Какие игрушки были у детей на руси

Обновлено: 02.07.2022

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: самые старые детские игрушки.


До XX века практически все детские игрушки изготавливались из недолговечных материалов. Современным историкам приходится в основном догадываться, как играли дети, глядя на рисунки, анализируя упоминания в текстах или исходя из здравого смысла и условий жизни людей прошлого. Но всё же некоторые очень, очень старинные игрушки можно увидеть в музеях: их нашли археологи.

Самые древние «машинки» в мире


Как только появились повозки, дети стали в них играть. А самые добрые из родителей — дарить красивые, долговечные маленькие колесницы, которые можно катать по полу, сколько душе угодно. Самая старая игрушечная повозка найдена в греческом захоронении на территории Турции, ей около пяти тысяч лет. Она сделана из терракоты и украшена узорами. К сожалению, её положили в могилу ребёнку вместе с другими терракотовыми игрушками: фигурками животных и людей.

Самую старую игрушечную повозку нашли в могиле греческого мальчика.

На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.

Игрушка хараппской цивилизации.

А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.

Внутрь можно посадить крохотную куклу и прокатить.

Такая кибитка может перевозить и игрушечную посуду.

Звери на колёсиках

Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.

Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.

Не все уверены, что это были детские игрушки.

Всегда остаётся вероятность, что любая маленькая скульптура связана со священными обрядами.

Маленькая фигурка также могла быть и украшением жилища.

Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.

Таких собачек в Мексике нашли несколько.

Выставлен в Лувре.

Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.

Дети Древней Греции и Рима обожали лошадок на колёсиках.

На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.

Обломки игрушечных лошадок часто находят в раскопках под Новгородом или в Старой Ладоге.

Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.

При жизни хозяина лошадка выглядела лучше.

Воинственные игрушки


Этот бронзовый рыцарь из-за манеры исполнения кажется очень древним, но на самом деле ему шестьсот или семьсот лет. Нашли его в Германии.

Средневековый минимализм.

Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.

Настоящий меч, даже небольшой, попадал в руки мальчику не сразу.

А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.

Игрушечные мечи формой имитировали взрослые. Любовь ко всему старинному появилась намного позже.

Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.

Греческие дети играли в битвы на колесницах.

Типичный Древний Египет


Игрушки, которые совершают одно и то же движение, мало годятся для каждодневных игр, но поначалу детей забавляют. В Древнем Египте делали, например, вот такого раба-зернотёра. Ему почти три с половиной тысяч лет. Распрямляясь и нагибаясь, он как бы возил камнем, растирая зерно на доску.

Подвижные игрушки были не редкостью в Древнем Египте.

Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.

Игрушка из кости.

В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.

Тряпичной кукле трудно чем-то удивить.

Мультики доисторической эпохи


Задолго до изобретения телевидения родители, похоже, усаживали детей смотреть мультики, чтобы малыши вели себя потише. Этот диск, который, если его вращать за ниточки, показывал «бегущую антилопу», найден на одной из стоянок каменного века. Ему больше шестнадцати тысяч лет. И он такой найден не один!

Для демонстрации работы учёные изготовили копию одного из вращающихся дисков.

Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.

Подвижные игрушки


В Лувре выставлен глиняный кубарь из античных Фив. От волчка кубарь отличается тем, что играли с ним при помощи хлыстика из палочки и верёвки. Сначала верёвку закручивали, укладывая в специальные желобки, вокруг игрушки и ставили кубарь на пол. Потом резко дёргали за рукоятку хлыстика так, чтобы кубарь закрутился, пока верёвка сходит с него. Но на этом игра не останавливалась: ребёнок заставлял кубарь крутиться дальше, ловко подстёгивая его хлыстиком.

В кубари играли также в Средневековой Европе и на Руси.

Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.

Волчки также использовались для настольных игр, но не в античном мире.

Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.

Играли в мячи практически по всему миру.

Погремушки


Погремушки одновременно развлекали детей и отгоняли шумом злых духов. Эта древнеримская погремушка изображает малыша, катающегося верхом на свинье. Внутри катается глиняный шарик, издавая звон о глиняные же стенки.

Один из экспонатов Лувра.

Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.

К сожалению, почти всегда погремушки находят в детских могилах.

Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.

Довольно затейливая по сравнению с месопотамскими.

Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.

Наверное, были очень звонкими.

Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.

«Катиться кубарем» – знакомое выражение, но что такое кубарь? А ведь эту игрушку русские дети обожали в течение многих столетий. Были и другие, о которых тоже стоит вспомнить.

Главное, что объединяет все русские народные детские игрушки, – простота и дешевизна изготовления. Эти игрушки делались из подручных материалов и в свободное от тяжелой работы время. А техники изготовления передавались от родителей к детям и были отточены веками. Практически любой отец мог вырезать из дерева сыну – лошадку, а дочери – куклу, которую она потом наряжала в лоскутки материи.

Игрушек в крестьянской избе было немного, так что их берегли. Да и время для игр у крестьянских детей было более ценным – ведь уже с 5-6 лет их начинали привлекать для помощи по дому, прежде всего, для присмотра за маленькими братьями и сестрами. Как раз примерно в пять лет дети уже сами учились делать простейшие игрушки для младших.

Куклы: закрутки, стригушки, няжашки

Русским куклам никогда не рисовали лица и глаза. Как пишет исследователь вопроса Галина Дайн, «безликость народной тряпичной куклы – это явный след анимистических воззрений славян. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил». Лица у кукол появились только к концу XIX века, под влиянием западной городской игрушки. Зато изобретательности в создании разных видов кукол русским было не занимать.

Согласно древним обычаям, как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-закрутку. Это делалось без иголки, только руками, так как металл считался «опасным» элементом. Она могла быть чисто тряпичной, или наполняться крупой, сеном или шерстью. Еще до родов закрутка укладывалась в подготовленную люльку, а когда младенец рождался, становилась его первой игрушкой-оберегом.

Такую куклу можно было пеленать, наряжать, баюкать. Конечно, со временем кукла обтрепывалась и пачкалась – несложно было ее развязать, постирать и собрать обратно, чему дети постепенно учились сами. Разновидность куклы-закрутки – кукла-няжашка (от слова нежить), собранная из чистых тряпиц, чтобы ребенок мог ее поцеловать без вреда для здоровья.

Куклы-стригушки делались из соломы, часто буквально в поле, чтобы успокоить и развлечь малыша. Ведь маленьких детей, за которыми было некому присмотреть, пока вся семья в поле, приходилось таскать с собой. Дома с ней можно было играть веселее – обряженный в тряпичное платье и обрезанный снизу, этот пучок соломы мог стоять на столе или на полу, а от вибрации – топота или стука – стригушка «танцевала».

Правильно сделанный обрез соломы снизу – полукруглой формы – позволял кукле, не падая, мелкими «шагами» перемещаться по столу, причем танец никогда не повторялся! А собрав вместе нескольких стригушек, можно было устроить целый русский танец.

Стригушек покрупнее ставили между оконными рамами на зиму – солома хорошо впитывала влагу, и рамы не разбухали в оттепель, когда оттаивал иней со стекол. Такие большие стригушки доставались детям только после сезона «службы» между рамами.

Кубарь

Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Кубарь вытесывался из цилиндра диаметром от 4 до 8 сантиметров и высотой от 5 до 11 сантиметров. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века. В кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь, и Владимир Красно Солнышко. Можно уверенно говорить о том, что игры с кубарем у древних русичей были одними из самых распространенных.

Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.

Кубарь – это, по сути, русская разновидность бильбоке – развивающей игрушки, тоже состоящей из палки, веревки и шара. Как и кендама (японское бильбоке, игрушка, которую дарили маленьким японцам из знатных семей, будущим воинам), кубарь развивал в русских детях ловкость, подвижность, дух борьбы и состязательности в групповых играх.

Игрушки «с движением»

Русские кинетические игрушки, или игрушки «с движением», как говорили в старину, требовали уже специальных навыков резьбы по дереву и применения пропорций, и делали их артели мастеров-игрушечников. Таких артелей было много, каждая со своим стилем и традициями, но бесспорно самым известным местом, где профессионально делали деревянные игрушки, в том числе кинетические, стали окрестности Сергиева Посада. Промысел стал широко развиваться здесь с начала XIX века, но существовал с незапамятных времен. По преданию, сам святой Сергий Радонежский любил мастерить деревянные игрушки и одаривать ими детишек.

Богородские резчики были столь искусны, что могли сымитировать в дереве фарфоровую статуэтку. Резались игрушки из мягких пород дерева – липы и осины, тех же, из которых делали церковную деревянную мебель, иконостасы и декор. А в этом у местных мастеров был многовековой опыт.

Центром производства игрушек «с движением» было село Богородское, в 30 километрах от Сергиева Посада, где игрушку резали буквально в каждом доме. В отличие от игрушек большинства других артелей, богородские игрушки оставались некрашеными – их смысл был в движении. Посмотрим на самые известные «модели». Прежде всего это «Мужик и медведь», по очереди ударяющие по наковальне, если двигать прямоугольную подставку.

А еще было множество игрушек с подвешенной на нитке деревянной гирькой, вращая которую, можно было заставить стоящих в кругу птиц клевать зерно, косцов – косить траву, и так далее. А самая простая игрушка с такой гирькой – заяц (или солдат) с барабаном.

Игрушки со звуком

Самая известная звуковая игрушка – глиняный соловей, внутрь которого наливали воду. Птичка устроена так, что, подув ей в хвост, можно услышать «соловьиные» трели. Искусствовед Елена Ковычева пишет: «Свист на все лады, напоминавший пение птиц, отпугивал, по мнению наших предков, злые силы». В Вятской губернии даже был весенний праздник – Свистунья, или Свистопляска, в ходе которого дети дудели в глиняных соловьев несколько дней кряду – призывая весну и прогоняя бесов. Эту же функцию исполняли множество разновидностей трещоток, шумелок, фырчалок и погремушек.

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Были, конечно, и разнообразные глиняные свистульки в виде зверей и людей, устроенные по принципу окарины. Существуют и до сих пор дымковская (Вятская губерния), хлудневская (Калужская губерния), абашевская (Пензенская губерния) традиции глиняных игрушек, причем, к примеру, абашевская игрушка явно пронесла через века древние образы сказочных зверей, напоминающие первобытное искусство.

Уверена, согласитесь со мной, что магазины детских игрушек излюбленное место нашей детворы. Чего тут только нет: конструкторы, машинки, куклы, настольные игры и многое другое. От огромного разнообразия у нас самих разбегаются глаза, что тут говорить про детей. Много игрушек, действительно, очень полезных и привлекательных, а некоторые вызывают удивление и даже настороженность. Например, куклы с не пропорциональным телосложением и неестественным лицом.

Думаю, что роль игрушки для ребенка не только развлечь его, но и чему-то конкретному научить. С игрушкой наши дети познают мир, формируют свои идеалы, которые они потом пронесут через всю свою жизнь.

Поэтому, решила подготовить рассказ своим внукам о том, какие игрушки были в древности, какой смысл они несли в себе. Может эта информация будет полезна и вам. И так вот что я узнала.

Как давно появились первые игрушки

Детские игрушки существуют столько же, сколько существует человечество. Ребёнок тянется постигать мир глазами, на слух и, конечно, руками. Любой родитель постарается не допустить, чтобы ребёнок взял в руки опасный предмет, найдёт ему замену. Скорее всего, так и появились первые игрушки.

Из чего изготавливали игрушки в древности

В древности игрушки изготавливали из самых простых природных материалов: дерева, глины, ткани, травы и т.п. В этом плане весьма интересно утверждение древнего мыслителя Аристотеля. Он был уверен, что детям обязательно нужно делать природные игрушки, иначе они будут ломать вещи в доме.

Археологи нашли подтверждения изготовления игрушек в славянских поселениях ещё в IX веке. Их называли потешками. Такие игрушки пользовались большой популярностью на ярмарках и базарах того времени, конкурировали с иностранными, расписными сундуками и ложками.

Деревянные игрушки

Самые простые игрушки вырезали из дерева.

«Панки». Что это?

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» - самый древний вид деревянной славянской игрушки. Материалом для них служил кусок ствола дерева, который называли «панг». Оказывается, что северные умельцы изготавливали их до начала XX века. Такие игрушки были похожи на древних идолов языческих славян и представляли собой фигурки зверей, птиц, человека.

«Разводы»

Были и более сложные деревянные игрушки, например, «разводы». На раздвижных планках закрепляли фигурки людей или животных.

«Тарахтушки»

«Тарахтушки» - погремушки. Делали шарики или коробочки из дерева или берёзовой коры, рога коровы или козы, пузырей домашних животных. В такие коробочки клали горошины или камушки.

«Ревуны»

«Ревуны» - производили звук пищания. Их делали из плодов акации или соломинок. Удивительно, читаю о ревунах и вспоминаю, что у нас в детстве были такие забавы. Мы с подругами использовали стручки желтой акации. Надо же, как долго жила старинная традиция, а мы даже не подозревали о ней.

«Кубарь»

«Кубарь» - деревянный шар или цилиндр на короткой ножке, прообраз современного волчка, юлы. Кстати, юла это наше славянское изобретение.

«Дзык» — похож на волчёк. В дырочки пуговицы вставляют тонкую палочку и заставляют крутиться. При этом образуется жужжание. Где-то я тоже это видела.

Другие деревянные игрушки

Еще были фурчалки, трещётки, пильщик, солдат с саблей, плясуны, кузнецы, козюлька, меленки, цыкалка и другие.

Разъёмная деревянная кукла

Отдельно хочу сказать об одной знаменитой кукле, ставшей символом всего русского. Это деревянная кукла Матрёшка. Форма такой разъемной куклы существовала очень давно, а вот Матрёшкой её окрестили значительно позже, возродив тем самым старинные традиции. У исследователей есть несколько мнений об этой удивительной кукле. Одни считали, что кукла, которая много раз открывается и имеет в своем составе семь тел, соответствует земле, имеющей семь сфер. Наши предки умели видеть эти тонкие тела и передали информацию в кукле. По-другому утверждение, семь тел куклы говорит о том, что семь поколений рода зависят друг от друга, сохраняют генетическую память и передают свой уникальный код. Поэтому очень важно хранить традиции предков и память своего рода. Ещё есть мнение, что эта кукла женского рода с большим потомством - символ Богини Жизни, продолжения славянского рода.

Почему деревянные игрушки полезны для ребёнка

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Деревянные игрушки считаются самыми безопасными и экологически чистыми. Они гладкие и тёплые, что положительно влияет на восприятие ребёнка. Дерево имеет свойство успокаивать. Не зря советуют обнять дерево, чтобы получить успокоение и наполнить себя силой природы. (Один нюанс, надо знать, какое дерево выбрать!) Ребёнок, играя такими игрушками, «подзаряжается» энергией дерева. Простота игрушки способствует развитию воображения, даёт простор для творчества. Такие игрушки сложно сломать, поэтому они долговечнее современных пластиковых.

Глиняные игрушки

Среди глиняных игрушек известны: соловей, игрушки в виде хлебцов и др.

Соловей

Соловей — формой и размером игрушка соответствует яблоку. У неё носик, через который игрушку наполняют водой. Через дырочки при вдувании выходит воздух и начинает звучать мелодия.

Есть предположение, что глиняные свистульки сопровождали древние обряды. Их свистом отпугивали злых духов.

Игрушки в виде глиняных хлебцов

Такие игрушки были найдены в Рязани. Они наглядно и очень реалистично демонстрируют нам, как выглядел хлебный каравай в то время.

Чем полезны глиняные игрушки

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Работа с глиной очень полезна для массажа активных точек на ладошках детей, развитии мелкой моторики. Сейчас много современных материалов для лепки: различные виды пластилина и глин.

Куклы

Куклы в древности делали из разных материалов: дерева, воска, глины, фарфора. Образ куклы стремились приблизить к реальному женскому облику.

Но кукла у славян была не только игрушкой ребёнка, она имела глубокий сакральный смысл. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье: « Куклы это не игрушки? Сакральный смысл народных кукол. Кукла как формула мироустройства ».

Это, скорее всего, был идол и оберег. Такова, например, кукла Берегиня. Её располагали над крыльцом и окнами дома.

Позже появились куклы-лихорадки. Таких кукол шили набором 12 штук. На каждый из 12 месяцев от 12 болезней.

Самой популярной была кукла закрутка или мотанка. Её делали, свернув тряпицу в рулон и перетянув ниткой в местах головы и талии. Сверху из лоскутка делали для куклы платье.

Каждую девочку учили делать такую куклу из ткани, травы или соломы. Если семья была бедна, куклу делали из чурочки, обмотав её подручным материалом.

Играя с куклами, девочки познавали важные нравственные понятия, семейные и общественные правила поведения. Большую роль тут играл наряд куклы, как прообраз девочки, девушки, женщины. Ведь в нём была заложена информация о том, как вести себя и как одеваться соответственно возрасту, социальному статусу и семейному положению. В символике наряда была заложена информация даже о том, в какой местности проживает человек. Об этом у меня есть публикация: « Кокошник — визитная карточка женщины ».

На Руси существовала примета: если дети много времени проводят с куклами и игрушками, то в семье будет прибыль. Небрежное отношение к игрушке приводило в дом беду.

Предки верили в обережные свойства куклы и всячески поощряли детей играть ими. Куклы надёжно охраняли сон ребенка, поэтому любимая игрушка была с ним и днём и ночью.

Особенно прививали любовь к играм с куклами девочкам, потому что она символ продолжения жизни рода.

Чаще всего делали тряпичные куклы. В славянском доме таких кукол насчитывалось около сотни на все праздники и случаи жизни. Я уже несколько лет занимаюсь народными куклами, на моем счету пока только 34 вида кукол. Чем больше изучаю их, тем больше нахожу новые виды кукол и интересную полезную информацию.

Оказывается, уже с пяти лет дети учились делать самые простые куклы-мотанки и вместе с ними познавать мир. Потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе маленькой мастерицы.

Еще один интересный факт. По специальной обрядовой кукле Девка-Баба судили о готовности девушки к замужеству. О том, какая сторона куклы выглядела более привлекательно, делали вывод, о чем больше думает девушка — о семье или нарядах и развлечениях. Об этом обряде и кукле Девка-Баба у меня есть публикация: « Два состояния женщины или как наладить отношения с супругом и детьми. Кукла Девка-Баба ».

Хочу обратить ваше внимание на то, что лицо этим куклам не прорисовывали. Существовало такое поверье, что кукла с лицом приобретает свою душу. Это могло повредить ребенку. Безликая кукла могла быть одновременно игрушкой для развлечения и безопасным оберегом.

Куклы сопровождали всю жизнь девочки-девушки-женщины. По древнему обычаю, если женщины почувствовала в себе зарождение новой жизни, то приступала к изготовлению специальной куколки-оберега для будущего малыша. Для каждого этапа жизни была своя особенная кукла со своим сакральным смыслом. Например, для детей по старше была кукла Каша. По ней девочек учили кашеварить.

Что несут современные игрушки нашим детям?

Теперь подведем итог. Как видите, для наших предков было очень важно не только развлекать ребёнка игрушкой, но и обучать с её помощью законам жизни, мироустройства, поддерживать связь с родом. Могут ли это обеспечить современные игрушки, чему они учат наших детей? Да, среди огромного разнообразия есть интересные экземпляры развивающих гаджетов. И они с большим успехом развивают ум ребёнка. Но, мы, же прекрасно понимаем, что для полноценной жизни этого не достаточно, необходимо развивать и разум. Могут ли это сделать сегодняшние магазинные игрушки?

Читайте также: