноплёва Евгения Александровна

Родилась в 1984 году в п. Думиничи Калужской области. Гончарному делу училась у отца. Продолжает традицию хлудневской игрушки. Изготавливает свистульки, грематухи, гудухи.

Участник областных, всероссийских выставок, фестивалей, конкурсов.

Е. А. Коноплёва. Композиции: Барыня с детьми (2018), Древо жизни (2018), Птичник (2018) — Глина, лепка, роспись

Е. А. Коноплёва. Композиции: Барыня с детьми (2018), Древо жизни (2018), Птичник (2018) — Глина, лепка, роспись

Востриков Вадим Борисович (1981)

Родился в 1981 году в г. Калуге. Гончарному делу учился с 1992 года у потомственных мастеров д. Хлуднево, в школе глиняной игрушки г. Калуги. Продолжает традицию хлудневской и калужской городской игрушки. Изготавливает свистки, грематухи, фигуры.

Участник областных, всероссийских выставок и фестивалей.

В. Б. Востриков. Композиции: Древо жизни (2018), Лиса с петухом (2018), Барыня (2018) — Глина, лепка, роспись

В. Б. Востриков. Композиции: Древо жизни (2018), Лиса с петухом (2018), Барыня (2018) — Глина, лепка, роспись

Моисеенко Наталия Александровна

Родилась в 1971 году в г. Калуга. Гончарному делу обучалась у Народного мастера России А. А. Лондарева, А. И. Бубнёва, Т. Д. Городничевой, Т. И. Рощиной. Изучает игрушку в собраниях музеев, частных коллекциях, книгах и на выставках. Занимается изготовлением фигур, грематух, гудух, солопелок.

Участник всероссийских и межрегиональных фестивалей.

Силаев Михаил Валерьевич

Родился в 1962 году в г. Калуга. Гончарному делу обучался у Народного мастера России А. А. Лондарева, А. И. Бубнёва, Т. Д. Городничевой, Т. И. Рощиной. В своём творчестве повторяет и сохраняет сюжеты и формы старых мастеров Хлудневской игрушки. В традиционную технику привнесли стилизованные костюмы Калужской губернии: соединили глину и ткань, вышивку и ткачество.

Моисеенко Н. А., Силаев М. В. Композиция «Повезло, так повезло» (2018), Силаев М. В. Игрушки: Всадник на тройке (2018), Баба с ветвями и букетом (2018), Баба с гнездом и белками (2018) — Глина, ангоб, лепка

Моисеенко Н. А., Силаев М. В. Композиция «Повезло, так повезло» (2018), Силаев М. В. Игрушки: Всадник на тройке (2018), Баба с ветвями и букетом (2018), Баба с гнездом и белками (2018) — Глина, ангоб, лепка

Полубинская Татьяна Валентиновна

Родилась в 1964 году в п. Елизово Камчатской области. Гончарному делу училась у потомственных мастеров д. Хлуднево, в школе глиняной игрушки г. Калуги. Продолжает традицию хлудневской игрушки.

Участник областных, всероссийских выставок, фестивалей, конкурсов.

Т. В. Полубинская. Мишка с мёдом (2018), Дерево жизни (2018), Семья (2018) — Глина, лепка, роспись

Трифонов Виктор Иванович

Родился в 1956 году в д. Хлуднево Калужской области. Гончарному делу учился с детских лет у матери и бабушки. Продолжает традицию хлудневской игрушки. Расширил ряд образов и композиций свистульки.

Участник областных, всероссийских выставок и фестивалей.

В. И. Трифонов. Коза с козлятами (2018), Баран (2018), Древо жизни (2018) — Глина, лепка, роспись

Студия "Волшебная глина» Детско-подростковый клуб "Кожевенная слобода", МБОУДО "ДПЦ"Содружество"

Руководитель: Рудченко Олеся Анатольевна.

Студия была создана в 2011 году. В студии изучается традиционная хлудневская игрушка.

Ученики: Гальчук Алексей, Шкляровская Софья, Антипова Полина, Сдобнова Мария, Гузева Ксения.

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) лепили из глины игрушку и продавали на базарах и ярмарках. По названию деревни игрушку стали называть хлудневской.
Эта игрушка “…не имеет поливы, цвет черепка светло-желтый, переходящий почти в белый, раскраска полосатая – чередование полос красных и синих, красных и зелёных. Встречается так же ярко-жёлтый цвет.” (Н.М. Маслов «Калужская художественная керамика»).

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Хлудневская игрушка представляет собой изделия одного из видов русских народных художественных промыслов, изготовление которых до конца XX века было распространено в Калужской области. Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, где данный вид народного промысла был чрезвычайно популярен среди местных гончаров.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

История происхождения промысла

Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века. Многие местные мастера, наряду с посудой и другими изделиями из керамики , стали делать смешные и трогательные игрушки — сувениры из глины.

В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара, и чаще всего лепкой незамысловатых глиняных фигурок занимались женщины и дети, для которых это было весьма увлекательным занятием.

Хлудневская игрушка - свистулька

Хлудневская игрушка — свистулька

После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы.

Хлудневские игрушки, хоть и были далеки от совершенства по своим декоративным качествам и художественному оформлению, тем не менее, пользовались спросом у покупателей. Таким образом, игрушки из глины были для мастеров немалым подспорьем.

Постепенно промысел изготовления посуды сошел на нет, потому что спрос на нее значительно снизился. Эта же участь постигла и хлудневскую игрушку, изготовлением которой теперь исключительно в качестве хобби занимались жительницы деревни Хлуднево.

В 70 — х годах XX века в советской прессе был опубликован ряд статей, рассказывающих об этом своеобразном народном промысле. Далее была всесоюзная выставка произведений народного искусства, где хлудневская игрушка заняла свое заслуженное место. А мастер — гончар Анастасия Гаврикова получила диплом за вклад в развитие декоративного искусства Советского Союза.

В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки не исчез бесследно. Так, созданием своеобразных глиняных игрушек и сувениров продолжают заниматься мастера — энтузиасты из Хлуднево и соседних Думиничей. Это потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков передавали из поколения в поколение секреты мастерства.

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Особенности технологии изготовления игрушек

Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины, а затем оставляют для просушивания на открытом воздухе в течение 2 — 3 дней. После этого их отправляют в печь, где при умеренной температуре происходит процесс окончательного досушивания глины, во время которого она значительно светлеет.

Далее изделия обжигают в печи особым образом, так что после обжига игрушки приобретают уникальный светло — розовый оттенок. Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью и некоторой грубостью форм.

Росписи хлудневской игрушки

В вот росписи имеют характерные особенности, так что хлудневскую игрушку невозможно спутать с образцом другого народного промысла. Так, хлудневские игрушки не расписывают полностью, а только отдельные их элементы — рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей.

Хлудневская глиняная игрушка

Хлудневская глиняная игрушка

Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Среди самых распространенных графических элементов изображений можно назвать следующие:

Роспись на хлудневской игрушке

Роспись на хлудневской игрушке

Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:

Таким образом, некоторые мастера и на сегодняшний день продолжают делать хлудневские игрушки, которые являются отличным декоративным элементом для оформления интерьера в русской национальной стилистике.

Образцы хлудневских изделий из глины

Образцы хлудневских изделий из глины

Хлудневская игрушка — русский народный декоративно-художественный промысел в Калужской области. Свое название промысел получил по наименованию деревни Хлуднево Думиничского района, в которой жили мастерицы, занимавшиеся производством оригинальных глиняных игрушек. Возникновение промысла датируется первой половиной XIX века.

В конце XX века здесь работало пять выдающихся мастериц: А. Ф. Трифонова, Е. Д. Манушичева, М. В.. Самошенкова, К. П. Трифонова и Т. И. Бубнева. Известной народной мастерицей считается Татьяна Городничева.

Хлудневская мастерица Татьяна Городничева.

Хлудневская мастерица Татьяна Городничева.

Игрушки лепят из синей глины , которая после обжига в земляном горне приобретает белый цвет разных оттенков. Для отделки раньше применялись натуральные краски. Их разводили на желтке, а процесс росписи производился соломинкой.

Теперь мастерицы используют готовые краски и кисти. Откликаясь на вкус покупателей, вводят в игрушку новые темы и сюжеты. Однако самое ценное качество хлудневской игрушки — это сохранившееся в ее пластике восприятие крестьянским художником человека и природы как единого неделимого мира.

Хлудневские игрушки

Хлудневские игрушки

Множество фигурок и деталей игрушечницы искусно соединяют в скульптурные композиции. » Птушки-соловейчики», медведи, собаки, цветы, листья, человечки, головки животных, их лапки и хвостики — все эти отдельно изготовленные элементы лепятся друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяющего могучее плодоносное дерево жизни.

Ему же уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучки, гнезда, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена и в пластической форме хлудневской куклы — древоподобной, как бы прорастающей цветущими ветками и листьями, плодами и птицами.

Хлудневские игрушки на выставке

Хлудневские игрушки на выставке

Вместе с тем кукла передает и конкретные детали народного костюма. Здесь можно узнать и местные головные уборы, и шейное украшение — приставной воротник, и верхнюю плечевую одежду » коротайку» с карманами и рукавами до локтя.

В росписи игрушек чаще всего мастерицы используют следующие цвета:

Подобное цветосочетание типично для калужской вышивки и ткачества, а также для местного народного костюма.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Хлудневкие игрушки : 4 комментария

В сентябре 1970 г. на Всесоюзной выставке народных и самодеятельных художников хлудневская мастерица Анастасия Фёдоровна Гаврикова была награждена почётным дипломом. Её игрушки отмечены редакцией журнала «Декоративное искусство СССР». Изготовлением хлудневской глиняной игрушки сейчас занимаются потомственные мастера в деревне Хлуднево, а также мастера в посёлке Думиничи, дети и внуки хлудневских мастеров в городе Калуге.

Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зелёный.( «Русская народная игрушка», автор Галина Львовна Дайн).

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причём мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки. Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.


Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.


На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.
Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.
В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки.
Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Читайте также: